Тематические группировки
/
справочник "Малочисленные коренные народы Ленинградской области"
Вербное воскресенье (ижора) | |
Рубрики | |
У води, ижоры и русских Кингисеппского и Волосовского районов в этот день было принято посещать кладбище и приносить с собой яйца, конфеты и т.д., которые оставляли на могилах вместе с несколькими веточками вербы. В некоторых деревнях финны также приходили кладбище в этот день (например, д. Кирьямо Кингисеппского района). В то же время, в ряде деревень у финнов такой обычай зафиксирован не был (например, д. Везиково Волосовского района). Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Верования (вепсы) | |
Рубрики | |
Вепсы живут в настоящее время в восточных районах Ленинградской области, на западе Вологодской и на юго-востоке Карельской АССР. По диалектам их делят на 4 группы: 1) средние - оятские, винницкие (Лодейнопольскнй и Подпорожский районы Ленинградской области); 2) северные - шелтозерские (Карельская АССР); 3) южные - капшинские (Тихвинский район Ленинградской области); 4) восточные (Шольский район Вологодской области). Наибольший интерес представляют средние и южные вепсы, составляющие основную массу этой народности. Они занимают, чересполосно с русскими, восточную часть Межозерья – пространство между озерами Ладожским, Онежским и Белым. Происходит сокращение этнической территории вепсов как за счет ассимиляции, так и за счет миграции в города. Ко времени появления на этой территории славян весь (вепсы) представляла довольно крупное этническое образование, заметную и политически влиятельную силу. Весь активно участвовала в образовании древнерусского государства. В легенде о призвании варягов среди пяти племен упоминается и весь. Наиболее интересны <…> языческие верования, остатки древней мифологической системы, связанной с природой; своеобразное «осознание связи человека с ней и зависимость людей от нее». Люди верили, что их повсюду окружает «живая сознательная сила», с которой надо было жить в мире, и потому была выработана система отношений к этой «силе» в виде различных обрядов, примет, заговоров, заклинаний, оберегов и т.п. Некоторые из них существуют и в сегодняшнем быту вепсов. Всю эту «силу» условно можно разделить на 3 группы: 1) духи природы; 2) духи предков; 3) чужие злые духи. Хотя христианизация веси началась, по-видимому, еще в X-XI вв., вплоть до XX в. сохранилось двоеверие. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Верования (карелы) | |
Рубрики | |
В массе своей карелы оставались язычниками, хотя влияние христианства в XIV в., особенно в районах, близких к культурным и административным центрам того времени, было значительным. Известную роль в консервации дохристианских верований сыграло то обстоятельство, что для корелы восприятие богослужения и чтение церковных книг затруднялись незнанием языка, к тому же, как хорошо было подмечено, язычество являлось известной гарантией независимости. Религиозные вопросы осложнялись политическими. Швецию очень беспокоило усиление новгородского влияния на Карельском перешейке, а Новгород во что бы то ни стало стремился нейтрализовать шведский экспансионизм, приостановить распространение католицизма. В 1227 г. князь Ярослав Всеволодович провел крещение корелы. Вот как об этом сообщает летопись: «Послав крести множество корел, мало не все люди». Однако западных претендентов на чужие земли это не остудило. В 50-е гг. XIII в. папа Александр IV писал архиепископу Упсалы о необходимости крестового похода на корелу. В 1255 г. архиепископ Риги получил разрешение от папы направить епископа к язычникам — води, ижоре и кореле, которые якобы только и ждут принятия новой веры. Влияние православной веры испытали западные соседи корелы: в финском языке известны славянские, связанные с христианством слова: risti — «крест», skiitta — «скит», pappi — «поп». Опорой Новгорода в укреплении христианской веры были возникшие в XIV в. Валаамский и Коневецкий монастыри. Естественно, что за короткий срок язычество искоренить невозможно и после похода Ярослава Всеволодовича рядовая часть населения оставалась языческой. Так, в Новгороде в слое середины XIII в. найдена редкая берестяная грамота. Написана она небрежным и своеобразным почерком на карельском языке. Грамота на 600 лет старше всех известных карельских текстов. Использован при этом русский алфавит, что не удивительно: тесные контакты с русским населением привели к знакомству с его письменностью. А содержит грамота языческое заклинание: Божья стрела (молния) десять имен твоих. Стрела та она принадлежит богу. Бог судный направляет. И в XVI веке архиепископ Макарий был озабочен живучестью язычества у чуди. А финляндский епископ М. Агрикола обличал корелу, приписывая ей «языческие мерзости». В борьбе христианства и язычества возникали совместные формы существования и приспособляемости. Особенно данная ситуация характерна для нашего Севера. В фольклорно-эпических произведениях под влиянием христианства появляются самостоятельные жанры с новыми, в какой-то степени атеистическими народными героями. Например, Вяйнямёйнен под влиянием христианско-языческого мировоззрения превращается из героя в свою противоположность. В конце концов к XIX в., по образному выражению финляндского исследователя, борьба попа и знахаря закончилась взаимным поражением. Библиография С.И.Кочкуркина. Корела и Русь / С.И. Кочкуркина; Академия Наук СССР. – Л.: Наука, 1986. -141 с. Стр. 40-44. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Вероисповедание (ингерманландские финны) | |
Рубрики | |
По вероисповеданию финны-ингерманландцы традиционно относятся к лютеранской церкви, однако часть из них придерживается православной веры. Хотя, по условиям Столбовского мира, жителям отошедших к Швеции территорий было предоставлено право свободного выбора вероисповедания, шведы стали проводить насильственное обращение в евангелистскую веру, под влиянием чего православное население, среди которых большое количество води и ижорцев, массово бежало во внутренние области России. В 1655 г. в Ингерманландии уже действовало 58 религиозных евангелистских общин с 36 церквями и 42 священниками. Лютеранские приходы, созданные при шведском владычестве, продолжали действовать и в XVIII в. В середине столетия к ним прибавлялись возникавшие на окраинах капелланские общины, которые в первое время не имели самостоятельности, но постепенно по мере роста благосостояния, тоже становились самостоятельными. К началу советского периода в Ингерманландии насчитывалось 34 финских лютеранских прихода, в них числилось около 120 тыс. прихожан. При Священном Синоде, который с 1721 г. начал управлять Русской православной церковью, был образован, без долгих проволочек «консисториальный отдел юридической коллегии по делам иноверцев» (своего рода церковное правление), под властью которого с 1734 г. оказались дела лютеранской церкви Ингерманландии. Пока этим учреждением руководили авторитетные священнослужители из петербургских немцев, лютеранские приходы в Ингерманландии особых затруднений не испытывали. В 1820 г. они получили даже своего епископа Сакари Сюгнеуса - младшего из Порвоо, который прослужил в Петербурге с 1820 по 1830 г. В настоящее время финны-ингерманландцы переживают эпоху пробуждения национального самосознания. Возродились вновь восстановленные общественные и религиозные организации, которые раньше играли столь значительную роль в сохранении чувства своей национальной принадлежности у финнов-ингерманландцев. В наше время в Ингерманландии действуют 15 евангелистских общин. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Верхняя мужская одежда вепсов | |
Рубрики | |
Верхняя мужская одежда вепсов (второй половины XIX - начала XX в.) представлена несколькими видами. Наиболее ранний из них - кафтан (kauhtan, kouhtan) из серого или темного сукна или полусукна. Кафтан имел халатообразный покрой, при котором спина, полы и рукава выкраивались прямыми. Этот вид одежды шился без воротника и без пуговиц или с одной пуговицей вверху. Халатообразный покрой был характерен и для некоторых видов верхней зимней одежды: шуб, тулупов. Шубы (pou, pevu, povu) шились всегда прямые, без воротника, из выделанных в домашних условиях овечьих шкур и очень редко покрывались сукном. Овчинный тулуп (tulup), напротив, делался с воротником, а сверху крылся черной или синей материей. Такой тулуп подпоясывался красным гарусным кушаком (vo) с кистями на концах. Обладателем тулупа был не каждый, поэтому старики охотно отдавали поносить свои тулупы молодым парням во время праздничной гулянки или свадьбы. Для работы в лесу, на подсеке, в поле у вепсов использовался такой вид халатообразной одежды, как балахон (balafon). Его шили из белого грубого холста, летом надевали на рубаху, а зимой - на шубу. По вепсской традиции крестьянин во время сева разбрасывал семена из подола балахона. Балахоны были настолько популярны в вепсской среде, что в одной из газет дореволюционного времени даже встречается пренебрежительное название вепсов как «балахонники». Во второй половине XIX в. по всей России широко распространяется одежда «со сборами». Новый покрой становится известным и вепсскому населению. Мужчины начинают носить на праздниках поддевку (poddovkad, siberkad) - род демисезонного пальто коричневого или черного цвета длиною до колен; сзади - отрезное по талии и со сборками. Полы такой поддевки крепились с помощью матерчатых петель и «пуговиц» в виде тряпичных палочек. Зимняя верхняя одежда пополняется полушубками с отрезной спинкой и пришитым к ней сборчатым низом. Важной особенностью верхней одежды вепсов (мужской и женской), как и других оседлых земледельцев Восточно-Европейской равнины, являлся запах - всегда правой полою на левую. По вепсским верованиям, запахивание одежды на правую сторону характеризовало представителей иного мира, в частности, духа-«хозяина» леса. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Верхняя одежда (ижора) | |
Рубрики | |
Женщины носили зимой сделанный из домашнего сукна серый или черный кафтан, сменившийся теперь дубленым полушубком. Покрой кафтанов вполне совпадал с покроем мужского свадебного кафтана. Летней одеждой служил так называемый «рюди» (rydi) – короткий кафтанчик, сшитый из рядного холста и по покрою примыкающий к женским и мужским кафтанам. Прыткова, Н. Ф. Одежда ижор и води. Из материалов Северо-западной экспедиции 1926–28 годов // Западнофинский сборник / под ред. В. Бартольда. – Л.: Изд-во АН СССР, 1930. – 340 с., 6 л.ил., 5 л.к. – (Тр. / Комис. по изуч. племен. состава населения СССР и сопред. стран ; Т.16). – С. 306-340. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
«Веселение покойника» | |
Рубрики | |
Обычай «веселения» покойника, известный в литературе, бытует до сих пор. Более широко в народе «веселение» покойников известно в форме похорон-свадьбы, т. е. обычая, согласно которому умерших до брака юношей и девушек хоронили с соблюдением некоторых особенностей свадебного обряда. В этом случае молодых во все свадебное обряжали, к дуге лошади привязывали полотенца, ленты, свадебные колокольчики. При проводах играли на гармошке, пели песни, при опускании гроба в могилу стреляли из ружья. Особенно живо рассказывают об этом южные и средние вепсы (вологодские); «если не женат, то хоронят по-свадебному, пляшут, а мать причитывает». У средних вепсов Ленинградской области «веселение» больше отмечается на сорочинах. Здесь нередко говорят, что песни петь нельзя и если все же поют, то печальные. У северных вепсов такие похороны также оформляются по-свадебному. Считается, что поют и играют на них «по наказу» умершего или «чтобы угодить ему». Обряд «похорон-свадьбы» или «свадьбы покойников» известен в традиции многих народов и не представляет ничего оригинального. Более интересен тот факт, что «веселение» покойников у вепсов происходит при похоронах не только молодежи. Оно проводилось и по наказу умершего: «иногда, когда просят, так и старух хоронят», «у нас отец мне велел, помру, так до кладбища играй», «мать наша велела, пусть зять играет, а зять играл, сидя на гробу». Естественно, что такой наказ не мог бы даваться, если в его основе не лежал когда-то обычай обязательного «веселения» покойников. На праздничный характер проведения прежде сорочин косвенно указывает зафиксированное от жительницы д. Рябов Конец неизвестное ранее название сорочин pido, означающее в родственных карельском и финском языках празднество, в диалектах эстонского – крестины. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Весенне-летние праздники. Юрьев день. Иванов день. Петров День (карелы) | |
Рубрики | |
На весенний период приходились различные обряды и праздники рабочего календаря: первого выгона скота на Юрьев день (23.04/6.05), начала сева и т.д. Завершение сева карелы в прошлом отмечали языческим обрядом в честь верховного божества Укко - бога грома и молнии, - прося его о хорошем урожае. Аналогичный праздник в прошлом был известен и финнам, назывался, видимо, "коробом Укко", также сопровождаясь братчиной - коллективным праздником. К дохристианским традициям восходит и приходящийся на день летнего солнцестояния Иванов день (24.06/7.07), хотя по русскому православному календарю этот праздник "оторвался" от реального дня летнего солнцестояния. При этом промежуток времени между Ивановым и Петровым (29.06/12.07) днями у карел считался праздничным: это было время "поворота". На большей части территории карел этот шестидневный промежуток времени называли Виандёй, временем Виандёй (Viandoi, Viandoi keski, Viandoi vali, -aika), в Сегозерье -livanan da Pedrun keski ("промежуток между Ивановым и Петровым днями"), в целом ряде мест - kesasvatkat, т.е. летние святки. Время летнего солнцестояния совпадало в северных районах — как в Карелии, так и в Финляндии — с расцветом природы. Издавна оно рассматривалось как сакральное и было связано, с одной стороны, с множеством запретов и ограничений, с другой - наполнено различными магическими приемами и действиями, что в целом должно было обеспечить дальнейшее благополучие, помочь обрести личное счастье. Так, в средней и северной Карелии запрещалось рубить лес, ломать ветки, даже убивать комаров - вообще так или иначе нарушать целостность и покой природы. Не следовало также звонить в колокола; карелы-ливвики обматывали даже колокольчики у коров. Чтобы коровы хорошо доились, их тайно кормили осокой, парили для них можжевеловые и ольховые ветки. Считалось, что соблюдение этих норм обеспечит благополучие. В свое время Н. Лесков записал высказывание крестьян об этом: "зато и дает Бог хлеба людям..., когда все точно исполнялось". Считалось, что веники, заготовленные в период между Ивановым и Петровым днями, сохраняют целебные свойства. Для бани в период "летних святок" готовили особые веники с набором различных веток, полевых цветов, колосьями ржи, травами; при топке бани следовало использовать дрова от разбитого молнией дерева, мыться "живой водой" - заговоренной водой из родника или ручья. Девушки готовили специальные ольховые веники и прятали в них клочки волос, взятые у трех парней. В праздничной бане мать или бабка парили этим веником девушку, произнося заговоры для поднятия ее славутности. В ряде мест Карелии кануны Иванова и Петрова дней считались поминальными, с обязательным посещением родственных могил. В эти дни к часовням приносили дары - масло, яйца, отрезы ткани, приводили "завещанный скот". Пастухи собирали по дворам полагающееся им масло. В Иванову ночь жгли костры. В них сжигали старые бороны и сохи, берестяные кошели, разбитые бочки, лодки. Костры (kokko) устраивали у воды или на возвышенном месте, и у них собиралась молодежь окрестных деревень; пели старинные песни, плясали под гармонь, прыгали через костер. Дым от костра считался очищающим. Ночью в канун Петрова дня, завершающего праздничный период, в северной Карелии рыбаки ходили ловить рыбу неводом или на блесну, чтобы обеспечить успех в рыбной ловле на весь год, поскольку св. Петр был покровителем рыбаков и рыбной ловли. Сварив Уху, следовало непременно произнести приглашение: "Pyha Petru - vereksilla", т.е. "Святой Петр - на свежую уху". Библиография КАЛЕНДАРНАЯ обрядность и праздники карел // Портал Vottovaara [Электр. ресурс]. – Республика Карелия, г. Петрозаводск. - Режим доступа: http://vottovaara.ru/karelia/obrad/kalenveps.html | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Винницкий Вепсский народный центр | |
Рубрики | |
Село Винницы расположено на востоке Ленинградской области в Подпорожском районе. Впервые Винницы упоминаются в 1137 году, т.е. на 10 лет раньше Москвы. Сейчас здесь живут 2860 человек — в основном, русские и вепсы. В селе нет промышленных объектов, жители занимаются лесозаготовкой, сельским хозяйством, охотой, рыболовством. В селе бережно относятся к сохранению родного языка, культуры, традиций, ремесел и, в первую очередь, эта работа ведется на базе Винницкого Дома культуры - Вепсского центра фольклора. Он расположен в центре села в двух деревянных зданиях. В центре работает Вепсский национальный театр кукол, созданный в 1992 году. Под руководством режиссера Е.В.Симановой занимается более 40 детей самого разного возраста. На базе театра изучается вепсский язык, костюм, дети знакомятся с фольклорными играми и сказками вепсского народа. Параллельно готовятся и русские спектакли. На втором этаже Вепсского центра расположена выставка предметов быта и этнографии вепсского народа. В первом зале представлены быт, кухонная утварь, занятия вепсов. Во втором зале — Древо жизни финно-угорского народа, карта финно-угорского мира, выставка кукол в костюмах финно-угров. Начата комплектация библиотечной коллекции о финно-угорском народе. Особое место занимает коллекция костюма, представленная праздничным и обычным костюмом из сундуков бабушек не только средних вепсов, но и северных (карельских), южных вепсов (вологодских). Сотрудники музея считают, что экспозиция должна быть "живой": можно сидеть на старинных лавках и скамейках, за самоварами, можно ткать на станках. Одна из главных задач центра - не только сберечь культуру малого народа, но и возродить промыслы, ремесла, научить детей занятиям наших предков. Поэтому при Вепсском центре работают кружки, студии, коллективы. На базе центра организовано 10 коллективов художественной самодеятельности: детская хореография, хоровая группа "Росинка", ВИА "Вечер", театральная студия и т.д. Особое внимание уделяется вепсскому фольклорному ансамблю "Армас" и вепсскому детскому коллективу "Весео ойейне". С 1987 года ежегодно в Винницах проводится областной вепсский праздник "Древо жизни", во время которого устравиваются фейерверки, ярмарки, концерты фольклорных коллективов, а также научно-практические конференции по проблемам языка и культуры вепсов, выставки народного творчества. Адрес: с. Винницы Подпорожского района Ленинградской области, Винницкий Дом культуры Тел. 8(265)751-71 Время работы: 10.00 - 18.00, выходные - суббота, воскресенье. Обед: 13.00 - 14.00 Директор Ковальская Надежда Михайловна | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Винницы, с. | |
Рубрики | |
ВИННИЦЫ, село в Подпорожском р-не. Нас. – 2158 чел. Расположено в верхнем течении р. Оять. Вепсское назв. Вингл. Существует предположение, что рус. название села связано с вепсским «веняник» – русский. Совр. население – русские и вепсы. С г. Подпорожье и др. населенными пунктами р-на соединяется автомоб. дорогой. Впервые упоминается как погост «у Вьюнице» в приписке к Уставу Святослава Ольговича (1137). В писцовых книгах кон. XV – XVI вв. – Веницкий погост, в XVIII – нач. ХХ вв. – волостной центр. При создании Лен. обл. – районный центр (до ликвидации Винницкого р-на в 1963). Совр. территория села сформировалась в ХХ в. в результате фактического слияния неск. деревень, протянувшихся на 5 км вдоль долины р. Оять. Из-за сильно пересеченной местности с высокими речными берегами строения поставлены с учетом ландшафта: в осн. это одно- и двухэтажные дерев. здания. В центре В. расположена группа ср.-век. курганов XI–XIII вв. На территории быв. погоста сохранилась дерев. ц. Рождества Пресв. Богородицы (в наст. время реставрируется). Действует правосл. храм Смоленской иконы Божией Матери. В селе работают б-ка и дом культуры, на базе к-рого создан Вепсский центр фольклора. Представлена этногр. экспозиция «Мы вепсы», здесь же работают неск. кружков, студий и худож. коллективов, в т. ч. Вепсский театр кукол, нар. ансамбль «Армас», дет. фольклорный коллектив «Веселый ручеек» и др. С 1987 ежегодно в последнюю декаду июня в В. проводится общевепсский фестиваль «Древо жизни» («Елон пу»); в его программу входит выступление фольклорных коллективов, выставки-продажи произв. нар. мастеров. Лит.: «Вепсский лес». Природный парк: Путеводитель. Б. м., б. г. С. 23. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Внешнее оформление построек | |
Рубрики | |
Внешнее оформление построек на территории Карелии по отдельным местностям не одинаково. Если северные карелы украшали свои жилища очень скромно, лишь обшивая свои дома тесом и окрашивая их большей частью в бордовый цвет, то южные карелы придавали большое значение резьбе и росписи. Постройки богато украшались резными причелинами, наличниками, повалами, ажурными ветреницами и полотенцами, декоративными балончиками. Широко бытовали наличники, выполненные в стиле «барокко». Р.М. Габе отмечает, что для Карелии это наиболее характерный мотив обрамления оконного отверстия. Интересная резьба встречается на причелинах. Очень часто она напоминает вышивку на полотенцах. Ажурная и тонкая, она делает дом нарядным. «Ветреница», тонкая доска, спускающаяся с коневого бревна, украшалась пропиловочным орнаментом из кружков и ромбовидных отверстий. Нижняя часть ветреницы заканчивается или кругом с 4-5 прорезными кружочками или капельниками, напоминающими кисти шарфа. Реже встречаются «полотенца» - доски, прикрывающие повальные бревна. Она также оформлялись пропиловочной резьбой, сходной с мотивами орнаментики причелин и ветрениц. Одной из характерных особенностей карельских домов являются декоративные балкончики на фронтонах. Обычно их выполняли в стиле «рококо» с 2-4 витыми колонками. Балясины балкончиков делались шириной в 20-22 см с причудливо вырезанными боками и с выпиленными кружками посредине. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 86-119. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Внутренняя планировка и устройство жилищ | |
Рубрики | |
По внешнему виду карельские дома мало чем отличались от домов северных великорусов, но их внутренней планировке и устройству были присущи своеобразные черты, специфические только для карел. Для карел характерен следующий план избы. Из сеней в избу вход ведет через дверь в задней стене. В избе направо или налево от входа расположена печь, устьем обращенная чаще всего к боковой стене. Рядом с печью имеется каржина – крытый вход в подполье. По диагонали от печи расположен «большой угол». Здесь находилась божница или киот с иконами. Это было самое почетное место в избе и считалось её мужской частью. Противоположный большому углу по фасадной стене угол назывался «задним», между мечью и задним углом был расположен голбечный угол – женское и детское место. Наконец, последний угол в избе – дверной. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 86-119. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Водская земля | |
Рубрики | |
ВОДСКАЯ ЗЕМЛЯ (Вотская), ист.-культурный и адм. регион ср.-век. Руси, расположенный в сев.-зап. части владений Вел. Новгорода (зап. часть совр. Лен. обл.). Впервые упомянута в летописи под 1338: в уставе «о мостех» кн. Ярослава Ярославича 1260-х фигурирует «Вочская сотня», к-рую идентифицируют с В. з. Топоним связан с этнической общностью водь, проживавшей на этой терр. Точные границы В. з. неизвестны. Наиболее вероятно, что она располагалась в междуречье рр. Луга и Стрелка (при этом погосты «в чюди» – район Котлов и Ополья – в ее состав не входили), а в юж. направлении доходила до Новгорода. Новгородская писцовая книга 1499/1500 упоминает уже Водскую пятину (см. Пятины). На терр. В. з. (особенно на Ижорской возвышенности) выявлено большое кол-во археол. памятников (см.: Курганы древнерусские, Могильники води). Лит.: Рябинин Е.А. Водская земля Великого Новгорода. СПб., 2001. А.Ю.Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Водский музей | |
Рубрики | |
Создание частного водского музея в д. Лужицы Усть-Лужского округа (ныне – сельского поселения) Кингисеппского района Ленинградской области, где проживают представители народа водь, началось в 1997 году. Из множества водских деревень в настоящее время только в д. Лужицы и в д. Краколье сохраняется водский язык. Угроза полного исчезновения самобытной водской культуры и побудила нас создать музей, который очень быстро завоевал популярность у местных жителей. Антоновы подарили музею "курви-вэркко" – сеть для ловли корюшки, "примузла" – цеп для обмолота, "сильмярятты" – полотенце, Нестеров А. Ф. – "люлю" – орудие труда для зимней рыбалки, а его жена Любовь Никитична – женскую одежду начала 20 века. Наумова Т. К. отдала "лаута" - стол 1870 г., Агафонов И. М. – редкую фотографию первого в деревне красивейшего кирпичного дома, который построил его дед Агафон Гаурила. "Рулла-пуу" с тало-меркки (домовой меркой) Филатовых, "пуу-васара" – деревянный молоток, "анкури" – якорь, монеты шведского периода, "барбери-пуллод" – поплавки из дерева и многое другое приносили местные жители. Таким образом, в музее было собрано 70 экспонатов и более 200 фотографий довоенного периода. Дом, в котором располагался музей, был построен в 1903 году замечательным лужицким плотником Антоновым Семёном Яковлевичем (Онтони Якко Семона), когда ему было всего 18 лет. Представлял собой типичный водский дом с трехчастной связью; зимняя и летняя половины соединялись т-образным коридором. С северной стороны к дому примыкал большой двор, соединяющий в себе помещение для скота, сеновал и помещение для хранения бытового инвентаря. В 2002 году дом-музей со всеми экспонатами, фотографиями и документами был сожжен. В настоящее время ведется восстановление музейной экспозиции, продолжается поисковая работа по восстановлению истории води и последних водских деревень, восстановление генеалогий древних лужицких родов, оказывается всесторонняя помощь исследователям, продолжается работа с водскими информантами, а также изучение и перевод книг П. Аристэ и других учёных с образцами водской речи. В Кракольской школе ведется обучение водскому языку. В этой же школе создан водский фольклорный ансамбль "Линнуд". Ежегодно в Лужицах проводится весёлый деревенский праздник "Лужицкая складчина", на котором мы представляем забытые водские обычаи, вспоминаем утраченные традиции, показываем новые экспонаты и знакомим жителей с архивной информацией. На каждый праздник непременно приходят "чуды", напоминая всем присутствующим, что легендарная чудь еще жива. Автор статьи: Татьяна Ефимова. Библиография: Ефимова, Т. Водский музей / Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/ | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Водский свадебный обряд | |
Рубрики | |
Утром в день свадьбы родные жениха или сам жених ехали за невестой и везли ее в церковь на венчание или в сельсовет на регистрацию. После венчания (регистрации) отправлялись праздновать свадьбу в дом жениха (иногда первый день праздновали в доме невесты). Существовали приметы: если бричка или телега перевернется в дороге, или же во время венчания погаснет свеча, то молодые долго не проживут вместе. Во время всех переездов свадебному поезду устраивали различные преграды (особенно, если жених был не местный) и требовали выкуп - одну или две бутылки водки. Иногда крестный шел впереди свадебной процессии с кнутом, он же первым заходил в дом и крестил кнутом углы. На свадьбу жених и невеста одевались нарядно. Жених был в парадном костюме с цветком на картузе и в петлице. На невесте были одеты широкие длинные юбки, кружевные кофты, украшенные лентами; сарафан с кисейной блузкой, венок из живых цветов с лентами. При входе невесты в дом ее встречала свекровь, смотрела как та перешагивала через порог. На свадьбе обязательно присутствовали крестные и родители с обеих сторон, дружка жениха и подружка невесты, также старались пригласить всех родственников и соседей. Во время трапезы невеста сидела вместе с гостями за столом. Избу специально не украшали. Лишь один информант отметил, что пол в избе устилали соломой, а высоко под потолком ставили маленькую украшенную елочку. Празднование свадьбы обычно продолжалось 2-3 дня, но в богатых семьях могли гулять неделю. Для брачной ночи молодым отводили отдельное помещение: комнату, сеновал, амбар или сени. В дальнейшем молодые, если им не предоставляли отдельной комнаты, спали в общем помещении за ширмой или занавеской, иногда уходили на сеновал. На второй день (после брачной ночи) невеста меняла венок на повойник - головной убор замужней женщины. Собранные сведения характеризуют свадебную обрядность ижоры и води 1920-30-х гг. В целом можно говорить об исчезновении уже в то время ряда архаических элементов (многоэтапного сватовства, празднования свадьбы одновременно в доме жениха и невесты). Библиография: Трипольская, А. А. Традиционная свадебная обрядность ижоры и води (Усть-Лужская волость Кингисеппского района Ленинградской области) // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. История инкери // http://vpoluyahtov.narod.ru/Vod/vod.htm | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Водский язык | |
Рубрики | |
Водский язык относится к прибалтийско-финской группе уральской семьи языков. По одной из классификаций прибалтийско-финских языков водский язык, вместе с эстонским и ливским образуют южную подгруппу. Водский язык представлен несколькими местными диалектами, которые обычно делят на западные и восточные. Среди западных можно выделить диалект д. Кроколье, близкий к нему диалект деревень Лужицы (Luutsa) и Пески (Liivcyla), диалекты деревень в окрестностях д Маттия (Mati), диалекты деревень в окрестностях д. Котлы (Kattila) и диалекты находящиеся к югу от Котлов. К восточно-водским относятся диалекты нескольких деревень в районе Копорья (Kabrio), включая д. Ицепино (Icapaiva) и д. Подмошье (Mahu). Различие между западно-водскими и восточно-водскими диалектами небольшое. К водскому языку традиционно относят еще два диалекта, имеющие существенные отличия от перечисленных выше. Это диалект кревингов, потомков водских военнопленных, переселенных в район г. Бауски ливонскими рыцарями в сер. 15 в., а также диалект д. Куровицы (Kukkuzi), возникший в результате "ижоризации" местного водского языка. Водский субстрат заметен не только в Куровицком диалекте, но и в других ижорских диалектах Нижней Луги. Наиболее сильное водское влияние заметно в диалектах д. Орлы (Kotko), д. Манновка (Mannakka), д. Извоз (Teesuu), д. Кейкино (Haavikko) и Дальней Поляны. В несколько меньшей степени водское влияние заметно в деревнях по р. Росона. По данным Пауля Аристэ водское влияние отмечается и в некоторых северо-восточных диалектах Эстонии, например в диалекте д. Вайвере, и в некоторых эстонских диалектах на берегу Чудского озера. Водское влияние заметно и в ряде финских диалектов Западной Ингерманландии, например на Курголовском п-ве, в районе д. Дубровка (Suakyla), а также в лютеранских приходах деревень Котлы и Novoselkka. Некоторые исследователи также упоминают о существовании некоего прибалтийско-финского языка в районе Гдова, Добручинская волость. Первая грамматика водского языка появилась еще в 19 веке (Альквист). В начале 20 века Дмитрий Цветков из д. Краколье написал первую водскую грамматику на родном языке. В 30-е гг., во время создания письменностей на миноритарных языках для водского языка не было создано отдельной письменности и обучение в школах проводилось на ижорском языке. Сталинские репрессии а также Вторая Мировая война нанесли огромный ущерб водскому народу. В послевоенное время далеко не всем вожанам удалось вернуться в свои родные деревни. В школах в послевоенное время преподавание велось только на русском языке, а употребление водского языка не поощрялось даже в личном общении. Результатом этого стало резкое сокращение территории распространения водского языка к концу 20 века. Тем не менее с начала 90-х гг. начинается движение за возрождение водского языка и в 1994 году начинают функционировать курсы водского языка в Санкт-Петербурге. С наступлением 21 века деятельность этих курсов активизируется. В это же время впервые начинается преподавание водского языка в средней школе д. Краколье. В настоящее время ведется работа над созданием различного рода учебных пособий по водскому языку. Автор: Мехмет Муслимов Библиография: Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/ Сородичи по языку. – Будапешт, 2000. | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Водское кантеле | |
Рубрики | |
В Водском музее есть народный инструмент, который водь называла «канныл», а иногда, по-русски, «кантеле». Вероятно, было и более старое название этого инструмента, т.к. прозвище лужицкого кантелиста Крисанорова Василия Нестеровича было "Кризя", что очень похоже на удмурдское название аналогичного инструмента – "Крезь". Кантеле передал в музей Андрей Лейман. Принадлежал он водской семье Яковлевых (род с прозвищем " Карабулли"- из д. Краколье. Переводится прозвище, как «жёлтая кувшинка, которая растёт в речке Караколкке». Изготовляются такие инструменты из сосны, ели или осины. Дека (чясилаут) изготовляется обычно у всех инструментов из сосны. Струны (васкирауда) железные или медные. Все одинаковые. Крепятся к колкам (пуликад). Нижняя часть колок называется «лаба». С другой стороны крепятся к железной скобе. Струн было 7,8,9. Редко 6 или 5. Подразделяются все кантеле на 3 вида. 1. Из одного куска дерева, выборка сверху. 2. Из одного куска дерева, выборка снизу. 3. Из одного куска дерева, выборка сбоку. Боковые отверстия закрывали тонкими досками, например, из дуба. Даннок кантеле третьего вида. Оно неизвестно в Прибалтике, но хорошо известно у вепсов и карел. Хорошо играли на кантеле в Лужицах Кронни Никон (Миронов Никон Ефимович), племянники Кризя Вазя - Иво Волё и его сестра Федоска. Каждый кантелист изготовлял канныл сам для себя. Под этот инструмент не пели и не плясали, а только играли божественные мелодии. Общение с богами через мелодию кантеле определило ещё одно его назначение: кантеле использовали в виде оберега, вешая его на косяк двери. Тогда злой силе трудно было войти в комнату. Библиография: Владыкин, В. МОН. – Ижевск, 2003. – С. 175. Использована информация из статьи И. Тынуриста «О кантеле води и ижор" на эстонском языке. – Таллинн, 1969 г., а также неопубликованные материалы Водского музея и рассказ К. Ефимова, записанный Э. Эрнитсом. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Водь | |
Рубрики | |
Водь (устар. – чудь, самоназв. – вадьялайн), этническая общность, потомки древнего нас. Северо-Запада России. Водский яз. относится к прибалт.-фин. подгруппе финно-угорской ветви уральской языковой семьи, близок к эстонскому. В. обособилась от эстонских племен в I тыс. н. э.; впервые упоминается в рус. летописях под 1069, входила в состав владений Вел. Новгорода (см. Водская земля). С XII в. началось распространение православия; при этом до XX в. сохр. пережитки языческих верований (наподобие ижорских; см. Ижора). На основе археол. находок выделяют три группы В.: северо-западную (Ниж. Полужье); северо-восточную (окрестности Копорья), южную (окрестности г. Гдов; ассимилирована славянами к XIII в.). По переписи 1926 В. насчитывалось ок. 700 чел. (по данным исследователей – более 6 тыс.) на Ниж. Луге и в р-не дер. Котлы и с. Копорье (ныне – Кингисеппский и запад Ломоносовского р-на). В 1980-е В. официально признана исчезнувшим народом. По переписи 2002 в РФ – 73 чел. В. (в т. ч. в Лен. обл. – 12 чел., в СПб. – 12 чел.). По оценкам исследователей, совр. числ. В. в Лен. обл. – неск. десятков чел. (в осн. представители ст. поколения в дер. Краколье и Лужицы Кингисеппского р-на). Традиционные занятия: земледелие, животноводство, рыболовство. Древнее жилище В. (как и у эстонцев) т. н. «жилая рига» – помещение, используемое одновременно для жилья и сушки снопов. Под рус. влиянием распространилась изба восточнославянского типа с духовой печью. В XIX в. различался костюм девушек (глухой белый сарафан без рукавов, круглая шапочка «пяясиэ», украшенная бисером, раковинами каури, оловянными бляшками) и замужних женщин (синий сарафан, головной убор конической формы из полотна на жесткой основе – «пайкас»; до рождения ребенка – белый, после – красный). Волосы замужней женщине в XVIII в. брили; до кон. XIX в. – коротко стригли. В XIX в. распространились рус. сарафаны и головные уборы типа сороки и повойника. Муж. одежда уже в XVIII в. не имела специфических черт. Сохр. и записан фольклор В. (сказки, песни, плачи, поговорки, загадки); широко был известен струнный муз. инструмент канныл (см. Кантеле). Предметы культуры В. представлены в экспозиции Кингисеппского краеведческого музея. В дер. Лужицы существует частный т. н. Водский нар. музей (создатель – Т.В. Ефимова). С 2000 в июле проводится праздник деревни с участием фольклорных коллективов Кингисеппского р-на. Лит.: Конькова О.И. Водь // Мы живем на одной земле. Население Петербурга и Ленинградской области. Л., 1992. С. 71-88; Прибалтийско-финские народы России. М., 2003. С. 555-591; Rank G. Vatjalaiset. Helsinki, 1960; Ariste P. Vadja rahvakalender. Tallinn, 1969. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Военное снаряжение | |
Рубрики | |
В мужских захоронениях X в. обнаружены мечи, наконечники копий и стрел, топоры, которые соответствовали уровню развития военного снаряжения того времени и ничем не отличались от древнерусских. Это вооружение, скорее всего, закупалось в древнерусских городах. Необходимо заметить, что оятское население, судя по небольшому, по сравнению с другими районами Приладожья, количеству оружия, найденному в курганах, не отличалось особой воинственностью. Известны всего три меча. У одного на лезвии демаскированный узор, у другого рукоять плотно обвита серебряной проволокой, от третьего остались лишь обломки. Такие мечи встречены во многих странах Центральной и Северной Европы, а также на территории Руси в X – первой половине XI в. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Волков Николай Николаевич (1904-1953), ученый | |
Рубрики | |
ВОЛКОВ Николай Николаевич (1904–1953), ученый-этнограф. Окончил этногр. отд. геогр. ф-та ЛГУ (1930). В 1931-35 мобилизован на работу в НКВД. С 1935 – науч. сотрудник Ин-та антропологии, археологии и этнографии и Гос. музея этнографии. Участвовал в этногр. экспедициях, изучал народы Севера, Северо-Запада СССР и Крымской АССР. В 1937-38 смещен с должности. В 1941 добровольно ушел на фронт, был ранен и попал в плен. В 1945 освобожден, работал мл. науч. сотрудником Ин-та этнографии АН СССР, продолжал экспедиц. иссл. Канд. ист. наук (1947). В 1947 арестован и в 1948 осужден по обвинению в антисоветской агитации. Умер в заключении в Вятлаге (пос. Лесное Кировской обл.). Посмертно реабилитирован в 1989. Иссл. деятельность начал в студенческие годы. Первонач. занимался изучением скопцов. В 1930 подготовил монографию «Секты скопцов», в 1937 – «Скопчество и стерилизация». В ходе этногр. экспедиций собрал значительный материал, в т. ч. по вепсам Лен. обл., использованный при подготовке кн. «Народы СССР», к-рая не была издана в связи с нач. ВОВ. К 1947 подготовил иссл. «Саамы СССР» (изд. в 1994). Под влиянием В.И. Равдоникаса стал заниматься изучением вепсов. В кон. 1930-х – 1940-х совершил шесть экспедиционых поездок для иссл. вепсской культуры, в т. ч. на терр. Лен. обл. Готовил монографию о вепсах, к-рую не успел завершить до ареста. Собранные В. материалы хранятся в архиве МАЭ РАН им. Петра Великого (Кунсткамера) и являются важным источником для совр. исследователей. Лит.: Решетов А.М. Репрессированная этнография // Кунсткамера. Этнографические тетради. Вып. 5-6. СПб., 1994. С. 353-355. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Волосовский район | |
Рубрики | |
ВОЛОСОВСКИЙ РАЙОН, в составе Лен. обл. Терр. – 2680,5 кв. км. Нас. – 46,9 тыс. чел. Адм. центр – г. Волосово. В состав р-на входят г. п. Кикерино, 202 сел. поселения. Граничит с Кингисеппским, Ломоносовским, Гатчинским, Лужским р-нами. Образован в 1927 (в 1963-65 входил в состав Кингисеппского р-на). Ж.-д. сообщение связывает В. р. с Гатчиной, СПб., Кингисеппом, Ивангородом. В сев. части В. р. проходит Таллинское ш. К дорогам обл. значения относятся трассы Гатчина – Ополье, Пружицы – Осьмино – Толмачево, Кемполово – Выра – Тосно – Шапки. Расположен в центральной части Ижорской возвышенности, для к-рой характерны обширные открытые пространства и небольшие лесные массивы. Юж. часть находится в басс. среднего течения р. Луга в лесной зоне (в общей сложности леса занимают до 60% площади В. р.). На юге В. р. сосредоточены практически все водоемы (р. Лемовжа, Саба, Вруда, Оредеж). Природным пам. является урочище «Донцо». На терр. р-на находится часть природно-ист. парка «Верхний Оредеж». В В. р. выявлено множество археол. пам., связанных с культурой славян и прибалт.-фин. народов (ижоры, води). Практически у каждой дер. находятся курганно-жальничные погребения. Топонимы сохранили память о древних языческих верованиях, элементы к-рых сохр. еще в XVI в., несмотря на распространение православия (Волосово – от славянского бога Волоса/Велеса; дер. Арбонье – от «арбуев», языческих жрецов-колдунов ср.-век. води). В XVIII–XIX вв. на терр. р-на появились многочисл. дворянские усадьбы (Гомонтово, Губино, Извара, Каськово, Раскулицы, Сельцо, Смердовицы, Сяглицы, Терпилицы, Торосово, Хревицы). В. р. связан с биографиями Н.К. Рёриха, Н.А. Римского-Корсакова, Н.Н. Демидова (см. Демидову Н.Н. памятник). В В. р. работают Волосовский историко-краеведческий музей, Рёриха Н.К. музей-усадьба (дер. Извара), Вильде Бориса дом-музей (дер. Ястребино), выставочный зал «Калитино». В память о событиях ВОВ установлены многочисл. пам., в т. ч. мем. комплекс «Малая Хатынь» в дер. Большое Заречье, музей-диорама «Лужский рубеж» в дер. Большой Сабск. В В. р. функционируют 17 домов культуры, 9 клубов, 19 б-к (см. Волосовская библиотека центральная районная), 3 муз. школы, Волосовская школа искусств им. Н.К. Рёриха. Издается газ. «Сельская новь». Подготовку специалистов для села ведут Бегуницкий агролицей, Беседский техникум в пос. Беседа. С 2001 на базе конефермы в пос. Бегуницы (АО «Гомонтово») проводятся соревнования на Кубок губернатора Лен. обл. по конному спорту. В дер. Калитино, где находится Сев.-Зап. машинно-испытательная ст. (осн. в 1949), ежегодно проводятся обл. состязания механизаторов-пахарей. В наст. время действуют правосл. приходы в Волосово, Бегуницах, Большой Вруде, Волгово, Изваре, Ильешах (см.: Николая Чудотворца Святителя ц.), Кикерино, Курковицах, Хотнеже, Ястребино, Яблоницах. Ист.-культурное значение имеют и остающиеся невосстановленными пам. церковной арх.: цц. Николая Чудотворца Святителя (дер. Ястребино), Троицы Пресвятой (дер. Пятая Гора), Свв. Апп. Петра и Павла (дер. Клопицы), комплекс Пятогорского Богородицкого мон. Совр. приходы Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии зарегистрированы в Волосове и Губаницах, где в 1991 восстановлена Лютеранская церковь Святого Иоанна Крестителя, ставшая одним из центров возрождения фин. ингерманландской культуры. Лит.: Волосово: История родного края / Гл. ред. и сост. Н.П. Михина. Волосово, 2002; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий. СПб., 2003. С. 42-43. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Волхов, р. | |
Рубрики | |
ВОЛХОВ, река. Вытекает из оз. Ильмень в Новгородской обл., проходит по терр. Киришского и Волховского р-нов Лен. обл. и впадает в Волховскую губу Ладожского оз. Дл. 224 км, в т.ч. в пределах Лен. обл. – 112 км. Шир. русла колеблется от 100 до 200 м, в устье – до 600 м. Пл. водосбора 80,2 тыс. кв. км. Сток – 552 куб. м/сек., подвержен сильным колебаниям. В верховье течет по Приильменской низменности, в ср. части – в широкой затопляемой пойме, от дер. Пчева (Киришский р-н) до с. Старая Ладога – в высоких крутых берегах. Река мало извилиста, судоходна на всем протяжении. Топоним имеет славянское происхождение (от имени Волхв или от ольхи). В ср. века по В. проходил торг. путь «Из варяг в греки». Судоходство по В. затрудняли пороги: Ладожские (у дер. Вельца Волховского р-на тянулись на 11 км, делились на верхние – Велецкие и нижние – Петропавловские) и Пчевские (у дер. Пчева, тянулись на 6 км). Для прохода через пороги нанимались лоцманы – крестьяне местных дер. Гостинополье, Вельца, Пороги, Пчева. После стр-ва в 1926 плотины Волховской ГЭС пороги скрылись под водой. На берегах В. находятся гг. Новгород, Кириши, Волхов, Новая Ладога, с. Старая Ладога. Осн. притоки: рр. Вишера, Пчевжа, Оскуя, Тигода, Кересть, Полисть. Ладожские каналы соединяют низовья В. с Невой, Свирью. Лит.: Булкин В.А., Овсянников О.В. По Неве и Волхову. Л., 1981; Ильина Л., Грахов А. Волхов. Л., 1980. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Вопросы исследования карел | |
Рубрики | |
Изучение карельского народа, его культуры и языка осуществлялось представителями русской и финляндской науки. Начало изучению карел, как и других народов России, было положено русской наукой еще в XVIII в. Большая часть описаний относится приблизительно к одному отрезку времени — второй половине XIX–началу XX в., причем особенно много их приходится на 1880–1910 гг. Главную ценность всех этих описаний в настоящее время представляет их фактографическая основа. Во второй половине XVIII в. в России по инициативе Академии наук был начат организованный сбор сведений для «географического описания Российского государства» и для нового «Российского атласа». Анкеты Академии наук, подкрепленные соответствующими правительственными указами, рассылались на места, и в том числе в Карелию. В результате были собраны многочисленные статистические, экономические, географические, исторические, этнографические и тому подобные сведения, составлены описания всей Карелии и многих отдельных погостов. Большую работу по заполнению присланной в Петрозаводск в 1784 г. анкеты, известной под названием «Топографические запросы», проделал тогдашний олонецкий губернатор Г. Р. Державин. Именно ему принадлежит первое в истории описание Никольского свадебного ритуала. С учреждением в середине XIX в. Русского географического общества начался новый этап в развитии русской этнографии. Этнографические материалы, собранные в архиве РГО (ныне – архив ВГО), были в свое время проаннотированы Д. К. Зелениным. С развитием этнографической науки в России заметно возрос на местах интерес к народным обычаям и обрядам, к общественному и семейному быту крестьянства. Огромный вклад в исследование истории средневековой Карелии внес Петер Теодор Швиндт (1851-1917), выдающийся финский археолог, историк, этногроф и музейный деятель, крупнейший специалист по древнекарельской культуре. Как ученый-археолог Теодор Швиндт занимает первое место по объему раскопок на Карельском перешейке и по количеству описанных находок. В 1877 г. Обществом финских древностей было принято решение назначить Швиндту стипендию для проведения на территории Старой крепости в Кексгольме (Корела, сейчас – г. Приозерск Ленинградской области) раскопок, которые продолжались с небольшими перерывами в течение 7 лет. В 1884 г. Швиндт представил обстоятельный отчет, в котором содержалось подробнейшее описание находок каменного и железного веков. Первые раскопки в Кексгольме состоялись в 1885 г., а в 1891 – 1892 гг. Швиндт работал здесь вместе с археологом Альфредом Хакманом (1864 – 1942). Они исследовали ту часть территории крепости, где располагался холм. В его нижней части были найдены предметы, принадлежавшие к языческому периоду. Результаты изучения в 1880-х гг. могильников на территории родного уезда легли в основу диссертации Швиндта, первое издание которой называлось так: "Сведения о железном веке в Карелии на основании находок в уезде Кякисалми" (Хельсинки, 1892). Здесь же были подробно описаны и находки на территории крепости Корела–Кякисалми, подтверждавшие возможность существования тут древнего карельского поселения. Новый этап развития археологии карел начался в 60-70 годы XX века, – были проведены раскопки поселений и подробно исследованы древний Тиверский городок, крепость Корела и Ладожская крепость учеными А. П. Кирпичниковым, С. И. Кочкуркиной и др., были найдены некоторые новые места поселений. Наряду с археологическими материалами, источниками исследования карел для ученых являются также и средневековые письменные памятники: древнерусские летописи и берестяные грамоты, скандинавские саги, папские буллы, сочинения по истории Северных стран. Выявление территории расселения прибалтийско-финских племен, их этническая история и социально-экономическое развитие, культура, национальные особенности являются первоочередной задачей современной археологии Северо-Запада. В последние 30 лет последовательно и результативно изучаются археологические памятники летописной карелы. С конца 1980-х гг. работы на Карельском перешейке и в Приладожской Карелии носили характер международных исследований. Современные ученые-археологи С. И. Кочкуркина, А. Н. Кирпичников, А. И. Сакса (Россия) и П. Уйно, Ю.-П. Таавитсайнен (Финляндия) получили новые интересные данные по истории карел. Библиография: МУЗЕЙ «Крепость Корела»: [Исследования на территории крепости] // Информ. сайт г. Приозерск Ленингр. обл. [Электр. ресурс] / Е. Кулаков, С. Панченко, С. Войтович. - 2000-2007. – Режим доступа: http://www.priozersk.ru/6/muz/006.shtml ЖУКОВСКАЯ Е. Вклад Теодора Швиндта в изучение истории карел // Информ. сайт г. Приозерск Ленингр. обл. [Электр. ресурс] / Е. Кулаков, С. Панченко, С. Войтович. - 2000-2007. – Режим доступа: http: //www.priozersk.ru/1/text/0004.shtml | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Всеволожский район | |
Рубрики | |
ВСЕВОЛОЖСКИЙ РАЙОН, в составе Лен. обл. Терр. – 2945,4 кв. км. Нас. – 215,2 тыс. чел. Адм. центр – г. Всеволожск. Включает г. Сертолово и шесть гор. пос. (Дубровка, им. Морозова, им. Свердлова, Кузьмоловский, Рахья, Токсово), 126 сел. населенных пунктов. Расположен в юж. и юго-вост. части Карельского перешейка. Граничит с СПб. и Приозерским р-ном. Юж. граница проходит по р. Нева, вост. – по побережью Ладожского оз. Образован в 1936 (выделен из состава Пригородного р-на Лен. обл.). Через р-н проходит автомоб. дорога СПб. – Мурманск, а также ж.-д. ветки, связывающие СПб. с Сортавалой и вост. р-нами Лен. обл. Сев. и юго-вост. части В. р. не имеют прямого трансп. сообщения (только через СПб.), т. к. проезд по Ржевскому полигону, находящемуся на терр. р-на, запрещен. Во В. р. расположены ст. метро «Девяткино» и аэропорт «Ржевка»; проходит часть вост. полукольца кольцевой автодороги вокруг СПб. В Новодевяткино и Кудрово планируется стр-во гор. поселений-спутников СПб. Ландшафт р-на разнообразен. Вост. и южн. часть занимают заболоченные равнины; к западу начинаются холмистые участки (Лемболовские высоты, Колтушская возвышенность), крайний северо-запад р-на представляет собой волнистую равнину, где начинаются рр. Охта, Сестра, Волчья. На терр. р-на созданы «Карельский перешеек», национальный парк и «Невский» лесопарк. Археол. находки во В. р. немногочисл. – это стоянки кам. века у оз. Лемболовского и Хепоярви, ср.-век. селище близ устья р. Морье. На рубеже I–II тыс. н. э. терр. района в осн. была заселена ижорами. В IX–XI вв. по этой терр. проходил «Путь из варяг в греки». В XVII в. р-н входил в состав Швеции. С 1708 – в С.-Петерб. губ. (с 1780 запад В. р. относился к С.-Петерб. у., восток – к Шлиссельбургскому у.). Значительную часть нас. составляли ингерманландские финны, наиболее компактно проживавшие в окрестностях Токсово и Колтушей. В XVIII–XIX вв. появляются многочисл. дворянские усадьбы (Вартемяки, Островки, Приютино, Пущина Горка, Рябово, Ириновка). С деятельностью физиолога акад. И.П. Павлова связаны Колтуши (см.: Павлова И.П. музей). В 1941-44 В. р. вместе с Ленинградом оказался в кольце блокады. Через район и г. Всеволожск проходила «Дорога жизни». В янв. 1943 с терр. В. р. началась операция войск Ленингр. фронта по прорыву блокады. О событиях воен. лет напоминают многочисл. монументы («Безымянная высота», «Разорванное кольцо» и др.), музеи «Дорога жизни», «Дорога Победы», «Невский пятачок». В р-не функционируют 13 домов культуры и др. объекты соц.-культ. сферы, учреждения среднего спец. образования: два проф.-техн. уч-ща и с.-х. колледж. Издается газ. «Всеволожские вести». В 1990-е началось восстановление правосл. храмов (см. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Мучениц ц. в дер. Вартемяки; Петра Афонского преподобного и Ольги Святой благоверной княгини ц. в дер. Морье). В 1997 построена дерев. ц. Свтт. Геннадия и Евфимия Новгородских на Ковалевском кладб. Центры приходов Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии находятся в Токсово и Колтушах (см. также: Лютеранская церковь Святой Екатерины в пос. Новосаратовка, Теологический институт Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии им. С.-Я. Лаурикалы). Лит.: Ивлев В.В. Всеволожский район Ленинградской области: Ист.-геогр. справочник. СПб., 1994; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий. СПб., 2003. С. 48-49; Всеволожск. Открытая книга. – http://www.vsev.net. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Вуокса, р. | |
Рубрики | |
ВУОКСА, река. Берет начало из оз. Сайма (Финляндия), протекает по терр. Выборгского и Приозерского р-нов Лен. обл. Дл. – 156 км (из них 143 – в Лен. обл.). Делится на два рукава – северный и южный Сев. (включает оз. Балахановское и Вуокса) впадает в Ладожское оз. двумя протоками у г. Приозерск и пос. Бригадное, юж. – через оз. Суходольское (быв. Суванто) и р. Бурная (быв. Тайпале). Юж. рукав образовался в 1857 после стр-ва канала. Пл. водосбора – 68,7 тыс. кв. км. Сток – 605 куб. м/сек. Топоним В. происходит от фин. vuoksi – прилив, течение. В Финляндии при пересечении гряды Салпаусселкя (Salpausselka) В. образует крупнейший в Европе водопад Иматра. В Лен. обл. течение спокойное, пороги находятся лишь в р-не пос. Барышево и Лосево. Ниже г. Светогорск В. представляет собой цепь озер (наибольшее – оз. Вуокса), соединенных протоками. В ср. века В. имела выход в Выборгский зал. и являлась важной трансп. артерией, соединявшей Балтийское море и Ладожское оз. В XIV в. на В. была построена новгородская крепость Тиверский городок. На В. находятся гг. Приозерск, Светогорск, г. п. Лесогорский. В России на В. построены Светогорская и Лесогорская ГЭС; в Финляндии – еще две ГЭС. В. является популярным местом водного туризма. В пос. Лосево проводится водный фестиваль «Вуокса». В Приозерске издается альманах «Вуокса». Лит.: Ильина Л., Грахов А. Бесценное богатство: Рассказ о реках и озерах Ленинградской области. Л., 1978. С. 57-61; Seppovaara O. Vuoksi. Jyvaskyla, 1984. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Выбор имени ребенка | |
Рубрики | |
С христианской точки зрения ребенок после крещения обретал ангела-хранителя. Во время крещения священник нарекал ребенку имя, выбранное по святцам его родителями или им самим. Правила выбора имени для мальчиков и девочек были несколько различными. Так, в вепсском Прионежье мальчику давали любое понравившееся имя святого, имевшееся в святцах в период двух недель до и после его дня рождения, а девочке – только в период первых двух недель после ее рождения . Некоторые имена, данные священником, переделывались в быту на вепсский лад, например: Галина - Galoi, Евдокия - Udoi, Ксения - Oksa, Савелий - Savoi, Тимофей - Timoi. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Выборг, г. | |
Рубрики | |
ВЫБОРГ (швед. – Wiborg; фин. – Viipuri, до 1948), город, адм. центр Выборгского р-на. Нас. – 79,2 тыс. чел. Топоним «Выборг» происходит от древнескандинавского Wiborg – «святая крепость». Осн. в 1293 на месте впадения р. Вуокса в Финский зал. швед. военачальником Т. Кнутссоном как швед. форпост на Карельском перешейке. Права города дарованы В. в 1403 швед. королем Эриком XIII Померанским. С 1527 – стапельный город (получил право принимать иностр. корабли). С 1710 в составе России (юрид. с 1721, по Ништадтскому мир. договору). В течение ста лет рос. город, адм. центр Выборгской губ. В 1811 В. присоединен к автономному Вел. княжеству Финляндскому в составе России. В 1917 вошел в состав независимой Финляндии, развивался и стал в ней вторым по величине городом. В 1920-30-е В. – центр рус. диаспоры в Вост. Финляндии (к кон. 1930-х из 86 тыс. жителей В. русскоязычными были ок. 4,5 тыс. чел.). После Сов.-финл. войны 1939-40 отошел к СССР. Местное нас. было эвакуировано в глубь Финляндии, и В. заселялся переселенцами из разл. областей России. В 1940-44 – районный центр Карело-Финской ССР, с 1944 – в Лен. обл. В В. сохр. многочисл. фортификационные сооружения XIII–XVIII вв.: Выборгский замок (см. «Выборгский замок», государственный музей), Анненские укрепления, бастион Панцерлакс, Круглая башня. Образцами ср.-век. архитектуры являются Часовая башня (XV в.), башня ратуши. Сохр. здания жил. домов XVI–XVII вв., среди к-рых наиб. изв. «дом купца» (Прогонная ул., 7а), «дом горожанина» (Крепостная ул., 13а), дом быв. купеческой гильдии (Выборгская ул., 8), «дом на скале» (Прогонная ул., 5). В рос. период истории В. появились дворец наместника (1779-84), дом през. суда (1845-47, арх. Э. Лорман). Быстрый рост экономики В. начался после открытия Сайменского кан. (1856) и жел. дороги Рихимяки – СПб. (1870). В 1860-е были частично разобраны укрепления, проложены бульвары. К нач. ХХ в. – периоду наиболее активного стр-ва в В. – относятся здания Объединенного банка Сев. стран (1900, арх. В. Аспелин; 1901, арх. К.Г. Нюстрем). Архит. достопримечательностями 1920–30-х являются здания Выборгской библиотеки центральной городской им. Алвара Аалто, Ленинградского областного государственного архива (быв. Выборгский провинциальный архив), здание Школы живописи и картинной галереи (1931, арх. У. Ульберг), здание быв. Морского торг. уч-ща (1938, арх. Р. Упуя). В сов. период были построены новое здание ж.-д. вокзала (1953; арх. Д.С. Гольдгор, С.Б. Сперанский), гостиница «Дружба» (1982, арх. В.Н. Щербин). В 1967 в реконструированном быв. здании ратуши открыт кинотеатр «Выборг» – первый широкоформатный кинотеатр в Лен. обл. В В. установлены пам. Т. Кнутссону (1908, скульп. В. Вальгрен), Петру I (1910, скульп. Л.А. Бернштам), В.И. Ленину (1957, скульп. Ш.В. Микатадзе); скульптура «Лось» в гор. парке (1924, скульп. Ю. Мянтюнен; авторские копии – в г. Лахти и Хельсинки). На окраине В. расположен парк Монрепо. В 1970 Пост. пр-ва РСФСР В. включен в список ист. городов России. В В. жили и работали мн. деятели фин. культуры: музыкант Э. Сивори (см. Выборгское культурное общество им. Э. Сивори), литераторы Я. Ютейни, А. Рахконен, К. Вала, здесь родился фин. этнограф И. Маннинен. В городе имеются две муз. школы, худож. школа, десять филиалов высших учеб. заведений. Работают Выборгская библиотека центральная районная, дет. районная б-ка, Дворец культуры, гор. дом культуры, драм. и кукольный театр «Святая крепость», центр рус. фольклора «Вереск», центр дет. эстрадного иск-ва «Эльфы», Ленина В.И. дом-музей, Музей боевой славы. В городе проводятся многочисл. фестивали: кинофестиваль «Окно в Европу» (с 1992), межрегиональный воен.-ист. фестиваль «Рыцарский замок», междунар. фестиваль камерной музыки «Вечера в Монрепо», междунар. фольклорный фестиваль «Руна Балтики», мор. фестиваль «Паруса Выборга», фестиваль циркового иск-ва «Цветы России», джазовый фестиваль «Серенады Выборгского замка», дет. фестиваль «Цветы планеты», междунар. фестивали театров кукол и мн. др. Издается св. 10 журн. и более 20 газ., в т. ч. «Выборг», «Выборгские ведомости», «Новая Выборгская газета». Работает «Выборгское радио» и телередакции «Выборг-ТВ», «СТС–Выборг». С кон. XIII в. В. – центр христианизации Вост. Финляндии (католичества, с XVI в. – лютеранства). С 1554 – центр самостоятельной Выборгской лютеранской епархии. С В. связаны жизнь и деятельность М. Агриколы. К пам. церк. архитектуры относятся Преображения Господня собор, лютеранский Выборгский кафедральный собор, Доминиканский монастырь, Лютеранская церковь Святых Петра и Павла, Францисканский монастырь, костел Св. Гиацинта (он же Рыцарский дом). В наст. время в В. функционируют как правосл. приходы, так и приходы Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии. Лит.: Золочевская Н.И., Кепп Е.Е., Новоселова З.А. Выборг: Очерк-путеводитель. Л., 1980; Выборг / Сост. Е.Е.Кепп, фото Ю.Ф. Березовский. Л., 1986; Страницы Выборгской истории. Кн. 1-2. Выборг, 2002–2004; Kauppi, U.-R., Milcik M. I. Viipuri: Vanhan Suomen paakaupunki. Helsinki, 1993; Viipuri. 2000. – http://www.viipuri2000.vbg.ru/index_ru.html А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Выборгский замок | |
Рубрики | |
ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК (г. Выборг, Замковый о-в). Расположен на о-ве в Крепостном проливе, при впадении р. Вуокса в Выборгский зал. Основан в 1293 швед. правителем Торкелем Кнутсоном на месте укрепленного поселения карел XII–XIII вв. Первонач. замок, прямоугольный в плане, состоял из центральной квадратной башни Св. Олафа, сложенной из валунов, и стены по периметру площадки холма. С его стр-ва началась история города. В 1440-х построена наружная линия обороны – кам. стена вдоль юж. береговой линии. В связи с применением огнестрельного оружия строятся круглые башни (сохр. одна башня на углу гл. корпуса). Модернизация укреплений проведена в сер. XVI – нач. XVII вв. В 1561-64 башня Св. Олафа получила восьмигранную надстройку (55 м над уровнем моря) и стала гл. арт. сооружением. Береговая линия отодвинута на 12-15 м насыпкой бастионов. В 1583–1615 реконструирована и дополнена новыми участками наружная стена. Внутр. стены частично разобраны, возведены постройки, образовавшие внутр. двор. Под руслом пролива выкопан подземный ход. В нач. XVII в. построены дом коменданта (1606-08), складские здания на зап. берегу. В 1710, во время Сев. войны, Выборг взят рус. войсками; замок пострадал при осаде. Далее использовался для размещения арсенала, торг. складов, как место заключения (в частн., здесь содержались в заточении декабристы П.А. Муханов, И.А. Анненков, М.Ф. Митьков, М.С. Лунин). Пожары (в 1834 и 1856) привели замок в аварийное состояние. В 1891-94 рус. воен.-инж. управление осуществило капитальную реконструкцию, придав В. з. облик, сохранившийся поныне. Архит.-археол. исследования проводили в 1928-35 О.-И. Меурман, в 1965-70 Е.А. Кальюнди, в 1980-88 В.А. Тюленев. С 1964 здесь работает музей «Выборгский замок». Лит.: Кепп Е.Е. Архитектурные памятники Выборга. Л., 1977; Тюленев В.А. Каменные оборонительные сооружения Выборга XIII–XVI вв. // Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. ист. наук. Л., 1982. С. 13-14. К.М. Плоткин | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Вырица, г.п. | |
Рубрики | |
ВЫРИЦА, городское поселение в Гатчинском р-не. Нас. – 13,7 тыс. чел. Находится на р. Оредеж. Назв. происходит, очевидно, от рус. слова «вырь»– пучина, омут. Крупнейший по пл. (ок. 50 кв. км) дачный поселок. Образован в нач. ХХ в. в результате слияния дер. Вырица, Ново-Петровское и пос. Княжеская долина, Бор, Заречье (Михайловка) и Поселок. В зап. части поселка сохр. курганы XI–XII вв. (обследовались в 1907 и 1974). Упоминается в писцовой книге Водской пятины 1499/1500. Дер. Wiritza обозначена на швед. карте 1699. С 1710-х относилась Царскосельскому у. С.-Петерб. губ. В сер. XIX в. деревня, состоящая из 16 дворов, принадлежала жандармскому ген. Ф.С. Ракееву. В 1868 значительная ч. земель по течению р. Оредеж приобретена кн. Ф.Л. Витгенштейном. Бурное развитие пос. приходится на 1904, когда В. была связана с СПб. жел. дорогой; началась распродажа участков под дачи и застройка кварталов, составлен генеральный план поселения. Было проложено 13 верст шоссейных дорог, 8 верст рельсовой дороги, по к-рой ходила конка; на жел. дороге устроено пять платформ. В пос. появился вокзал, кинематограф, был устроен гор. парк. Со столицей установлена телеф. связь. В 1906-08 построена ц. Петра и Павла Апостолов на Сиверском ш., рядом с ней устроено кладб.; в 1914 – ц. Казанской иконы Божией Матери, в память 300-летия Дома Романовых. В 1970-е пос. приобрел статус дет. курорта – были построены пионерские лагеря и дачи дет. садов. В В. родился и жил ученый и писатель И.А. Ефремов. С 1906 по 1929 в В. действовала община трезвенников под рук. И.А. Чурикова (возобновилась в 1989). В 1930-49 в пос. жил прп. Серафим Вырицкий. В В. отдыхали худ. Е.Е. Волков, философ В.В. Розанов, артист Р.Б. Аполлонский, акад. Д.С. Лихачев, писатель В.В. Бианки и мн. др. Сохр. отд. дачи постройки нач. ХХ в., охотничий замок Витгенштейнов на берегу р. Оредеж. Работает Вырицкая библиотека поселковая им. И.А.Ефремова. Лит.: Бурлаков А. Туристские маршруты Гатчинского района. Южное направление. Гатчина, 2003. С. 81-84, 108-112; Барановский А. Вырица при царе (Дачный Петербург). СПб., 2007; Вырица: История поселка. – http://vyritsa.narod.ru/history.htm Ю.М. Пирютко | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Выход невесты | |
Рубрики | |
Все участники свадьбы выходят из дома и останавливаются вблизи крыльца. Зять или брат невесты приводят невесту и передают ее жениху. У жениха и невесты в руках шерстяные рукавицы. Невесту ведут таким образом, что она держится за один кончик платка, а жених — за другой. Жених поднимает покрывало и смотрит, та ли самая девица, которую он сосватал. Затем три раза повертывает ее на месте и становит рядом с собой. Тут же даются последние наставления жениху и невесте. Жениха просят обучать невесту по-хорошему. Если она будет непослушна, бить ее сначала соломинкой, прутиком, а потом и кнутом. Библиография Карельский сборник / Академия Наук СССР. – Л.: изд-во Академии наук ССР, 1929. – 106 с. Стр. 36-64. | |
Тематические группировки | |
подробнее… |