Адреса / Топографические ориентиры/Череменецкое оз.
Боровое, усадьба
Рубрики
БОРОВОЕ, усадьба (пос. Дом отдыха «Боровое», Лужский р-н). Расположена на берегу Череменецкого оз. в сосновом бору. Второе назв. усадьбы – Львово, по имени владельца – нефтепромышленника Г.А. Львова. В 1913 им было приобретено 118 десятин земли, предполагалось устроить виллу для деловых приемов. Усадебный дом в стиле неоклассицизма органично связан с окружающим пейзажем (автор проекта арх. С.П. Иванов). Дом с двумя портиками, увенчанный куполом, обращен одним фасадом к озеру, к нему ведет спуск в виде террас с лестницами и балюстрадами. На одной оси с домом располагается беседка-ротонда, к к-рой по склону обрыва ведет высокая лестница. Парадный двор оформлен как круглый партер, в центре установлена мраморная скульптура. В сов. время здесь находился дом отдыха работников НКВД, поэтому усадебный ансамбль хорошо сохр. Лит.: Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии: Лужский район. СПб., 2001. С.38-46; Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. С. 31-33. Ю.М. Пирютко
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Длинных курганов культура
Рубрики
ДЛИННЫХ КУРГАНОВ КУЛЬТУРА. В сер. I тыс. н. э. на обширной терр., охватывающей басс. Псковского оз., рр. Великой, Ловати, Мсты, Мологи и частично Чагодощи, распространяется новая культура. Она выделяется своими погребальными пам. в виде длинных курганов. Поселения представлены небольшими неукрепленными селищами, расположенными неподалеку от могильников. На терр. Лен. обл. эта культура известна в басс. верх. течения р. Луга и в басс. р. Чадогощь, где могильники с длинными курганами и сопками второй пол. I тыс. н. э. располагаются чересполосно, в характерных для них ист. ландшафтах. Раскопки проводились с нач. ХХ в. (А.А. Спицын у дер. Замошье, С.С. Гамченко у дер. Ситенка), систематические разведки – в кон. 1920-х (Н.Н. Чернягин, Г.П. Гроздилов, П.Н. Шульц). В 1970–1990-х Сев.-зап. археол. экспедиция ЛГУ осуществила разведки и раскопки могильников Д. к. к. в Лужском р-не (дер. Рапти-Наволок, Г.С. Лебедев, 1971; дер. Естомичи, С.Л. Кузьмин, 1995). Длинные курганы – невысокие валообразные насыпи от 10-12 до 100 м длиной, расположенные в одних могильниках с круглыми курганами полусферической формы. Каждая насыпь содержит неск., иногда десятки захоронений. После кремации умерших остатки сожжений помещались в разл. местах насыпи: в ямках или на погребальных площадках в основании, в погребальных урнах, берестяных туесках, прямо на поверхности. Немногочисл. находки (бронзовые «бляшки-скорлупки» и колпачкообразные бляшки, поясные пряжки, ножи, глиняные пряслица, синие стеклянные бусы, кам. кресала, лепные глиняные сосуды) позволяют датировать наиб. ранние погребения V в., самые поздние – IX–X вв., когда они сменяются древнерус. курганными могильниками. Обычно могильники и селища располагаются в стороне от кр. рек и водоемов, на песчаных возвышенностях в сухих боровых лесах, при дорогах. Основу деятельности населения составляло комплексное лесное х-во и подсечное земледелие с использованием огня и ручных орудий обработки земли. В науч. литературе длинные курганы связывали как со славянами, так и с дославянским нас. Благодаря трудам акад. В.В. Седова утвердилась мысль о создании этой культуры первой волной славянских переселенцев из областей Ср. Повисленья. В ее состав были включены балты, пришедшие вместе со славянами, и местное прибалт.-фин. нас. Лит.: Спицын А.А. Раскопки 1910 г. в Лужском уезде С.-Петербургской губернии // Известия Археологической комиссии. Вып. 53. Пг., 1914. С. 89; Лебедев Г.С. Длинные курганы Верхнего Полужья // Краткие сообщения Института археологии. 1974. № 139. С. 69-73; Лебедев Г.С. Археологические памятники Ленинградской области. Л., 1977. С. 78-99; Лесман Ю.М. Памятники культуры длинных курганов в Лужско-Оредежском междуречье // Новое в археологии Северо-Запада СССР. Л., 1985. С. 33-37; Седов В.В. Славяне в раннем Средневековье. М., 1995. С. 211-217. К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Иконы чтимые и чудотворные
Рубрики
ИКОНЫ ЧТИМЫЕ И ЧУДОТВОРНЫЕ. Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, написана св. ап. Лукой. Была перенесена из Иерусалима в Константинополь, откуда в 1383 исчезла и явилась над водами Ладожского оз. 9 июля 1383 она обретена на р. Тихвинка, на этом месте построен храм Успения Богородицы, а затем основан Тихвинский Свято-Успенский мон. В кон. 1941 при оккупации Тихвина икона перенесена в Псков, в 1944 – в Ригу, в 1945 оказалась в Германии, с 1949 находилась в США. 8 июля 2004 возвращена в возрожденный мон. Чудотворная икона св. ап. Иоанна Богослова в 1478 явилась на Череменецком оз. близ Луги. Находилась в соборе Череменецкого Иоанно-Богословского муж. монастыря. С 1848 совершались ежегодные крестные ходы с иконой из мон. в Лугу. В 1941-98 находилась в соборе Казанской иконы Божией Матери в Луге, в 1998 возвращена в возрожденный мон. и помещена в Преображенскую ц. Чудотворная икона вмц. Параскевы Пятницы явлена в XVII–XVIII вв. вблизи Григорьевского Льешского погоста (с. Ильеши, Волосовский р-н). Хранилась в ц. Николая Чудотворца Святителя с. Ильеши. Эта уникальная дерев. резная икона в 1988 передана из Русского музея в Троицкий собор Александро-Невской лавры. Шлиссельбургская Казанская икона Божией Матери (XVI в.) почиталась еще в царствование Ивана Грозного. Она находилась в часовне крепости Орешек. В 1611 крепость захватили шведы, и жители замуровали икону в стене церкви, превращенной затем в лютеранскую ц. После возвращения в 1702 крепости России икона обретена. Находилась в соборе Благовещения Пресвятой Богородицы г. Шлиссельбург, впоследствии утрачена. Чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы (Божией Матери «Печерская») явлена в XVI–XVII вв. в местности Малые Печерки (с. Турово) вблизи г. Луга. При обретении открылся источник с целебной водой. В 1789 перенесена с места явления в собор Екатерины Великомученицы г. Луга. С 1941 икона находится в соборе Казанской иконы Божией Матери г. Луга. Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери Одигитрии Нарвской обнаружена при взятии в 1558 Нарвы рус. войсками. Привезена в Москву, затем помещена в ц. Успения Пресвятой Богородицы г. Ивангород. Утрачена в 1944. Чтимая икона Божией Матери «Знамение» (1731) является списком с чудотворной Новгородской иконы Божией Матери «Знамение». С сер. XVIII в. находилась в ц. «Знамение» иконы Пресвятой Богородицы г. Ивангород, с 1945 – в Воскресенском соборе г. Нарва. Лит.: Старцева Ю.В., Попов И.В. Явление вмц. Параскевы Пятницы в Ильешах // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2001. № 25. С. 91-95; Иванен А.В. Чудотворные иконы Божией Матери Одигитрии Нарвской и Свят. Николая Чудотворца // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2001. № 25. С. 86-87; Рацевич Р.И. Икона Божией Матери «Знамение» (Нарвская-Ивангородская) // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2001. № 25. С. 88-90; Попов И.В. Икона Божией Матери «Печерская», Лужская // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2003. № 28/29. С. 124-129; Чудотворные и местночтимые иконы Санкт-Петербурга // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2003. № 30/31. С. 134-135, 150. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Рапти, усадьба
Рубрики
РАПТИ, усадьба (пос. Дзержинского, Лужский район). В 1616 царь Михаил Федорович пожаловал поместье-сельцо Рапти на берегу Череменецкого оз. Г.А. Базанину. Более 200 лет оно передавалось по наследству. В 1849 имение приобрел А.А. Половцов. При его сыне, гос. секретаре А.А. Половцове в 1886-92 устроен усадебный комплекс в стиле регентства XVIII в. (проект И.А. Стефаница, Л.Х. Маршнера). От озера к дворцу поднимались террасы с водными и зелеными партерами, были устроены каналы и мостики через них. На берегу оз. находилась пристань, курсировал первый в Лужском у. пароход (спущен на воду 14 мая 1889). Летом 1885 в Р. приезжал И.Н. Крамской, к-рый писал портреты членов семьи Половцова. В 1918 усадьба взята под охрану гос-ва как пам. местного значения. Во дворце располагался санаторий для работников НКВД. Во время ВОВ в 1944 дворец был взорван. После войны остатки усадьбы разобраны местными жителями на кирпич, парк пришел в запустение. В наст. время на терр. быв. усадьбы разместилось ЗАО «Племзавод Рапти». От дворца остались арка и лестница, в парке сохр. горбатый мостик через канал. Лит.: Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Лужский район. СПб., 2001. С. 22-36; Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. С. 273-277. И.А. Карпенко
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Римский-Корсаков Николай Андреевич (1844–1908), музыкант
Рубрики
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич (1844, Тихвин – 1908, усадьба Любенск С.-Петерб. губ.), композитор, педагог, дирижер, муз.-обществ. деятель. В 1862 окончил Мор. кадетский корпус, до 1865 служил на клипере «Алмаз», затем в 8-м флотском экипаже, в 1873-84 инспектор воен. оркестра Мор. ведомства. В 1861 познакомился с М.А. Балакиревым, вошел в «Могучую кучку». С 1867 симф. соч. Р.-К. регулярно исполнялись в концертах Бесплатной муз. школы и Рус. муз. об-ва. В 1871 – проф. Консерватории по композиции и инструментовке. За 37 лет работы воспитал св. 200 музыкантов и создал композиторскую школу. Его ученики: А.К. Глазунов, А.К. Лядов, А.С. Аренский, И.Ф. Стравинский, Н.Н. Черепнин, С.С. Прокофьев. Автор учебников по гармонии (1885-86) и основам оркестровки (1908). В 1883-94 пом. управляющего Придворной капеллой, реформировал ее структуру (открыл общеобразовательные, инструментальные и регентские классы), преподавал теоретические предметы и оркестровку. Автор огромного муз. наследия, в т. ч. хоровых, камерных, симф. произв., опер «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1878), «Снегурочка» (1881), «Млада» (1890), «Ночь перед Рождеством» (1895), «Садко» (1896), «Царская невеста» (1898), «Сказка о царе Салтане» (1900), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904), «Золотой петушок» (1907) и др. Родился и до 1856 жил в г. Тихвин (ул. Римского-Корсакова, 12; мем. доска; в 1944 здесь открыт Римского-Корсакова Н.А. мемориальный дом-музей). В 1867-72 Р.-К. неоднократно бывал на даче своего брата в Тервайоки (ныне пос. Большое Поле Выборгского р-на). С сер. 1870-х почти каждое лето жил и работал, снимая дачи, в разл. местах С.-Петерб. губ.: в 1875 в быв. усадьбе кн. Г.А. Потемкина-Таврического Островки (ныне дер. Островки Всеволожского р-на); в 1880 и 1882 в имении Стелёво (ныне дер. Стелёво, Лужский р-н), здесь создана опера «Снегурочка»); в 1881 и 1883-86 в имении Демидовых Тайцы (ныне г. п. Тайцы, Гатчинский р-н); в 1887 в имении Никольское на берегу Нелайского оз. (Лужский р-н; ныне терр. дома отдыха «Луга», на гл. здании – мем. доска); в 1888-92 на т. н. «Красной даче» в усадьбе Нежгостицы на берегу Череменецкого оз. (ныне санаторий «Красный Вал», Лужский р-н), здесь комп. работал над оперой «Млада» и третьей ред. «Псковитянки».; в 1896 – в имении бар. Тизенгаузена Смердовицы (ныне дер. Смердовицы, Волосовский р-н), здесь Р.-К. работал над оперой «Садко»; в 1897 – в имении Смычково (ныне ст. Смычково, Лужский р-н), где были написаны цикл из 20 романсов, кантата «Свитезянка» и опера «Моцарт и Сальери». Шесть летних сезонов (1894, 1895, 1898, 1899, 1904, 1905) провел в имении С.М.Огаревой Вечаша, в 12 верстах от ст. Плюсса (ныне Псковская обл.). Летом 1907 комп. приобрел имение А.В. Бухаровой Любенск на берегу оз. Песно (дер. Любенск, Псковская обл.). Здесь он скончался 8 июня 1908. Похоронен на Новодевичьем кладб. в СПб.; в 1937 прах перенесен в Некрополь мастеров иск-в Александро-Невской лавры. В г. Тихвин именем Р.-К. названа улица и установлен пам. (1971; скульп. Н.В. Дыдыкин, Н.С.Болотский, арх. К.М.Митрофанов). Лит.: Орлова А.А., Римский-Корсаков В.Н. Страницы жизни Н.А. Римского-Корсакова: Летопись жизни и творчества: В 4 вып. Л., 1969-73; Кунин И.Ф. Римский-Корсаков: Жизнь и творчество в воспоминаниях, письмах, критических отзывах. М., 1974; Полевая М.И. Римский-Корсаков в Петербурге. Л., 1989; Римская-Корсакова Т. Здесь жил великий композитор // Наше наследие. 1991. № 6. С. 146-155; Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии: Лужский район. СПб., 2001. А.Д. Марголис
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь
Рубрики
ЧЕРЕМЕНЕЦКИЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (мест. Череменец, Лужский р-н). Осн. в 1478 по повелению Иоанна III на о-ве Череменецкого оз. Во второй пол. XVI в. вместо дерев. храма на высоком насыпном холме был сооружен из известняковой плиты и валунов Иоанно-Богословский собор. В 1580 мон. разорялся литовцами; в 1664 приписан к Николо-Вяжищскому мон. под Новгородом. В 1707 на месте церкви XVI в. на средства дворянина Е.В. Курицына построена кам. ц. Преображения Господня. Во второй пол. XVIII в. собор расширен пристройкой трапезной с высокой столпообразной колокольней, в 1845 появилось пятиглавие. При игумене Антоние (в 1862-68) и его преемнике Авраамии проводилось благоустройство, ремонт и перестройка Преображенской ц. в рус. стиле (1867; арх. К.К. Кольман). С 1848 ежегодно совершался крестный ход из мон. в Лугу. В кон. XIX в. был устроен перешеек между о-вом и берегом озера. В 1902 по проекту арх. Н.Г. Кудрявцева сооружена церк.-приходская школа, в 1914–16 по его же проекту осуществлен ремонт собора. Мон. и обе церкви закрыты в 1930. Предположительно, в 1946 собор взорван «на кирпич» (сохр. две стены и алтарная апсида). Преображенская ц. использовалась как клуб; внутр. убранство и росписи утрачены. Почти полностью разрушено кладб. Здания мон. возвращены в 1992 под подворье Троицкого собора Александро-Невской лавры. С 1997 – действующий мон., настоятель игумен Митрофан (Осяк). Службы совершаются в Преображенской ц. Гл. святыня – образ св. Иоанна Богослова, один из самых древних в храмах Северо-Запада. Сохр. дом настоятеля, келейные и гостиничные корпуса (1860-е), трапезная и ряд хоз. построек XIX в. В СПб. с 2002 действует Троицкое подворье. Лит.: Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Вып. 2. СПб., 1871. С. 239-256; ЦГИА СПб. Ф. 860; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. С. 113-114. А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…