Роли персон
/
упоминается
Ивангорода герб | |
Рубрики | |
ИВАНГОРОДА ГЕРБ. Официально утвержден решением гор. собрания МО «Город Ивангород» от 26 июня 1998 № 13. Геральдическое описание герба: «В лазоревом поле черный двуглавый орел с золотыми клювами и лапами, держащий в клювах серебряную ленту с надписью черными литерами: «ЦАРЬ ИОАННЪ ВАСИЛЬЕВИЧЪ». Внизу, на зеленой земле с серебряной волнистой оконечностью, три серебряные башни без зубцов, из которых средняя выше, а две боковые имеют червленые остроконечные кровли; башни соединены серебряными зубчатыми стенами, из-за которых видны два шпиля (по сторонам от средней башни) и два дома (по сторонам от шпилей) с серебряными стенами и червлеными кровлями». Совр. герб полностью соответствует гербу, разработанному и утвержденному в 1730. Волны в оконечности щита означали пограничную р. Нарова, серебр. с красными кровлями крепость на зеленом холме напоминала о крепости, с к-рой начался Ивангород и к-рая сохраняла воен. значение до второй пол. XVIII в. Над крепостью помещен двуглавый орел, изображенный на государевой печати Ивана III Васильевича – основателя города, даровавшего ему свое имя: без корон, скипетра и державы в лапах и малого щита на груди. Внесен в Гос. геральдический регистр РФ под № 511. Лит.: «Если ехать Вам случится…». Визитные карточки городов Ленинградской области: Справочник-путеводитель. СПб., 2000. С. 61-62. А.А. Трипольская | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Ивангородская крепость | |
Рубрики | |
ИВАНГОРОДСКАЯ КРЕПОСТЬ (г. Ивангород, на правом берегу р. Нарова). Заложена в 1492 на Девичьей горе, напротив орденского замка Нарва. Названа в честь вел. кн. Ивана III. С кон. XV до нач. XVII в. являлась форпостом и первой мор. гаванью России на Балтике. Ее история тесно связана с периодами обострений рус.-ливонских отношений. Первонач., в 1492-99, построены «четвероугольная» крепость (1680 кв. м), задуманная как детинец, и «город» (25,2 тыс. кв. м), к-рые были заложены одновременно. Работы велись под руководством боярина Якова Захарьина (Кошкина), с участием итал. мастеров. В 1496 крепость на короткий срок была захвачена шведами, затем восстановлена, стены и башни «города» достроены. Квадратная в плане крепость с 4 прямоугольными башнями по углам (высота 12 м) относится к кастельному типу, распространенному в замковой архитектуре. «Город» (позднее Б. Боярший город) представляет собой четырехугольник 108 х 241 м. Из его 7 башен 4 круглые расположены по углам, а 3 прямоугольные (2 воротные) по осям, на сер. трех сторон. Внутри расположены цц. Успения Пресвятой Богородицы и Свят. Николая Чудотворца. Обе части крепости близки техникой кладки, регулярностью плана, равномерно расставленными по периметру обороны башнями с прямолинейными пряслами между ними, двурогими зубцами, камерными окнообразными бойницами и т. п. Во время войны 1501-03 ливонским отрядам взять крепость не удалось. В 1507-09 «четвероугольная» крепость окружена новыми кам. стенами с мощными угловыми башнями, построенными мастерами Владимиром Торгканом и Маркусом Греком. Ее развалины поныне сохр. внутри новых укреплений, получивших назв. «замка». Одновременно надстроены стены и башни Б. Бояршего города, со стороны посада к нему пристроен Передний город, заново возведен весь юго-вост. фронт крепости. После завершения реконструкции И. к. в 1509 были подписаны мирные договоры с Вел. княжеством Литовским и Ливонским орденом. В 1556-58 перед Передним городом насыпан Земляной (Боярский) вал, завершивший формирование крепостного ансамбля. В 1583-95 и в 1613–1704 крепость находилась под властью шведов; возвращена России в 1704, в ходе Сев. войны. Многолетнее архит.-археол. изучение пам. осуществлялось ГП НИИ Спецпроектреставрация (рук. проекта И.А. Хаустова). Археол. раскопки проводили О.М. Иоаннисян в 1978, В.П. Петренко в 1980-91, А.В. Курбатов в 1992-95, А.А. Липатов в 2004. Выявлены кам. и дерев. постройки, хоз. сооружения, мастерские, дворы, участки улиц, мощеных камнем, датируемые кон. XV – XVI вв. После реставрационных работ 1980-х в крепости размещается Ивангородский историко-архитектурный и художественный музей. Лит.: Крепость Ивангород: Новые открытия / Под ред. М.И. Мильчика. СПб., 1997. (Studiaa architecturae mediaevalis); Липатов А.А. Археологические исследования на территории Ивангородской крепости в 2004 г. // Реликвия. 2005. № 3 (10). С. 56-62 К.М. Плоткин | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Ивангородский историко-архитектурный и художественный музей | |
Рубрики | |
ИВАНГОРОДСКИЙ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ (г. Ивангород, Кингисеппское ш., 6/1), филиал «Музейного агентства». Включает Ивангородскую крепость с ист.-архит. экспозицией, посвященной оборонительному зодчеству Сев.-Зап. Руси, и картинную галерею в быв. особняке купца П.Ф. Пантелеева. Худож. эскпозиция открылась 30 мая 1980, после того как М.Н. Потоцкий передал в дар Ивангороду коллекцию произв. своей матери, худ. А.В. Щекатихиной-Потоцкой, И.Я. Билибина и др. мастеров объединения «Мир искусства». Эта коллекция легла в основу музейного собрания живописи, графики и декорат.-прикладного иск-ва. В музее также экспонируются изделия Ломоносовского фарфорового з-да. В музейных фондах – св. 14 тыс. ед. хр. Ср. кол-во посетителей в год – 30 тыс. чел. Лит.: Туристский путеводитель по Ленинградской области. М.; СПб., 2003. С.96; http://oblmuseums.spb.ru/rus/museums/04/info.html А.Д.Марголис | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Ивановка, усадьба | |
Рубрики | |
ИВАНОВКА, усадьба на берегу р. Пудость, в вост. части пос. Пудость, рядом с одноим. ж.-д. станцией. Принадлежала семье Ф. и И. Штакеншнейдеров, деда и отца арх. А.И. Штакеншнейдера. Дом, окруженный небольшим парком, построен в 1798, тогда же мыза получила свое назв. В 1802 здесь родился будущий архитектор. В 1850-е на месте прежнего господского дома был построен новый дерев., с причудливой резьбой и окнами-люкарнами во втором этаже. В этом доме А.И. Штакеншнейдер регулярно бывал в течение всей жизни, проводил в нем с семьей летние месяцы, а с 1862, оставив службу, окончательно здесь поселился. Наследники арх. продали усадьбу в 1876. Дом сгорел в 2003, сохр. часть старого парка. Лит.: Петрова Т.А. Андрей Штакеншнейдер. Л., 1978; Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. С.114-117; Соколова О.Л. Мыза Ивановка. – http://www.eco.nw.ru/lib/data/06/7/070706.htm О.А. Чеканова | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Ижора (Ижорцы) | |
Рубрики | |
ИЖОРА (ижорцы, самоназв. – изурит), этническая общность. Яз. относится к прибалт.-фин. подгруппе финно-угорской ветви уральской языковой семьи. По наиболее распространенной версии, И. отделились от южнокарельских племен в кон. I – нач. II тыс. н. э., расселялись в басс. рек Ижора и Нева, с XI–XII вв. продвигались по юж. берегу Финского зал. до р. Нарва, контактируя с водью и славянами. С XII в. Ижорская земля – во владении Вел. Новгорода. И. несла пограничную стражу. В 1240 ижорский староста Пельгусий предупредил кн. Александра Невского о высадке шведов на берегу Невы. В 1897 И. насчитывали ок. 14 тыс. чел. Делились на пять отличавшихся диалектами групп: сойкинская (нас. Сойкинского п-ова), нижнелужская (низовья р. Луга), хэвасская (окрестности р. Коваша, фин. – Хеваа), оредежская (верхнее течение р. Оредеж) и И. юж. части Карельского перешейка (к ХХ в. ассимилированы русскими и ингерманландскими финнами). В 1926-36 существовал Сойкинский нац. ижорский сельсовет; работали сел. школы с обучением на ижорском яз. В 1989 числ. И. в Лен. обл. – 276 чел.; всего в СССР – 820 чел. В 2002 в Лен. обл. – 177 чел. (в осн. в Сойкинской и Усть-Лужской вол. Кингисеппского р-на), в СПб. – 53 чел.; всего в РФ – 327 чел. Традиционные занятия: земледелие, животноводство, мор. рыболовство (в т. ч. подледный лов салаки в Лужской губе для изготовления шпрот). В XIX – нач. XX вв. распространились отходничество, посредническая торговля. До ХХ в. сохр. архаические элементы жен. одежды: поверх рубахи (рятсиня) одевали два несшитых полотнища (аануа и хурстут), державшихся на плечевых лямках. Верующие исповедают православие. Еще в XVI в. многие И. оставались язычниками и поклонялись природным объектам (камням и деревьям). Дохристианские элементы сохр. в обрядности вплоть до ХХ в. У И. существовала эпическая поэзия, ее элементы использовал Э. Лённрот при создании «Калевалы» (цикл о Куллерво). Наиболее известны ижорские сказители Онтропо Мельников и Ларин Параске. Предметы ижорской культуры представлены в экспозициях Ижорского народного музея, Кингисеппского краеведческого музея. В дер. Вистино и Горки существуют фольклорные коллективы, исполняющие песни на ижорском яз. В июне 2004 в дер. Вистино прошел «Ижорский праздник». Лит.: Лаанест А. Ижорские диалекты. Таллин, 1966; Ингерманландская эпическая поэзия / Сост. Э.С. Киуру. Петрозаводск, 1990; Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области. СПб., 1992. С. 89-109; Рябинин Е.А. Ижора // Природа. 1992. № 9. С. 82-89; Прибалтийско-финские народы России. М., 2003. С. 592-620. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Ижора, р. | |
Рубрики | |
ИЖОРА, река, левый приток р. Нева. Общая дл. – 76 км. Площадь басс. – ок. 1 тыс. кв. км. Берет начало у дер. Скворицы Гатчинского р-на. Протекает по терр. Гатчинского, Тосненского р-нов Лен. обл. и Колпинского р-на СПб. В обл. на И. расположены г. Коммунар, пос. Пудость, пос. Тельмана, дер. Ям-Ижора. Имеет ок. 200 притоков, девять из них протяженностью более 10 км. От назв. реки происходит этноним ижора (ижорцы). В 1240 в устье И. произошла Невская битва, в к-рой кн. Александр Невский нанес поражение шведам. В XIII–XV вв. земли в басс. И. входили в состав Ижорского погоста Водской пятины Вел. Новгорода. В кон. XV в. на И. располагались 62 селения и «торговых рядок у клетей». В нач. XVII в. земли по И. захвачены Швецией, возвращены России в ходе Сев. войны. В месте пересечения И. с Моск. трактом (ныне ш. Москва – СПб.) с нач. XVIII в. существовала почтовая станция – ям (отсюда назв. пос. Ям-Ижора). Участок И. от ст. Антропшино до Колпина доступен для походов на байдарках. Лит.: Плечко Л.А. Водные маршруты Ленинградской области. Л., 1978. С. 107-110; Ильина Л.Л., Родионов В.З. Воды и веси: Эколого-ист. очерк. СПб., 1997; Ижора. Река и люди: Популярный эколого-краевед. атлас / Авт. текста Л.Л. Стогова. Б.м., б.г.; Река Ижора. – http://www.sablino.ru/oblast/ijora.php ; http://private.peterlink.ru/dtdm/Kolpino/river.htm А.Д. Марголис, А.А. Трипольская | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Иконы чтимые и чудотворные | |
Рубрики | |
ИКОНЫ ЧТИМЫЕ И ЧУДОТВОРНЫЕ. Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, написана св. ап. Лукой. Была перенесена из Иерусалима в Константинополь, откуда в 1383 исчезла и явилась над водами Ладожского оз. 9 июля 1383 она обретена на р. Тихвинка, на этом месте построен храм Успения Богородицы, а затем основан Тихвинский Свято-Успенский мон. В кон. 1941 при оккупации Тихвина икона перенесена в Псков, в 1944 – в Ригу, в 1945 оказалась в Германии, с 1949 находилась в США. 8 июля 2004 возвращена в возрожденный мон. Чудотворная икона св. ап. Иоанна Богослова в 1478 явилась на Череменецком оз. близ Луги. Находилась в соборе Череменецкого Иоанно-Богословского муж. монастыря. С 1848 совершались ежегодные крестные ходы с иконой из мон. в Лугу. В 1941-98 находилась в соборе Казанской иконы Божией Матери в Луге, в 1998 возвращена в возрожденный мон. и помещена в Преображенскую ц. Чудотворная икона вмц. Параскевы Пятницы явлена в XVII–XVIII вв. вблизи Григорьевского Льешского погоста (с. Ильеши, Волосовский р-н). Хранилась в ц. Николая Чудотворца Святителя с. Ильеши. Эта уникальная дерев. резная икона в 1988 передана из Русского музея в Троицкий собор Александро-Невской лавры. Шлиссельбургская Казанская икона Божией Матери (XVI в.) почиталась еще в царствование Ивана Грозного. Она находилась в часовне крепости Орешек. В 1611 крепость захватили шведы, и жители замуровали икону в стене церкви, превращенной затем в лютеранскую ц. После возвращения в 1702 крепости России икона обретена. Находилась в соборе Благовещения Пресвятой Богородицы г. Шлиссельбург, впоследствии утрачена. Чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы (Божией Матери «Печерская») явлена в XVI–XVII вв. в местности Малые Печерки (с. Турово) вблизи г. Луга. При обретении открылся источник с целебной водой. В 1789 перенесена с места явления в собор Екатерины Великомученицы г. Луга. С 1941 икона находится в соборе Казанской иконы Божией Матери г. Луга. Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери Одигитрии Нарвской обнаружена при взятии в 1558 Нарвы рус. войсками. Привезена в Москву, затем помещена в ц. Успения Пресвятой Богородицы г. Ивангород. Утрачена в 1944. Чтимая икона Божией Матери «Знамение» (1731) является списком с чудотворной Новгородской иконы Божией Матери «Знамение». С сер. XVIII в. находилась в ц. «Знамение» иконы Пресвятой Богородицы г. Ивангород, с 1945 – в Воскресенском соборе г. Нарва. Лит.: Старцева Ю.В., Попов И.В. Явление вмц. Параскевы Пятницы в Ильешах // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2001. № 25. С. 91-95; Иванен А.В. Чудотворные иконы Божией Матери Одигитрии Нарвской и Свят. Николая Чудотворца // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2001. № 25. С. 86-87; Рацевич Р.И. Икона Божией Матери «Знамение» (Нарвская-Ивангородская) // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2001. № 25. С. 88-90; Попов И.В. Икона Божией Матери «Печерская», Лужская // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2003. № 28/29. С. 124-129; Чудотворные и местночтимые иконы Санкт-Петербурга // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2003. № 30/31. С. 134-135, 150. М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Ильжо, усадьба | |
Рубрики | |
ИЛЬЖО (Среднее Ильжо), усадьба (дер. Ильжо, Лужский р-н). Село И. упоминается в писцовых книгах Шелонской пятины в XV в. С нач. XVIII в. принадлежало Скобельциным. В 1836 имение было распродано по частям, назв. Верхнее, Среднее и Нижнее Илижо. Усадьба в Среднем И. была создана при М.А. Снарской, владевшей ей 40 лет (с 1848). Был устроен пейзажный парк с учетом холмистого пейзажа с озерами и болотистыми чащами. Двухэтажный усадебный дом на кам. фундаменте, исполненный в рус. стиле и украшеный дерев. резьбой, был поставлен в 1870-е на природной террасе над Ильженским оз. Живописный ландшафт И. привлекал художников, у Снарской гостили и писали здесь этюды И.Н. Крамской, К.А. Савицкий, И.И. Шишкин. После 1890 при новом владельце купце Я.Я. Фан-дер-Флите построено ок. 20 разл. хоз. сооружений из кирпича и камня, усадебный дом капитально отремонтирован, лестница и спуск к озеру бетонированы. Большинство построек сохр. до нашего времени. Лит.: Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Лужский район. СПб., 2001. С. 182-191. Ю.М. Пирютко | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Ильичёво, пос. | |
Рубрики | |
ИЛЬИЧЁВО (до 1948 – Ялкала, фин. – Jalkala), поселок в Выборгском р-не. Нас. – 1100 чел. Находится между озерами Красавица и Долгое. Топоним «Ялкала», вероятно, происходит от прозвища поселенцев (фин. jalka – нога). Дер. известна с 1778. С кон. XIX в. – популярное дачное место. В Ялкале отдыхали худ. А.А. Бенуа, комп. Сулхо Ранта, полит. деятель Г.В. Плеханов (умер в туберкулезном санатории под Ялкалой). В 1948 поселение переименовано в дер. Ульяновская, затем – Ильичёво (в память о пребывании В.И. Ленина, к-рый в авг. 1917 жил в доме семьи Парвиайненов). С 1946 в И. расположена Гл. эксперим. база Гос. гидрологического ин-та. В 1993 открылся «Ялкала», историко-этнографический музей-заповедник. Рядом с И. находится «Болото Ламмин-Суо», гидрологический заказник. Лит.: Балашов Е.А. Карельский перешеек – земля неизведанная. Ч. 1: Юго-западный сектор. СПб., 1996. С. 125-127; Сайт пос. Ильичево. – http://ilichevo.narod.ru/. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Имени Морозова, г.п. | |
Рубрики | |
ИМЕНИ МОРОЗОВА, городской поселок во Всеволожском р-не. Нас. – 10,7 тыс. чел. Находится на правом берегу Невы близ ее истока, напротив крепости «Орешек». Рядом проходит ж.-д. ветка СПб.– Невская Дубровка (ст. Петрокрепость). Возник в 1884 как пос. рабочих Шлиссельбургского порохового з-да (он же Шереметьевский з-д, по назв. близлежащей дер. Шереметьевка). После ВОВ з-д перепрофилирован, ныне – ЗАО «Морозовский химический завод». В 1922 з-ду и пос. присвоено имя революционера-народовольца и ученого Н.А. Морозова, в 1884–1905 отбывавшего заключение в Шлиссельбургской крепости (в 1934 он посетил пос.). В годы ВОВ через М. проходил путь, связывавший Ленинград с Большой землей; в янв. 1943 здесь шли бои за снятие блокады Ленинграда. Об этих событиях напоминают посвященный подвигу железнодорожников обелиск «Стальной путь» (1973; арх. И.Г. Явейн, скульп. Г.Д. Гликман), мемориал «Переправа» (1970; арх. Л.М. Дрекслер, инж. Е.Н. Луцко), работает музей «Дорога Победы». Все мемориалы входят в состав «Зеленого пояса Славы». В М. также находится братская могила красноармейцев, погибших в период Гражд. войны. В пос. имеются Дом культуры им. Н.М. Чекалова, муз. школа, дет. б-ка. В 1992 создан Центр занятости детей и подростков (с 1994 – в составе Дома дет. творчества Всеволожского р-на). Существовавшая кам. ц. Свв. Апп. Петра и Павла (1907, арх. В.А. Покровский; мозаики исполнены по эскизам Н.К. Рёриха) в 1942 была взорвана. В 1993 на ее месте построена одноименная новая кам. ц. Лит.: Морозовка – пос. имени Морозова. – http://www.morozovka.net А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Имени Свердлова, г.п. | |
Рубрики | |
ИМЕНИ СВЕРДЛОВА, городской поселок во Всеволожском р-не. Нас. – 9,2 тыс. чел. Находится на правом берегу Невы, ниже Ивановских порогов. Назван в честь революционера-большевика Я.М. Свердлова. Статус рабочего пос. присвоен в 1979. Состоит из микрорайонов «Красная звезда» (он же Свердлово-1), «Петрова дача» и пос. им. Свердлова (он же Свердлово-2, или Щербинка). С 2000 здесь работает крупнейшая в России чаеразвесочная ф-ка ООО «Невские пороги». Первоначально на мызе Самарка (Щербинка) образовался пос. сезонных рабочих при кирпичном з-де (до наших дней сохр. водонапорная башня з-да). На терр. совр. поселения находились дворянские усадьбы (в т. ч. усадьба Островки Г.А. Потемкина), нем. колония Овцыно. В 1897 построена кам. ц. Рождества Иоанна Предтечи (арх. В.Ф. Пруссак, В.А. Липский; разрушена в годы ВОВ). В 1995 в перестроенном здании быв. клуба открыта ц. Свят. Николая Чудотворца. Имеется дом культуры. В комплексе загородного клуба «Причал» работает трасса «Ралли-парк», проводятся соревнования по техн. видам спорта. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Имоченицы, усадьба | |
Рубрики | |
ИМОЧЕНИЦЫ, усадьба (Лодейнопольский р-н, на правом берегу р. Оять). Земли, на к-рых находилась усадьба, были приобретены в кон. XVIII в. прадедом худ. В.Д. Поленова. В 1855 выстроен трехэтажный дерев. дом. При доме имелся парк с прудом и ветряной мельницей. Художник посещал имение до 1881, он написал здесь 37 картин. Ряд из них повящен И. и окрестностям: «Усадьба в Имоченицах», «Имоченицы зимой», «Река Оять», «Горелый лес», «Северная изба», «Бабушкин сад», «Ванька с Акуловой горы», «Золотая осень», «Заросший пруд» и др. В гостях у Поленова в И. бывали И.Е. Репин, И.И. Шишкин, Н.К. Рерих. На месте усадьбы Поленовых сохр. лишь кедры и лиственицы, посаженные художником. В наст. время установлен памятный камень, восстанавливаются пруд и мельница. В 2000 построена дерев. ц. Св. Василия Великого. Лит.: Зайцев П.М. Лодейное Поле: Ист.-краевед. очерк. Л., 1964; Акулова Гора. Сокровища Приоятья: Буклет / Сост. П.А. Васильев. Лодейное Поле, 2001; Лодейнопольский край в истории России. СПб., 2002. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Ингерманландские финны | |
Рубрики | |
ИНГЕРМАНЛАНДСКИЕ ФИННЫ (финны-инкери, финны ленинградские; устар. – чухонцы, маймисты; самоназвания – суомалайсет, инкерин суомалайсет), этническая общность. Говорят на местных говорах вост. диалектов фин. языка (прибалт.-фин. подгруппа финно-угорской ветви уральской языковой семьи). Верующие исповедуют лютеранство (см. Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии). Проживают дисперсно в западных р-нах Лен. обл. (т. н. Ингерманландии). В 1897 в С.-Петерб. губ. насчитывалось 107 тыс. финнов (сел. население); в 2002 в Лен. обл. – ок. 8 тыс. финнов, в СПб. – 4 тыс. чел. Общность сформировалась в результате переселения финнов с Карельского перешейка и районов совр. Вост. Финляндии в Ингерманландию, присоединенную в 1617 к Швеции и находившуюся в запустении после Смутного времени. В XIX в. выделялись этнические группы савакот и эвремейсет. Особую группу (без самоназвания) составляли финны Кургальского п-ова. Групповые различия в осн. исчезли на рубеже XIX–XX вв., когда активно пошли консолидационные процессы. Большую роль здесь сыграла нац. интеллигенция, связанная с Лютеранской церковью (см. Колпанская учительско-кистерская семинария, Путро Моосес). И. ф. занимались земледелием, животноводством; с XIX в. развиваются отхожие промыслы. Осн. тип поселений – деревня. Финские дер., находившиеся к югу от р. Нева, имели уличную планировку; а те, что на Карельском перешейке (Всеволожский р-н), – разбросанную (из неск. групп домов – «поселков», расположенных на вершинах соседних холмов). Расселение в зоне контакта с ижорой, водью, русскими обусловили формирование культурных отличий от финнов-суоми (нас. Финляндии). Специфическим элементом муж. костюма был фин. нож (pukko). В XIX – нач. XX вв. женщины носили сарафаны, обычно красного и синего цветов. Нар. традиции сохранялись в обрядности празднования Егорьева дня (первый выгон скота), Иванова дня (см. Юханнус), свадебной обрядности (обряд «курения» при сватовстве) и т. п. В 1920-30-е на терр. Лен. обл. существовали нац. финские сельсоветы и Куйвазовский (Токсовский) нац. р-н (сев. часть совр. Всеволожского р-на). Репрессии и депортации 1930-40-х привели к формированию ингерманландской диаспоры в Карелии (в 2002 – 14,3 тыс. чел.) и Эстонии. В 1990-е часть И. ф. эмигрировала в Финляндию. В 1988 создана общественная орг-ция «Инкерин Лиитто» («Ингерманландский союз»), занимающаяся сохр. и развитием культуры этой этнической общности. Лит.: Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области. Л., 1992. С. 130-148; Заднепровская А.Ю. Ингерманландские финны // Многонациональный Петербург. СПб., 2002. С. 528-541; Смирнова Т.М. Национальность – питерские: Национальные меньшинства Петербурга и Ленинградской области в XX в. СПб., 2002. С. 402-431; Гильди Л.А. Судьба «социально-опасного» народа. СПб., 2003; Гадло А.В., Верняев И.И., Егоров С.Б., Чистяков А.Ю. Этнография Северо-Запада России. Южные окрестности Петербурга – Приладожье – центральные районы Псковщины. СПб., 2004. С. 16-88; Мусаев В.И. Политическая история Ингерманландии в кон. XIX–ХХ в. СПб., 2004; Прибалтийско-финские народы России. М., 2003. С. 469-521; Inkeri. Historia, kanssa, kulttuuri. Helsinki, 1991. А.Ю.Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
«Инкерин Лиитто», финская общественная организация | |
Рубрики | |
«ИНКЕРИН ЛИИТТО» («Ингерманландский союз»), общество ингерманландских финнов. Организовано в 1988 (учредительное собр. состоялось в пос. Тайцы), зарегистрировано в 1989. В СПб. и Лен. обл. действуют 18 отделений: С.-Петерб., Всеволожское (Колтушское), Тосненское, Колпинское, Выборгское, Сестрорецко-Зеленогорское, Отрадненское, Пушкинское, Стрельнинско-Ломоносовское, Сосновоборское, Токсовское, Гатчинское, Таицкое, Приозерское, Кипеньское, Кингисеппское, Волосовское, Новодевяткинское. Отделения существуют и в ряде других регионов России, где проживают представители ингерманландской фин. диаспоры (Москва, Псков, Иркутск). Высший орган управления «И. Л.» – ежегодный съезд, избирающий Совет и каждые два года председателя (с 1998 г. – А.И. Кирьянен). Объединяет более 3500 чел. Цель об-ва – «сохранение ингерманландских финнов как этнической общности на родной земле». Об-во разрабатывает и осуществляет мероприятия по нац.-культурному возрождению рос. финнов: это фольклорная работа (созданы неск. хоров и нар. муз. коллективов), организация курсов фин. яз. в Ингерманландии (СПб., Гатчина, Колтуши, Сосновый Бор, Тосно, Выборг), с 1989 ежегодно проводится нац. праздник «Юханнус». Вместе с фин. стороной «И.Л.» участвовал в создании Ингерманландской земледельческой школы (1993, г. Пушкин), домов престарелых в Тайцах, Колтушах, Мартышкине), Терволове (Гатчинский р-н), Кикерине. В 2000 в рамках финл. гос. проекта поддержки ингерманландских финнов открыт Гатчинский фин. многофункциональный центр. Об-во занимается проблемой трудоустройства, в т. ч. орг-цией сезонных работ в Финляндии для молодежи. «И. Л.» поддерживает контакты с Ингерманландским Союзом финнов Карелии, организациями ингерманландцев Эстонии, Швеции, Финляндии, Евангелическо-лютеранской церковью Ингрии, фин. общественными орг-циями «Вилла Инкери», «Волунтате»; участвует в деятельности Парламента заруб. финнов (осн. в 1997), представляющем интересы фин. диаспоры. С 1998 издает газ. «Инкери» (6 номеров в год). Лит.: Кокко В. «Инкерин Лиитто»: 15 лет национального строительства // Инкери. 2003. Октябрь-ноябрь. С. 1-2; «Inkerin Liitto». – http://www.inkeri.spb.ru А.Ю.Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Ино, форт | |
Рубрики | |
ИНО (до 1917 – Николаевский), форт. Расположен на мысе Инониеми на сев. берегу Финского зал., в районе ж.-д. ст. Приветнинское (Выборгский р-н). Строился в 1908-16. Назван в честь имп. Николая II. Включал ряд закрытых и открытых укреплений, четыре арт. батареи с 32 дальнобойными орудиями калибром от 305 до 155 мм, девять опорных пунктов, казематы, пороховые погреба, казармы. Выс. батарейных брустверов превышала 4 м, дл. доходила до 250 м. Для подвозки снарядов была построена жел. дорога протяженностью 3 км. Сообщение с юж. берегом залива проходило по подводному кабелю протяженностью 22 км. Арт. огонь форта, при поддержке с юж. берега, позволял полностью перекрыть подступы к Кронштадту. В 1917 гарнизон форта насчитывал 5500 чел. В связи с тем, что форт оказался на терр. независимой Финляндии, 14 мая 1918 его гарнизон был эвакуирован, а все сооружения в тот же день взорваны электрическим разрядом, поданным по кабелю с форта Красная Горка. После подавления Кронштадтского восстания в 1921 на терр. форта разместился лагерь беженцев. Попытки финнов в 1918 и 1941-44 установить на развалинах форта новые батареи подавлялись огнем. После вхождения Карельского перешейка в состав Лен. обл. форт не восстанавливался, однако до 1990 там размещались воинские части. В наст. время руины батарей, рвы, остатки гавани привлекают туристов. Лит.: Михаленя К.К. Форт «Ино». Строительство и разрушение // Цитадель. 1997. № 1; Балашов Е.А. Карельский перешеек. Земля неизведаннная. Юго-западный сектор. Ч.2: Уусикиркко (Поляны). СПб., 1998. С. 163-171. Ю.М. Пирютко | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Иов (?-1716), митрополит, церковный деятель | |
Рубрики | |
ИОВ (сер. XVII в. – 1716), митрополит Новгородский, церк. деятель. Происходил из духовенства Нижегородского края. В молодости принял постриг в Троице-Сергиевом мон. С 1690 – архим., настоятель Высокопетровского мон. в Москве, в 1694-97 – Троице-Сергиева мон. В 1697 – еп., затем митр. Новгородский и Великолуцкий. Активно занимался просветительской и благотворительной деятельностью. В 1706 учредил в Новгороде греко-латинское и славянское уч-ща, впоследствии открыл в епархии еще 14 школ, а также три больницы и дома для воспитания подкинутых младенцев. Ходатайствовал перед Петром I о переводе Библии на рус. язык. Окормлял возвращенные в ходе Сев. войны земли на побережье Невы и Балтики (терр. совр. Лен. обл.), к-рые вошли в состав его епархии. В 1704 освятил в СПб. ц. Свв. Петра и Павла в крепости. Лит.: Белоброва О.А. Иов // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3. Ч. 2. СПб., 1993. С. 85-86. А.В. Берташ | |
Авторы | |
подробнее… | |
Ипполитов-Иванов Михаил Михайлович (1859-1935), музыкант | |
Рубрики | |
ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ (наст. фам. Иванов) Михаил Михайлович (1859, Гатчина – 1935), композитор, дирижер, педагог, муз. деятель. Посещал в Гатчине эстонскую школу при лютеранской ц., где обучался также музыке, пел в любительском хоре, брал уроки скрипки. В 1882 окончил С-Петерб. консерваторию по классу композиции (учился у Н.А. Римского-Корсакова). В 1882-93 жил в Тифлисе (Тбилиси), возглавлял Тифлисское отд. Рус. муз. об-ва и муз. уч-ще при нем. С 1884 был также дирижером в Тифлисском оперном театре. С 1893 – проф. Моск. консерватории, в 1905-22 – ее дир. (с 1919 – ректор). В 1924-25 – ректор и проф. Грузинской консерватории. Среди учеников И.-И. – Р.М. Глиэр, З.И. Палиашвили, С.Н. Василенко, А.В. Гольденвейзер. В 1899–1906 дирижер моск. частных опер, с 1925 – Большого театра. И.-И. написал четыре оперы, симфонию, симф. картины и сюиты, хоры, в т. ч. духовные, романсы. Автор учебника по гармонии. Нар. артист Республики (1922). Постоянно бывал в Гатчине. В 1880-х встречался там с М.А. Балакиревым, Г.Я. Ломакиным, с преподавателем музыки в Сиротском ин-те С.А. Зайцевым и др. муз. деятелями. В 1930 в Гатчине открыта первая в Лен. обл. муз. школа, в 1939 ей присвоено имя И.-И. (см. Гатчинская детская музыкальная школа им. М.М. Ипполитова-Иванова). Соч.: 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях. М., 1934; Лит.: Чемоданов С.М. М.М. Ипполитов-Иванов. К 50-летию деятельности. М., 1933; Келдыш Ю. М.М. Ипполитов-Иванов // История русской музыки. Т. 9. М., 1982. С. 356-363; Известные музыканты в Гатчине. – http://www.gorod.gatchina.biz/dll_9102702 Ю.Н. Кружнов | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Ислам | |
Рубрики | |
ИСЛАМ. Приверженцы И., в осн. татары, появились в С.-Петерб. губ. в нач. XVIII в., когда по указу Петра I из центральных областей России собирали работных людей на стр-во новой столицы. В кон. XVIII в. при Екатерине II в СПб. открыта первая мусульманская молельня, в 1910-20 построена соборная мечеть. В нач. XX в. в губ. проживало более 6 тыс. мусульман, имелось пять молелен и мечетей, из них четыре в СПб. (здесь существовали также татарское и персидское кладб.) и одна – в Кронштадте (действовала в 1870–1928). Все они были закрыты к 1941, соборная мечеть – в 1940. В 1956 в Ленинграде зарегистрирована мусульманская община, к-рой передали соборную мечеть. В это время в Лен. обл. проживало ок. 8 тыс. мусульман. В кон. 1980-х начался рост числа общин и их членов. В настоящее время зарегистрированы две общины в СПб. и две в Лен. обл. Они представляют суннитское течение И. Лит.: Шаров В.Г. Религиозные объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области. СПб., 2005. С. 89-94; Ислам в Петербурге. – http://muslim.by.ru/tatar_piter.htm М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
подробнее… | |
Исследователи курганов | |
Рубрики | |
Интерес к курганам возник давно. В XVIII в. вскрытие курганов носило хищнический характер, в результате почти все нераскопанные памятники в большей или меньшей степени повреждены. Научные интересы к курганам проявились у Д. Европеуса и Е. В. Барсова. В 70-е гг. XIX в. финляндский ученый Д. Европеус совершил ряд научных поездок по рекам Приладожья и раскопал немало курганов. К сожалению, сам он не обработал материалы раскопок, позднее за него это сделал другой финляндский исследователь (вещи хранятся в Национальном музее в Хельсинки). Е. В. Барсов в период своей службы в Петрозаводске вел активную краеведческую работу по археологии, истории, этнографии и фольклору Олонецкого края. Добытые им археологические материалы хранились в Петрозаводском краеведческом музее, но во время войны были утрачены. В 1878–1884 гг. значительные исследования в Приладожье проводил Н. Е. Бранденбург. Его образованность, точность и тщательность, присущие людям военной науки, самым положительным образом сказались на качестве работ. Раскопки курганов проведены им на высоком для того времени методическом уровне. Большая часть материалов хранится в Государственном Историческом музее в Москве и меньшая – в Эрмитаже. В 20–40-е годы ХХ столетия изучением курганов Приладожского региона занимался известный ленинградский ученый В. И. Равдоникас. Большая заслуга в исследовании оятских памятников принадлежит А. М. Линевскому – археологу, этнографу, историку, известному карельскому писателю. За 1947–1949 гг. под его руководством раскопано 174 кургана. Богатейшие их материалы находятся в фондах Института языка, литературы и истории Карельского филиала РАН. Предметы материальной культуры, добытые при раскопках курганов, являются главным источником при изучении древней истории вепсов X–XIII вв. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
История вепсского букваря | |
Рубрики | |
Вепсский язык происходит из прибалтийско-финской языковой группы. Финские ученые начали изучать его более 130 лет назад. Элиас Леннрот опубликовал в 1853 г. первую статью про вепсский язык. С этого началось настоящее исследование вепсов, вдобавок к языку исследовались и народные традиции. Финны предприняли множество экспедиций, результатом которых стало большое количество записок, дневников и статей. Из них самыми известными стали работы Эмиля Аукисти "Основы исторической фонетики вепсского языка" и Лаури Кеттунена "Исследование вепсских диалектов". В областях проживания вепсов побывали также Август Альквист, Арвид Генец и в нынешнем столетии Лаури Пости, Рейно Пелтола и Аймо Турунен. В прошлом веке в России никто не занимался финно-угроведением именно из-за того, что все финно-угорские народы проживали на территории Российской империи. Однако в начале века в некоторых изданиях начали появляться публикации по этнографии, которые затрагивали в том числе и вепсов. Правда, не всегда эти публикации были объективны. Первый вепсско-русский словарь появился в 1913 г. Он был собран учителем сельской школы Павлом Успенским. Настоящий подъем вепсской культуры начался в 1930-х годах, когда приступили к созданию письменного языка. Как сообщал ленинградский журнал "Революция и письменность" в 1932 г., комитет по терминологии Академии Наук CCCР дал задание создать ижорские и вепсские учебники, а также словари. Газета "Советская этнография" писала в 1931 г., что две группы филологов под руководством академика Николая Марра подготовили ижорский и вепсский алфавит и учебники. Алфавит создавался на основе латинской графики, поскольку по мнению авторов такое решение наиболее соответствовало фонетике языка. В 1932-33 гг. в Ленинградской области в Видле, Оште, Капше, Шоле и Ояти было основано 49 вепсоязычных начальных школ и 5 средних. К 1937 г. опубликовано 19 учебников, вепсско-русский словарь, содержащий 5 тысяч слов, и несколько книг для чтения. В начале 1937 г. обучение на родном языке началось в Прионежье, в Шелтозерском районе, но оно продлилось всего 2 месяца. Несколько ранее вышло постановление о переводе вепсского языка на кириллический алфавит, но оно осталось невыполненным, поскольку обучение на вепсском языке полностью прекратилось в 1937 г. Основной причиной этого был крутой поворот в национальной политике, который нанес серьезный удар по культурам малочисленных народов. Также как и по многолетней работе большого количества ученых. Некоторых даже посадили - например этнографа, вепса по национальности, Степана Макарьева и филолога, доцента Ленинградского университета Матти Хямяляйнена. Вместе с учителем вепсского языка Федором Андреевым Хямяляйнен подготовил вепсский букварь, затем опубликовал грамматику, русско-вепсский словарь и работу по исследованию вепсских диалектов. Другой заметной фигурой в изучении вепсского языка был Николай Богданов, один из первых преподавателей вепсского. Он входил как раз в ту возглавляемую Марром группу филологов, которая разработала вепсский алфавит и выпустила первые учебники. Вепсская письменность была возрождена в 1989 г. К названному периоду были уже известны детально особенности всех вепсских диалектов. В Фонограммархиве Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН в Петрозаводске хранятся многие сотни часов магнитофонных записей. Изданы образцы вепсской речи в России и в Финляндии, а также большой диалектный словарь вепсского языка. Проведенная работа послужила серьезной базой для разработки правил орфографии новописьменного языка. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
История возникновения вепсской письменности | |
Рубрики | |
Вепсский язык является новописьменным языком. Но это не значит, что он никогда не фиксировался на письме. Одним из первых письменных памятников являются заговоры старинной рукописи (предположительно вторая половина XVI века), обнаруженной российским языковедом В. И. Срезневским в Заонежье. Его консультировал известный финский языковед Э. А. Сетяля, и они пришли к выводу, что нерусские записи, сделанные кириллицей, являются вепсскими. Позднее специалист по людиковскому диалекту карельского языка А. П. Баранцев после тщательного анализа текстов пришел к выводу, что эти нерусские тексты являются сплавом двух близкородственных языков южной Карелии – вепсского языка и людиковского диалекта карельского языка. Позднее А. П. Баранцев в делах канцелярии олонецкого губернатора обнаружил еще один, более поздний, памятник (середина XIX века). Это был рукописный словарь небольшого объема, составленный вытегорским исправником Ларионовым, который назвал свою работу «Лексиконом корельского языка». Детальный анализ показал, что в нем представлен куштозерский говор вепсского языка. Куштозерского говора теперь нет, поэтому данный материал весьма ценен для исторической диалектологии. Кроме того, он является свидетельством желания чиновников понять вепсскую речь, которая в первой половине XIX века была, очевидно, достаточно распространена и требовала неких знаний в ее области. Эти памятники были, по сути дела, записаны транскрипцией, которая использовала кириллицу, и здесь невозможно говорить о каких-либо зачатках орфографии. Впоследствии появилось достаточно много разного рода образцов речи, как отдельно изданных, так и использованных в научных трудах, которые при передаче вепсской речи транскрипцией использовали латиницу. Прежде всего, это труды финляндских ученых второй половины XIX века, Э. Леннрота (1853), А. Алквиста (1861), Х. Базилиера (1890), а также Й. Синнеи (1881), Х. Уйфальви (1875) и мн. др. Именно в них содержатся первые письменные образцы вепсской речи, записанные транскрипцией, с которой и начинается зарождаться орфография. Сама же письменная традиция уже с использованием некоторых правил орфографии возникла в 1930-е годы – в годы так называемой культурной революции. В основу литературного языка был положен средневепсский диалект, говор с. Пелуши. Группа разработчиков во главе с вепсом Н. И. Богдановым составляла учебные пособия, в основном, с использованием пелушского, а также некоторых других средневепсских говоров (шимозерских, пондальских, войлахотских). В первый период функционирования вепсской письменности было создано определенное количество новых терминов, которых недоставало языку вепсов: kand «падеж», kandluz «склонение, спряжение», openduzkirj «учебник», vajehnik «словарь», uks’lugu «единственное число», ailugu «множественное число», aikerdoita «умножать» и т.д. Наиболее удачные из терминов того периода используются и в настоящее время, в период возрождения вепсской письменности. В 1930-е годы было создано около 30 разного типа учебников. В основном они были переводными, и в них присутствовало много заимствований, поскольку другие говоры вепсского языка слабо принимались во внимание. Однако письменность была вскоре запрещена, некоторые учебники даже подверглись сожжению, а правила правописания в тот короткий период так и не успели закрепиться, так же как и не успела возникнуть вепсская литература. Вепсская письменность была возрождена в 1989 г. К названному периоду были уже детально известны особенности всех вепсских диалектов. В фонограммархиве Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН в Петрозаводске хранятся многие сотни часов магнитофонных записей. Изданы образцы вепсской речи в России и в Финляндии, а также большой диалектный словарь вепсского языка М. Зайцевой и М. Муллонен. Проведенная работа послужила серьезной базой для разработки правил орфографии новописьменного языка. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
История изучения вепсов | |
Рубрики | |
Вепсы, в числе западно-финских народов России, являлись почти единственным народом, совершенно не изученным до второй половины 20-х гг. ХХ в. В виду этого в 1926 г. в план исследовательских работ этнографического отдела Русского Музея и Академии истории материальной культуры была включена работа по изучению вепсов. Для работы были выбраны наиболее глухие районы Лодейнопольского уезда, а в 1927 г. работа была перенесена в верховье р. Ояти. Этнографическая работа, в виду отсутствия лингвиста-этнографа, велась преимущественно в области материальной культуры. Первые упоминания о веси находим у готского историка середины VI в. Иордана, жившего в северной Италии. В своем труде «О происхождении и деяниях гетов» он называет в списке народов, якобы покоренных готским королем Германарихом в середине IV в., северное племя «васинабронки» (Vаsinаbrоnkаs). Комментатор Иордана Е. Ч. Скржинская перевела термин «васинабронки», представив его, как «весь в местности Абронкас» (vаs in Аbrоnkаs). Польский историк X. Ловмяньский и академик Б. А. Рыбаков считали, что в термине «Абронкас» следует видеть искаженное название «Биармия» или «Пермь». Исходя из этого Б. А. Рыбаков полагал, что сочетание «васинабронки» следует переводить как «весь из Биармии». Более подробные сведения о веси дал германский хронист второй половины XI в. Адам Бременский. Его труд «Деяния епископов Гамбургской церкви», написанный в 1073–1076 гг., состоит из четырех книг, последняя из которых посвящена географии Севера. На основе данных, полученных, вероятно, от скандинавских мореплавателей, он пишет о северном племени вицци (Wizzi). Первым исследователем, отождествившим племя вицци или вису арабских источников с населением Белозерья, был академик Х. Д. Френ (1782–1851). Так же и финский этнолог И. Маннинен, считал, что слово «албаны» (аlbаni), означающее в переводе с латыни «белое», указывает на Белое озеро. Еще одному средневековому хронисту Саксону Грамматику принадлежит труд «Деяния датчан» («Gеstа Dаnоrаm»), созданный на рубеже ХII–ХIII вв. Он представляет компиляцию мифологических, фольклорных, поэтических и реальных сведений. В первой книге этого сочинения дан географический обзор Дании, Прибалтики, Скандинавии и сопредельных территорий, причем реальные факты перемежаются с вымыслом. Саксон Грамматик упоминает в нем народ «висины» (visinnus`), который историки идентифицируют с весью. Множество упоминаний о веси содержится в сочинениях восточных авторов. Наибольший интерес представляют сведения о веси в сочинениях Ахмеда ибн Фадлана и Абу Хамида ал-Гарнати, которые сами побывали в Булгаре на Волге. Секретарь посольства багдадского халифа в государстве Булгар Ахмед ибн Фадлан совершил путешествие по Волге в 921—922 гг. В своих записках он трижды упомянул о веси, называя ее со слов царя булгар «вису». Неоднократно упоминает о веси и древнейшая дошедшая до нас русская летопись «Повесть временных лет». Ее первая редакция была составлена около 1110–1113 гг. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Впервые Нестор упомянул весь в самом начале своей летописи, среди народов, живущих «в земле Иафета, сына Ноя»: «В странах же Иафета сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, емь, угра...». В летописи есть и первое датированное упоминание о веси. Под 862 годом значится: «Сказали (варягам) руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». В Воскресенской летописи XVI в., в сообщении о принятии Русью христианства говорится о том, что князь Владимир крестил «и мерьску и кривическу весь, рекше Белозерскую». Здесь, очевидно, имеются в виду группы веси в областях, сопредельных с территорией расселения кривичей и мери. Письменные источники VI – начала XIII в. позволяют сделать вывод, что весь в то время была могучим племенем, хорошо известным во многих странах Западной Европы, мусульманского Востока и, естественно, Руси. В IХ–ХI вв. весь принимала активное участие в политической и военной жизни Руси. В эпоху раннего средневековья весь приняла участие в формировании карельской народности, а также частично растворилась среди славянского населения. Упоминания о ней исчезают из письменных источников. В начале XIX в. существовало даже мнение, что весь вообще уже исчезла из числа народов России. Так, Н. М. Карамзин писал в примечаниях к первому тому своей «Истории Государства Российского»: «Весь, Меря, Мурома, наконец обратились в Славян». Вновь стало известно о вепсах благодаря академику А. Шёгрену. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Кёппен Петр Иванович (1793-1864), ученый | |
Рубрики | |
КЁППЕН Петр Иванович (1793–1864), статистик, историк. Чл.-корр. СПб. АН (1826), адъюнкт (1837), акад. (экстраординарный – 1839, ординарный – 1843). Окончил Харьковский ун-т, магистр правоведения (1814). В1814-22 чиновник почтового деп-та в СПб. В 1822-24 предпринял путешествие по славянским землям на средства мецената гр. Н.П. Румянцева. Д-р философии Тюбингенского ун-та (1826). Занимал различные посты в Мин-ве внутр. дел, 5-м отделении СЕИВК, Мин-ве гос. имуществ. Автор ряда работ по истории, географии, этнографии Крыма. Один из инициаторов создания в 1845 Рус. географического об-ва, упр. отделения статистики (1845-47). В 1846 разработал план по созданию этногр. карт России. На осн. официальной статистики и сведений, собранных им в ходе поездок по сел. приходам, в 1849 издал «Этнографическую карту Петербургской губернии» (на нем. яз.). Эта карта является важнейшим док-том о расселении финноязычных общностей в сер. XIX в. (единственная, где обозначены терр. этнических групп савакот и эвремейсет). Автор иссл. о води, ижоре, петерб. немцах. В 1851 под ред. К. издана «Этнографическая карта Европейской России» (переизд. 1852, 1855). Инициатор изд. серии «Списков населенных мест Европейской России»; первая кн. серии – «Города и селения Тульской губернии в 1857 г.» появилась в 1858 под ред. К. Лит.: Кеппен Ф.П. Биография П.И. Кеппена // Сб. Отделения русского языка и словесности Имп. Академии наук. СПб., 1911. Т. 89. № 5. С. 1-170; Сухова Н.Г. Петр Иванович Кеппен как географ // Известия РГО. 1993. Т. 125. Вып. 5. С. 1-11; Сухова Н.Г., Красникова О.А. К биографии П.И. Кеппена (1793–1864) // Деятели русской науки XIX – ХХ вв. СПб., 2000. С. 31-61. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Кайболово, дер. | |
Рубрики | |
КАЙБОЛОВО, дер. в Кингисеппском р-не. Нас. – 75 чел. Находится на р. Сума (сев.-зап. часть Ижорской возвышенности). В 2 км западнее К. обнаружено Кайболовское городище – земляное укрепление второй пол. XII – первой пол. XIII в., разрушенное, вероятно, при нападении нем. рыцарей на Новгородские владения в 1241. В XV–XVI вв. К. – один из центров железоделательного промысла. В 1796 мыза Кайбола (Кайбала) пожалована Павлом I А.К. Роткирху. Сохр. сильно перестроенный усадебный дом, часть парка. В 1860-е построена дерев. часовня Св. Мц. Анастасии (сохр.). По др. версии, в часовню обращена ц. Свят. Николая Чудотворца, построенная в К. в 1713-14. Лит.: Рябинин Е.А. Городища Водской земли // Краткие сообщения Института археологии. 1984. № 179. С. 45-53; Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Кингисеппский район. СПб., 2003. С. 62-67. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Каменногорск, г. | |
Рубрики | |
КАМЕННОГОРСК (до 1948 – Антреа/Antrea, швед.– Санкт-Андре), город в Выборгском р-не. Нас. – 5,8 тыс. чел. Находится на берегу р. Вуокса. Первоначально терр. К. относилась к уезду Яаски (Jaaski; см. Лесогорский), по Ништадтскому договору разделенному границей в 1721 (см. Выборгская губ.). Оказавшиеся на терр. России быв. прихожане ц. Св. Петра в Яаски в 1725 построили дерев. лютеранскую ц. Св. Андрея, от названия к-рой и происходит топоним «Антреа» (по др. версии, по назв. мыса Антерниеми на р. Вуокса). В кон. XVIII – нач. XIX в. в р-не Антреа начали разрабатывать месторождения гранита. В 1892 построена ж.-д. ветка на Выборг, в 1893 – на Иматру (ныне – в Финляндии) и Хиитолу (ныне – в Республике Карелия). В 1918-40 пос. Антреа – в составе независимой Финляндии. В 1918, во время гражд. войны в Финляндии, важ. опорный пункт белой армии. Статус города получил в 1940. До 1944 – в Карело-Финской ССР, с 1944 – в Лен. обл. До 1960 – в составе Лесогорского р-на (до 1948 Яскинский), затем – Выборгского р-на. В 1948 переименован в Каменногорск, назв. связано с выходами кристаллических пород в окрестностях города и наличием карьеров, где ведется добыча гранита. В наши дни в К. работают карьероуправление (с 1969), Комбинат нерудных материалов (ККНМ), ООО «Минерал», карьер «Пурга». Гранит из К. используется на стр-ве в СПб. В городе имеются дет. муз. школа, б-ка. В 15 км от К. у быв. дер. Корпилахти обнаружены кам. и костяные мезолитические орудия. Повседневная жизнь Антреа сер. XIX в. описана в произв. выборгского поэта А. Рахконена. Расположение К. привлекает любителей водного туризма. Лит.: Каменногорск. – http://kamennogorsk.narod.ru; Simonen S. Antrea: Antrean ja Vuoksenrannan kuntien muistojulkaisu. Helsinki: Kustantaja, 1951. А.Ю.Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
«Камея», концертная группа | |
Рубрики | |
«КАМЕЯ», концертная группа. Создана в окт. 1994 на базе агиткультбригад отдела культуры администрации Тосненского р-на. В репертуаре – песни сов. и рос. композиторов, рус. нар. и авторские песни. Коллектив побывал с концертными программами на праздниках в разл. населенных пунктах р-на. В 1996 гастролировал в городах Лен. обл., Краснодаре и Краснодарском крае, а также в Республике Адыгея, где в качестве «визитной карточки» Лен. обл. представлял ее таланты. В 2004 солист «К.» Михаил Репин стал обладателем первой премии обл. молодежного эстрадного фестиваля-конкурса «Кумиры XXI века» в номинации «мужской вокал». Г.К. Тимофеева | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Кантеле | |
Рубрики | |
КАНТЕЛЕ, прибалт.-фин. щипковый струнный муз. инструмент (фин. и карел. – kantele, эст. – kannel). Подобные инструменты известны у литовцев (канклес), латышей (кокле). К. похоже на крыловидные (звончатые) гусли, распространенные у русских Северо-Запада России. К. отличается от них отсутствием открылка (часть гуслей, на к-рые опиралась рука музыканта при полунаклонном или вертикальном положении инструмента). Традиционное К. имело пять струн из жил. В XIX в. появились К. с 10, 12, 14, 16, 24 струнами. В 1930-е карельский фольклорист В.П. Гудков создал хроматическое К. с 36 струнами, на к-ром можно исполнять как нар., так и классические произв. Во время игры К. держат на коленях в горизонтальном или слегка наклонном положении, пальцами обеих рук защипывают струны. К. использовали для аккомпанемента карельские и ижорские рунопевцы. У ижор К. встречалось в быту еще в 1920–30-е гг. В карельской и фин. традиции К. приобрело символическое значение: согласно «Калевале» (руны 40-44), это волшебный инструмент, созданный одним из гл. эпических героев – Вяйнямёйненом (Vainamoinen). Лит.: Тынурист И.В. Где во гусли звонили (Опыт картографирования народных музыкальных инструментов) // Этнографические исследования Северо-Запада СССР. Л., 1977. С. 16-29. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Карамзин Николай Михайлович (1766-1826), литератор, ученый | |
Рубрики | |
КАРАМЗИН Николай Михайлович (1766–1826), писатель, публицист, историк, поч. ч. Петерб. АН (1818), действительный статский советник (1824). Воспитывался в частном пансионе в Симбирске, потом в моск. пансионе проф. И.М.Шадена (1776-81). Служил в л.-гв. Преображенском полку (1782-84). После выхода в отставку путешествовал по Европе (1789-90), затем жил гл. обр. в Москве. Автор «Писем русского путешественника» (1791-92), повестей «Бедная Лиза» (1792), «Наталья, боярская дочь» (1792), «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода» (1803) и др., трактата «Записка о древней и новой России» (1811), стих., очерков, критических статей, переводов. В 1802-03 издавал лит.-полит. журн. «Вестник Европы». В 1803 указом Александра I назначен историографом и приступил к работе над своим гл. трудом – «Историей государства Российского» (Т.1-12, 1816-29). В 1816 вместе с семьей переехал в СПб. Похоронен в Александро-Невской лавре (Некрополь мастеров иск-в). В последние годы жизни К. был частым гостем в имении Олениных Приютино (ныне г. Всеволожск), подолгу жил в Гатчинском дворце у вдовствующей имп. Марии Федоровны. Соч.: Избр. соч. М., 1964; Письма русского путешественника. М., 1984 (Лит. памятники); История государства Российского. Т. 1-12. М., 1988–1989. Лит.: Гришина Л.И., Файнштейн Л.А., Великанова Г.Я. Памятные места Ленинградской области. Л., 1973. С. 171; Достопримечательности Ленинградской области / Сост. И.А. Орлова. Л., 1977. С. 424; Эйдельман Н.Я. Последний летописец. М., 1983; Лотман М.Ю. Сотворение Карамзина. М., 1998. А.Д. Марголис | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Кармалина Любовь Ивановна (1834-1903), артистка | |
Рубрики | |
КАРМАЛИНА (урожд. Беленицына) Людмила Ивановна (1834 – 1903, дер. Кобрино), певица, собирательница нар. песен. Воспитывалась в Екатерининском ин-те в СПб., где класс вокала вел Г.Я. Ломакин. Брала уроки фп. и пения у А.С. Даргомыжского, с 1855 училась у М.И. Глинки. С 1856 выступала как камерная певица и пианистка, гастролировала по России и Европе. В 1860-е жила на Волыни, Кавказе, Кубани. Записывала рус. и украинские нар. песни, напевы кавказских народов, раскольничьи песни, к-рые позже использовали в своих соч. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский. С 1880-х неоднократно бывала в Гатчине у Балакирева и Ломакина. В 1890-х приобрела имение в дер. Кобрино. Здесь скончалась, похоронена на кладб. в с. Воскресенское рядом с ц. Воскресения Христова. Соч.: Глинка и Даргомыжский // Глинка в воспоминаниях современников. М., 1955. Лит.: Львов М. Из истории вокального искусства. М., 1964. С 68-70; Пекелис М.М. Русская певица Л.И. Кармалина // Сов. музыка. 1972. № 11; Он же. Александр Сергеевич Даргомыжский и его окружение. 1845–1857. М., 1973. Т. 2. С. 28-52, 373-391, 401-414; Бурлаков А. Туристские маршруты Гатчинского района. Гатчина, 2003. С.25. Ю.Н. Кружнов | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Карты и планы | |
Рубрики | |
КАРТЫ И ПЛАНЫ. Наиболее старые К. и п. территории Лен. обл. относятся к XVI в. Приневье и Карельский перешеек с г. Нотеборг (Шлиссельбург) и Кексгольм (Приозерск), хотя и с многочисл. искажениями, представлены на «Карте Марина» О. Магнуса (она же «Карта Готика», 1539; гравирована в Венеции). Появлению К. и п. способствовали войны (так составлены, напр., планы осады Кексгольма 1610), а также работы по разметке рус.-швед. границы. На карте А. Буреуса «Orbis Arctoi» (1626) впервые представлены правильные очертания озер Ладожское, Онежское, Ильмень. В XVII в. К. и п. Ингерманландии составлялись в ходе землеустроительных работ, проводимых швед. властями (напр., Ген. карта Ингерманландии 1704). Первая такая рус. карта «Географический чертеж Ижорской земли» сделана А. Шхонебеком в 1704-05. На ее осн. с учетом произошедших после стр-ва СПб. изменений под руководством И.К. Кирилова в 1727 составлена карта Ингерманландии для «Атласа Российского» (изд. в Нюрнберге на лат. яз. в 1734). Картографирование вост. р-нов современной Лен. обл. также производилось в XVIII в., в т. ч. и в связи с их экон. освоением. К. и п. Юж. Приладожья появились в 1720-40-е после открытия Ладожского кан. (см. Ладожские каналы). В 1762 составлена карта Обонежской пятины Новгородской губ., леса к-рой были пригодны для стр-ва кораблей. В 1821 издана Ген. карта Новгородской губ. К. и п. Выборгской, С.-Петерб., Новгородской губ. составлялись в ходе проведения Ген. межевания во второй пол. XVIII в. В XVIII–ХIХ вв. на терр. области проводились воен.-топографические съемки, здесь работали воен. геодезисты и топографы П.И. Нейгардт, Ф.Ф. Шуберт, А.Р. Бонсдорф. Результатом их работы стала, например, Военно-топографическая карта С.-Петерб. губ. (1863). В 1849 издана Этнографическая (сост. П.И. Кёппен), а 1852 – Геологическая карта С.-Петерб. губ. (сост. С.С. Куторга). Вся терр. современной Лен. обл. представлена на «Этнографической карте Европ. России» (1851, сост. П.И. Кёппен). В сов. период продолжались работы по картографированию. В 1927 издана новая этнографическая карта, охватывающая всю Лен. обл., – в качестве приложения к кн. Д.А. Золотарева «Этнический состав населения Северо-западной области и Карельской АССР». Однако изданию общедоступных подробных и точных К. и п. препятствовал режим секретности. В 1934 опубл. «Атлас Лен. обл. и Карельской АССР», в 1967 – «Атлас Лен. обл.», в к-ром наряду с картами размещения населения, экон. развития представлена карта учреждений культуры. С кон. 1980-х появляется большое количество изданий карт и атласов, адресованных туристам, рыболовам, грибникам, любителям спорт. ориентирования. В их числе атласы «Лен. обл. и районные центры» (масштаб 1:200000), «Юго-Запад Лен. обл.» (1:100000), «Карельский перешеек» (1:100000), «Реки и озера Карельского перешейка» (1:50000). Издаются планы отд. городов обл. В 2005 опубл. «Большой автодорожный атлас СПб. и Лен. обл.», в к-ром зап. и центральная части обл. представлены картами масштаба 1:100000, менее заселенная вост. часть – картами 1:200000. Наряду с дорогами, на картах обозначены и памятники. Издана двухтомная «Археол. карта Лен. обл.» (сост. В.А. Лапшин; 1990, 1995), материалы к-рой сгруппированы по р-нам. Проводилось медико-экологическое картографирование, см.: «Экологическая карта Лен. обл.» (2005). В 2006 изд-во «Дискус Медиа» выпустило Большой автодорожный и справочный атлас Лен. обл., наилучшим образом отражающий совр. состояние края. К. и П. отд. частей обл. прилагаются ко мн. современным краевед. изданиям. К. и п. территории Лен. обл. хранятся в собр. различных б-к и архивов России и заруб. стран (в осн. в Швеции), в т. ч. в собр. Ленинградского областного государственного архива в г. Выборг: Ф. 531 «Карты, планы и чертежи г. Выборга, Выборгской, Куопиоской, Миккельской губерний» (854 дела, 1751–1944); Ф. 532 «Карты, планы и чертежи железнодорожных, шоссейных и водных путей сообщения г. Выборга и Выборгской губ.» (57 дел, 1812–1938). Лит.: Санкт-Петербург и Ингерманландия в архивах Швеции. Швеция в архивах Санкт-Петербурга: Материалы рос.-швед. семинара. СПб., 2005; Эренсверд У. Шведское картографирование Ингерманландии // Шведы на берегах Невы. Стокгольм, 1998; Maps of the Neva river and adjacent areals in Swedish archives / Ed. by L. Bagrov & H. Kohlin. Malmo, 1953; http://around.spb.ru/maps/ А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… |