Организации
/
Сланцевская киносеть
Сватовство (водь) | |
Рубрики | |
В качестве сватов, как правило, выступали крестные родители жениха. Лишь в одном случае информант (д. Краколье) указал на то, что родственников сватами не засылали. Вместе со сватами могла приходить и сватья - "профессиональная" бабка, умеющая хорошо говорить и представить жениха с лучшей стороны. Зафиксирован факт, что период между сватовством и свадьбой мог достигать 2-3 лет. В это время парень и девушка, считающиеся женихом и невестой, могли спать вместе на сеновале или в сарае (д. Лужицы). В случае принятия предложения жених угощал родных и соседей невесты табаком и водкой (парней) и конфетами (девушек). Девушкам также могли дарить бутылку водки, после чего они гуляли, пели песни, били в барабан, оповещая население деревни о том, что их подружка стала невестой. В день сватовства девушку заставляли делать что-либо по хозяйству, а парня колоть дрова, чтобы убедиться в их сноровке. Накануне свадьбы невеста с подружками приезжала в дом жениха "устилать постель", собираемую из постельных принадлежностей, отданных в приданое (остальное приданое: мебель, одежду, иногда - скотину перевозили крестные после свадьбы). Иногда под перину на половину жениха подкладывали дрова. После начиналось прощание с невестой: подружки мыли ее в бане, пели "прощальные" песни, расплетали косу. Женщины со всей деревни приносили к столу различные домашние продукты и кушанья, за что получали для гуляния бочку пива. Библиография: Трипольская, А. А. Традиционная свадебная обрядность ижоры и води (Усть-Лужская волость Кингисеппского района Ленинградской области) // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. История инкери // http://vpoluyahtov.narod.ru/Vod/vod.htm | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Сватовство (ижора) | |
Рубрики | |
В качестве сватов обычно засылали родных жениха или его крестных. Зачастую вместе со сватами приходил и сам жених. Сваты приходили, как правило, вечером после окончания работ и приносили с собой табак, выпивку и закуску. Невеста присутствовала при сватовстве. После получения согласия невесты обсуждали состав приданого, материальные возможности жениха и дату свадьбы, которую назначали обычно через две-три недели. В случае отказа сваты, уходя, закрывали дверь левой ногой, что должно было отвадить других женихов от этого дома. Родители же невесты для противодействия засыпали следы сватов золой. Трипольская, А. А. (СПбГУ) Особенности обрядности жизненного цикла ижорского населения Сойкинского полуострова // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 2000 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях). IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Сватовство (карелы) | |
Рубрики | |
Сватовство сопровождается многочисленными обрядами. Когда сделан выбор невесты, собираются родственники жениха: брат, замужняя сестра, крестный отец, крестная мать и кто-нибудь из богатых родственников; кроме того приглашается сват-колдун, если родственники не знатоки этого дела. Затем жених с родственниками и с отцом направляется сватать. Перед отправлением жених кланяется в ноги отцу и матери, прося благословения. Если жених не из той деревни, где живет невеста, то прямо в дом невесты не идут, а прежде останавливаются у соседа, закусывают и, говоря о цели приезда, спрашивают, не знают ли невест, а между тем распрашивают о той девушке, свататься к которой они намерены. После чая идут в дом невесты. Подходя к дому невесты, патьвашка стреляет в воздух, объявляя этим самым о прибытии сватов. Выстрел повторяется и при уходе. Входят в дом и останавливаются под жердью, идущей от печки к боковой стене, находящейся перед дверями. Начинается обычный разговор между сторонами жениха и невесты, причем со стороны жениха разговор ведет патьвашка-сват и шуаяниайни-сваха, а со стороны невесты отец или мать. Родители жениха говорят о достоинствах его и об его богатстве; родители невесты ссылаются на молодость ея и говорят, что от нее будет зависеть, выйти замуж или нет. Потом сваха уводит невесту на улицу или в другую комнату, где уговаривает ее дать согласие. Невеста дает утвердительный или отрицательный ответ или же отговаривается тем, что она предварительно должна посоветоваться с родственниками. В том случае, если мнение невесты и ее родителей склоняется в пользу брака, созывается семейный совет со всеми родственниками. Если же брак нежелателен, то на совет приглашают лишь ближайших родственников. На семейном совете высказываются за и против, разбирают, что называется, по косточкам жениха: его достоинства, недостатки, имущественное положение и т. д. Спрашивают мнение невесты, а в некоторых случаях приглашают и жениха, спрашивая у него, по собственному ли желанию он женится или по приказаниям других. Во время семейного совета зажигается свечка перед образами. В случае отказа (aparat) невеста гасит свечку, а в случае согласия свечка продолжает гореть. По окончании семейного совета, при согласии невесты, она с женихом идет на улицу, где они разговаривают и обмениваются скрытыми залогами. Жених дает кольцо, а невеста шелковый платок или платье. Затем невеста кланяется в ноги своим родителям, братьям, сестрам и родственникам, говоря при этом отцу, что раз сумел он выкормить, так пусть сумеет и отдать. Этот обряд имеет место и в случае отказа, с той лишь разницей, что невеста говорит: "умел кормить до сих пор, корми и дальше". Отказ невесты нередкое явление, хотя невеста заранее и дает согласие жениху. Библиография Карельский сборник / Академия Наук СССР. – Л.: изд-во Академии наук ССР, 1929. – 106 с. Стр. 36-64. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Свирь, р. | |
Рубрики | |
СВИРЬ, река на северо-востоке Лен. обл. Дл. 224 км. Ср. расход воды в устье 780 куб. м/с, пл. водосбора 84400 кв. км. Вытекает из Онежского оз. в его юго-зап. части, пересекает терр. Подпорожского и Лодейнопольского р-нов и впадает в Свирскую губу Ладожского оз. у пос. Свирица. Общее направление течения с северо-востока на юго-запад. Важнейшие притоки: Кузра, Святуха, Ивина, Остречинка, Шакшозерка, Важинка, Усланка, Мандрога, Яндеба, Янега, Каномка, Шамокша, Шоткуса, Оять, Паша. Предполагается, что назв. реки происходит из прибалт.-фин. языков и означает дословно «глубокое озеро» («сювя» – глубокий, «ярвь» – озеро). С кон. I тыс. н. э. С. служила важной трансп. магистралью, соединяя басс. Балтики с сев. и сев.-вост. р-нами Вост. Европы. Первые поселения на С. в письменных источниках упоминаются с XII в. Сооруженные во второй трети ХХ в. плотины гидроэлектростанций (см. Верхнесвирская ГЭС) подняли уровень воды, скрыли пороги, а при впадении в С. р. Ивина возникло искусств. водохранилище пл. 183 кв. км. На всем протяжении река является судоходной, составляя часть Волго-Балтийского водного пути. На реке находится большое кол-во островов. На берегах С. расположены гг. Подпорожье и Лодейное Поле, г. п. Вознесенье, Никольский, Важины, Свирьстрой; в ниж. течении создан Нижнесвирский орнитологический заповедник. В басс. реки имеются пам. дерев. зодчества XVII–XIX вв. Среди них ц. Рождества Пресвятой Богородицы в дер. Гимрека, Георгиевская ц. в дер. Шустручей, Николая Чудотворца Святителя ц. в дер. Согинцы. В басс. ниж. течения С. находится ансамбль Александро-Свирского мон., осн. в XV в. Лит.: Андреева Л.А., Коляда М.И., Кондратьева Е.В. По Ленинградской области. Посвирье, Бокситогорский и Волховский районы. Л., 1978. С. 53-114; Ильина Л., Грахов А. Бесценное богатство: Рассказ о реках и озерах Ленинградской области. Л., 1978. С. 54-57; Гоголицын Ю.М., Иванова Т.М. Архитектурная старина. Памятники зодчества Ленинградской области. Л., 1979. С. 101-123; Попов А.И. Следы времен минувших: Из истории географических названий Ленинградской, Псковской и Новгородской областей. Л., 1981. С.60; Стромилова Е.Н., Славина И.И., Манкуни Г.Г. Волго-Балт с борта теплохода. Л., 1984. Двас Г.В. Присвирье: 75-летию Ленинградской области посвящается. СПб., 2002. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Сельское хозяйство (ингерманландские финны) | |
Рубрики | |
Скудные земли Ингерманландии не благоприятствовали сельскому хозяйству и земледелие здесь не в состоянии было полностью обеспечить зерном даже собственные потребности. Из зерновых сеяли в основном рожь, яровой ячмень и овес, из технических культур – лен и коноплю, которая шла на домашние нужды (изготовление сетей, мешков, веревок), основными овощными культурами была капуста и картофель. Хлеб приходилось завозить сюда из более южных краев. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Семейные обряды | |
Рубрики | |
Грамоты архиепископов Великого Новгорода и Пскова Макарья (1534) и Феодосия (1548) дают возможность предположить существование у ижоры еще в XVI веке пережитков ранних форм брака, когда наряду с первой («предней») женой муж мог иметь других жен, а женщины тоже могли жить «с иными людьми законопреступно». Такие брачные формы вскоре были изжиты. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. С. 89–109. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Сени | |
Рубрики | |
Связующим звеном между хозяйственной и жилой частью традиционного карельского дома являются сени, которые занимают его среднюю часть. Из сеней крестьянин попадал в избу с горницей, на чердак, в кладовку. В сенях в летнее время стояли кровати под пологом, кадки с чистой водой. Если жилые помещения расположены в двух этажах, то и сени делались двухъярусными. Иногда к сеням пристраивается крыльцо. Хотя, чаще всего вход в жилище карел прямо с улицы, без крыльца. Обычно это бывает в домах с высоким подклетом или в двухэтажных. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 86-119. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Сиверский, г.п. | |
Рубрики | |
СИВЕРСКИЙ, городской поселок в Гатчинском р-не. Население 12,1 тыс. чел. Расположен на правом берегу р. Оредеж. Назв. происходит от сел «Северско старое» и «Северско новое», упоминаемых в Новгородской писцовой книге 1499. По данным археол. раскопок (1874; Л.К. Ивановский; раскопано 314 курганов), в XI–XIII вв. здесь находились славянские поселения. В нач. XVIII в. эти земли, входившие в состав Куровицкой мызы Копорского у., принадлежали царевичу Алексею Петровичу. В 1762 на берегу Оредежа была устроена усадьба новгородского губернатора гр. Я.Е. Сиверса (с его именем иногда связывают назв. С.). В 1874 хозяином Сиверской усадьбы стал мин. имп. двора бар. В.Б. Фредерикс. Им был построен дерев. дом с круглым бельведером, разбит парк с многочисл. служебными постройками. Страстный любитель охоты, Фредерикс устроил в парке кладб. любимых собак и лошадей (дом сгорел в 1937, значит. часть парка занята совр. застройкой). Рост и развитие дачного пос. С. связаны с открытием в 1857 ст. Варшавской жел. дороги. В С. привлекали здоровый чистый воздух, целебные родники, живописные обрывистые берега Оредежа с обнажениями красных девонских глин. В нач. ХХ в. в С. выезжало на лето до 40 тыс. дачников. Терр. (между совр. ул. Ленина и Толмачева) на правом берегу Оредежа называлась «дерновским поселком»: по имени И.И. Дернова, с 1902 делившего свои земли на мелкие участки для продажи под дачи. В 1876-97 в С. жил А.Н. Майков, на свои средства основавший нар. школу и б-ку-читальню. Дача поэта на Церковной (Красной) ул. не сохр. На той же ул. находилась дача изв. издателя А.Ф. Маркса. Недалеко от нее в 1889 была построена дерев. ц. Петра и Павла Апостолов (сохр. без изменений). С 1874 в усадьбе на берегу Оредежа за жел. дорогой до самой смерти жил И.Н. Крамской. В разн. годы в С. бывали и отдыхали писатели М.Е. Салтыков-Щедрин, В.М. Гаршин, А.Н. Плещеев, С.Я. Надсон, И.А. Гончаров, А.П. Чехов, А.И. Куприн, В.В. Маяковский, А.Н. Толстой, худ. И.И. Шишкин, И.Е. Репин, И.И. Бродский, К.С. Петров-Водкин. В довоен. годы на Белогорском ш. находился Дом отдыха работников иск-в, где отдыхали мн. изв. деятели театра и музыки. Во время ВОВ С. находилась в зоне оккупации, но значит. ущерба не понесла. В память павших воинов и мирных жит. в парке установлена бетонная стела со скульпт. рельефами, а также памятные знаки. В пос. работают кино-культурный центр «Юбилейный», поселковая и дет. б-ки, дет. школа иск-в. Имеются дефствующие цц. Тихвинской иконы Божией Матери, Свв. Апп. Петра и Павла. Кладб. (существует с 1913) расположено по дороге на Дружноселье. Лит.: Громов В. И., Файнштейн Л. А. Памятные места Ленинградской области. Л., 1959. С. 167-173; Бурлаков А. Туристские маршруты Гатчинского района. Южное направление. Гатчина, 2003. С. 37-61 Ю.М. Пирютко | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Смертная одежда (вепсы) | |
Рубрики | |
Смертная одежда сходна во всех группах вепсов. В настоящее время покойника обряжают в самую нарядную и нередко новую одежду, которую обычно пожилые готовят себе заранее. В прошлом это обязательно хотя бы раз стиранная домотканая белая или светлая одежда: у женщин – рубаха, юбка (вместо юбки у южных и части средних вепсов – вологодских – сарафан), передник, повойник; у мужчин холщовые брюки, рубаха, балахон с поясом. На ноги надевали лапти или кожаные сапоги, сшитые дратвой или подбитые деревянными гвоздями и не мазанные дегтем. У северных вепсов для покойников шили и специальные остроконечные полотняные сапоги. Сохранились воспоминания, что раньше поверх одежды надевали кукель. У вепсов, так же как и у карел, кукель бытовал в форме длинной холщовой накидки с капюшоном, закрывавшей покойного снизу и с боков. Смертной одеждой женщин было все «старинное», но на ней не должно быть вышивки, иначе «там держат покойника под дождем, пока одежда не вылиняет», или «под палящими лучами солнца, пока не выгорит». Особо оговаривали, что «нельзя ничего класть красного». Если же одежда не была приготовлена заранее, то ее шили наметкой, швом «от себя». На умерших обязательно должен быть пояс. Молодых, не состоявших в браке юношей и девушек хоронили в свадебной одежде. «Обряженного» покойника укладывали в переднем углу, на боковой лавке, головой к иконам. При этом подчеркивалось, что он должен лежать вдоль половиц. Пространство у боковой стены дома принадлежит покойнику: здесь на лавке его укладывают, на боковой стене у изголовья вывешивают полотенце, на окне ставят стакан с водой, стелют «постель» покойному до сорочин и т. п. И отмечают, что лавка вдоль лицевой, фасадной стены предназначена для «свадебщиков». В последнее время в некоторых местах появилась традиция располагать скамейку с умершим по диагонали от угла, что объясняют удобством «общения» с покойным. Если у покойного не было креста, то ему его надевали. К сложенным рукам (правая рука должна закрывать левую) приставляли небольшую иконку. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Смотрины | |
Рубрики | |
Свадебный поезд состоит из тех же лиц, что и при сватовстве. Являются они в дом невесты летом на лодке, а зимой на лошади. Заходя в дом, они справляются о рукавицах и, получив утвердительный ответ, садятся, как и при сватовстве, в большой (красный) угол. Затем после разговоров начинаются смотрины — самый торжественный момент свадьбы. Тут производятся публичные смотрины невесты. Невеста одевается в лучшее платье. Состоит этот обряд в том, что невеста с крестной матерью и сестрой находятся в женском углу, отделенном занавеской от другой половины избы. У занавески стоит повивальная бабка невесты и подруги. Бабка и девушки требуют денег от входящих туда жениха и патьвашки. Последний дает 1—3 копейки девушкам и 10 копеек бабке. Занавеска открывается, и они входят. Крестная мать и сестра держат невесту за косу и также требуют белую (серебряную) монету. Крестной матери дается гривенник. Жених и невеста встают друг против друга, обмениваются подарками: жених дает сарафан, а невеста рубашку. Во время обряда приготовляется кушанье, накрываются столы и садятся кушать. Затем собирается опять семейный совет, на котором окончательно решается вопрос о выдаче девушки замуж. Библиография Карельский сборник / Академия Наук СССР. – Л.: изд-во Академии наук ССР, 1929. – 106 с. Стр. 36-64. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Сооружение кургана | |
Рубрики | |
При сооружении кургана сначала сжигали кустарник и траву, разравнивали площадку, затем готовили очаг-костер. Останки умерших – сожженные и несожженные – укладывались по разные стороны от очага: женские – в западной части кургана, мужские – в восточной. Иногда до захоронения возводилась небольшая насыпь до 20–50 см высотой, на которой производили захоронение. На прогоревший костер (очаг) ставили кухонный инвентарь: железный (или бронзовый) котел с цепью для подвешивания, сковороду, сковородник, лопатку, горшки. Но полный набор перечисленных вещей редок в кургане, чаще присутствовал один или несколько предметов. После завершения ритуала курган насыпался до нужной высоты. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Сосновый Бор, г. | |
Рубрики | |
СОСНОВЫЙ БОР, город в Лен. обл. Нас. – 66,1 тыс. чел. Находится на берегу Копорской бухты Финского зал., в устье р. Коваша, при ж.-д. ст. Калище (линия СПб. – Усть-Луга). Город расположен на песчаных дюнах, поросших сосновым лесом (отсюда назв.). Возник в 1958 как рабочий пос. в составе Ломоносовского р-на. В 1973, после запуска первой очереди градообразующего предприятия – Ленинградской АЭС (стр-во завершено в 1981; ныне – филиал концерна «Росэнергоатом»), получил статус города обл. подчинения. В С. Б. находится ряд науч.-иссл. ин-тов, работают филиалы СПб. гос. ин-та ядерной энергетики (СПбГТУ), СПб. гос. ун-та аэрокомического приборостроения, СПб. ин-та машиностроения, Сев.-Зап. академии гос. службы. В городе имеются Дворец культуры, культурный центр «Арт-Карусель», парк культуры и отдыха, театральный центр «Волшебный фонарь», танцевальный центр, Музей Морской Славы, Сосновоборский художественный музей современного искусства, детская худож. школа, детская муз. школа, Сосновоборская музыкально-хоровая школа «Балтика», клуб ЛАЭС, кукольный театр. Б-ки города объединены в централизованную библиотечную систему (см. Сосновоборская библиотека центральная городская). Издается 10 газ., в т. ч. «Тера-пресс», «Маяк», «Сосоновоборский строитель», работает телерадиокомпания «Тера-Студио». В 1980 к 175-летию со дня рождения Г.Х. Андерсена в С. Б. открыт дет. игровой комплекс «Андерсенград», на базе к-рого проводятся разл. праздники, переросшие в обл. фестивали – дет. праздник «Место встречи – Андерсенград», фестиваль дет. эстрадного творчества «Хрустальный ключ», молодежный рок-фестиваль «Балтийский берег». Проводятся также фестиваль декорат.-прикладного и худож. творчества «Сосновоборская мозаика» и ряд др. В 1990 зарегистрирован правосл. приход ц. Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Первоначально богослужения проходили в дер. Ручьи в доме, пожертвованном прихожанкой; с 1995 – в молитвенном доме в С. Б. Ведется стр-во кам. храма. См. также: Соснового Бора города герб. Лит: Рендель К.А. Сосновый Бор. Л., 1982; Сосновый Бор:Альбом. Л., 1986; Город Сосновый Бор. СПб., 1998; Сайт г. Сосновый Бор. – http://www.sbor.ru А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Сотворение мира. Мировое яйцо | |
Рубрики | |
Исследователи отмечают большое количество произведений эпической поэзии. Древние мифологические сюжеты сохранились в рунах ижоры. Наибольшую известность получили руны о Куллерво. В ижорской руне мир из яйца творит ласточка - «птица воздуха». Она находит кочку посреди вод, отливает гнездо из меди и кладёт туда золотое яйцо. Тут налетает большая туча и скатывает гнездо в воду. Тогда ласточка летит к кузнецу и просит сковать ей грабли со стальными зубьями. Этими граблями птичка достаёт лишь половину белка и половину желтка. Разбившаяся скорлупа становится звёздами на небе. Библиография: 1. Историко-культурный атлас Республики Коми. - М., 1997. 2. Мифы и предания // http://www.finnougoria.ru/community/folk/5/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=343&ELEMENT_ID=2203 3. Петрухин В.Я. Мифы финно-угров. - М., 2005. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Социальные институты | |
Рубрики | |
Сельская община с регулярными переделами земли представляла основной социальный институт ижоры. Основная форма семьи в начале ХХ века - малая семья. Ижоры не сохраняли отцовскую фамилию, а носили фамилию по имени деда. Библиография: 1. Историко-культурный атлас Республики Коми. - М., 1997. 2. Социальный институт Ижоры // http://www.finnougoria.ru/community/folk/5/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=343&ELEMENT_ID=2196 | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Старая Ладога, с. | |
Рубрики | |
СТАРАЯ ЛАДОГА (до 1704 – Ладога), село в Волховском р-не. Нас. – 2200 чел. Находится на левом берегу р. Волхов при впадении р. Ладожка (Елена). Топоним прибалт.-фин. происхождения – Alodejogi (Нижняя река), в скандинавской традиции – Aldeigja/Aldeigjuborg. На осн. данных дендрологического анализа археологи датируют основание Ладоги 753 годом. В эпоху раннего Средневековья – кр. торг. поселение на «Пути из варяг в греки», где контактировали славяне, прибалт.-фин. народы, скандинавы (варяги-викинги). Впервые упоминается в летописи под 862 в связи с призванием на княжение Рюрика (в 862-64 Ладога была его резиденцией, что позволяет считать С. Л. первой столицей Руси). В окрестностях С. Л. – мн. курганных погребений, наиб. изв. – сопка Олегова могила. Сохр. Староладожская крепость, на базе к-рой создан Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник. В XII в. в С. Л. развернулось кам. стр-во, пл. посада достигла 14-15 га. В XVIII в. в связи с осн. в 1704 Новой Ладоги, куда перевели все адм. учреждения, и стр-вом Ладожских каналов С. Л. потеряла экон. значение, она становится сел. поселением. В С. Л. сохр. многочисл. культовые постройки: комплексы мон.: Староладожского Иоанно-Предтеченского, Староладожского Николаевского, Староладожского Успенского; находящиеся на терр. крепости цц. Георгия Победоносца Великомученика, Дмитрия Солунского Великомученика. В XV–XVII вв. в С. Л. также находились Горицкий Христорождественский мон. (последнее упом. в 1624), Симеоновский Староладожский мон. (разорен в Смутное время). На терр. С. Л. близ Успенского мон. в XVIII – нач. XX в. находилась усадьба Успенское. В С. Л. бывали худ. О.А. Кипренский, И.К. Айвазовский, Н.К. Рёрих, Б.М. Кустодиев. С XIX в. в С. Л. ведутся археол. раскопки (см.: З. Доленго-Ходаковский, Н.Е. Бранденбург). В селе работают дом культуры, б-ка. В 2003 прошли торжественные мероприятия, посвященные празднованию 1250-летия С. Л. В последние годы возрос поток туристов, посещающих С. Л., что отразилось на развитии инфраструктуры (открываются кафе, гостиницы). С 2005 в С. Л. проводится междунар. воен.-ист. фестиваль по эпохе раннего средневековья «Старая Ладога». Село находится на терр. комплексного регионального пам. природы «Староладожский» (создан в 1976, пл. 220 га), в к-рый входят геол. обнажения ордовика на р. Волхов, Староладожская и Таничкина пещеры, образовавшиеся при добыче кварцевого песка для стекольного произ-ва. Длина ходов Таничкиной пещеры превышает 7,5 км, в ней находится крупнейшая в Лен. обл. зимовка летучих мышей. Лит.: Ладога и ее соседи в эпоху Средневековья. СПб., 2002; Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д. Старая Ладога. Древняя столица Руси. СПб., 2003; Селин А.А. Ладога при московских царях. СПб., 2003; Ладога – первая столица Руси. 1250 лет непрерывной жизни. СПб., 2003; Сайт «Старая Ладога». – http://oldladoga.spb.ru/; http://www.oldladoga.ru/166.html А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Строительство дома | |
Рубрики | |
Строительство дома начинали с закладки мощного сруба, в процессе или после подъема которого настилали пол. Пол делали обычно на 8-9-м венце, а иногда и выше. Карельские избы, как и вообще северные хоромы, отличались высокими подклетами. У карел довольно часто встречаются двухэтажные постройки. В плане первый и второй этаж повторяли друг друга. Пол в избе всегда настилали одинарный, чтобы в зимнее время тепло могло проникать в подполье, расположенное под избой, в котором хранили картофель и другие продукты, а в горнице пол делали двойной, так как под ней находился холодный подвал, вход в который иногда делался прямо с улицы. Пол настилали толстыми (8-10 см) гладко выстроганными досками. На том месте, где предполагали поставить печь, вкапывали подпечные столбы. При доведении сруба до нужной высоты настилали потолок. В последний венец врубались два толстых бруса, обтесанных с четырех сторон – матицы, служившие опорой для потолка, который настилали из расколотых пополам бревен. Сверху его утепляли слоем сушеных березовых листьев, отходами от обработки конопли или слоем земли. Обычно потолки настилались строго горизонтально. Но в центральной и северной Карелии в прошлом имели распространение потолки со скатами от средней горизонтальной части. Крыши домов преимущественной двускатные. Односкатные крыши наиболее простые, встречаются теперь только на хозяйственных постройках. Двускатная крыша «на самцах» является наиболее распространенной и типичной для построек карел XIX и начала XX столетия. В пределах Карелии отмечены также построй с трех- и четырехскатными крышами. Трехскатные крыши встречаются в южной Карелии (район Кондопоги). Четырехскатных крыш относительно много на севере Карелии, в районе Кеми и частично Сегежи. На начало XX столетия преобладающим материалом для крыши был тес; дранка имела незначительное распространение. Окна в домах делались небольшие, чаще всего одностворчатые. Для закрепления оконных проемов употребляли шпунты. Чтобы подоконные венцы не гнили, под раму, если окна выходили на север, подкладывали бересту. Постепенно высота и ширина окон в избах увеличивалась. Изба получала лучшую освещенность. По лицевой стороне дома имелось по 3-5 окон (четное число окон по фасаду у карел встречается очень редко). В окна вставлялись одинарные рамы. Вторых рам раньше, по словам информаторов, «не было моды держать даже зимой». Они появились лишь в начале XX века в домах зажиточных карел. Форточек карелы не делали, и в настоящее время они есть не в каждом доме. Дверные проемы заделывались с помощью шпунтов. Входная дверь, ведущая из сеней в избу, делалась очень низкой (120-130 х 100 см), поэтому при входе нужно было нагибаться. Архаичные, приземистые двери старинных изб имели мощные косяки, порог и верхний брус; они сколачивались из необыкновенно широких и толстых досок. Позднее в избах все конструктивные части стали делаться меньше, из тонких, узких досок, но дверь получила большую высоту – выше среднего человеческого роста. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этнографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 86-119. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Сундуки | |
Рубрики | |
Наиболее старым типом хранилища одежды является круглая, стянутая обручами сосновая кадка на ножках, высотою 67 см. Вся кадка орнаментирована рядами врезанных кружков, диаметром 2см. В такие кадки складывалось прежде приданое невесты. Богатые невесты имели по несколько кадок. Изготовлялись кадки в дер. Валговицы (б. Котельской волости), где население и до сих пор занимается бондарством. Преимуществом кадки-сундука перед громоздким сундуком обычного типа является то, что в случае пожара ее легко может выкатить на улицу один человек. Способ хранения вещей в кадках-сундуках известен и у восточнофинских племен (мари и мордвы). В Белорусии мы находим сходной формы «кубел», в котором наряду с съестными припасами хранится и одежда. Вторым типом сундука, появившимся после кадки и, затем, существовавшем наряду с нею, был «кирсту» (kirstu), деревянный очень глубокий сундук на ножках, прямоугольной формы, с выпуклой крышкой. Филенки сундука окрашивались в разные цвета. Аналогию кирсту мы имеем в типе эстонского сундука, носящем сходное название «кирст» (kirst) и вполне совпадающим с ним по форме. Третьим типом сундука, считавшимся наиболее богатым, является деревянный сундук, окованный железом. Местом хранения сундуков служат обычно сени или амбары. Прыткова, Н. Ф. Одежда ижор и води. Из материалов Северо-западной экспедиции 1926–28 годов // Западнофинский сборник / под ред. В. Бартольда. – Л.: Изд-во АН СССР, 1930. – 340 с., 6 л.ил., 5 л.к. – (Тр. / Комис. по изуч. племен. состава населения СССР и сопред. стран ; Т.16). – С. 306-340. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Сясь, р. | |
Рубрики | |
СЯСЬ, река в юго-вост. Приладожье. Дл. 260 км, в том числе в пределах Лен. обл. – ок. 190 км. Ср. расход воды 61,6 куб. м/с, пл. водосбора 7330 кв. км. Начинается на северо-востоке Новгородской обл., в 6 км к северо-востоку от ж.-д. ст. Теребутинец. В верховье течет в северо-зап. направлении, ниже, севернее г. п. Неболчи Любытинского р-на Новгородской обл., поворачивает на север, а около дер. Новоандреево Тихвинского р-на вновь меняет направление течения на северо-зап. Впадает в Волховскую губу Ладожского оз. около г. Сясьстрой. Наиболее кр. притоки: рр. Шуя, Дрегля, Воложба, Тихвинка, Луненка, Валя, Кусега, Валгомка. Этимология назв. реки не ясна. Хотя оно сходно с вепсским «сяськ» – «комар», но такое сближение маловероятно. Река судоходна от устья до дер. Колчаново Волховского р-на. В ср. течении имеется ряд порогов (Вальские, Купейские, Юхорские, Мелекские, Федоровские, Рождественские). По берегам С. располагаются самые крупные болотные массивы в обл. В басс. С. имеются пам. Приладожской курганной культуры. У дер. Городище Тихвинского р-на сохр. следы крупного поселения рубежа I–II тыс. н. э. В средневековье река являлась частью водного пути из басс. Балтийского м. в Волгу. На правом берегу С. в дер. Столбово (совр. Волховский р-н) 27 февр. 1617 был подписан мирный договор между Россией и Швецией (Столбовской мир). В 1811 часть русла С. от впадения р. Тихвинка до устья вошла в состав Тихвинской водной системы, к-рая функционировала до 1965. В р-не дер. Мелекса Волховского р-на на правобережье С. имеется почитаемый водный источник с дерев. часовней, построенной в кон. ХХ в. Лит.: Ильина Л., Грахов А. Бесценное богатство: Рассказ о реках и озерах Ленинградской области. Л., 1978. С. 65-66, 138. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Тайцы, г.п. | |
Рубрики | |
ТАЙЦЫ, гор. пос. в Гатчинском р-не. Нас. – 2600 чел. Находится при ж.-д. ст. Тайцы ветки СПб. – Гатчина-Балтийская. Пос. образован в 1960. Существуют также дер. Б. Тайцы и М. Тайцы. Топоним обозначает ключи, подземные «тайные» воды: в окрестностях Т. берут начало Таицкие (Орловские) ключи. В 1774 здесь был создан водовод для снабжения прудов Царского Села и Павловска, к-рый действовал до 1905. В XVI–XVII вв. в Т. находились цц. Свят. Николая Чудотворца и Успения Пресв. Богородицы, разоренные в период швед. владычества. В 1770-е построена усадьба Тайцы, ее парк запечатлен на картине С.Ф. Щедрина «Вид в окрестностях Петербурга» (1779). Со второй пол. XIX в. – популярное дачное место. В 1880-81 и 1883-84 в Т. летом жил комп. Н.А. Римский-Корсаков, работавший здесь над оперой «Снегурочка», «Симфониеттой», Четвертой симфонией, учебником гармонии. В 1924 в Т. отдыхал поэт Б.Л. Пастернак. В 1920-е Т. – один из центров иосифлянства. В пос. имеются досуговый центр (на его базе существуют вокально-инструментальный ансамбль «Пульс», ансамбль «Антураж»), б-ка, дет. муз. школа. Хореогр. коллектив «Сюрприз» из Т. – неоднократный лауреат междунар. конкурсов. В 2004 создан молодежный центр, открыты разл. спорт. секции. Действует ц. Алексия митрополита Московского Святителя. Лит.: Перевезенцева Н. По Балтийской железной дороге от Петербурга до Гатчины. СПб., 2004. С. 94-106; Мещанинов М.Ю. Таицкие храмы // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2003. № 30/31. –http://www.mitropolia-spb.ru/vedomosty/n30/43.shtml А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Территория расселения | |
Рубрики | |
Проблема формирования ижорского этноса остается дискуссионной. Традиционно принято рассматривать ижору как группу, выделившуюся из состава карельских племен на рубеже I-II тыс. н.э. и первоначально обитавшую в южной части Карельского перешейка и в районе р. Ижора, откуда в дальнейшем происходит постепенное продвижение ижор на запад вплоть до р. Нарвы. В последние годы высказана гипотеза об автохтонности ижорского населения или по крайней мере раннем его появлении на южном берегу Финского залива (XI – XIV вв.). Из основного региона (бассейн Невы) ижора стала расселяться в западном направлении по южному берегу Финского залива. По сведениям XVII-XIX вв. в этом регионе рядом с водью действительно жила ижора. В летописных материалах свидетельств раннего расселения ижоры в этом регионе не обнаруживается. Наиболее ранние захоронения в названных грунтовых могильниках, относимых к ижоре, датируются XIII в. О расселении ижоры по низменному побережью Финского залива ранее можно предполагать лишь на основе косвенных языковых данных. В конце I тыс. территория расселения ижоры вошла в состав Новгородских земель, а с конца XV в. – Русского централизованного государства. Принадлежность ижоры к православному вероисповеданию способствовала ассимиляции со стороны русского населения. В XVII в., когда после Столбовского мира 1617 г. территория Приневья (историческая область Ижорская земля или Ингерманландия) являлась шведской провинцией, часть ижоры была ассимилирована финнами. Отсутствие древнерусских курганов в Ижорской земле говорит о том, что здесь не было широкой земледельческой колонизации. Культурное воздействие со стороны славян проявилось лишь в сравнительно немногочисленном распространении вещей древнерусских типов в регионе ижоры, а может быть, и в погребальной обрядности (западная ориентировка некоторых погребенных вместо меридиональной, характерной для финно-угров). Первоначально зависимость Ижорской земли от Новгорода выражалась в выплате дани и участии в военных делах. Ижора, подобно кореле и води, поставляла отряды в состав новгородской рати, о чем сообщают летописи, а также выполняла сторожевую службу на невском рубеже Новгородской земли. В вошедшей в летопись повести об Александре Невском содержится рассказ о представителе феодализирующейся знати, ижорском старейшине, состоящем на службе Новгорода Великого, обязанностью которого являлась охрана водных рубежей – «стража морская». Имя его Пелгусий, он крестился (наречен был Филиппом) и жил «посреде роду своего погана суща». В начале XIV в. в условиях нарастающей шведской экспансии в земле ижоры, на острове в истоке Невы, строится сначала деревянно-каменный, а затем полностью каменный новгородский город-крепость Орешек, ставший важным форпостом на северо-западе Руси. В XVIII – начале ХХ вв. ижоры расселялись в пределах современной Ленинградской области (западные районы и южная часть Карельского перешейка) чересполосно с русскими, ингерманландскими финнами, водью. В 1943 г. ижорское население с территории, оккупированной немецкими войсками, было вывезено в Финляндию. После возвращения в СССР в 1945 г. до середины 1950-х гг. существовали ограничения на расселение ижоры в местах прежнего проживания. С 1926 г. до конца 1930-х гг. на территории Ленинградской области существовал Сойкинский национальный ижорский сельсовет; работали сельские школы с обучением на ижорском языке. В настоящее время ижоры в основном проживают на территории Кингисеппского района Ленинградской области. Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 2000 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) – IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2000. Сайт Русская Цивилизация - www.rustrana.ru // http://www.rustrana.ru/print.php?nid=394 Финно-угры и балты в эпоху средневековья / под общ. ред. академика Б. А. Рыбакова. – М. : Наука,1987. – С. 42-43. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Тиверский городок | |
Рубрики | |
Это островное укрепленное поселение располагается в центральной части Карельского перешейка на месте Тиверских порогов, примерно в 14 км к югу от поселка Мельниково. До искусственно произведенного спуска воды в Вуоксе в районе Кивиниеми (ныне Лосеве) в 1857 г. оно располагалось на острове, омываемом двумя рукавами реки. Тиверский городок, находясь на одном из самых сложных и стратегически важных участков восточного рукава Вуоксинской системы, контролировал и обслуживал путь из Финского и Выборгского заливов в Ладогу, формируя совместно с Выборгом и Корелой систему прикрытия центральных районов Корельской земли от неприятеля. Относительно даты возникновения упомянутого укрепления среди исследователей нет единого мнения. Финские археологи, начавшие работы на городище еще в конце XIX в., принимали за время его сооружения Х век или время около 1000 г. (Ю. Айлио, А. Хакман), не исключая и более позднюю дату – XII в. (Ю. Ринне). С. И. Кочкуркина, проводившая в 1970-е годы раскопки на городище, относит его основание ко времени между 1293 и 1323 гг., ссылаясь на то, что Ореховецкий договор запрещал возведение новых крепостей по обе стороны границы и, с другой стороны, строительство крепости на Вуоксе стало актуальным после возведения шведами Выборгского замка в 1293 г. А. Н. Кирпичников, также изучавший укрепления Тиверского городка, справедливо отмечая, что Ореховецкий мир часто нарушался и что новгородский летописец не упоминает городка во время походов шведов в устье Вуоксы в 1295, 1322 и 1337 гг., полагает, что основание его могло состояться в конце 1330-х годов или даже во второй половине XIV в. В письменных источниках Тиверский городок впервые встречается в списке “всем градом русским далним и ближним”, составленном в 1390–1396 гг. Последнее упоминание содержится в новгородской летописи, в записи о взятии его шведами зимой 1411 г. В настоящее время, используя более дробную хронологию и типологию карельских древностей в сочетании с результатами полевых работ последних лет, стало возможным по-новому рассмотреть материалы раскопок 1970-х годов. Среди них присутствует ряд вещей эпохи викингов. Все они обнаружены в южной части раскопа. Здесь при рытье погреба в конце XIX в. был найден клад серебряных вещей. В состав клада входили 11 украшенных филигранью бусин, двойная плетеная цепочка с наконечниками, головное украшение из серебряной проволоки («сюкерё»), круглая с филигранью подвеска, две восточные монеты с ушками (894–902, 976 гг.), круглый медальон, две новгородские монетные гривны и три отпиленных от них кусочка. Часть перечисленных украшений характерна и для других карельских кладов из Сипилянмяки в приходе Саккола (ныне Громове) и Кильпола в Хийтола. В них также находились отсутствующие в Тиверском кладе типичные для карельского костюма подковообразные фибулы, что расширяет возможности датирования. Как нами уже выше было отмечено, время бытования этих, характерных для периода расцвета украшений устанавливается в промежутке от конца XII в. до конца XIII – начала XIV в. Следует особо отметить, что погреб был вырыт на валу. Клад, таким образом, был заложен в толще вала, или, что представляется более вероятным (в том числе и по глубине его залегания), вещи оказались в культурном слое поселения, перекрытом позднее валом. Культурный слой фиксировался и в других подвергавшихся в разное время раскопкам частях вала. Собственно и сам вал, защищавший южную часть острова, насыпан из культурного слоя. Причем состав вещей из культурного слоя и засыпки вала не различается. Следовательно, вал появился лишь после того, как культурный слой на городище уже сформировался, и время его сооружения можно отнести с большой вероятностью к концу эпохи крестовых походов (1050–1300 гг.) и даже к более позднему времени. Если исходить из предположения, что клад был оставлен в культурном слое, то вала на месте его нахождения еще не было в конце XII в., возможно, даже в первой половине XIII в., поскольку именно к этому времени относится часть вещей клада, а также обнаруженные в засыпке вала копоушка и керамика. Найденные в засыпке вала вещи и интенсивный черный цвет земли могут указывать на то, что вал был насыпан с использованием земли с площадки городища после разрушительного вражеского нападения и перед угрозой нового. Это предполагает, что поселение на острове было уничтожено пожаром, в результате которого и формируется подобный слой. Учитывая представленные выше наблюдения, мы можем констатировать, что как предшествующее сооружению поселение, так и этап существования уже укрепленного городка укладываются в один и тот же временной и историко-культурный интервал – вторая половина эпохи крестовых походов и начало раннего средневековья (конец XII–XIV вв.). Это период расцвета Тиверского городка и одновременно последний этап его существования. Библиография САКСА А.И. Средневековая Корела. Формирование этнической и культурной общности. (Корельская земля новгородских летописей): [Тиверский городок] // Информ. сайт города Приозерск Ленинградской области [Электр. ресурс] / Е. Кулаков, С. Панченко, С. Войтович. - 2000-2007. – Режим доступа: http://www.priozersk.ru/1/text/0041.shtml САКСА А.И. Средневековая Корела. Формирование этнической и культурной общности. (Корельская земля новгородских летописей) // Вуокса. Призерский краеведческий альманах. Вып. 2. – СПб.: Б&К, 2001. – Том 1. – С. 95-112, илл. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Тиверский городок, крепость | |
Рубрики | |
ТИВЕРСКИЙ ГОРОДОК, крепость (Приозерский р-н, в 3,5 км к югу от пос. Васильево). Укрепленное поселение на о-ве посреди р. Вуокса, у порогов Тиури, служившее племенным и ремесленным центром карел. С 1323 у Тиверска проходила граница между Вел. Новгородом и Швецией, установленная Ореховецким мирным договором. В XIV – нач. XV вв. Т. г. наряду с крепостью Корела использовался новгородцами для обороны вост. части Карельского перешейка. Т. г. упомянут в списке «всем градом руским…» 1390-96, в 1404 передан новгородцами в управление смоленскому кн. Юрию Святославичу. В 1411 Т. г. разрушен шведами, обитатели переселились в Беломорье. Размеры крепости 215-300 х 40-56 м. По периметру она защищена валом и в большей части – кам. стеной, сложенной насухо из больших валунов. Циклопическая кладка сохранилась на выс. 1,8-3,5 м, до уровня боевой площадки шир. 4,5 м. По верху стен в древности шел дерев. бруствер. С учетом берегового откоса выс. обороны составляла ок. 6 м. В юж. части выделяется участок вала (шир. 6-7 м, выс. до 2 м), сложенный из камней и земли. Конструктивные особенности укреплений городка архаичны для XIV–XV вв. Раскопки проводили в 1888-91 Я. Аппельгрен, Т. Швиндт, А. Хакман; в 1971 А.Н. Кирпичников, в 1971-74 С.И. Кочкуркина. Найдены украшения карельских типов, крицы, шлаки, орудия труда, связанные с кузнечным и бронзолитейным ремеслом, а также клад серебр. изделий (1890 г.). Большинство находок датируется XIV – нач. XV вв. Найдены отд. вещи X – нач. XII вв. Лит.: Кирпичников А.Н., Петренко В.П. Тиверский городок (К вопросу изучения древностей Русской Карелии) // Краткие сообщения Института археологиии. 1974. № 139. С. 106-113; Кочкуркина С.И. Тиверск // Краткие сообщения Института археологии. 1976. № 146. С. 63-70; Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли. Л., 1984. С. 144-149. К.М. Плоткин | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Токсово, г.п. | |
Рубрики | |
ТОКСОВО, городской посселок во Всеволожском р-не. Нас. – 5,9 тыс. чел. В 1920-49 – районный центр (до 1936 – адм. центр финского нац. р-на). Топоним «Токсово» (фин. – Toksova) – прибалт.-фин. происхождения, возможно, происходит от tuoksuva – «благоухающий». Впервые упоминается в Писцовой книге Водской пятины 1500. Память о войнах со шведами сохр. в назв. Понтусова гора (она же – Лысая г.) и Понтусовы гати – в честь швед. военачальника Понтуса Делагарди, войско к-рого в 1581 прошло от Выборга к Орешку. В XVIII – XIX в. токсовские крестьяне (в осн. – ингерманландские финны) относились к особой категории гос. крестьян, находившихся в ведении Канцелярии коменданта Петропавловской крепости. Т. представляло в те годы дер. разбросанной планировки. С кон XVIII в. Т. называли «Петерб. Швейцарией» из-за живописного расположения среди озер (наиболее значимые оз. Кавголовское и Хепоярви) и холмов (Токсовских высот). В XIX в. в Т. бывали М.И. Глинка, К.П. Брюллов, А.И. Тургенев. Популярность Т. как дачного места возросла после открытия в 1917 жел. дороги. В 1920-е в Т. жили писатели А.Н. Толстой, А.С. Грин, поэт и переводчик М.Л. Лозинский, в 1930-е – акад. Д.С. Лихачев. В окрестностях Т. родился писатель Ю. Конкка. Лютеранский приход в Т. существует с 1625. Сохр. и действует (с 1995) кам. лютеранская ц. Свв. Апп. Петра и Павла (1887, арх. К.Т. Соловьев). Работает поселковая б-ка. В 1991 и 2002 в Т. проходил ингерманландский праздник «Юханнус». В 1995-96 построен Михаила Архангела собор. Со второй пол. ХХ в. Т. развивается как центр отдыха и спорта (первый лыжный трамплин появился в 1937). Сейчас в Т. проводятся соревнования разл. уровня по лыжному спорту. В 1974 создан вольер зубробизонов. В 2005 в парке «Березовая роща» установлен памятный знак «Токсову 500 лет» (автор В.В. Горин). Лит.: Сыров А. (Тиайнен Антти). Токсово: Исторический очерк. Путеводитель. СПб., 1998; Кудрявцев В.И. Поселок на Токсовских высотах. СПб., 2005; Виртуальный причал Токсово. – http://www.toksov.spb.ru А.Ю.Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Торговля (коробейничество) | |
Рубрики | |
Этот вид торговли для северных карел в XIX в. имел не менее важное значение, чем лесной промысел. Торговлю с Финляндией карелы вели издавна, особенно она была развита в пограничных с Финляндией волостях бывшего Кемского уезда. Со времени Северной войны торговля карельских крестьян во внутренних частях северной Финляндии усилилась и приобрела важное значение для обеих сторон. По имеющимся данным, в середине XVIII в. из русской Карелии (лопских погостов) в северную Финляндию карельские крестьяне вывозили ткани, кожаные изделия, соль, табак и железо. Все эти товары, кроме железа, не производились в лопских погостах, а покупались на ярмарках или у купцов и промышленников в южной Карелии и в Поморье. Из северной Финляндии в лопские погосты привозилось зерно, масло и другие товары. Торговля с карельской стороны носила сезонный характер. Немало карельских крестьян жило за ее счет. Хотя по существующему указу 1730 г. на границе с Финляндией были установлены таможни и торговля карельских крестьян в этой стране рассматривалась шведскими властями как контрабанда, карелы продолжали ее нелегально. Она продолжала развиваться, о чем свидетельствуют архивные материалы. Так, если в 1865 г. торговлю в Финляндии вели около 650 человек из одного Кемского уезда, то к 1893 г. в Финляндии побывало 1139 коробейников, а в начале XX в. разносной торговлей занималось около 1,5 тысяч крестьян из западной части Кемского уезда. Каждый уходящий в Финляндию карел получал в местном волостном правлении одногодичный паспорт и свидетельство с печатью и подписью архангельского губернатора. Уходящий должен был заплатить местным властям налоги. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этнографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 46-53. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Тосна, р. | |
Рубрики | |
ТОСНА, река, левый приток р. Нева. Протекает по терр. Лужского, Тосненского, Кировского р-нов Лен. обл. и в СПб. Дл. – 121 км. Пл. водосбора – 1640 кв. км. Сток – 11,6 куб. м/с. Исток находится в Лужском р-не в 5 км северо-западнее дер. Поддубье. Осн. притоки: Еглинка, Кастенка, Лустовка, Саблинка. Название происходит от славянского «тъснъ» – узкая. В долине Т. находятся обнажения нижнепалеозойских пород. Наиб. известно т. н. «21 обнажение» на левом берегу Т., близ впадения в нее Саблинки; существует картина худ. А.В. Тыранова с изображением этого места («Вид на реке Тосна близ с. Никольского», 1827). В каньоне Т. и долине Саблинки расположены Саблинские пещеры. На Т. и в ее окрестностях с 1920-х проходит практика студентов геолого-почвенного и геогр. ф-тов СПбГУ (учеб. база расположена на Саблинке). На Т. находятся гг. Тосно, Никольское, г. п. Ульяновка, пос. Ушаки, усадьбы Марьино, Пустынька. В р-не Ульяновки на Т. находится Тосненский (Гертовский) водопад. Лит.: «Виртуальное Саблино». – http://www.sablino.ru/sablnav.htm А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Традиционная родильная обрядность (ингерманландские финны) | |
Рубрики | |
Сведения о семейной и общественной жизни финнов-ингерманландцев сохранились довольно скудными. Известно, что крестьянские семьи имели в XIX веке значительный численный состав. Как уже отмечено, у «настоящих государственных» сохранялись большие семьи, так что на одном крестьянском дворе жило по 20-30 чел. В некоторых заметках тех лет упоминается, что семьи были многодетными, несмотря на бедность. Родильная обрядность. Помещением для роженицы обычно служила баня: это было изолированное строение, к тому же там можно было нагреть воды. Помощь роженицы оказывала местная повитуха или просто кто-нибудь из старших женщин двора. После благополучного появления на свет ребенка замужние женщины деревни ходили на «смотрины» - ротинат. При этом они приносили с собой угощение и подарки ребенку. По традиции дарили деньги «на зубок». До крещения ребенка следовало оберегать от всяких «злых сил», в том числе от возможного его «подмена» на детеныша «злых сил». В качестве оберега в постель новорожденного прятали нож или ножницы, при первом купании в воду подсыпали соли, клали серебряную монету и т.п. Крещение проводили по возможности в ближайшие дни, обычно через неделю после родов. Крестные родители были людьми, которые не только принимали на себя определенные обязанности по воспитанию ребенка, но предполагалось, что они передают ему какие-то черты своего характера, поэтому в крестные выбирали людей достойных, как по поведению, так и по достатку. Роженица в той или иной мере придерживалась норм избегания контактов с обществом и начинала обычный образ жизни только через шесть недель после родов, когда проходила церковный обряд очищения. Библиография: 1. Прибалтийско–финские народы России / отв. ред. Е.И. Клементьев, Н.В. Шлыгина; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. – М.: Наука, 2003. – 671 с. : ил. – (Народы и культуры). –Из содерж.: Российские финны. Гл.1. Финны-ингерманландцы. Хозяйственные занятия и материальная культура: с. 509. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Традиционные поселения | |
Рубрики | |
Еще в XVIII веке был ясно и коротко определен основной принцип выбора ижорами мест поселений: они любят жить при озерах и реках и на взгорьях. Здесь не встретишь однообразия русских поселений и скученности водских деревень. Многие ижорские деревни расположены были в поистине величественных ландшафтах на склонах больших возвышенностей Сойкинского и Курголовского полуостровов, когда ничто не ограничивает взгляд и видно, как небо смыкается с морем. Часто ижорские деревни широко раскидывались по берегу Финского залива, рек и озер. Ижорские деревни обычно имели уличную, рядовую или кучевую планировку. Во многих деревнях вместе с ижорами также проживали водь, русские или ингерманландские финны. Дома и хозяйственные постройки строили из бревен. На территории Кингисеппского района при строительстве дворов использовали местный камень. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. С. 89–109. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Традиционные родильные обряды | |
Рубрики | |
Роды обычно происходили в бане. Источники начала XVI века сообщают, что к новорожденным детям призывали колдунов-«арбуев», которые и давали детям имена, и лишь потом несли детей крестить в церковь. В XVIII веке народный обряд, сопровождавший крещение, заключался в том, что кум дарил ребенку крест, взамен получая «портки», а отец ребенка дарил крестной матери красные башмаки, та же одаривала деньгами. Если ребенок был первым, то молодая мать дарила свекру «портки», а свекрови — башмаки. 1. Конькова О.И. Водь //Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В.Чистов. – СПб.: Лениздат, 1992. – С. 85-86. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Троица (водь) | |
Рубрики | |
Водское население Кингисеппского района на кладбище на Троицу ходило и приносило с собой яйца, крашенные березовым листом в желтый цвет. В могилы втыкали веточки березы или, что характерно только для води, ставили их шалашиком вокруг креста. Та же самая информация была получена от финнов как Волосовского, так и Кингисеппского районов. Ижоры же на саму Троицу на кладбище не ходили: было принято посещать могилы накануне, в Родительскую субботу. Сведения, полученные от русского населения более противоречивы: В Кингисеппском районе на кладбище ходили не на саму Троицу, а накануне в Родительскую субботу; в Волосовском районе в большинстве своем на кладбище русские ходили непосредственно в день Троицы. Библиография: Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) – IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 1999. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Троица (ижора) | |
Рубрики | |
Водское население Кингисеппского района на кладбище на Троицу ходило и приносило с собой яйца, крашенные березовым листом в желтый цвет. В могилы втыкали веточки березы или, что характерно только для води, ставили их шалашиком вокруг креста. Та же самая информация была получена от финнов как Волосовского, так и Кингисеппского районов. Ижоры же на саму Троицу на кладбище не ходили: было принято посещать могилы накануне, в Родительскую субботу. Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. | |
Тематические группировки | |
подробнее… |