Тематические группировки / ЦОР
1 2 3 4 5 6
Вокзалы железнодорожные
Рубрики
ВОКЗАЛЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ. Для разработки проектов станционных вокзалов на первой крупной жел. дороге в России между СПб. и Москвой был образован к-т в составе арх. К.А. Тона, Р.А. Желязевича, Н.Е. Ефимова, А.П. Брюллова. Официальное открытие магистрали, получившей в 1855 назв. Николаевской, состоялось 1 нояб. 1851. К открытию было построено 34 ст. с вокзалами по типовым проектам четырех классов. Крупные ст. I и II классов располагались на расстоянии 73-84 версты, между ними, на расстоянии 18-37 верст, строились ст. III и IV классов. Вокзалы I и II классов (арх. Р.А. Желязевич, инж. М.С. Волков, И.Ф. Кениг и др.) отличаются размерами (длина, соответственно, 115 и 86,7 м). Они построены по т. н. островной системе: здания обнесены крытыми галереями, под к-рыми находятся перроны. Галереи изготовлены из стандартных чугунных колонн и ферм. Ближайшая к СПб. ст. I класса – М. Вишера (в Новгородской обл.). На терр. Лен. обл. сохр. вокзал II класса на ст. Любань. В комплекс входит круглое в плане здание паровозного депо с мастерскими, перекрытое большим куполом. Недалеко от вокзала в 1867 сооружена ц. Петра и Павла Апостолов, в к-рой похоронен строитель дороги П.П. Мельников. Следующая по времени стр-ва жел. дорога СПб. – Варшава открыта 15 дек. 1862. В 1872 в Гатчину подошла соединительная ветка от Петергофской ж. д. (открыта в 1857). На этом направлении сохр. дерев. станционные павильоны на платформах Дудергоф (Можайская) и Мариенбург. Вокзал «Гатчина-Балтийская» не сохр. На его месте – новая постройка павильонного типа (1958, арх. Л.В. Доброницкая). Вокзал в Луге (1951) и вокзал «Гатчина-Варшавская» (1947) построены по проекту арх. Д.П. Бурышкина. Гатчинский вокзал украсил скульпт. фриз, посвященный освобождению города (скульп. Я.А. Троупянский). В 1950-е построены вокзальные здания в духе «сталинского классицизма» на ст. Волховстрой и Петрокрепость. Их подчеркнуто торжественный облик, эмблематика воен. и трудовой славы в оформлении напоминали о недавней Победе. Вокзал на ст. Ладожское озеро (1974), сооруженный в форме стилизованного надолба, включен в мем. комплекс с паровозом блокадного времени. На открытой 1 февр. 1870 линии Финляндской ж. д. станционные здания первоначально были дерев. Их перестройка в камне происходила в 1898–1917 по проектам арх. Б. Гранхольма в духе «сев. модерна». Вокзал в г. Выборг (1913, арх. Э. Сааринен и Г. Гезелиус), разрушенный в годы Второй мировой войны, принадлежал к значительным произв. фин. архитектуры. Новое здание вокзала (1953; арх. А.В. Васильев, Д.С. Гольдгор и др.) включило фрагменты старого сооружения, но по стилю принадлежит к сов. архитектуре классицистического направления. К 150-летию Октябрьской ж. д., отмечавшемуся в 2001, проведены комплексный ремонт и благоустройство станционных сооружений. Реконструкция вокзала в г. Тихвин (построен в 1900) была проведена в 2004 в связи с подготовкой к торжествам, связанным с возвращением в город чудотворного образа Тихвинской иконы Божией Матери. Лит.: Богданов И.А. Вокзалы Санкт-Петербурга. СПб., 2004. С.107-108, 139-140, 182-184. Ю.М. Пирютко
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Волховская ГЭС
Рубрики
ВОЛХОВСКАЯ ГЭС, первая крупная сов. электростанция. Расположена на р. Волхов. Открыта в дек. 1926. Идея использования волховских порогов для «электрической передачи энергии» была впервые сформулирована инж. В.Ф. Добротворским в 1894. В 1902 был утвержден устав АО «Волховское об-во электрической энергии». Проектирование гидроузла велось в 1910-14 (инж. Г.Г. Кривошеин, Б.Ю. Калинович). В 1918 работы были возобновлены. Кривошеин руководил стр-вом до отъезда за границу. С 1921 электростанция строилась по проекту и под руководством Г.О. Графтио. Волховстрою придавалось важное идеологическое значение как «первенцу ленинского плана ГОЭРЛО». Стр-во обеспечивалось речным (35 судов) и ж.-д. транспортом (до 200 вагонов в сутки), телеф. связью (290 аппаратов). Первонач. мощность ГЭС составляла 58 МВт, в осн. электроэнергия шла в Ленинград. В нач. ВОВ оборудование было демонтировано, но уже в 1942 ГЭС вновь заработала, продолжая электроснабжение блокадного города. Полностью восстановлена в 1944. В машинном зале ГЭС восемь гидроагрегатов мощностью по 8 МВт и два – по 1 Мвт. Перепад высоты уровней составляет 13,5 м, объем водохранилища 4,3 куб. км. Комплекс, включающий здание ГЭС (дл. 140 м, выс. распределительных башен 53 м), водосливную плотину (дл. 213 м), водоспуск, шлюз и рыбоход, является важнейшим градоформирующим объектом г. Волхов. Строго функциональные, четко прорисованные формы, ритм девяти арочных застекленных проемов создают впечатляющий архит. образ в стиле конструктивизма. Лит.: Волховский исторический календарь / Сост. В.В. Астафьев. Волхов, 2001; Астафьев В. Тропинки в прошлое: Ист.-краевед. статьи и очерки. Вып. 3. Волхов, 2003. С. 50-80; Волхов. Первенец гидроэнергетики и алюминиевой промышленности: Альбом. Волхов, 2003. Ю.М. Пирютко
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Волховская школа росписи
Рубрики
ВОЛХОВСКАЯ ШКОЛА РОСПИСИ. Традиции росписи по дереву характерны для нар. худож. ремесел, сформировавшихся в поселениях в р-не Ладожского оз. В С.-Петерб. губ. наиб. изв. получила В. ш. р., возникшая и распространившаяся по берегам р. Волхов. Первыми и наиболее изученными ее образцами являются прялки. Ранние изделия украшались трудоемкой резьбой; краской служила сажа, смешанная с береговой глиной и связанная раствором смолы лиственницы с водой. С нач. XIX в. применяется клеевая роспись по меловому грунту с покрытием олифой или лаком. Это позволило создать более праздничные, сочные росписи. Известны два вида прялок, выполненных в этой технике: «золоченки» и «крашенки». Для первых характерны широкие золоченые полосы по краям лопасти, в центре – растительный орнамент; они особо ценились из-за надписей с именами владелиц. Вторые выделяются изяществом форм, необычностью живописного декора. В росписи четко выражены символы природных стихий – земли, воды и неба. Наиб. расцвета В. ш. р. достигла в сер. XIX в. Во второй пол. ХХ в. в г. Волхов существовало небольшое произ-во по изготовлению кухонной утвари из дерева. При организации в 1968 Лен. объединения нар. худож. промыслов на его базе был создан цех худож. обработки дерева. Волховский цех стал выпускать дерев. изделия с традиционной и совр. росписью – красочные шкатулки, разделочные доски, подносы, поставцы, пасхальные яйца и пр. Основой для воссоздания волховской росписи послужила коллекция прялок ГРМ. Впоследствии роспись была творчески переработана мастерами – появились новые элементы (птицы, фрукты, рыбы), совр. композиционные решения, более разнообразная цветовая палитра. Работы волховских мастеров росписи (среди них Л.П. Чичерина, Е.С. Токарева, М.П. Бут, В.Н. Лыткина) получили признание на отеч. и междунар. выставках. В посл. годы волховскую роспись изучают и развивают в школах искусств Лен. обл., в Рос. лицее традиционной культуры (СПб.). Уникальные образцы В. ш. р. представлены в ГРМ, Музее истории города Волхова, Волховском художественном музее. Лит.: Покровский Б.Н. Волховская роспись по дереву // Личность и культура. 2001. № 3/4. С. 56-58; Волховская роспись. – http://b1502029.narod.ru/St3.htm В.И.Киселев
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Выборгский замок
Рубрики
ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК (г. Выборг, Замковый о-в). Расположен на о-ве в Крепостном проливе, при впадении р. Вуокса в Выборгский зал. Основан в 1293 швед. правителем Торкелем Кнутсоном на месте укрепленного поселения карел XII–XIII вв. Первонач. замок, прямоугольный в плане, состоял из центральной квадратной башни Св. Олафа, сложенной из валунов, и стены по периметру площадки холма. С его стр-ва началась история города. В 1440-х построена наружная линия обороны – кам. стена вдоль юж. береговой линии. В связи с применением огнестрельного оружия строятся круглые башни (сохр. одна башня на углу гл. корпуса). Модернизация укреплений проведена в сер. XVI – нач. XVII вв. В 1561-64 башня Св. Олафа получила восьмигранную надстройку (55 м над уровнем моря) и стала гл. арт. сооружением. Береговая линия отодвинута на 12-15 м насыпкой бастионов. В 1583–1615 реконструирована и дополнена новыми участками наружная стена. Внутр. стены частично разобраны, возведены постройки, образовавшие внутр. двор. Под руслом пролива выкопан подземный ход. В нач. XVII в. построены дом коменданта (1606-08), складские здания на зап. берегу. В 1710, во время Сев. войны, Выборг взят рус. войсками; замок пострадал при осаде. Далее использовался для размещения арсенала, торг. складов, как место заключения (в частн., здесь содержались в заточении декабристы П.А. Муханов, И.А. Анненков, М.Ф. Митьков, М.С. Лунин). Пожары (в 1834 и 1856) привели замок в аварийное состояние. В 1891-94 рус. воен.-инж. управление осуществило капитальную реконструкцию, придав В. з. облик, сохранившийся поныне. Архит.-археол. исследования проводили в 1928-35 О.-И. Меурман, в 1965-70 Е.А. Кальюнди, в 1980-88 В.А. Тюленев. С 1964 здесь работает музей «Выборгский замок». Лит.: Кепп Е.Е. Архитектурные памятники Выборга. Л., 1977; Тюленев В.А. Каменные оборонительные сооружения Выборга XIII–XVI вв. // Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. ист. наук. Л., 1982. С. 13-14. К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Выра, усадьба
Рубрики
ВЫРА, усадьба (дер. Выра, Гатчинский р-н). Имение принадлежало ген.-майору П.Ф. Малютину, к-рый продал его в 1817 вдове камергера М.Ф. Донауровой, устроившей усадьбу на берегу р. Оредеж. С 1860 В. владел тайный советник В.М. Быков, его вдова в 1874 продала усадьбу со 158 десятинами земли О.Н. Рукавишниковой, жене золотопромышленника и статского советника И.В. Рукавишникова. При новых хозяевах возведены господский дом, многочисл. хоз. постройки, устроены Новый и Старый парки, разделенные дубовой аллеей. В 1897 в качестве приданого В. перешла к Е.И. Рукавишниковой, вышедшей замуж за В.Д. Набокова. В этой усадьбе прошли дет. годы и юность писателя В.В. Набокова. Усадьба пл. 14 десятин включала два пруда с каскадом, видовую беседку, скотный двор, конюшни, охотничий павильон, гараж и т. д. Все сооружения утрачены, парк превратился в лес, на месте сгоревшего дома поляна. Лит.: Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. С. 71-74. Ю.М. Пирютко
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Вырицкие гобелены
Рубрики
ВЫРИЦКИЕ ГОБЕЛЕНЫ, гобеленовые миниатюры произ-ва ОАО «Узор» (пос. Вырица, Оредежская ул., 2). Ф-ка «Узор» осн. в 1944 на базе швейной артели (с 1991 – ОАО). Наряду с гобеленовыми и мебельно-декорат. тканями с 1994 выпускает В. г. Оригинальные рис. для них разрабатываются фабричные художники, выпускники С.-Петерб. худож.-пром. академии. Всего ими создано ок. 250 наименований В. г. К 70-летнему юбилею Лен. обл. была выпущена серия гобеленов с видами Гатчины («Гатчинский парк», «Приорат»), Гатчинско-го р-на («Выра», «Оредеж» и др.) и СПб.; к 200-летию А.С. Пушкина – серия гобеленов, посвященных жизни и творчеству поэта; по заказу Русского музея разработана серия В. г. с видами всех его филиалов. Гобелены этих серий, пользующиеся спросом как сувениры, разрабатывались на осн. старинных гравюр и акварелей. Продукция ОАО «Узор» удостоена многих дипломов и медалей, в т. ч. диплома лауреатов «100 лучших товаров России». В 2001 в пос. Вырица открыт фирменный маг. ОАО «Узор». Лит.: Ганцев Р. Вырицкий узор // Оредеж: Лит.-краевед. альманах. Вып.1. СПб., 2002. С. 195-196; Сайт ОАО «Узор». – www.uzor.biz/ О.Н. Ансберг, Е.А. Фролова
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Гатчинский дворцово-парковый ансамбль
Рубрики
ГАТЧИНСКИЙ ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ АНСАМБЛЬ. Пам. архитектуры и садово-паркового иск-ва XVIII–XIX вв. федерального значения. Входит в состав Гос. дворцово-паркового и худож.-ист. Музея-заповедника «Гатчина». Включает дворцы, павильоны, мосты, скульптуру и др. декорат.-монументальные сооружения на терр. Дворцового и Приоратского парков. Формирование ансамбля началось, когда владельцем Гатчинской усадьбы был (с 1765) граф Г.Г. Орлов. В это время строился Большой дворец (1766-81, арх. А. Ринальди), романтичный силуэт к-рого определяют две башни (Сигнальная и Часовая), ограничивающие центральный корпус, соединенный полуциркульными галереями со служебными флигелями в виде каре (Арсенальным и Кухонным). Изысканная отделка интерьеров (рококо, ранний классицизм) контрастирует со сдержанной декорировкой фасадов, облицованных местным пудостским камнем. У входов установлены мраморные статуи: на парковом фасаде «Война» и «Мир»; со стороны луга (позже преобразованного в дворцовый плац-парад) – «Бдительность» и «Мудрость» (скульп. И. Морлейтер и Д. Маркиори). Одновременно проходила разбивка т. н. Английского сада на берегах Белого и Серебряного оз. (садовые мастера Д. Буш, Д. Гекет и др.). Последнее слово тогдашнего паркостроения – свободная пейзажная планировка – впервые в России была применена в Гатчине. На Белом оз. устроены искусственные островки, линия берега изрезана живописными бухтами, через парк проложены аллеи и просеки. Органичной ч. Английского сада стали первые декорат. сооружения, появившиеся в 1770-е: колонна Орла, Чесменский обелиск, грот «Эхо», оформивший подземный ход от Большого дворца к Серебр. оз. С 1783, когда хозяином Гатчины стал вел. кн. Павел Петрович (с 1796 – имп. Павел I), произошли значительные изменения. К парку присоединились новые участки, устроенные в регулярном стиле, со стриженным шпалерником, декорат. мраморной скульптурой, геометрической планировкой дорожек и газонов, как-то: Придворцовые сады (Собственный, Верх. и Ниж. Голландские), Ботанический сад, Сильвия. Были устроены водный лабиринт, искусственный Карпин пруд, сооружено неск. мостов, парковые ворота (Адмиралтейские, Березовые, Сильвийские и др.). Среди павильонов, появившихся в парке: дерев. храм Венеры на о-ве Любви; «Березовый домик» (худ. Ф. Виолье) в виде штабеля дров, декорированный 16-колонным порталом «Маска»; Темпль, или павильон Орла; кам. Оранжереи. На Длинном о-ве (архипелаг небольших островков, разделяющий Белое оз.) построена Терраса-пристань, кажущаяся в перспективе цоколем Большого дворца. Перестройка и изменение интерьеров Большого дворца, как и большинство парковых сооружений, осуществлены по проектам В. Бренны в 1790-е. На берегу Черного оз. в 1797-99 по проекту Н.А. Львова построен Приоратский дворец («земляное игуменство») – уникальный образец монументального землебитного сооружения. Одновременно разбивался пейзажный Приоратский парк (садовые мастера Д. Гекет, Ф. Гельмгольц). Терр. двух парков разделяет Б. Порховская дорога (ныне – пр. 25 Октября), на к-рой были сооружены вошедшие в ансамбль мосты: трехарочный Львиный и Адмиралтейский, с кам. балконом и будками-кордегардиями; площадь Коннетабля с 32-метровым обелиском (мастер К. Пластинин). Плац-парад перед зап. фасадом Большого дворца окружен бастионной стенкой и рвом, на Екатерингофском (Красноармейском) пр. построены кам. Дворцовые конюшни. В 1800 на Длинном о-ве сооружен венецианский Горбатый мост, неск. ранее в Сильвии, к сев.-зап. от Английского сада, – павильон Птичник (оба – арх. А.Д. Захаров). На границе с Сильвией – земляной Амфитеатр, близ Птичника – каскад «Наумахия» (оба – арх. Н.А. Львов), павильон Ферма. Последний, как и ряд др. сооружений (напр., павильон Венеры, Дворцовые конюшни), построен по образцам, увиденным Павлом I в Шантийи, поместье принцев Конде. В течение XIX в. значительных изменений в ансамбле не происходило. Появились новые жел. мостики, кирпичные будки у въездов в парки (1880-е, арх. Л.Ф. Шперер). В Большом дворце проводились ремонтные работы, в 1850-е были построены новые Арсенальное и Кухонное каре (арх. Р.И. Кузьмин), на плацу поставлен пам. Павлу I (1851, скульп. И.П. Витали). После рев-ции 1917 пригородные резиденции были объявлены дворцами-музеями, парки использовались для разл. видов культурно-массовой работы. В отличие от Дворцового парка, связанного с музейным комплексом, Приоратский дворец и парк уже перед ВОВ утратили музейное значение, – здесь разместилась экскурсионная станция и база отдыха (после войны дом пионеров; позже, до 1982, – краевед. музей). Во время нем.-фаш. оккупации Гатчины в 1941-44 ансамбль понес значительный ущерб. В янв. 1944 пожар уничтожил интерьеры Большого дворца и ряд др. сооружений. Приоратский дворец был заминирован фашистами, но уцелел. Большинство парковых сооружений (за исключением неск. взорванных мостов) сохр. В послевоен. годы в парках были проведены значительные реставрационные работы. В 1976 восстановлен павильон Березовый домик (проект арх. А.А. Кедринского). Реставрировались Горбатый мост, колонна и павильон Орла, мраморные статуи на Террасе-пристани: «Живопись», «Архитектура», «Скульптура», «Математика» (две подняты со дна Белого оз. в 1971; находятся в музейной экспозиции Большого дворца). В 1990-е были восстановлены мосты: Адмиралтейский, Львиный, Карпин (с каскадом). Первые восстановленные залы Большого дворца открылись в 1985. В 2005 завершена капитальная реставрация Приоратского дворца, вновь ставшего частью музея-заповедника. Многое из того, что было поднято из руин в 1950–70-е, разрушено в последние годы руками совр. вандалов. Лит.: Минкина Г.А., Мамаев К.К. Гатчинский парк. Л., 1956; Пирютко Ю.М. Гатчина. Художественные памятники города и Гатчинского района. 2-е изд. Л., 1979; Елкина А.С. Гатчина. Л., 1980; Кючарианц Д.А., Раскин А.Г. Гатчина. Художественные памятники. СПб., 2002. Макаров В.К., Петров А.Н. Гатчина. 2-е изд. СПб., 2006. Ю.М. Пирютко
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Глазунов Александр Константинович (1865-1936), музыкант
Рубрики
ГЛАЗУНОВ Александр Константинович (1865– 1936), композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. С 1879 обучался музыке у М.А. Балакирева (фп.) и у Н.А. Римского-Корсакова (теория и композиция). С 1882 признан одним из ведущих комп. петерб. школы. С 1888 дирижер в Рус. симфонических концертах М.П. Беляева. С 1896 постоянно выступал с концертами в гор. России, Европы, США. В 1899 в дирекции С.-Петерб. отделения Рус. муз. об-ва, тогда же – проф. Петерб. консерватории, в 1905-28 – ее дир. Автор восьми симфоний, симфонических поэм, фантазий, фортепианных концертов, трех балетов, музыки к драм. спектаклям, романсов, кантат, инструментальных произв. Почетный д-р Оксфордского и Кембриджского ун-тов (1907). Нар. артист Республики (1922). С 1928 жил за границей. Начиная с мая 1881 неоднократно посещал усадьбу Суур-Мерийоки (не сохр.) в 8 км к северо-западу от Выборга (ныне пос. Селезнёво). В 1880–1920-е часто бывал в Гатчине: в 1882 вместе с В.В. Стасовым посещал поселившегося там М.А. Балакирева, встречался с гатчинскими музыкантами, приезжал на дачу к пианистке А.А. Луговой. В нач. 1920-х Г. летом снимал квартиру в кухонном каре Гатчинского дворца. В Гатчине Г. написал один из своих вальсов. Умер в Париже, похоронен в Нейи. В 1972 прах Г. перевезен в Ленинград и перезахоронен в Некрополе мастеров иск-в Александро-Невской лавры. Соч..: Глазунов А.К. Письма, статьи, воспоминания. М., 1958; Лит.: Громов В.И., Файнштейн Л.А. Памятные места Ленинградской области. Л., 1959. С.418; Крюков А.Н. Александр Константинович Глазунов. М., 1984. Ю.Н. Кружнов
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Глинка Михаил Иванович (1804-1857), музыкант
Рубрики
ГЛИНКА Михаил Иванович (1804–1857), композитор, родоначальник рус. музыкальной классики. В 1822 окончил Петерб. Благородный пансион при Гл. пед. ин-те. В 1834 совершил путешествие по Италии и Германии, где брал уроки у теоретика композиции З. Дена. По возвращении начал работу над оперой «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), премьера к-рой состоялась в 1836 в СПб. в Большом театре. В 1836-39 – рук. хора Придворной певческой капеллы. В 1842 завершил оперу «Руслан и Людмила». В 1844 совершил путешествие по Франции и Испании; результатом поездки стали симфонические пьесы «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде». В 1848 создал фантазию «Камаринская». Скончался в Берлине. В мае 1857 прах Г. был перевезен в СПб. и захоронен на Тихвинском кладб. Александро-Невской лавры. Летом 1828 Г. провел неск. дней в усадьбе Марьино, участвовал в любительском спектакле в качестве певца. В авг. того же года гостил в имении Олениных Приютино. В июне 1829 посетил Выборг, где останавливался в гостинице Мотти (Прогонная ул., 2; мем. доска), совершил поездки в усадьбу Монрепо и к водопаду Иматра. По пути записывал нар. фин. песни, одна из к-рых легла в основу «Финской фантазии», другая – баллады Финна из оперы «Руслан и Людмила». В 1838 по дороге в Новоспасское провел неск. дней в Гатчине и Луге. В кон. 1830-х вместе с К.П. Брюлловым побывал на оз. Хепоярви близ Токсово. Лит.: Орлова А.А. Летопись жизни и творчества М.И. Глинки. М., 1952; Она же. Глинка в Петербурге. Л., 1970; Гришина Л.И., Файнштейн Л.А., Великанова Г.Я. Памятные места Ленинградской области. Л., 1973. С.131, 133, 137, 145, 390, 393. Ю.Н. Кружнов
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Гонзаго Петр Федорович (1751-1831), художник
Рубрики
ГОНЗАГО (Гонзага) (Gonzago, Gonzaga) Пьетро ди Готтардо (Петр Федорович) (1751–1831), художник-живописец, сценограф, теоретик иск-ва, архитектор, садовый декоратор. В 1792 приглашен в СПб. возглавить декорационную часть имп. театров. Тогда же назначен первым придворным худ. российского двора. Почетный вольный общник АХ (1794). В 1792-1828 оформил более 200 спектаклей в петерб. и моск. театрах, в придворных театрах Гатчины, Павловска, Петергофа. По проекту Г. построен театр в с. Архангельское, подмосковной усадьбе кн. Юсуповых (1817). Сделал роспись галереи в Павловском дворце («Галерея Гонзага»; 1822-23). Готовил декорации для коронационных торжеств Александра I (1801) и Николая I (1826) в Москве. В Гатчине Г. делал эскизы к плафонам дворца, оформил неск. опер и балетов для придворного театра. Умер в СПб., похоронен на Ново-Волковском кладб. (могила не сохр). Соч.: Information a mon chef ou eclaircissement convenable du decorateur-theatral Pierre Gothard Gonzague sur l"exercice de sa profession. St.-Petersbourg, 1807; La musique des yeux et l"optique theatrale, St.-Petersbourg, 1807(переизд.: Петро Гонзага. Музыка для глаз. М., 2001). Лит.: Гозенпуд А.А., Сыркина П.Я. Пьетро ди Готтардо Гонзага. М., 1974; Сыркина П.Я. Пьетро ди Готтардо Гонзага. Жизнь и творчество // Гонзага П.Г. Сочинения. М., 1974. Ю.Н. Кружнов
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Гончарное дело
Рубрики
ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО. До нач. XX в. Г. д. в России было связано с нар. бытом и распространено практически повсеместно. Гончарные центры возникали обычно близ торг. путей, на базе месторождений качественной гончарной (горшечной) или огнеупорной глины. Сохранялись осн. технол. приемы изготовления и традиционные формы хоз. посуды, выработанные еще в древности. Т. н. «крест. керамика» (горшки, кувшины, миски, бутыли, рукомойники, подойники-«носаки», бочонки, подставки для цветов, кружки, масляники, чайники, латки), как правило, изготавливалась на гончарном круге из красной или серой глины. На терр. совр. Лен. обл. зафиксированы многочисл. центры гончарного произ-ва. В Лодейнопольском у. Олонецкой губ. широкую изв. получила оятская керамика. Гончарный промысел охватывал круг деревень, расположенных в ср. течении р. Оять и на р. Сясь. Здесь изготавливали разнообразную столовую посуду. В Явосемском гончарном центре на рр. Явосьме и Паше (совр. Тихвинский р-н) посуда изготавливалась на ручных гончарных кругах, употреблялся старинный способ обработки поверхности – обварка (сосуд опускали в отвар из льняных головок). Изделия отличались вытянутым овальным туловом, высокой придонной частью и тяжеловесным круглым венчиком-валиком. Как правило, они не были украшены (иногда наносили 2-3 углубленные бороздки под венчиком и на горле сосудов). В Выскатской вол. Гдовского у. наряду с изготовлением гончарной посуды занимались изготовлением кирпича. В Лисинской вол. Царскосельского у. в рус. и фин. деревнях, а также в г. Гатчина и пос. Тайцы помимо гончарных изделий изготавливали игрушки и свистульки. В Тарантаевской вол. Тихвинского у. гончары-карелы занимались изготовлением молочных и печных горшков. В Стремленской вол. Ямбургского у. в ижорских и рус. деревнях в нач. ХХ в. Г. д. занималось 60 чел. Гончарным промыслом занимались также в Перечицкой и Павской вол. Лужского у., в Копорской и Вовашевской вол. Петергофского у. и др. местах. В каждом центре гончарного произ-ва сложилась своя школа, специфические особенности решения форм сосудов и их орнаментики. Керамическая посуда чаще всего удовлетворяла потребности местного нас., она продавалась в своей округе на рынках и ярмарках, развозилась по деревням. Часть продукции попадала в СПб. Близость столицы способствовала ориентации промыслов на вкусы и потребности горожан. Крест. керамика была достаточно популярна в деревенском быту до 1950-х. Помимо сел. гончарных промыслов, в С.-Петерб. губ. простую и поливную посуду из местных глин выпускали гончарные з-ды. Значительные коллекции крест. гончарной керамики имеются в фондах Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника, Тихвинского историко-мемориального и архитектурно-художественного музея, Лодейнопольского историко-краеведческого музея и ряде др. Лит.: Горб Д.А. Гончарные промыслы Ленинградской области // Промыслы и ремесла народов СССР: Сб. науч. тр. ГМЭ. Л., 1986; Кузнецова И.А. О двух малоизвестных центрах традиционной глиняной игрушки Ленинградской области // Из истории собирания и изучения произведений народного искусства: Сб. науч. тр. Л., 1991. Д.А. Горб
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Городища
Рубрики
ГОРОДИЩА, остатки укрепленых поселений, защищенных естественными препятствиями, рвами и валами. На терр. Лен. обл. известно 30 Г., преим. мысового типа (из них 15 – в Лужском р-не). Возникновение Г. связано с расселением славян. Нек-рые Г. стали центрами небольших округов, древнерус. погостами, др. служили убежищами, святилищами. Находки характеризуют развитие пашенного земледелия, скотоводства, лесных промыслов, появление вооруженных дружин. В Лужском р-не проведены раскопки г. Городец, Надбелье, Тесов. Четыре Г. сохр. на р. Волхов. Любшанское г. (посл. треть VII в. – до 870) – самое раннее славянское укрепление в регионе. Поселения у дер. Новые Дубовики и у дер. Городище обслуживали торг. путь по р. Волхов. Земляное Г. Старой Ладоги расположено на месте раннего гор. поселения. Его дерево-земляные укрепления сооружены в 1585-86, реконструированы в 1701-03. В Тихвинском р-не известен укрепленный центр IX-Х вв. в ареале приладожских курганов на р. Сясь, в Бокситогорском р-не – г. на р. Чагода. По мере включения прибалтийско-финских племен в состав Новгородской земли возникали новые укрепл. поселения для защиты от нападений суми, еми, немцев, датчан, а также сбора дани. Несколько Г. (Волосовский, Ломоносовский, Кингисеппский р-ны) защищали Водскую землю со стороны Финского зал. При раскопках Кайболовского г. ХII–XIII вв. открыты остатки построек, установлена славянская принадлежность обитателей. В сев.-вост. Причудье (Сланцевский р-н) известны Г. у дер. Дретно и Коленец (не датир.). В земле карел остатки укрепленного поселения ХII–XIII вв. обнаружены на месте Выборгского замка. В кон. XIII – нач. ХV вв. существовал Тиверский городок на р. Вуокса. Лопская земля также имела укрепленный центр – г. ХI-ХII вв. на р. Лаве (Кировский р-н). В наши дни раскопки и обследования с 1970 проводили А.Н. Кирпичников, С.И. Кочкуркина, С.Л. Кузьмин, Г.С. Лебедев, Е.Н. Носов, В.П. Петренко, Н.И. Платонова, Е.А. Рябинин, А.А. Селин, В.А. Тюленев и др. Лит.: Лебедев Г.С. Археологические памятники Ленинградской области. Л., 1977; Кирпичников А.Н. Крепости бастионного типа в средневековой России // Памятники культуры. Новые открытия. 1978. Л., 1979. С. 471-499; Рябинин Е.А. Городища Водской земли // Краткие сообщения Института археологии. 1984. № 179. С. 45-53; Лапшин В.А. Археологическая карта Ленинградской области. Ч. 1-2. Л. 1990–1995. К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Гостилицы, усадьба
Рубрики
ГОСТИЛИЦЫ, усадьба (дер. Гостилицы, Ломоносовский р-н). Пам. архитектуры XVIII в. В 1721 Петр I пожаловал мызу капитану Б.-Х. Миниху, к-рого пригласил для стр-ва Ладожских каналов. На р. Гостилка была устроена плотина и цепь запруд, образовалось искусственное оз. На его правом берегу был возведен дерев. усадебный дом и служебные постройки, на левом берегу располагалось село, у плотины поставили мельницу. В 1742 Миних попал в опалу и был сослан в Сибирь. В 1743 имп. Елизавета Петровна подарила усадьбу своему фавориту А.Г. Разумовскому. Господский дом был перестроен и увеличен в размерах, возведены Кавалерские корпуса, Эрмитаж и Троицы Пресвятой ц. Все постройки были из кирпича, изготовленного на местном з-де. Работы осуществлялись по проектам арх. А.В. Квасова. Коренная реконструкция дворца произведена в кон. XVIII в., когда владельцем усадьбы стал ген.-фельдмаршал К.Г. Разумовский, мл. брат Алексея Григорьевича. Был построен новый усадебный дом в виде «палладианской виллы» – с полукруглой ротондой над куполом, открытой колоннадой, опирающейся на высокий цоколь. Пейзажный верх. парк был перепланирован, в нем появились декорат. сооружения, Чайный павильон, Малый и Большой гроты. В 1825 имение перешло в собственность А.М. Потемкина, к-рый в 1842-45 построил новый дворец в стиле англ. готики (проект арх. А.И. Штакеншнейдера). Парк был расширен, устроены каскады и фонтаны, вырыты новые пруды. С 1872 усадьба часто меняла владельцев, после рев-ции 1917 национализирована. В период коллективизации в Г. разместилась гл. усадьба колхоза «Гостилицы». В годы ВОВ через Г. проходила линия фронта, здания усадьбы и парк сильно пострадали. В наши дни дворец руинирован, сохр. нек-рые служебные постройки и аллея вековых дубов. Троицкая ц. отреставрирована и передана верующим. Лит.: Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. С. 78-85. О.А. Чеканова
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Гостиные дворы
Рубрики
ГОСТИНЫЕ ДВОРЫ. Многочисл. дерев. торг. лавки и склады для хранения товаров, сосредоточенные на рыночных площадях уездных городов губ., создавали угрозу пожаров. С целью уменьшения такой угрозы и общего благоустройства городов со второй пол. XVIII в. строились кам. Г. д. Первый Г. д. был сооружен в г. Ямбург – предположительно, по проекту А. Ринальди, в рамках утвержденного в 1784 плана стр-ва города, одновременно с собором Екатерины Великомученицы и зданием присутственных мест. Комплекс из четырех двухэтажных корпусов с аркадами на ниж. этаже окружал восьмиугольную в плане площадь. Декорировка фасадов с пилястрами тосканского ордера, балюстрады с вазами по краю кровли несли черты архитектуры барокко. В первых этажах располагались лавки, верх. предназначались для квартир. Два корпуса на зап. стороне площади в 1819 перестроены под ситцевую ф-ку (здание было разрушено половодьем в нач. ХХ в.). Два вост. корпуса в 1832-35 перестраивались под казармы и службы квартировавшего в городе Царицынского полка. Тогда же между ними был построен кор. полкового манежа в стиле классицизма (1836, арх. А.Е. Штауберт). Здания, сильно пострадавшие во время ВОВ, восстановлены в 1952-70. Г. д. в г. Новая Ладога считался крупнейшим в губ. Построен в 1835-40 по проекту губ. арх. Н.Ф. Малинина, представляет собой комплекс из двух П-образно расположенных кам. одноэтажных корпусов с аркадами 34-х торг. лавок. К ним примыкали дерев. корпуса (не сохр.). Крылья Г. д. выходили к берегу р. Волхов, где находились рыбные лавки. В 1885 перестроен после пожара арх. М.А. Щуруповым. Здание, пострададавшее во время ВОВ, восстановлено в 1970-е (арх. А.А. Драги, А.Э. Экк). В гг. Луга и Тихвин сохр. корпуса Г. д. XIX в., в результате капитальных перестроек утратившие ист. ценность. Лит.: Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 248-251; Берташ А.В., Векслер А.Ф. Новая Ладога. СПб., 2004. С. 51-52. Ю.М. Пирютко
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Деревянное зодчество
Рубрики
ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО. На востоке и северо-востоке Лен. обл. (Бокситогорский, Подпорожский, Лодейнопольский р-ны) сохр. значительное кол-во дерев. построек, характерных для Рус. Севера: крест. избы, амбары, сенники, бани, гумна, риги, скотные дворы, мельницы. В основе таких сооружений – прямоугольные в плане срубы (клети), к к-рым при необходимости расширения прирубались новые срубы. Для защиты от снежных заносов и половодья устраивались подклеты – дополнительные ниж. срубы. Покрытие изб самцовое (т. е. на фронтонных бревнах, на к-рые укладывают продольные слеги) или стропильное (на «быках»-стропилах, врубаемых в верх. венцы сруба). Значительный интерес представляют дерев. церкви, отличающиеся стройностью пропорций. Это достигалось размещением на прямоугольном срубе (четверике) утончавшегося граненого восьмерика, завершаемого шатровым покрытием. Иногда церкви строились «круглые», с десятигранным срубом (Воскресенская ц. в дер. Курпово, Подпорожский р-н). Иногда прямоугольные срубы перекрывались покрытием «бочкой» с килевидным завершением (ц. Дмитрия Солунского Великомученика в дер. Щелейки, Подпорожский р-н). Нарядное пятиглавие с луковичными маковками, крытыми лемехом (продолговатыми резными дощечками), также типично для сев. церквей. Наиб. известные ц. Сретения Господня в дер. Юксовичи (нач. XVI в.) и ц. Рождества Пресвятой Богородицы в дер. Гимрека (вторая пол. XVII в.), ц. Николая Чудотворца Святителя в дер. Согинцы (нач. XVIII в.) и ряд др. По дорев. адм. делению они находились на терр. Олонецкой губ. (часть Обонежской пятины Вел. Новгорода в XV–XVI вв., с 1649 – Олонецкое воеводство; ныне – в Подпорожском р-не). В 1926-29 на терр. совр. Лен. обл. проходили экспедиции (В.И. Равдоникас и др.), выявившие ряд интересных крест. построек в Подпорожье, Вознесенье. В 1935-36 было описано техн. состояние и составлены перечни сохр. произв. декорат.-прикладного иск-ва и росписей 32 пам. церк. архитектуры. В годы ВОВ значительная часть выявленных пам. была уничтожена в результате пожаров и разборки, что было зафиксировано экспедициями по обл. в 1946 и 1951 (арх. Б.А. Смирнов, С.В. Попова-Гунич и др.). По решению Ученого совета по охране пам. Леноблисполкома с 1968 экспедиции, выявляющие пам. дерев. архитектуры, стали проводиться ежегодно. За три года было выявлено и описано более 150 объектов. Планомерная инвентаризация пам. по р-нам велась с 1980 ЛО НИИ Спецпроектреставрация. Был разработан проект арх.-этногр. музея-заповедника (арх.-реставратор М.И. Коляда при участии М.А. Дементьевой и И.А. Хаустовой), место для к-рого было намечено на правом берегу Невы в р-не лесопарка «Невский». Осуществление проекта затянулось по разным причинам, но в 2005 работы возобновились, параллельно с восстановлением дерев. дома Зиновьевых в усадьбе «Богословка». В 1973-76 проведена реставрация шатровой ц. с шестигранным срубом колокольни в дер. Согинцы. В 1972-83 реставрировали ц. Рождества Пресвятой Богородицы в дер. Гимрека, характерный для Обонежья столпный шатровый храм из двух восьмериков на четверике. Нек-рые поселения на востоке обл. (напр., дер. Красный Бор, Бокситогорский р-н) представляют собой комплексы разнообразных жил. и хоз. построек, отражающих особенности традиционного крест. быта и неразрывно связанных с окружающей местностью. Декорат. резьба подзоров, коньков и наличников, распространившаяся в сел. быту в XIX в., сохр. на дерев. избах в юж. р-нах обл. (Лужском, Гатчинском). Особенно примечателен комплекс построек 1880–90-х в дер. Лампово Гатчинского р-на (дома Федорова, Павловой, Ермолаева, Климентьевой и др.). Мн. из находящихся на учете дерев. построек сгорели в 1990–2000-е вследствие неправильной эксплуатации и отсутствия охранных обязательств владельцев. Традиции дерев. архитектуры стилизованы в развлекательно-коммерческом комплексе этнической дер. Верхние Мандроги (ХХ в.). Лит.: Ополовников А.В. Реставрация памятников народного зодчества. М., 1974; Андреева Л.А., Коляда М.И., Кондратьева Е.В. По Ленинградской области. Л., 1978; Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 197-229. Ю.М. Пирютко
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Длинных курганов культура
Рубрики
ДЛИННЫХ КУРГАНОВ КУЛЬТУРА. В сер. I тыс. н. э. на обширной терр., охватывающей басс. Псковского оз., рр. Великой, Ловати, Мсты, Мологи и частично Чагодощи, распространяется новая культура. Она выделяется своими погребальными пам. в виде длинных курганов. Поселения представлены небольшими неукрепленными селищами, расположенными неподалеку от могильников. На терр. Лен. обл. эта культура известна в басс. верх. течения р. Луга и в басс. р. Чадогощь, где могильники с длинными курганами и сопками второй пол. I тыс. н. э. располагаются чересполосно, в характерных для них ист. ландшафтах. Раскопки проводились с нач. ХХ в. (А.А. Спицын у дер. Замошье, С.С. Гамченко у дер. Ситенка), систематические разведки – в кон. 1920-х (Н.Н. Чернягин, Г.П. Гроздилов, П.Н. Шульц). В 1970–1990-х Сев.-зап. археол. экспедиция ЛГУ осуществила разведки и раскопки могильников Д. к. к. в Лужском р-не (дер. Рапти-Наволок, Г.С. Лебедев, 1971; дер. Естомичи, С.Л. Кузьмин, 1995). Длинные курганы – невысокие валообразные насыпи от 10-12 до 100 м длиной, расположенные в одних могильниках с круглыми курганами полусферической формы. Каждая насыпь содержит неск., иногда десятки захоронений. После кремации умерших остатки сожжений помещались в разл. местах насыпи: в ямках или на погребальных площадках в основании, в погребальных урнах, берестяных туесках, прямо на поверхности. Немногочисл. находки (бронзовые «бляшки-скорлупки» и колпачкообразные бляшки, поясные пряжки, ножи, глиняные пряслица, синие стеклянные бусы, кам. кресала, лепные глиняные сосуды) позволяют датировать наиб. ранние погребения V в., самые поздние – IX–X вв., когда они сменяются древнерус. курганными могильниками. Обычно могильники и селища располагаются в стороне от кр. рек и водоемов, на песчаных возвышенностях в сухих боровых лесах, при дорогах. Основу деятельности населения составляло комплексное лесное х-во и подсечное земледелие с использованием огня и ручных орудий обработки земли. В науч. литературе длинные курганы связывали как со славянами, так и с дославянским нас. Благодаря трудам акад. В.В. Седова утвердилась мысль о создании этой культуры первой волной славянских переселенцев из областей Ср. Повисленья. В ее состав были включены балты, пришедшие вместе со славянами, и местное прибалт.-фин. нас. Лит.: Спицын А.А. Раскопки 1910 г. в Лужском уезде С.-Петербургской губернии // Известия Археологической комиссии. Вып. 53. Пг., 1914. С. 89; Лебедев Г.С. Длинные курганы Верхнего Полужья // Краткие сообщения Института археологии. 1974. № 139. С. 69-73; Лебедев Г.С. Археологические памятники Ленинградской области. Л., 1977. С. 78-99; Лесман Ю.М. Памятники культуры длинных курганов в Лужско-Оредежском междуречье // Новое в археологии Северо-Запада СССР. Л., 1985. С. 33-37; Седов В.В. Славяне в раннем Средневековье. М., 1995. С. 211-217. К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Дмитревский Иван Афанасьевич (1736-1821), артист
Рубрики
ДМИТРЕВСКИЙ (Дьяконов, Нарыков) Иван Афанасьевич (1736–1821), актер, режиссер, педагог, переводчик, драматург, историк театра, д. ч. Росийской АН. Окончил ярославскую духовную семинарию (1751). С 1749 играл в ярославской труппе «охочих комедиантов». В 1752 Д. вместе с Ф.Г. Волковым, Я.Д. Шумским и др. актерами труппы приглашен в СПб. Первоначально участвовали в драм. труппе Сухопутного шляхетского кор. В 1756, после учреждения «Русского для представления трагедий и комедий театра», Д. стал его ведущим актером, в 1763 – премьером труппы. В 1770 впервые выступил в качестве реж. В 1782-83 – антрепренер Вольного Рос. театра в СПб. С 1783 – инспектор рус. имп. труппы. С кон. 1770-х Д. преподавал сценическое иск-во в Моск. воспитатательном доме, создатель рус. школы драм. иск-ва. Сыграл множество ролей из рус. и европ. репертуара, поставил десятки пьес, перевел более 50 иностр. пьес, написал неск. десятков собственных, создал множество либретто для опер и балетов. С 1791 – «главный режиссер над всеми российскими зрелищами». По поручению Российской АН написал «Историю русского театра». Неоднократно приезжал в Гатчину для орг-ции театральных представлений. В 1795 здесь была представлен «Недоросль» Д.И. Фонвизина, где Д. сыграл роль Стародума. Лит.: Всеволодский-Гернгросс В.Н. Иван Афанасьевич Дмитревской. М.; Л., 1945; Куликова К.Ф. Российского театра первые актеры. Л., 1991. С. 60-131; Музыкальный Петербург. XVIII в. Т. 1. СПб., 1996. С. 308-309. Ю. Н. Кружнов
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
"Донцо", урочище
Рубрики
ДОНЦО, урочище. Расположено в Волосовском р-не, на терр. регионального комплексного пам. природы «Истоки р. Оредеж в урочище Донцо» (организован в 1976). Пл. – 18 кв. км. Включает оз. Донцо (Кюрлевский карьер), ключи, дающие исток р. Оредеж. Особенностью Д. являются известковые почвы, это единственное место в Лен. обл., где имеются альвары (остепненные луга на известняке). Растительность исключительно богата (до 80 видов травянистых растений), в ее составе четыре вида, внесенных в Красную кн. России, и 38 видов, охраняемых в Лен. обл. Встречаются ельники, заболоченные березняки, сероольшаники. На терр. урочища водятся редкие виды птиц луговой фауны (перепел, коростель, серая куропатка, болотная сова, полевой лунь и др.), в верховьях Оредежа находятся нерестилища ручьевой формы форели. Лит.: Памятник природы «Истоки реки Оредеж в урочище Донцо». – http://www.paslo.ru/content.php?28 А.А. Трипольская
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Жальники
Рубрики
ЖАЛЬНИКИ, погребальные памятники сел. населения Новгородской земли XII–XV вв. На терр. Лен. обл. известны в зонах древнерус. земледельческой колонизации: Лужско-Оредежский регион, Ижорская возвышенность, сев.-вост. Причудье, юж. окраины Приладожья. Ж. представляют собой грунтовые могилы круглой, овальной или четырехугольной формы с поверхностной кам. обкладкой или отмеченные отд. поставленными валунами, камнями-стелами. Они постепенно сменяют древнерус. курганы. В XII – нач. XIII вв. появляются т. н. «курганы-жальники», насыпи к-рых не превышают кольца валунов и размеров могилы. По мере углубления подкурганных ям насыпи исчезают. В нач. XIV в. появляются кам. кресты, помещаемые в изголовье. Жальничные могилы расположены на периферии курганных некрополей и на свободных участках между насыпями, реже образуют отд. кладбища. Могилы представлены одиночными грунтовыми захоронениями и коллективными семейными усыпальницами с неск. погребениями, оградки к-рых соединяются в единую систему. Появление «жальничных рядов» длиною до 40 м, содержащих до неск. десятков погребенных, возможно, связано с эпидемиями XIV–XV вв. Погребальный инвентарь представлен немногочисл. украшениями, керамикой. Погребения в Ж. («коломищах») практиковались в окраинных чудских погостах вплоть до XVI в. Лит.: Спицын А.А. Сопки и жальники // Записки Русского Археологического общества. Т. XI. Вып. 1-2. СПб., 1899. С. 149-154; Репников Н.И. Жальники Новгородской земли // Известия Гос. Академии истории материальной культуры. Т. IX. Вып. 5. Л., 1931; Лапшин В.А. Археологическая карта Ленинградской области. Ч. 1-2. СПб., 1990–1995. К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Заболотский Петр Ефимович (1803-1866), художник
Рубрики
ЗАБОЛОТСКИЙ Петр Ефимович (1803, г. Тихвин – 1866), художник. Выходец из мещанской (по др. сведениям, из крестьянской) семьи. В 1826 по рекомендации А.Р. Томилова поступил вольнослушателем в СПб. АХ; учился у А.Е. Егорова и А.Г. Варнека. Акад. с 1857. С 1830 участвовал в выставках АХ. В сер. 1830-х создает лучшие свои произв. в жанре портрета. В 1836 З. давал уроки рисования неск. офицерам, в т. ч. М.Ю. Лермонтову, написал его портрет (1836-37). В 1840-50-х преподавал в ряде учебных заведений СПб., в т. ч. в Рисовальной школе Об-ва поощрения художеств (1842-48). В творчестве З. соединяются черты классицизма и традиции передвижников. Наряду с портретами писал жанровые сцены, иконы. Работы З. находятся в ГРМ, Гос. Третьяковской галерее, ряде обл. музеев России и Украины. Жил в СПб.; лето проводил в Тихвине, где сохр. дом (на углу ул. Труда и ул. Связи), в кот. З. останавливался по приезде в родной город. Неоднократно бывал в усадьбе А.Р. Томилова Успенское, писал интерьеры дома («Комната дома Томилова...», 1833). Автор пейзажей Старой Ладоги и Шлиссельбурга. В 2005 имя З. присвоено дет. худож. школе г. Тихвин. Лит.: Заболотский Петр Ефимович // История Тихвина в лицах: Биобиблиогр. указатель. Вып. I. Ч. 1 (XIII–XIX вв.). Тихвин, 2004. С. 68-72; Никонов Н. Петр Ефимович Заболотский // Тихвинец. 1991. № 4. С. 26-39; Присвоили имя портретиста Заболотского // Дивья: Региональная ежедневная интернет-газета. 2005. № 23 (519), 8 июня. – http://tikhvin.spb.ru/view.php?bn=a_articles&key=1118324344&for=&print=1 С.Б. Егоров
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Заказники
Рубрики
ЗАКАЗНИКИ (в междунар. классификации – Sanctuaries), категория особо охраняемых природных терр., создаваемых для сохр. или восстановления компонентов природы и поддержания общего экологического баланса. На территории З. ограничены нек-рые виды хоз. деятельности. Первые 17 З. в Лен. обл. созданы в соответствии с решением Ленгорисполкома № 145 от 29 марта 1976 «О создании заказников и признании памятниками природы ценных природных объектов на территории Лен. обл.». В наст время в обл. существуют Гос. природный З. федерального значения «Мшинское болото» (создан в 1982), 22 З. регионального значения. На территории Лен. обл. функционируют также охотничьи З., сеть к-рых была создана в 1928. Государственные природные заказники Ленинградской области Заказник федерального значения: 1. «Мшинское болото» – природный заказник федерального значения (Гатчинский, Лужский р-ны; пл. – 69461 га, в т. ч. 9000 га – акватория озер). Заказники регионального значения: 1. «Белый камень» – природный комплексный заказник (Лужский р-н; пл. – 3000 га); 2. «Березовые острова» – природный комплексный заказник (Выборгский р-н; пл. – 54520 га, в т. ч. 45320 га – акватория Финского зал.); 3. «Болото Ламмин-Суо» – природный гидрологический (болотный) заказник (Выборгский р-н; пл. – 380 га); 4. «Болото Озерное» – природный гидрологический (болотный) заказник (Выборгский р-н; пл. – 1044 га, в т. ч. 100 га – акватория озер); 5. «Выборгский» – природный комплексный заказник (Выборгский р-н; пл. – 11200 га, в т. ч. 5000 га – акватория Финского зал.); 6. «Гладышевский» – природный комплексный заказник (Выборгский р-н ЛО, Курортный р-н СПб.; пл. – 8419 га, в Лен. обл. 7654 га); 7. «Глебовское болото» – природный гидрологический заказник (Гатчинский, Тосненский, Лужский р-ны; площадь – 14700 га); 8. «Гостилицкий» – природный ботанический заказник (Ломоносовский р-н; пл. – 1595 га); 9. «Гряда Вяярямяенселькя» – природный комплексный заказник (Приозерский р-н; пл. – 7297 га); 10. «Дубравы у деревни Велькота» – природный комплексный заказник (Кингисеппский р-н; пл. – 375 га); 11. «Котельский» – природный комплексный заказник (Кингисеппский р-н; пл. – 12134 га, в т. ч. 3030 га – акватория озер); 12. «Кургальский» – природный комплексный заказник (Кингисеппский р-н; пл. – 59950 га, в т. ч. 38400 га – акватория Финского зал., 848 га – акватория озер); 13. «Линдуловская роща» – природный ботанический заказник (Выборгский р-н, пл. – 986 га); 14. «Лисинский» – природный комплексный заказник (Тосненский р-н; пл. – 28413 га); 15. «Озеро Мелководное» – природный орнитологический заказник (Выборгский р-н; пло. – 3900 га, в т. ч. 1100 – акватория озер); 16. «Ракитинский» – природный ботанический заказник (Гатчинский р-н; пл. – 777 га); 17. «Раковые озера» – природный комплексный заказник (Выборгский р-н; пл. – 9700, в т. ч. 600 га – акватория озер); 18. «Север Мшинского болота» – природный гидрологический заказник (Гатчинский, Лужский р-ны; пл. – 14700 га); 19. «Сяберский» – природный комплексный заказник (Лужский р-н; пл. – 11400 га, в т. ч. 2000 га – акватория озер); 20. «Череменецкий» – природный ландшафтный заказник (Лужский р-н; пл. – 7100 га, в т. ч. 3500 га – акватория озер); 21. «Чистый мох» – природный комплексный заказник (Киришский р-н; пл. – 6434 га); 22. «Шалово-Перечицкий» – природный ландшафтный заказник (Лужский р-н; пл. – 4850 га). Лит.: Красная книга природы Ленинградской области. Т. 1: Особо охраняемые природные территории. СПб., 1999. С. 48-102; О региональной целевой программе «Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий Лен. обл. на период до 2010 г. – http://lenobl.kodeks.ru/lenobl?doc&nd=8390911&nh=0&ssect=1 А.А. Трипольская
Авторы
Тематические группировки
подробнее…
Захожское кружево
Рубрики
ЗАХОЖСКОЕ КРУЖЕВО, коклюшное кружево, составляющее особую группу рус. декорат. кружева. Ист. сложившееся назв. «захонское» связано с местностью Захонье, к-рая в кон. XIX в. объединяла неск. селений Городищенской вол. Новоладожского у. С.-Петерб. губ. (с. Мотоково, дер. Нивинка, Дуняково, Витка, Пчевушка и др.). Предполагается, что кружево здесь начали плести в кон. XVIII – нач. XIX в. в подражание металлическому (местные кружевницы называют кружево «галунцами», «галунами» – так назывались изделия, плетенные из зол. и серебр. нитей), но выполняли его из тонких льняных ниток. В последней четв. XIX в. лен был вытеснен фабричной хл.-бум. нитью. Преимущественно изготавливались отд. предметы большого размера: покрывала, накидки на подушки, жен. платья и пальто, шарфы и косынки. Мерное кружево использовалось в качестве украшения для свадебных полотенец, простынь, рубах, занавесок и др. В белое кружево иногда вводили цветные нити. Для З. к. характерны местные мотивы узоров: пяти- и семилепестковые широкие округлые цветы под названием «медвежья лапа», круги, лопаточки и др. Кружева плели в зимний период не только женщины, но и мужчины. С 1870-х З. к. становится предметом сбыта. В 1920-е создавались артели кружевниц. В 1926 был принят устав Дуняшинской артели, в 1929 артель получила название «Красный Октябрь» и вошла в Производсоюз. Впоследствии кружево стало назвываться «киришским» – по назв. районного центра г. Кириши. В настоящее время искусство плетения кружев изучают в Киришском профтехучилище № 16, работает также кружок кружевоплетения при гор. Дворце дет.-юношеского творчества. В фондах Киришского историко-краеведческогой музея имеется значительная (ок. 300 экспонатов) коллекция образцов З. к. Лит.: Фалеева В.А. Русское плетеное кружево. Л., 1983; Паспорт культурной жизни регионов России в сети Интернет: Ленинградская область. М., 2003. С. 63-64. – http://orel3.rsl.ru/regions/32.pdf И.П.Рыжова
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Зенков Семен Николаевич (1877-1941), художник
Рубрики
ЗЕНКОВ Семен Николаевич (1877, дер. Люговичи Олонецкой губ.; ныне Лодейнопольский р-н Лен. обл. – 1941), художник. Родился и вырос в крест. семье. Начал учиться живописи в Александро-Свирском Свято-Троицком мон. С 1904 – вольнослушатель Высшего худож. уч-ща при СПб. АХ, ученик П.П. Чистякова, В.Е. Маковского, В.В. Матэ. В 1912 окончил АХ с зол. медалью (за картину «Смех»). Автор живописных жанровых работ («Товарищи», «За чаепитием», «Спуск лесовоза на Балтийском заводе», «Лампочка Ильича» и др.), портретов А.М. Горького, артистов Н.Ф. Монахова, В.И. Касторского, М.С. Давыдова, Е.П. Корчагиной-Александровской, П.З. Андреева. Член Об-ва художников им. А.И. Куинджи, Ассоциации художников револ. России (АХРР). После рев-ции написал в родной дер. портреты «Тетушки Катерины», Н.И. Кононова, О.И. Акимова и др. В 1920 в г. Лодейное Поле состоялась персональная выставка З., приуроченная к уездному съезду Советов. В Лодейнопольском историко-краеведческом музее хранятся неск. картин и рисунков З., переданных в дар его дочерью. Умер и похоронен в блокадном Ленинграде. Лит.: Достопримечательности Ленинградской области / Сост. И.А.Орлова. Л., 1977. С. 256-257; Автору «Лампочки Ильича» от земляков. – http://vesty.spb.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=10854 А.Д. Марголис
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Ивангородская крепость
Рубрики
ИВАНГОРОДСКАЯ КРЕПОСТЬ (г. Ивангород, на правом берегу р. Нарова). Заложена в 1492 на Девичьей горе, напротив орденского замка Нарва. Названа в честь вел. кн. Ивана III. С кон. XV до нач. XVII в. являлась форпостом и первой мор. гаванью России на Балтике. Ее история тесно связана с периодами обострений рус.-ливонских отношений. Первонач., в 1492-99, построены «четвероугольная» крепость (1680 кв. м), задуманная как детинец, и «город» (25,2 тыс. кв. м), к-рые были заложены одновременно. Работы велись под руководством боярина Якова Захарьина (Кошкина), с участием итал. мастеров. В 1496 крепость на короткий срок была захвачена шведами, затем восстановлена, стены и башни «города» достроены. Квадратная в плане крепость с 4 прямоугольными башнями по углам (высота 12 м) относится к кастельному типу, распространенному в замковой архитектуре. «Город» (позднее Б. Боярший город) представляет собой четырехугольник 108 х 241 м. Из его 7 башен 4 круглые расположены по углам, а 3 прямоугольные (2 воротные) по осям, на сер. трех сторон. Внутри расположены цц. Успения Пресвятой Богородицы и Свят. Николая Чудотворца. Обе части крепости близки техникой кладки, регулярностью плана, равномерно расставленными по периметру обороны башнями с прямолинейными пряслами между ними, двурогими зубцами, камерными окнообразными бойницами и т. п. Во время войны 1501-03 ливонским отрядам взять крепость не удалось. В 1507-09 «четвероугольная» крепость окружена новыми кам. стенами с мощными угловыми башнями, построенными мастерами Владимиром Торгканом и Маркусом Греком. Ее развалины поныне сохр. внутри новых укреплений, получивших назв. «замка». Одновременно надстроены стены и башни Б. Бояршего города, со стороны посада к нему пристроен Передний город, заново возведен весь юго-вост. фронт крепости. После завершения реконструкции И. к. в 1509 были подписаны мирные договоры с Вел. княжеством Литовским и Ливонским орденом. В 1556-58 перед Передним городом насыпан Земляной (Боярский) вал, завершивший формирование крепостного ансамбля. В 1583-95 и в 1613–1704 крепость находилась под властью шведов; возвращена России в 1704, в ходе Сев. войны. Многолетнее архит.-археол. изучение пам. осуществлялось ГП НИИ Спецпроектреставрация (рук. проекта И.А. Хаустова). Археол. раскопки проводили О.М. Иоаннисян в 1978, В.П. Петренко в 1980-91, А.В. Курбатов в 1992-95, А.А. Липатов в 2004. Выявлены кам. и дерев. постройки, хоз. сооружения, мастерские, дворы, участки улиц, мощеных камнем, датируемые кон. XV – XVI вв. После реставрационных работ 1980-х в крепости размещается Ивангородский историко-архитектурный и художественный музей. Лит.: Крепость Ивангород: Новые открытия / Под ред. М.И. Мильчика. СПб., 1997. (Studiaa architecturae mediaevalis); Липатов А.А. Археологические исследования на территории Ивангородской крепости в 2004 г. // Реликвия. 2005. № 3 (10). С. 56-62 К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Ино, форт
Рубрики
ИНО (до 1917 – Николаевский), форт. Расположен на мысе Инониеми на сев. берегу Финского зал., в районе ж.-д. ст. Приветнинское (Выборгский р-н). Строился в 1908-16. Назван в честь имп. Николая II. Включал ряд закрытых и открытых укреплений, четыре арт. батареи с 32 дальнобойными орудиями калибром от 305 до 155 мм, девять опорных пунктов, казематы, пороховые погреба, казармы. Выс. батарейных брустверов превышала 4 м, дл. доходила до 250 м. Для подвозки снарядов была построена жел. дорога протяженностью 3 км. Сообщение с юж. берегом залива проходило по подводному кабелю протяженностью 22 км. Арт. огонь форта, при поддержке с юж. берега, позволял полностью перекрыть подступы к Кронштадту. В 1917 гарнизон форта насчитывал 5500 чел. В связи с тем, что форт оказался на терр. независимой Финляндии, 14 мая 1918 его гарнизон был эвакуирован, а все сооружения в тот же день взорваны электрическим разрядом, поданным по кабелю с форта Красная Горка. После подавления Кронштадтского восстания в 1921 на терр. форта разместился лагерь беженцев. Попытки финнов в 1918 и 1941-44 установить на развалинах форта новые батареи подавлялись огнем. После вхождения Карельского перешейка в состав Лен. обл. форт не восстанавливался, однако до 1990 там размещались воинские части. В наст. время руины батарей, рвы, остатки гавани привлекают туристов. Лит.: Михаленя К.К. Форт «Ино». Строительство и разрушение // Цитадель. 1997. № 1; Балашов Е.А. Карельский перешеек. Земля неизведаннная. Юго-западный сектор. Ч.2: Уусикиркко (Поляны). СПб., 1998. С. 163-171. Ю.М. Пирютко
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Ипполитов-Иванов Михаил Михайлович (1859-1935), музыкант
Рубрики
ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ (наст. фам. Иванов) Михаил Михайлович (1859, Гатчина – 1935), композитор, дирижер, педагог, муз. деятель. Посещал в Гатчине эстонскую школу при лютеранской ц., где обучался также музыке, пел в любительском хоре, брал уроки скрипки. В 1882 окончил С-Петерб. консерваторию по классу композиции (учился у Н.А. Римского-Корсакова). В 1882-93 жил в Тифлисе (Тбилиси), возглавлял Тифлисское отд. Рус. муз. об-ва и муз. уч-ще при нем. С 1884 был также дирижером в Тифлисском оперном театре. С 1893 – проф. Моск. консерватории, в 1905-22 – ее дир. (с 1919 – ректор). В 1924-25 – ректор и проф. Грузинской консерватории. Среди учеников И.-И. – Р.М. Глиэр, З.И. Палиашвили, С.Н. Василенко, А.В. Гольденвейзер. В 1899–1906 дирижер моск. частных опер, с 1925 – Большого театра. И.-И. написал четыре оперы, симфонию, симф. картины и сюиты, хоры, в т. ч. духовные, романсы. Автор учебника по гармонии. Нар. артист Республики (1922). Постоянно бывал в Гатчине. В 1880-х встречался там с М.А. Балакиревым, Г.Я. Ломакиным, с преподавателем музыки в Сиротском ин-те С.А. Зайцевым и др. муз. деятелями. В 1930 в Гатчине открыта первая в Лен. обл. муз. школа, в 1939 ей присвоено имя И.-И. (см. Гатчинская детская музыкальная школа им. М.М. Ипполитова-Иванова). Соч.: 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях. М., 1934; Лит.: Чемоданов С.М. М.М. Ипполитов-Иванов. К 50-летию деятельности. М., 1933; Келдыш Ю. М.М. Ипполитов-Иванов // История русской музыки. Т. 9. М., 1982. С. 356-363; Известные музыканты в Гатчине. – http://www.gorod.gatchina.biz/dll_9102702 Ю.Н. Кружнов
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Каразин Николай Николаевич (1842-1908), художник, литератор
Рубрики
КАРАЗИН Николай Николаевич (1842 – 1908, Гатчина), художник, литератор, путешественник. В 1862 окончил Моск. кадетский кор., служил в драгунском полку. В 1865-67 – вольнослушатель СПб. АХ, позже стажировался в Париже у Г. Доре. Принимал участие в Бухарском походе (1868). В 1870-е пишет и издает приключенческие повести и романы о Туркестане со своими рис. Автор шести романов, повестей, рассказов, воен. корреспонденций. Художник науч. экспедиций в Ср. Азию (1874, 1879), в Индию (1890-95). С 1881 участвовал в выставках АХ. Один из учредителей Об-ва рус. акварелистов. С 1907 по совету врачей поселился в Гатчине (Багговутовская ул., ныне ул. Чкалова; дом не сохр.). Похоронен в СПб. на Никольском кладб. Александро-Невской лавры. Соч.: Полн. собр. соч. Т. 1-20. СПб., 1904–1905; Погоня за наживой: Роман, повести, рассказы. СПб., 1993. Лит.: Семитрашова И. Академик живописи, писатель, воин // Чудеса и приключения. 1993. № 9-10; Родионова Т.Ф. Гатчина: Страницы истории. СПб., 2001; Бурлаков А. Дачная Гатчина. – http://www.gorod.gatchina.biz/dll_9100101 Ю.Н. Кружнов
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
«Карельский перешеек», национальный парк
Рубрики
«КАРЕЛЬСКИЙ ПЕРЕШЕЕК», гос. природно-национальный парк (ГПНП). Расположен на терр. Всеволожского, Выборгского и Приозерского р-нов Лен. обл. Занимает пл. 25 тыс. га. Образован решением Леноблсовета от 8 апр. 1993. В состав ГПНП входят следующие природоохранные объекты: Колтушские высоты (окрестности дер. Токкари, Орово, Лиголамби), Юкковский лесопарк (к югу и северу от дер. Юкки), болото Харвязи (р. Сестра), Гонтовое болото (между Ладожским оз. и болотом Соколье), Лазаревское болото (между р. Морье и ж.-д. веткой Борисова Грива – Ладожское оз.), Кокоревский (между пос. им. Морозова и дер. Кокорево), Приневский (правый берег Невы и ш. Петербург – Мурманск), долина р. Смородинка. Цель создания заповедника – сохр. природного потенциала уникального региона, своеобразия его ландшафтов, рельефа, вод, растительного и животного мира; улучшение экологической обстановки в сев. части региона, влияющей на экологическую ситуацию всего басс. Балтики; обеспечение рекреационных потребностей жит. Петерб. агломерации; орг-ция многопрофильных науч. иссл., создание междунар. центра экологического контроля (мониторинга природной среды); экологическое воспитание нас. В наст. время продолжаются работы по созданию ГПНП. Лит.: Особо охраняемые природные территории (ООПТ) Ленинградской области. – http://pa.iucn.ru А.А. Трипольская
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Кармалина Любовь Ивановна (1834-1903), артистка
Рубрики
КАРМАЛИНА (урожд. Беленицына) Людмила Ивановна (1834 – 1903, дер. Кобрино), певица, собирательница нар. песен. Воспитывалась в Екатерининском ин-те в СПб., где класс вокала вел Г.Я. Ломакин. Брала уроки фп. и пения у А.С. Даргомыжского, с 1855 училась у М.И. Глинки. С 1856 выступала как камерная певица и пианистка, гастролировала по России и Европе. В 1860-е жила на Волыни, Кавказе, Кубани. Записывала рус. и украинские нар. песни, напевы кавказских народов, раскольничьи песни, к-рые позже использовали в своих соч. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский. С 1880-х неоднократно бывала в Гатчине у Балакирева и Ломакина. В 1890-х приобрела имение в дер. Кобрино. Здесь скончалась, похоронена на кладб. в с. Воскресенское рядом с ц. Воскресения Христова. Соч.: Глинка и Даргомыжский // Глинка в воспоминаниях современников. М., 1955. Лит.: Львов М. Из истории вокального искусства. М., 1964. С 68-70; Пекелис М.М. Русская певица Л.И. Кармалина // Сов. музыка. 1972. № 11; Он же. Александр Сергеевич Даргомыжский и его окружение. 1845–1857. М., 1973. Т. 2. С. 28-52, 373-391, 401-414; Бурлаков А. Туристские маршруты Гатчинского района. Гатчина, 2003. С.25. Ю.Н. Кружнов
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Кексгольмская крепость см. Корела, крепость
Рубрики
Тематические группировки
подробнее…
1 2 3 4 5 6