Персоны энциклопедии / Шкаровский Михаил Витальевич
1 2 3 4 5 6
Рождество-Богородицкий Имоченский погост (дер. Имоченицы, Лодейнопольский р-н)
Рубрики
РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКИЙ ИМОЧЕНСКИЙ ПОГОСТ (дер. Имоченицы, Лодейнопольский р-н). До XVII в. осн. Рождественский жен. мон., упраздненный после 1600. Первонач. дерев. монастырская ц. Рождества Пресв. Богородицы построена до 1582. В 1717 на ее месте возведена новая дерев. церковь с двумя приделами (в т. ч. прп. Алексия Человека Божия). Закрыта 10 июня 1934, передана под сельсовет, избу-читальню и красный уголок колхоза. Здание ц. разрушено в нач. 1960-х. В наст. время периодические богослужения совершаются в ц. Свят. Василия Великого, построенной в 2001-02 худ. И.Л. и Ю.С. Грецкими (освящена в память небесного покровителя худ. В.Д. Поленова, владельца усадьбы Имоченицы). 10 окт. 1934 закрыты три приписные часовни: Ширинская (Тихвинской иконы Божией Матери), Шангинская (Прор. Илии) и Никоновская (Преображения Господня). Другая дерев. монастырская ц. Свят. Николая Чудотворца построена до 1582, разорена во время войны со шведами в нач. XVII в., возобновлялась в 1616 и 1653. С нач. XVIII в. – приходская ц., в 1895 перенесена на левый берег р. Оять. В 1898-99 на ее месте по проекту арх. П.Ф. Вахрушева построена новая дерев. ц. Закрыта 1 авг. 1935, здание передано под клуб. В 1998 находившаяся в аварийном состоянии ц. разобрана, на ее месте в 1998–2003 сооружен новый дерев. Никольский храм. Лит.: Мордвинов И.П. Старый Тихвин и Нагорное Обонежье. Тихвин; СПб., 1999. С. 9; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
подробнее…
Русско-эстонское благочиние
Рубрики
РУССКО-ЭСТОНСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ. Народы Прибалтики первоначально были крещены в православие, с XIII в. обращены в католичество, с XVI в. – в лютеранство. В 1841 начался переход эстонских крестьян в православие. Значительное число эстонцев переселилось в сер. XIX в. в С.-Петерб. губ. Идея устройства эсто-латышской правосл. церкви в СПб. впервые была высказана в Совете Прибалтийского Правосл. Братства Христа Спасителя и Покрова Божией Матери. В 1888 в Андреевском соборе г. Кронштадт священник Адам Симо (впоследствии настоятель латышского прихода в СПб.) совершил первые правосл. службы на эстонском яз. В 1894 в СПб. основан первый рус.-эстонский приход, в к-ром служил выпускник СПб. ДА эстонец о. Павел Кульбуш; он же возглавил рус.-эстонское благочиние, к-рое существовало в С.-Петерб. епархии в 1895–1918. В него входило девять приходов (в т. ч. семь эстонских, один латышский и один русско-финский). Большинство храмов появилось в нач. ХХ в.: Исидоровская ц. в СПб. (1903-07), ц.-школа Успения Божией Матери в г. Гатчина (1907, ранее службы проходили в Павла Апостола соборе); Петропавловская ц. в дер. Клопицы (построена в 1784, с 1900 рус.-эстонская); Св. Ирины в с. Волгово Петергофского у. (построена в 1813-17, с 1910 рус.-финская), Никольская ц.-школа с. Заянье Гдовского у. (1907), Никольская в г. Нарва (г. Ивангород; построена в 1851-54, с 1903 рус.-эстонская), Крестовоздвиженская в Кронштадте (построена в 1840-е как англиканская, с 1902 рус.-эстонская). Существовали правосл. латышский приход в надвратной Скорбященской ц. Александро-Невской лавры (1904-18) и эстонская община при соборе Екатерины Великомученицы в г. Луга (в 1890-е – 1918). Духовенство приходов получало дотации Св. Синода. После рев-ции 1917 последовали репрессии. Прот. П. Кульбуш (в монашестве Платон, в 1917 еп. Ревельский) в 1919 расстрелян большевиками в г. Тарту (канонизирован в 2000). В 1931-38 расстреляны эстонские священнослужители епархии: прот. Карп Эльб (канонизирован в 2002), прот. Николай Симо (канонизирован в 2002), протодиакон Петр Симо, прот. Александр Пакляр, прот. Иоанн Сарв (канонизирован в 2003). Вместе со священниками была репрессирована и значительная часть прихожан. К кон. 1930-х закрыты все быв. храмы благочиния. Последней, в 1944, перестала действовать Никольская ц. в г. Ивангород, разрушенная в ходе боевых действий. В наст. время две быв. эстонские церкви возвращены верующим: Исидоровская – в 1993 и Крестовоздвиженская – в 2001, но эстонских приходов нет. Лит.: Вячеслав Кумыш, священник. Священномученики Эстонской Церкви, в Юрьеве пострадавшие. СПб., 2000; Иеромонах Нестор (Кумыш). Санкт-Петербургская епархия и эстонское православие кон. XIX – первой пол. XX столетия // Церковный вестник. 2002. № 12. С. 47-50. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Сектантство
Рубрики
СЕКТАНТСТВО. Религиозные об-ва, не принадлежащие к мировым конфессиям, условно разделяются на имеющие зап., рус. и вост. происхождение. К протестантским (зап.), помимо баптистов, относятся адвентисты седьмого дня (появились в первой пол. XIX в. в США). В С.-Петерб. губ. первая их община образована в 1897; в 1917 открыты три молитвенных дома в Петрограде и один – в колонии Каменка (Выборгский р-н). Последняя община ликвидирована в мае 1938. В 1945 создан Всесоюзный совет адвентистов седьмого дня; в 1946-47 в Ленинграде существовала легальная община (150 чл.), снятая затем с регистрации и ушедшая в подполье; вновь зарегистрирована в 1981. В 2004 адвентисты имели восемь общин в СПб. и семь – в Лен. обл. (в Выборге, Луге, Пикалево, Кингисеппе, Гатчине, Светогорске и Тосно). Связаны с баптизмом и христиане веры евангельской (пятидесятники). В 1911 их община возникла в Выборге, а в 1913 – в СПб. Последняя община в обл. ликвидирована в 1938. После ВОВ в Ленинграде существовали три, а в области – восемь нелегальных групп (Тосненская возродилась в период нем. оккупации). В Ленинграде первая группа зарегистрирована в 1978, в обл. (в Гатчинском р-не) – в 1983. В 2004 имелось 50 общин пятидесятников в СПб. и 40 – в обл. В 1995 зарегистрирована Ассоциация христианских церквей «Союз христиан», имеющая в Лен. обл. 20 организаций. С 1992 значительное распространение получили свидетели Иеговы (течение возникло в 1870-е в США). С 1999 их управляющий центр в России находится в пос. Солнечное (на терр. СПб.). В наши дни в СПб. они имеют 60 собраний с 8 тыс. членов; в области зарегистрированы семь объединений, но фактически они существуют во всех районных центрах. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны; с 1830, возникла в США) имеет с 1991 две общины: в СПб. и Выборге. По одной общине (в СПб. и Выборге) имеет Армия спасения (создана в 1878). Рус. происхождение имеют трезвенники (чуриковцы) и «Богородичный центр» (с 1992; самоназв. – «Православная Церковь Божией Матери Державная»), одна община к-рого находится в СПб. и четыре – в обл. (в Выборге, Гатчине, Волхове, Всеволожском р-не), в т. ч. «скит» под назв. «Обитель Соловецкой Голгофы» в дер. Мендсары (Всеволожский р-н). К вост. течениям относятся: последователи веры Бахай (бахаисты), к-рые имеют общины в СПб. и Выборге, об-во сознания Кришны (вайшнавы, кришнаиты), Сахаджа Йога, ныне запрещенная «Аун Сенрекё», мунисты (последователи корейского проповедника С. Муна). Лит.: Шаров В.Г. Религиозные объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области. СПб., 2005. С. 68-81, 97-129. М.В. Шкаровский
Авторы
подробнее…
Серафим Вырицкий (Муравьев) (1866-1949), Преподобный, церковный деятель
Рубрики
СЕРАФИМ ВЫРИЦКИЙ (Василий Николаевич Муравьев; 1866–1949), преподобный, церк. деятель. В 1876 переехал в СПб., работал рассыльным в Гостином дворе. В 1890 женился, имел детей. С 1892 – приказчик. В 1897 окончил Высшие коммерческие курсы. В нач. 1900-х ездил на Афон, после возвращения получил благословение на старчество от Св. Иоанна Кронштадтского. Духовный сын прп. старца Варнавы Гефсиманского, под влиянием к-рого стал вести аскетическую жизнь. С 1920 – в Александро-Невской лавре. 29 окт. 1920 принял постриг с именем Варнава (тогда же стала монахиней его жена), затем иеродиакон, иеромонах (1921). В 1924 назначен казначеем и членом Духовного собора. На рубеже 1926-27 пострижен в вел. схиму с именем Серафим в честь прп. Серафима Саровского. В нач. 1927 избран духовником Лавры. Вследствие тяжелой болезни по настоянию врачей и митр. Ленингр. Серафима в 1930 поселился на ст. Поповка на даче прот. Леонида Богоявленского. С весны 1932 – в пос. Вырица, там же вместе с ним поселилась быв. жена С., схимонахиня Серафима (Муравьева). Был прихожанином Казанской ц. По преданию, в годы ВОВ (в период оккупации поселка) молился в саду на камне перед иконой прп. Серафима Саровского о спасении России и возрождении РПЦ. Скончался в Вырице, был похоронен у Казанской ц. (ныне мощи покоятся в часовне у алтаря). Канонизирован в 2000 на Архиерейском соборе. Лит.: Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий / Авт.-сост. А. Трофимов. М., 1996; Филимонов В.П. Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа. СПб., 2001; Соколова Л.И. Несение скорбей. Семья Муравьевых (К жизнеописанию прп. Серафима Вырицкого) // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2002. № 28-29. С. 95-101, 149-164. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Сергий (Страгородский) (1867-1944), Патриарх, церковный деятель
Рубрики
СЕРГИЙ (Иван Николаевич Страгородский; 1867–1944), патриарх. Окончил Нижегородскую семинарию (1886) и СПб. ДА (1890; канд. богословия). 30 янв. 1890 пострижен в монашество, 21 мая 1890 рукоположен во иеромонаха. Работал в Японской духовной миссии, СПб. и Моск. ДА, служил в посольской церкви в Афинах, архимандрит. Магистр богословия, автор ряда богословских тр. С июля 1899 – ректор С.-Петерб. семинарии, с 24 янв. 1901 – ректор СПб. ДА. С 25 нояб. 1901 – еп. Ямбургский, викарий С.-Петерб. епархии. С 6 окт. 1905 – архиеп. Финляндский и Выборгский. Содействовал распространению православия среди карел, организовал миссию при Преображенском соборе в Выборге, открыл в с. Видлицы Олонецкой губ. Православное Карельское братство (1907). Участвовал в устройстве Линтульской общины, неоднократно посещал о. Валаам и о. Коневец. В 1911-17 – член Св. Синода, с 1913 – пред. его Учебного комитета. В авг. 1917 избран архиеп. Владимирским, с ноября – митрополитом. С 1924 – митр. Нижегородский, с 1925 – зам. Патриаршего местоблюстителя. В 1927 вместе с чл. Синода выпустил «Послание к пастырям и пастве» о лояльности церкви сов. власти. В 1934 – митр. Московский и Коломенский, с 1937 – Патриарший местоблюститель. В 1941-43 – в эвакуации в Ульяновске. 8 сент. 1943 на Архиерейском соборе избран Патриархом Московским и всея Руси. Умер в Москве, погребен в Богоявленском соборе. Лит.: Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947; Одинцов М.И. Русские Патриархи XX века. М., 1999; Страж Дома Господня. Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) / Авт.-сост. С. Фомин. М., 2003; Фирсов С.Л. Время в судьбе: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский). СПб., 2005. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Смоленской иконы Божией Матери церковь (дер. Поги, Тосненский р-н)
Рубрики
СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЦЕРКОВЬ (дер. Поги, Тосненский р-н). Первонач. домовая ц. в дерев. усадебном доме Вонлярлярских устроена в 1848. Новая кам. пятикупольная ц. с пристроенной трехъярусной колокольней возведена по проекту арх. Б.Б. Гейденрейха в 1850-51 в рус.-византийском стиле. Освящена в 1851. В 1855 устроен придел Рождества Христова. Закрыта в 1935. В 1990 возвращена верующим, в 1992 начата реставрация, богослужения совершаются нерегулярно. Является подворьем Вознесенского Софийского собора (г. Пушкин). С.-Петерб. епархии принадлежит также терр. быв. усадьбы Новолисино, где организовано фермерское х-во европ. типа; в восстановленном усадебном доме расположен совр. пансион для престарелых. Лит.: Клавинг В.В. Храмы Санкт-Петербургской епархии. СПб., 2004. С. 117-118; Мурашова Н. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии. СПб., 2005. С. 221-223; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Собор Санкт-Петербургских и Ладожских Святых
Рубрики
СОБОР САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИХ И ЛАДОЖСКИХ СВЯТЫХ. В Собор вошли святые, совершавшие свои подвиги в пределах совр. и ист. территории С.-Петерб. епархии. В епархии почитаются мощи нек-рых святых, прославленных до XX в.: св. кн. Александра Невского (ск. в 1263), прп. Антония Дымского (1224), прп. Арсения Коневского (1447), прп. Александра Свирского (1533) и его родителей прпп. Сергия и Варвары (XVI в.), прп. Трифона Городецкого (1593), прп. Киприана Стороженского (после 1598), прп. Корнилия Паданского (XVI в.), прп. Мартирия Зеленецкого (1603) и прп. Макария Римлянина (XVI в.). В условиях антирелигиозной политики гос-ва процесс канонизации был затруднен и возобновился в кон. 1980-х. С этого времени прославлены в лике святых блж. Ксения Петербургская (1988), св. прав. Иоанн Кронштадтский (1990) и более 70 новомучеников и исповедников российских XX в., пребывавших в пределах С.-Петерб. епархии. В их числе свт. Патриарх Тихон (1990), сщмч. митр. Петроградский Вениамин и расстрелянные с ним в 1922 сщмч. архим. Сергий (Шеин) и мчч. Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров (1992), прмц. вел. кн. Елисавета Федоровна (1992), сщмч. митр. Киевский Владимир (1992), первомученик царскосельский прот. Иоанн Кочуров (1994), сщмч. митр. Ленинградский Серафим (1997), сщмч. архиеп. Верейский Иларион (1999). На юбилейном Архиерейском соборе 2000 прославлены вошедшие в Собор прп. Серафим Вырицкий и новомученики: свв. царственные страстотерпцы, митр. Казанский Кирилл, архиепископы Пермский Андроник, Херсонский Прокопий, Великоустюжский Николай, епископы Ревельский Платон, Вятский Виктор, Лубненский Аркадий, Уфимский Симон, Белгородский Никодим, Прилукский Василий, протоиереи Владимир Лозина-Лозинский, Александр Сахаров, Иоанн Стеблин-Каменский, Философ Орнатский с сыновьями мчч. Николаем и Борисом, священники Николай Кулаков, Павел Брянцев, Георгий Никитин, Павел Гайдай, протодиакон Никита Алмазов, прмчч. Гавриил (Владимиров), Арефа (Митренин), Владимир (Пищулин) и мц. Анна Лыкошина. В 2001-05 канонизированы убиенные в 1918-38 сщмчч. еп. Шлиссельбургский Григорий, петерб. протоиереи Петр Скипетров, Алексий Ставровский, Николай Сперанский, Борис Клеандров, Вячеслав Силин, Петр Успенский, Карп Эльб, Михаил Чельцов, Викторин Добронравов, прмч. Лев (Егоров), мцц. княжна Кира Оболенская и Екатерина Арская; кронштадтские: сщмчч. прот. Николай Симо и свящ. Григорий Поспелов; тихвинские: сщмчч. протоиереи Иоанн Сарв, Николай Покровский, иереи Емелиан Панасевич, Василий Канделябров, игумен Арсений и игумения Иоанникия; ивангородские: сщмчч. прот. Димитрий Чистосердов и свящ. Александр Волков; прот. Николай Кулигин из с. Рыбацкое; везенбергский прот. Сергий Флоренский и валкский свящ. Иоанн Петтай. День памяти новомучеников российских установлен в воскресенье, следующее за днем убиения митр. Киевского Владимира (25 янв./7 февр. 1918). Множество новомучеников погребено в братских могилах на Левашовской пустоши (ст. Левашово), на Ржевском полигоне (Пороховые), в Аракчеевском лесу (г. Пушкин), на кладб. Жертв 9-го января в СПб. и во дворе Кронштадтской тюрьмы. Празднование Собора установлено на заседании Св. Синода 19-20 апр. 2000. Лит.: Собор новомучеников и исповедников Петроградских // С.-Петербургские епархиальные ведомости. 2001. № 24. С. 5-26; Санкт-Петербургский мартиролог. СПб., 2002. С. 5-16; Попов И. Новомученики и исповедники Петербургские // С.-Петербургские епархиальные ведомости. 2003. № 30/31. С. 216-218. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Собора Богородицы церковь (дер. Рогожа, Волховский р-н)
Рубрики
СОБОРА БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ (дер. Рогожа, Волховский р-н). На левом берегу р. Сясь, на землях Медведского Никольского мон. до 1563 основан Богоявленский погост. Первонач. дерев. ц. Богоявления Господня построена до 1582. Село и ц. получили назв. в память видения монаха Новгородского Саввол-Вишерского мон.: в в ненастную ночь к правому берегу реки на рогоже плывет икона Собора Богородицы. Позднее ц. переосвящена в честь Рождества Пресв. Богородицы, сгорела 15 апр. 1834. Одноим. кам. ц. с пристроенной колокольней возведена в 1837-38 в стиле «провинциального классицизма». Освящена 1 сент. 1838. Строилась на средства прихожан и петерб. купца 1-й гильдии М.Д. Эртова (Ертова), имевшего здесь дровяную биржу. В ц. находился колокол, отлитый в Стокгольме в 1730. В округе было 10 часовен, в 1850 учреждена приходская школа. Не действовала с 15 июня 1937. Закрыта 27 июля 1940, здание передано под магазин. Открыта пост. Совета Министров от 27 июля 1945. После проведения ремонтных работ богослужения начались 8 янв. 1946, с тех пор не прекращались. Лит.: Берташ А.В., Векслер А.Ф. Новая Ладога. СПб., 2004. С. 139-140; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Спаса Нерукотворного Образа церковь (г.Всеволожск)
Рубрики
СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА ЦЕРКОВЬ (г. Всеволожск, ул. Шишканя, 11а). Построена в 1899–1901 вдовой П.А. Всеволожского на Румболовской горе над склепом мужа как храм-усыпальница Всеволожских. Кирпичное здание имеет форму восьмигранника; ц. рассчитана на 500 мест. Освящена 16 авг. 1901, с февр. 1916 – приходская. Закрыта в окт.е 1931 и передана коммуне «Труд»; использовалась под разл. хоз. нужды. В годы ВОВ мимо ц. проходила «Дорога жизни». С 1960-х пустовала. Возвращена верующим 29 дек. 1989, богослужения начались 13 апр. 1990; одновременно проводились восстановит. работы (проект арх. В.Е. Жукова). Освящена 24 нояб. 1991. В 1991 сооружена металлическая звонница и установлены колокола. Святыня: Нерукотворный образ Спасителя (XVII в.). Лит.: Реннер М. Церковь Спаса Нерукотворного. Всеволожск, 1991; Попов И.В. Церковь Спаса Нерукотворного образа на Румболовской горе во Всеволожске // С.-Петербургские епархиальные ведомости. 1994. № 13. С. 42-47. М. В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Старообрядчество
Рубрики
СТАРООБРЯДЧЕСТВО. Течение в рус. православии (староверы, «раскольники»), сохр. обряды, существовавшие до реформ царя Алексея Михайловича и патриарха Никона (сер. XVII в.). Подразделяется на поповцев (белокриницкого согласия и беглопоповцев), сохр. священство, и утративших его беспоповцев (поморского, федосеевского и филипповского согласий). На терр. С.-Петерб. губ. согласия беспоповцев возникли в 1730-е, поповство – с нач. царствования имп. Елизаветы Петровны. Первонач. старообрядцы подвергались гонениям. При имп. Екатерине II (в 1760-е) им разрешили создавать общины в СПб., тогда же на терр. губ. возникли дер. староверов, переселившихся из Речи Посполитой (в осн. в Гатчинском у.). В 1809 прошел петерб. собор федосеевцев. В 1883 С. уравняли в правах с православием и староверам разрешили строить молитвенные здания, но без куполов и крестов; в 1905 все ограничения были сняты. Старообрядцы белокриницкого согласия имели в СПб. шесть церквей (последние закрыты в 1939), беглопоповцы – один храм (закрыт в 1920-х). Поморцы (ок. 5 тыс. членов) имели три молельных дома (последний закрыт в 1934), федосеевцы (ок. 6 тыс.) имели три моленных (последняя закрыта в 1936), филипповцы (ок. 300) – одну моленную (осн. в 1767, закрыта в 1920-е). В С.-Петерб. губ. больше всего церквей и молельных домов было в Гатчинском (г. Гатчина, с. Ратково, дер. Лампово) и Лужском у. (дер. Логовище, дер. Лубино, с. Луговое), а также на востоке губ. Перед рев-цией 1917 в Петрограде и губ. проживало ок. 15 тыс. старообрядцев всех толков. До кон. 1920-х их деятельность активизировалась, затем начались массовые гонения. В 1930-х – нач. 1940-х были закрыты все храмы и молельные дома, последними – ц. в Гатчине (1 нояб. 1940) и в с. Ратково (7 июня 1941). В послевоен. период в Лен. обл. удалось возродиться только С. поморского (Древлеправославная Поморская церковь) и белокриницкого (Русская Православная старообрядческая церковь) согласий. 8 дек. 1946 официально открыт молельный дом поморцев в дер. Лампово (действует в наст. время). В 1946-60 действовала молельная поморцев в Ленинграде; в 1961 община перебралась в Рыбацкое, где открыла моленную (в наст. время – ц. Знамения Пресв. Богородицы; с нач. 1990-х действует духовно-благотворительный центр «Невская Обитель»). В 1960-е в Ленинграде и области имелись две зарегистрированные и три незарегистрированные общины поморцев (ок. 4 тыс. чел.), а также 2,5 тыс. поповцев белокриницкого согласия, существовавших нелегально. В наши дни в СПб. и Лен. обл. зарегистрировано восемь общин старообрядцев (около 2 тыс. членов). Лит.: Старообрядчество: Опыт энциклопедического словаря / Сост. С.Г. Вургафт, И.А. Ушаков. М., 1996; Шаров В.Г. Религиозные объединения С.-Петербурга и Ленинградской области. СПб., 2005. С. 33-50. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Теологическая семинария евангелическо-лютеранской церкви
Рубрики
ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКОЙ ЦЕРКВИ ИНГРИИ ИМ. С.-Я. ЛАУРИКАЛЫ (дер. Колбино, Всеволожский р-н). В 1993 Синод ЕЛЦ Ингрии принял решение о создании Уч.-диаконического центра. В 1995 выстроен комплекс дерев. зданий. В 2001 принято решение о преобразовании центра в ин-т, устав зарегистрирован в февр. 2005. В 2003 возведено кам. здание (проект финского арх. Я. Ренонена), освященное 21 сент. 2003. Проводится обучение по программам: нач. теологический курс, бакалавр религиоведения, курсы канторов, молодежных и диаконических работников, учителей воскресных школ, повышения квалификации служащих пасторов. В наст. время на трех курсах обучается 19 чел. (в год принимается 7-8 чел.), преподавателей с иностр. гостями – 37 чел. Занятия проводятся на рус. и фин. яз. В институтской б-ке – 14 тыс. книг. Летом организуется диаконический лагерь. При ин-те существует небольшой приют для престарелых. Богослужения проходят в расположенной вблизи Лютеранской церкви Святого Георгия (см.). Лит.: Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России. 1917–1945. СПб., 2004. С. 193-194. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Теологический институт евангелическо-лютеранской церкви Ингрии им. С.-Я.Лаурикалы
Рубрики
ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКОЙ ЦЕРКВИ (ЕЛЦ) ИНГРИИ ИМ. С.-Я. ЛАУРИКАЛЫ (дер. Колбино, Всеволожский р-н). В 1993 Синод ЕЛЦ Ингрии принял решение о создании Уч.-диаконического центра. В 1995 выстроен комплекс дерев. зданий. В 2001 принято решение о преобразовании центра в ин-т, устав зарегистрирован в февр. 2005. В 2003 возведено кам. здание (проект финского арх. Я. Ренонена), освященное 21 сент. 2003. Проводится обучение по программам: нач. теологический курс, бакалавр религиоведения, курсы канторов, молодежных и диаконических работников, учителей воскресных школ, повышения квалификации служащих пасторов. В наст. время на трех курсах обучается 19 чел. (в год принимается 7-8 чел.), преподавателей с иностр. гостями – 37 чел. Занятия проводятся на рус. и фин. яз. В институтской б-ке – 14 тыс. книг. Летом организуется диаконический лагерь. При ин-те существует небольшой приют для престарелых. Богослужения проходят в расположенной вблизи Лютеранской церкви Святого Георгия (см.). Лит.: Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России. 1917–1945. СПб., 2004. С. 193-194. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Тихвинской иконы Божией Матери церковь (г.п. Сиверский, Гатчинский р-н)
Рубрики
ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЦЕРКОВЬ (Гатчинский р-н, г.п. Сиверский, Колхозная ул., 2). В 1897-98 в Новом Болшево построено дерев. здание приюта для девочек-сирот с ослабленным здоровьем. В 1898 на втором этаже устроена и освящена домовая ц. Приют закрыт в 1918, ц. пытались закрыть в 1930, но верующие отстояли ее. Настоятель (в 1920-47) прот. Константин Красовский. После закрытия в 1945 Троицкой ц. в пос. Дружноселье из нее перенесены иконостас и утварь. В нач. 1950-х освящен правый придел Пресв. Троицы. В нач. 2000-х заменены колокола, проведен капитальный ремонт ц. Святыни: Тихвинская икона Божией Матери, икона прп. Серафима Саровского с частицей мощей. Лит.: Бурлаков А. Сиверские храмы. Сиверская, 1993; Ильюнина Л. Тихвинская икона Божией Матери в Сиверской // Град Духовной. 2004. № 4. С. 45-46. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Тихвинской иконы Божией Матери церковь (дер. Романщина, Лужский р-н)
Рубрики
ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЦЕРКОВЬ (дер. Романщина, Лужский р-н). Первонач. дерев. ц. Св. Пророка Илии построена в 1679 как усадебный храм помещиков Елагиных. Разобрана в 1840. В 1770-76 на средства Е.Н. Елагина вблизи усадьбы возведена кам. ц. по типу небольших вотчинных храмов XVII в. («восьмерик на четверике»). Отдельно стоящая кам. шатровая колокольня соединена с ц. дерев. переходом. У алтаря похоронен адм. И.И. де Траверсе. Не действовала с 1938, закрыта 19 дек. 1939. Передана под «культурное учреждение». Вновь открыта в 1943 священником Василием Сергеевым (настоятель до 1947). С 1940-х состоит на учете как пам. архитектуры. Окончательно закрыта 2 окт. 1962. С 1963 использовалась под с.-х. склад. Здания церкви (в т. ч. купол с крестом) и колокольни (без шатра) сохр. В нач. 2000-х передана лужскому казачеству, ведутся восстановительные работы. Лит.: Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Лужский район. СПб., 2001. С. 195-200. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Трезвенничество
Рубрики
ТРЕЗВЕННИЧЕСТВО, религ.-нравственное движение. Распространялось в осн. среди рабочих и ремесленников, недавних выходцев из деревни. Основано И.А. Чуриковым, к-рый в 1906-07 создал в СПб. об-во «Трезвая жизнь» и в 1908 «Сельскохозяйственную трудовую коммуну трезвенников братца Иоанна Чурикова» в пос. Вырица Царскосельского у. Движение охватило неск. тыс. чел. В коммуне постоянно жило 30 чел. и ок. 200 периодически сменялось. На проповеди Чурикова в Вырицу приезжало до 1000 паломников. У чуриковцев сохранялись гл. элементы правосл. культа за исключением причастия. Ряд участников движения не признавал богослужебных правил, допускался прием неправославных. Центр. Совет об-ва располагался в Обухове под СПб.: здесь инструктировались проповедники, издавался журн. «Трезвый рассвет». В 1919 в Петрограде зарегистрирована «Община народных трезвенников, последователей братца Иоанна Чурикова». К нач. 1929 в Вырицкой коммуне состояло 184 чел. В марте 1929 религ.-просвет. деятельность чуриковцев запретили, руководителей приговорили к трем годам заключения, в 1932 срок продлили еще на три года. На пике движения в сер. 1920-х в СССР насчитывалось от 40 до 100 тыс. трезвенников (в Ленинграде и губ. – до 10 тыс.), из них 80% – рабочие. В разное время работало от 7 до 11 отделений об-ва. В 1920-е действовали и др. объединения трезвенников. В 1920 Петросовет разрешил проведение религ. бесед А.И. Смирнову, проповедовавшему с 1905; в 1922 им зарегистрировано «Всероссийское общество духовно-нравственных народных трезвенников» из 60 чел. С 1924 в Ленингр. губ. существовало также «Общество духовно-нравственных народных трезвенников братца Михаила Миронова». В июле 1928 руководителей мироновцев привлекли к суду по обвинению в антисоветской и антиобщественной деятельности, у остальных членов об-ва взяли подписку о прекращении религ.-трезвеннической работы. Окончательно движение Т. прекращено в кон. 1930-х. Последователи Чурикова в кон. 1980-х возобновили легальную деятельность. Центром ее по-прежнему является Вырица, где с 1989 действует «Дом братца Иоанна» с молитвенным залом на 300 чел. В наст. время число чуриковцев в России и за рубежом достигает неск. тысяч чел. Лит.: Элиашевич И.Я. Правда о Чурикове и чуриковцах. Л., 1928; Санкт-Петербургский мартиролог. СПб., 2002. С. 290-291; Крапивин М.Ю., Лейкин А.Я., Далгатов А.Г. Судьбы христианского сектантства в Советской России (1917 – кон. 1930-х гг.). СПб., 2003. С. 239-252, 259-260. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Троицы Пресвятой церковь (г. Всеволожск)
Рубрики
ТРОИЦЫ ПРЕСВЯТОЙ ЦЕРКОВЬ (г. Всеволожск, Всеволожский пр., 64). В 1903-04 при ст. Рябово Ириновской ж. д. на средства прихожан построена дерев. часовня (арх. В.Д. Николя). В 1905 она была перестроена в ц. в рус. стиле (арх. П.П. Соколов). С 1914 – самостоятельный приход. Закрыта в марте 1941. Использовалась под склад зерна, мобилизационный пункт, в 1943 переоборудована под кинотеатр. В 1945 передана всеволожской общине. После ремонта освящена 15 дек. 1945, являлась единственным действующим храмом в р-не. При настоятеле прот. Николае Петровском пристроены ризница и хоры (1948). В 1992 построен церк. дом с крестильней, ризницей и трапезной. Святыни: иконы прп. Серафима Саровского, свят. Николая Чудотворца и Божией Матери «Озерянская», «Владимирская», «Скоропослушница», «Избавительница», Всех Святых. Лит.: Троицкая церковь во Всеволожске // Невский духовный вестник. 1989. № 6. С. 13-15; Гуреева-Дорошенко И., Ганф Т. 100-летие храма Святой Живоначальной Троицы во Всеволожске // Церковный вестник. 2004. № 12. С. 21-25; Храм во имя Святой Живоначальной Троицы в г. Всеволожске. 1904–2004. Всеволожск, 2004. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Троицы Пресвятой церковь (дер. Андрианово, Тосненский р-н)
Рубрики
ТРОИЦЫ ПРЕСВЯТОЙ ЦЕРКОВЬ (дер. Андрианово, Тосненский р-н). В 1788 в усадьбе Марьино была построена небольшая дерев. ц. в стиле классицизма. На ее месте в кон. 1820-х – 1831 возведена кам. ц. в готическом стиле, украшенная шпилями и стрельчатыми витражными окнами (арх. И.Ф. Колодин и П.С. Садовников). Ц. освящена в 1831. Служила усыпальницей рода Голицыных. Закрыта 9 окт. 1936, здание передано под клуб дет. дома. Пострадала в годы ВОВ, в наст. время – руины. Лит.: Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 172-175; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Троицы Пресвятой церковь (дер. Васильково, Кировский р-н)
Рубрики
ТРОИЦЫ ПРЕСВЯТОЙ ЦЕРКОВЬ (дер. Васильково, Кировский р-н). Первонач. дерев. ц. возведена в 1721, разобрана в 1833. Кам. ц. построена в 1827-33 в стиле классицизма по проекту арх. Д.И. Висконти, освящена в 1833. Настоятель в 1930-е священник Антон Шмыга репрессирован в 1937. Не действовала с 1937, закрыта 5 сент. 1940. Здание передано под культурное учреждение, ныне – в руинированном виде. Лит.: Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Троицы Пресвятой церковь (дер. Гора-Валдай, Ломоносовский р-н)
Рубрики
ТРОИЦЫ ПРЕСВЯТОЙ ЦЕРКОВЬ (дер. Гора-Валдай, Ломоносовский р-н). Кам. однокупольная ц. на мызе Алютино (вблизи сев.-зап. берега Копорского зал.) построена в 1899–1903 в рус. стиле по проекту арх. В.А. Косякова, освящена в 1903. Интерьер также был выполнен в рус. стиле, алтарь изготовлен из кипариса. К осн. зданию в форме четверика пристроена шатровая колокольня, вблизи был возведен приходский дом. В приход входили дер. Черная Лахта, Пулково, Шепелево, Кандокюль и Гора-Валдай. Настоятель (в 1917-22) священник Иоанн Лебедев. Ц. закрыта в кон. 1930-х. В 1993 воссоздана община, в 1994 ц. возвращена верующим; после проведения ремонтных работ возобновлены богослужения. При храме существует паломническая служба. Лит.: Клавинг В.В. Храмы Санкт-Петербургской епархии. СПб., 2004. С. 32-33; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Троицы Пресвятой церковь (дер. Гостилицы, Ломоносовский р-н)
Рубрики
ТРОИЦЫ ПРЕСВЯТОЙ ЦЕРКОВЬ (Ломоносовский р-н, дер. Гостилицы, Нижняя ул., 4). Первонач. дерев. ц. существовала в поместье Никиты Калитина в XVII в. В 1730-е рядом с усадьбой построена дерев. ц. Владимирской иконы Божией Матери. В 1747 освящена домовая Троицкая ц. в усадебном доме гр. А.Г. Разумовского, с 1782 в том же доме размещалась ц. Ревельского полка. Кам. Троицкая ц. возводилась в 1755-64 предположительно по проекту арх. А.В. Квасова на средства гр. К.Г. Разумовского. Освящена в 1764, перестроена в 1840-х. Овальная в плане ц. с прямоугольными апсидами и трапезной выполнена в стиле барокко, увенчана массивным восьмигранным куполом. Юж. и сев. входы фланкируются двумя двухколонными портиками дорического ордера с высокими треугольными фронтонами. Не действовала с 1935, закрыта 4 авг. 1939. После ВОВ пустовала, постепенно разрушаясь. Возвращена верующим в 1994, действует с марта 1995. Во второй пол. 1990-х проведена реставрация. Лит.: Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 176-177; Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии: Ломоносовский район. СПб., 1999. С.47-48; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Троицы Пресвятой церковь (дер. Иссад, Волховский р-н)
Рубрики
ТРОИЦЫ ПРЕСВЯТОЙ ЦЕРКОВЬ (дер. Иссад, Волховский р-н). В рыбацком селе Иссад в сер. XVI в. находился Троицкий на Златыне мон., разоренный швед. интервентами в нач. XVII в. Дерев. монастырская (затем приходская) Троицкая ц. на берегу р. Волхов разобрана из-за ветхости в 1858. Новая кам. ц. с колокольней построена на ее месте в 1863-66 по проекту арх. К.А. Тона при участии арх. К.И. Брандта и А.В. Мусселиуса. В 1870 открыта церк.-приходская школа, в 1872 – попечительство. Ц. не действовала с 1935, закрыта 9 мая 1941, передана под «культурное учреждение». После ВОВ храм пустовал, разрушался. С 2005 в крипте ц. совершаются службы, началось ее восстановление. Лит.: Берташ А.В., Векслер А.Ф. Новая Ладога. СПб., 2004. С. 136-137. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Троицы Пресвятой церковь (дер. Старые Мёдуши, Ломоносовский р-н)
Рубрики
ТРОИЦЫ ПРЕСВЯТОЙ ЦЕРКОВЬ (дер. Старые Мeдуши, Ломоносовский р-н). Кам. однокупольная ц. в стиле классицизма построена и освящена в 1788, приделы посвящены свят. Николаю и мчч. Роману и Давиду. Возводилась на средства гр. Р.И. Воронцова и его внебрачного сына А.Р. Ранцова (впоследствии Ранцовы были погребены в ц.). В 1866 по проекту арх. Н.Д. Федюшкина пристроена колокольня. Приходское попечительство открыто в 1869. В 1899 в приходе состояли: с. Мёдуши, дер. Никольская, Горка, Развалово, Ст. и Н. Буря, Заостровье, Муховицы, Модолицы, Добряницы, Слепино, Савольщина 1 и 2, Радушево, Н. Медуши, Никкорово, Лопухинки, Долговые Нивы, Верх. Рудицы, Десятская, Рудицы, Стародворье, Усть-Рудицы (всего 548 дворов). Ц. перестроена в 1907 (арх. Н.А. Долбинский). Закрыта в кон. 1930-х. Здание пострадало от обстрелов в годы ВОВ. Ныне – в руинированном виде, отсутствует верх. часть колокольни. Рядом сохр. фундамент усадебного дома помещиков Ранцовых. Лит.: Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии: Ломоносовский район. СПб., 1999. С.115-123; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Успения Пресвятой Богородицы церковь (г.Ивангород)
Рубрики
УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ (г. Ивангород). Построена в Ивангородской крепости из местного известняка, предположительно в 1507-09 венецианским зодчим Маркусом Греком. К юго-вост. углу двухъярусной трехапсидной ц. с галереей примыкает одноэтажный Покровский придел, каждый объем увенчан световым барабаном со сферическим куполом. После 1681 переоборудована под лютеранскую кирку; в 1704, после взятия Нарвы рус. войсками, закрыта. В 1744 вновь освящена как правосл. храм, в 1757 восстановлен придел, превращенный в теплую ц. В те же годы появилась высокая шатровая кровля и барочная колокольня. В 1827-64 относилась к воен. ведомству. В нач. 1919 храм пострадал от бомбардировок, настоятель (с 1907) иерей Александр Волков расстрелян большевиками (погребен на Петропавловском кладб. Ивангорода, впоследствии канонизирован). Церковь освящена после ремонта в 1921. В 1930-34 Мин-во обороны Эстонии предпринимало попытки ее снести. В 1944 утрачена гл. святыня – Тихвинская икона Божией Матери, а также др. ценности, разрушены кровли, купол; богослужения прекратились. В 1974 рухнула сев. галерея. В 1976-85 проведена реставрация. С 1994 возобновились регулярные богослужения. Лит.: Мильчик М., Петров Д. Успенская церковь Ивангорода и ее венецианские прототипы // Крепость Ивангород. Новые открытия. СПб., 1997. С. 124-163; Синякова Г.А. Русская Нарва // С.-Петербургские епархиальные ведомости. 2001. Вып. 25. С. 70-72. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Успения Пресвятой Богородицы церковь (г.Сясьстрой, Волховский р-н)
Рубрики
УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ (г. Сясьстрой, ул. Ленина, 77а). Кам. церковь в стиле провинциального барокко, увенчанная луковичным пятиглавием, построена в 1751. Разделена стеной на вост. и зап. (теплую) половины, в каждой половине было по два алтаря. В 1810-16 пристроена кам. колокольня, в 1829 позолочены иконостас и киоты, в 1859 ц. освящена после перестройки. Среди святынь имелась особо чтимая икона Успения, с к-рой связано предание о спасении в XVII в. нескольких местных жителей от швед. плена. На 1917 к ц. были приписаны четыре часовни, сохр. одна – кам. Успенская (кон. XIX в.) на левом берегу р. Сясь. Закрыта пост. През. Леноблисполкома от 15 янв. 1939. С 1950-х не использовалась и разрушалась, в 1962 во время бури упал купол колокольни со шпилем. В 2000 образовалась община, в 2002 учрежден приход и назначен настоятель. 1 марта 2003 совершено первое богослужение. В 2003-06 восстанавливались купола и кресты, проводился ремонт кровли и стен. В храме хранятся иконы святых, к-рым посвящены его приделы. Лит.: Храм Успения Пресвятой Богородицы в Сясьских Рядках (город Сясьстрой) // Церковный вестник. 2003. № 8-9. С. 31-33. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
Успения Пресвятой Богородицы церковь (дер. Большая Вруда, Волосовский р-н)
Рубрики
УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ (дер. Большая Вруда, Волосовский р-н). Первонач. дерев. ц. на терр. Врудского Богородицкого погоста построена до 1500. В нач. XVII в. во время войны со шведами разорена, возобновлена в 1726-29, в 1810 сгорела. Временно действовала в 1810-40 как домовая, в кам. здании. В 1823-40 по проекту арх. О.В. Бремера и К.И. Брандта возведена новая однокупольная кам. ц. в стиле классицизма, освящена в 1840. В 1892 пристроена двухъярусная колокольня. Не действовала с 1938. В период нем. оккупации возвращена верующим и освящена в 1942. Не действовала с 1960 из-за отсутствия священника. Закрыта 10 нояб. 1961, здание передано под мастерские ср. школы. Возвращена верующим в 1990-х, возобновлены богослужения. Ведутся реставрационные работы. Лит.: Шкаровский М.В. Церковь зовет к защите Родины. СПб., 2005. С. 311; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Успения Пресвятой Богородицы церковь (дер. Терёбушка, Кировский р-н)
Рубрики
УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ (дер. Терёбушка, Кировский р-н). Кам. ц. построена в 1854-55, расширена в 1868 по проекту арх. К.И. Брандта. В 1879 построена колокольня по проекту арх. Г.И. Карпова (?). Не действовала с 1937, закрыта 22 дек. 1940. Здание передано под «культурное учреждение». 25 нояб. 1947 отклонено ходатайство верующих об открытии ц. Сохр. в полуразрушенном виде, пустует. Лит.: Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Успения Пресвятой Богородицы церковь (с. Лезье, Кировский р-н)
Рубрики
УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ (с. Лезье, Кировский р-н). В XVI в. на правом и левом берегах р. Мга существовали две дерев. ц. Свят. Николая Чудотворца. В 1714-15 в близлежащем с. Успенском возведена дерев. Успенская ц. (перестроена в 1785-86, разобрана в 1850). По инициативе владельца усадьбы Успенское кн. Б.Н. Юсупова в 1842 составлен проект однопрестольной кам. ц. (арх. В.Е. Морган). В 1849 утвержден проект уже трехпрестольного храма, освященного 2 дек. 1851 при кн. Н.Б. Юсупове-мл. Трехчастный храм с шатровой колокольней над притвором близок к образцовым проектам К.А. Тона. Левый придел ц. был посвящен св. Георгию Победоносцу, правый – Благовещению Пресв. Богородицы; по нему с. Успенское стали называть Благовещенским. Храм расширен в 1878-80. В приход входили дер. Войтолово, Лезье, Сологубовка, Петрово и Турышкино. Ц. не действовала с 1938, закрыта 27 июля 1940, использовалась как «культ.-просвет. учреждение». Богослужения совершались в период оккупации – с кон. 1941 по янв. 1944, в крипте находился нем. солдатский лазарет. В июне 1946 передана Леноблпищепрому. Позднее пустовала, разрушалась. В 1998 передана общине. Восстановлена с помощью нем. Нар. союза попечения о воен. захоронениях как храм-памятник примирения народов. 9 сент. 2000 рядом открыто неме. воинское кладб. и «Парк Мира» (см.). Ц. освящена 20 сент. 2003, в ее крипте устраивается музей, посвященный рус. и нем. жертвам войны. При ц. существует б-ка, работает летний лагерь для детей-сирот. Лит.: Открытие храма и музея в с. Лезье (Сологубовка) // Церковный вестник. № 10. 2003. С. 27-28; Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. С. 164-168. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Феодора Стратилата Великомученика церковь (дер. Кисельня, Волховский р-н)
Рубрики
ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ЦЕРКОВЬ (дер. Кисельня, Волховский р-н). Первонач. дерев. ц. построена в Песоцком Федоровском погосте в XV в., впервые упоминается в писцовых книгах 1499/1500. Разобрана из-за ветхости в 1768, возобновлена в 1768-71 с приделом Нерукотворного Спаса, освящена 7 июня 1771. Сгорела в 1898. Небольшая кам. ц. построена в 1903-06 по проекту арх. Н.Ф. Романченко, освящена в 1906. Среди святынь были частицы мощей ап. Андрея, свят. Николая Чудотворца, св. Феодора Стратилата, Трех Святителей и Евангелие 1751. С 1922 принадлежала обновленцам. Не действовала с 1937, закрыта 15 янв. 1939. После ВОВ лишилась шатрового завершения, использовалась под склад. Три приписные часовни не сохр. Возвращена верующим, действует с 1995. При ц. имеются б-ка, аудиотека и книжная лавка. Известностью пользуется источник «Тихоновец» за храмом у р. Песенка, у к-рого совершаются водосвятные молебны. Лит.: Берташ А.В., Векслер А.Ф. Новая Ладога. СПб., 2004. С. 136; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Францисканский монастырь (г. Выборг)
Рубрики
ФРАНЦИСКАНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (г. Выборг, ул. Водной заставы, 4). Основан в XV в. Сохр. здание монастырской школы нач. XVI в., сложенное из гранитных валунов и кирпича. Перестроено в сер. XVII в. под дворянское собрание города, называлось Рыцарским домом. В XVIII в. «Общество выборгских рыцарей» устроило на втором этаже просторный зал; подвалы и ниж. этаж использовались для хоз. нужд. В 1799 здание приспособлено для католич. часовни Св. Гиацинта. В 1856 часовня получила права приходской ц. Настоятель в 1914-27 – прелат Густав-Адольф Карлинг. Ц. закрыта в марте 1940 после взятия города сов. войсками. Действовала в 1941-44, окончательно закрыта в 1944, здание пострадало в годы ВОВ. Здание ц. восстановлено в 1972 как Рыцарский дом (проект арх. М.А. Дементьевой); возрождены нек-рые интерьеры XVII–XVIII вв. Передано под дет. худож. школу. Лит.: Кепп Е.Е. Архитектурные памятники Выборга. Л., 1977. С. 99-101; Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю., Шикер А.К. Римско-католическая церковь на Северо-Западе России в 1917-1945 гг. СПб., 1998. С. 132; Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 138. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Церкви православные военные
Рубрики
ЦЕРКВИ ПРАВОСЛАВНЫЕ ВОЕННЫЕ, в С.-Петерб. губ. появились в нач. XVIII в. преим. как походные. В 1800 указом Павла I учреждена должность воен. обер-священника (позднее – протопресвитера воен. и мор. духовенства), в ведение к-рого в 1827 перешли и стационарные ц. – госпитальные, крепостные, батарейные и т. п. Армейские и флотские ц. управлялись назначаемыми обер-священником благочинными. В ц. отмечались события воен. истории, служились молебны и панихиды по погибшим воинам, хранились полковые знамена и воен. реликвии. В нач. XX в. в шести западных р-нах совр. Лен. обл. имелось 13 ц. Среди них две флотские: ц. Св. Марии Магдалины в форте Алексеевский (Красная Горка, Ломоносовский р-н; действовала в 1915-18) и домовая ц. Воздвижения Креста Господня форта Николаевский (Ино, ныне пос. Приветнинское Выборгского р-на; действовала в 1910-18, взорвана с укреплениями форта). Три ц. имелись в Выборге: Трех Святителей 8-го Финл. стрелкового полка (действовала в 1913-18; см.: Выборгский кафедральный собор), Тихвинской иконы Божией Матери 7-го Финл. стрелкового полка в местн. Папула (арх.-стр. Н.С. Петров, действовала в 1906-24; не сохр.) и крепостная ц. Свв. Петра и Павла в Петровском форштадте (впервые упом. в 1753, действовала в 1845–1918, до 1868 – госпитальная; в наст. время начато воссоздание). Две ц. находились в Гатчине: Св. Николая Чудотворца (в здании казарм л.-гв. Кирасирского полка; действовала в 1861–1919; в храме хранились крест и Евангелие, пожалованные полку Петром I) и Св. Прп. Сергия Радонежского (в манеже 23-й арт. бригады; действовала в 1893–1919). В Луге имелась ц. Покрова Богородицы 24-й арт. бригады (действовала в 1904-23; кам. здание сохр.). В Ямбурге (Кингисеппе) – ц. Св. Георгия Победоносца в здании манежа 91-го пехотного Двинского полка (действовала в 1889-92, здание сохр.; в 1893 упразднена в связи с пристройкой к зданию манежа новой одноименной ц. 146-го Царицынского пех. полка, к-рая действовала до 1918). Две ц. находились во Всеволожском р-не: дерев. ц. Св. Архангела Михаила 200-го резервного Ижорского пех. полка в Медвежьем Стане (действовала в 1899-1918?) и ц. в казарме 22-го мортирного батальона в Островках (ныне пос. им. Свердлова; действовала в 1910-х). Две дерев. ц. имелись в Ломоносовском р-не: ц. Всех Святых в лагере л.-гв. Конно-гренадерского полка в Дмитреево (Аннино) (действовала в 1900-18) и ц. Св. Мч. Иоанна Воина в лагере л.-гв. Уланского полка в Куттузи (действовала в 1907-12). На терр. Нарвской крепости находилась ц. во имя Св. Николая Чудотворца 92-го пех. Печорского полка (1858), на терр. Шлиссельбургской крепости – собор Рождества св. Иоанна Предтечи. В 1994 в пос. Каменка (Выборгский р-н) образована правосл. община и в 1996–2001 сооружена ц. Св. Георгия Победоносца – храм-памятник воинам, погибшим в Чечне. В 1997 в быв. солдатском клубе на терр. воинской части 02511 освящена солдатская ц. во имя Иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец». Новое церк. здание строится на терр. 30-го воен. госпиталя. Лит.: Цитович Григорий, свящ. Храмы армии и флота. Пятигорск, 1913; Исакова Е.В., Шкаровский М.В. Храмы Кронштадта. СПб., 2004. С. 232-235; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ
Авторы
  •  
подробнее…
1 2 3 4 5 6