Тематические группировки
/
справочник "Малочисленные коренные народы Ленинградской области"
Вышивка (вепсы) | |
Рубрики | |
Вышивки (kirg', kirj, kird) были наиболее распространенным способом украшения текстильных изделий. Хотя на рубеже ХIХ-ХХ вв. ими украшали уже ограниченный круг изделий, в основном женские рубахи (racin, ratsin) и полотенца (kaziраik, vаrnраik), причем полотенца, как правило, лишь предназначенные для праздничного и обрядового использования. В более ранний период, в XIX в., вышивками украшались также женские головные уборы, праздничные юбки молодух (роutnаsinе juрk), мужские венчальные рубахи и штаны. Изредка, как у карел и русских, вышивали также свадебные простыни, еще реже - подзоры к кроватям. Вышивали вепсы бумажными и льняными нитями, в красно-белом или только белом цветах. Исключение составляли старинные женские головные уборы (сороки и повойники с кичкой), которые, судя по единичным музейным экземплярам, орнаментировались разноцветными нитями, в том числе шелковыми и шерстяными. Вепсы применяли те же декоративные швы, что и соседние карелы, русские, ижорцы и др.: двусторонний шов (kаkscurеinе kird, kаkscurеinе оtbouz’, kаk-sроl’nе оtbouz), строчку по сетке (nuhtеitud kird), крест (уksроl'nе kird, ristikоitа оtbouz), а также тамбур (kuukjеinе оtbouz). В небольшом количестве встречались также вышивки счетной гладью и набором. Расположение вышивок на изделиях было традиционным. На женских рубахах орнаменты вышивали по подолу в виде бордюрных рамок различной ширины. На полотенцах вышивали концы. При этом орнаменты включали широкую центральную полосу и один или два узких окаймляющих фриза. Орнамент центральной полосы состоял из одного крупного мотива либо раппорта двух-трех фигур. К концам полотенец часто пришивали белые кружева, а иногда между кружевами и орнаментами вшивали еще полосу кумача. Это встречалось на изделиях средних и южных вепсов, у полотенец северных вепсов (как и у карел южной и средней Карелии) вставки и кружева не использовали. Для вепсских вышивок характерны два типа орнаментов: изобразительные и геометрические. Геометрические узоры более типичны для вышивок женских рубах, изобразительные - для полотенец. Встречались также мотивы смешанного вида. Если, например, геометрические узоры использовались в вышивке полотенец, то они наделялись изобразительными элементами (ветками растений и др.), тогда как иногда встречавшиеся на рубахах изобразительные мотивы столь сильно схематизировались, что приобретали вид геометрических орнаментов. Изобразительные узоры одинаково широко распространены в вышивках всех этноязыковых групп (северных, средних и южных) вепсов. Аналогично вышивкам других народов Северо-Запада (карел южной и средней Карелии, русских, ижорцев) они включали древесно-растительные, орнитоморфные, зооморфные и антропоморфные изображения. Геометрическими узорами вепсы вышивали в основном подолы женских рубах. Орнамент вышивался крестом по счету нитей, реже двусторонним швом, красными льняными (бумажными) нитями. На женских рубахах одна группа узоров состояла из абстрактно-геометрических фигур – это раппорты ромбов, квадратов, крестов, меандров, треугольников, восьмиконечных звезд и прочих мотивов. Вышивки этой группы, наиболее характерные для средних вепсов, близки к южно- и среднекарельским и по мотивам, и по стилистическим решениям. Геометрические фигуры в композициях имели укрупненные разработки, нередко со значительными фоновыми просветами между орнаментальными узорами. В основе другой группы - крайне стилизованные изобразительные мотивы и их элементы: двуглавые коньки (птицы), погрудные изображения лошади, ветки растений, антропоморфные фигуры и др. Раппорты из этих узоров вышивались на рубахах настолько схематично, что воспринимались на первый взгляд как сугубо геометрические орнаменты. Такие геометрические орнаменты были характерны в основном для северных вепсов. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Вышивка (карелы) | |
Рубрики | |
Художественные ремесла имели в Карелии неравномерное развитие: на юге они представлены широко, на севере гораздо скромнее. Это различие легко заметить на примере распространения вышивок. Если людики и ливвики любили украшать ими свою одежду и др. изделия из тканей, то у северных карел вышивок почти не встречается. Довольно широко была распространена вышивка тамбуром – это нечто среднее между шитьем и вязанием; для него пользовались специальной иглой с крючком на конце. Этим швом шили обычно по кумачу белыми нитками. У всех карел наряду с вышивкой очень широко бытовало узорное тканье на краях полотенец красной бумагой на холсте. В начале XX века в ряде деревень южной Карелии получило распространение шитье «крестом». Узоры вышивок были различные. В южной Карелии преобладали животно-растительные, антропоморфные мотивы, а в северной – преимущественно геометрический орнамент. Нередко среди узоров можно было встретить мотивы, уводящие в далекую древность (женская фигура с поднятыми вверх руками, с птицами, цветами, символами небесных светил и т.д.). Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 53-59. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Вязание и плетение кружев | |
Рубрики | |
Среди карел-ливвиков (в районе Олонца) имело широкое распространение вязание и плетение кружев. Кружева вязали из тонкой льняной нити железным крючком. Товар продавали на ярмарках, а также в Финляндии. В некоторых местностях Олонецкого уезда (Мегрега, Юргилица, Куйтежа, Сабатукса, Обжа и др.) занимались плетением изделий из соломы: шляп, корзинок и т.д. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 53-59. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Вяйсянен Армас Отто (1890-1969), этнограф | |
Рубрики | |
ВЯЙСЯНЕН (Vaisanen) Армас Отто (1890–1969), фольклорист, этнограф. Учился в Хельсинском ун-те. Магистр (1919), д-р наук (1939). С 1919 чл. Калевальского об-ва, в 1930-42 – его секретарь, с 1942 – пред. В 1940-56 доцент Хельсинского ун-та, в 1956-59 – проф. Занимался изучением муз. фольклора финно-угорских народов, вел собирательскую работу. В 1912-23 совершил шесть поездок по Эстонии, где записывал фольклор сету; путешествовал по мордовским деревням (1914), финл. и рос. Карелии (1915-20), р-нам обитания саамов близ Печенги (1926) и в Швеции (1946). На терр. Лен. обл. обследовал Зап. Ингерманландию (1914), р-ны проживания юж. вепсов (1916, совм. с Э.Н. Сетяля собирал произв. фольклора у последних вепсских кантелистов; см. Рунопевцы). Автор иссл. о прибалт.-фин. муз. инструментах кантеле и йоухикко. Соч.: Kantele ja Jouhikko savelma. Helsinki, 1928; Моrdwinische Melodien. Helsinki, 1948; Vepsalaisten luona v. 1916 // Kalevalaseuran Vuosikirja 49. Porvoo; Helsinki, 1969. S. 272-288. Лит.: Hiljainen haltiotuminen. A.O. Vaisanen tutkielmia kansanmusiikista. Toimittanut Erkki Pekkila. Pieksamaki, 1990. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Гадания (вепсы) | |
Рубрики | |
Брачная тема является одной из главных в вепсских календарных обрядах, особенно в зимних. В святки (после Рождества) девушки гадали на женихов; в Крещение происходили своеобразные смотрины девушек на выданье, Масленица тоже поднимала тему брака чествованием молодоженов, смотринами молодух. Летом в ночь на Иванов день девушки купались в росистой ржи, чтобы поднять свою славутность (сексуальную привлекательность), гадали на замужество и привораживали своих любимых разными способами. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Гадания (ингерманландские финны) | |
Рубрики | |
Гадание являлось необходимым элементом празднования Иванова дня и Рождества. Эти разные по обрядности праздники имели два общих элемента - озорство, "хулиганство" молодёжи и гадание девушек. Гадали исключительно девушки. Предметом гадания было предстоящее замужество. Способы гадания в Иванов день отличались от рождественских гаданий. В Иванов день и русские, и финские девушки ходили в поле заплетать через голову косу из колосьев ржи. Если на следующий день коса была расплетена - идти под венец. Сны в Иванов день считались вещими, если под подушку положить определённый набор трав (12 цветов разных видов в сочетании с Ивановой травой или по 3 цветка 9-ти видов). Очень распространённым было гадание "на петуха": каждая девушка насыпала кучку зерна, чью петух клюнет - та выйдет замуж. В д. Лисино Волосовского р-на зафиксирован следующий способ гаданья: в Иванов день девушка мыла пол голая, если зайдёт какой-нибудь мужчина (не родственник) - будет мужем. В канун Рождества основными были гадания "на петуха" и "на дрова": если украденные дрова раскладывались по парам - быть невестой. Кроме того глядели в воду, слушали имя жениха на перекрёстке, кидали сапог. Реже встречаются свидетельства о гадании на сны. Характерно то, что набор предметов, кладущихся под подушку в Иванов день, отличался от тех, что клали в канун Рождества. В д. Донцо Волосовского р-на зафиксирован такой способ гадания на сны в рождественские дни: девушка незаметно клала родителям под подушку сковородку, а утром приходила со сковородником спрашивать о вещем сне. Гадали в доме. Исключением являлось гадание "на богатого жениха": вечером девушки шли в баню и там оголяли заднюю часть; если "погладит" мохнатой рукой - богатый жених, голой - бедный. Борисова Т. Ю. Гадания как элемент традиционной обрядности у населения юга Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - III межведомственная научная конференция аспирантов и студентов - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Гадло Александр Вильямович (1937-2002), ученый | |
Рубрики | |
ГАДЛО Александр Вильямович (1937–2002), этнограф, археолог. Д-р ист. наук (1985). Окончил ист. ф-т ЛГУ (1961), ученик акад. М.И. Артамонова. Автор работ по этнической истории Сев. Кавказа, проблеме кавказско-рус. связей в ср. века. С 1965 – сотрудник ЛГУ, проф. (1986), руководил работой Кавказской археол.-этногр. экспедиции ЛГУ. В 1990–2002 – зав. кафедрой этнографии и антропологии, на к-рой работал с момента ее создания в 1968. В 1990-е предложил программу иссл. на Северо-Западе России силами сотрудников кафедры. Экспедиционные отряды кафедры (под рук. С.Б. Егорова, А.Г. Новожилова, А.Ю. Чистякова) работали в Волосовском, Гатчинском, Кингисеппском, Кировском, Тихвинском, Бокситогорском р-нах Лен. обл.; собранные материалы хранятся в архиве кафедры. Организатор ежегодной конференции молодых исследователей «Этнографическое изучение Северо-Запада России» (1996–2003), преобразованной в 2004 в междунар. науч. конференцию «Полевая этнография» (на базе ист. ф-та СПб. ун-та). Ответственный ред. коллективной монографии «Историко-этнографические очерки Псковского края» (Псков, 1999); член авторского коллектива монографии «Этнография Северо-Запада России» (СПб., 2004; в соавторстве с И.И. Верняевым, С.Б. Егоровым, А.Ю. Чистяковым), в к-рой впервые дана комплексная ист.-этногр. характеристика отд. волостей Волосовского, Гатчинского и Кировского р-нов обл. Похоронен на Большеохтенском кладб. в СПб. Лит.: Дворниченко А.Ю., Верняев И.И., Карпов Ю.Ю., Козьмин В.А. Памяти А.В. Гадло (Вместо предисловия) // Историческая этнография. Вып. 2: Динамика этнической культуры народов России. СПб., 2004. С. 3-15; Дворниченко А.Ю. А.В. Гадло (1937–2002) – исследователь древностей Крыма и Кавказа // Гадло А.В. Предыстория Приазовской Руси: Очерки русского княжения на Северном Кавказе. СПб., 2004. С. 3-20. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Гамаловский могильник | |
Рубрики | |
Интересные сведения о средневековой материальной культуре южного берега Финского залива дали раскопки Гамаловского могильника. Он расположен на восточном склоне длинного песчаного холма, достигающего в высоту 15 м. В первые годы раскопок могильника у д. Гамалово изучено 16 погребений. Предполагаемая площадь древнего кладбища 100X60 м. Погребения совершались в овальных ямах размерами 2–2,3 X 0,5–0,6 м и глубиной 0,3–1,1 м. В двух захоронениях сохранились овальные обкладки из камней. В некоторых случаях зафиксированы остатки гробовищ. Ориентировка умерших, по-видимому, была меридиональной – в двух случаях умершие ориентированы головами на север – северо-запад, еще в двух – на северо-запад, в других – на юго-запад. Часть могильника разрушена мелиоративными работами. 28 раскопанных погребений представляли собой последовательное развитие погребального обряда с XIV по XVII вв.; здесь был обнаружен археологический инвентарь, большую часть которого составляют ножи и пластинчатые кольцевидные фибулы. Обнаружены также подковообразные застежки и сложно витая фибула, имеющая аналогии в литовских древностях XIV–XVI вв., украшение из нанизанных на шкуры колечек, пластинчатые кольца и перстень, рижские монеты Ливонского ордена 1400–1430 гг. и шведские монеты 1634–1638 гг., серьга в виде вопросительного знака, железные кресало, пряжка, а также 2 железных боевых топора (не имеющих аналогий на Северо-Западе) и большое количество фрагментов гончарной керамики. Среди исследованных захоронений интересно погребение № 8. На дне овальной ямы глубиной 0,3 м расчищены остатки деревянного помоста, на котором лежал умерший. Сверху он был прикрыт берестой. На груди погребенного находилась серебряная кольцевая пластинчатая орнаментированная фибула, под левой плечевой костью – серебряная западноевропейская монета XV в., у локтевой кости – железный боевой топор, а справа у таза – нож. В других погребениях встречены пластинчатые кольцевидные или подковообразные фибулы и железные ножи. Из разрушенных захоронений могильника происходят витые бронзовые фабулы, бронзовые перстни, железные ножи и большое число фрагментов гончарной керамики древнерусского облика с линейным и волнистым орнаментом. Наиболее ранняя группа погребений Гамаловского могильника по вещевым материалам датируется XIII–XIV вв. Более поздние захоронения относятся к XV–XVII вв. Инвентарь их: железные ножи, гвозди от гробовищ и шведские монеты. Самое древнее из обнаруженных погребений (№ 9) имело северную ориентировку умершего, которая в погребениях XIV–XV вв. стала северо-западной, XVI в.– западной, а в погребениях XVII в.– юго-западной. Все погребения совершены в неглубоких овальных ямах. Две могилы отмечены на поверхности каменными овальными обкладками с заостренными концами, в погребальных конструкциях XV в. умершие были положены на помосты из плах и покрыты сверху берестой. Наиболее ранняя группа погребений Гамаловского могильника по вещевым материалам датируется XIII–XIV вв. Более поздние захоронения относятся к XV–XVII вв. Инвентарь их: железные ножи, гвозди от гробовищ и шведские монеты. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Гатчина, г. | |
Рубрики | |
ГАТЧИНА (в 1923-27 Троцк, в 1927-44 Красногвардейск), город в Лен. обл., адм. центр Гатчинского р-на. Нас. – 82,9 тыс. чел. (самый крупный из городов обл.). Впервые упоминается в новгородской писцовой книге 1499/1500 как село Хотчино Дяглинского погоста Водской пятины. По одной из версий, назв. происходит от новгородского имени Хот (Хочен). Город с 1796. С 1927 – центр Гатчинского р-на. В 1996-2005 – отд. муниц. образование. В первой пол. XVIII в. мыза Г. находилась во владении сестры Петра I Натальи Алексеевны, затем лейб-медиков Р. Арескина, И. Блументроста, кн. А.Б. Куракина. В 1765 мызу купила Екатерина II и пожаловала ее гр. Г.Г. Орлову, к-рый в 1766 начал в Г. стр-во пейзажного парка, а затем и дворца (см. Гатчинский дворцово-парковый ансамбль). В 1783 имение выкуплено в казну, перешло во владение наследника престола цесаревича Павла (будущий имп. Павел I) и стало его любимой резиденцией. Период правления Павла (1796–1801) сопровождался активным стр-вом в Г. (см. Приоратский дворец, «Коннетабль», обелиск). Во второй пол. XVIII в. начал формироваться Гатчинский посад. В числе пам. архитектуры XIX в. здания в стиле классицизма, построенные в 1820-50-х по проектам или под контролем А.М. Байкова (гл. арх. Г. в 1824-52), а также Ингербургские и Смоленские ворота (1831-32, арх. В.А. Глинка), здание костела Божией Матери Кармелитанской. Во второй пол. XIX в. (после стр-ва в 1853 и 1859 двух ж.-д. веток Гатчина – СПб.) Г. и ее ближайшие окрестности – излюбленное дачное место жит. СПб. С 1880-х Г. становится центром воздухоплавания: здесь проходит обучение летчиков и испытание новых моделей самолетов. В период Гражд. и Вел. Отеч. войн на террр. Г. шли боевые действия, к-рые нанесли серьезный ущерб городу. В сов. время Г. – крупный пром. центр. В разные годы в Г. жили писатель А.И. Куприн, поэт И. Северянин, музыканты М.А. Балакирев, А.К. Глазунов, М.М. Ипполитов-Иванов, карикатурист П.Е. Щербов, худ. А.К. Беггров, Ф.А. Васильев, шахматист М.И. Чигорин, электротехник М.О. Доливо-Добровольский, летчик П.Н. Нестеров и др. деятели науки и культуры. Г. на базе дворцово-паркового комплекса создан музей-заповедник (см. «Гатчина», государственный музей-заповедник), работают Гатчинский городской краеведческий музей, Музей авиационного машиностроения, Музей развития ядерной энергетики, Щербова П.Е. историко-мемориальный музей-усадьба. При гор. доме культуры созданы фольклорный ансамбль «Коляды», нар. академический хор «Акварель», дет. коллектив «Ансамбль гусляров», нар. театр-студия «За углом», нар. цирк «Гротеск». В Г. работают театр костюма «Катюша», муниципальный дет. и юношеский театр «Встречи» (осн. в 1988), оркестр аккордеонистов «Гармоника», дет. школа иск-в (осн. в 1959) и созданная в 1967 на ее базе Нар. филармония, к-рая регулярно организует творческие муз. вечера; муниц. Школа творческого развития (созд. в 1991), Детская музыкальная школа им. М.М. Ипполитова-Иванова, Гатчинская центральная городская библиотека им. А.И. Куприна, Гатчинская библиотека детская городская, Гатчинская библиотека центральная районная. В городе издаются журн. «Весть» и св. десяти газ., в т. ч. «Гатчинская правда», «Гатчина-Инфо», «Спектр-Гатчина», работают «Радио Гатчины» и телередакции «АриТ» и «Ореол-ТВ». В Г. проводятся междунар. театральные фестивали «Авангард и традиции», «Встречи друзей», «Театральный остров», рос. кинофестиваль «Литература и кино», турнир по спорт. бальным танцам на кубок стран СНГ, междунар. конкурс органистов, гор. фестиваль дет. творчества «Звездный дождь», хоровые праздники, в т. ч. фестиваль духовной музыки «Христос рождается, славите!». С 1989 ежегодно, в третью субботу сент., отмечается день города – праздник «Славься, Гатчина». В Г. зарегистрированы приходы РПЦ при Павла Апостола соборе, Покрова Пресвятой Богородицы соборе, ц. Покрова Пресв. Богородицы в Мариенбурге, ц. Св. Троицы при музее-заповеднике «Гатчина», приход Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии при Лютеранской церкви Святого Николая. См. также: Гатчины города герб. Лит.: Пирютко Ю.М. Гатчина: Художественные памятники города и окрестностей: Путеводитель. Л., 1979; Елкина А.С. Гатчина. Л., 1980; Гатчина: Страницы истории / Сост. Т.Ф. Родионова. СПб., 2001; Кючарианц Д.А., Раскин А.Г. Гатчина: Худож. памятники. СПб., 2001; Степанов А.А. Здравствуй, Гатчина. СПб., 2002; Гатчина сквозь столетия: Ист. журнал. –http://history.gatchina.ru; Гатчина – вчера, сегодня. Гор. культурно-ист. сервер. – http://www.gorod.gatchina.biz А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Гатчинский район | |
Рубрики | |
ГАТЧИНСКИЙ РАЙОН, муниц. образование. Нас. – 111,6 тыс. чел. Терр. – 2850,3 кв. км. Образован в 1927. В связи с переименованиями г. Гатчина в 1927-29 наз. Троцким, в 1929-44 – Красногвардейским. Граничит с СПб., Лужским, Волосовским, Тосненским, Ломоносовским р-нами. В состав Г. р. входят гг. Гатчина и Коммунар, пять г. п.: Вырица, Дружная Горка, Кобринское, Сиверский, Тайцы; 234 сел. поселения. Адм. центр – г. Гатчина. По терр. р-на проходит автотрасса СПб. – Киев. Ж.-д. ветки связывают р-н с СПб., Кингисеппом, Ивангородом, Псковом. Г. р. расположен на вост. отрогах Ижорской возвышенности и Лужско-Оредежской равнине. В сев. части р-на находятся Дудергофские высоты. Леса занимают ок. 50% пл. р-на (в осн. на юге и востоке), болота – ок. 10%, с.-х. угодья – 21%, луга – 8%. Наиболее значимые рр. Оредеж, Ижора, Суйда. В окрестностях Пудости находятся залежи камня (мягкий желтый известняк), к-рый использовался при стр-ве Гатчинского дворца и мн. зданий в СПб. На терр. Г. р. организован «Верхний Оредеж», природно-исторический парк. Пам. природы является ледниковый валун «Лунный камень» у пос. Сиверский. На терр. р-на сделаны многочисл. археол. находки (см. Археологические памятники): ср.-век. курганные, жальничные и грунтовые погребения. В дер. Лампово сохр. пам. дерев. зодчества, связанные с культурой рус. крестьян-старообрядцев. Близость к СПб. способствовала появлению на терр. Г. р. большого числа помещичьих усадеб (в разн. степени сохр. 26 усадебных комплексов XVIII–XIX вв.): Батово, Белогорка, Выра, Дружноселье, Дылицы, Жабино, Ивановка, Кобрино, Орлино, Рождествено, Сиворицы, Тайцы. В разные годы в Г. р. жили писатели К.Ф. Рылеев, А.Н. Майков, М.Е. Салтыков-Щедрин, И.А. Гончаров, А.Н. Плещеев, А.М. Горький, А.Н. Толстой, И.А. Ефремов; худ. И.Н. Крамской, В.Г. Перов, В.В. Верещагин, И.Е. Репин, И.И. Шишкин; арх. И. Е. Старов, А. Д. Захаров, А. И. Штакеншнейдер. Музеефицированы усадьбы Рождествено, где провел дет. годы писатель В.В. Набоков; Суйда, принадлежавшая предку А.С. Пушкина А.П. Ганнибалу. С пушкинскими местами связаны музеи «Дом станционного смотрителя» в дер. Выра; «Домик няни А.С. Пушкина» в дер. Кобрино (см. Яковлева Арина Родионовна). На терр. р-на установлены многочисл. монументы в память о событиях ВОВ (см.: «Защитникам Ленинградского неба», мемориал). В наши дни р-н является традиционным местом дачного отдыха петербуржцев, в 1970–80-е возникли кр. массивы коллективных садоводств. В Г. р. работают 79 учреждений культуры, в т. ч. 34 клуба, 37 б-к (см. Вырицкая библиотека поселковая, Гатчинская библиотека центральная районная, Сиверская народная библиотека-читальня им. А.Н. Майкова), 8 дет. муз. школ, коллективы худож. самодеятельности, в т. ч. детский академический хор «Апрель» и хореогр. ансамбль «Сюрприз» (пос. Войсковицы), нар. театр «Лица». Культурная жизнь р-на освещается в газ. «Гатчинская правда». Правосл. приходы функционируют в пос. Белогорка, Вырица, Дылицы, Карташевская (см. Петра и Павла Апостолов ц.), г. Коммунар, Орлино (см. Преображения Господня ц.), Рождествено, Сиверском, Суйде (Воскресенском), Сусанино, Сяськелево, Тайцах. К Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии относятся приходы Колпанский (см.: Лютеранская церковь Святого Петра) и Скворицкий (см.: Лютеранская церковь Святой Екатерины). См. также: Гатчинского района герб и флаг. Лит.: Иванова И.П. Культурная жизнь Гатчинского района // 75 лет Ленинградской области. Прошлое, настоящее и будущее. СПб., 2002; Бурлаков А. Туристские маршруты Гатчинского района. Южное направление. Гатчина, 2003. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Гипотезы происхождения карел | |
Рубрики | |
Проблема происхождения карел долгое время оставалась дискуссионной. По одной из гипотез карелы составляли большую часть населения легендарной Биармии, занимавшей окрестности Белого моря. После распада этого государства карелы двинулись в западном и южном направлении, к Онежскому и Ладожскому озерам и Финскому заливу. В начале XX в. в финляндской литературе получают распространение теории западного происхождения карел, по которым карелы – прямые потомки западнофинского племени хяме (емъ русских источников), предположительно занимавшего в I тысячелетии н.э. земли Карельского перешейка. Однако некоторые финляндские археологи того времени (A. M. Тальгрен, А. Европеус, К. А. Нордман) считали идею западного происхождения карел необоснованной. Так, К. А. Нордман полагал, что карелы сформировались в результате смешения восточных и западных элементов и что их культура уже в I тысячелетии н.э. отличалась от западнофинской. Нордман отверг также распространенное у финляндских исследователей представление, будто походы викингов были причиной подъема и расцвета карельской культуры того времени. Он убедительно показал, что именно их прекращение способствовало подъему Корельской земли в XII–XVI вв. и признавал прогрессивным влияние Новгорода на карел. Гипотеза о заселении Карельского перешейка с востока сформулирована в 1930-е годы известным советским археологом В. И. Равдоникасом на основании археологических материалов из курганов Олонецкого перешейка. Он придерживался распространенной точки зрения о карелах, как довольно поздно сформировавшемся этническом образовании. Равдоникас полагал, что племя корела до конца XI в. жило в восточном Приладожье, а затем в конце XI-XII в. заселило и северо-западное Приладожье. Однако современные археологические материалы не подтверждают этого предположения. Сегодня доказано, что население, оставившее курганы на Олонецком перешейке, не могло принимать участия в формировании племени корела. В середине XX в. крупнейшим российским финно-угроведом Д. В. Бубрихом была разработана концепция происхождения карел, базирующаяся на лингвистическом материале. По его мнению, до возникновения Древнерусского государства на Карельском перешейке кочевали лишь редкие саамские родо-племенные группы. Корела же начала формироваться в период образования Древнерусского государства. Откуда она пришла, Д. В. Бубрих не дал убедительного ответа. Он полагал, что это население частью пришло с запада, из земель еми, частью из мест, близких к Чудскому озеру и Новгороду; допускал также участи в сложении корелы и древней веси. В последние годы в отечественной и зарубежной литературе рассматривают древних карел как особый этнос, возникший на базе местного, западнофинского и пришедшего из юго-восточного Приладожья населения. Однако некоторые ученые, в частности - финляндский историк X. Киркинен, считают, что совокупность археологических, лингвистических и исторических данных говорит против западного участия "емского" элемента в составе корелы. Киркинен считает, что племя корела формировалось одновременно с Новгородским государством в результате смешения чудских, прибалтийско-финских, вепсских, а может быть, и варяжских компонентов. При этом предполагает, что корела сложились только в XI-XII вв. Отечественные исследователи, напротив, считают, что формирование корелы произошло уже в первой половине I тысячелетия н.э. Данные топонимики помогают уточнить территорию расселения карел и пути их миграции в далеком прошлом. В северо-западном Приладожье древними оказываются саамские топонимы, а основной пласт составляют карельские. По отношению к ним топонимы славянского происхождения более поздние, хотя довольно часты в ландшафте Карельского перешейка. Относительно территории расселения корелы в XII-XIV вв. у исследователей в настоящее время нет принципиальных разногласий. Историки, археологи, лингвисты и фольклористы считают, что это были Карельский перешеек и северо-западное побережье Ладожского озера, а г. Корела являлся племенным центром. Населению земли южной Саво и Приладожской Карелии были свойственны многие общие черты культуры. Однако некоторая удаленность ее от карельского центра, влияние западных соседей, политические акции (Ореховецкий мирный договор 1323 г.) привели к нарушению восточных связей. Постепенно местное население стало отличаться по культуре от населения Карельского перешейка. Библиография: КОЧКУРКИНА С. Прибалтийско-финские народы России // Портал Vottovaara [Электр. ресурс]. – Республика Карелия, г. Петрозаводск. - Режим доступа: http://www.vottovaara.ru/karelia/etnos/karel/gipoteza.html | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Головной убор замужней женщины | |
Рубрики | |
Замужние женщины носили две косы, уложенные на затылке в пучок. Косы тоже заплетали иначе - «вниз» или «к себе», т.е. пряди волос подкладывались снизу. Сверху волосы закрывались головным убором. Лингвистические и этнографические источники зафиксировали различные локальные названия вепсских женских головных уборов: sorok (сорока) - везде, кроме белозерских вепсов; sbornik (сборник) - у белозерских вепсов; kik (кика) - у южных вепсов; poboinik, povoinik (повойник) - повсеместно. В конце XIX в. многие из названных головных уборов полностью исчезли из быта населения. Поэтому представления об их внешнем виде основываются, главным образом, на устных сообщениях старейших жителей и являются достаточно расплывчатыми и неполными. Сорока (sorok) состояла из трех частей: очелья - налобной части, которая плавно переходила в боковые крылья, служащие завязками, и позатыльника. Сороки шились из ситца, шелка, плюша или бархата ярких цветов. Очелье иногда орнаментировалось геометрической вышивкой из разноцветных шелковых и шерстяных нитей. В конце XIX в. словом sorok вепсы стали называть чепчикообразный головной убор «повойник», представляющий собой шапочку, состоящую из круглой тульи и пришиваемого перпендикулярно к ней околыша в виде широкой ленты; сзади околыш раздваивался, образуя крылышки. Способ укрепления повойников на голове имел некоторые локальные отличия. Так, шимозерский повойник завязывался на затылке с помощью удлиненных крылышек. В наиболее распространенном варианте по краю околыша протягивался шнурок, который плотно обвивал голову и стягивался на затылке. Повойники шили из тех же материалов, что и сороки. В середине XIX в. в среде белозерских вепсов повойник считался головным убором пожилых женщин, а сборник (sbornik) - молодух. Сборники шили из шелка, парчи и штофа ярких расцветок, а очелье в виде валика надо лбом и затылочную часть украшали вышивкой из золотых нитей с добавлением бисера и блесток. Внешний вид вепсского головного убора kik, видимо, напоминал ижорский шлык или шлыкка. Kik, как и сорока и сборник, относился к группе «кичкообразных» головных уборов. Как свидетельствует зафиксированное А.П. Косменко музейное описание этого головного убора - «повойник на кику», - он состоял из какой-то твердой нижней части и повойника. Скорее всего, название kik вепсы относили как ко всему убору в целом, так и к его твердой нижней части. У вепсов, как и у многих других народов, существовал обычай, по которому замужняя женщина должна была тщательно закрывать свои волосы. В основе его, как полагают некоторые исследователи, лежали древние представления о том, что волосы женщины обладают магической силой и могут навредить чужому роду, в который она взята замуж. Вепсской женщине строго запрещалось заходить в хлев с непокрытой головой, чтобы не принести несчастье скоту; класть повойник на «священное» место - стол. В то же время никому не разрешалось снимать головной убор с женщины. Cчиталось за грех кому-либо уронить его на пол и если такое случалось, виновнику для избавления от греха необходимо было поклониться 40 раз. Женские головные уборы как и девичьи налобные ленты постепенно были заменены разнообразными платками нарядных расцветок. Древневепсская женская традиция использовать в своем костюме множество различных украшений не дожила до середины XIX в. Остатком от древней поры оказалось лишь бытовавшее у южных вепсов в начале XX в. уникальное свадебное украшение невесты под названием борок, игравшее роль оберега. Борок представлял собой ожерелье из нанизанных на суровую льняную нитку деревянных и белемнитовых бусин, разделенных между собой матерчатыми розетками из разноцветных лоскутков. Он оказался аналогичен некоторым украшениям из оятских могильников XI в. В конце XIX-начале XX в. вепсские женщины дополняли свой костюм некоторыми покупными украшениями: серебряными и золотыми серьгами (usnikad) и кольцами (kolceine, sormuz), яркими бусами (bu-sad) и брошами (bulouk). | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Головные уборы | |
Рубрики | |
В Сойкинском районе более поздней, но также уже исчезнувшей формой головного убора, является «куккели» (kukkeli). Сирелиус Уно Таави описывает его следующим образом: «Kukkeli — имел переднюю часть otsaliin, к ней присоединялась так называемая hant, которая спускалась на спину. Otsaliin снабжалась широкой тесьмой для завязывания. Как otsaliin, так и hanta были красиво вышиты. В том месте, где они соединялись, образовывалось очень небольшое углубление для головы». Другим головным убором, тоже вышедшим уже из употребления, но ранее бытовавшим является «шлык» или «шлыкка». Название шлык относилось как ко всему убору в целом, так и к его части,— кичке, стеганой из холста и придающей характерную форму убору. На этот остов-кичку надевался круглый повойник из ситца, шелка или бархата. Спереди на повойник нашивалась полоска серебряного или золотого позумента и узкие цветные ленточки. От шлыка, по словам старухи, на спину спускался «позатылень», большей частью вынизанный из бисера. Шлык вышел из употребления, круглые же повойники еще носятся некоторыми старухами. В Кингисеппском районе подобная форма головного убора носит название «ворму» (vormu). Остов ворму, в отличие от шлыка, делается из папки, обтянутой холстом. В Котельской же волости был распространен еще один головной убор замужней женщины — «сорока». Сорока состояла из «очелья» – кусок холста шириной 11 см, длиной 45 см, к концам которого пришивались более узкие куски холста, служившие завязками. Посредине к очелью пришивался «хвост», кусок холста шириной 17 см, длиной 23 см, спускавшийся на шею. Очелье украшалось шитьем шелком, серебряной мишурной нитью и золотистыми блестками; кроме того, нашивались куски холста, окрашенного в красный цвет, и узкие полоски желтого шелка. По нижнему краю хвоста шла узкая вышивка бледным шелком и мишурной нитью. По лобной части сороки, прикрывая холщевую полосу, повязывался «плетешок» — золотая позументная лента. Своеобразный тип представляет собою «саппано» (sappano),— головной убор ижор Ораниенбаумского района. Этот головной убор, носившийся вместе с ааннуа, в настоящее время совсем уже вышел из употребления, хотя единичные экземпляры его еще можно найти в некоторых деревнях. Публикуемый нами саппано имеет в длину 1,58 м, и состоит из полотенца шириной 41 см, верхний край которого сложен вдвое по нитке утка, и зашит. Нижний край его сложен втрое по нитке основы, на протяжении 49 см, и смётан. В лобную часть вшит кусок синего узорного тканья, вышитого белой и желтой нитками. От этой лобной вставки по бокам пришиты куски темного коленкора и завязки, при помощи которых саппано завязывается на затылке. Средняя часть полотенца и конец его вышиты белым шитьем по выдерганному. К концу пришит кусок холста длиной 36 см, наружная сторона которого украшена узорной тесьмой, кружевом, шелковыми ленточками, а к нижнему краю пришита бахрома из шелковых крученых ниток. При надевании саппано, хвостовая часть его затыкалась за пояс. Одновременно с саппано существовал сходный с ним головной убор, носивший название «лакки» (lakki). Лакки сохранял ту же форму, но в отличие от саппано имел малые размеры (длина 60 см). При надевании саппано и лакки волосы собирались в особую прическу, характер которой установить на месте не удалось. Однако, описание ее мы находим у Паулахарью Самули. Волосы, по его словам, заплетались в три косы, причем боковые косы располагались на висках, где и закручивались в шишки, соединявшиеся между собою проходившим через темя шнурком (sykareet). Третья, средняя коса, закручивалась в шишку, приходившуюся на затылке. Иногда распущенные волосы прямо закручивались в шишки и соединялись между собою шнурком. В описании ижорской одежды у Георги мы опять cталкиваемся c формой головного убора, если не совпадающего целиком с саппано, то, во всяком случае, имеющего много общего с ним: «Бабы... носят так, как и финские, аршин в шесть фату, которая посредине пристегивается к шапке, а концы оной висят по спине, и придерживаются поясом так, что на плечах вздуваются». Если это описание на первый взгляд недостаточно близко к нашему, то зато рисунок, поскольку ему можно доверять, представляет собою головной убор совершенно сходный с саппано. Наличие длинной хвостовой части у саппано ставит его в ряд с целой серией оригинальных головных уборов подобного же типа, широко распространенных, как у восточных финнов (ср. марийск. «шурка»), так и у многих народностей турецкого происхождения (чувашей, башкир и др.). Венок или венокко являлся свадебным головным убором невесты. Состоял он из узкого деревянного обруча, обтянутого холстом; с наружной стороны обруча прикреплялись искусственные бумажные и матерчатые цветы, серебряный «елочный дождь» и крашеные перья. Этот венок надевался невестой перед венцом, после того, как ей распускали волосы. Такие же венки, только более простые, надевались подружками невесты. В этом венке, перед венцом, невеста должна была «голосить» на улице перед всем народом. Среди старинных головных уборов, сохранившихся до настоящего времени особый интерес представляет «сапана» (sapana). Сапана, головной убор типа сороки; состоит из двух частей: налобной, носящей название «отсимус» (otcimus) и задней, хвостовой, спускающейся на спину «селкямюс» (selkamys). Отсимус, шириной 0,14 м, длиной 0,47 м, делается из белого бумажного полотна; селкямюс из белого домашнего холста, (ш. 0,39, дл. 0,45 м). Налобная часть сапана снабжается завязками, при помощи которых головной убор завязывается на затылке, поверх пришитого к отсимусу небольшого прямоугольного куска домашнего холста, — «салахянтя» (salahanta), т. е. «тайного хвоста» (шириною 0,13 м, длиною 0,29 м). Под сапана на темени укрепляют «сюкерoт» (sykerot) в форме валика, имеющего в длину 12 см и состоящего из двух зашитых в холст дощечек с проложенным между ними льном. Обязательными головными уборами старух во всех перечисленных районах являются повойники. В Котельском районе, как мы указывали выше, еще во многих случаях употребляют тот круглый повойник, который составлял в свое время часть шлыка. Повойники бывают всевозможных цветов, не исключая и ярких. При выходе на улицу, поверх повойника всегда повязывается платок. Повойники остальных районов имеют обычный, весьма распространенный покрой. Передняя и задняя части их собираются в сборку и пришиваются к околышу, имеющему в высоту 3—4 см. Остается отметить еще два самых поздних по времени женских головных убора — «колбочку» и «наколку», которые шьются из разнообразных материй всевозможных ярких цветов (рис. 3 и 4). Прыткова, Н. Ф. Одежда ижор и води. Из материалов Северо-западной экспедиции 1926–28 годов // Западнофинский сборник / под ред. В. Бартольда. – Л.: Изд-во АН СССР, 1930. – 340 с., 6 л.ил., 5 л.к. – (Тр. / Комис. по изуч. племен. состава населения СССР и сопред. стран ; Т.16). – С. 306-340. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Гончарные изделия | |
Рубрики | |
В изготовлении глиняной посуды жители р. Ояти прошли несколько этапов и в конце концов достигли определенного совершенства. Если в X в. она делалась вручную из грубого с примесью зерен кварца теста, то в середине XI в. появляются сосуды, изготовленные на гончарном круге. Они представляют собой типичные древнерусские горшки. Некоторые из них, видимо были привезены с Ладоги и из Новгорода. С юга нашей страны попал к жителям Ояти кувшин оранжевого цвета из глиняного теста высокого качества. Традиции изготовления глиняной посуды надолго сохранились у древних вепсов. Некогда существовали центры гончарного производства в Соцком погосте на р. Ояти и в Андоме. Когда А. М. Линевский в 1950 г. показывал жителям р. Ояти добытые из курганов горшки, то они признавали их за андомские. Еще в 30-х годах ХХ столетия гончарство было развито в населенных пунктах среднего течения р. Ояти, откуда поступали изделия в Ленинград, Петрозаводск, Белозерье, Тихвин. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Гощение | |
Рубрики | |
Свадьбам предшествовало общение молодежи на беседах, праздничных гуляниях. Большую роль в распространении брачных связей играл обычай гощения девушек у родственников. Гощение обычно приурочивалось к праздникам и продолжалось несколько недель, в течение которых девушки-гостьи посещали молодежные беседы, где могли привлечь к себе внимание местных парней. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Грамматика вепсского языка | |
Рубрики | |
В вепсском языке существуют следующие части речи: существительные, прилагательные, числительные, местоимения, глаголы, наречия, предлоги, послелоги, союзы, частицы, междометия. Имена существительные, прилагательные, числительные и местоимения изменяются по числам и падежам. Единственное число не имеет никаких показателей; показатель множественного числа в номинативе -d (jаug - "нога", jаugаd - "ноги", vеnеh - "лодка", vеnеhеd - "лодки", rnеz` - "человек", mеhеd- "люди"), в косвенных падежах - (kula - "деревня", kulis - "в деревнях"; tа - "земля, страна", tаis - "в землях, в странах"). Система падежей в вепсском языке достаточно обширна (18) и передает мельчайшие оттенки значений. От других прибалтийско-финских языков она отличается тем, что имеет значительное количество падежей позднего происхождения, возникших из послеложных конструкций (tесhарai - "в сторону леса"; ср.: фин. tеtsaaп рain; sizаrеnkе - "с сестрой", ср.: фин. sisаrеn kеrа и т.д.). Глагольное словоизменение вепсского языка идентично таковому в близкородственных языках, хотя система его наклонений имеет и специфические черты. Язык располагает изъявительным, условным, повелительным наклонениями. Возможностное наклонение, характерное для других родственных языков, в вепсском практически не функционирует (можно назвать лишь глагол vоidа - "быть", у которого в северновеппском диалекте есть форма vоnеn - "возможно, я буду"). Глаголы имеют четыре времени: презенс, имперфект, перфект и плюсквамперфект. Следует отметить, что на функционировании прошедших времен сказывается сильное влияние русского языка, в котором всего одно прошедшее время. В результате этого возрастает частотность употребления имперфекта (простого прошедшего времени); а в формах сложных прошедших времен (перфекта и плюсквамперфекта) опускается вспомогательный глагол, и зачастую невозможно определить, какое время употреблено, например, "Рrihаihеd jо tul-nudеd kоdihе" - "Мальчики уже пришли домой". Здесь лишь из контекста можно определить, к какому времени относится факт. Но, тем не менее оппозиция всех времен существует в вепсском языке, а созданная в 1990-е годы письменная традиция языка упорядочивает и стабилизирует ее. Вепсское глагольное словоизменение выделяется на фоне прибалтийско-финских языков также наличием четырёх времен в условном наклонении (для сравнения: что в финском языке их два) и своеобразием их образования. Особенностью глагольного словоизменения является и возвратное спряжение, возникшее в результате самостоятельного развития языка (для сравнения: невозвратное спряжение - реstа - "мыть", реzеn - "я мою", реzеd - "ты моешь", реzеb - "он моет"; возвратное спряжение - реstаs - "умываться"; реzеtоi - "ты умываешься", реzеsоi - "он умывается" и т.д.). Все иные категории грамматики вепсского языка (как морфологии, так и синтаксиса) не имеют на фоне других родственных прибалтийско-финских языков таких ярких особенностей, как названные выше, хотя, конечно же, в каждой из них можно выявить черты, появившиеся либо в результате самостоятельного развития языка, либо как следствие контактов с языками соседних народов. | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Громово, пос. | |
Рубрики | |
ГРОМОВО (до 1948 – Саккола, фин. – Sakkola), поселок в Приозерском р-не. Нас. – 922 чел. Расположен на берегу оз. Суходольское (быв. Суванто). Саккола, или Саккула (по одной из версий, от имени Захарий/Сакари) впервые упомянута в писцовой книге Водской пятины 1480. В Саккола найден клад сереб. украшений XIII–XV вв. В XV–XVI вв. – центр Саккульского Михайловского погоста Водской пятины. Существовавшая здесь ц. Архангела Михаила не упоминается после 1576-77. С 1616 – центр лютеранского прихода. Последняя (четвертая по счету) церковь, построенная в 1781, сгорела летом 1941 во время боевых действий. В 1948 дер. несколько раз переименовывалась: Новинка, Южная и затем Громово. Предположительно, настоящее название дано в память об участнике ВОВ П.И. Громове. Впоследствии в состав Г. включен ряд окрестных поселений. Популярное место дачного отдыха. В пос. работает дом культуры. Существует также одноим. поселение при ж.-д. ст. Громово на ветке СПб. – Приозерск (нас. – 1140 чел.), в нем имеется центр досуга. Лит.: Шитов Д.И. Карельский перешеек. Земля неизведанная. Ч. 4: Восточный сектор: Рауту – Саккола (Сосново – Громово). СПб., 2000. С. 138-168, 209-218. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Грунтовые могильники | |
Рубрики | |
При обследовании южного побережья Финского залива в 60–70-х годах ХХ столетия зафиксирован еще целый ряд грунтовых могильников, которые весьма проблематично можно связывать с ижорским населением. По данным XVIII–XIX вв., это была область ижорского расселения. Археологическими разведками последних лет еще пять подобных грунтовых могильников выявлены на Сойкинском полуострове. Один из них, расположенный у д. Гамалово, исследовался раскопками. Каких-либо наземных признаков могильники в земле ижоры не имеют, что затрудняет их поиски. Вместе с тем строгое расположение захоронений в них допускает предположение о существовании в древности каких-то внешних обозначений. Расположены эти могильники на естественных песчаных всхолмлениях, часто на склонах таких возвышений. Обряд погребения – трупоположение. Ранняя история ижоры, остатки которой сохранились сейчас на южном берегу Финского залива, представлена очень малым числом археологических памятников, которые дали крайне разнородный материал: случайные находки черепаховидных фибул в Вуолле (Вуолы) и Келльту (Колтуши) представляют широкий круг карело-финских древностей XI века, вещи из трех разрушенных могильников в Мишкино, Пунуши (Пупышево) и Инкере-Войскорово несут значительный отпечаток культуры «карельских грунтовых могильников» XII–XIV вв., а частично раскопанный грунтовый могильник в Усть-Рудице и исследованный могильник в Гатчине дали незначительный древнерусский материал XIV–XVI вв. Позже к этому перечню добавилось 7 неисследованных грунтовых могильников в северо-западной части Ленинградской обл. В 1963 г. были обнаружены грунтовые могильники в Краколье, Лужицах и в Острове. Однако письменные источники, упоминающие ижору с XII в. как самостоятельное и известное в Европе племя, а также наблюдаемая в историческое время значительная численность ижорцев, дали возможность предположить существование более широкого пласта археологических памятников единой ижорской культуры. Начатые в 1979 г. исследования подтвердили это предположение. Были обнаружены грунтовые могильники в Гамалово, Репино, Валяницы, Вистино, Урмизно, Стремление, Пятчино, Пахомовка, Липпово, могильники на Дубовском п-ве и у ныне не существующей д. Кайбалово (Курголовский п-ов) и получены сведения о могильниках у дер. Новое Гарколово, Колкомпя, Ручьи, Слободка, Кошкино, Большое Райково, Малое Райково, Выбье. 1. Tallgren, A. M. The prehistory of. Ingria // ESA. – 1938. – № 12. – S. 102, 107. 2. Отчет Археологической Комиссии за 1904 г. – СПб., 1907. – С. 109; Tallgren, A. M. Die russische und asiatische arehaologische Sammlungen // ESA, 1928. – № 3. – S. 162–164; Tallgren, A. M. The prehistory. – S. 102. 3. Донесение, А. М. Раевской о раскопке в урочище Черном // Изв. о-ва любителей естествознания, археологии и этнографии. – М., 1875. – Т. 20. – С. 31–33; Равдоникас, В. И. Ижорский могильник в Красногвардейце // СГАИМК,1932. – Вып. 11 – 12. – С. 22–39. 4. Седов, В. В. Этнический состав населения северо-западных земель Великого Новгорода (IX—XIV вв.) // СА. – 1953. – № 18. – С. 202. Конькова, О. И. Исследования ижорских средневековых могильников. Итоги и перспективы // Современное финно-угроведение. Опыт и проблемы : сб. науч. тр. / Музей этнографии народов СССР ; под ред. О. М. Фишмана, Е. А. Рябинина, И. В. Дубова. – Л., 1990. – С. 31–35. Финно-угры и балты в эпоху средневековья / под общ. ред. академика Б. А. Рыбакова. – М. : Наука,1987. – С. 42-43. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Грунтовый могильник в Гатчине | |
Рубрики | |
Раскопанный грунтовый могильник в Гатчине содержал 22 захоронения, расположенные в четыре ряда. Скелеты находились на глубине 0,7 – 1,2 м и имели западную ориентировку. В нескольких могилах найдены вещи древнерусского облика. Это браслеты витые 2X4, пластинчатый браслет, перстень с насечками, имитирующими витье, и пластинчатый перстень. Вещевой инвентарь не вызывает сомнений в ижорской принадлежности могильника, хотя конкретных данных для этнической атрибуции погребенных в нем не было обнаружено. Финно-угры и балты в эпоху средневековья / под общ. ред. академика Б. А. Рыбакова. – М. : Наука,1987. – С. 42-43. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Двор и хозяйственные постройки | |
Рубрики | |
Двор у карел делался двухъярусным: вверху находился сарай, где складывали сено, березовые веники, хранили сельскохозяйственные орудия, телеги, сани, а внизу располагались хлевы, конюшня, помещение для овец и собственно двор. Число хлевов во дворе определялось состоятельностью хозяев, количеством скота. Потолка в сарае не делали, лишь в одной какой-либо части на высоте 2,5-3 м от пола укладывали несколько бревен, которые покрывали досками или жердями и на них хранили сено и вешали веники. Сарай освещался небольшими окошечками, которые прорубались в стене между смежными бревнами. Окошечки не застеклялись. Площадь сарая обычно была большой, до 70-100 м. Летом в сарае ставили полог и спали, днем выполняли различные хозяйственные работы. Из сарая вниз, в хлев, вела лестница. Хлев был «царством» хозяйки, мужчины туда заглядывали очень редко. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 86-119. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Девичий головной убор | |
Рубрики | |
Неотъемлемой частью вепсского женского костюма являлись головные уборы. Головные уборы и прически замужних женщин отличались от девичьих. Вепсские девушки расчесывали волосы на прямой пробор и заплетали их в одну косу с помощью трех или шести прядей - «без числа». Существовал особый, «девичий», способ плетения косы - «наверх» или «от себя», когда пряди волос клались сверху друг на друга. В косу вплеталась яркая шелковая лента. Другой яркой лентой, представляющей собой широкую полосу материи, девушки обрамляли голову, а концы ее завязывали на затылке. Подобные налобные ленты были известны на довольно значительной территории: в Волго-Камье, Карелии и других северных и центральных регионах России. Поверх ленты так, чтобы была видна ее наружная часть, одевался платок, сложенный треугольником, который завязывался под подбородком. В дальнейшем разноцветные платки в девичьем гардеробе целиком вытеснили широкие ленты. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Девичник | |
Рубрики | |
В предсвадебный день проводился девичник, с утра для невесты готовили баню. Обряд девичьей бани сопровождался причитаниями. В с. Винницы в этот день у невесты собиралась молодежь. Девушки причитаниями звали невесту в баню, затем вели ее с песнями, звеня при этом сковородами и печными заслонками. В деревнях Немжинского прихода невеста собиралась в баню с особенными церемониями. После исполнения причитаний, в которых невеста оплакивала свою «волюшку», отец одевал на нее шубу, зажигал свечу перед образами. Невеста молилась, обращаясь к Богородице с просьбой благословить ее, потом прощалась со всеми присутствующими. Отец брал хлеб и соль в уголок скатерти. Скатертью он покрывал невесту, на голову ей возлагали икону и хлеб. В таком виде девушка шла в баню в сопровождении отца и брата, придерживавших эти предметы на ее голове. Впереди шел кто-нибудь из родственников и звонил в колокольчик. Девушки оставались на крыльце и пели песни. В бане невесту мыли «вожатая» (vodii) и мать. Сопровождающие невесту брали с собой краюху хлеба, пироги и горшок молока. Когда невесту одевали, родственники ели хлеб и пироги, запивая молоком, и говорили при этом: «Как без хлеба, без соли жить нельзя, так и рабу Божию (имя жениха) без рабы Божией (имя невесты) жить нельзя было». Возвратившись в избу, невеста снимала шубу и опять ходила вдоль половиц и причитала. В деревнях погоста Корвала невесту сопровождали в баню подруги и сваха – женщина, знавшая магические приемы. Девушки пели протяжные песни, пока невеста находилась в бане. Сваха натирала тело невесты солью, парила веником, приготовленным в ночь под Иван-день, и произносила при этом слова заговора, который должен был «присушить» жениха: «Как пот сохнет от веника, так пусть сохнет по мне такой-то (имя жениха)». Невеста вставала на сковороду, сваха обливала ее молоком. На нем растворялось тесто, из которого потом пекли рыбник для жениха и его родни. Девичник начинался после возвращения невесты из бани. В доме накрывались столы, стены украшались большим количеством вышитых полотенец. Собиралась молодежь, приходили женщины, чтобы поучаствовать в оплакивании «воли-красоты» невесты. Невесту снова накрывали платком и водили по избе с причитаниями. Она должна была плакать, даже если ей на самом деле вовсе не хотелось этого делать, но так требовал обычай. Невесту поочередно подводили к отцу и к матери; в причитании, исполнявшемся при этом, высказывалась просьба благословить на «разлуку с вольной волей». После этого начиналось ритуальное расчесывание волос невесты. Она садилась посередине избы на коробейку (сундук из осины), и причитальщица от ее имени звала всех членов семьи расчесать ее волосы. Сначала подходил отец, слегка дотрагивался гребнем до волос девушки, потом то же самое после приглашения причитальщицы проделывали мать, сестра, брат; последней подходила подруга. После расчесывания девушки убирали невесте волосы. При этом в косу вплеталась одна лента, а к концу косы подвязывались еще несколько лент. «Вольной волюшкой» считалась лента, вплетенная в косу. Она называлась по-вепсски «voug'es voudein'e» – белая волюшка. К заплетенной косе невесты прикрепляли пучок разноцветных лент – «красоту». «Красотой» мог быть и девичий головной убор, который состоял из расшитой бусами широкой ленты, поставленной на картон или бересту. Сзади приделывался пучок разноцветных лент. Невесту покрывали платком (углом спереди) и поверх платка надевали «красоту». Причитальщица или девушки водили невесту по избе с причитаниями. Невеста плакала, поскольку расставание с «красотой» было для нее самым драматичным моментом. Затем с невесты снимали «красоту» и расплетали ей косу. Невеста с выплетенной лентой выходила на улицу, чтобы «спустить волю», то есть, окончательно расстаться с ней. Для этого на земле расстилался платок, на который невеста и «спускала волю» – ленту. В это время она должна была по обычаю рыдать, показывая, как ей жаль расставаться с девичьей волей. Если у невесты или жениха не было в живых кого-то из родителей, перед свадьбой было необходимо навестить родную могилу, попросить благословения и «пригласить» умерших на свадьбу в назначенный день. Невеста «ревела голосом» на родительской могиле. Было принято посещать и могилы других ближних родственников, «звать» их на свадьбу. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Декоративно-прикладное искусство | |
Рубрики | |
В деревне Большое Стремление изготовляли гончарную посуду и отвозили в Финляндию. Женщины ткали полотна, плели из прутьев корзины. Библиография: Краеведение: книга для чтения в 3-4 классах. – Кингисепп, 1996. – с. 96. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Декоративно-прикладное искусство карел | |
Рубрики | |
Многообразны традиции изобразительного искусства. Вышивка карел отличается богатым набором геометрических, антропоморфных, растительных мотивов. Вышивкой украшали рубашки, головные уборы, полотенца, подзоры к кроватям и т. д. Известна вышивка по тканной разреженной сетке, полихромная, тамбурная (с конца XIX века), гладью. Распространено узорное ткачество, в том числе со сложными видами техники художественного тканья, вязание, соломоплетение, резное и росписное ремесло. Известна сварная технология, ковка, художественная и горновая пайка, обмеднение, инкрустация цветным металлом, меднолитейное дело, изготовление украшений из меди, бронзы, серебра. К объёмной резьбе по дереву относилось и изготовление детской игрушки. Народная игрушка во времена язычества выполняла прежде всего ритуальную функцию различных обрядов аграрной и охотничьей магии. По мере угасания древних поверий мелкая пластика становилась игрушкой. Фигуры коня, бабы, птицы выполняли функцию оберега. Их клали в колыбель, давали ребёнку в руки, чтобы уберечь от нечистой силы, от зла. В то же время с помощью игрушек ребёнок познавал мир. Образ бабы (женщины) - самый распространенный. Это Мать-Сыра - Земля, основа жизни, дарующая людям силу, здоровье, молодость. Жители Севера этих деревянных кукол называли панками. Также крестьянин изображал коней и птиц. Конь считался символом солнца, птицы - символом неба, облаков, приносящих дождь. Каждый хозяин семьи, зная секрет игрушки, всегда старался создать самую красивую и необычную для своих ребятишек. Зачастую игрушки разрисовывали, делая их более веселыми и праздничными. Библиография: ДЕКОРАТИВНОЕ творчество [карел] // Сайт «Финноугория» [Электр. ресурс] / Финно-угорский культурный центр РФ. – Республика Коми, 2007-2008. - Режим доступа: http://www.finnougoria.ru/community/folk/6/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=344&ELEMENT_ID=2221 | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
День Ивана Купалы (ингерманландские финны) | |
Рубрики | |
Одним из главных национальных праздников финнов-ингерманландцев является летний праздник Дня Ивана Купалы. Все обряды этого праздника направлены на победу сил плодородия и жизни. Иванов день сохранил свои языческие черты с древнейших времен до наших дней и широко отмечается и сейчас. Дата проведения праздника привязывается к ночи с 24 на 25 июня – к самой короткой ночи в северных широтах. Важным моментом праздника являлось зажигание священного костра «КОККО» - орла. В костре должны были сгореть старые бороны – суковатки, развалившиеся лодки и прочее. Все это специально привозилось издалека, даже если рядом было достаточно дров. Все отслужившие свое предметы складывались в кучу, вокруг них ставились длинные жерди, концы которых соединялись так, чтобы образовывался огромный конус. «Кокко» разжигали вскоре после захода солнца. Дети парни плясали вокруг костра, к ним присоединялся кое-кто из стариков. Старшие люди пели руны, а кто-то стрелял в воздух. В старину, как известно, в костер складывали старые луки и стрелы, а ныне кладут поломанные оружейные приклады. По представлениям финнов «кокко» - орел поднимается выше всех птиц. Накануне Иванова дня парни наряжались привидениями и пугали девушек. По воспоминаниям старожилов, в Токсово в Иванов день зажигали смоляные бочки на высоких шестах, которые устанавливали молодые парни. В деревне Коростовицы, приход Молосковицы Волосовского района жгут до сих пор старую автомобильную покрышку на огромной березе, в празднике участвуют с русские и финны. Библиография: 1. http://www.inkpulp.narod.ru 2. http://www.spbumag.nw/ru/2005/12/13.shtml 3. Народы мира : ист.–этногр. справочник / гл. ред. Ю.В. Бромлей. – М.: «Сов. энциклопедия», 1998. – С. 481-482. 4. Сарессало Л. Ингерманландия : рассказ о народах и культуре Ингерманландии / 66 изд. музеев г. Тампере. – Тампере ; СПб., 2003. – С. 41. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
День Кегри (карелы) | |
Рубрики | |
В солнечном календаре основными точками отсчета времени считались дни летнего и зимнего солнцестояния, весеннего и летнего равноденствия. Они были наиболее значимыми опорными датами и аграрного календаря. На эти первоначально языческие календарные памятные дни позже наложились и некоторые праздники христианского календаря. Другие народные календарные праздники продолжали существовать параллельно с церковными. В дальнейшем в календарь вошли также и некоторые даты официального календаря, как, например, начало нового года, дни различных государственных праздников и т.д. В народном календаре карел можно встретить некоторые памятные дни, первоначальное значение которых можно восстановить только условно. Таким был, в частности, праздник Кегри или Кекри (Kegrinpaiva), отмечавшийся поздней осенью. В прошлом он был широко распространен среди карел средней Карелии, у тверских карел, в пережиточной форме следы этого дня отмечены и у финнов. По наиболее достоверным данным, день Кегри отмечался в первую неделю после поминальной Дмитриевской субботы в субботу перед днем Дмитрия Солунского, 26 октября / 8 ноября). Дошедшие до нас сведения о традициях, связанных с Кегри, в известной мере позволяют расшифровать смысл праздника. Прежде всего обращает на себя внимание то, что в этот день до обеда следовало поститься. За обед садились помолившись, трапеза была аналогична поминальной: к ней обязательно готовилась овсяная или толоконная каша. После обеда по деревне ходили ряженые. В этом участвовала обычно молодежь. Лица мазали сажей, приклеивали усы и бороды из кудели, надевали маски из картона и тряпок. Одевались в вывернутые наизнанку шубы, головными "уборами" служили корзины, решета, подойники. В некоторых фигурах можно было узнать коней и коров. За спину надевали корзину, "чтобы забирать в нее ленивых детей". В руках у ряженых были ухваты, кочерги, дубинки. Ватага ряженых обходила дома, их угощали пирогами, блинами, хлебом. Первому вошедшему в избу следовало подарить клубок пряжи: Кегри считался днем начала прядения льна и шерсти. Гости проверяли у девочек, сколько мотков пряжи они уже приготовили, произносили поучения о необходимости прилежно трудиться. В основном же день Кегри был датой окончания осенних работ, включая женские по первичной обработке льна и шерсти. Это значение определенного рубежа в трудовом календаре имел Кекри и у финнов. Финские исследователи предполагают также, что отмечался этот день в тот период "раздела времени", который возникал по лунному календарю перед днем зимнего солнцестояния. Символика обрядности говорит и об аграрном характере этого праздника. Как известно, аграрные культы имели непосредственную связь с культом предков, что и в дне Кегри, в частности - поминальном характере трапезы, находило свое отражение. После дня Кегри начиналась зимняя часть года, что с течением времени, после принятия христианства, обрело и устойчивую дату - 25 декабря, когда отмечалось рождение Иисуса Христа. Затем в этот же период вошло и празднование 1 января - начала нового года, как это было установлено указом Петра I в 1770 г. Библиография: КАЛЕНДАРНАЯ обрядность и праздники карел // Портал Vottovaara [Электр. ресурс]. – Республика Карелия, г. Петрозаводск. - Режим доступа: http://vottovaara.ru/karelia/obrad/kalenveps.html | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
День Флора и Лавра – 18 августа (31 августа). | |
Рубрики | |
Этот день считали «конским праздником». Из ржаной муки выпекалось особое печенье «сатула» («седло») в виде креста со вставленным в середину яйцом. Лошадь гладили по спине, чтобы она была гладкой и круглой, как яйцо. Затем первый сжатый сноп овса и само печенье давали лошади, а яйцо съедал тот, кто ухаживал за ней. Лошадей в этот день на работе не использовали, давали им отдохнуть. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. С. 89–109. Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Деревни | |
Рубрики | |
Ижорские деревни обычно имели рядовую (дома стоят ровными рядами по обеим сторонам широкой улицы) или кучевую планировку. Жилища строились на берегу Финского залива и по берегам рек. Во многих деревнях вместе с ижорами проживали водь, русские или ингерманландские финны. Библиография: 1. Историко-культурный атлас Республики Коми. - М., 1997. 2.Поселения и жилища ижор // http://www.finnougoria.ru/community/folk/5/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=343&ELEMENT_ID=2194 3.Шлыгина, Н. В. Ижора // www.komi.com/nmrk/nmrk.asp?i=287 | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Детская одежда (вепсы) | |
Рубрики | |
Примерно с 6–10 лет одежда детей копировала одежду взрослых. Девочки носили сарафаны и юбки, мальчики – рубахи-косоворотки и штаны. Летнюю одежду детей более раннего возраста представляла одна рубаха. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Детская одежда (ижора) | |
Рубрики | |
Мальчики до двухлетнего возраста носили только одну длинную, доходящую до колен рубашку. Дети старше двух лет носили костюм, состоящий из белой рубахи и штанов с лямками или же с пришитым к штанам лифчиком из той же материи. Прыткова, Н. Ф. Одежда ижор и води. Из материалов Северо-западной экспедиции 1926–28 годов // Западнофинский сборник / под ред. В. Бартольда. – Л.: Изд-во АН СССР, 1930. – 340 с., 6 л.ил., 5 л.к. – (Тр. / Комис. по изуч. племен. состава населения СССР и сопред. стран ; Т.16). – С. 306-340. | |
Тематические группировки | |
подробнее… |