Статьи
/
Курганы древнерусские
Водская земля | |
Рубрики | |
ВОДСКАЯ ЗЕМЛЯ (Вотская), ист.-культурный и адм. регион ср.-век. Руси, расположенный в сев.-зап. части владений Вел. Новгорода (зап. часть совр. Лен. обл.). Впервые упомянута в летописи под 1338: в уставе «о мостех» кн. Ярослава Ярославича 1260-х фигурирует «Вочская сотня», к-рую идентифицируют с В. з. Топоним связан с этнической общностью водь, проживавшей на этой терр. Точные границы В. з. неизвестны. Наиболее вероятно, что она располагалась в междуречье рр. Луга и Стрелка (при этом погосты «в чюди» – район Котлов и Ополья – в ее состав не входили), а в юж. направлении доходила до Новгорода. Новгородская писцовая книга 1499/1500 упоминает уже Водскую пятину (см. Пятины). На терр. В. з. (особенно на Ижорской возвышенности) выявлено большое кол-во археол. памятников (см.: Курганы древнерусские, Могильники води). Лит.: Рябинин Е.А. Водская земля Великого Новгорода. СПб., 2001. А.Ю.Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Длинных курганов культура | |
Рубрики | |
ДЛИННЫХ КУРГАНОВ КУЛЬТУРА. В сер. I тыс. н. э. на обширной терр., охватывающей басс. Псковского оз., рр. Великой, Ловати, Мсты, Мологи и частично Чагодощи, распространяется новая культура. Она выделяется своими погребальными пам. в виде длинных курганов. Поселения представлены небольшими неукрепленными селищами, расположенными неподалеку от могильников. На терр. Лен. обл. эта культура известна в басс. верх. течения р. Луга и в басс. р. Чадогощь, где могильники с длинными курганами и сопками второй пол. I тыс. н. э. располагаются чересполосно, в характерных для них ист. ландшафтах. Раскопки проводились с нач. ХХ в. (А.А. Спицын у дер. Замошье, С.С. Гамченко у дер. Ситенка), систематические разведки – в кон. 1920-х (Н.Н. Чернягин, Г.П. Гроздилов, П.Н. Шульц). В 1970–1990-х Сев.-зап. археол. экспедиция ЛГУ осуществила разведки и раскопки могильников Д. к. к. в Лужском р-не (дер. Рапти-Наволок, Г.С. Лебедев, 1971; дер. Естомичи, С.Л. Кузьмин, 1995). Длинные курганы – невысокие валообразные насыпи от 10-12 до 100 м длиной, расположенные в одних могильниках с круглыми курганами полусферической формы. Каждая насыпь содержит неск., иногда десятки захоронений. После кремации умерших остатки сожжений помещались в разл. местах насыпи: в ямках или на погребальных площадках в основании, в погребальных урнах, берестяных туесках, прямо на поверхности. Немногочисл. находки (бронзовые «бляшки-скорлупки» и колпачкообразные бляшки, поясные пряжки, ножи, глиняные пряслица, синие стеклянные бусы, кам. кресала, лепные глиняные сосуды) позволяют датировать наиб. ранние погребения V в., самые поздние – IX–X вв., когда они сменяются древнерус. курганными могильниками. Обычно могильники и селища располагаются в стороне от кр. рек и водоемов, на песчаных возвышенностях в сухих боровых лесах, при дорогах. Основу деятельности населения составляло комплексное лесное х-во и подсечное земледелие с использованием огня и ручных орудий обработки земли. В науч. литературе длинные курганы связывали как со славянами, так и с дославянским нас. Благодаря трудам акад. В.В. Седова утвердилась мысль о создании этой культуры первой волной славянских переселенцев из областей Ср. Повисленья. В ее состав были включены балты, пришедшие вместе со славянами, и местное прибалт.-фин. нас. Лит.: Спицын А.А. Раскопки 1910 г. в Лужском уезде С.-Петербургской губернии // Известия Археологической комиссии. Вып. 53. Пг., 1914. С. 89; Лебедев Г.С. Длинные курганы Верхнего Полужья // Краткие сообщения Института археологии. 1974. № 139. С. 69-73; Лебедев Г.С. Археологические памятники Ленинградской области. Л., 1977. С. 78-99; Лесман Ю.М. Памятники культуры длинных курганов в Лужско-Оредежском междуречье // Новое в археологии Северо-Запада СССР. Л., 1985. С. 33-37; Седов В.В. Славяне в раннем Средневековье. М., 1995. С. 211-217. К.М. Плоткин | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Ивановский Лев Константинович (1845-1892), ученый | |
Рубрики | |
ИВАНОВСКИЙ Лев Константинович (1845–1892), врач, археолог и антрополог. Окончил Мед.-хирургическую академию (1869; с зол. медалью), оставлен ассистентом при кафедре описательной анатомии. По просьбе Рус. Археол. об-ва направлен для изучения ср.-век. краниологических материалов. В 1872-85 и 1891 раскопал 5877 древнерус. курганов в 127 могильниках на Ижорской возвышенности в зап. уездах С.-Петерб. губ. Им были получены уникальные данные об эволюции погребального обряда, типах жен. украшений, оружия и орудий труда XI–XV вв., о культуре словен новгородских, их взаимосвязях с местным прибалт.-фин. нас. Исследовал также новгородские сопки VIII–X вв. на р. Ловать. Неск. тыс. погребальных комплексов и десятки тыс. вещественных находок опубликовано в 1896 А.А. Спицыным после преждевременной смерти И. Эти материалы являются важным источником по истории ср.-век. сел. населения сев.-зап. земель Вел. Новгорода. Соч: Курганы Вотской пятины Новгородской земли. Раскопки 1874 г., произведенные Л.К. Ивановским // Известия Имп. Русского Археологического общества. СПб., 1875. Т.2. С. 225-230; Т. 9. С. 93-101; Материалы для изучения курганов и жальников юго-запада Новгородской губернии // Труды II археологического съезда. СПб., 1881. Т. 2. С. 58-67; Спицын А.А. Курганы С.-Петербургской губернии в раскопках Л.К. Ивановского. Материалы по археологии России. Вып. 20. СПб., 1896. Лит.: Лебедев Г.С. История отечественной археологии. 1700–1917 гг. СПб., 1992. С. 152-153. К.М. Плоткин | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Извара, усадьба | |
Рубрики | |
ИЗВАРА, усадьба (дер. Извара, Волосовский р-н). Первонач. (с 1747) мыза принадлежала гр. К.Е. Сиверсу. С 1872 имение с кам. господским домом, построенным в стиле англ. готики, фруктовым садом и многочисл. хоз. постройками приобрел петерб. юрист К.Ф. Рёрих. Его сын, будущий художник Н.К. Рёрих провел в И. дет. и юношеские годы. Здесь возник и развился его интерес к иск-ву, археологии и древнерус. истории. Этому способствовало то обстоятельство, что вблизи усадьбы находились древнерусские курганы – захоронения XI–XVI вв. Рёрих принимал участие в археол. экспедициях Л.К. Ивановского и сам исследовал нек-рые захоронения. В нач. ХХ в. И. приобрел купец А.П. Вернандер, к-рый устроил в имении з-ды, мельницы, развел в озере форель. Накануне рев-ции 1917 в И. была открыта Земледельческая школа с домовой ц. Казанской иконы Божией Матери (1916-17, арх. И.И. Яковлев). В настоящее время усадебный дом восстановлен; сохр. нек-рые хоз. постройки: конюшни, скотный двор и пр. В 1984 в И. открыт Рёриха Н.К. музей-усадьба. Лит.: Короткина Л.В. Рерих в Петербурге-Петрограде. Л., 1985; Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. С. 119-121. О.А. Чеканова | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Могильники води | |
Рубрики | |
МОГИЛЬНИКИ ВОДИ. Погребальные памятники сев.-зап. води («чуди») исследованы Е.А. Рябининым в 1983-88 в быв. водском приходе Каттила (дер. Котлы Кингисеппского р-на). Древнейший тип представлен кам. могильниками I–III вв. К ним примыкают грунтовые могилы XII–XVII вв. с кам. оградками на поверхности. Погребальный ритуал характеризуется трупоположениями с зап. и вост. ориентировкой, порчей орудий труда. Жен. убор (нагрудные булавки и цепочки с привесками, орнаментация одежды спиральками, колечками, бляшками и др.) отражает локальные племенные традиции и имеет прибалт.-фин. облик. Славяно-рус. влияние прослеживается только в хоз. деятельности. Сев.-вост. водь, обитавшая на плодородных землях Ижорской возвышенности, оказалась в зоне массового сел. расселения словен и кривичей. В материалах древнерус. курганно-жальничных могильников XI–XV вв. можно проследить сближение чересполосно обитавших разноэтничных общин. Культурное влияние Новгорода способствовало формированию единой обл. культуры, что отразилось в элементах погребального ритуала и инвентаря. Юж. водь (предположит., «норова») обитала в cев.-вост. Причудье, между рр. Нарова и Плюсса. Древнерус. курганы распространяются здесь с XI–XII вв. В их культуре сочетаются славянские и прибалт.-фин. элементы. В теч. XII–XIII вв. под новгородским влиянием местные типы украшений заменяются общерусскими. См. также: Водь. Лит.: Рябинин Е.А. Водская земля Великого Новгорода. СПб., 2001 К.М. Плоткин | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Могильники ижоры | |
Рубрики | |
МОГИЛЬНИКИ ИЖОРЫ, сосредоточены на ее племенной терр. в басс. рр. Ижора и Нева и по юж. берегу Финского зал. (см. Ижора). Имеются сведения о 33 грунтовых могильниках. Раскопки производились в дер. Усть-Рудица Ломоносовского р-на, дер. Гамалово Кингисеппского р-на (XV–XVII вв), дер. Кирсино Кировского р-на (сер. XII – XIII вв.) Позднесредневековые грунтовые могильники исследованы на терр. СПб. Изв. находки украшений карельских типов XI–XIII вв. (дер. Колтуши, дер. Мишкино в междуречье рр. Мга и Назия, дер. Инкере-Войскорово в ниж. течении р. Ижора). Влияние карельско-ижорской культуры прослеживается в нек-рых древнерус. курганно-жальничных могильниках Ижорской возвышенности. В крепости Орешек в слоях XIV–XV вв. обнаружена серия украшений карельских типов, свидетельствующих о присутствии ижоры. К числу М. и. предположит. относят древнерус. могильник XIV–XV вв. в г. Гатчина. Археол. материалы подтверждают, что ижора отделилась от южнокарельских племен не ранее кон. I – нач. II тыс. н. э. Лит.: Рябинин Е.А. Ижора // Финны в Европе. Вып. 2. М., 1990. С. 31-41; Сорокин П.Е. Раскопки ижорских могильников в бассейне р. Невы // Записки Института истории материальной культуры РАН. № 1. СПб., 2006. С.94-111. К.М. Плоткин | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Озерёво, дер. | |
Рубрики | |
ОЗЕРЁВО, деревня в Бокситогорскомо р-не. Расположена на левом берегу р. Чагода, образующей в этом месте разлив в виде озера (отсюда происходит назв. поселения). Нас. – 22 чел. Рядом с О. проходит автомоб. дорога Забелино – Красная речка, к-рая выходит на трассу Новая Ладога – Ярославль. Поселение возникло как один из важных пунктов на водном пути из басс. Балтийского моря на Волгу и в центр округи. В 2-3 км к западу от О. сосредоточен комплекс археол. пам.: городище дьяковской культуры и группа сопок и курганов рубежа I–II тыс. н. э. Ниже по течению, в р-не впадения р. Горюнь в Чагоду, находятся поселение и могильник культуры длинных курганов (V–IX вв.). В период средневековья возник Озерёвский Георгиевский погост. В О. сохр. кам. ц. Вмч. Георгия Победоносца (1845-48) на правом берегу Чагоды (закрыта в 1934, в наст. время восстанавливается); в соседней дер. Усадище – дерев. ц. Свят. Николая Чудотворца (XVIII в.). Находившаяся в ней икона «Никола с Козьмой и Дамианом и житием Николы» (первая пол. XIV в.) ныне хранится в ГРМ. В О. был установлен памятник в честь Александра II, в сов. период утрачен. Лит.: Лихачева Л.Д. Икона «Никола в житии» из погоста Озерево // Сообщения ГРМ. Вып. Х. М., 1974; Калинин М.А., Федяев А.И. Бокситогорск – Пикалёво. Л., 1983. С. 53, 59. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Спицын Александр Андреевич (1858-1931), ученый | |
Рубрики | |
СПИЦЫН Александр Андреевич (1858–1931), археолог, чл.-корр. АН СССР (1927). Окончил СПб. ун-т (1882). С 1892 – в Археол. комиссии (после ее реорганизации – с 1919 сотрудник Гос. академии истории материальной культуры). Занимался систематизацией, обобщением и публ. древностей Вост. Европы бронзового и жел. веков, эпохи Средневековья. Дал ист. характеристики осн. категорий пам. Северо-Запада, включая совр. Лен. обл. Опубликовал материалы раскопок древнерус. курганов С.-Петерб. губ., проведенных Л.К. Ивановским, В.Н. Глазовым, Н.К. Рёрихом, сделал ист. достоверную характеристику приладожских курганов, раскопанных Н.Е. Бранденбургом. Определил ареал, датировку и этнокультурную атрибуцию длинных курганов, сопок и жальников, положив начало дискуссии о времени славянского заселения Северо-Запада. В 1899 определил терр. славянских племен по распространению височных колец разных типов. Мн. наблюдения и выводы С. сохр. актуальность и в наши дни. Проф. Петрогр. ун-та (1918); читал курс лекций по рус. археологии (1909-28). Соч.: Курганы Санкт-Петербургской губернии в раскопках Л.К. Ивановского // Материалы по археологии России. Вып. 20. СПб., 1896; Обозрение некоторых губерний и областей России в археологическом отношении. Петербургская губерния // Записки Русского археологического общества. 1896. Т. IX. Вып. 1-2. С. 268-278; Расселение древнерусских племен по археологическим данным // Журнал Министерства народного просвещения. 1899. Вып. VIII; Удлиненные и длинные русские курганы // Записки Отделения русской и славянской археологии. Т. V. Вып. 1. СПб., 1903. Лит.: Формозов А.А. К биографии А.А. Спицына // Советская археология. 1987. № 2. С. 262-264; Лебедев Г.С. История отечественной археологии. 1700–1917 гг. СПб., 1992. С. 247-252. К.М. Плоткин | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Этнические общности Ленинградской области | |
Рубрики | |
ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ. Э. о. (или этносами, народами) принято называть исторически сложившиеся устойчивые сообщества людей, сформировавшиеся на определенной терр., обладающие общими чертами культуры и самосознанием, выраженным в самоназвании. Самосознание или идентичность – важнейший признак Э. о. Терр. Лен. обл. исторически являлась зоной контакта финно-угорских народов и славян (русских). О ранних этапах этногенеза (формирования Э. о.) свидетельствует ряд археол. находок (см. Археологические памятники, Курганы древнерусские, Могильники води, Могильники ижоры, Могильники карел). В наши дни в Лен. обл. проживают прибалт.-фин. Э. о.: ингерманландские финны, ижора, водь, эстонцы, вепсы, карелы. В нач. ХХ в. на терр. обл. значимые по числ. этнические общины составляли также индоевропейские Э. о.: немцы, шведы (особенно в г. Выборг), латыши, цыгане. В ряде городов проживали евреи. Сов.-финл. война 1939-40 привела к полной смене этнического состава нас. Карельского перешейка (совр. Выборгский и Приозерский р-ны). После эвакуации местных жит. (преим. финнов, также шведов, русских) вглубь Финляндии опустевшие терр. заселялись русскими из разл. областей России. На сокращение числ. неславянских Э. о. в ХХ в. оказали влияние процессы урбанизации, добровольные миграции, а также депортации этнические (затронувшие ингерманландских финнов, ижору, водь, немцев). В наст. время в Лен. обл. русские составляют подавляющее большинство нас. (среди них много выходцев из др. регионов). Лит.: Выскочков Л.В. Об этническом составе сельского населения Северо-Запада России (Вторая пол. 18 – 19 вв.) // Петербург и губерния: Ист.-этногр. исследования. Л., 1989. С.113-131; Мы живем на одной земле. Население Петербурга и Ленинградской области. Л., 1992; Прибалтийско-финские народы России. М., 2003; Гадло А.В., Верняев И.И., Егоров С.Б., Чистяков А.Ю. Этнография Северо-Запада России. Южные окрестности Петербурга – Приладожье – центральные районы Псковщины. СПб., 2004. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… |