Адреса / Топографические ориентиры/Онежское оз.
Беломорско-Балтийский водный путь
Рубрики
БЕЛОМОРСКО-БАЛТИЙСКИЙ ВОДНЫЙ ПУТЬ, водная система, соединяющая Белое и Балтийское моря. Включает в себя Беломорско-Балтийский кан., Онежское оз., р. Свирь, Ладожские кан. и р. Нева. Через Онежское оз. имеет выход на Волго-Балтийский водный путь. Позволяет использовать крупнотоннажные суда типа «река-море». Водные магистрали, связывающие ядро Новгородских земель с Белым морем, были проложены в XII–XIII вв. В 1702 под командованием Петра I были транспортированы волоком и водными путями два воен. корабля и войско. Маршрут (т. н. «Осударева дорога») прошел от устья р. Нюхча, впадающей в Белое море, до Повенца на Онежском оз. и далее по Онего, Свири и Ладожскому оз. до Нотебурга (Орешка). Проекты соединения Белого и Балтийского морей посредством стр-ва канала между Белым морем и Онежским оз. существовали с кон. XVIII в. Задача была решена только в ХХ в. 3 июня 1930 Совет Труда и Обороны СССР принял пост. о стр-ве Беломорско-Балтийского канала. Начало его стр-ва относится к осени 1931. При его сооружении использовался труд заключенных. 2 авг. 1933 канал был открыт, и система вступила в эксплуатацию. Это позволило сократить путь между Балтийским и Белыми морями на 4000 км. В дек. 1941 канал был разрушен, а в июне 1946 восстановлен. Б.-Б. в. п. проходит по территории Республики Карелия. Его длина составляет 227 км, в т. ч. 43 км – искусственные каналы. Сооружения канала представлены 19 шлюзами, 15 плотинами, 49 дамбами, 12 водоспусками. Значение пути возросло в 1964, после введения в действие Волго-Балтийского водного пути. На трассе Б.-Б. в. п. расположен ряд крупных гор. поселений Лен. обл.: г. п. Вознесенье, г. Подпорожье, г. п. Никольский, г. п. Важины, г. п. Свирьстрой, г. Лодейное Поле, г. Новая Ладога, г. Шлиссельбург, г. п. Дубровка, г. п. Павлово, г. Отрадное, г. п. имени Свердлова. Лит.: Дмитриев Ю.А. Беломорско-Балтийский водный путь (От замыслов до воплощения). Петрозаводск, 2003. С.Б. Егоров
Авторы
  •  
подробнее…
Вепсы
Рубрики
ВЕПСЫ (устар., чудь, чухари, кайваны; самоназв. у В. Лен. обл.: вепся/бепся/вепсь, вепсляйжет/вепслаажед/бепслаажед, людиникад, чухарид), этническая общность. Веппский яз. относится к прибалт.-фин. подгруппе финно-угорской ветви уральской языковой семьи. В. сформировались на терр. между Ладожским, Онежским и Белым озерами (в Межозерье) в результате взаимодействия пришлых прибалт.-фин. групп и местного нас., родственного предкам совр. саамов. С конца I тыс. н. э. началось этнокультурное взаимодействие предков В. (летописная весь) со славянами. Этническая терр. В. со II тыс. н. э. неуклонно сокращалась в результате ассимиляции. В наши дни проживают на смежных терр. Ленингр., Вологодской обл. и Республики Карелия. Делятся на сев., среднюю и юж. этнографические группы. В Лен. обл. В. населяют сев. и сев.-вост. часть Бокситогорского р-на (юж. группа), сев.-вост. часть Тихвинского, юго-вост. часть Лодейнопольского и юж. часть Подпорожского р-нов (средняя группа) . Общая числ. В. в России 8240 чел., в т. ч. в Лен. обл. – 2019 (по данным переписи населения 2002 г.). Осн. занятия в ХХ в.: земледелие, скотоводство. Подсобную роль играли охота и рыболовство, собирательство, лесозаготовительный и иные промыслы: гончарный, катовальный, скорняжный, сапожный, бондарный. Для поселений В. характерна свободная планировка, небольшие размеры и расположение у водоемов. Жилища близки к сев. среднерус. типу. Основой соц. ор-ции являлась сел. община, большое значение имели родственные отношения. Традиционный костюм был сходен с одеждой севернорусского нас. Основу пищевого рациона составляли мучные продукты. Сохр. богатый фольклор. Письменность на осн. латиницы. Вепсский яз. преподается факультативно в школах, на нем издается литература и газ. «Kodima» («Родная земля»). Нар. иск-во представлено резьбой по дереву, плетением из бересты, глиняной скульптурой малых форм (на р. Ояти), вышивкой, ткачеством. В традиционном мировоззрении В. сохранялись нек-рые языческие элементы: почитание деревьев и животных, вера в духов-хозяев. Верующие В. – православные. В наст. время среди В. осуществляется миссионерская деятельность представителями протестантских направлений. Лит.: Пименов В.В. Вепсы. Очерк этнической истории и генезиса культуры. М.; Л., 1965; Косменко А.П. Народное изобразительное искусство вепсов. Л., 1984; Проблемы истории и культуры вепсской народности. Петрозаводск, 1989; Винокурова И.Ю. Календарные обычаи, обряды и праздники вепсов (кон. XIX – нач. ХХ в.). СПб., 1994; Прибалтийско-финские народы России. М., 2003. С. 324-467; Современная наука о вепсах: Достижения и перспективы (памяти Н.И. Богданова). Петрозаводск, 2006. С.Б. Егоров
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Верования (вепсы)
Рубрики
Вепсы живут в настоящее время в восточных районах Ленинградской области, на западе Вологодской и на юго-востоке Карельской АССР. По диалектам их делят на 4 группы: 1) средние - оятские, винницкие (Лодейнопольскнй и Подпорожский районы Ленинградской области); 2) северные - шелтозерские (Карельская АССР); 3) южные - капшинские (Тихвинский район Ленинградской области); 4) восточные (Шольский район Вологодской области). Наибольший интерес представляют средние и южные вепсы, составляющие основную массу этой народности. Они занимают, чересполосно с русскими, восточную часть Межозерья – пространство между озерами Ладожским, Онежским и Белым. Происходит сокращение этнической территории вепсов как за счет ассимиляции, так и за счет миграции в города. Ко времени появления на этой территории славян весь (вепсы) представляла довольно крупное этническое образование, заметную и политически влиятельную силу. Весь активно участвовала в образовании древнерусского государства. В легенде о призвании варягов среди пяти племен упоминается и весь. Наиболее интересны <…> языческие верования, остатки древней мифологической системы, связанной с природой; своеобразное «осознание связи человека с ней и зависимость людей от нее». Люди верили, что их повсюду окружает «живая сознательная сила», с которой надо было жить в мире, и потому была выработана система отношений к этой «силе» в виде различных обрядов, примет, заговоров, заклинаний, оберегов и т.п. Некоторые из них существуют и в сегодняшнем быту вепсов. Всю эту «силу» условно можно разделить на 3 группы: 1) духи природы; 2) духи предков; 3) чужие злые духи. Хотя христианизация веси началась, по-видимому, еще в X-XI вв., вплоть до XX в. сохранилось двоеверие.
Тематические группировки
подробнее…
Вознесенье, г.п.
Рубрики
ВОЗНЕСЕНЬЕ, городской поселок в Подпорожском р-не. Нас. - 2,8 тыс. чел. Расположен при истоке р. Свирь из Онежского оз. Сообщение с г. Подпорожье осуществляется по автомоб. дороге, а также по р. Свирь. На северо-восток от В., к границе с Республикой Карелия, идет линия узкоколейной жел. дороги. Назв. поселения происходит от Вознесенского мон. (действовал с XVI в. до 1764), находившегося на правом берегу Свири. В кон. XV в. при истоке Свири было известно 11 малодворных деревень. Поселение образовалось на месте Вознесенского погоста и дер. Свирское Устье в связи с сооружением в сер. XIX в. Онежского обводного кан. – части Мариинской судоходной системы. К нач. ХХ в. В. превратилось в крупный торг.-трансп. порт с Вознесенской пристанью. Официально наз. с. Намойные Пески. В сов. период получает развитие как трансп., судоремонтный и лесоперерабатывающий узел. В 1927-54 В. – центр одноименного р-на Лен. обл. С 1935 – гор. пос. Совр. поселок состоит из пяти частей. Три из них, в т. ч. Карнаволок и Новая, расположены на левом берегу Свири, две – на левом. На обоих берегах имеются пристани. Преобладает дерев. застройка, на левом берегу Свири – микрорайон гор. типа. В пос. действует б-ка, клуб. Имеется ц. Вознесения Господня, пам. сов. воинам, погибшим во время ВОВ при освобождении В., и пам. В.И. Ленину. Лит.: Белоусов Б.В., Гладкий С.П., Толстой И.С. Подпорожье: Ист.-краевед. очерк. Л., 1986. С. 13-14, 21, 24; Вознесенье: Ист.- краевед. очерк // Гирин Р.Я. и др. Вознесенье. Подпорожье, 1998. С.Б. Егоров
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Волго-Балтийский водный путь
Рубрики
ВОЛГО-БАЛТИЙСКИЙ ВОДНЫЙ ПУТЬ, искусственное гидротехн. сооружение на Северо-Западе России, связывает бассейн р. Нева с бассейнами рр. Волга и Северная Двина. Ведет историю от Мариинской водной системы, стр-во к-рой велось с кон. XVIII в., а движение открыто в 1810. Трасса начиналась у г. Рыбинск, шла по р. Шексна, Белому оз., р. Ковжа, Мариинскому каналу, затем по р. Вытегра, Онежскому оз., р. Свирь, Ладожскому оз. и р. Нева. Длина ок. 1100 км (крупнейший водный путь Европы). Отходящий от Шексны Северо-Двинский кан. (открыт в 1828) ведет через рр. Сухона и Северная Двина к Белому морю. Для более безопасного прохождения небольших плоскодонных судов позже были проложены обходные кан. – Белозерский, Онежский, Новоладожский. К нач. ХХ в. система уже не соответствовала потребностям страны. Кардинальная реконструкция В.-Б. в. п. началась после ВОВ и была завершена в 1964, местами новая трасса отклоняется от прежней. На новой системе пять мощных гидроузлов с семью камерными однониточными шлюзами. На сев. склоне четыре гидроузла: Вытегорский, Белоусовский, Новинкинский и Пахомовский, расположенные на подъеме от Онежского оз. к водоразделу высотой ок. 80 м. Пятый, Череповецкий гидроузел находится на юж. склоне, на р. Шексна. Глубина В.-Б. в. п. не менее 4 м, что позволяет проходить по ней судам с грузоподъемностью ок. 5 тыс. тонн. Грузовые перевозки осуществляются гл. образом на самоходных грузовых судах и судах типа река-море, к-рые следуют не по обходным каналам, а прямо по озерам. В.-Б. в. п. используется также в пасс. сообщении и водно-туристских маршрутах. На пересечениях трассы с жел. и шоссейными дорогами сооружены капитальные мосты. Лит.: Егорьева А.В. Волго-Балтийский водный путь. Л., 1966; Стромилова Е.Н., Славина И.И., Манкуни Г.Г. Волго-Балт с борта теплохода. Л., 1984. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Гидрографическая сеть
Рубрики
ГИДРОГРАФИЧЕСКАЯ СЕТЬ. Более 19500 рек и 1800 озер (крупнейшие - Ладожское и Онежское) образуют Г. с. Лен. обл. Речная сеть густая и разветвленная. Исключение представляет Ижорская возвышенность, где густота речной сети самая низкая на Северо-Западе и Севере России (0,07 км/кв. км). Влияние Балтийского моря и большое кол-во внутр. водоемов определило климат обл. – переходный от континентального к морскому (более мягкий в зап. р-нах). Терр. области относится к басс. Балтийского моря, за исключением водоемов юго-вост. склона сев. отрогов Валдайской возвышенности, относящихся к Волжскому басс. (р. Чагода, Лидь, Колпь). Ср. уклон рек 20-40 см на 1 км пути. Порожистые реки встречаются на юго-западе и востоке обл. в местах пересечения отложений известняков ордовикского и карбонового плато (напр., Тосна, Саблинка). Для большинства рек характерно высокое половодье, т. к. в их питании осадки в виде снега занимают 50%, дожди – 30%, грунтовые и подземные воды – 20%. Однако пять самых кр. рек (Нева, Волхов, Свирь, Нарова, Вуокса) вытекают из озер, что обусловливает малую изменчивость их стока в течение года. На Валдайской возвышенности, где реки проходят через легкорастворимые горные породы, наблюдается явление ухода реки под землю в карстовые воронки и появление на поверхности через неск. сотен метров (р. Рагуша, Б. Пяльица и др.). Озера (без учета Ладожского) занимают ок. 14% терр. области (особенно богат озерами Карельский перешеек). Большинство озер области ледникового происхождения, также есть камовые, лагунные и пойменные озера, карстовые. К искусств. водоемам относятся водохранилища (крупнейшие – Нарвское на р. Нарова и Ивинское на р. Свирь).Среди болот преобладают верховые моховые болота (75% площади болот), образовавшиеся на плоских водоразделах и междуречьях (напр., Синявинское болото на водоразделе Тосны и Мги, Верестинский Мох на водоразделе Тосны и Тигоды, Ларьянское на водоразделе Тихвинки и Воложбы). Наименее заболочены Ижорская возвышенность и Карельский перешеек. Речная система издавна способствовала развитию торговли (см. «Путь из варяг в греки»). С XVIII в. началось стр-во каналов, хотя еще в XVI–XVII в. на Карельском перешейке такие попытки предпринимались швед. администрацией (см. Ладожские каналы, Сясьские каналы, Беломоро-Балтийский водный путь, Волго-Балтийский водный путь, Тихвинская водная система). Каналы способствовали экон. и культурному развитию ряда отдаленных районов обл. На реках строили мукомольные и пильные мельницы. В XX в. реки стали источником электроэнергии. В 1926 на р. Волхов построена крупнейшая Волховская ГЭС, на р. Свирь – Нижнесвирская (1933) и Верхнесвирская ГЭС (1952). Большая часть обл. достаточно обеспечена пресными подземными водами. На ее терр. – ок. 3000 артезианских скважин. В зап. р-нах наиболее значимы Гостилицкие, Ропшинские, Кипенские, Дудерговские, Таицкие, Пудостские, Хревицкие ключи, на востоке – источники Валдайского уступа, образованного Вепсовской возвышенностью и Тихвинской грядой (напр., ключ Гугоя в дер. Лукино Тихвинского р-на). Ключевая вода была использована и для устройства Петергофских фонтанов (см. Ропшинский канал). К минеральным водам относятся гидрокарбонатные кальциевые и магниевые (Дудергофские высоты, окрестности пос. Мга), сульфатно-натриевые (Волховский и Киришский р-ны, пос. Подборовье на р. Сясь), сероводородные (левый берег р. Мги, долины рр. Паши, Колпи), родоновые (устье р. Славянки, окрестности дер. Лопухинка, г. Выборг), железистые (долина Тосны). Реки и озера являются местом отдыха жителей СПб. и Лен. обл. На берегах водоемов расположены многочисл. туристические базы, организуются спорт. мероприятия, связанные с водными видами спорта (напр., водный туристический фестиваль «Вуокса» в Лосево). Лит.: Евгеньев Г. По рекам и озерам Ленинградской области. Л., 1962; ; Кириллова В.А., Распопов И.М. Озера Ленинградской области. Л., 1971; Ильина Л.Л., Грахов А.Н. Бесценное богатство: Рассказ о реках и озерах Ленинградской области. Л., 1978; Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998. С. 255-311. А.Ю.Чистяков
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Гипотезы происхождения карел
Рубрики
Проблема происхождения карел долгое время оставалась дискуссионной. По одной из гипотез карелы составляли большую часть населения легендарной Биармии, занимавшей окрестности Белого моря. После распада этого государства карелы двинулись в западном и южном направлении, к Онежскому и Ладожскому озерам и Финскому заливу. В начале XX в. в финляндской литературе получают распространение теории западного происхождения карел, по которым карелы – прямые потомки западнофинского племени хяме (емъ русских источников), предположительно занимавшего в I тысячелетии н.э. земли Карельского перешейка. Однако некоторые финляндские археологи того времени (A. M. Тальгрен, А. Европеус, К. А. Нордман) считали идею западного происхождения карел необоснованной. Так, К. А. Нордман полагал, что карелы сформировались в результате смешения восточных и западных элементов и что их культура уже в I тысячелетии н.э. отличалась от западнофинской. Нордман отверг также распространенное у финляндских исследователей представление, будто походы викингов были причиной подъема и расцвета карельской культуры того времени. Он убедительно показал, что именно их прекращение способствовало подъему Корельской земли в XII–XVI вв. и признавал прогрессивным влияние Новгорода на карел. Гипотеза о заселении Карельского перешейка с востока сформулирована в 1930-е годы известным советским археологом В. И. Равдоникасом на основании археологических материалов из курганов Олонецкого перешейка. Он придерживался распространенной точки зрения о карелах, как довольно поздно сформировавшемся этническом образовании. Равдоникас полагал, что племя корела до конца XI в. жило в восточном Приладожье, а затем в конце XI-XII в. заселило и северо-западное Приладожье. Однако современные археологические материалы не подтверждают этого предположения. Сегодня доказано, что население, оставившее курганы на Олонецком перешейке, не могло принимать участия в формировании племени корела. В середине XX в. крупнейшим российским финно-угроведом Д. В. Бубрихом была разработана концепция происхождения карел, базирующаяся на лингвистическом материале. По его мнению, до возникновения Древнерусского государства на Карельском перешейке кочевали лишь редкие саамские родо-племенные группы. Корела же начала формироваться в период образования Древнерусского государства. Откуда она пришла, Д. В. Бубрих не дал убедительного ответа. Он полагал, что это население частью пришло с запада, из земель еми, частью из мест, близких к Чудскому озеру и Новгороду; допускал также участи в сложении корелы и древней веси. В последние годы в отечественной и зарубежной литературе рассматривают древних карел как особый этнос, возникший на базе местного, западнофинского и пришедшего из юго-восточного Приладожья населения. Однако некоторые ученые, в частности - финляндский историк X. Киркинен, считают, что совокупность археологических, лингвистических и исторических данных говорит против западного участия "емского" элемента в составе корелы. Киркинен считает, что племя корела формировалось одновременно с Новгородским государством в результате смешения чудских, прибалтийско-финских, вепсских, а может быть, и варяжских компонентов. При этом предполагает, что корела сложились только в XI-XII вв. Отечественные исследователи, напротив, считают, что формирование корелы произошло уже в первой половине I тысячелетия н.э. Данные топонимики помогают уточнить территорию расселения карел и пути их миграции в далеком прошлом. В северо-западном Приладожье древними оказываются саамские топонимы, а основной пласт составляют карельские. По отношению к ним топонимы славянского происхождения более поздние, хотя довольно часты в ландшафте Карельского перешейка. Относительно территории расселения корелы в XII-XIV вв. у исследователей в настоящее время нет принципиальных разногласий. Историки, археологи, лингвисты и фольклористы считают, что это были Карельский перешеек и северо-западное побережье Ладожского озера, а г. Корела являлся племенным центром. Населению земли южной Саво и Приладожской Карелии были свойственны многие общие черты культуры. Однако некоторая удаленность ее от карельского центра, влияние западных соседей, политические акции (Ореховецкий мирный договор 1323 г.) привели к нарушению восточных связей. Постепенно местное население стало отличаться по культуре от населения Карельского перешейка. Библиография: КОЧКУРКИНА С. Прибалтийско-финские народы России // Портал Vottovaara [Электр. ресурс]. – Республика Карелия, г. Петрозаводск. - Режим доступа: http://www.vottovaara.ru/karelia/etnos/karel/gipoteza.html
Тематические группировки
подробнее…
Горышин Глеб Александрович (1931-1998), литератор
Рубрики
ГОРЫШИН Глеб Александрович (1931–1998), литератор. Род. в Ленинграде, детство провел в г. п. Вырица. В 1954 закончил ф-т журналистики ЛГУ. До 1957 работал в газ. «Молодежь Алтая» (г. Барнаул). В кон. 1950-х – нач. 1960-х принимал участие в геол. исследованиях на терр. Юж. Сибири и в Забайкалье. Первый стихотв. сб. «Хлеб и соль» (1958) составлен из произв., связанных с Алтаем. Чл. Союза писателей СССР (с 1960). Первые произв., отражающие жизнь Лен. обл., были написаны в нач. 1970-х («Водопад»). В 1977-81 – гл. редактор журн. «Аврора» (Ленинград). С сер. 1980-х – участник движения против пром. загрязнения Ладожского и Онежского оз. Особое внимание уделял жизни вепсских дер. Тихвинского р-на, в к-ром жил длительное время. В 1989 опубл. публицистический сб. «Глядя в глаза Ладоге» и повесть «Гора и Берег» (о совр. вепсской дер.). В 1990-е публиковался в журн. «Звезда», «Москва», «С.-Петерб. панорама», «Север». Лауреат премии им. И.А. Бунина Союза писателей России (1995). Автор неск. десятков произв. Похоронен на кладб. пос. Комарово. Лит.: Лавров В. Дороги и тропы Глеба Горышина // Горышин Г.А. Избранное. Л., 1981. С. 3-14; Памяти Глеба Горышина // Аврора. 1998. № 3-6. С. 3-4; Г.А.Горышин. – http://russa.narod.ru/books/crossroad/002.htm С.Б.Егоров
Авторы
  •  
подробнее…
Карты и планы
Рубрики
КАРТЫ И ПЛАНЫ. Наиболее старые К. и п. территории Лен. обл. относятся к XVI в. Приневье и Карельский перешеек с г. Нотеборг (Шлиссельбург) и Кексгольм (Приозерск), хотя и с многочисл. искажениями, представлены на «Карте Марина» О. Магнуса (она же «Карта Готика», 1539; гравирована в Венеции). Появлению К. и п. способствовали войны (так составлены, напр., планы осады Кексгольма 1610), а также работы по разметке рус.-швед. границы. На карте А. Буреуса «Orbis Arctoi» (1626) впервые представлены правильные очертания озер Ладожское, Онежское, Ильмень. В XVII в. К. и п. Ингерманландии составлялись в ходе землеустроительных работ, проводимых швед. властями (напр., Ген. карта Ингерманландии 1704). Первая такая рус. карта «Географический чертеж Ижорской земли» сделана А. Шхонебеком в 1704-05. На ее осн. с учетом произошедших после стр-ва СПб. изменений под руководством И.К. Кирилова в 1727 составлена карта Ингерманландии для «Атласа Российского» (изд. в Нюрнберге на лат. яз. в 1734). Картографирование вост. р-нов современной Лен. обл. также производилось в XVIII в., в т. ч. и в связи с их экон. освоением. К. и п. Юж. Приладожья появились в 1720-40-е после открытия Ладожского кан. (см. Ладожские каналы). В 1762 составлена карта Обонежской пятины Новгородской губ., леса к-рой были пригодны для стр-ва кораблей. В 1821 издана Ген. карта Новгородской губ. К. и п. Выборгской, С.-Петерб., Новгородской губ. составлялись в ходе проведения Ген. межевания во второй пол. XVIII в. В XVIII–ХIХ вв. на терр. области проводились воен.-топографические съемки, здесь работали воен. геодезисты и топографы П.И. Нейгардт, Ф.Ф. Шуберт, А.Р. Бонсдорф. Результатом их работы стала, например, Военно-топографическая карта С.-Петерб. губ. (1863). В 1849 издана Этнографическая (сост. П.И. Кёппен), а 1852 – Геологическая карта С.-Петерб. губ. (сост. С.С. Куторга). Вся терр. современной Лен. обл. представлена на «Этнографической карте Европ. России» (1851, сост. П.И. Кёппен). В сов. период продолжались работы по картографированию. В 1927 издана новая этнографическая карта, охватывающая всю Лен. обл., – в качестве приложения к кн. Д.А. Золотарева «Этнический состав населения Северо-западной области и Карельской АССР». Однако изданию общедоступных подробных и точных К. и п. препятствовал режим секретности. В 1934 опубл. «Атлас Лен. обл. и Карельской АССР», в 1967 – «Атлас Лен. обл.», в к-ром наряду с картами размещения населения, экон. развития представлена карта учреждений культуры. С кон. 1980-х появляется большое количество изданий карт и атласов, адресованных туристам, рыболовам, грибникам, любителям спорт. ориентирования. В их числе атласы «Лен. обл. и районные центры» (масштаб 1:200000), «Юго-Запад Лен. обл.» (1:100000), «Карельский перешеек» (1:100000), «Реки и озера Карельского перешейка» (1:50000). Издаются планы отд. городов обл. В 2005 опубл. «Большой автодорожный атлас СПб. и Лен. обл.», в к-ром зап. и центральная части обл. представлены картами масштаба 1:100000, менее заселенная вост. часть – картами 1:200000. Наряду с дорогами, на картах обозначены и памятники. Издана двухтомная «Археол. карта Лен. обл.» (сост. В.А. Лапшин; 1990, 1995), материалы к-рой сгруппированы по р-нам. Проводилось медико-экологическое картографирование, см.: «Экологическая карта Лен. обл.» (2005). В 2006 изд-во «Дискус Медиа» выпустило Большой автодорожный и справочный атлас Лен. обл., наилучшим образом отражающий совр. состояние края. К. и П. отд. частей обл. прилагаются ко мн. современным краевед. изданиям. К. и п. территории Лен. обл. хранятся в собр. различных б-к и архивов России и заруб. стран (в осн. в Швеции), в т. ч. в собр. Ленинградского областного государственного архива в г. Выборг: Ф. 531 «Карты, планы и чертежи г. Выборга, Выборгской, Куопиоской, Миккельской губерний» (854 дела, 1751–1944); Ф. 532 «Карты, планы и чертежи железнодорожных, шоссейных и водных путей сообщения г. Выборга и Выборгской губ.» (57 дел, 1812–1938). Лит.: Санкт-Петербург и Ингерманландия в архивах Швеции. Швеция в архивах Санкт-Петербурга: Материалы рос.-швед. семинара. СПб., 2005; Эренсверд У. Шведское картографирование Ингерманландии // Шведы на берегах Невы. Стокгольм, 1998; Maps of the Neva river and adjacent areals in Swedish archives / Ed. by L. Bagrov & H. Kohlin. Malmo, 1953; http://around.spb.ru/maps/ А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Керамика
Рубрики
Изготовление глиняной посуды и мелкой пластики имело, судя по археологическим памятникам, многовековую историю. Орнаментированные глиняные сосуды, которые были изготовлены лепным и гончарным способом, а также глиняная зоо- и орнитоморфная пластика, стилистически сходная с поздневепсской игрушкой, были найдены в приладожских и белозерских археологических материалах. В XIX – первой половине XX в. керамическое производство сохраняло у вепсов большое значение. По сравнению с другими видами народного ремесла, рассчитанными на собственные нужды, гончарство имело у вепсов иные формы организации труда. Это были профессиональные крестьянские промыслы, продукция которых шла на сельские и городские рынки северо-западного региона. Гончарное производство было сосредоточено преимущественно в селениях по р. Ояти и в с. Рыбрека, расположенном на побережье Онежского озера. Гончарное производство, известное как «оятские промыслы», в XIX и в первой половине XX в. было сосредоточено в селениях Шапшинской волости Лодейнопольского уезда Олонецкой губернии. О размахе этих промыслов говорят следующие данные: дореволюционные материалы свидетельствуют, что за год мастеровые одного Сотского погоста Шапшинской волости вырабатывали для продажи более 400 тыс. гончарных сосудов. Позже, в 1928 г. в Оятском районе насчитывалось 194 крестьянских «горшечных». Это были двухраздельные бревенчатые постройки, в которых проходили формовка и обжиг керамических изделий. Гончарство у вепсов было семейным делом, в котором мужчины занимались формовкой и обжигом сосудов, а женщины и дети – подготовительными работами, а также лепкой мелкой пластики. Глиняные сосуды иногда орнаментировались несложными узорами. Рисунки наносились на тулово изделий разными способами: при помощи штампа или палочки, готовые изделия расписывались рожком с краской и кистью. Штампованные узоры состояли из простейших геометрических и изобразительных элементов – кружков, звездочек, птичьих лапок и пр. Рожок позволял получать рельефные узоры; кистью на верхней части тулова сосудов наносили многополосные волнистые и прямые линии, а также концентрические круги, схематичные розетки с белыми «тычками» вместо лепестков. Женщины и дети занимались также лепкой детской игрушки и мелкой пластики. Вепсская детская игрушка – это свистульки, представлявшие собой схематические образы птичек, коней, всадников, барашков и пр. Некоторые из этих образов встречались уже среди керамических изделий древнего Белоозера. Известна и камерная керамическая пластика вепсов – это реалистические образы крестьянских женщин и мужчин в народной одежде, а также близкие к натуре скульптурки водоплавающих птиц – уточек. Такая разновидность керамической пластики, в отличие от игрушки, – исторически более позднее явление. В послевоенный период гончарное производство в вепсских селениях постепенно пошло на убыль. В 1950–1960-е годы оно сохранялось еще в отдельных населенных пунктах, в частности – в селах Ефремково и Алеховщина.
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Курганы
Рубрики
Юго-Восточное Приладожье и район Прионежья (реки Сясь, Тихвинка, Капша, Паша, Воронежка, Оять, Свирь, Олонка, Тулокса, Видлица и северное побережье Онежского озера) в X – XIII вв. были территорией сосредоточения курганов – погребальных памятников, оставленных прибалтийско-финским населением, по мнению большинства исследователей, предками современных вепсов, до сих пор живущих на р. Ояти. Очень важным для доказательства принадлежности оятских курганов летописной веси является исследование гидронимии р. Ояти. Самыми древними оказались саамские названия водных объектов, за ними по времени идут вепсские гидронимы и, наконец, русские, которые появляются примерно в XI–XII вв., но их немного. Курганы р. Ояти X–XIII вв. полнее, чем памятники других районов Юго-Восточного Приладожья и Прионежья, характеризуют культуру древних вепсов. Курганы – небольшие округлые насыпи высотой 0,6–3 м, диаметром 5–12 м (иногда и больше) – содержат захоронения умерших. По представлениям той поры, умирая, люди меняли только жилище и в загробном мире продолжали ту же жизнь, что и на земле, поэтому умершего сопровождали те же вещи, которыми он пользовался при жизни. Женщина погребалась в праздничной одежде, украшенной бронзовыми и серебряными ювелирными изделиями, мужчина – с оружием. Внутреннее устройство кургана с очагом, сопровождавшимся бытовым инвентарем, напоминало жилище. К середине 1980-х на р. Ояти раскопано 247 курганов, содержащих богатый инвентарь.
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Ладожское озеро
Рубрики
ЛАДОЖСКОЕ ОЗЕРО. Расположено на территориях Лен. обл. и Республики Карелия. В ср. века наз. Нево (прибалт.-фин. nevo – «моховое болото»). Совр. назв. происходит от ср.-век. скандинавского Альдога (от прибалт.-фин. Alodejogi – «Нижняя река», так именовалась р. Ладожка; либо от фин. aalto – «волна»). Пл. – 18,1 тыс. кв. км (в т. ч. пл. о-вов 456,6 кв. км). Крупнейшее оз. в Европе (16-е место среди озер мира). Макс. длина – 219 км, макс. ширина – 125 км. Наиб. глубина – 225 м (сев. о-ва Валаам), средняя – ок. 50 м. Басс. Л. о. (пл. водосбора – 258 тыс. кв. км) состоит из четырех вторичных басс.: частный басс. Л. о. (28,4 тыс. кв. км), Онежско-Свирский (83,2 тыс. кв. км), Ильмень-Волховский (80,2 тыс. кв. км), Саймо-Вуоксинский (66,7 тыс. кв. км). Крупнейшие реки, впадающие в Л.о. – Волхов, Свирь, Вуокса. Из оз. вытекает только р. Нева, соединяющая его с Финским зал. Балтийского моря. На Л. о. ок. 660 о-ов (из них более 500 расположены у сев.-зап. берега). Крупнейшие из них: Риеккалансари (55,3 кв. км), Мантинсари (39,4 кв. км), Кильпола (32,1 кв. км), Тулонсари (30,3 кв. км), Валаам (27,8 кв. км). Сев. берега оз. высокие, скалистые, изрезаны шхерами, юж. – низкие, заболоченные. В Л. о. обитает ок. 60 видов рыб, промысловое значение имеют лосось, палия, сиг (наиб. известен сиг-лудога), ряпушка, корюшка, рипус, судак, лещ, окунь. В раннее Средневековье через Л. о. проходил «Путь из варяг в греки». Судох-ву препятствовали частые штормы и наличие в юж. части оз. многочисл. песчаных и каменистых кос и мелей, а также скопления валунов на дне. Для обеспечения судох-ва в XVIII–XIX вв. вдоль юж. берега были построены Ладожские каналы. Свободное судох-во стало возможным на Л.о . лишь во второй пол. ХХ в. после появления судов класса «река–море». На побережье Л. о. (в пределах Лен. обл.) находятся гг. Приозерск, Шлиссельбург, Новая Ладога; в Карелии – Лахденпохья, Сортавала, Олонец. Науч. изучение оз. началось в XVIII в. (см. Н.Я. Озерецковский). В 1858-67 и 1873 на Л. о. работала экспедиция А.П. Андреева, организованная Гидрогр. деп-том Мор. мин-ва. В 1897-99 и 1901-03 исслед. на Л. о. проводил Ю.М. Шокальский. В 1951-56 оз. обследовала Балтийская гидрогр. экспедиция. С 1956 мониторинг проводится Ин-том озероведения РАН, с 1992 – также Ин-том водных проблем Севера РАН (Петрозаводск). В 1980-е начинают проводиться мероприятия по улучшению экологической обстановки Л. о. В 1984 принято постановление Совета Министров СССР «О доп. мерах по обеспечению охраны и рационального использования водных и др. природных ресурсов бассейна озер Ладожского, Онежского, Ильмень». С 1990-х в связи с сокращением хоз. активности в период экон. кризиса произошло улучшение экологической обстановки: в 1997 в пределах водосбора Л. о. сброс сточных вод составил 411 млн. куб. м, что на 24% меньше, чем в 1992. Популярным туристским местом являются Ладожские шхеры в сев. части Л. о. Осуществляются экскурсионные и паломнические поездки на о-ва Валаам, Коневец. Лит.: Калесник С.В. Ладожское озеро. Л., 1968; Горелова Э.М., Кириллова В.А., Распопов И.М. Ладога. Л., 1974; Ладожское озеро. Мониторинг, исследование современного состояния и проблемы управлением Ладожским озером и другими большими озерами. Петрозаводск, 2000; Ладожское озеро – прошлое, настоящее, будущее. СПб., 2002; Сайт «Ладожское озеро». – http://www.laatokka.info А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Народ лесных деревень
Рубрики
Вепсы – коренной народ, места традиционного проживания которого находятся в трех регионах Российской Федерации – в Вологодской и Ленинградской областях и в Республике Карелия. Численность вепсов – 12,5 тысяч человек. Традиционные занятия вепсов – рыболовство, охота и земледелие. До крещения Руси вепсы были язычниками, в некоторых селах язычество частично сохранялось и до XIX века. В современных обрядах вепсов сохранилось очень многое из язычества. Это относится и к верованиям – православие и язычество незаметно слились. По языковым особенностям вепсов можно разделить на три диалекта – северный, средний и южный. Все они имеют некоторые различия между собой, но носители разных диалектов прекрасно понимают друг друга. Носители северного диалекта живут около Онежского озера, на его юго-западном побережье. На среднем диалекте, по словарному запасу самом богатом, говорят вепсы рек Оять и Свирь, а также вепсы побережья Белого озера и Белозерско-Онежского водораздела. Южный же диалект, самый малоизвестный, сохранивший некоторые древние формы языка, бытует у вепсов Бокситогорского района Ленинградской области. Вепсский язык ученые относят к уральско-юкагирской языковой семье, прибалтийско-финской группе языков. Ученые-финно-угроведы вепсский язык называют даже санскритом прибалтийско-финских языков, настолько хорошо он сохранил древние формы, многие из которых восходят к прибалтийско-финскому праязыку. Кроме вепсов в прибалтийско-финскую группу на данный момент входят финны, карелы, эстонцы, саамы и др. История народа началась примерно 2 тысячи лет назад, когда вепсский народ с южного побережья Ладожского озера пришел осваивать нынешние территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей и частично Архангельской области. Согласно топонимическим и археологическим исследованиям, а также упоминаниям письменных источников, вепсский народ занимал территорию от Ладожского озера до Северной Двины. До вепсского населения на этих территориях проживали саамы, о чем свидетельствуют названия географических объектов, в частности озер. Сейчас территория проживания вепсов во много раз меньше, чем было сотни, а то и десятки лет назад. Вепсские селения располагаются на юге Республики Карелия, на северо-востоке Ленинградской области и на северо-западе Вологодской. Перед революцией территория проживания вепсов была единой, и была тесная связь между вепсскими селами. После революции ситуация стала иной: Советское правительство создало новые административные образования, и единая до этого вепсская территория оказалась поделенной на три части, связь между селами оказалась нарушенной. Дороги, которые были единственным связующим звеном между ними, утратили свое значение и стали постепенно исчезать, так как о них перестали заботиться. Это был первый и очень болезненный удар по народу, который имел собственное самосознание. Но было много и положительного. Часть вепсов проживала в Республике Карелия, которая помимо государственного законодательства имела собственное, свою Конституцию. И благодаря тому что с самого образования республики ее правительство возглавляли карелы и финны, национальная политика в ней была лояльной и по отношению к вепсам. В Карелии вепсы имели возможность вписывать свою национальность в паспорт, свободно разговаривать на своем родном языке не только дома, но и в школах, общественных местах. Иная была ситуация в Ленинградской и Вологодской областях. Особенно в Вологодской области - власти никоим образом не заботились о маленьком народе, который проживал в ее северо-западной части. Жителям села Пяжозеро и другим вепсским селам в его окрестностях пришлось пережить перенос границы между Ленинградской и Вологодской областями. И село Пяжозеро мановением властной руки из Ленинградской области вдруг перенеслось в Вологодскую. Следующим тяжелым ударом для вепсов оказалось расселение наиболее удаленных сел «как неперспективных» в 1950-х годах. В числе таковых оказались большей частью вепсские села Вологодской области – Шимозеро, Кленозеро, Нажмозеро, Сяргозеро и т.д. В целом до расселения в группе сел, называвшихся еще Шимозерским кустом поселений, проживало около десяти тысяч вепсов. И из крупного культурного центра маленького народа Шимозерье вдруг превратилось в безлюдную лесную глушь. Из этих сел в Вологодской области сохранились только Пяжозеро, Куя и Пондала. Село Пяжозеро, например, сохранилось благодаря нежеланию людей покидать родные места, несмотря на угрозы властей. Жители села рассказывают: когда в Пяжозеро приехало районное начальство, и был организован всеобщий сход жителей, им на собрании объявили, чтобы они собирали свои вещи, забирали скот, заколачивали дома и шли, куда им скажут. Можно представить состояние людей, когда им это сказали. Возможно, люди бы и согласились, если их так вынуждали, но в самый разгар собрания одна бабушка встала и сказала: «Люди добрые, куда же вы пойдете, вы потом всю жизнь проклинать себя будете. Не сможете вы жить на чужом месте. Ведь это наша родина, здесь жили наши предки, это земля нашего народа». После этой речи никакие угрозы и увещевания начальников не смогли подействовать на людей. Пяжозеро осталось жить. Вплоть до конца 1980-х годов в Вологодской области вепсы не признавались как народ. «Нет такой национальности», – говорили в паспортной службе и вписывали в паспорт русскую национальность. В школах детям строго запрещалось разговаривать на родном языке, это считалось некультурным, за это стыдили. Может, поэтому в вепсских селах сейчас редко можно встретить ребенка, который говорит на своем родном языке.
Авторы
Тематические группировки
подробнее…
Обонежье
Рубрики
ОБОНЕЖЬЕ, ист.-культурный регион на северо-западе Европ. части России. Включала в свой состав терр. вокруг Онежского оз. Являлась частью Новгородского гос-ва: по письм. источникам с XII в. известна Обонежская сотня как адм.-терр. образование Вел. Новгорода. С кон. XV в. появляются сведения об Обонежской пятине, к-рая была самым крупным регионом Новгородской земли. Площадь ее терр. составляла ок. 106 тыс. кв. км. В сер. XVI в. Обонежская пятина была разделена на Нагорную и Заонежскую половины. В 1708 терр. О. вошла в состав Ингерманландской (позднее С.-Петерб.) губ., в XIX – нач. ХХ вв. оказалась на смежных терр. Олонецкой и Новгородской губ. В наст. время регион О. охватывает смежные терр. востока Лен. обл., северо-запад Вологодской обл. и юго-восток Республики Карелия. Особенностью этой терр. является интенсивное межэтническое взаимодействие славянского и прибалт.-фин. (карельского и вепсского) нас. Здесь расположены природные парки (в т. ч. «Вепсский лес»), сохр. уникальные памятники дерев. зодчества. Лит.: Неволин К.А. О пятинах и погостах новгородских в XVI в. СПб., 1853; Мусин А.Е. Становление Обонежского ряда в IX–XIV вв. // Тихвинский сборник. Вып. 1: Археология Тихвинского края. Тихвин, 1988. С. 43-48. С.Б. Егоров
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Озерецковский Николай Яковлевич (1750-1827), ученый
Рубрики
ОЗЕРЕЦКОВСКИЙ Николай Яковлевич (1750–1827), натуралист, путешественник. Акад. СПб. АН (1782), РАН (1783). Родился в семье священника. В 1767 в составе группы учащихся семинарии Троице-Сергиевой лавры направлен в академическую гимназию (СПб.). В 1768-74 участвовал в экспедиции И.И. Лепехина, работавшей в Поволжье, на Урале, севере Европ. России. О. лично обследовал Кольский п-ов, окрестности Онежского оз., где изучал геологию, флору и фауну региона. В 1774-79 обучался в Лейденском и Страсбургском ун-тах, д-р медицины (1778). В 1779 – адъюнкт СПб. АН. По заданию АН совершил путешествия по Ладожскому и Онежскому озерам (1785), оз. Ильмень (1805), в верховья Волги и на оз. Селигер (1814); маршруты частично проходили по терр. совр. Лен. обл. Публ. О. стали первыми подробными науч. описаниями поселений, экономики, природы отд. р-нов Северо-Запада России. Автор около ста науч. статей, опубл. в периодических изд. СПб. АН. Входил в издательский комитет по составлению «Словаря Академии Российской» (1789-94), участвовал в подготовке изд. «Полного собрания сочинений М.В. Ломоносова» (1784-87). В 1800-27 – надсмотритель (зав.) Академической Кунсткамеры. Похоронен на Смоленском кладб. в СПб. Соч.: Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому. СПб., 1792; 2-е изд. СПб., 1812; Обозрение мест от СПб. до Старой Руссы. СПб., 1808; Путешествие на озеро Селигер. СПб., 1817. Лит.: Фрадкин Н.Г. Путешествия И.И. Лепехина, Н.Я. Озерецковского, В.Ф. Зуева. М., 1948. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Онежское озеро
Рубрики
ОНЕЖСКОЕ ОЗЕРО, расположено на терр. севера Европ. части России в пределах Республики Карелия, Вологодской (юж. и юго-вост. часть) и Лен. обл. (юго-зап. часть). Побережье О. о. составляет сев.-вост. окраину Подпорожского р-на. С древности озеро известно также как Онего. Назв. предположительно происходит от прибалт.-фин. «яяни» со значением «звучащее, шумное». Терр. вокруг озера в средневековье стала называться Обонежьем и дала наим. Обонежскому ряду (позднее пятине). О. о. является вторым по пл. пресноводным водоемом Европы, уступая лишь Ладожскому оз. Оно вытянуто в направлении с северо-запада на юго-восток. Водная поверхность составляет 9682 кв. км (пл. 1369 о-вов 248 кв. км), дл. 248 км, наибольшая шир. 83 км, объем воды 292 куб. км. Ср. глубина 30 м, наиб. 127 м. В О. о. впадает ок. 50 рек и множество ручьев, вытекает одна река – Свирь, к-рая берет начало на терр. Лен. обл. и впадает в Ладожское оз. Сев. побережье озера сильно изрезано длинными заливами, здесь много о-вов; в юж. части, в том числе в Лен. обл., линия берега плавная, о-вов нет. В юж. части меньшие глубины и более сглаженный рельеф дна. Берега О. о. были освоены человеком в период неолита. На прибрежных скалах вост. побережья сохр. петроглифы того времени. Через О. о. в средневековье проходили водные пути, соединявшие Новгород и сев. земли. В нач. XIX в. по О. о. пролегла часть трассы Мариинской водной системы. Из-за частых штормов вдоль юж. и юго-вост. берегов в 1818-20 и 1845-52 был прорыт Онежский обводной кан., соединивший рр. Свирь и Вытегра. В 1964 реконструирован, стал частью Волго-Балтийской системы. До сер. ХХ в. к северу от Свири в неск. деревнях у побережья О. о. проживало вепсское нас., впоследствии обрусевшее. К югу от Свири на территории совр. Лен. обл. находились рус. поселения. В наст. время самый кр. населенный пункт на берегах озера в пределах Лен. обл. – г. п. Вознесенье (пристань при истоке р. Свирь). Вблизи побережья О. о., в Шустручейской вол. Подпорожского р-на, сохранились памятники дерев. архитектуры: ц. Дмитрия Солунского Великомученика со звонницей (1783) в дер. Щелейки, Георгиевская ц. (1781) в дер. Кипрушино и ансамбль Гиморецкого погоста (XVII в.). Лит.: Путешествие академика Н. Озерецковского по озерам Ладожскому, Онежскому и вокруг Ильменя. СПб., 1812; Смирнова Э.С. По берегам Онежского озера. Л., 1969; Онежское озеро. Петрозаводск, 1975. С.Б. Егоров
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Промыслы и ремесла традиционные
Рубрики
ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА ТРАДИЦИОННЫЕ, выделились из домашних занятий и ремесел, к-рые были направлены на изготовление предметов крест. быта для собственных нужд. Своеобразие традиционных промыслов Лен. обл. связано с особенностями ист., соц.-экон. и этногр. развития населения. Длительные контакты рус. и финноязычных народов сыграли важную роль в формировании быт. иск-ва края. Нельзя исключить и влияние на творчество мастеров древних центров худож. ремесла – Новгорода, Пскова, Старой Ладоги, Тихвина, а позже СПб. Одним из важнейших занятий народов, населяющих терр. совр. Лен. обл., было ткачество. Встречались практически все изв. в ткачестве техн. приемы: двухремезное, многоремезное, двууточное, браное тканье. Повсеместное распространение имело двухремезное тканье, применяемое для изготовления тонких белых холстов и «пестряди» – клетчатой или полосатой ткани. Большого опыта требовала многоремезная техника тканья с рельефным узором, особенно распространенная в Новоладожском у. Браное ткачество с красно-белыми узорами было развито в Лужском и Лодейнопольском у. Здесь же встречаются и закладные ткани. Интересной разновидностью крест. ткачества являлось изготовление тканных поясов. Их ткали из разноцветных шерстяных нитей на ткацких станах и нестандартных орудиях: дощечках, бердечках и на ниту. Красочностью и нарядностью выделялись вепсские и карельские пояса. С 1930-х широкое распространение получило тканье половиков с хл.-бум. основой и утком из цветных тряпичных лент. Вышивка – традиционный вид нар. творчества. Это иск-во было развито в дер. Лужского, Новоладожского, Лодейнопольского, Тихвинского, Устюженского у. Еще в 1920-е многие местные вышивальщицы владели старинными декорат. швами и узорами, к-рые передавались из поколения в поколение. Широко применялся двухсторонний шов-«роспись», иногда в сочетании с гладью-«атласником» и «набором». Часто в вышивке использовали такие приемы как «крест», «тамбур», а также различные варианты «строчки». Рус. мастерицы Лужского и Новоладожского у. вышивали тамбуром пышные растительные узоры, используя нити, окрашенные яркими анилиновыми красителями. Узоры с геометрическим орнаментом, выполненные двухсторонним швом цветной шерстью, украшали детали одежды ижор и води. В Новоладожском у. местные портные шили к праздникам и свадьбам «щегольские» дубленые полушубки, правую полу и воротник к-рых украшали узорным шитьем. «Стародавний», «досюльный» двусторонний шов применялся для вышивки обрядовых полотенец у русских и вепсов. Орнамент вышивки представлял собой геометризованные мотивы, образующие бордюры, или сложные сюжетные композиции, изображающие фигуры людей, животных, птиц, а также растительные узоры. В сюжетных вышивках нередко встречаются также геральдические птицы, напр., двуглавый орел. У южных вепсов встречались многоцветные узоры, выполненные «строчкой по сетке». Новоладожские мастерицы украшали головные уборы жемчужным шитьем («низание», «саженье»). Такие предметы являлись семейной ценностью и нередко передавались по наследству по жен. линии. Применение жемчуга было закономерным, т. к. он добывался в сев. реках басс. Ладожского и Онежского оз. Полотенца, подзоры простыней, домотканые скатерти обычно обшивались кружевом, плетенным на коклюшках или связанных крючком, реже – на спицах. Коклюшечное кружево изготовляли крестьянки Никольской вол. Шлиссельбургского у., Мозинской, Покровской, Дудергофской и Тосненской вол. Царскосельского у. Широкой изв. пользовались кружевницы Новоладожского у., к-рые плели на коклюшках в осн. предметы большого размера: покрывала, накидки, пелерины, косынки и пр. (см. Захожское кружево). Произ-во кубовой набойки (старинной техники крашения тканей) с крупно- или мелкоузорными геометрическими и растительными орнаментами сохранялось еще в 1930-е в вепсских и рус. деревнях Тихвинского р-на. Резьбой и росписью по дереву украшались избы, предметы домашней обстановки и утварь (см. Фасадная резьба). В любом крест. х-ве встречались изделия, плетенные из корней ели или сосны, а также изделия из щепы, прутьев и берестяная «серебр.» посуда, выполненная диагональным или прямым плетением. К пам. нар. иск-ва относятся прялки. Делали их в каждой семье для собственных нужд. Наиболее искусные мастера изготовляли прялки и на заказ. Прялки из Новоладожского у. расходились по неск. уездам. Широко бытовали цельные «корневые» прялки, вырубавшиеся из дерева с корнями. В каждой местности складывались свои формы прялок и приемы их украшений (см. Волховская школа росписи). Изготавливалась разнообразная глиняная утварь. В селениях по ср. течению рр. Оять, Явосьма, Паша находились центры гончарного произ-ва. Занятие гончарным промыслом было зафиксировано в отд. волостях Ямбургского, Лужского, Царскосельского уездов (см. Гончарное дело; Оятская керамика). Одним из старинных центров металлообработки являлся г. Тихвин. Выполненные здесь накладные или врезные замки с фигурно кованными личинами, а также ключи и светцы, украшенные ажурным орнаментом, отличаются разнообразием и изяществом. Кустарное произв-во гармоней было развито в кон. XIX – нач. ХХ вв. в с. Большое Заборовье (ныне Тихвинский р-н), в г. Тихвин и др. С XIX в. на терр. обл. получили развитие кустарные промыслы – мелкотоварное произ-во изделий, ориентированое на рынок. Оно стало дополнительным хоз. занятием крест. нас. и осн. занятием значительной части гор. жит. В большинстве своем кустари сохраняли традиционные инструменты и техн.-технол. приемы обработки природных материалов (дерева, глины, волокнистых веществ, кожи, металла). В осн. эти изделия были рассчитаны на небогатого гор. потребителя. Приспосабливаясь к его вкусу, мастера совершенствовали технику изготовления, форму и отделку изделий. Помимо своего осн. назначения, эти предметы обладали худож. ценностью и отражали эстетические представления и вкусы их создателей. На терр. совр. Лен. обл. кустарные промыслы существовали повсеместно, но в структуре хоз. занятий нас. занимали разл. место. Процесс индустриализации привел к постепенному исчезновению мн. промыслов, в т. ч. направленных на произ-во с.-х. орудий, средств передвижения, столярного промысла и пр. Отд. промыслы сохранялись до наших дней. Наибольший их расцвет связан с образованием в 1968 Лен. обл. производственного объединения нар. худож. промыслов, деятельность к-рого была направлена на возрождение, сохр. и развитие традиционных промыслов. После распада объединения в нач. 1990-х произошло угасание работы его центров. В настоящее время мастеров поддерживает Ассоциация нар. худож. промыслов и ремесел, общественная орг-ция «Палата ремесел» и Ленинградский областной учебно-методический центр культуры и искусства. Лит.: Тихвинский историко-мемориальный и архитектурно-художественный музей: Путеводитель-каталог: Этнографические коллекции и предметы религиозного назначения. СПб., 2001; Киселев В.И. «От добрых рук ничего не уходит» // Область культуры. 2006. № 5. С. 57-60. Д.А. Горб
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Пятины
Рубрики
ПЯТИНЫ, адм.-терр. районы осн. ядра Новгородской земли в составе единого Русского гос-ва кон. XV – XVII в. Известны по письменным источникам (писцовым книгам и актам) с кон. XV в. Всего было пять П. (отсюда и наим.): Бежецкая, Водская, Деревская, Обонежская, Шелонская. В сер. XVI в. П. были разделены на половины: Бежецкая – на Белозерскую и Тверскую, Водская – на Корельскую и Полужскую, Деревская – на Григорьеву Морозова и Жихореву Ряпчикова, Обонежская – на Нагорную и Заонежскую, Шелонская – на Зарусскую и Залесскую. Бежецкая п. располагалась между р. Мста и левыми притоками Волги, Водская п. занимала терр. междуречья рр. Волхов и Луга и лежащие севернее земли, Деревская п. лежала между рр. Ловать и Мста, Обонежская п. – вокруг Онежского оз. и на сопредельных землях, Шелонская п. – между рр. Луга и Ловать. П. состояли из низовых адм. образований – погостов и волостей. В XVI–XVII вв. терр. Водской, Шелонской и Обонежской п. изменялись в результате рус.-швед. войн. Наряду с пятинным параллельно развивалось уездное деление. Пятинное деление сохр. до губернской адм. реформы 1708. Ряд исследователей считает, что деление на П. связано с терр. устройством Новгорода, включавшего пять концов. Их существование обуславливалось формированием Новгорода из самостоятельных поселений. Три П. начинались от Новгорода и расширялись в виде радиальных полос во все стороны. Поблизости от Новгорода начиналась Деревская п., а Бежецкая п. была территориально обособлена от него. Предшественниками П. были терр. образования, именовавшиеся сотнями, а также землями. Так, на терр. будущей Водской п. в 1260-х известна «Вочская сотня», а в 1330-х упоминается Вотская земля (см. Водская земля). На крайнем зап. и юго-зап. участке терр. современной Лен. обл. располагались земли Шелонской п., др. западные, центральные р-ны и часть Карельского перешейка относились к Водской п., вост. часть обл. за р. Волхов находилась в пределах Обонежской п. и лишь неск. погостов на юго-востоке принадлежали Бежецкой п. Лит.: Неволин К.А. О пятинах и погостах новгородских в XVI в. СПб., 1853; Аграрная история Северо-Запада России XVI в. Л., 1974; Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства. Монголы и Русь. СПб., 2002. С. 64-114. С.Б. Егоров
Авторы
  •  
подробнее…
Равдоникас Владислав Иосифович (1894-1976), ученый
Рубрики
РАВДОНИКАС Владислав Иосифович (1894, Тихвин – 1976), археолог, чл.-корр. АН СССР (1946). В сер. 1910-х увлекся раскопками курганов Тихвинского у. В 1916-17 учился в Михайловском арт. уч-ще, в 1918-23 (с перерывами) – на ист.-филол. ф-те Петрогр. ун-та. Участвовал в культурной и общественной жизни Тихвина, был избран делегатом IX Всерос. съезда Советов. С 1928 сотрудник ГАИМК (с 1937 – Ин-тут истории материальной культуры), в 1944-45 и 1946-49 заведовал его Ленингр. отд. С 1929 преподавал в ЛГУ, проф., в 1936-48 зав. кафедрой археологии. Один из создателей теоретических основ сов. археологии 1930-х – 1940-х. Автор трудов по истории первобытного об-ва, проблемам истории Северо-Запада России (неолит, расселение прибалт.-фин. племен, становление раннего феодализма на землях Приладожья и Карелии). В 1930-х исследовал пам. неолита (Оленеостровский могильник в Карелии, петроглифы Онежского оз. и Белого моря), курганы Приладожья X–XI вв., ижорский могильник в г. Гатчина. В 1938-41 экспедиция ЛГУ под рук. Р. провела раскопки Земляного городища Старой Ладоги. С кон. 1940-х отошел от науч. деятельности. Его иссл. продолжены многочисл. учениками. Соч.: Доисторическое прошлое Тихвинского края. Тихвин, 1924; За марксистскую историю материальной культуры // Известия ГАИМК. Т. 7. Вып. 3-4. Л., 1930; Наскальные изображения Онежского озера и Белого моря. Ч. 1-2. М.; Л., 1936–1938; История первобытного общества. Ч. 1-2. Л., 1939–1947; Старая Ладога (Из итогов археологических исследований 1938-1947 гг.). // Советская археология. Т. XI. М.; Л., 1949. С. 5-54; Т. XII. М.; Л., 1950. С. 7-40; Raudonikas W.J. Die Normannen der wikingerzeit und das Ladogagebiet. Stockholm, 1930. Лит.: Белановская Т.Д., Шаскольский И.П. 80-летие В.И. Равдоникаса // Вопросы истории. 1974. № 12. С. 127-129; Борисковский П.И. Владислав Иосифович Равдоникас (1894–1976) // Вопросы истории. 1977. № 3. С. 217-218; Международная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения профессора В.И. Равдоникаса: Тезисы докладов. СПб., 1994; Столяр А.Д. В.И. Равдоникас как исследователь первобытного искусства // Проблемы археологии. 1994. Вып. 3. С. 5-11, 14-29; Формозов А.А. К столетнему юбилею В.И. Равдоникаса // Российская археология. 1996. № 3. С. 197-202. К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Русские
Рубрики
РУССКИЕ, этническая общность, основное население РФ. В составе Р. выделяется ряд субэтносов и этногр. групп (напр., казаки и поморы). Рус. яз. принадлежит к восточнославянской подгруппе славянской группы индоевропейской языковой семьи. В РФ, по данным переписи нас. 2002, 115,9 млн русских (79,8% от общей числ. нас.). В Лен. обл. Р. также являются крупнейшим народом – 1,5 млн чел. (89,6 % нас. обл.). Верующие Р. в осн. правосл., имеются приверженцы старообрядчества. В последние два десятилетия среди части рус. нас. распространились разл. направления протестантизма и религ. сектантство. В Лен. обл. сформировались локальные группы Р., имеющие нек-рые особенности в культуре, быту и верованиях. Предки Р. – вост. славяне – появились на терр. совр. Лен. обл. в середине I тыс. н. э. Постепенно они ассимилировали или вытеснили с прежних территорий прибалт.-фин. население (предков саамов, карел, вепсов, ижоры, води). К нач. II тыс. н. э. осн. р-нами расселения восточнославянского нас. стали терр. Ижорского плато, Верхнее Полужье и Поволховье. Здесь на базе новгородских словен и кривичей сложилась группа древнерус. населения, позднее обособившаяся как обл. группа новгородцев. Она стала составной частью рус. этноса в кон. XV – XVI вв. Наиболее значительный приток рус. населения из др. регионов России на терр., расположенную в окрестностях СПб., происходил в первой пол. XVIII в., а также во второй пол. ХХ в. Хозяйство Р., проживавших на терр. совр. Лен. обл. на рубеже XIX–ХХ вв., основывалось на сочетании неск. отраслей. Важнейшими были земледелие и животноводство. На Ладожском и Онежском оз., на Финском зал. занимались рыболовством. На востоке, где имелись значительные лесные массивы, – охотой, собирательством и заготовкой леса. Среди промыслов наибольшую изв. получили гончарное произ-во с центрами на рр. Оять и Явосьма, киришский (захожский) промысел по изготовлению кружев на коклюшках (см. Захожское кружево). Домашние ремесла (ткачество, вышивка, произ-во изделий из дерева, плетение) обеспечивали внутр. потребности крест. хозяйств. Сел. поселения Р. первоначально формировались под воздействием природно-геогр. факторов: они располагались в осн. по берегам водоемов с учетом ландшафта. В XVIII – нач. XX вв. поселения постепенно приобретают регулярную планировку. Традиционная усадьба включала, кроме разнообразных хоз. построек, срубную избу сев.-среднерус. или западнорус. типа, на западе обл. встречались кирпичные дома. В осн. традиционной жен. одежды был сарафанный комплекс. В нач. ХХ в. появились гор. элементы: кофта, юбка. Муж. костюм состоял из рубахи-косоворотки, пояса и штанов. Обувью служили берестяные лапти, кожаные сапоги, валенки. Пищевой рацион основывался на крупах и мучных изделиях в сочетании с молочными, мясными и рыбными блюдами, продуктами собирательства (грибы, ягоды). Из напитков наиболее распространеными были квас и пиво. Основой соц. орг-ции являлась сел. община, состоящая из домохозяйств одного или неск. населенных пунктов. Среди коренного рус. населения до наст. времени сохр. вера в порчу, в колдовство, в домового и лесного хозяев. Лит.: Русские. М., 1999; Егоров С.Б. Озеряне – этнолокальная группа русских (Исследования 2002 г. в Бокситогорском районе Ленинградской области) // Этнографическое изучение Северо-Запада России: Итоги полевых исследований 2002 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях. Материалы VII Региональной научной конференции молодых ученых. СПб., 2002. С. 7-14; Егоров С.Б. Локальные группы населения востока Ленинградской области // Университетские Петербургские чтения. СПб., 2003. С. 477-483; Гадло А.В., Верняев И.И., Егоров С.Б., Чистяков А.Ю. Этнография Северо-Запада России (Южные окрестности Петербурга – Приладожье – Центральные районы Псковщины). СПб., 2004. С.Б. Егоров
Авторы
Тематические группировки
подробнее…
Рыболовство (вепсы)
Рубрики
Множество озер и рек на территории вепсского края способствовало повсеместному появлению и развитию здесь рыболовства. В случае неурожая или падежа скота оно существенно помогало жителям избежать голода. Подавляющее большинство мужского населения было заядлыми рыбаками и добывало рыбу для собственных нужд в свободное от сельскохозяйственных работ время. Порода вылавливаемых рыб зависела от водоема. В лесных озерах ловили окуня, щуку, плотву. Озера Шимозерского края отличались изобилием щуки. Неслучайно в этих местах были широко распространены поверья и обряды, связанные с этой породой рыбы. Особым изобилием отличалось Онежское озеро: в нем добывали более 25 видов рыбы, в том числе такие ценные, как лосось, палья, форель, сиг, стерлядь. Вепсы Прионежья в огромном количестве вылавливали ряпушку. Лов мальков, используемых населением в пищу и как приманка для добычи хищных пород рыбы, был распространен на Куштозере и Ундозере. У южных вепсов изредка ловили угря, когда он неожиданно появлялся для нереста в р. Лидь. Орудия рыбной ловли отличались разнообразием. Особенно распространенными были сетевые снасти: неводы (not), плавные и ставные сети (verk), мережи (merez), морды (merd). Ряпушку ловили мелкоячейными сетями, имевшими специальные названия: kerikod, rapuskverk. Конусообразные мережи и морды отличались по материалу изготовления. Морда плелась целиком из прутьев, а у мережи из прутьев изготовлялись только обручи каркаса, на которые натягивалась сеть. Крупную рыбу иногда били с помощью остроги (azrag), представляющей собой шест с наконечником в виде вилки с 3-5 зубьями. Это древнее орудие лова встречалось при раскопках древневепсских курганов. Острога издавна известна и другим прибалтийско–финским народам, название ее в прибалтийско-финских языках однотипно: atrain (фин.), astrain (с.к.), azrain ( ливв.), azrag (люд.), aning (эст.). Рыба шла не только для домашнего употребления, но и на продажу. Некоторые вепсские деревни целиком специализировались на ловле рыбы для рынка. Так, д. Огеришта в поселении Вехручей была рыбацкой. Мужчины занимались ловлей лосося, а женщины – вязанием сетей. Лосось, вылавливаемый в большом количестве, засаливался в бочках и вывозился на продажу в Петербург.
Тематические группировки
подробнее…
Свирь, р.
Рубрики
СВИРЬ, река на северо-востоке Лен. обл. Дл. 224 км. Ср. расход воды в устье 780 куб. м/с, пл. водосбора 84400 кв. км. Вытекает из Онежского оз. в его юго-зап. части, пересекает терр. Подпорожского и Лодейнопольского р-нов и впадает в Свирскую губу Ладожского оз. у пос. Свирица. Общее направление течения с северо-востока на юго-запад. Важнейшие притоки: Кузра, Святуха, Ивина, Остречинка, Шакшозерка, Важинка, Усланка, Мандрога, Яндеба, Янега, Каномка, Шамокша, Шоткуса, Оять, Паша. Предполагается, что назв. реки происходит из прибалт.-фин. языков и означает дословно «глубокое озеро» («сювя» – глубокий, «ярвь» – озеро). С кон. I тыс. н. э. С. служила важной трансп. магистралью, соединяя басс. Балтики с сев. и сев.-вост. р-нами Вост. Европы. Первые поселения на С. в письменных источниках упоминаются с XII в. Сооруженные во второй трети ХХ в. плотины гидроэлектростанций (см. Верхнесвирская ГЭС) подняли уровень воды, скрыли пороги, а при впадении в С. р. Ивина возникло искусств. водохранилище пл. 183 кв. км. На всем протяжении река является судоходной, составляя часть Волго-Балтийского водного пути. На реке находится большое кол-во островов. На берегах С. расположены гг. Подпорожье и Лодейное Поле, г. п. Вознесенье, Никольский, Важины, Свирьстрой; в ниж. течении создан Нижнесвирский орнитологический заповедник. В басс. реки имеются пам. дерев. зодчества XVII–XIX вв. Среди них ц. Рождества Пресвятой Богородицы в дер. Гимрека, Георгиевская ц. в дер. Шустручей, Николая Чудотворца Святителя ц. в дер. Согинцы. В басс. ниж. течения С. находится ансамбль Александро-Свирского мон., осн. в XV в. Лит.: Андреева Л.А., Коляда М.И., Кондратьева Е.В. По Ленинградской области. Посвирье, Бокситогорский и Волховский районы. Л., 1978. С. 53-114; Ильина Л., Грахов А. Бесценное богатство: Рассказ о реках и озерах Ленинградской области. Л., 1978. С. 54-57; Гоголицын Ю.М., Иванова Т.М. Архитектурная старина. Памятники зодчества Ленинградской области. Л., 1979. С. 101-123; Попов А.И. Следы времен минувших: Из истории географических названий Ленинградской, Псковской и Новгородской областей. Л., 1981. С.60; Стромилова Е.Н., Славина И.И., Манкуни Г.Г. Волго-Балт с борта теплохода. Л., 1984. Двас Г.В. Присвирье: 75-летию Ленинградской области посвящается. СПб., 2002. С.Б. Егоров
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Фольклор (вепсы)
Рубрики
В фольклоре Вепсов оригинальны предания о древней чуди, сказки сходны с северорусскими и карельскими, в народной хореографии - танец с ложками. Сложилась собственная интеллигенция. Вепсскую землю воспевал Яакко Ругоев. В стихотворении “Vepsien maa” поэт так писал о родстве народов, имеющих общие корни: Vepsien maa – Soudjarven ranta. Nyky-karjalan kielen ehka on kanta, mannikkoharjujen hiekoissa naissa, jokien suissa ja niemen paissa, missa mitteloi katajansukuinen kansa vuosisataista elamankamppailuansa. “Баллада о вепсском камне” написана в 1970 году. Тогда действительно не песнями больше была известна вепсская земля, а камнем, что не означает, будто у вепсского народа отсутствовал свой фольклор, своя мифология. Просто устное народное творчество вепсов мало изучалось. Первым из русских писателей Карелии к фольклорному материалу вепсов обратился Виктор Пулькин. В сущности, именно он впервые познакомил с вепсами широкие читательские круги. Его книга “Вепсские напевы. Этнографические новеллы” (1973 г.) для многих стала путеводителем по вепсским землям. Записывая и обрабатывая русский фольклор вепсов, Пулькин внимательно отнесся к вепсским словам и речениям, передающим особенности национальной мифологии и этнографии, языческих представлений древнейшего народа. Литературные новеллы, созданные Пулькиным, опираются на подлинный фольклорный материал и относятся к тому типу произведений, которые родственны сказам архангелогородца Бориса Шергина. Несомненно, сказы русского писателя Карелии побуждали самих вепсов к собиранию народных легенд, преданий, сказок, пословиц и поговорок: они подчеркивали значимость народного слова, обтачиваемого веками, демонстрировали его образную красоту. Наиболее активным вепсским собирателем фольклора родного народа был житель села Шелтозеро, что находится на берегу Онежского озера, Рюрик Лонин, который начал публиковаться в 1982 г. В журнале “Carelia” появились его воспоминания “Vepsan vainiolla” (Carelia, № 1-2, 1982. В те годы это был журнал “Punalippu”). Он пробовал писать и стихи. Одно из них “Miide lapsed” напечатано в 1988 г. в газете “Neuvosto-Karjala”. У вепсов не сохранилось эпических поэм, и учёным-фольклористам удалось записать у них лишь относительно небольшое количество народных песен. Библиография: Вепсы // http://beznen-yul.narod.ru/strana/veps.htm Вепсы // http://www.kominarod.ru/finno-ugry/nations/veps/ Мишин, А. Вепсская литература глазами профессионального писателя // http://www.vepsia.ru/mod_culture/mc_liter.php
Тематические группировки
подробнее…
Частушки (вепсы)
Рубрики
Вепсская частушка имеет в основном безрифменную (метрически повторяющуюся русскую частушку) форму. Главная тема частушек – любовь, многие из них – юмористические; в некоторых и рифма “выскакивает”, иной раз довольно удачно. В качестве примера возьмем хотя бы две частушки: Kukkub, kukkub kagine Pit’kan kuuzen ladvas. Voikab, voikab niicukaine Vepsan prihan kaglas. Saniin mina maksale, Ala paksus kavele. Mama lajib ehtkiizel, Bat’a vasttab hougiizel. *** Кукует, кукует кукушечка На вершине высокой ели. Плачет, плачет девушка На плече парня-вепса. Сказала я милому, Не ходи часто. Мама вечером отругает, Отец встретит поленом. В круг реалий вепсских частушек попадал береговой пейзаж, пейзаж Онежского озера, местные названия, названия предметов быта, орудий труда, растений – всего, что окружает человека; все входило в частушечный оборот. Так и вспоминаются строки профессионального поэта Анны Ахматовой, “из какого сора растут стихи". Даже в этом плане есть чему поучиться поэтам-профессионалам у народной поэзии. Природа в частушках всегда пребывает в определенных взаимоотношениях с миром людей: параллельно протекающие в первых двух и последних двух строках события или дополняют друг друга, или друг другу противостоят. Нахождение народными сочинителями таких соответствий-контрастов всегда чудо. Профессиональному поэту трудно соревноваться с этим, ведь частушка обкатывается народом: anizes om sel’ged vezi, Rodnikas om vilumba, Podruskal om huva priha, Mina loudan comemba. ai om comid cvetaizid, Iisa kaikid kerata. ai om comid prihaizid, Iisa kaikid navetta. *** В Онежском озере светлая вода, А в роднике холоднее, У подружки хороший парень, А я найду лучше. Много красивых цветов, Нельзя все собрать, Много хороших парней, Нельзя всех любить. Сборник Рюрика Лонина “Фольклор моего народа” (”Minun rahvhan folklor”) представляет и другие жанры устного творчества вепсов: сказки, старины, детский фольклор (колыбельные песни, кумулятивные песни, потешки, считалки), лирические песни, причитания, анекдоты, загадки, пословицы, поговорки. К сожалению, в сборнике нет ни одной эпической песни с развернутым сюжетом. Библиография: Мишин, А. Вепсская литература глазами профессионального писателя // http://www.vepsia.ru/mod_culture/mc_liter.php
Тематические группировки
подробнее…
Челищев Петр Иванович (1745-1811), литератор
Рубрики
ЧЕЛИЩЕВ Петр Иванович (1745– 1811), литератор, путешественник. В 1766 окончил Пажеский кор. С группой выпускников (в их числе А.Н. Радищев) направлен в Лейпцигский ун-т. В 1770 возвратился в Россию, поступил на воен. службу. Вышел в отставку ок. 1790 с чином секунд-майора. Поселился в СПб., путешествовал по стране. В 1791 совершил поездку по ряду сев. губерний. Ч. начал путешествие 27 мая 1791 из СПб., следуя по маршруту: р. Нева – Шлиссельбург – Ладожский канал – г. Новая Ладога – р. Свирь – Онежское оз.; далее выехал за пределы С.-Петерб губ. Проехав св 4000 км, 21 дек 1791 возвратился СПб. через г. Тихвин. В ходе путешествия Ч. вел «подробный журнал» (дневник), опубл в 1886 под назв. «Путешествие по северу России в 1791 г.» (2-е изд. – 1889). Среди пр, в книге содержатся статистические, геогр., экон., ист. и этногр. сведения о ряде населенных пунктов, входящих в состав совр. Лен. обл. Одним из первых проявил интерес к жизни и нуждам крестьянства. Находился под подозрением, что принял участие в подготовке кн А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (гл. «Чудово»). В 1793 выполнил рус. перевод нем. драм. кантаты «Feliza, Mutter der Volker» («Фелица – мать народов»). Автор «Послания в Рос. Академию» (1793), заключающего в себе собр. большого кол-ва сев.-рус. провинциализмов. Умер в СПб., похоронен на Лазаревском кладб. Александро-Невской лавры (Некрополь XVIII в.). Лит.: Никитин Н.П. Петр Иванович Челищев и его путешествие по Северу Европейской России (1745–1811) // Отечественные экономико-географы XVIII–XX вв. / Под ред. Н.Н.Баранского, Н.П.Никитина, Ю.Г.Саушкина. М., 1957; Челищевы. – http://www.desnalib.ru/index.php?parent=82&pre=18&PHPSESSID=68a630a3f3d9cca5e2a84ef43896cc21 С.Б. Егоров
Авторы
подробнее…