Адреса / Исторические топонимы/Ладога
Археологические памятники: общие сведения
Рубрики
Многие исследователи предками вепсов считают племя весь. Русские летописи упоминают о ней в событиях, записанных под 859 и 862 гг., когда группа северных племен вначале сообща выступила против варягов, а затем призвала их. В «Повести временных лет» весь упоминается под 882 г. в связи с походом князя Олега на Смоленск, Любеч и Киев. В этом походе, закончившемся вокняжением Олега в Киеве, участвовали варяги, чудь, словене, меря, весь, кривичи. Отсутствие в дальнейшем упоминаний о веси, возможно, связано с тем, что она могла выступать на страницах русских летописей под собирательным именем чудь. Русские источники местожительством веси называли Белое озеро: «А на Беле озере седять весь». Между тем освоение вепсами Межозерья началось, судя по языковым данным, с южного Присвирья (реки Оять, Паша с притоком— р. Капшой, Свирь), а заселение восточной периферии вепсского ареала (Верхневолжский бассейн) —с берегов р. Ояти и ее притоков. Прибалтийско-финский пласт в топонимии рек Сясь и Тихвинка выражен неотчетливо, возможно, потому, что малочисленное прибалтийско-финское население здесь быстро обрусело, а прибалтийско-финская топонимия подверглась нивелирующему воздействию русского языка. Восстановлению событий далекого прошлого древних вепсов способствуют не только богатые материалы приладожских курганов, но и памятники соседних территорий и прежде всего Ладоги и ее округи. В IX—XI вв. Ладога представляла собой мощную крепость государственного значения, цветущий торговый и ремесленный центр. В сфере ее интересов оказалось и Приладожье. Именно с Ладогой у населения Приладожья в первую очередь установились экономические, политические и культурные взаимоотношения, благодаря которым в Приладожье появились некоторые ювелирные изделия, посуда, оружие, передовая технология кузнечного ремесла. Связи с Ладогой обусловили не только внешние, но и серьезные внутренние изменения в жизни оятского населения, в результате которых происходило разрушение родоплеменных устоев и консолидация населения, приведшая со временем к образованию народности.
Тематические группировки
подробнее…
Гончарные изделия
Рубрики
В изготовлении глиняной посуды жители р. Ояти прошли несколько этапов и в конце концов достигли определенного совершенства. Если в X в. она делалась вручную из грубого с примесью зерен кварца теста, то в середине XI в. появляются сосуды, изготовленные на гончарном круге. Они представляют собой типичные древнерусские горшки. Некоторые из них, видимо были привезены с Ладоги и из Новгорода. С юга нашей страны попал к жителям Ояти кувшин оранжевого цвета из глиняного теста высокого качества. Традиции изготовления глиняной посуды надолго сохранились у древних вепсов. Некогда существовали центры гончарного производства в Соцком погосте на р. Ояти и в Андоме. Когда А. М. Линевский в 1950 г. показывал жителям р. Ояти добытые из курганов горшки, то они признавали их за андомские. Еще в 30-х годах ХХ столетия гончарство было развито в населенных пунктах среднего течения р. Ояти, откуда поступали изделия в Ленинград, Петрозаводск, Белозерье, Тихвин.
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Епархия Корельская
Рубрики
ЕПАРХИЯ КОРЕЛЬСКАЯ (Корельская и Орешская/Орешковская; по др. наим. – Корельская и Копорская). Осн. в 1595, после Тявзинского мирного договора со Швецией, когда России был возвращен г. Корела (ныне г. Приозерск). Одной из целей ее учреждения было закрепление России на Северо-Западе, в частности – на Карельском перешейке. Христианство начало проникать в Карелию уже в XI в. в связи с деятельностью правосл. миссионеров из Новгорода. В 1227 по инициативе кн. Ярослава Всеволодовича произошло крещение почти всего корельского народа. Корела, гл. город новой епархии, являлся крупным духовным центром. В XV в. в нем находился двор новгородского архиеп., в 1560-е в городе и окрестных селениях насчитывалось девять ц., относившихся к Городенскому погосту, в т. ч. Воскресенский собор, и пять мон. В Корельском у. имелось еще шесть приходов (близ совр. поселков Громово, Сосново, Куркийоки, Салми, г. Сортавала, Иломанского оз.); особое значение имели Валаамский, Коневский Рождество-Богородицкий мон., Сенной мон. на Ладожском оз. Большинство храмов и мон. разорены шведами, в частности, во время войны 1590-93. Первым еп. Корельским (1595–1613) был назначен Сильвестр, из архимандритов моск. Симонова мон. В его подчинении находились приходы Корелы, Копорья, Орешка, по нек-рым сведениям, – Ладоги и всего Олонецкого края. Он жил в Кореле, в 1609-11 организовал ее оборону от шведов. Следующий еп. – Павел управлял епархией в 1613-16. По Столбовскому договору 1617 терр. Карельского перешейка отошла к Швеции. Е. К. временно прекратила существование. Первоначально церк. обустройство оккупированного карельского края осуществлялось митр. Макарием II (1619-26). Правосл. население испытывало притеснения со стороны швед. властей. В 1685, при Новгородском митр. Корнилии (1674-95), по соглашению рус. и швед. правительств Е. К. была возобновлена со статусом викариатства.Поскольку Кексгольм находился под шведами, местопребыванием нового архиерея еп. Леонтия стал Новгород. В 1690 Леонтий был отправлен в ссылку в Суздаль. Следующий епископ – Иоиль был назначен только в 1708 как викарий при митр. Иове. После его кончины в 1712 Корельским еп. (в 1714-23 и 1728-30) стал быв. архимандрит Новгородского Юрьева мон. Аарон (Еропкин), к-рый продолжал жить в Юрьеве. Кексгольм вошел в состав синодальной обл. как центр викариатства в 1723. В 1723-25 Корельским еп. был Иоаким; в 1734-40 – архиеп. Иосиф; в 1740 – еп. Амвросий, изв. проповедник; в 1742 – еп. Маркелл. В 1758 викариатство стало официально именоваться Кексгольмским и Ладожским. Все четыре еп., носившие этот титул, были викариями новгородского архиеп. (с 1762 – митр.) Димитрия (Сеченова): Иоасаф (1758-59), Парфений (1759-61), свят. Тихон (1761-63; духовный писатель, аскет), Иннокентий (1763; проповедник и писатель). Епархия окончательно упразднена в 1763. Лит.: Дмитриев А.П. История Корельской (Кексгольмской) епархии // Вуокса: Приозерский краевед. альманах. Вып. 1. Приозерск, 2000; Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи. 992–1892. Т. 1-3. М., 2002–2004. А.В. Берташ
Авторы
подробнее…
Католичество
Рубрики
КАТОЛИЧЕСТВО. Во времена Киевской Руси католические храмы на Северо-Западе существовали в Новгороде и Ладоге. В 1293 появилась часовня в осн. шведами Выборгской крепости, с 1351 – приходская ц. Св. Олафа. В XV–XVI вв. в Выборге имелись Францисканский и Доминиканский мон., существовали католические ц. в окрестных поселениях. С введением в Швеции лютеранства все они стали протестанскими. После отвоевания приневских земель Россией, в 1706 появилась католическая ц. в СПб. В 1772 в России образована католическая Могилевская епархия, ее глава жил в столице. В 1773 первый еп. Могилевский Станислав Сестренцевич одновременно являлся титулярным еп. Або (Турку). В кон. XVIII в. возобновлен приход в Выборге. В 1908-12 выходил католический журн. «Вера и жизнь». В 1914 Петроградский деканат включал 17 церквей, гл. храмом был собор Св. Екатерины в Петрограде. Католиков насчитывалось ок. 100 тыс. чел. Большая часть из них были поляками. К окт. 1917 в Петроградской губ. действовали 22 приходские и приписные ц. и 59 часовен. В пределах совр. Лен. обл. находились также католические кладб. в гг. Луга, Ямбург, Луцкой колонии (совр. пос. Малый Луцк Кингисеппского р-на), в пустоши Губин Клин Яблонецкой вол. Лужского у. (для латгальцев), в с. Дружноселье (Гатчинский р-н). До 1927 действовали тайные мон. – в Шувалово, Озерках, на ст. Поповка. В 1918 начались гонения на церковь, в том числе и на католическую, к-рые продолжались до кон. 1930-х. В 1937-38 происходило массовое закрытие католических храмов, в том числе в Луге и Гатчине. После того как в 1937 в Луге арестовали и расстреляли настоятеля костела Иоанна Ворслава и 20 активистов прихода, в Лен. обл. остался всего один католический священник – Михаил Флоран. Осенью 1941 начал действовать костел в оккупированной Луге, но в янв. 1944, с приходом сов. войск, снова был закрыт. В 1960-е появились «странствующие» священники, к-рые ездили по стране, в том числе по Лен. обл., и окормляли верующих. В 1986 началось возрождение религ. общин и церк. структур. В 1991 открыт храм в Пушкине, в 1996 – в Луге, в 1997 – в Гатчине. Храмы Лен. обл. входят в сев.-зап. регион Апостольской администратуры севера Европ. части России, ее администратор архиеп. Тадеуш Кондрусевич возглавляет Конфедерацию католических епископов РФ. Лит.: Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю., Шикер А.К. Римско-католическая церковь на Северо-Западе России в 1917–1945 гг. СПб., 1998; Бронислав Чаплицкий, священник. История Церкви в России. СПб., 2000. С. 15-16, 50-51, 65-66, 111-121; Vuorela K. Finlandia Catholica. Katolinen Kirkko Suomesa 1700-luvulta – 1980-luvulle. Helsinki, 1989. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Клады
Рубрики
КЛАДЫ, умышленно спрятанные, чаще всего зарытые владельцем ценности. На терр. Лен. обл. при разл. обстоятельствах обнаружено ок. 40 монетных, монетно-вещевых и вещевых К. Уникальный К. ремесл. инструментов и изделий скандинавского кузнеца 760-х найден при раскопках Старой Ладоги. Пять К. вост. монет (кон. VIII – нач. IX в.) из Ладоги и окрестностей подтверждают ее роль центра междунар. торговли. Еще два К. вост. монет нач. IX в. в устье р. Нева на терр. совр. СПб. (Петергоф, Галерная гавань) указывают на Неву как начало пути в страны Халифата. Серия К. датируется XI – нач. XII вв., т. е. временем славянского расселения по Ижорской возвышенности, юж. р-нам Приладожья. 20 К. найдены в землях приладожской чуди, води, карел, ижоры, лопи, а также в Старой Ладоге. По составу К. можно проследить изменения в денежном обращении: арабские дирхемы постепенно вытесняются западноевроп. денариями, появляются византийские монеты. Вместе с монетами укрывают массивные серебр. украшения, слитки. Особо кр. размерами выделяются К. второй пол. – кон. XI в. из дер. Вихмес (13,4 тыс. денариев и дирхемов) и дер. Комолема (ок. 6 тыс. денариев) на р. Паше (Волховский р-н), зарытые в медных котлах. Два К. серебр. украшений, обнаруженные на Карельском перешейке (Тиверский городок, Громово/Саккала), относятся к XIII–XV вв. К. серебр. копеек, зарытых при Иване IV и Федоре Иоанновиче, отмечают хоз. кризис 1570–1580-х, вызванный Ливонской войной и опричным разорением. К швед. периоду относятся шесть К. шведских и один – западноевроп. монет XVII в. в зап. р-нах Лен. обл. Лит.: Марков А. Топография кладов восточных монет (сасанидских и куфических). СПб., 1910; Корзухина Г.Ф. Русские клады. М.; Л., 1954; Кропоткин В.В. Клады византийских монет на территории СССР // Свод археологических источников. Е4-4. М., 1962; Потин В.М. Топография находок западноевропейских монет X–XIII вв. на территории Древней Руси // Труды Гос. Эрмитажа. 1967. Т. 9. С. 106-194; Лапшин В.А. Археологическая карта Ленинградской области. Ч. 1-2. Л.; СПб., 1990–1995. К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Крепостное и оборонительное строительство
Рубрики
КРЕПОСТНОЕ И ОБОРОНИТЕЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО. Оборона сев.-зап. земель Руси строилась на сочетании труднопроходимых мест («твердостей самородных») и мощных пограничных крепостей на важнейших направлениях. Начало крепостному стр-ву положено в Ладоге (862, ок. 900, 1114). Оно велось как общегос. политика, по княжеской инициативе. В XIII-XV вв. сформировалась система укрепленных пригородов, укрывавших Новгород от нападений шведов, ливонских немцев и датчан. На сев. рубежах это были кам. крепости Ладоги, Орехова, Копорья, Ямгорода, Корелы и Тиверска. Воен. стр-во Новгорода прошло неск. этапов. Первый этап (1239–1280-е) отмечен сохр. традиции стр-ва укреплений в условиях монгольского нашествия и угрозы с Запада. Крепость Копорье, деревянная (1279) и каменная (1280), обозначила переход к кам. стр-ву. На втором этапе (1297–1348) новгородцы строят новые форпосты на наиболее опасных направлениях: Копорье (1297), Корельский городок (ок. 1300), Орехов (1323). В них наряду с воен. поселенцами привлекается местное прибалт.-фин. население. В сел. округе появляются племенные городки и убежища (Тиверский городок, городища в р-не Копорья). Эта политика позволила Новгороду удержать окраинные терр. Среди кам. укреплений преобладающим типом были однобашенные крепости на о-вах (Корела, Орехов). Их планы подчинены рельефу местности, изгибы и уступы стен используются для фланкирующего обстрела. Третий этап (1350–1425) отмечен существенными усовершенствованиями. В боевых действиях используются дальнобойные камнеметы и самострелы, впервые применяется огнестрельное оружие. Появляются многобашенные крепости с выпрямленными участками приступных стен, оснащенных неск. башнями для сочетания фронтального и фланкирующего огня, ведения веерного обстрела. Строятся крепости геометрически правильных очертаний (Орешек, 1352), напоминающие кастельную схему орденских замков. Стены крепостей надстраиваются (Копорье, после 1361), оснащаются новыми башнями (Орешек, 1352) и труднопреодолимыми въездами (захабы, подъемные решетки-герсы). Стр-во Ямгорода (1384) завершает систему обороны сев.-зап. рубежа. На четвертом этапе (1425-75), в связи с применением осадных пушек, возникает необходимость утолщения стен и башен, устройства узлов пушечной обороны (раскатов, полукруглых башен). Появляются внутристенные амбразуры подошвенного боя и кам. лестницы. Эти фортификационные сооружения доказали свою эффективность. Новгород не подвергался осаде или штурму войсками противника, границы его владений после Ореховского мира 1323 оставались неизменными. После объединения рус. земель в единое гос-во Моск. пр-во вслед за реконструкцией детинца Новгорода (с 1484) и стр-вом Ивангорода (1492-99), соединившего в единую систему укрепления новгородского и псковского рубежей, осуществило перестройку Ладоги (1490-е), Ямгорода (после 1496), Орешка (1514-25) и Копорья (ок. 1520-25). В работах участвовали итал. и греч. фортификаторы («фрязины»), приглашенные пр-вами Ивана III и Василия III. В ходе реконструкции устаревшие укрепления сносили и строили заново, полностью (Орешек) или частично (Ладога, Копорье, Ямгород). В ряде случаев использовались фрагменты старых стен, встречаются элементы планировки по «старой основе». Новые постройки «огнестрельной» фортификации имели большую (в 2-2,5 раза) толщину, чем их предшественники. Они характеризуются равномерной расстановкой башен по периметру обороны, прямолинейными пряслами между ними, стандартными конструкциями (многоярусные круглые башни, пушечные бойницы с печурами, внутр. лестницы, бойницы подошвенного боя в стенах, сводчатые перекрытия, вылазы, подъемные решетки-герсы, мосты и др.). Они предназначены для ведения активной обороны с полным фронтальным и фланкирующим огневым прикрытием, применением пушек и ручного оружия. Сооружения строились с равновеликими по толщине стенами и опоясывались валиком цокольного откоса. Во второй пол. XVI в. начинают использоваться дерево-земляные укрепления бастионного типа (Земляное городище Старой Ладоги, 1585-86). В нач. XVII в. Ивангород, Ямгород, Копорье, Орешек и Корела захвачены Швецией. Возвращены в состав России в ходе Сев. войны 1700-21. В течение XVIII – нач. XIX вв. утратили воен. значение. См. также: Выборгский замок, Анненские укрепления, Батарейная гора, Форты Кронштадтской крепости, Панцерлакс. Лит.: Косточкин В.В. Древние русские крепости. М., 1964; Кирпичников А.Н. Крепости бастионного типа в средневековой России // Памятники культуры. Новые открытия. 1978. М., 1979. С. 471-499; Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли. Л., 1984. К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Курганы южного Приладожья
Рубрики
КУРГАНЫ ЮЖНОГО ПРИЛАДОЖЬЯ (конец IX – начало XIII вв.), принадлежат т. н. приладожской чуди, потомки которой приняли участие в формировании вепсов и карел. Возможно, это были «колбяги», смешанное финно-скандинавское население, поставлявшее воинские отряды для княжеских походов. Изучались со второй половины XIX в. (Д. Европеус, Н.Е. Бранденбург, В.И. Равдоникас, А.М. Линевский, С.И. Кочкуркина, В.А. Назаренко и др.). Раскопано более 600 насыпей в 140 могильниках, расположенных по берегам рек Паша, Сясь, Тихвинка, Оять, Свирь и их притоков. Они отличаются от древнерусских курганов. В основе погребального ритуала лежит идея загробного жилища с очагом в центре, разделенного на мужскую (восточную) и женскую (западную) половины. Первоначально покойников кремировали, в XI в. появляется обряд трупоположения. На очаге устанавливали набор погребальной посуды (котел, горшки, железную сковороду) и лопату для разгребания углей. Обнаружены одновременные захоронения, когда женщину умерщвляли для сопровождения мужчины в загробный мир, и разновременные. Мужские захоронения иногда сопровождались погребениями коней и отсеченных человеческих голов. В погребения укладывали богатый инвентарь (оружие, конская упряжь, орудия труда и охоты, предметы быта, домашняя утварь, украшения). Оружие подвергалось порче. После завершения ритуала в ровике вокруг насыпи разжигали очистительный огонь. Появление курганной обрядности было инициировано влиянием культуры сопок и появлением среди местного прибалтийско-финского населения скандинавов – посредников в меховой торговле в обмен на оружие и украшения. Центр новой общности сформировался близ слияния рек Паша и Сязнига (укрепленное поселение у д. Городище). Большую роль играли связи с соседней Ладогой. В XII – начале XIII вв. повсеместно распространяются одиночные погребения, где покойник помещен в могильную яму и ориентирован головой на запад, что характерно для древнерусского сельского населения. Лит.: Кочкуркина С.И. Юго-Восточное Приладожье в X–XIII вв. Л., 1973; Мачинский Д.А. Колбяги «Русской правды» и приладожская курганная культура // Тихвинский сборник. Вып. 1: Археология Тихвинского края. Тихвин, 1988; Назаренко В.А. Приладожская чудь // Финны в Европе. Вып. 2. М., 1990. С. 82-93 К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Кякисалми-Корела (Корельский город)
Рубрики
Крепость Корела была центром племенного объединения корел. Наиболее масштабные работы здесь были проведены в 1970-х гг. (А. Н. Кирпичников) и в 1989—1990 и 1992—1993 гг. (А. И. Сакса). В результате этих раскопок вскрыты древнейшие горизонты культурного слоя на крепостном острове, выявлена хорошая, сопоставимая с новгородской, сохранность дерева и других органических остатков, а также зафиксированы следы ремесленного производства, собрана богатая коллекция предметов материальной культуры. На этом фоне в новом свете предстают также данные летописных источников, рассказывающие о событиях, связанных с Кякисалми-Корелой. К настоящему времени раскопками исследованы все культурные слои древнего города. Нижний, лежащий на материке (голубая глина), слой датируется первой половиной — серединой XIII в. Расплывчатость в датировке происходит от объективных причин: древесина, которую можно датировать с точностью до года рубки дерева, не всегда имеет такую сохранность, при которой остаются неповрежденными внешние кольца и даже кора. Первые известия о карельском укреплении в устье Вуоксы связаны с попытками шведов взять под свой контроль приладожскую (восточную) часть Корельской земли, центром которой являлась небольшая островная крепость. Попытка эта не удалась: новгородцы, осознав опасность, шведов прогнали и крепость основательно укрепили. По прошествии пятнадцати лет, в 1310 году, как теперь уже документально подтверждено, на этом же месте были построены новые укрепления, ставшие опорой новгородской власти в Карелии. Археологические раскопки прояснили историю городка на Вуоксе. Благодаря исключительной сохранности дерева все периоды его строительной истории, начиная с карельского племенного центра, относящегося ко времени не позднее первой половины XIII в., и продолжая известным по летописи временем его укрепления в 1295 и 1310 гг., хорошо фиксируются в культурных напластованиях крепостного двора. Некоторые вопросы возникают в трактовке слоя крупнозернистого песка мощностью до 0,5 м, перекрывавшего самый ранний строительный горизонт. Его характерной особенностью является большое количество керамики, исключительно круговой, щепы, залегающей также и слоями, оплавленных кусочков бронзы и целых изделий из металла, рыболовных грузил и поплавков. Особо следует отметить, что среди вещей, значительную часть которых составляли украшения (в том числе и карельских типов), имеются формы, бытовавшие задолго до основания поселения и могильника. Для могильников эпохи меровингов и эпохи викингов в Восточной Финляндии и Карелии характерно именно малое количество керамики. Еще одно наблюдение, сделанное в процессе раскопок, свидетельствует о сложной гидрологической ситуации в устье Вуоксы при слиянии её с Ладогой, постоянно изменяющемся уровне воды в реке. Проведенные нами замеры показали, что на момент формирования нижнего строительного горизонта, залегающего на глубине около трех метров от современной дневной поверхности, уровень воды в Вуоксе был всего лишь на 34 см ниже уровня упомянутого горизонта. В дальнейшем тенденция сводилась к повышению уровня, что вынуждало постоянно укреплять берег, существенно также поднимая его, что хорошо видно на планах и разрезах раскопа. По-видимому, в процессе одной из таких подсыпок на край острова была принесена земля (крупнозернистый песок) из центральной части острова либо из какого-то другого расположенного неподалеку места. Такого рода подсыпки делались неоднократно, причем земля бралась из одного места, что видно как по характеру песка, так и по находимым в нем вещам. Библиография САКСА, А. И. Средневековая Корела. Формирование этнической и культурной общности. (Корельская земля новгородских летописей): [Кякисалми-Корела (Корельский город)] // Информ. сайт города Приозерск Ленинградской области [Электр. ресурс] / Е. Кулаков, С. Панченко, С. Войтович. - 2000-2007. – Режим доступа: http://www.priozersk.ru/1/text/0041.shtml САКСА, А. И. Средневековая Корела. Формирование этнической и культурной общности. (Корельская земля новгородских летописей) // Вуокса. Призерский краеведческий альманах. Вып. 2. – СПб.: Б&К, 2001. – Том 1. – С. 95-112, илл.
Тематические группировки
подробнее…
Тиверский городок
Рубрики
Это островное укрепленное поселение располагается в центральной части Карельского перешейка на месте Тиверских порогов, примерно в 14 км к югу от поселка Мельниково. До искусственно произведенного спуска воды в Вуоксе в районе Кивиниеми (ныне Лосеве) в 1857 г. оно располагалось на острове, омываемом двумя рукавами реки. Тиверский городок, находясь на одном из самых сложных и стратегически важных участков восточного рукава Вуоксинской системы, контролировал и обслуживал путь из Финского и Выборгского заливов в Ладогу, формируя совместно с Выборгом и Корелой систему прикрытия центральных районов Корельской земли от неприятеля. Относительно даты возникновения упомянутого укрепления среди исследователей нет единого мнения. Финские археологи, начавшие работы на городище еще в конце XIX в., принимали за время его сооружения Х век или время около 1000 г. (Ю. Айлио, А. Хакман), не исключая и более позднюю дату – XII в. (Ю. Ринне). С. И. Кочкуркина, проводившая в 1970-е годы раскопки на городище, относит его основание ко времени между 1293 и 1323 гг., ссылаясь на то, что Ореховецкий договор запрещал возведение новых крепостей по обе стороны границы и, с другой стороны, строительство крепости на Вуоксе стало актуальным после возведения шведами Выборгского замка в 1293 г. А. Н. Кирпичников, также изучавший укрепления Тиверского городка, справедливо отмечая, что Ореховецкий мир часто нарушался и что новгородский летописец не упоминает городка во время походов шведов в устье Вуоксы в 1295, 1322 и 1337 гг., полагает, что основание его могло состояться в конце 1330-х годов или даже во второй половине XIV в. В письменных источниках Тиверский городок впервые встречается в списке “всем градом русским далним и ближним”, составленном в 1390–1396 гг. Последнее упоминание содержится в новгородской летописи, в записи о взятии его шведами зимой 1411 г. В настоящее время, используя более дробную хронологию и типологию карельских древностей в сочетании с результатами полевых работ последних лет, стало возможным по-новому рассмотреть материалы раскопок 1970-х годов. Среди них присутствует ряд вещей эпохи викингов. Все они обнаружены в южной части раскопа. Здесь при рытье погреба в конце XIX в. был найден клад серебряных вещей. В состав клада входили 11 украшенных филигранью бусин, двойная плетеная цепочка с наконечниками, головное украшение из серебряной проволоки («сюкерё»), круглая с филигранью подвеска, две восточные монеты с ушками (894–902, 976 гг.), круглый медальон, две новгородские монетные гривны и три отпиленных от них кусочка. Часть перечисленных украшений характерна и для других карельских кладов из Сипилянмяки в приходе Саккола (ныне Громове) и Кильпола в Хийтола. В них также находились отсутствующие в Тиверском кладе типичные для карельского костюма подковообразные фибулы, что расширяет возможности датирования. Как нами уже выше было отмечено, время бытования этих, характерных для периода расцвета украшений устанавливается в промежутке от конца XII в. до конца XIII – начала XIV в. Следует особо отметить, что погреб был вырыт на валу. Клад, таким образом, был заложен в толще вала, или, что представляется более вероятным (в том числе и по глубине его залегания), вещи оказались в культурном слое поселения, перекрытом позднее валом. Культурный слой фиксировался и в других подвергавшихся в разное время раскопкам частях вала. Собственно и сам вал, защищавший южную часть острова, насыпан из культурного слоя. Причем состав вещей из культурного слоя и засыпки вала не различается. Следовательно, вал появился лишь после того, как культурный слой на городище уже сформировался, и время его сооружения можно отнести с большой вероятностью к концу эпохи крестовых походов (1050–1300 гг.) и даже к более позднему времени. Если исходить из предположения, что клад был оставлен в культурном слое, то вала на месте его нахождения еще не было в конце XII в., возможно, даже в первой половине XIII в., поскольку именно к этому времени относится часть вещей клада, а также обнаруженные в засыпке вала копоушка и керамика. Найденные в засыпке вала вещи и интенсивный черный цвет земли могут указывать на то, что вал был насыпан с использованием земли с площадки городища после разрушительного вражеского нападения и перед угрозой нового. Это предполагает, что поселение на острове было уничтожено пожаром, в результате которого и формируется подобный слой. Учитывая представленные выше наблюдения, мы можем констатировать, что как предшествующее сооружению поселение, так и этап существования уже укрепленного городка укладываются в один и тот же временной и историко-культурный интервал – вторая половина эпохи крестовых походов и начало раннего средневековья (конец XII–XIV вв.). Это период расцвета Тиверского городка и одновременно последний этап его существования. Библиография САКСА А.И. Средневековая Корела. Формирование этнической и культурной общности. (Корельская земля новгородских летописей): [Тиверский городок] // Информ. сайт города Приозерск Ленинградской области [Электр. ресурс] / Е. Кулаков, С. Панченко, С. Войтович. - 2000-2007. – Режим доступа: http://www.priozersk.ru/1/text/0041.shtml САКСА А.И. Средневековая Корела. Формирование этнической и культурной общности. (Корельская земля новгородских летописей) // Вуокса. Призерский краеведческий альманах. Вып. 2. – СПб.: Б&К, 2001. – Том 1. – С. 95-112, илл.
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Шведы
Рубрики
ШВЕДЫ (самоназвание – свенскар), этническая общность. Швед. яз. относится к германской группе индоевропейской языковой семьи. Верующие – лютеране. В наст. время проживают в осн. в Швеции (7,75 млн. чел.) и Финляндии (300 тыс., имеют компактные ареалы расселения). На Руси IX–XI вв. выходцы из Скандинавии составляли компонент нас. Ладоги, скандинавские дружины (викинги, в рус. традиции – варяги) играли важную роль в полит. жизни. В XIII в. Швеция подчинила осн. терр. Финляндии, что сопровождалось христианизацией региона. Ш. компактно селились на Туркуском архипелаге, нек-рых участках побережья Балтийского моря вплоть до р. Кюми на востоке (Аландские о-ва были заселены выходцами из Швеции еще в VI в.). Центром швед. культуры на терр. совр. Лен. обл. стал г. Выборг. Попытки Швеции расширить свои владения до р. Нева к нач. XIV в. потерпели неудачу. В XVII в. швед. власти раздавали дворянам во владение земли в Ингерманландии, однако обычно владельцы управляли поместьями, не переселяясь в них. В результате Сев. войны Швеция утратила свои владения в Приневье и на Карельском перешейке. В XVIII в. в Выборге, принадлежавшем России с 1710, адм. языком стал немецкий, но после присоединения Выборгской губ. к Вел. княжеству Финляндскому в 1811 им снова стал шведский. В Финляндии Ш. (или шведоязычное нас.) составляли привилегированные слои об-ва (в т. ч. творческую интеллигенцию), были наиболее квалифицированными ремесленниками. Подъем фин. нац. движения в XIX в. сопровождался в среде интеллигенции сменой швед. идентичности на финскую, выразившейся во мн. случаях и в переводе фамилий. В 1863 фин. яз. официально получил равные права со шведским, а в 1922 был издан закон, провозгласившей финский и шведский гос. языками Финляндии. Шведоязычное нас. сохранялось в Выборге до Сов.-финл. войны, когда было эвакуировано вглубь Финляндии. Лит.: Шлыгина Н.В. Финляндские шведы // Этнические меньшинства в современной Европе. М., 1997. С. 172-193; Шведы на берегах Невы. Стокгольм, 1998; Страницы Выборгской истории. Вып. 1-2. Выборг, 2000, 2004. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…