Адреса
/
Исторические топонимы/Ямбург г
Алексий (Симанский) (1877-1970), Патриарх, церковный деятель | |
Рубрики | |
АЛЕКСИЙ (Симанский Сергей Владимирович; 1877–1970), патриарх. Родился в Москве в семье камергера. В 1896 окончил Николаевский лицей, в 1899 – юрид. ф-т Моск. ун-та. В 1902 пострижен в монашество, в 1903 –иеромонах. Окончил Моск. ДА (1904), назначен инспектором Псковской семинарии. В 1906 – ректор Тульской семинарии, архим. В 1911 ректор Новгородской семинарии, одновременно назначен настоятелем мон. Прп. Антония Римлянина. В 1913 еп. Тихвинский, викарий Новгородской епархии. В 1913-21 подолгу жил в Тихвине, служил в его церквах. В 1920-21 находился под арестом. С 1921 назначен еп. Ямбургским, первым викарием Петрогр. епархии, служил в церквах Ямбурга. С авг. 1922 возглавил Петрогр. автокефалию, боровшуюся с обновленцами. 21 окт. 1922 арестован, сослан в Казахстан. 7 апр. 1926 вернулся в Ленинград, вскоре назначен упр. Новгородской епархией, архиеп. Тихвинский (с кон. 1926 – Хутынский). В 1932 митр. Старорусский, в 1933 – митр. Новгородский. С 5 окт. 1933 по 4 февр. 1945 – митр. Ленинградский. В 1941-44 находился в блокадном Ленинграде, постоянно совершал богослужения в храмах, выступал с патриотич. посланиями к пастве. В мае 1944 передал свою дачу на ст. Сиверская под дет. дом. В качестве чл. «Ленингр. обл. комиссии по установлению и расследованию злодеяний нем.-фаш. захватчиков...» участвовал в обследовании освобожденных р-нов. 15 мая 1944 назначен местоблюстителем Патриаршего престола. На Всерос. Поместном Соборе 2 февр. 1945 избран Патриархом Московским и всея Руси. Д-р богословия (с 1949). Скончался на Патриаршем подворье в с. Лукино Моск. обл. Погребен в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. Лит.: Казем-Бек А.Л. Жизнеописание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I // Богословские труды. 1998. Сб. 34. С. 13-185; Письма Патриарха Алексия своему духовнику. М., 2000. М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Геральдика Ленинградской области | |
Рубрики | |
ГЕРАЛЬДИКА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, берет начало в XV в. и является одной из старейших в РФ. В ист.-геральдическом отношении терр. совр. Лен. обл. распадается на три региона: Карельский перешеек, Ингерманландия и вост. р-ны области. Первые два региона в XV–XVII вв. находились в составе Швеции и испытали сильное воздействие швед. геральдической традиции. Старейший из гербов в Лен. обл. – герб г. Выборг – возник около 1448 и служил как гор. символом, так и гербом прилежащих терр.: Выборгского лена, губернаторства Выборг и Савонлинна, Выборгских провинции, наместничества и губ. Ингерманландия получила свой герб в 1630-х (старейшее изображение – 1633). Герб неоднократно изменялся, сохраняя вплоть до наших дней осн. мотив – в синем поле две серебр. крепостные стены наискось (либо стена, а под ней серебр. волнистая линия). Из гор. гербов швед. Ингерманландии известен герб г. Ивангород. Он также неск. раз изменялся, сохраняя при этом преемственность с ингерманландским гербом, к-рая отдаленно прослеживается и в рус. гербе города (1730). В XVIII в., когда вся терр. совр. Лен. обл. вошла в состав России, развитие геральдики региона обуславливалось общерос. тенденциями, но имело и особые черты, связанные с пристоличным положением региона, а также с сознанием возвращения в состав России этих земель. При Петре I начинается централизованное и основанное на соблюдении правил геральдики развитие знаковой культуры всей России. От полковых эмблем петровского времени произошли гербы совр. гг. Шлиссельбург и Приозерск; эмблемы Ингерманландского, Невского, Ладожского и Карельского полков рассматривались в свое время как гербы соответственных терр. Наиб. часто встречающимся мотивом этих гербов было сочетание ключа и якоря (идея открытия России пути в моря). В 1770–80-х, в связи с реформой местного управления, каждый город Российской империи получил герб (в т. ч. Лодейное Поле, Луга, Новая Ладога, Ямбург (Кингисепп), Рождествено, Тихвин). С 1857 гербом уезда считался герб уездного города. На рубеже XVIII–XIX вв. особые гербы получили города-резиденции имп. фамилии в окрестностях (в частн., г. Гатчина). После рев-ции 1917 гербы вышли из употребления, хотя формально не были отменены законодательно и, т. о., представляют ныне едва ли не единственный остающийся в силе отдел права Российской империи. В 1960–70-х мн. города Лен. обл. создали знаки, утвержденные местными органами власти как «гербы». В осн. они не имели связи с ист. гербами и содержали многочисл. отступления от геральдических правил. С образованием РФ, принятием Конституции, закона о местном самоуправлении и провозглашением принципа проведения единой гос. политики в области геральдики Лен. обл. как субъект РФ получила право обладания гербом, флагом и др. символами (наградами, знаком губернатора). Объектом терр. геральдического права стали муниц. образования, к-рые, согласно федеральному законодательству, получили возможность иметь официальные символы – гербы, флаги, эмблемы и пр. Их создание и учреждение ведется местными силами при участии и поддержке Гос. герольдии при Президенте РФ (с 1999 – Геральдического совета при През. РФ), знаки утверждаются решениями законодательных органов своих владельцев и подлежат регистрации путем внесения в Гос. геральдический регистр РФ. Осн. принципами геральдического стр-ва в новых условиях являются предельное внимание к ист. традиции и соблюдение правил геральдики. На этом основании старинные гербы подлежат восстановлению в использовании в тех версиях, в к-рых они были утверждены до рев-ции. Так были восстановлены гербы гг. Гатчина, Ивангород, Шлиссельбург, Выборг, Кингисепп (в качестве герба Кингисеппского р-на), Лодейное Поле (в качестве герба Лодейнопольского р-на), Луга (в качестве герба Лужского р-на), Приозерск (в качестве герба Приозерского р-на), Тихвин (в качестве герба Тихвинского р-на). Для остальных муниц. образований гербы создавались заново, в нек-рых были использованы мотивы старинных гербов (герб Ломоносовского р-на с мотивом герба Ораниенбаума; герб Подпорожского р-на с мотивом герба г. Боровичи Новгородской обл.; герб г. Сосновый Бор с мотивом герба Ингерманландии) или гербов сов. времени (гербы г. Волхов и Киришского р-на). Совершенно новыми являются гербы гг. Коммунар, Пикалево, Светогорск, Сертолово и Бокситогорского, Волховского, Всеволожского, Гатчинского, Кировского, Сланцевского, Тосненского р-нов. Почти все новые гербы внесены в Гос. геральдический регистр РФ. Геральдические традиции ХХ в. вызвали к жизни появление флагов. В наст. время флаги имеют Лен. обл., Волховский, Всеволожский, Выборгский, Гатчинский, Кингисеппский, Кировский, Лодейнопольский, Ломоносовский, Подпорожский, Тихвинский р-ны, гг. Коммунар и Сертолово. С началом муниц. реформы 2004 (срок окончания – 2008) структура муниц. образований Лен. обл. изменилась, а их кол-во многократно увеличилось. В этих условиях происходят нек-рые изменения принадлежности гербов (напр., герб Киришского р-на сохранен за р-ном, а в Киришском гор. поселении (г. Кириши) ведется работа по созданию собств. герба). Значительно расширился круг образований, имеющих право обладать гербом и др. знаками. Т. о., процесс стр-ва геральдики Лен. обл. продолжается, при этом его основу – символы самой области и осн. муниц. образований, входящих в ее состав, – следует признать вполне сложившейся, корректной с ист. и геральдической точек зрения и отвечающей практическим потребностям региона. Лит.: «Если ехать Вам случится…». Визитные карточки городов Ленинградской области: Справочник-путеводитель. СПб., 2000; Символика России. М., 2004. С. 68-69; Башкиров К.С., Штейнбах С.Ю. Справочная книга по истории и геральдике Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Ч. 1. СПб., 2005; Борисов И.В., Козина Е.Н. Геральдика России. М., 2005. С. 170-177. А.А. Трипольская | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Гостиные дворы | |
Рубрики | |
ГОСТИНЫЕ ДВОРЫ. Многочисл. дерев. торг. лавки и склады для хранения товаров, сосредоточенные на рыночных площадях уездных городов губ., создавали угрозу пожаров. С целью уменьшения такой угрозы и общего благоустройства городов со второй пол. XVIII в. строились кам. Г. д. Первый Г. д. был сооружен в г. Ямбург – предположительно, по проекту А. Ринальди, в рамках утвержденного в 1784 плана стр-ва города, одновременно с собором Екатерины Великомученицы и зданием присутственных мест. Комплекс из четырех двухэтажных корпусов с аркадами на ниж. этаже окружал восьмиугольную в плане площадь. Декорировка фасадов с пилястрами тосканского ордера, балюстрады с вазами по краю кровли несли черты архитектуры барокко. В первых этажах располагались лавки, верх. предназначались для квартир. Два корпуса на зап. стороне площади в 1819 перестроены под ситцевую ф-ку (здание было разрушено половодьем в нач. ХХ в.). Два вост. корпуса в 1832-35 перестраивались под казармы и службы квартировавшего в городе Царицынского полка. Тогда же между ними был построен кор. полкового манежа в стиле классицизма (1836, арх. А.Е. Штауберт). Здания, сильно пострадавшие во время ВОВ, восстановлены в 1952-70. Г. д. в г. Новая Ладога считался крупнейшим в губ. Построен в 1835-40 по проекту губ. арх. Н.Ф. Малинина, представляет собой комплекс из двух П-образно расположенных кам. одноэтажных корпусов с аркадами 34-х торг. лавок. К ним примыкали дерев. корпуса (не сохр.). Крылья Г. д. выходили к берегу р. Волхов, где находились рыбные лавки. В 1885 перестроен после пожара арх. М.А. Щуруповым. Здание, пострададавшее во время ВОВ, восстановлено в 1970-е (арх. А.А. Драги, А.Э. Экк). В гг. Луга и Тихвин сохр. корпуса Г. д. XIX в., в результате капитальных перестроек утратившие ист. ценность. Лит.: Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 248-251; Берташ А.В., Векслер А.Ф. Новая Ладога. СПб., 2004. С. 51-52. Ю.М. Пирютко | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Католичество | |
Рубрики | |
КАТОЛИЧЕСТВО. Во времена Киевской Руси католические храмы на Северо-Западе существовали в Новгороде и Ладоге. В 1293 появилась часовня в осн. шведами Выборгской крепости, с 1351 – приходская ц. Св. Олафа. В XV–XVI вв. в Выборге имелись Францисканский и Доминиканский мон., существовали католические ц. в окрестных поселениях. С введением в Швеции лютеранства все они стали протестанскими. После отвоевания приневских земель Россией, в 1706 появилась католическая ц. в СПб. В 1772 в России образована католическая Могилевская епархия, ее глава жил в столице. В 1773 первый еп. Могилевский Станислав Сестренцевич одновременно являлся титулярным еп. Або (Турку). В кон. XVIII в. возобновлен приход в Выборге. В 1908-12 выходил католический журн. «Вера и жизнь». В 1914 Петроградский деканат включал 17 церквей, гл. храмом был собор Св. Екатерины в Петрограде. Католиков насчитывалось ок. 100 тыс. чел. Большая часть из них были поляками. К окт. 1917 в Петроградской губ. действовали 22 приходские и приписные ц. и 59 часовен. В пределах совр. Лен. обл. находились также католические кладб. в гг. Луга, Ямбург, Луцкой колонии (совр. пос. Малый Луцк Кингисеппского р-на), в пустоши Губин Клин Яблонецкой вол. Лужского у. (для латгальцев), в с. Дружноселье (Гатчинский р-н). До 1927 действовали тайные мон. – в Шувалово, Озерках, на ст. Поповка. В 1918 начались гонения на церковь, в том числе и на католическую, к-рые продолжались до кон. 1930-х. В 1937-38 происходило массовое закрытие католических храмов, в том числе в Луге и Гатчине. После того как в 1937 в Луге арестовали и расстреляли настоятеля костела Иоанна Ворслава и 20 активистов прихода, в Лен. обл. остался всего один католический священник – Михаил Флоран. Осенью 1941 начал действовать костел в оккупированной Луге, но в янв. 1944, с приходом сов. войск, снова был закрыт. В 1960-е появились «странствующие» священники, к-рые ездили по стране, в том числе по Лен. обл., и окормляли верующих. В 1986 началось возрождение религ. общин и церк. структур. В 1991 открыт храм в Пушкине, в 1996 – в Луге, в 1997 – в Гатчине. Храмы Лен. обл. входят в сев.-зап. регион Апостольской администратуры севера Европ. части России, ее администратор архиеп. Тадеуш Кондрусевич возглавляет Конфедерацию католических епископов РФ. Лит.: Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю., Шикер А.К. Римско-католическая церковь на Северо-Западе России в 1917–1945 гг. СПб., 1998; Бронислав Чаплицкий, священник. История Церкви в России. СПб., 2000. С. 15-16, 50-51, 65-66, 111-121; Vuorela K. Finlandia Catholica. Katolinen Kirkko Suomesa 1700-luvulta – 1980-luvulle. Helsinki, 1989. М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Кингисепп, г. | |
Рубрики | |
КИНГИСЕПП, город, адм. центр Кингисеппского р-на. Нас. – 50,3 тыс. чел. Расположен на берегах р. Луга на трассе ш. СПб. – Таллин и жел. дороги СПб. – Ивангород – Таллин. В состав МО «Кингисеппское городское поселение» входит также дер. Порхово. До XVIII в. носил назв. Ям (Яма), затем – Ямбург. В 1922 переименован в честь эстонского революционера Виктора Кингисеппа. Осн. в 1384, когда новгородцы построили в излучине Луги кам. крепость (см. Ямгородская крепость). К XV в. Ям стал не только воен., но и ремесленно-торг. и адм. центром. В 1583 захвачен швед. войсками, по Тявзинскому мирному договору (1595) вновь отошел к России. Новые воен. столкновения со Швецией привели к потере в 1617 крепости (по условиям Столбовского договора). В швед. период – центр уезда (лена). В ходе Сев. войны возвращен России. Весной 1703 указом Петра I за городом закреплен швед. вариант назв. крепости – Ямбург. В 1708 город пожалован кн. А.Д. Меншикову, после его ссылки перешел в казну. С 1784 – уездный город. В 1784 был принят новый градостроительный план, предусматривавший регулярную застройку (в это же время были срыты сохр. крепостные сооружения). Город сильно пострадал в ходе Гражд. (1919) и Вел. Отеч. войн (с авг. 1941 по февр. 1944 К. был оккупирован нем. войсками). Во второй пол. ХХ в. К. – кр. пром. центр, на левом берегу Луги образовалась промзона, где находится осн.е предприятие К. – ОАО «Фосфорит» (произ-во минеральных и азотных удобрений). В К. сохр. правосл. собор Екатерины Великомученицы (1782; действует, приход зарегистрирован в 1990), два из четырех корпусов здания Гостиного двора (1780-е; подробнее см. Гостиные дворы), здание манежа (1836; арх. А.Е. Штауберт). На терр. совр. К. находилась усадьба Романовка. В К. установлен ряд пам., посвященных событиям Гражд. и Вел. Отеч. войн, наиболее изв. – мемориал «Роща пятисот». В городе работают Кингисеппский историко-краеведческий музей, Кингисеппская библиотека детская, Кингисеппская библиотека центральная районная, гор. биб-ка-филиал №1, Дом дет. творчества, дет. муз.я и худож. школы, гор. дом культуры (на его базе функционирует Театр юного зрителя), дом культуры «Химик», парк культуры и отдыха, филиал Университета гос. областного Ленинградского им А.С. Пушкина. Издаются газ. «Время», «Восточный берег», работает «Кингисеппское радио». В 1995 зарегистрирован приход Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии «Ямбургский», построена церковь. Лит.: Громов В.И., Файнштейн Л.А. Памятные места Ленинградской области. Л., 1959. С. 110-128; Ефимов А.С. Кингисепп: Ист.-краевед. очерк. Л., 1972; Даринский А.В. Ленинградская область. Л., 1975. С. 242-244; По древней Ямбургской земле: Путеводитель. Кингисепп, 2004; Кингисепп. – http://www.mojgorod.ru/leningr_obl/kingisepp А.А. Трипольская, А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Кингисеппа города герб и флаг | |
Рубрики | |
КИНГИСЕППА ГОРОДА ГЕРБ, официально утвержденная геральдическая эмблема МО «Кингисеппское городское поселение» (решение Совета депутатов МО от 17 марта 2006 № 56). Геральдическое описание: «В зеленом поле вверху справа – золотое сияющее солнце в перевязь; внизу – сидящий на золотой скале, обращенный вправо и распростерший крылья черный с золотыми глазами, клювом и лапами орел». Орел является символом бесстрашия, мудрости, победы, величия; солнце – символом жизненной энергии, красоты, бессмертия, гармонии. Золотой цвет символизирует стабильность, уважение, интеллект, зеленый – рост, здоровье, возрождение; черный – скромность, мудрость, вечность бытия. Герб разработан на основе герба уездного г. Ямбург С.-Петерб. губ. (1780), что подчеркивает ист. и культурную преемственность мн. поколений людей, проживающих на этой земле. Внесен в Гос. геральдический регистр РФ под № 2214. Лит.: Герб города Кингисепп. – http://geraldika.ru/symbols.php?coatid=15713 А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Кингисеппского района герб и флаг | |
Рубрики | |
КИНГИСЕППСКОГО РАЙОНА ГЕРБ И ФЛАГ. Официальные символы, утвержденные решением Собрания представителей МО «Кингисеппский район» от 20 февр. 2002 № 95-с. Геральдическое описание герба: «В зеленом поле на черной, покрытой серебром наподобие снега скале, черный с золотыми глазами, клювом и лапами орел с расправленными крыльями, взирающий на положенное в первой четверти золотое солнце». Герб старинный, создан в 1712 для знамени Ямбургского полка. В 1730 высочайше утвержден как герб г. Ямбург. В 1780 переутвержден имп. Екатериной II, при этом скала сделана серебряной. Флаг представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением шир. к дл. 2:3, состоящее из двух горизонтальных полос белого (вверху, шир. 2/3 от выс. полотнища) и красного цветов. В центре белой полосы – три горизонтальных волнистых полосы синего цвета, каждая шир. в 1/20 от выс. полотнища, расстояние между к-рыми составляет по 1/20 от выс. полотнища. Поверх волнистых полос – герб Кингисеппского р-на. Выс. гербового щита – 3/10 дл. полотнища, шир. – 9/40 дл. полотнища. Лит.: Борисов И.В., Козина Е.Н. Геральдика России. М., 2005. С. 172; Винклер П.П. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи. М., 1990. С. 173. А.А. Трипольская | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Колонисты | |
Рубрики | |
КОЛОНИСТЫ, сословная группа, существовавшая в XVIII – нач. XX вв. С целью скорейшего заселения земель и освоения недр Екатериной II были изданы манифесты (от 4 дек. 1762 и 22 июля 1763), разрешавшие иностранцам селиться в России. Переселенцам предоставлялись земельные наделы и ряд льгот, в т. ч. ссуды из казны, освобождение от воинской повинности и от податей (на срок от 10 до 30 лет в зависимости от места поселения), гарантировалась свобода вероисповедания, и т. п. Среди К. преобладали выходцы из германских гос-в (см. Немцы). В 1765-66 возникли колонии на терр. совр. СПб. (Среднерогатская, Ижорская/Колпинская) и на терр. совр. Лен. обл.: под СПб. – Новосаратовская колония; под Ямбургом (Кингисеппом) на р. Луга – Луцкая, Порховская, Франкфуртская (нас. – католики из Пфальца). В 1809 возникли колонии под Изварой (Большая, Средняя, Нижняя), но в 1811 после волнений среди К., недовольных условиями их размещения, они были расселены (часть К. отправлена в Екатеринославскую губ., часть – в Стрельну, 11 семей – в Кипень). По ср. с губ. Поволжья и Юга России, число К. в СПб. губ. было незначительным (в 1856 – 1744 колонистов-домохозяев). С сер. XIX в. по мере роста числ. нас. колоний происходило переселение части К. на новые места. Ряд новых колоний находился в границах совр. СПб.; на терр. совр. Лен. обл. они образовались в Овцыно (осн. в 1830-е), Янино (1853), Приютино (1856), Ковалево (1860), у дер. Мурино (1889 или 1895). Жизнь К. регламентировалась «Инструкцией для внутр. распорядка и управления в С.-Петерб. колониях» (1803), с 1871 – «Правилами об устройстве поселян-собственников, водворенных на казенных землях в губерниях». Согласно «Правилам», иностр. поселяне-собственники передавались в ведение общих губ., уездных и местных учреждений по крест. делам, несли земские и иные повинности, платили гос. подати. Существовали общественные сборы: на содержание колонистских управлений, уч-щ, духовенства. После 1917 часть немцев-колонистов эмигрировала, часть пострадала в ходе коллективизации, репрессий 1930-х, остальные депортированы в 1942 (см. Депортации этнические). Лит.: Шрадер Т.А. Правовая и культурная адаптация немецких колонистов в Петербургской губернии в пореформенное время // Петербург и губерния. Л., 1989. С. 132-139; Найдич Л.Э. Быт и образ жизни немецких колонистов под Петербургом // Немцы в России. Люди и судьбы. СПб., 1998. С. 101-107; Бахмутская Е.В. Образование немецких колоний в Санкт-Петербургской губернии (вторая пол. XVIII – нач. ХХ в.) // Немцы в России. Петербургские немцы. СПб., 1999. С. 233-244; Сысоева Н. Немецкая колония Овцыно: Прошлое и настоящее // Немцы в Санкт-Петербурге (XVIII–XX вв.): Биографический аспект. Вып. 3. СПб., 2005. С. 289-308. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
подробнее… | |
Немцы | |
Рубрики | |
НЕМЦЫ (самоназвание – дойч), этническая общность в составе нас. Лен. обл. Говорят на нем. яз. германской группы индоевропейской языковой семьи. Верующие – лютеране и католики. Осн. нас. Германии. В России (на 2002) – 597,2 тыс. чел., в т. ч. в Лен. обл. – 2,4 тыс. чел. Н. отмечены в Ингерманландии в XVII в. среди нас. Ниеншанца. Рост числ. Н. начался в XVIII в., в период реформ Петра I, к-рый приглашал специалистов из-за рубежа. Среди Н. были выходцы из Прибалтики и из Германии. Н. проживали в городах, значительная часть помещиков в зап. уездах СПб. губ. (совр. Кингисеппский, Волосовский р-ны) имела нем. происхождение (Корфы, Врангели, Веймарны и др.). Особую группу в составе Н. составили колонисты. В 1897 числ. Н. в СПб. губ. составляла 8,1 тыс. чел. Нем. лютеранские приходы (лютеране преобладали среди Н. Лен. обл.) находились в гг. Выборг (см. Лютеранская церковь Святых Апостолов Петра и Павла), Ямбурге (Кингисеппе), пос. Ковалево (колония Смольная), дер. Новосаратовка (см. Новосаратовская колония, Лютеранская церковь Святой Екатерины), Янино, Кипень. Н. составляли часть прихожан (наряду с финнами и эстонцами) церквей в г. Гатчина (см. Лютеранская церковь Святителя Николая), гор. пос. Дружная Горка, дер. Кобрино, с. Ручьи (Ломоносовский р-н). После 1917 происходило сокращение числ. Н. Из Ленинграда и окрестностей Н. были депортированы в марте 1942 (см. Депортации этнические). В 1980–90-е часть Н. репатриировалась на ист. родину. Лит.: Кёппен П.И. Об инородческом, преимущественно немецком населении Санкт-Петербургской губернии // Журнал Министерства внутренних дел. 1850. Ч. 32. Кн. 10. С. 181-209; Иванова Н.И. Немцы в Санкт-Петербурге и окрестностях. СПб., 1999. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Церкви православные военные | |
Рубрики | |
ЦЕРКВИ ПРАВОСЛАВНЫЕ ВОЕННЫЕ, в С.-Петерб. губ. появились в нач. XVIII в. преим. как походные. В 1800 указом Павла I учреждена должность воен. обер-священника (позднее – протопресвитера воен. и мор. духовенства), в ведение к-рого в 1827 перешли и стационарные ц. – госпитальные, крепостные, батарейные и т. п. Армейские и флотские ц. управлялись назначаемыми обер-священником благочинными. В ц. отмечались события воен. истории, служились молебны и панихиды по погибшим воинам, хранились полковые знамена и воен. реликвии. В нач. XX в. в шести западных р-нах совр. Лен. обл. имелось 13 ц. Среди них две флотские: ц. Св. Марии Магдалины в форте Алексеевский (Красная Горка, Ломоносовский р-н; действовала в 1915-18) и домовая ц. Воздвижения Креста Господня форта Николаевский (Ино, ныне пос. Приветнинское Выборгского р-на; действовала в 1910-18, взорвана с укреплениями форта). Три ц. имелись в Выборге: Трех Святителей 8-го Финл. стрелкового полка (действовала в 1913-18; см.: Выборгский кафедральный собор), Тихвинской иконы Божией Матери 7-го Финл. стрелкового полка в местн. Папула (арх.-стр. Н.С. Петров, действовала в 1906-24; не сохр.) и крепостная ц. Свв. Петра и Павла в Петровском форштадте (впервые упом. в 1753, действовала в 1845–1918, до 1868 – госпитальная; в наст. время начато воссоздание). Две ц. находились в Гатчине: Св. Николая Чудотворца (в здании казарм л.-гв. Кирасирского полка; действовала в 1861–1919; в храме хранились крест и Евангелие, пожалованные полку Петром I) и Св. Прп. Сергия Радонежского (в манеже 23-й арт. бригады; действовала в 1893–1919). В Луге имелась ц. Покрова Богородицы 24-й арт. бригады (действовала в 1904-23; кам. здание сохр.). В Ямбурге (Кингисеппе) – ц. Св. Георгия Победоносца в здании манежа 91-го пехотного Двинского полка (действовала в 1889-92, здание сохр.; в 1893 упразднена в связи с пристройкой к зданию манежа новой одноименной ц. 146-го Царицынского пех. полка, к-рая действовала до 1918). Две ц. находились во Всеволожском р-не: дерев. ц. Св. Архангела Михаила 200-го резервного Ижорского пех. полка в Медвежьем Стане (действовала в 1899-1918?) и ц. в казарме 22-го мортирного батальона в Островках (ныне пос. им. Свердлова; действовала в 1910-х). Две дерев. ц. имелись в Ломоносовском р-не: ц. Всех Святых в лагере л.-гв. Конно-гренадерского полка в Дмитреево (Аннино) (действовала в 1900-18) и ц. Св. Мч. Иоанна Воина в лагере л.-гв. Уланского полка в Куттузи (действовала в 1907-12). На терр. Нарвской крепости находилась ц. во имя Св. Николая Чудотворца 92-го пех. Печорского полка (1858), на терр. Шлиссельбургской крепости – собор Рождества св. Иоанна Предтечи. В 1994 в пос. Каменка (Выборгский р-н) образована правосл. община и в 1996–2001 сооружена ц. Св. Георгия Победоносца – храм-памятник воинам, погибшим в Чечне. В 1997 в быв. солдатском клубе на терр. воинской части 02511 освящена солдатская ц. во имя Иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец». Новое церк. здание строится на терр. 30-го воен. госпиталя. Лит.: Цитович Григорий, свящ. Храмы армии и флота. Пятигорск, 1913; Исакова Е.В., Шкаровский М.В. Храмы Кронштадта. СПб., 2004. С. 232-235; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Штауберт Александр Егорович (1780-1843), архитектор | |
Рубрики | |
ШТАУБЕРТ Александр Егорович (1780–1843), архитектор. Учился в СПб. АХ у А.Д. Захарова (1788–1801). Служил в Инж. деп-те Воен. мин-ва, преподавал во 2-м Кадетском кор. Почетный вольный общник АХ (1827). Осуществил в 1829-34 возведение зданий Сената и Синода, спроектированных К.И. Росси. Один из гл. участников восстановления Зимнего дворца после пожара 1837. В СПб. возвел также неск. зданий казарм, госпиталей, воен.-уч. заведений. Автор Иоанна Предтечи Рождества собора в Шлиссельбургской крепости, здания Городового госпиталя в г. Гатчина (1820-22; ул. Киргетова, 1), Манежа (экзерциргауза) Царицынского полка в Ямбурге (1830-38, строитель-арх. Трендленбург; г. Кингисепп, пр. Карла Маркса, 3б). Похоронен на Смоленском правосл. кладб. в СПб. Лит.: Антонов В.В. Александр Штауберт // Зодчие Санкт-Петербурга. XIX – нач. ХХ вв. / Сост. В.Г. Исаченко. СПб., 1998. С. 203-210; Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 98, 251, 292. А.Д. Марголис | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Эстонцы | |
Рубрики | |
ЭСТОНЦЫ (самоназв. – ээстласед, устар. – маарахвас), этническая общность. Эстонский яз. относится к прибалт.-фин. подгруппе финно-угорской ветви уральской языковой семьи. Проживают в Эстонии (963 тыс. чел.), России (28,1 тыс. чел.), Швеции, Латвии. В 1897 в С.-Петерб. губ. (без СПб.) проживало 51,9 тыс. Э. (в осн. в зап. части, включая Гдовский у). На 2002 в Лен. обл. проживало 1,4 тыс. Э. Выходцы из Эстонии зафиксированы на терр. западных р-нов совр. Лен. обл. в XVIII в. Массовая миграция крестьян-эстонцев началась после отмены крепостного права в Эстляндии и Лифляндии в 1816 и 1819, усилилась во второй пол. XIX в. В нач. XX в. миграцию стимулировала аграрная политика П.А. Столыпина, направленная на развитие хуторского х-ва. Э. селились на хуторах, к-рые часто располагались близ деревень, где проживали представители др. национальностей. Существовали и дер. (фактически скопления хуторов) с преобладанием эстонского нас.я (напр., дер. Зимитицы в Волосовском р-не). Э. занимались земледелием, молочным животноводством. Выращивали зерновые (рожь, овес, ячмень), картофель. В земледелии применяли прогрессивные методы (многополье, травосеяние), чем выделялись среди местных крестьян. Для сел. застройки Э. характерны бревенчатые дома-пятистенки на низком подклете. При сооружении жил. и хоз. построек использовали также бутовый камень. Этническая специфика долгое время сохранялась в пище (блюда из свинины, картофеля, кровяные колбасы). Из календарных обрядов наиболее изв. празднование дня св. Яана (св. Иоанн) 24 июня. Верующие – лютеране, также есть православные. Религ. центры находились в СПб., гг. Ямбург, Гатчина, Луга, дер. Тешково Волосовского р-на. В период ВОВ произошло сокращение числ. Э. в Лен. обл., в связи с тем, что нем. оккупационные власти переселили их на терр. Эстонии. Лит.: Засецкая М.Л. Эстонцы Лужского р-на Ленинградской области (кон. 19 – сер. 20 в.) // Население Ленинградской области: Материалы и исследования по истории и традиционной культуре. СПб., 1992. С 132-143; Она же. Система социализации у эстонцев-переселенцев Санкт-Петербургской губернии (вторая пол. 19 – нач. 20 в.) // Из истории Санкт-Петербургской губернии: Новое в гуманитарных исследованиях. СПб., 1997. С. 52-64; Маамяги В.А. Эстонцы в СССР. 1917–1940 гг. М., 1990; Смирнова Т.М. Национальность – питерские: Национальные меньшинства Петербурга и Ленинградской области в XX в. СПб., 2002. С. 431-481, 520-549; Шкаровский М., Черепенина Н. История Евангелическо-лютеранской церкви на Северо-Западе России. 1917–1945. СПб., 2004. С. 89-103. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… |