Роли персон
/
упоминается
"Домовушка", народная студия | |
Рубрики | |
«ДОМОВУШКА», народная студия (г. Лодейное Поле, пр. Ленина, 25). Дет. нар. студия декорат.-прикладного иск-ва, с 1995 работает при муниц. учреждении культуры «Парк Свирской победы». Ставит задачей возрождение рус. культуры, занимается обучением старинным ремеслам (в т. ч. ручной вышивке, вязанию крючком, бисероплетению, лоскутной технике), а также изготовлением кукол, глиняной игрушки. Гл. направление работы – изготовление нац. рус. костюма и нар. костюма Северо-Запада России (карельского, вепсского). В студии занимается ок. 60 уч-ся: в группе «Бисеринка» – дети 8-10 лет, в группах «Берегиня», «Журавушка», «Любава» – дети 11-14 лет. Педагогами и учащимися проведено более 80 выставок, в т. ч. «Марафон детства» (1997), «Мир моих увлечений» (1998), конкурсы дет. и молодежной моды и др. Студия является участником и лауреатом отеч. и заруб. конкурсов (в т. ч. во Франции, Италии, Норвегии), выставок, а также праздников, посвященных 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина в с. Михайловском. За победу в выставке-конкурсе «Мир глазами детей» «Д.» присвоено звание нар. коллектива. Руководитель студии – Н.М. Громак. Лит.: Королева И. Дом охраняет домовой, а нас – домовушка. – http://vesty.spb.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=7557 И.А. Базарова | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Драматический театр на Литейном | |
Рубрики | |
ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР НА ЛИТЕЙНОМ, областной (СПб., Литейный пр., 51), до 1990 – Театр драмы и комедии. Открыт в 1945 как молодежный Театр-студия под рук. А.Б. Винера, собств. помещения не имел. С 1957, после восстановления здания, разрушенного во время ВОВ, – по совр. адресу. Являясь обл. театром, ок. половины выступлений проводил за пределами Ленинграда. Творческий подъем театра совпал с назначением Я.С. Хамармера на должность гл. реж. (1966-86) и приглашением молодых талантливых реж. Е.Л. Шифферса («Маклена Граса» М. Кулиша; «Кандидат партии» А.А. Крона, 1965), Е.М. Падве («Свидания в предместье» А.В. Вампилова, 1970; «Веселый тракт» Б.Л. Васильева, 1971; «Трамвай “Желание”» Т. Уильямса, 1972; «Чудаки» М. Горького, 1973), Л.А. Додина («Роза Берндт» Г. Гауптмана, 1975; «Недоросль» Д.И. Фонвизина, 1977), К.М. Гинкаса («Последние» М. Горького, 1968; «Похожий на льва» Р.-М.-И. Ибрагимбекова, 1974; «Царствие земное» Т. Уильямса, 1978), сотрудничавших с худ. Э.С. Кочергиным. В 1986-89 гл. реж. театра – В.С. Голиков («Ремонт» М.М. Рощина, «Прощай, Иуда!..» И. Иредыньского, «Солярис» С. Лема), в 1990-94 – Г.Р. Тростянецкий («Скупой» Ж.-Б. Мольера, «Король Лир» У. Шекспира, «Ворон» К. Гоцци, «Привидения» Г. Ибсена). В посл. годы театр, отказавшийся от штатной должности гл. реж., по-прежнему делает ставку на лидеров совр. петерб. режиссуры, сотрудничая с Ю.Б. Дворкиным, А.В. Галибиным, Ю.Б. Маминым, В.Б. Пази, Климом (В.А. Клименко), Ю.Н. Бутусовым, Г.Л. Васильевым, В.А. Тумановым, Г.М. Козловым, Р.В. Смирновым, Г.И. Дитятковским. В театре проводились фестивали ретроспективных показов лучших спектаклей реж. К. Гинкаса (1991), А.В. Эфроса (1992), П.Н. Фоменко (1994), В.В. Фокина (1996). Под крышей театра в 1991 начинал свою деятельность коллектив В.М. Крамера «Фарсы». С 2002 осуществляется проект «Мастерская в Театре на Литейном», в рамках к-рого молодым реж. предоставляется возможность дебютных постановок. В разное время в труппе играли и играют актеры: И.А. Макеев, Т.В. Щуко, Т.П. Тарасова, Ю.А. Панич, В.В. Харитонов, И.И. Краско, Е.П. Меркурьев, З.А. Квятковская, К.Л. Датешидзе, Н.Б. Байтальская, В.С. Ермолаев, Т.Д. Ткач, Е.Я. Немзер, Л.А. Кубарев, С.А. Фурман, А.А. Лыков, В.Г. Захаров, М.В. Разумовский, А.В. Девотченко, А.Л. Баргман, С.С. Дрейден, В.И. Сухоруков, В.А. Кухарешин, О.Б. Самошина, Л.А. Осокин. С 1998 худож. рук. театра – А.В. Гетман. В основе здания театра – перестроенный в 1870 конный манеж гр. Шереметевых (арх. А.К. Серебряков, реконструировано в 1905). Театральное помещение оборудовано в 1909 для Литейного театра (с 1912 – театр «Мозаика», с 1913 – Литейный Интимный театр). В 1918 – Театр Худож. драмы, в 1919 – вновь созданный Театр-студия. В 1926-28 здесь работал Передвижной театр П.П. Гайдебурова и Н.Ф. Скарской, в 1928-31 – Театр рабочей молодежи (ТРАМ), в 1931-32 – Первый рабочий театр Пролеткульта, с 1932 до нач. ВОВ – Театр Ленингр. обл. Совета профсоюзов (ЛОСПС). Лит.: Литейный, 51 // Театр. 2000. № 1. С. 38-51. А.Д. Марголис | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Дружная Горка, г.п. | |
Рубрики | |
ДРУЖНАЯ ГОРКА, городской поселок в Гатчинском р-не. Нас. – 3,7 тыс. чел. Пос. возник в нач. XIX в. рядом со стекольным з-дом «Дружная горка», осн. в 1801 нем. предпринимателями Ритингами. Особую известность з-д получил, когда его возглавил И.Е. Ритинг. На Всемир. выставке в Париже в 1900 его продукция (хим., аптекарская и парфюмерная посуда) была отмечена зол. медалью. Рядом с з-дом в нач. ХХ в. был построен пос. для рабочих, состоящий из добротных дерев. домов, рассчитанных на проживание неск. семей (сохр.). Имелись также школа, б-ка, театр. Сохранилось дерев. здание домовой лютеранской церкви кон. XIX в. (была приписана к Кобринскому приходу; ныне жил. дом). Оригинальное здание заводоуправления, построенное в 1862, сгорело в 1998. В 1919 з-д национализирован. В 1927 Д. г. получила статус рабочего пос. В 1941-44 пос. находился на оккупированной терр. В наши дни з-д (ФГУП з-д химико-лабораторной посуды и приборов «Дружная Горка») продолжает работу, осваивается выпуск новой продукции. В поселении имеются дом культуры и б-ка. Ежегодно проводится спорт. турнир на кубок главы МО «Гатчинский р-н». Усадьба Ритингов не сохр., сейчас здесь разместилось садоводство. Недалеко от Д. г. по дороге к дер. Кургино в нач. ХХ в. находилась усадьба «Красницы», принадлежавшая родителям балерины М.Ф. Кшесинской. Лит.: Бурлаков А. Туристские маршруты Гатчинского района. Южное направление. Гатчина, 2003. С. 88-89; Поселок Дружная Горка: История поселка. – http://www.eco.nw.ru/lib/data/05/3/120305.htm Ю.М. Пирютко | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Дружноселье, усадьба | |
Рубрики | |
ДРУЖНОСЕЛЬЕ, усадьба (пос. Дружноселье, Гатчинский р-н). Первые хозяйки Д., давшие ему назв., – сестры Елизавета и Каролина Зельберейзен, инспектрисы Смольного ин-та, к-рым в 1799 Павел I подарил неск. деревень Рождественской дворцовой вол. В 1826 имение было приобретено фельдмаршалом кн. П.Х. Витгенштейном, потомки к-рого владели Д. до 1917. Сохр. пейзажный парк с двумя прудами и живописными аллеями дубов и лиственниц. Большинство усадебных построек уничтожено или перестроено в довоен. годы, когда в Д. размещался дом отдыха Обкома ВКП(б). Представляет интерес монументальное круглое в плане здание, сложенное из пудостского камня, – костел Св. Стефаниды (1834, арх. А.П. Брюллов), фамильная усыпальница Витгенштейнов. Первой здесь была похоронена Стефания, урожд. Радзивилл, невестка фельдмаршала, умершая в 1832. По сторонам костела симметрично расположены кам. павильоны в стиле классицизма, в к-рых размещался музей реликвий Отеч. войны 1812, перевезенных сюда в 1829 из Каменки, поместья Витгенштейна на Украине. Музей был разорен после рев-ции 1917. В перестроенном в 1930-е здании богадельни ныне размещен гл. корпус туберкулезного санатория «Дружноселье». Лит.: Пирютко Ю.М. Гатчина. Художественные памятники города и окрестностей. Изд. 2-е. Л., 1979. С. 128-129; Бурлаков А. Туристские маршруты Гатчинского района. Южное направление. Гатчина, 2003. С. 95-98; Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. С.100-103. Ю.М. Пирютко | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Дубно, дер. | |
Рубрики | |
ДУБНО, деревня в Волховском р-не. Нас. – 38 чел. Находится в 18 км от г. Новая Ладога, к-рой Д. подчинена административно. Расположена на Староладожском и Новоладожском кан. у юж. побережья Ладожского оз. Известна с нач. XVIII в. как одно из поселений на трассе стр-ва Ладожского обводного кан. (см. Ладожские каналы). В 1724 в Д. бывал Петр I. До кон. XIX в. здесь хранился ботик, на к-ром имп. прошел от Новой Ладоги до Д. На Староладожском кан. имеется гидротехн. пам. XVIII в. – кам. шлюз с водоспуском. В поселении сохр. полуразрушенное кирпичное здание ц. Покрова Пресв. Богородицы (1761-64) с приделами свят. Николая и Всех Святых (закрыта в 1939). В связи с тем, что дер. расположена между каналами, в ней сложилась улично-рядовая планировка. Традиционная застройка сочетается с совр. дачными коттеджами. Сообщение с соседними населенными пунктами осуществляется по Новоладожскому кан. Лит.: Казнаков В. Исторический очерк Ладожских каналов Старого и Нового. СПб., 1873. С. 2-6; Егоров С.Б. Рыболовы Южного Приладожья (Полевые материалы 1998 г.) // Прошлое Новгорода и Новгородской земли. Материалы научной конференции 13-15 ноября. Ч.2. Великий Новгород, 2000. С. 123-128. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Дубровка, г.п. | |
Рубрики | |
ДУБРОВКА, городской поселок во Всеволожском р-не. Нас. – 5,4 тыс. чел. Находится на правом берегу р. Нева при ж.-д. ст. Невская Дубровка. Пос. возник в 1911 при лесопильном з-де и бум. ф-ке. Ныне гл. предприятие Д. – ОАО «Невская Дубровка» (произ-во древесно-стружечной плиты, мебели). В годы ВОВ в р-не Д. находилась переправа на левый берег Невы к плацдарму «Невский пятачок». В Д. находятся мем. воинские захоронения, в т. ч. здесь похоронен летчик Герой Сов. Союза Д.Е. Оскаленко (на здании школы – мем. доска). В окрестностях Д. ежегодно работают поисковые отряды. В 2005 начато стр-во храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в память о павших воинах (на месте дома культуры, сгоревшего в 1991). Работают дет. б-ка, муз. школа, музей «Невский пятачок». В наст. время ведутся работы по созданию мемориала «Невская Дубровка», к-рый станет частью единого комплекса «Невский плацдарм». В 1959 в Д. приезжал поэт Н.М. Рубцов, в 1996 одна из улиц названа в его честь. Лит.: Дубровка в зеркале времен / Сост. С.Б. Соколова. Всеволожск, 2002. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Дылицы, усадьба | |
Рубрики | |
ДЫЛИЦЫ (Елизаветино), усадьба (пос. Елизаветино, Гатчинский р-н). «Село Вздылицы» Егорьевского Вздылитского погоста упоминается в писцовой книге 1499/1500. Петр I пожаловал эти земли в 1712 полк. Г.И. Волконскому, при к-ром была создана небольшая усадьба с дерев. строениями и регулярным садом на двух террасах. С 1762 усадьба принадлежала В.Г. Шкурину, камердинеру Екатерины II, воспитателю ее сына гр. А.Г. Бобринского. В 1766 была освящена кам. ц. Владимирской иконы Божией Матери (арх. С.И. Чевакинский), село стало наз. Владимирским. При Шкуриных был построен господский дом и обширный, сложенный из плитняка хоз. двор, отделенный от усадебного парка дорогой (сохр. до нашего времени). Новая хозяйка Д. с 1852 – кн. Е.Э. Трубецкая, урожд. Белосельская-Белозерская, дала усадьбе назв. по своему имени – Елизаветино. По проекту Г.Э. Боссе на месте старого дома был сооружен новый одноэтажный дворец с бельведером, облик к-рого стилизован под елизаветинское барокко. Парк с прудом и лугом приобрел пейзажный характер. В 1911, когда Д. владела А.П. Охотникова, дочь Трубецкой, к дому был пристроен флигель. В 1950–1980-е здание занимало профтехучилище, велись ремонтные работы. В ин-те Спецпроектреставрация арх. М.А. Дементьевой разработан проект науч. реставрации этого пам. усадебного стр-ва XVIII – нач. ХХ вв., но он не был осуществлен. В наст. время парк и усадебный дом восстанавливаются частными арендаторами, ц. находится в полуразрушенном состоянии. Лит.: Гоголицын Ю.М., Иванова Т.М. Архитектурная старина. Л., 1971. С. 129-131; Судьба культурного наследия России. Красная книга / Под ред. А.И. Комеча. М., 2003. С. 82-85; Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. С. 104-106. Ю.М. Пирютко | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Евпраксия (Нахотинина) (ок. 1730-1823), церковный деятель | |
Рубрики | |
ЕВПРАКСИЯ (Нахотинина Евдокия Федоровна; между 1729 и 1734 – 1823, с. Старая Ладога), схиигумения, подвижница благочестия. Родилась в семье купца, обучилась грамоте. С 1768 в Староладожском Успенском мон.; с 1777 – монахиня, с 1779 – настоятельница. Занималась благоустройством мон.: в 1781 построила новые кельи, в 1802 – притвор Благовещенского придела собора. В Абрамовском лесу недалеко от Ладоги устроила уединенную пустынь с часовней, собственноручно вырыла колодец, над к-рым установила крест. Игуменью Е. почитали миряне и духовные лица. Митр. Гавриил (Петров) называл ее «духовною сестрой» и определил для управления Смольным мон. (до 1798). С 1822 Е. ушла в затвор, приготовив для себя надгробную плиту. Посмертно выяснилось, что она пострижена в вел. схиму. Похоронена у алтаря Успенского собора, могила утрачена после 1917. Лит.: Шахова Е.Н. Жизнь схиигумении Евпраксии. СПб., 1862; Корольков Н.Ф. Старо-Ладожский Успенский женский монастырь. СПб., 1902. С. 18-32; Шахова Е.Н., Корольков Н.Ф. Жизнь схиигумении Евпраксии, настоятельницы Старо-Ладожского Успенского монастыря. СПб., 1910; Очерки по истории Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1994. А.В. Берташ | |
Авторы | |
подробнее… | |
Европеус Даниэль (1820-1884), ученый | |
Рубрики | |
ЕВРОПЕУС (Europaeus) Давид Эммануель Даниэль (фин. – Танели; рус. – Давид Петрович) (1820–1884), фольклорист, археолог, этнограф. Родился в семье пастора в усадьбе Олккола прихода Савитайпале Выборгской губ. (ныне Финляндия). Окончил нем. лицей в Выборге и в 1844 поступил в Гельсингфорский (Хельсинкский) ун-т (не окончил). В 1845 в качестве пом. фольклориста Э. Лённрота собирал в Вост. Финляндии фольклор и материалы для фин.-швед. словаря, в 1846 продолжил работу в Карелии. Впоследствии Е. регулярно совершал экспедиции по Финляндии и Севере России. В 1847, 1848, 1853 Е. собирал фольклор ижоры, води, ингерманландских финнов в С.-Петерб. губ. Здесь он записал руны из цикла о рабе Куллерво, включенные Лённротом во вторую ред. «Калевалы» (1849). В общей сложности в Карелии и Ингерманландии Е. записал ок. 2500 рун. В 1847 Е. посетил р-ны расселения вепсов (Новгородская губ.), в 1848 – тверских карел (Тверская губ.). Е. был сторонником точной публ. фольклорных текстов, что обусловило его критическое отношение ко второй ред. «Калевалы». В 1872, 1874, 1877-79 вел археол. раскопки в Тверской и Новгородской губ. (в т. ч. на востоке Лен. обл. – в районе р. Оять). Занимался журналистской деятельностью, в 1847 стал одним из создателей финноязычной газ. «Суометар» («Suometar»). Автор многочисл. науч. публикаций на фин., швед., нем., рус. языках. Е. регулярно жил в СПб., поддерживал тесные контакты с рус. учеными (П.И. Кёппеном, исследователем культуры рус. Севера П.С. Ефименко, фольклористом и этнографом Е.В. Барсовым и др.). В 1876 работал домашним учителем в семье Ю. Сааринена, пастора фин. лютеранского прихода Лисино (фин. – Liisila, дер. Кайболово Тосненского р-на близ пос. Лисино-Корпус). Умер и похоронен в СПб., в дек. 1884 прах был перевезен и захоронен в Гельсингфорсе (Хельсинки). В 1999 на родине Е. открыт музей. Лит.: Карху Э.Г. Карельский и ингерманландский фольклор в историческом освещении. СПб., 1994. С. 162-171; D.E.D. Europaeus – suurmies vai kummajainen // Kalevalaseuran Vuosikirja. 1988. № 67. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Единоверие | |
Рубрики | |
ЕДИНОВЕРИЕ, объединение старообрядцев с РПЦ на основе иерархического подчинения ей и сохранения при этом старого богослужебного чина и обрядов, сложившихся до реформ сер. XVII в. (двуперстие, знаменное пение и т. д.) Начало Е. было положено в 1783, активным его деятелем был митр. Гавриил (Петров), первая единоверческая ц. в СПб. устроена в 1799. В янв. 1912 в СПб. прошел Первый Всерос. единоверческий съезд. В 1917 появился первый единоверческий иерарх – Симон (Шлеев), еп. Охтенский (убит в 1921, канонизирован в 2000). В С.-Петерб. епархии вне пределов столицы единоверческие приходы формировались преим. в царствование Николая I в местах со значительным старообрядческим (беспоповским) нас., в первую очередь, в Новоладожском у. К 1917 имелось шесть единоверческих храмов, в том числе три в нынешнем Волховском р-не. Старейшие ц. – Никольская в дер. Немятово (Волховский р-н) и Пантелеимоновская кладбищенская в г. Тихвин – были перестроены, соответственно, в 1849 и 1854 из дерев. старообрядческих моленных. Никольская ц. возобновлена в сер. 1870-х (арх. М.А. Щурупов), Пантелеимоновская – в 1902. Петропавловская ц. в одноименном селе на р. Волхов (построена в 1621, закрыта в 1840) в 1851 возобновлена как единоверческая. В 1899 построена единоверческая ц. во имя Донской иконы Божией Матери в дер. Селищи (Бокситогорский р-н), в 1902-05 – ц. Св. Димитрия Солунского в с. Бор (Волховский р-н; арх. К.Г. Резцов), в кон. XIX в. – ц. Свят. Николая Чудотворца в с. Кубасово Лужского у. (ныне Псковская обл.). К кон. 1930-х все единоверческие ц., за исключением Никольской, закрыты (в с. Бор – в 1936, в Тихвине – в 1939) и разрушены, духовенство репрессировано. Никольская ц. (здание сохр.) не действовала с 1935, закрыта в 1941, в 1944-45 верующие безрезультатно ходатайствовали об ее открытии. Ц. в Кубасово действовала в период оккупации с осени 1941 по окт. 1943, затем вновь закрыта. С 1990-х действуют приходы Никольской ц. в СПб. и в г. п. Павлово, где выстроена дерев. часовня Тихвинской иконы Божией Матери. Лит.: Православное единоверие. СПб., 2000; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Екатерины Великомученицы собор (г. Кингисепп) | |
Рубрики | |
ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ СОБОР (г. Кингисепп, пл. Николаева, 6). Кам. собор построен на гл. площади Ямбурга по указу имп. Екатерины II после того, как в 1760 сгорел крепостной дерев. собор Св. Архангела Михаила. Стр-во велось в 1764-83 по проекту арх. А. Ринальди. Освящен в 1783. Выдающийся пам. переходного периода от барокко к классицизму. В плане – квадрифолий. Ц. завершена пятиглавием на высоких барабанах (общая выс. 36 м), с зап. – трехъярусная колокольня с высоким шпилем. Отличается тщательной проработкой декора коринфского ордера. Гл. святыня – икона Св. Екатерины (утрачена). В нач. XX в. собор реставрировался, были укреплены конструкции куполов и сводов. Пострадал в годы Гражд. войны (осень 1919). В 1920-21 настоятель иером. Александро-Невской лавры Нектарий (Трезвинский) (в сане епископа расстрелян в 1937, новомученик). К приходу относились горожане и жители восьми пригородных деревень (на 1922 –1430 чел.). Храм закрыт пост. Президиума Ленсовета от 2 дек. 1931, переоборудован под физкультурный зал и клуб 12-го Туркестанского полка. Летом 1941 сильно пострадал от нем. обстрелов. Реставрировался в 1967-1980-е (арх. В.М. Тихомиров). В 1980-е в здании собора находился краевед. музей. Возвращен верующим летом 1990, освящен 15 сент. 1991. Настоятель – архим. Гурий (Кузьмин). Имеются мощевики и др. святыни. Лит.: Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 54-55; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Екатерины Великомученицы церковь (пос. Мурино, Всеволожский р-н) | |
Рубрики | |
ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ЦЕРКОВЬ (Всеволожский р-н, пос. Мурино, Кооперативная ул., 21). Построена в 1786-1790 в усадьбе Мурино гр. Воронцовых в память о скончавшейся в 1784 гр. Е.А. Воронцовой. Автор проекта арх. Н.А. Львов. В облике ц. сочетаются традиции классицизма с элементами древнерус. зодчества. К осн. кубическому объему примыкают две полукруглые апсиды. Его венчают дерев. восьмигранный ярус звона и ротонда с колоннадой коринфского ордера, увенчанная плоским куполом с крестом. Вход оформлен колонным порталом, в интерьере – колоннада, кессоны. Образа для полукруглого в плане иконостаса написал В.Л. Боровиковский. Освящена 17 февр. 1790. В приход входили: дер. Ручьи (там имелась часовня), Новая, Рыбацкая, Бугры. С 3 мая 1938 не действовала, официально закрыта 22 июля 1941. С авг. 1941 использовалась под наблюдательный пункт и для размещения эвакуированных. В 1944 передана парголовской конторе «Заготпункт», с 1958 использовалась под склад, в 1970-е – эксперим. скульпт.-производственный цех. В 1968 Всеволожский райсовет предпринял безуспешную попытку снять ц. с гос. охраны и разрушить. Возвращена верующим в июне 1988, 6 дек. 1988 освящена митр. Алексием (Ридигером), к-рый подарил храму икону св. Екатерины (ныне запрестольный образ). В 1989 на куполе установлен крест, а также воздвигнут крест за алтарем – в память клириков и прихожан, погибших в 1930-е. В 1997 восстановлена алтарная преграда. Часовня (1882) возвращена приходу в 1998, отреставрирована. Святыни: мозаичная икона св. Екатерины с частицей мощей работы мастерской Фроловых и образ вмч. Пантелеймона, единственный уцелевший из прежнего убранства храма. Лит.: Памятники архитектуры Ленинграда. Л., 1971. С. 279-280; Церковь Святой Великомученицы Екатерины в Мурино. СПб., 1998. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Епархия Выборгская и Финляндская | |
Рубрики | |
ЕПАРХИЯ ВЫБОРГСКАЯ И ФИНЛЯНДСКАЯ. В 1809 Финляндия вошла в состав Российской империи. В 1812 в 16 приходах Финляндии число православных достигало 25 тыс. чел. (большинство – в Приладожье). В 1823 в г. Выборг создано правосл. духовное правление. После 1844 постепенно осуществлялся перевод богослужебных книг и катехизиса на фин. яз., устраивались церк.-приходские школы. В 1859 учреждено Выборгское викариатство. За 33 года сменилось 13 викариев. В 1887-98 кафедру занимал последний викарный еп. Антоний (Вадковский), с 1892 она получила самостоятельность, а владыка Антоний стал правящим архиереем – еп. Финляндским и Выборгским. За время правления Антония был основан Линтульский Свято-Троицкий мон. (1885), создана Комиссия для перевода богослужебных книг на фин. яз., а также Братство прпп. Сергия и Германа Валаамских (1885), целью к-рого было издание на фин. яз. религ.-нравственной литературы. По числу паствы епархия считалась самой маленькой в России (в 1901 – 50 тыс. чел., 33 прихода). На рубеже XIX–ХХ вв. на Карельском перешейке возникло значительное кол-во храмов в дачных местностях, а также при филиалах столичных духовно-просветительских и благотворительных об-в. В 1899–1905 епархией управлял еп. Николай (Налимов), в 1905-17 – архиеп. Сергий (Страгородский). В 1904-05 в архиерейском доме была устроена крестовая ц. Трех Святителей (арх. Н.В. Дмитриев и М.Н. Кириллов; закрыта в 1918). В 1910-11 в Выборге выходил «Правосл. финляндский сборник», в 1913-17 – журн. «Карельские известия». Викарным еп. Сердобольским в 1914-18 являлся Серафим (Лукьянов). После получения Финляндией независимости, 11 февр. 1921 Финляндская правосл. церковь (ФПЦ) получила автономию от Патриарха Тихона. По полит. мотивам летом 1923 она присоединилась к Константинопольскому патриархату. В 1925 ее возглавил архиеп. Карельский и всея Финляндии Герман (Аав), были выделены две епархии: Карельская и Выборгская, к-рую в 1935 возглавил еп. Александр (Карпин). Накануне Сов.-финл. войны 1939-40 в стране проживало 80 тыс. православных. В рез. войны ФПЦ лишилась трех мон. (Валаамского, Коневского и Линтульского), к-рые пришлось эвакуировать, и мн. храмов; кафедра из Выборга переехала в Хельсинки. 30 апр. 1957 РПЦ признала status quo Финляндской автономной православной церкви под юрисдикцией Константинопольского патриархата. Ныне в ФПЦ три епархии, ок. 60 тыс. верующих. Особо почитаются прпп. Сергий и Герман Валаамские, Арсений Коневский, Трифон Печенгский, Александр Свирский, Герман Аляскинский. Лит.: Куркимиес И.Н. Православные храмы в Финляндии // Невский архив: Ист.-краевед. сб. Вып. 5. СПб., 2001. С. 472-507; Валаамский монастырь и его подвижники. СПб., 2005; Финская православная церковь. – http://www.hierarchy.religare.ru/h-orthod-finn.html А.В. Берташ | |
Авторы | |
подробнее… | |
Епархия Корельская | |
Рубрики | |
ЕПАРХИЯ КОРЕЛЬСКАЯ (Корельская и Орешская/Орешковская; по др. наим. – Корельская и Копорская). Осн. в 1595, после Тявзинского мирного договора со Швецией, когда России был возвращен г. Корела (ныне г. Приозерск). Одной из целей ее учреждения было закрепление России на Северо-Западе, в частности – на Карельском перешейке. Христианство начало проникать в Карелию уже в XI в. в связи с деятельностью правосл. миссионеров из Новгорода. В 1227 по инициативе кн. Ярослава Всеволодовича произошло крещение почти всего корельского народа. Корела, гл. город новой епархии, являлся крупным духовным центром. В XV в. в нем находился двор новгородского архиеп., в 1560-е в городе и окрестных селениях насчитывалось девять ц., относившихся к Городенскому погосту, в т. ч. Воскресенский собор, и пять мон. В Корельском у. имелось еще шесть приходов (близ совр. поселков Громово, Сосново, Куркийоки, Салми, г. Сортавала, Иломанского оз.); особое значение имели Валаамский, Коневский Рождество-Богородицкий мон., Сенной мон. на Ладожском оз. Большинство храмов и мон. разорены шведами, в частности, во время войны 1590-93. Первым еп. Корельским (1595–1613) был назначен Сильвестр, из архимандритов моск. Симонова мон. В его подчинении находились приходы Корелы, Копорья, Орешка, по нек-рым сведениям, – Ладоги и всего Олонецкого края. Он жил в Кореле, в 1609-11 организовал ее оборону от шведов. Следующий еп. – Павел управлял епархией в 1613-16. По Столбовскому договору 1617 терр. Карельского перешейка отошла к Швеции. Е. К. временно прекратила существование. Первоначально церк. обустройство оккупированного карельского края осуществлялось митр. Макарием II (1619-26). Правосл. население испытывало притеснения со стороны швед. властей. В 1685, при Новгородском митр. Корнилии (1674-95), по соглашению рус. и швед. правительств Е. К. была возобновлена со статусом викариатства.Поскольку Кексгольм находился под шведами, местопребыванием нового архиерея еп. Леонтия стал Новгород. В 1690 Леонтий был отправлен в ссылку в Суздаль. Следующий епископ – Иоиль был назначен только в 1708 как викарий при митр. Иове. После его кончины в 1712 Корельским еп. (в 1714-23 и 1728-30) стал быв. архимандрит Новгородского Юрьева мон. Аарон (Еропкин), к-рый продолжал жить в Юрьеве. Кексгольм вошел в состав синодальной обл. как центр викариатства в 1723. В 1723-25 Корельским еп. был Иоаким; в 1734-40 – архиеп. Иосиф; в 1740 – еп. Амвросий, изв. проповедник; в 1742 – еп. Маркелл. В 1758 викариатство стало официально именоваться Кексгольмским и Ладожским. Все четыре еп., носившие этот титул, были викариями новгородского архиеп. (с 1762 – митр.) Димитрия (Сеченова): Иоасаф (1758-59), Парфений (1759-61), свят. Тихон (1761-63; духовный писатель, аскет), Иннокентий (1763; проповедник и писатель). Епархия окончательно упразднена в 1763. Лит.: Дмитриев А.П. История Корельской (Кексгольмской) епархии // Вуокса: Приозерский краевед. альманах. Вып. 1. Приозерск, 2000; Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи. 992–1892. Т. 1-3. М., 2002–2004. А.В. Берташ | |
Авторы | |
подробнее… | |
Епархия Новгородская | |
Рубрики | |
ЕПАРХИЯ НОВГОРОДСКАЯ. Одна из старейших епархий на Руси (существует с 992), была и самой обширной – в нее входили пять адм. р-нов (пятин), а также псковские, прионежские, карельские земли, р-н Двины. Пятины включали в себя более древние адм.-терр. единицы – погосты, возникшие еще при св. кн. Ольге. Их границы соответствовали церк. приходам. В состав Н. Е. входила вся терр. нынешней С.-Петерб. епархии. Первоначально епископов назначал Киевский митр.; в 1157–1478, в отличие от др. епархий, еп. и приходское духовенство избирало вече. Первым (с 1120-х) сан архиеп. Новгородского и Псковского получил свят. Иоанн. Новгородские владыки (в 1589–1721 титуловались митр. Великоновгородскими и Великолуцкими) осуществляли адм. и гос.-полит. функции. Из храмов первым (в 992) был построен кафедральный храм Св. Софии в Новгороде (в наши дни – старейший рус. храм в РФ). К сер. XII в. в Ладоге насчитывалось не менее семи кам. храмов. В XIV–XV вв. новгородский архиерейский дом стал крупнейшим землевладельцем, угодья владык и новгородских мон. (Антониева, Отенского, Хутынского и др.) располагались в т. ч. в пределах совр. С.-Петерб. еп. При Иване III, покорившем Вел. Новгород, и особенно во время правления Ивана Грозного Н. Е. испытывала определенный упадок. В XVII в. по Столбовскому миру сев.-зап. часть Н. Е. отошла к шведам, но в ходе Сев. войны (1700-21) возвращена России. Возрождение церк. жизни началось при митр. Новгородском Иове (ск. 1716). С учреждением в 1721 Св. Синода С.-Петерб. провинция была выделена из Н. Е. в особую синодальную обл. До 1764 в Н. Е. входила терр. Карельского перешейка, до 1781 – Новая Ладога (с уездом). С 1775 до 1892 (с перерывами в 1799–1800, 1818, 1848) управление Н. Е. осуществлялось петерб. архиереями. В 1910 в Н. Е. насчитывалось 954 ц., 24 муж. и 17 жен. монастырей. С 1927 Новгородская губ. вошла в состав Лен. обл. При установлении совр. границ областей и образовании Новгородской обл. (1944) к Лен. обл. частично или полностью отошли терр. быв. Новгородского, Тихвинского и Устюженского у. Новгородской губ. (совр. Тихвинского, Бокситогорского, Киришского, Тосненского, Лодейнопольского, Волховского р-нов); к Новгородской обл. – юго-вост. часть быв. Лужского у. В 1943-59 и 1967-90 Ленингр. и Н. Е. находились под общим управлением. Н. Е. воссоздана 20 июля 1990, ее возглавляет архиеп. Великого Новгорода и Старорусский Лев (Церпицкий). Действуют четыре мон. и 118 ц. Лит.: Хорошев А.С. Церковь в политической системе Новгородской феодальной республики. М., 1980; Новгородская епархия: История и современность // София. 1997. № 4; Флоря Б.Н., Щапов Я.Н. Епархиальное управление и епископат Русской Православной Церкви. X–XVII вв. // Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М., 2000. С. 230-238; Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 г. (включительно). Т. 1-3. М., 2002–2004. А.В. Берташ | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Епархия Олонецкая и Каргопольская | |
Рубрики | |
ЕПАРХИЯ ОЛОНЕЦКАЯ И КАРГОПОЛЬСКАЯ. Православные мон. и храмы Олонецкого края (терр. совр. Карелии, частично Вологодской и Лен. обл.) первоначально относились к епархии Новгородской. Важнейшим этапом становления Е. О. и К. явилось основание мон. прп. Александра Свирского (совр. Лодейнопольский р-н) и обителей его учеников: Корнилиево-Паданского (совр. Подпорожский р-н), Важеозерского Преображенского, Афанасиевского Сяндебского, Адрианова Андрусовского и ряда др. (все – на терр. Республики Карелия). Предшественницей Е. О. и К. можно считать епархию Корельскую, затем – Корельское викариатство. По его упразднении, в июле 1764 было учреждено Олонецкое и Каргопольское викариатство, к-рое существовало до 1787. Часть карельских приходов находилась в его ведении, др. подчинялась СПб. епарх. управлению. Олонецкие и Каргопольские еп. проживали в Александро-Свирском Свято-Троицком мон., там же был адм. центр епархии, духовное уч-ще. C закрытием кафедры церкви и мон. были причислены вначале к Архангельско-Холмогорской, а затем снова к Новгородской епархии. Самостоятельная епархия Олонецкая и Петрозаводская образована в 1828 указом имп. Николая I. До 1920-х к ней относилась часть терр. совр. Лен. обл. (быв. Лодейнопольский, частично Олонецкий и Петрозаводский у. Олонецкой губ.). Первым епископом с местом пребывания в Петрозаводске был назначен Новгородский викарий, преосв. Игнатий (1828-42, с 1835 – архиеп.). При нем было сооружено до 40 ц., число сел. уч-щ превысило 160. При архиеп. Венедикте (1842-50) организованы дет. школы грамоты, при еп. Аркадии (1851-69) – жен. епарх. уч-ще. В 1829 в Петрозаводске открылась Олонецкая духовная семинария. Важным направлением деятельности олонецких архипастырей являлось противостояние старообрядчеству, а с кон. XIX в. – проповеди лютеранства среди карел. В епархии действовали Александро-Свирское братство, Миссионерско-церк. братство апп. Петра и Павла (с 1880), Правосл. Карельское братство св. Георгия (с 1907). С 1898 издавались «Олонецкие епарх. ведомости». На 1910 в епархии насчитывалось 594 ц., 17 мон. и 1724 часовни. 98,3% жит. Олонецкой губ. были православными. В период репрессий после рев-ции 1917 практически все духовенство было уничтожено, подавляющее большинство храмов закрыто. В годы ВОВ ряд церквей на терр., занятых фин. войсками, были вновь открыты (например, в с. Важины). До 1947 и с 1949 Е.О. управлялась митр. Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым), впоследствии – Ленинградскими и Ладожскими митрополитами. С 1962 в Карелии действовали всего четыре храма: два в Петрозаводске и по одному в Сортавале и Олонце; на терр. Лен. обл. – одна ц. в с. Важины. Самостоятельный статус епархия вновь получила 19 июля 1990, первым управляющим стал еп. Мануил. Кафедральный собор с 2000 – Св. Кн. Александра Невского (Петрозаводск). Лит.: Православие в Карелии. Петрозаводск, 1987; Олонецкая епархия. Страницы истории. Петрозаводск, 2001; Сорокин Владимир, прот. Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб., 2005. А.В. Берташ | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Епархия Санкт-Петербургская | |
Рубрики | |
ЕПАРХИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ, терр.-адм. часть РПЦ. Учреждена 1 сент. 1742 по указу имп. Елизаветы Петровны, ранее терр. входила в состав Новгородской епархии и Синодальной обл. В 1742-45 первым правящим архиереем стал еп. С.-Петербургский и Шлиссельбургский Никодим (Сребницкий). В 1764 Е. была отнесена к 1 классу, к ней отошли Эстляндия и «рус. Финляндия», в 1780-1781 – Луга, Гдов и Новая Ладога с уездами. С 1770 столичный архиерей титуловался С.-Петербургским и Ревельским, с 1775 стал первенствующим членом Синода с титулом Новгородский и С.-Петербургский (с 1783 – в сане митр., Новгородская епархия управлялась вместе с Е. до 1892). При первом митр. Гаврииле (Петрове) стала центром церк. жизни страны. Передел границ губерний в 1797 коснулся епархий, и в Е. вошли СПб., Эстляндская и Выбоpгская губ., в к-рых насчитывалось 23 гоpода и 324 церкви. В 1865 Эстляндия отошла к Рижской епархии, и к титулу правящих архиереев было добавлено «Финляндский», в 1892 Финляндия выделена в самостоятельную епархию, одновременно с Новгородской. С 1892 границы Е. совпадали с С.-Петерб. губ., она именовалась С.-Петербургская (с 1914 – Петроградская) и Ладожская. До 1917 Е. управляли архиеп. Феодосий (Янковский; 1745-50), Сильвестр (Кулябка; 1750-61); Вениамин (Пуцек-Григорович; 1761-62), Гавриил (Кременецкий; 1762-70), митрополиты Гавриил (Петров; 1770-99), Амвросий (Подобедов; 1799–1818), Михаил (Десницкий; 1818- 21), Серафим (Глаголевский; 1821-43), Антоний (Рафальский; 1843-48), Никанор (Клементьевский; 1848-56), Григорий (Постников; 1856-60), Исидор (Никольский; 1860-92), Палладий (Раев; 1892-98), Антоний (Вадковский; 1898–1912), св. Владимир (Богоявленский; 1912-15); Питирим (Окнов; 1915-17). В составе Е. существовали викариатства: Ревельское (1817-65), Выборгское (1859-92), Ладожское (1865-92, 1917), Нарвское (1887–1917), Гдовское (1892–1917), Ямбургское (с 1897), Кронштадтское (1907-17). Под непосредственным начальством митрополита находилась Духовная консистория. Через нее в Е. производились управление и церк. суд. В первой пол. XIX в. в нек-рых городах Е. имелись духовные правления. После 1840 их сменили благочиннические округа, в состав к-рых входило 10-30 приходов. К кон. XIX в. в Новоладожском у. было четыре, С.-Петерб., Гдовском, Лужском и Царскосельском – по три, Ямбургском – два округа. Существовали также единоверческий и эстонский благочиннический округа, благочиния монастырей Е. В 1721 при Александро-Невском мон. была открыта Славянская школа (с 1788 – Гл. семинария, с 1797 – Александро-Невская академия, с 1809 – СПб. Духовная академия). Церк.-приходские школы и школы грамоты находились в ведении епарх. Братства во имя Пресв. Богородицы. К епарх. учреждениям относились также С.-Петерб. Духовно-цензурный комитет, Комитет Правосл. миссионерского об-ва, свечной з-д, эмеритальная (пенсионная) касса, попечительства. В 1869-85 вышли в свет десять вып. «Историко-статистических сведений о С.-Петерб. епархии». С 1895 издавался журн. «С.-Петерб. духовный вестник», с 1902 – «Известия по С.-Петерб. епархии». К 1917 в Е. имелось 790 ц. при 1700 священниках, 16 мон. и 1629 монашествующих. После рев-ций 1917 начались гонения, закрытие мон., церквей и духовных школ. С кон. 1920-х усилились репрессии, в 1932-33 ликвидированы последние мон. – Воскресенский (Макарьева пустынь) и Александро-Невская лавра. К июню 1941 в Е. действовала 21 ц., в том числе восемь в Ленинграде. Во время ВОВ Е. занималась патриотической деятельностью, внесла в Фонд обороны 17423 тыс. руб. На оккупированной терр. Е. под эгидой Псковской Духовной миссии действовало 117 ц., к-рые принадлежали Балтийскому экзархату Зарубежной РПЦ (большую часть из них закрыли в 1944-45). В 1946 вновь открылись Духовные академия и семинария. Число приходов Е. в 1949 достигло 57, в том числе 16 в Ленинграде. В результате новых гонений (1958-64) в Е. в 1965 осталось 47 ц. и 120 священнослужителей. В сов. период Е. управляли митр. Петроградский и Гдовский св. Вениамин (Казанский; 1917-22), митр. Ленинградские: Иосиф (Петровых; 1926-27), св. Серафим (Чичагов; 1928-33), Алексий (Симанский; 1933-45), Григорий (Чуков; 1945-55), Елевферий (Воронцов; 1955-59), Питирим (Свиридов; 1959-60), Гурий (Егоров; 1960-61), Пимен (Извеков; 1961-63), Никодим (Ротов; 1963-78), Антоний (Мельников; 1978-86). Возрождение Е. началось в 1988 при митр. Ленинградском и Новгородском Алексие II (Ридигер; 1986-90), ныне Патриархе Московском и всея Руси. В 1990-95 Е. управлял митр. Иоанн (Снычев). С 1995 Е. возглавляет митр. СПб. и Ладожский Владимир (Котляров). Границы Е. с 1990 совпадают с границами Лен. обл. На 2005 в Е. имелось 12 мон. (9 в области), 442 прихода и приписных храма (в том числе в Лен. обл. – 224). Богослужения совершаются в 338 ц. и 139 часовнях 509 священниками и 139 диаконами. С 1999 кафедральный храм Е. – Казанский собор. В Духовных академии и семинарии в 2005 обучалось 540 студентов; ректор – архиеп. Тихвинский Константин (Горянов). Приходы Е. входят в 20 благочиний и подчиняются С.-Петерб. епарх. управлению, к-рое возглавляет правящий архиерей. При нем действует Епарх. совет и семь отделов: издательский, миссионерский, по религ. образованию и катехизации, по благотворительности, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, по противодействию наркомании и алкоголизму, по связям с ГУИН, архит.-худож., а также комиссии – по канонизации и ревизионная. В 1998 организован сайт С.-Петерб. митрополии. С 2000 ежедневное вещание осуществляет епарх. радио «Град Петров». В Е. работают больница Св. блаж. Ксении Петербургской, богадельни при храме Св. Андрея Критского и др., дет. приют «Дом милосердия», Братство Св. Анастасии Узорешительницы, ночлежные дома, благотворительные столовые. Лит.: Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1994; Шкаровский М.В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат (1917–1945). СПб., 1995; Справочник по С.-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. СПб., 2001; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006; Санкт-Петербургская митрополия. – http://www.mitropolia-spb.ru А.В. Берташ, М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Ермилово, пос. | |
Рубрики | |
ЕРМИЛОВО (до 1947 – Хумалъйоки, фин. – Humaljoki, «хмельная река»), пос. в Выборгском р-не. Нас. – 1200 чел. Находится южнее г. Приморск на берегу Финского зал. при впадении р. Ермиловка (быв. – Хумалъйоки) на ж.-д. ветке Ушково – Приморск. Хумалъйоки представляло собой поселение, состоявшее из почти 30 малых деревень. В 1947-48 последовательно переименовывалось в Сосновку, Хмельницкую, Рябово (в память о погибшем воине И.А. Рябове). Совр. название дано в честь летчика ст. лейтенанта И.И. Ермилова. Со стр-вом портовых сооружений в Приморске Е. стало важным ж.-д. узлом. Ведется реконструкция автомоб. дороги Ермилово – Рябово – Поляны – Пушное, к-рая соединит трассу «Скандинавия» и Приморский морской порт. В Е. находится ООО «Север», занимающееся разведением песца и норки. Работают дом культуры, филиал Выборгской школы дзюдо. В 2005 здесь прошел турнир по дзюдо, в к-ром приняли участие спортсмены Карельского перешейка. Окрестности Е. – популярное место среди любителей подледного лова. Вблизи Е. находились фин. фортификационные сооружения. Лит.: Балашов Е.А. Карельский перешеек. Земля неизведанная. Западный сектор. Ч. 5-6: Койвисто-Йоханнес (Приморск-Советский). СПб., 2003. С. 76-82. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Ефимовский, г.п. | |
Рубрики | |
ЕФИМОВСКИЙ, городской поселок в Бокситогорском р-не. Нас. – 3,9 тыс. чел. Расположен при рр. Валченка, Быстрая и Соминка. В нач. ХХ в. – пристанционный пос. на жел. дороге СПб. – Вологда. Назв. получил по близлежащей дер. Ефимово. С 1927 – центр созданного в Лен. обл. Ефимовского р-на (существовал до 1965), в 1964 – рабочий пос. Находясь на ж.-д. магистрали, Е. занимает выгодное трансп. положение, имеется также выход на автомоб. трассу Новая Ладога – Ярославль. До сер. 1960-х здесь функционировал судоходный путь (см. Тихвинская водная система). В течение ХХ в. пос. развивался как трансп., адм., культурный, с.-х. и пром. центр края. В процессе развития и застройки включил в свой состав ближайшие населенные пункты: пос. Быстрорецкий, Ярославский шлюз, дер. Машнево и Нос. До 1960-х застройка велась дерев. зданиями, в том числе двухэтажными. В 1970-е – 1990-е в центральной части Е. построен жил. микрорайон с многоэтажн. крупнопанельн. домами и объектами соц.-культурного назначения. В Е. имеются районный дом культуры, муз. школа, б-ка. Установлен обелиск в честь земляков, погибших в годы ВОВ. В юж. части пос. находится действующий кам. храм Св. Пророка Илии (1908). В 5 км к северу от Е., на юж. берегу Тихвинского кан., на месте сгоревшего путевого дворца расположен кам. монумент с металлич. крестом «В память посещения Императора Петра Великого между 1712 и 1716 годами». Лит.: Калинин М.А., Федяев А.И. Бокситогорск – Пикалёво. Л., 1983; Базарова М.И. История земли Бокситогорской с древнейших времен до наших дней. Ефимовский, 2003. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Жуковский Василий Андреевич (1783-1852), литератор | |
Рубрики | |
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич (1783–1852), поэт, переводчик, художник-график. Член Российской АН (1818), акад. Петерб. АН (1841). Окончил Благородный пансион при Моск. ун-те (1800). Служил при Имп. дворе в 1815-41. С 1817 – учитель рус. языка вел. кн. (впоследствии имп.) Александры Федоровны, с 1826 наставник наследника престола, будущего имп. Александра II. С 1841 в отставке, до кончины жил в Германии. Дебютировал в печати в 1797. Автор патриотической лирики, баллад, идиллий, переводов произв. Т. Грея, Т. Мура, Дж. Байрона, В. Скотта, И.Ф. Гете, Ф. Шиллера, Гомера и др. (пять собр. «Стихотворений», 1815-57). В 1815 был приглашен на должность чтеца вдовствующей имп. Марии Федоровны, к-рая подолгу жила в Гатчине. Запечатлел облик Гатчины нач. XIX в. в серии рис. и гравюр. Ж. упоминается среди посетителей усадьбы Олениных Приютино. Похоронен в Некрополе мастеров иск-в Александро-Невской лавры. Соч.: Собр. соч. Т. 1-4. М.; Л., 1959-60; Зарубежная поэзия в переводах Жуковского. Т. 1-2. М., 1985; Эстетика и критика. М., 1985. Лит.: Иезуитова Р.В. Жуковский в Петербурге. Л., 1976; Она же. Жуковский и его время. Л., 1989; В.А. Жуковский в воспоминаниях современников. М., 1999. А.Д. Марголис | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
«За углом», народный театр | |
Рубрики | |
«ЗА УГЛОМ», народный театр (г. Гатчина, пр. 25 Октября, 1). Любительский театральный коллектив при гатчинском доме культуры возник в 1930. В 1961 театру присвоено звание народного. В 1989 получил совр. назв. До 1989 худож. рук. – С.А. Рытов, с 1989 – реж.-постановщик Т.А .Шмакова. Член Междунар. ассоциации любительских театров (с 1994). В репертуаре спектакли: «Любовь» (М. Шизгалл), «Петербургские сновидения» и «Женитьба» (Н.В. Гоголь), «Дядя Ваня» и «Не только предложение» (А.П. Чехов), «Любовник» (Г. Пинтер), «Поступь голубей» (Р. Андерсон), «...Что угодно» (по мотивам «Двенадцатой ночи» У. Шекспира), «Таланты и поклонники» (А.Н. Островский) и ряд др. Участник VII Междунар. фестиваля любительских театров в Германии (1995), междунар. фестиваля «Эхо-97» (Литва), С.-Петерб. фестиваля «Рождественский парад» и мн. др. Неоднократный лауреат обл. фестиваля «Театральная весна». Является инициатором и организатором Междунар. фестиваля любительских театров «Авангард и традиции», к-рый с 2000 ежегодно проводится в г. Гатчина. С 2001 имеет статус эксперим. театра, в его работе сочетается неск. форм: проф. труппа, любительская труппа и студия, в к-рую ежегодно проводится набор. Лит.: Театр-студия «За углом» // Информационный сборник ЛОМЦКиИ. 2002. № 10. С. 36-37; Театр-студия «За углом». – http://city.gatchina.ru/art/zauglom/ И.Н. Илларионова | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Заболотский Петр Ефимович (1803-1866), художник | |
Рубрики | |
ЗАБОЛОТСКИЙ Петр Ефимович (1803, г. Тихвин – 1866), художник. Выходец из мещанской (по др. сведениям, из крестьянской) семьи. В 1826 по рекомендации А.Р. Томилова поступил вольнослушателем в СПб. АХ; учился у А.Е. Егорова и А.Г. Варнека. Акад. с 1857. С 1830 участвовал в выставках АХ. В сер. 1830-х создает лучшие свои произв. в жанре портрета. В 1836 З. давал уроки рисования неск. офицерам, в т. ч. М.Ю. Лермонтову, написал его портрет (1836-37). В 1840-50-х преподавал в ряде учебных заведений СПб., в т. ч. в Рисовальной школе Об-ва поощрения художеств (1842-48). В творчестве З. соединяются черты классицизма и традиции передвижников. Наряду с портретами писал жанровые сцены, иконы. Работы З. находятся в ГРМ, Гос. Третьяковской галерее, ряде обл. музеев России и Украины. Жил в СПб.; лето проводил в Тихвине, где сохр. дом (на углу ул. Труда и ул. Связи), в кот. З. останавливался по приезде в родной город. Неоднократно бывал в усадьбе А.Р. Томилова Успенское, писал интерьеры дома («Комната дома Томилова...», 1833). Автор пейзажей Старой Ладоги и Шлиссельбурга. В 2005 имя З. присвоено дет. худож. школе г. Тихвин. Лит.: Заболотский Петр Ефимович // История Тихвина в лицах: Биобиблиогр. указатель. Вып. I. Ч. 1 (XIII–XIX вв.). Тихвин, 2004. С. 68-72; Никонов Н. Петр Ефимович Заболотский // Тихвинец. 1991. № 4. С. 26-39; Присвоили имя портретиста Заболотского // Дивья: Региональная ежедневная интернет-газета. 2005. № 23 (519), 8 июня. – http://tikhvin.spb.ru/view.php?bn=a_articles&key=1118324344&for=&print=1 С.Б. Егоров | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Заборье, пос. | |
Рубрики | |
ЗАБОРЬЕ, поселок в Бокситогорском р-не. Нас. – 1468 чел. Расположен на левом берегу р. Лидь. Находится при одноименной ст. Октябрьской жел. дороги, через З. проходит автомоб. дорога Ольеши – Сомино с выходом на трассу Новая Ладога – Ярославль. До 1990-х действовала узкоколейная жел. дорога Заборье – Красный Бор. Вблизи З. расположены археол. пам. – курганы рубежа I–II тыс. н.э. Возник как пристанционный пос. при стр-ве жел. дороги СПб. – Вологда в нач. ХХ в. В сов. время стал одним из значительных центров лесозаготовки и переработки древесины на востоке обл. Поселение разделено жел. дорогой на две части, северную и южную. Застроено индивидуальными и типовыми дерев. зданиями. В период ВОВ с кон. 1941 в районе ст. Заборье и соседней с ним ст. Подборовье начиналось вост. сухопутное плечо «Дороги жизни». На здании ж.-д. вокзала установлена пам. доска. В 1989 в пос. открыта стела в честь Героя Сов. Союза летчика А.Н. Годовикова, погибшего в 1942 в окрестностях З. Имеется также обелиск в честь земляков, погибших в годы ВОВ. В З. работают дом культуры и б-ка. В 1997–2006 построен дерев. храм Иконы Божией Матери «Скоропослушница» (арх. Е.П. Варакин). Лит.: Достопримечательности Ленинградской области. Л., 1977. С. 278; Калинин М.А., Федяев А.И. Бокситогорск – Пикалёво. Л., 1983. С. 62, 68, 75-76, 80. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Запорожское, пос. | |
Рубрики | |
ЗАПОРОЖСКОЕ, (до 1948 – Метсяпиртти, фин. – Metsapirtti, «Лесная изба»), поселок в Приозерском р-не. Нас. – 1900 чел. В писцовой книге Водской пятины 1499/1500 упоминается как дер. «На чеперте». В 1792 построена лютеранская ц. (перестроена в 1914, разрушена в 1939 в ходе боев). В 1936 установлен пам. крестьянам волости Метсяпиртти (автор А. Кааримо; в 2002 отреставрирован). В 1948 поселение переименовано в Запорожье, в 1949 – в Запорожское (вероятно, от порогов на р. Вьюн). В состав З. была включена дер. Речная (до 1948 – Косела). В З. находится АОЗТ Племзавод «Гражданский». Работают дом культуры, б-ка. Лит.: Орехов Д.И. Карельский перешеек. Земля неизведанная. Ч.8: Восточный сектор. Метсяпиртти (Запорожское). СПб., 2005. С. 86-102. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Засодимский Павел Владимирович (1843-1912), литератор | |
Рубрики | |
ЗАСОДИМСКИЙ Павел Владимирович (1843–1912), писатель. В 1863-64 учился на юрид. ф-те СПб. ун-та (курса не окончил). Был близок к рев. народникам, преподавал в сел. школе. Ранние произведения З. опубл. в кон. 1860-х в журн. «Дело». В дальнейшем сотрудничал в журн. «Отечественные записки», «Слово», «Русское богатство», «Наблюдатель» и др. Автор рассказов для детей, лит.-критических статей, романов «Хроника села Смурина» (1875), «Кто во что горазд» (1878), «Степные тайны» (1880), «По градам и весям» (1885), «Грех» (1893), в к-рых отразились его впечатления от странствий по России. В 1891 З. выслан из СПб. за речь на похоронах Н.В. Шелгунова. Неск. месяцев писатель жил в Любани под надзором полиции. Соч.: Хроника села Смурина. Архангельск, 1986. Лит.: Якушин Н.И. По градам и весям: Очерки жизни и творчества Засодимского. Вологда, 1965; Измайлов А.Ф. Любань. Л., 1979. С. 19-20. А.Д. Марголис | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
«Защитникам Ленинградского неба», мемориал | |
Рубрики | |
«ЗАЩИТНИКАМ ЛЕНИНГРАДСКОГО НЕБА», мемориал в г. п. Лебяжье. Создан по инициативе ветеранов ВОВ, открыт в сент. 2003. Представляет собой установленный на постаменте подлинный штурмовик ИЛ-2, входивший в состав 232-й штурмовой дивизии 14-й возд. армии. Самолет был найден в 1987 чл. подводно-поисковой группы «Балтика» Лен. гор. клуба ДОСААФ во время экспедиции на оз. Белое Тосненского р-на. Обнаруженные останки чл. экипажа захоронены в г. Любань. ИЛ-2 восстановлен по чертежам конструкторского бюро С.В. Ильюшина преподавателями и курсантами Ломоносовского воен. авиационно-техн. уч-ща. До 2002 пам. находился на терр. уч-ща. И.А. Карпенко | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Зенков Семен Николаевич (1877-1941), художник | |
Рубрики | |
ЗЕНКОВ Семен Николаевич (1877, дер. Люговичи Олонецкой губ.; ныне Лодейнопольский р-н Лен. обл. – 1941), художник. Родился и вырос в крест. семье. Начал учиться живописи в Александро-Свирском Свято-Троицком мон. С 1904 – вольнослушатель Высшего худож. уч-ща при СПб. АХ, ученик П.П. Чистякова, В.Е. Маковского, В.В. Матэ. В 1912 окончил АХ с зол. медалью (за картину «Смех»). Автор живописных жанровых работ («Товарищи», «За чаепитием», «Спуск лесовоза на Балтийском заводе», «Лампочка Ильича» и др.), портретов А.М. Горького, артистов Н.Ф. Монахова, В.И. Касторского, М.С. Давыдова, Е.П. Корчагиной-Александровской, П.З. Андреева. Член Об-ва художников им. А.И. Куинджи, Ассоциации художников револ. России (АХРР). После рев-ции написал в родной дер. портреты «Тетушки Катерины», Н.И. Кононова, О.И. Акимова и др. В 1920 в г. Лодейное Поле состоялась персональная выставка З., приуроченная к уездному съезду Советов. В Лодейнопольском историко-краеведческом музее хранятся неск. картин и рисунков З., переданных в дар его дочерью. Умер и похоронен в блокадном Ленинграде. Лит.: Достопримечательности Ленинградской области / Сост. И.А.Орлова. Л., 1977. С. 256-257; Автору «Лампочки Ильича» от земляков. – http://vesty.spb.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=10854 А.Д. Марголис | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
«Золотой петушок», детский музыкальный фестиваль | |
Рубрики | |
«ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК», обл. детский музыкальный конкурс-фестиваль. Проводится с 2002 среди юных солистов и ансамблей, представляющих Лен. обл., а также гор. и пос. др. регионов России. Учредители – К-т по культуре Пр-ва Лен. обл., Ленингр. обл. центр развития дополнительного образования детей «Ладога», администрации МО «Тихвинский муниц. район» и г. Тихвин. Возраст участников – от от 5 до 18 лет. Конкурс проводится по номинациям: академическое пение, эстрадная, нар. и дет. песня. Фестиваль проходит в апреле в течение двух дней. В первый день, после церемонии открытия, проводится конкурс солистов. Во второй день – конкурсные программы ансамблей, а также мастер-классы для рук. коллективов, круглые столы с членами жюри, происходит церемония закрытия конкурса-фестиваля. Компетентное жюри оценивает репертуар солистов и ансамблей, их исполнительское мастерство, оригинальность и профессионализм. Назв. фестиваль получил по одноим. опере Н.А. Римского-Корсакова, уроженца Тихвина. Лит.: «Золотой петушок» в Тихвине // Область культуры. 2003. № 1. С. 44-45. Е.Ю. Котова | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Зосима (Верховский) (1767-1838), Преподобный, церковный деятель | |
Рубрики | |
ЗОСИМА (Захарий Васильевич Верховский, 1767–1838), Преподобный. Служил в гвардии. В 1786, оставив имение, ушел в брянские леса в скит к старцу иером. Адриану (Блинскому), где познакомился с монахом Василиском (Гавриловым), к-рый стал его духовным отцом. В 1786 З. был принят в число братии Коневского Рождество-Богородицкого монастыря. В мон. служил пономарем, вскоре был пострижен в иноческий чин. Затем вместе с о. Василиском поселился в уединенной пустыни, где переплетал и переписывал книги. В 1800 с благословения настоятеля прп. Адриана З. и о. Василиск удалились в Сибирь в поисках места, подходящего для пустынной жизни, и поселились в лесу неподалеку от г. Кузнецк, где прожили в уединении 24 года. В 1826 основал пустынную Троице-Одигитриевскую жен. обитель в Верейском у. Московской губ. Канонизирован 23 июля 2000. Является наиболее вероятным прототипом старца Зосимы в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Соч.: Зосима (Верховский), монах; Паисий, иером. Записки о жизни и подвигах Петра Алексеевича Мичурина, монаха и пустынножителя Василиска и некоторые черты из жизни юродивого Ионы. М., 1849. Лит.: Андрианов А.Ю. Скитская и монастырская жизнь первой трети XIX в. в трудах отца Зосимы (Верховского) // Православие и русская народная культура. Кн. 2. М., 1993. С. 45-91; Берташ А. В., Арсений, иеромонах. Шесть столетий Рождество-Богородичного Коневского монастыря. СПб.; Коневский мон., 1993; Вера (Верховская), игумения. Старец Зосима Верховский. М., 1994. А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Ивангород, г. | |
Рубрики | |
ИВАНГОРОД, город в Кингисеппском р-не. Нас. – 11,2 тыс. чел. Расположен на зап. границе Лен. обл. Осн. в 1492, когда на правом берегу р. Нарова была заложена кам. крепость, названная в честь Вел. князя Московского и всея Руси Ивана III (см. Ивангородская крепость). В 1581-95 и 1612-1704 И. относился к Швеции; в 1645 включен в состав г. Нарва, в то время центра швед. лена (уезда). С 1708 вместе с Нарвой в составе С.-Петерб. губ. (в 1719-27 – центр Нарвской провинции), в 1727-80 – в Ревельской губ., с 1780 – центр Нарвского у., после его упразднения в 1802 – в составе Ямбургского у. С.-Петерб. губ. В 1918-44 – в составе Эстонии (с 1940 – Эстонской ССР). В 1944 терр. к востоку от р. Нарова (т. наз. Эстонская Ингерманландия) включена в Лен. обл. И. стал отд. населенным пунктом – рабочим пос. Кингисеппского р-на, с 1954 – город районного подчинения. С 1992 – пограничный город (гос. граница с Эстонией), получил статус города обл. подчинения, в 1996–2005 – отд. муниципальное образование. Через И. проходил старый торг. путь, связывавший Россию с Зап. Европой. Осн. совр. планировки И. заложил первый регулярный план «Ивангородского форштадта» (1744), в целом реализованный к 1780. С XVII в. в городе развивалась льняная пром-сть, использовавшая энергию водопадов на р. Нарова. Кр. предприятия возникли в XIX в.: Нарвская суконная мануфактура (с 1845), Нарвская льнопрядильная мануфактура (с 1851). В 1857 на левом берегу Наровы начала работать Кренгольмская мануфактура. В 1870 построена жел. дорога СПб. – Таллин, к-рая прошла через Нарву-Ивангород. Близость к курорту в устье Наровы – Гунгенбургу (Нарва-Йыэсуу, Усть-Нарва) сделала И. популярным местом отдыха. В кон. XIX – нач. XX в. город неоднократно посещали члены имп. фамилии. В 1890 здесь состоялась встреча Александра III и германского имп. Вильгельма II. Во время ВОВ И. практически полностью разрушен. В 1955 вступила в строй Нарвская ГЭС. В 1970-е в И. построены машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия (з-д КВОиТ, филиал з-да «Ленполиграфмаш»). В 1980 в И. открыт Ивангородский историко-архитектурный и художественный музей. В И. работают Ивангородский гуманитарно-техн. ин-т, филиал Ун-та аэрокосмического приборостроения, худож. школа. Ежегодно проходят Открытый конкурс дет. муз. школ России и Эстонии «Принаровье», муз. конкурс «СлИвКи», открытые турниры по худож. гимнастике, боксу и настольному теннису (с участием школьников Лен. обл., СПб. и Эстонии). В рамках фестиваля «Белые ночи» в Ивангородской крепости летом проходят спектакли с участием артистов Мариинского театра, а также обл. фестиваль «Песня без границ». В кон. июня отмечается День города. Выходит еженедельная газ. «Иван-Город» (с 1996). В микрорайоне «Парусинка» сохр. комплекс зданий фабричной архитектуры XIX в., построенных бар. А.Л. Штиглицем. Сохр. также здания цц. Свят. Николая Чудотворца (1557-59), Свв. Апп. Петра и Павла (1858, на кладб.). Действуют цц. Успения Пресвятой Богородицы, Троицы Пресвятой (на «Парусинке»). См. также: Краморская, усадьба, Ивангорода герб, Ивангородская библиотека городская. Лит.: Арьев А.А. Ивангородская летопись. 1492–2001. СПб., 2001; Иванен А. Ивангородская Свято-Троицкая церковь барона А. Штиглица. СПб., 2004; Ивангород. – http://ivangorod.ru А.Ю.Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… |