Тематические группировки / ЦОР
1 2 3 4 5 6
Мелартин Эркки Густав (1875-1937), музыкант
Рубрики
МЕЛАРТИН (Melartin) Эркки (Эрик) Густаф (1875, Остамо; ныне пос. Судаково Приозерского р-на – 1937), фин. композитор, дирижер, педагог. Дет. годы провел в Кексгольме и поместье Тапиола (на терр. совр. Приозерска). В 1895-98 учился в Муз. ин-те (Musikinstitut) в Гельсингфорсе (Хельсинки), в 1899–1901 совершенствовался в Вене у фин. комп. М. Вегелиуса, затем – в Берлине и Риме. В 1901-07 преподавал теорию музыки и композицию в Муз. ин-те (с 1924 – Консерватория) в Гельсингфорсе; с 1919 – проф., в 1911-36 – ректор. Среди учеников М. – Сулхо Ранта. В 1908-10 капельмейстер симф. оркестра в г. Выборг. Автор восьми симф., оперы-мистерии «Айно» по мотивам «Калевалы», балета «Голубая жемчужина», симф. поэм, ок. 300 песен, 400 камерных произв., музыки к спектаклям, обработок нар. песен. Музыка М. пропитана национальными мотивами, ей присущи черты позднего европейского романтизма. Лит.: Маrvia E. Erkki Melartin // Suomen Sayeltajia. Helsinki, 1945. S. 342-59; Maasalo К. Suomalaisia savellyksia, 2. Melartinista Kilpiseen. Porvoo; Helsinki, 1969; Kummo Korhonen. Inveting Finish musik. Iyvaskula, 2005. S. 43-45. Ю. Н. Кружнов
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Меркурьев Василий Васильевич (1904 – 1978), актер
Рубрики
МЕРКУРЬЕВ Василий Васильевич (1904–1978), актер театра и кино, педагог, режиссер, нар. артист СССР (1960). В 1926 закончил Лен. техникум сценических иск-в (педагог Л.С. Вивьен). Играл разл. ленингр. театрах, работал в Самарском краевом театре (1933). В 1933-35 – в Ленингр. окружном театре Красной Армии, с 1936 – в Ленингр. Театре актерского мастерства (ныне Александринский театр). С 1937 снимался в кино, сыграл ок. 70 ролей, в т. ч. лейтенанта Тучу в ф. «Небесный тихоход» (1946), Нестратова в «Верных друзьях» (1954), Мальволио в «Двенадцатой ночи» (1955). Наиболее значительные театральные роли М. – в пьесах А.Н. Островского, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, В.А. Кочетова, Д.Я. Храбровицкого и др. Мн. выступал на концертной эстраде. С 1932 преподавал в техникуме сценического иск-ва (ныне – Академия театрального иск-ва), проф. (с 1950). Поставил неск. спектаклей в ленингр. театрах. В 1946 приобрел дачу в пос. Громово, к-рая стала местом отдыха для мн. коллег М; иногда здесь репетировались сцены из спектаклей. Похоронен в СПб. на Литераторских мостках Волковского кладб. Лит.: Цимбал С.Л. Василий Меркурьев. Л.; М., 1963; Василий Васильевич Меркурьев. Воспоминания. Статьи. М., 1986; Меркурьев-Мейерхольд П.В. Сначала я был маленьким: Книга о родителях. М., 2001. Ю.Н. Кружнов
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Могильники води
Рубрики
МОГИЛЬНИКИ ВОДИ. Погребальные памятники сев.-зап. води («чуди») исследованы Е.А. Рябининым в 1983-88 в быв. водском приходе Каттила (дер. Котлы Кингисеппского р-на). Древнейший тип представлен кам. могильниками I–III вв. К ним примыкают грунтовые могилы XII–XVII вв. с кам. оградками на поверхности. Погребальный ритуал характеризуется трупоположениями с зап. и вост. ориентировкой, порчей орудий труда. Жен. убор (нагрудные булавки и цепочки с привесками, орнаментация одежды спиральками, колечками, бляшками и др.) отражает локальные племенные традиции и имеет прибалт.-фин. облик. Славяно-рус. влияние прослеживается только в хоз. деятельности. Сев.-вост. водь, обитавшая на плодородных землях Ижорской возвышенности, оказалась в зоне массового сел. расселения словен и кривичей. В материалах древнерус. курганно-жальничных могильников XI–XV вв. можно проследить сближение чересполосно обитавших разноэтничных общин. Культурное влияние Новгорода способствовало формированию единой обл. культуры, что отразилось в элементах погребального ритуала и инвентаря. Юж. водь (предположит., «норова») обитала в cев.-вост. Причудье, между рр. Нарова и Плюсса. Древнерус. курганы распространяются здесь с XI–XII вв. В их культуре сочетаются славянские и прибалт.-фин. элементы. В теч. XII–XIII вв. под новгородским влиянием местные типы украшений заменяются общерусскими. См. также: Водь. Лит.: Рябинин Е.А. Водская земля Великого Новгорода. СПб., 2001 К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Могильники ижоры
Рубрики
МОГИЛЬНИКИ ИЖОРЫ, сосредоточены на ее племенной терр. в басс. рр. Ижора и Нева и по юж. берегу Финского зал. (см. Ижора). Имеются сведения о 33 грунтовых могильниках. Раскопки производились в дер. Усть-Рудица Ломоносовского р-на, дер. Гамалово Кингисеппского р-на (XV–XVII вв), дер. Кирсино Кировского р-на (сер. XII – XIII вв.) Позднесредневековые грунтовые могильники исследованы на терр. СПб. Изв. находки украшений карельских типов XI–XIII вв. (дер. Колтуши, дер. Мишкино в междуречье рр. Мга и Назия, дер. Инкере-Войскорово в ниж. течении р. Ижора). Влияние карельско-ижорской культуры прослеживается в нек-рых древнерус. курганно-жальничных могильниках Ижорской возвышенности. В крепости Орешек в слоях XIV–XV вв. обнаружена серия украшений карельских типов, свидетельствующих о присутствии ижоры. К числу М. и. предположит. относят древнерус. могильник XIV–XV вв. в г. Гатчина. Археол. материалы подтверждают, что ижора отделилась от южнокарельских племен не ранее кон. I – нач. II тыс. н. э. Лит.: Рябинин Е.А. Ижора // Финны в Европе. Вып. 2. М., 1990. С. 31-41; Сорокин П.Е. Раскопки ижорских могильников в бассейне р. Невы // Записки Института истории материальной культуры РАН. № 1. СПб., 2006. С.94-111. К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Могильники карел
Рубрики
МОГИЛЬНИКИ КАРЕЛ (летописной корелы, предков совр. карел/карьяла), сосредоточены в сев.-зап. Приладожье (Приозерский р-н, примыкающие р-ны Карелии). Известны погребальные пам. второй пол. I тыс. н. э. (кам. кучи) и IX–XI вв. (поверхностные кам. вымостки), содержащие погребения по обряду кремации. В XII в. х-во и культура карел претерпевают изменения под воздействием союза с Новгородом. К XII–XIV вв. относятся грунтовые могильники с погребениями в ямах со срубными рамами или дерев ящиками. В 1880-х Т. Швиндтом раскопано шесть могильников и отд. погребения. Найдены высокохудож. украшения т. н. карельских типов, в к-рых прослеживается влияние новгородского ювелирного иск-ва. Муж. захоронения сопровождал определенный набор воинского снаряжения (меч, копье, топор). В могилы клали части жертвенных животных, обломки сосудов, орудия труда. С могильниками топографически связаны неукрепленные сел. поселения, святилища (кам. ритуальные кучи, культовые камни). В XIV в. христианизация приводит к смене погребального обряда и трансформации облика культуры карел. См. также: Карелы. Лит.: Кочкуркина С.И. Археологические памятники корелы V–XV вв. Л., 1981; Сакса А.И., Тюленев В.А. Корела // Финны в Европе. VI–XV вв. Вып. 2. М., 1990. С. 68-82; Schwindt T. Tjetoja Karjalan rautakaudesta // Suomen muinaismuistoyhdistyksen aikakauskirja. T. XIII. Helsingissa, 1893. К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Монастыри православные
Рубрики
МОНАСТЫРИ ПРАВОСЛАВНЫЕ. Старейшие М. п. на терр. Лен. обл. – Успенский, Николаевский и Георгиевский Застенный в Ладоге основаны, вероятно, в XII в.; Антониево-Дымский Свято-Троицкий, Староладожский Иоанно-Предтеченский – в XIII в.; Коневский Рождество-Богородицкий, Староладожский Успенский – в XIV в.; Череменецкий Иоанно-Богословский – в XV в., Тихвинские: Свято-Успенский, Введенский и Николаевский Беседный, Зеленецкий Свято-Троицкий, Макарьевская пустынь (см. Воскресенский монастырь) – в XVI в.. Среди основателей М. п. – прославленные в лике святых прпп. Антоний Дымский, Арсений Коневский, Феофил и Иаков Омучские, Иларион Гдовский, Александр Свирский и его ученики, Киприан Стороженский, Корнилий Паданский, Мартирий Зеленецкий, Макарий Римлянин. С XIV в. область стала частью «Северной Фиваиды» – терр. наиболее интенсивной «монастырской колонизации». Ряд обителей прекратили существование в период швед. владычества (XVII в.). После 1764, в ходе церк. реформы Екатерины II, у М. п. изъяли земельные владения, часть их закрыли (Передольский, Озерский, Посолотин, Щирский и др.). В кон. XIX – нач. XX вв. нек-рые из М. п. были возобновлены, в частности, Воскресенский и Корнилиево-Паданская пустынь (см. Паданский Введенский мон.), основан ряд новых: Вохоновский Мариинский, Пятогорский Богородицкий, Творожковский, Воскресенско-Покровский и др., в 1919 – Поречский Покровский. К 1917 в епархии имелось 16 мон., в к-рых проживало 1629 монахов. В послерев. время началось закрытие М. п. и репрессии священнослужителей. Первыми, в 1918-19, были закрыты Александро-Свирский Свято-Троицкий, Введено-Островский, Зеленецкий Свято-Троицкий, Антониево-Дымский Свято-Троицкий мон. С кон. 1920-х репрессии усилились, закрыли последние М. п.; на терр. области это был Воскресенский мон. (закрыт в февр. 1932). В период ВОВ на оккупированной терр. Лен. обл. под эгидой Псковской Духовной миссии в пос. Вырица возникли Успенский жен. (11 монахинь) и Богоявленский муж. мон. (7 монахов), их закрыли в 1944. Возрождение М. п. началось в 1990-е, в обл. были открыты мон.: Коневский Рождество-Богородицкий муж. (1991), Зеленецкий Свято-Троицкий муж. (1993), Введено-Оятский жен. (1993), Тихвинский Свято-Успенский муж. (1995), Череменецкий Иоанно-Богословский муж. (1993, 1997), Тервеничский Покровский жен. (1996-97), Александро-Свирский Свято-Троицкий муж. (1998), Староладожский Николаевский муж. (2004) и Староладожский Успенский жен. (2005). На 2005 в Лен. обл. насчитывалось девять М. п. (6 муж. и 3 жен.), три скита, три подворья, одна приписная часовня. Лит.: Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. Санкт-Петербургская епархия. СПб., 1908–1909; Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 2005; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Мравинский Евгений Александрович (1903-1988), музыкант
Рубрики
МРАВИНСКИЙ Евгений Александрович (1903–1988), дирижер, педагог, нар. артист СССР (1954), Герой Соц. Труда (1973). Учился на физ.-матем. ф-те Петроградского ун-та. В 1925-31 обучался в Консерватории – по дирижированию у А.В. Гаука и Н.А. Малько, по композиции у В.В. Щербачева. Преподавал в Консерватории в 1936-37 и с 1961, проф. (с 1963). В 1932-38 дирижер оркестра в ГАТОБ (с 1935 – Театр оперы и балета им. С.М. Кирова). Гл. дирижер симф. оркестра Лен. филармонии (1938-88). С 1956 гастролировал за границей. Постоянно исполнял новые произв. современных сов. и заруб. композиторов, провел премьеры большинства симфоний Д.Д. Шостаковича. Лауреат Сталинской (1946) и Ленинской (1961) премий. Похоронен на Богословском кладб. в СПб. В 1930-40-х неоднократно посещал дер. Заозерье (Гатчинский р-н), Токсово, Мельничный Ручей (ныне – р-н г. Всеволожск). Соч.: Записки на память. СПб., 2004. Лит.: Фомин В.С. Евгений Александрович Мравинский. М., 1983. Ю.Н. Кружнов
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Мусоргский Модест Петрович (1839-1881), музыкант
Рубрики
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович (1839–1881). Детство провел в с. Карево Торопецкого у. Псковской губ., здесь он начал учиться музыке. Окончил Школу гв. подпрапорщиков и кав. юнкеров в СПб. (1856), зачислен в л.-гв. Преображенский полк. В 1858 вышел в отставку, решив посвятить себя музыке. В 1863 в связи с финанс. трудностями вновь поступил на службу: сначала в архив Инж. деп-та, в 1868 перешел в Лесной деп-т. Автор оперы «Борис Годунов» (1869, 2-я ред. 1872), работал над операми «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка» (обе не закончены). В 1870-х М. созданы его лучшие романсы, фп. сюита «Картинки с выставки», вокальный цикл «Детская», симф. картина «Ночь на Лысой горе». В февр. 1881 помещен в Николаевский воен. госпиталь в СПб., где скончался. В 1867 М. провел лето и осень у своего брата Филарета Петровича на мызе Минкина (ныне дер. Каменка Лужского р-на). Там М. написаны романс «Светик Саввишна», «Интермеццо» для оркестра и др. В 1878 приезжал в Гатчину к М.А. Балакиреву. Похоронен в СПб. на Тихвинском кладб. Александро-Невской лавры (ныне Некрополь мастеров иск-в). Лит.: Орлова А.А. Труды и дни М.П. Мусоргского. М., 1963; Фрид Э.Л. Модест Петрович Мусоргский. М., 1968; Орлова А.А. Мусоргский в Петербурге. Л., 1974. Ю. Н. Кружнов
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
«Невский», лесопарк
Рубрики
«НЕВСКИЙ», лесопарк на правом берегу Невы, к северу и востоку от дер. Новосаратовка (Всеволожский р-н Лен. обл.). Создан в 1937; тогда же сооружены осушительные канавы, проложены дороги и тропинки. Совр. пл.ь 3168 га. Расположен на плоской песчаной и суглинистой Приневской низине; леса с преобладанием березы, ели и сосны, в осн. заболочены. Юж. часть лесопарка, выходящая к Неве, располагается на месте усадьбы Зиновьевых «Богословка» (нач. XIX в.; арх. В. И. Беретти), от к-рой сохр. элементы парковой планировки, отд. старые деревья (дубы, сосны) и фундаменты построек. Здесь рельеф более контрастный за счет глубоких (до 10 м) долин р. Черная и ее притоков. По склонам долин преобладают береза, осина и ель (последняя хорошо возобновляется). В кон. XIX в. постройки в лесопарке стали сдавать дачникам. В 1897 здесь жил скульп. В.А.Беклемишев. Во время ВОВ Н. л. сильно пострадал (уничтожено до 90% древостоя, все здания были разрушены). В послевоенные годы расширен в неск. раз; были построены две плотины, образовавшие пруды в юж. части лесопарка, восстановлены дорожная и мелиоративная сеть, высажены тысячи деревьев и кустарников (дуб, клен, береза, лиственница, плакучая ива, жимолость, боярышник, чубушник и др.). Особенно живописны Красная и Серебристая поляны в приневской части. В лесопарке построены мостки, установлены скамейки, диваны и дерев. скульптура. В 1970-е на терр. Н. л. построены жил. дома для работников Парклесхоза, в 1990-е велось коттеджное стр-во. Начато сооружение дерев. храма Покрова Пресв. Богородицы, проектируется воссоздание усадьбы Зиновьевых. Лит.: Лихоткин Г. А., Милаш Н. Г. Невский лесопарк. Л., 1968; Кормильцева О.М., Лоханов Г.И. Усадьба Богословка – Зиновьево – Невский лесопарк // Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга: Краевед. записки. Вып. 9. СПб., 2004. С. 94-12. А.Д.Марголис
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Неолита памятники
Рубрики
НЕОЛИТА ПАМЯТНИКИ. Неолит (новый кам. век, VIII–III тыс. до н. э.) – эпоха появления земледелия и скотоводства, прядения и ткачества, новых техник обработки камня, керамики. В лесной зоне Вост. Европы неолит датируется V–II тыс. до н. э. и характеризуется устойчивым рыболовецко-охотничьим х-вом. В период раннего неолита на юге совр. Лен. обл. и в Юж. Приладожье появляются стоянки, относящиеся к Нарвской культуре. Эталонным пам. сев. варианта этой культуры считается ниж. слой стоянки Сяберская III в Лужском р-не (раскопки В.И. Тимофеева, 1988-89). Нарвская керамика и костяные изделия обнаружены и в комплексе стоянки Березье Волховского р-на. Тонкостенные сосуды изготовлялись из узких лент глины с примесью органических остатков и толченой раковины, верх. часть сосудов украшена редким орнаментом из горизонтальных рядов насечек, вдавлений, наколов, оттисков. Характерны расчесы поверхности гребенчатым штампом. Кремневый инвентарь немногочислен. Ряд находок, собранных при прокладке Нового Сясьского кан., вошел в «Коллекцию А.А. Иностранцева». Нарвская культура граничит с ранненеолитической культурой Сперрингс, основной ареал к-рой находился на терр. Финляндии и Карелии. Находки керамики этого типа представлены в составе комплексов стоянок Карельского перешейка, Юж. Приладожья и востока области. В материалах стоянки Забелье на востоке Лен. обл. (раскопки Ю.Н. Урбана, 1987) обнаружена керамика, близкая ранним этапам валдайской и верхневолжской культур. В эпоху развитого неолита на терр. области складывается прибалт. культура с гребенчато-ямочной керамикой. Этот тип керамики был выделен А. Европеусом. Для него характерно преобладание оттисков гребенчатого штампа, покрывающих всю поверхность крупных, полуяйцевидной формы сосудов. Зоны оттисков разделены рядами глубоких ямок. В орнаменте также присутствуют геометрические фигуры и горизонтальные зигзаги, специфические оттиски и насечки. Помимо керамики, комплексы стоянок характеризуются обилием орудий из кремня, а также сериями изделий из кварца. Отмечены находки восточноприбалт. янтарных украшений. Радиоуглеродный анализ дает представление о возрасте пам. с гребенчато-ямочной керамикой: ранние датированы кон. IV тыс. до н. э., наиболее поздние относятся к кон. III – нач. II тыс. до н. э. Эталонным пам. неолитической культуры считается поселение Усть-Рыбежна I при впадении р. Рыбежка в р. Паша (раскопки Н.Н. Гуриной, 1952-54, 1956, 1958-59). Его культурный слой отличается прекрасной сохранностью. Большое кол-во стоянок известно в Приладожье, на Карельском перешейке, в зап. р-нах обл., а также в Лужском р-не. Лит.: Иностранцев А.А. Доисторический человек побережья Ладожского озера. СПб., 1882; Гурина Н.Н. Древняя история Северо-Запада Европейской части СССР // Материалы и исследования по археологии СССР. № 87. М.; Л., 1961. С. 450-597; Тимофеев В.И. Памятники мезолита и неолита региона Петербурга и их место в системе культур каменного века Балтийского региона // Древности Северо-Запада России (Славяно-финно-угорское взаимодействие, русские города Балтики). СПб., 1993. С. 8-34; Europeus – Aerapaa A. Die relative Cronologie der Steinzeitlichen Keramik in Finnland. I. Acta Archaeologica. Vol. I, fasc. 2. Kobenhavn, 1930. S. 179-186. К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
"Нижнесвирский", заповедник
Рубрики
НИЖНЕСВИРСКИЙ ПРИРОДНЫЙ ЗАПОВЕДНИК. Расположен на терр. Лодейнопольского р-на. Пл. – 41615 га. Организован 11 июня 1980 на базе Нижнесвирского заказника. Включает побережье и часть водной поверхности Свирской губы Ладожского оз., а также правобережье низовьев р. Свирь. На терр. заповедника находятся среднетаежные леса, в осн. боры, луга, озера, реки, песчаные гряды, протянувшиеся вдоль побережья Ладоги. Здесь расположены разл. типы болот, самым крупным из к-рых является Сегежский массив. Здесь произрастает свыше 570 видов травянистых растений, из к-рых 25 относятся к особо охраняемым, а также 117 видов листостебельных мхов. Животный мир представлен четырьмя видами земноводных, пятью видами рептилий, 270 видами птиц и 40 видами млекопитающих. Побережье Ладожского оз. является коридором миграции птиц в весенний и осенний периоды. В местных водах обитает более десятка пород рыб, в т. ч. лосось, озерная форель, сиг, корюшка, судак, щука, язь, лещ, густера, плотва, окунь. Заповедник используется для науч. иссл. орнитологов, ихтиологов, ботаников, почвоведов. Лит.: Скарлато О.А., Ипатов В.С., Носков Г.А., Боч М.С. Нижнесвирский заповедник // Заповедники СССР. Заповедники Европейской части РСФСР. I. М., 1988. С. 129-151. С.Б. Егоров, А.А. Трипольская
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Нотебург, см. Шлиссельбургская крепость
Рубрики
Тематические группировки
подробнее…
Олегова могила, сопка
Рубрики
ОЛЕГОВА МОГИЛА, сопка в с. Старая Ладога. Летописное предание о смерти кн. Олега (ум. 912), связывает место его захоронения с Ладогой. В ее окрестностях известны три некрополя, содержавших по 10-12 насыпей. Ладожане называли могилой Олега монументальную насыпь в урочище Сопки, на высоком левом берегу р. Волхов, к северу от поселения. Высота ее превышает 5 м, диаметр основания – более 30 м. В прошлом вокруг подножия была треугольная кладка из валунов. В 1820-х З. Доленго-Ходаковский вел раскопки верх. часть насыпи и обнаружил остатки сожжения и черешковый двушипный наконечник копья VIII – сер. IX вв. Значительные размеры, мощные кам. сооружения, скудость находок сближают пам. с «королевскими» курганами Упсалы (Швеция). Сопка сооружена неск. раньше смерти Олега, но могла служить местом исполнения князем сакральных ритуалов. После раскопок насыпь стали наз. «Полой Сопкой». Лит.: Кузьмин С.Л. Сопки нижнего Поволховья: Взгляд на проблему на исходе ХХ в. // Раннесредневековые древности Северной Руси и ее соседей. СПб., 1999. С. 97; Лебедев Г.С., Жвиташвили Ю.Б. Дракон «Нево». На Пути из Варяг в Греки: Археолого-навигационные исследования древних водных коммуникаций между Балтикой и Средиземноморьем. 2-е изд. СПб., 2000. С. 116-118. К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Оленин Алексей Николаевич (1763/64-1843), художник
Рубрики
ОЛЕНИН Алексей Николаевич (1763 или 1764 – 1843), художник-график, филолог, археолог. В 1774-80 воспитывался в Пажеском кор. Позднее учился в Дрезденской арт. школе, слушал лекции по истории и философии в Страсбургском ун-те. С 1809 – поч. ч. СПб. АН. С 1811 – дир. Имп. Публичной б-ки. В 1817-43 – президент АХ. Собиратель и знаток древностей, автор статей по истории, археологии, живописи, инициатор изд. «Свода русских летописей», организатор первой археогр. экспедиции АН. Иллюстратор произв. Г.Р. Державина, И.И. Хемницера и др. С 1790-х дом О. в СПб. широко известен как гостеприимный салон («Ноев ковчег»), к-рый посещали деятели культуры, науки, сановники. В 1791 О. приобрел участок земли на р. Лубья (ныне – Всеволожский р-н). К 1799 была выстроена усадьба Приютино, ставшая вскоре «святилищем наук, искусств и литературы» (см. «Приютино», литературно-художественный музей-усадьба). Душой дома была Е.М. Оленина, супруга О; с ее смертью в 1838 приютинские встречи прекратились, имение было продано. Похоронен в СПб. на Тихвинском кладб. Александро-Невской лавры (ныне Некрополь мастеров иск-в). Лит.: Тимофеев Л.В. В кругу друзей и муз: Дом А.Н.Оленина. Л., 1983; Голубева О.Д. А.Н.Оленин. СПб., 1997. Ю.Н. Кружнов
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Орешек, см. Шлиссельбургская крепость
Рубрики
Тематические группировки
подробнее…
Орловский Александр Осипович (1777-1832), художник
Рубрики
ОРЛОВСКИЙ Александр Осипович (1777–1832), художник-баталист, живописец, график. В 1793–1802 учился живописи в Варшаве. С 1802 поселился в СПб. Акад. живописи (1809). В 1819 был причислен к Ген. Штабу «для сочинения» рисунков воен. мундиров. Мастер портретной и батальной живописи, автор множества жанровых рисунков, карикатур. Одним из первых в России обратился к технике литографии. С 1805 часто и подолгу жил у А.Р. Томилова в его имении Успенское (ныне с. Старая Ладога). Здесь О. писал портреты крестьян, гостей имения, жанровые сцены («Пастух, играющий на дудочке» «Крепостные крестьяне», «Соседка Томилова», «Кваренги в образе Амура», «Поющие крестьяне за столом» и др.). Постоянный посетитель усадьбы А.Н. Оленина Приютино, здесь О. также сделано мн. портретных зарисовок. Лит.: Гришина Л.И., Файнштейн Л.А., Великанова Г.Я. Памятные места Ленинградской области. Л., 1973. С.106, 131; Соломатина Н. Александр Орловский. СПб., 2002; Русские художники в Успенском. – http://www.oldladoga.ru/708.html Ю.Н. Кружнов
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Особо охраняемые природные территории
Рубрики
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ (ООПТ), «участки земли, водной поверхности и воздушного пространства, где располагаются природные комплексы и объекты, к-рые имеют особое природоохранное, науч., культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, к-рые изъяты решениями органов гос. власти полностью или частично из хоз. использования и для к-рых установлен режим особой охраны» (закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 № 33-ФЗ). В Лен. обл. ООПТ возникли в соответствии с решением Ленгорисполкома № 145 от 29 марта 1976 «О создании заказников и признании памятниками природы ценных природных объектов на терр. Лен. обл.» (были созданы 17 заказников, 19 пам. природы, 5 охраняемых зон для нереста лососевых рыб, взяты под охрану 42 вида животных и 48 видов растений). Статус ООПТ подтвержден Пост. Пр-ва Лен. обл. № 494 от 26 дек. 1996. С 1993 создание и контроль за функционированием ООПТ находится в ведении Комитета природопользования и экологической безопасности Пр-ва Лен. обл.. К ООПТ в Лен. обл. относятся Нижнесвирский природный заповедник, заказники, памятники природы, гос. природный парк «Вепсский лес». В 1999 пл. ООПТ составляла ок. 340 тыс. га. Кроме того, в Лен. обл. находятся пять терр., имеющих статус водно-болотных угодий междунар. значения. Лит.: Красная книга природы Ленинградской области. Т. 1: Особо охраняемые природные территории. СПб., 1999. А.А. Трипольская
Авторы
Тематические группировки
подробнее…
Охотничий дворец
Рубрики
ОХОТНИЧИЙ ДВОРЕЦ (пос. Лисино-Корпус, Тосненский р-н). «Охотничий дом» (он же «дом для помещения приезжающих гостей»), сооружен в 1853-58 в комплексе казенной лесной дачи, все постройки к-рой проектировал Н.Л. Бенуа. Композиционное и декорат. решение дворца своеобразны и имеют черты, предвосхищающие стиль модерн. Внутренние помещения (кабинет, опочивальня, камердинерская и т. д.) скомпонованы вокруг центрального двусветного зала. В процессе внутр. отделки помещений уже готового дворца появилась необходимость его расширить, в связи с чем был пристроен двухэтажный корпус, к-рый соединен с дворцом галереей-залом. Интерьеры О. д. были представлены в журн. «Нива» за 1885. В камер-фурьерском журн. зафиксировано 87 посещений имп. Александром II О. д. в Лисине. В сов. время здание занимали лесная опытная станция (с 1931), а затем, вплоть до наших дней, – общежитие студентов Лесотехн. академии. Внутр. отделка утрачена, дворец нуждается в проведении реставрац. работ. Лит.: Бартенева М.И. Николай Бенуа. Л., 1985. С. 84-90; Зотова А. Лисино и его обитатели. – http://www.lesprom.spb.ru/newsite/main/article.php?lang=ru&num=n11&part=5&art=13 Ю.М. Пирютко
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Оятская керамика
Рубрики
ОЯТСКАЯ КЕРАМИКА. В рус. и вепсских деревнях на р. Оять (совр. Лодейнопольский р-н) издавна существовало гончарное дело. Этому способствало наличие залежей высококачественной красной глины. Особое развитие гончарный промысел получил в XVIII в. Оятские гончары в осн. изготавливали разнообразную столовую посуду, а также лепную глиняную игрушку. Длительное совм. проживание вепсов и русских сказалось на формировании стилевого единства оятской керамики – характерны приземистые формы сосудов и штампованный орнамент. Помимо штампов, применяли также рельефную роспись рожком, а также белую и черную ангобную роспись (жидко разведенной глиной). Изредка употреблялась зеленая краска (медный купорос). В нач. XX в. только мастеровыми Сотского погоста Шапшинской вол. Лодейнопольского у. вырабатывалось для продажи более 400 тыс. гончарных сосудов. В 1928 в Оятском р-не насчитывалось 194 крест. «горшечных» (бревенчатые постройки, в к-рых проходили формовка и обжиг керамических изделий). В 1969 в с. Алёховщина Лодейнопольского р-на был создан керамический цех (впоследствии – ООО «Оятская керамика»). К работе были привлечены опытные гончары – А.В. Лукичев, А.З. Бойцов, Г.М. Романов, А.А. Смирнов, к-рые помогли возродить традиции О. к. В 1990-е в селе восстановлена дерев. ц. Михаила Архангела XVII в., ее внутреннее убранство оформлено керамическими изделиями местного произ-ва. Предприятие уничтожено пожаром в 2004, в наст. время идет подготовка к стр-ву новой керамической ф-ки. В селе работает Центр возрождения ремесел, в т. ч. гончарного дела (рук. Л. Иванова). Лит.: Киселев В.И. «От добрых рук ничего не уходит» // Область культуры. 2006. № 5. С.57-60; Косменко А.П. Народное декоративно-прикладное искусство. Керамика. – http://www.vepsia.ru/tr_culture/iskustvo.php#niz; Оятская керамика. – http://oyatskaya.813.ru/; Храмы, соборы, церкви, часовни. –http://www.lenobl.ru/culture/heritage/cultus/temple?notpl=1 В.И. Киселев
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Памятники природы
Рубрики
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ, категория особо охраняемых природных территорий, в междунар. классификации соответствует статусу natural monument. Представляют собой небольшие по площади терр., включающие ценные в природном отношении объекты (урочища, рощи редких пород деревьев, озера, пещеры, водопады и т. п.). В Лен. обл. первые 19 объектов получили статус П. п. в соответствии с решением Ленгорисполкома № 145 от 29 марта 1976 «О создании заказников и признании памятниками природы ценных природных объектов на территории Ленинградской области». В настоящее время в Лен. обл. имеются 25 П. п.: 1) Бабинское оз. с прилегающими суходолами на болотном массиве «Соколий мох» (комплексный П. п., Киришский р-н, пл. 700 га); 2) Болотный массив «Гладкий мох» и долина р. Шарья (комплексный П. п., Киришский р-н, 9600 га); 3) Геол. обнажения девонских и ордовикских пород на р. Саба (геол. П. п., Лужский р-н, 650 га); 4) Геол. обнажения девона на р. Оредеж и у пос. Ям-Тесово (геол. П. п., Лужский р-н, 225 га); 5) Геол. обнажения девона и штольни на р. Оредеж у дер. Борщово (геол. П. п., Лужский р-н, 270 га); 6) Гонтовое болото (комплексный П. п., Всеволожский р-н, 1508 га); 7) Истоки р. Оредеж в урочище «Донцо» (комплексный П. п., Волосовский р-н, 950 га); 8) Каньон р. Лава (комплексный П. п., Кировский р-н, 160 га); 9) Кокоревский (комплексный П. п., Всеволожский р-н, 1462 га); 10) Лазаревское болото (комплексный П. п., Всеволожский р-н, 1968 га); 11) Низинное болото к западу от дер. Березняк (комплексный П. п., Киришский р-н, 56 га); 12) Обнажения девона на р. Оредеж у пос. Белогорка (геол. П. п., Гатчинский р-н, 120 га); 13) Озеро Казьян (комплексный П. п., Киришский р-н, 150 га); 14) Оз. Красное (геол. и гидрологический П. п., Приозерский р-н, 1650 га, в т. ч. 750 га акватория); 15) Оз. Ястребиное (комплексный П. п., Приозерский р-н, 629,5 га); 16) О-в Густой (геол. П. п., Выборский р-н, 54 га); 17) Пожупинское оз. с прилегающими суходолами (комплексный П. п., Киришский р-н, 750 га); 18) Пугаревский (геол. П. п., Всеволожский р-н, 2 га); 19) Радоновые источники и озера в пос. Лопухинка (геол. и гидрологический П. п., Ломоносовский р-н, 270 га); 20) Река Рагуша (комплексный П. п., Бокситогорский р-н, 1034 га); 21) Саблинский (комплексный П. п., Тосненский р-н, 220 га); 22) Сосновые леса на камах в окрестностях г. п. Будогощь (комплексный П. п., Киришский р-н, 12,7 га); 23) Староладожский (комплексный П. п., Волховский р-н, 220 га); 24. Суходольные о-ва на болотном массиве «Лисий мох» (комплексный П. п., Киришский р-н, 550 га); 25. Щелейки (геол. П. п., Подпорожский р-н, 117,5 га). Лит.: Красная книга Ленинградской области. Т. 1: Особо охраняемые природные территории. СПб., 1999. С. 103-165. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Панцерлакс, бастион (г. Выборг)
Рубрики
ПАНЦЕРЛАКС (г. Выборг, Лужская ул., 1). Бастион т. н. Рогатой крепости (1563 – 1590-е, фортификаторы А. Маалари, И. де Месс), защищавшей выборгское предместье – Земляной город. Треугольный бастион сооружен в 1579-81, он обращен юж. фланком к Выборгскому зал. (отсюда швед. назв. – «панцирь залива»). Значительно пострадал при взятии Выборга рус. войсками в мае 1710. В 1745 было проведено укрепление эскарпа, тогда же возведен пороховой погреб (сохр.). В 1860-е соседние бастионы Вальпорт и Эуряпя были разобраны, после чего П. использовался для хоз. нужд. В 1915-16 при устройстве новой гавани произведена подсыпка береговой полосы, отдалившая П. от моря на 100 м. На верх. площадке бастиона в 1932 сооружено здание Картинной галереи и школы живописи (арх. У. Ульберг), с 1950-х занятое Выборгским филиалом ин-та Ленгражданпроект. Лит.: Кепп Е.Е. Архитектурные памятники Выборга XIII–XX вв. Л., 1977; Кепп Е.Е. Выборг. Художественные достопримечательности. Выборг, 1992; Kauppi U.-R., Miltsik M. Viipuri. Vanhan Suomen paakaupunki. Helsinki, 1993. Ю.М. Пирютко
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Парки
Рубрики
ПАРКИ, спец. распланированные участки с искусственно посаженными растениями, с аллеями, тропинками, водоемами. Первые П. на тер. совр. Лен. обл. возникли в XVIII в. Они являлись часть имп. и великокняжеских резиденций и дворянских усадеб, возникших вокруг новой столицы. В первой пол. XVIII в. популярны были П. регулярного стиля (с геометрически правильной планировкой аллей), впоследствии их сменили ландшафтные (пейзажные) П., планировка к-рых была подчинена рельефу местности и имитировала естественную природу. Подавляющее большинство усадебных П. сильно пострадало в сов. период в связи с распашкой под огороды, несанкционированным выделением земель под индивидуальную жил. застройку на их терр., за счет естественного зарастания. К наиб. известным ист. паркам Лен. обл. относятся Гатчинский дворцово-парковый ансамбль, Ропшинский дворцово-парковый ансамбль, гос. музей-заповедник «Парк Монрепо». Начиная с 1930-х в гор. поселениях создавались общедоступные парки культуры и отдыха (ПКиО), продолжившие традицию садов, существовавших в уездных центрах. В них проводились разл. массовые мероприятия, концерты, устанавливались аттракционы. В 2001 на терр. Лен. обл. насчитывалось 13 ПКиО, к-рые имели статус муниц. учреждений культуры. Среди них парки в гг. Выборг, Кировск, Сланцы, парк «Велес» в г. Волосово, парк «Романовка» в г. Кингисепп, и ряд др. В ПКиО г. Сосновый Бор создан уникальный дет. игровой комплекс «Андерсенград». В сов. период в ближайших окрестностях СПб. появились лесопарки (см. Лесопарковый защитный пояс, «Невский» лесопарк), выполняющие сан.-гигиеническую и рекреационную функции. В 1990-е в РФ появились природные парки, создаваемые для охраны природных комплексов, имеющих экологическую, ист., эстетическую ценность. В природных парках, как правило, выделяются зоны с разл. режимом охраны и землепользования. Закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 № 33-ФЗ предусматривает возможность создания природных парков как одной из категорий особо охраняемых природных территорий. В Лен. обл. функционирует гос. природный парк «Вепсский лес», ведутся работы по созданию ист.-природного парка «Верхний Оредеж», нац. парка «Карельский перешеек». Лит.: Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998. С. 426-431; Паспорт культурной жизни регионов России в сети Интернет. Ленинградская область. М., 2003. С. 114. – http://sputnik.mto.ru/Kultura/k55_6.pdf А.А. Трипольская
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Пелла, дворцовый ансамбль
Рубрики
ПЕЛЛА, дворцовый ансамбль (ныне в черте г. Отрадное Кировского р-на), создавался по повелению имп. Екатерины II на левом берегу р. Нева, у Ивановских порогов – на землях, купленных в 1784 у предпринимателя С.Я.иЯковлева. В честь своего внука – вел. кн. Александра Павловича (будущего имп. Александра I) Екатерина II указом от 31 марта 1785 назвала новое дворцовое имение Пеллой (по аналогии со столицей древней Македонии – родиной Александра Македонского). П. стала одним из любимых мест отдыха императрицы. В 1785 по проекту арх. И.Е. Старова в П. начато стр-во имп. дворца, в 1789 осн. корпуса подвели под крышу. Гл. фасад ансамбля в стиле строгого классицизма был обращен к Неве; от обширной речной пристани в сторону дворца поднимались широкие марши кам. лестницы. Центральный парадный трехэтажный корпус фланкировали два симметричных двухэтажных корпуса, выдвинутых вперед и перекрытых куполами. Корпуса соединялись с центральной частью галереями. Монументальность ансамбля усиливалась его протяженностью (сев. фасад – ок. 200 м, юж. фасад со стороны Шлиссельбургского тракта – ок. 500 м). В 1796, после кончины Екатерины II, работы были прекращены, а вскоре по повелению имп. Павла I недостроенный дворец разобран до фундамента, материалы перевезены в СПб. и использовались на стр-ве Михайловского замка. Уцелели только здание почтовой ст. (см. Почтовые станции) и конюшни (ныне в них – управление з-да «Пелла»). Назв. сохр также в наименовании ж.-д. ст. Пелла на линии СПб. – Волховстрой. Лит.: Столпянский П.Н. Вверх по Неве от Санкт-Петербурха до Шлюшина: Путеводитель. Пг., 1922; Кючарианц Д.А. Иван Старов. Л., 1982. С. 103-120. А.Д. Марголис
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927), художник
Рубрики
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич (1844-1927), художник, архитектор, композитор. В 1863-71 обучался одновременно в АХ и на юридич. факультете СПб. ун-та. Брал частные уроки живописи у П.П. Чистякова и И.Н. Крамского. В 1872-76 пенсионер АХ в Италии, Франции и Германии. С 1878 – член Т-ва передвижных худож. выставок. В 1878 переехал в Москву. В 1882-95 преподавал в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества. Среди учеников П. – И.И. Левитан, К.А. и С.А. Коровины, А.Я. Головин. Мастер лирического рус. пейзажа («Московский дворик», 1878; «Заросший пруд», 1879; «Ранний снег», 1891 и др.). В 1891 поселился в имении Бехово под Тарусой, переименовав его в Борок (с 1931 – Поленово). В своем доме организовал худож. общедоступный музей (с 1939 – Музей-усадьба В.Д. Поленова). Умер в Борке, похоронен на берегу Оки. В 1855-81 подолгу жил в родовой усадьбе Поленовых Имоченицы на берегу р. Оять. Здесь П. написано 37 картин, в т. ч. «Оять перед грозой» (1860), «Любимый дом в Имоченицах» (1872), «Портрет Никиты Богданова» (1876), «Зима. Имоченцы» (1880), «Река Оять» (1880), этюды «Холмы», «Закат», «Свирь-канал» и др. В 1870-х вместе с И.Е. Репиным и И.Н. Крамским бывал в окрестностях г. Луга. Лит.: Гришина Л.И., Файнштейн Л.А., Великанова Г.Я. Памятные места Ленинградской области. Л., 1973. С. 254-256; Пастон Э.В. Василий Дмитриевич Поленов. М., 2000; Поленов и народный театр. – www.rusiskusstvo.ru/ Ю.Н. Кружнов
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Почтовые станции
Рубрики
ПОЧТОВЫЕ СТАНЦИИ. На почтовых трактах, ведущих от СПб. в Ямбург, Москву и Шлиссельбург, с 1722 стали устраивать ямские дворы (П. с.) с конюшнями, располагавшиеся через каждые 20-30 верст в приспособленных для этого крест. избах. Когда в 1785 на левом берегу Невы, по к-рому проходил Шлиссельбургский тракт, началось стр-во загородной резиденции Екатерины II Пелла, там по проекту Н.А. Львова была построена монументальная П. с., украшенная четырехколонным портиком (единственное здание, сохр. от ансамбля). В 1804 из казны были отпущены средства на стр-во семи кам. П. с. на Ямбургском тракте, типовой проект к-рых разработал Л. Руска. Их планировочное решение стало образцовым для подобных сооружений: станционный дом, обращенный фасадом к тракту, симметричные торцевые флигели для конюшен и сараев для экипажей, с воротами, ведущими во внутр. двор. На фасаде гл. корпуса, где находились комнаты для смотрителя, ямщиков и отдыха проезжающих, пять арочных проемов, на флангах – треугольные фронтоны. Сохр. пять таких станций, завершенных стр-вом в 1807: в Кипени, Каськове, Чирковицах, Ополье, Ивангороде. В 1809-10 новые П. с. были построены на Моск. тракте в связи с устройством шоссейной дороги. Планировочное решение их было аналогично ст. на Ямбургском тракте, но они отличались архит. решением фасадов (из 25 ст. на терр. области сохр. одна – в дер. Померанье Тосненского р-на). Альбомы типовых проектов П. с. издавались до 1842. Один из последних был использован для постройки ст. на Динабургском тракте (ныне ш. СПб. – Киев). К ст. этого типа принадлежит здание, сохр. в Гатчине (пр. 25 Октября, 33). На том же шоссе в здании П. с. у дер. Выра (построена между 1837 и 1841) с 1972 работает музей «Дом станционного смотрителя». В Тихвине сохр. двухэтажное дерев. строение П. с. на Сибирском тракте, проходившем в XIX в. через город (Московская ул., 5). Лит.: Рузов А.В., Яблочкин Ю.Н. Гатчина. Л., 1959. С. 94, 264; Файнштейн Л.А., Шаскольский И.П. Тихвин. Л., 1961; Ожегов С.С. Типовое и повторное строительство в России в XVIII–XIX в. М., 1984. С. 136-145; Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. Ю.М. Пирютко
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Приоратский дворец
Рубрики
ПРИОРАТСКИЙ ДВОРЕЦ (г. Гатчина, Приоратский парк), уникальная землебитная постройка в стиле ложной готики (1797-99, арх. Н.А. Львов), неразрывно связанная с пейзажем Черного оз. и Приоратского парка. Стены П. д. возведены из утрамбованной в станке земли, пропитанной особым раствором (с дерев. кессонированными междуэтажными перекрытиями). Назв. этого «земляного Игуменства» связано с учреждением в России «вел. приорства» Мальтийского ордена, однако для орденских церемоний П. д. не использовался. Силуэт двухэтажного здания с высокой кровлей усложнен кам. башней со шпилем (выс. 30,8 м). Вплоть до 1880-х здание не нуждалось в ремонте, использовалось как запасной дворец, с 1885 в нем размещались придворные певчие. После рев-ции 1917 во дворце располагался дом отдыха, дом пионеров, затем Гатчинский краеведческий музей. В 2004 завершена науч. реставрация, дворец вновь открылся для посетителей. Лит.: Кючарианц Д.А., Раскин А.Г. Гатчина: Худож. памятники. СПб., 2001. С. 246-262; Сковпнев С. Три лица «Приората». Гатчина. 2001. А.Д. Марголис
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Промыслы и ремесла традиционные
Рубрики
ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА ТРАДИЦИОННЫЕ, выделились из домашних занятий и ремесел, к-рые были направлены на изготовление предметов крест. быта для собственных нужд. Своеобразие традиционных промыслов Лен. обл. связано с особенностями ист., соц.-экон. и этногр. развития населения. Длительные контакты рус. и финноязычных народов сыграли важную роль в формировании быт. иск-ва края. Нельзя исключить и влияние на творчество мастеров древних центров худож. ремесла – Новгорода, Пскова, Старой Ладоги, Тихвина, а позже СПб. Одним из важнейших занятий народов, населяющих терр. совр. Лен. обл., было ткачество. Встречались практически все изв. в ткачестве техн. приемы: двухремезное, многоремезное, двууточное, браное тканье. Повсеместное распространение имело двухремезное тканье, применяемое для изготовления тонких белых холстов и «пестряди» – клетчатой или полосатой ткани. Большого опыта требовала многоремезная техника тканья с рельефным узором, особенно распространенная в Новоладожском у. Браное ткачество с красно-белыми узорами было развито в Лужском и Лодейнопольском у. Здесь же встречаются и закладные ткани. Интересной разновидностью крест. ткачества являлось изготовление тканных поясов. Их ткали из разноцветных шерстяных нитей на ткацких станах и нестандартных орудиях: дощечках, бердечках и на ниту. Красочностью и нарядностью выделялись вепсские и карельские пояса. С 1930-х широкое распространение получило тканье половиков с хл.-бум. основой и утком из цветных тряпичных лент. Вышивка – традиционный вид нар. творчества. Это иск-во было развито в дер. Лужского, Новоладожского, Лодейнопольского, Тихвинского, Устюженского у. Еще в 1920-е многие местные вышивальщицы владели старинными декорат. швами и узорами, к-рые передавались из поколения в поколение. Широко применялся двухсторонний шов-«роспись», иногда в сочетании с гладью-«атласником» и «набором». Часто в вышивке использовали такие приемы как «крест», «тамбур», а также различные варианты «строчки». Рус. мастерицы Лужского и Новоладожского у. вышивали тамбуром пышные растительные узоры, используя нити, окрашенные яркими анилиновыми красителями. Узоры с геометрическим орнаментом, выполненные двухсторонним швом цветной шерстью, украшали детали одежды ижор и води. В Новоладожском у. местные портные шили к праздникам и свадьбам «щегольские» дубленые полушубки, правую полу и воротник к-рых украшали узорным шитьем. «Стародавний», «досюльный» двусторонний шов применялся для вышивки обрядовых полотенец у русских и вепсов. Орнамент вышивки представлял собой геометризованные мотивы, образующие бордюры, или сложные сюжетные композиции, изображающие фигуры людей, животных, птиц, а также растительные узоры. В сюжетных вышивках нередко встречаются также геральдические птицы, напр., двуглавый орел. У южных вепсов встречались многоцветные узоры, выполненные «строчкой по сетке». Новоладожские мастерицы украшали головные уборы жемчужным шитьем («низание», «саженье»). Такие предметы являлись семейной ценностью и нередко передавались по наследству по жен. линии. Применение жемчуга было закономерным, т. к. он добывался в сев. реках басс. Ладожского и Онежского оз. Полотенца, подзоры простыней, домотканые скатерти обычно обшивались кружевом, плетенным на коклюшках или связанных крючком, реже – на спицах. Коклюшечное кружево изготовляли крестьянки Никольской вол. Шлиссельбургского у., Мозинской, Покровской, Дудергофской и Тосненской вол. Царскосельского у. Широкой изв. пользовались кружевницы Новоладожского у., к-рые плели на коклюшках в осн. предметы большого размера: покрывала, накидки, пелерины, косынки и пр. (см. Захожское кружево). Произ-во кубовой набойки (старинной техники крашения тканей) с крупно- или мелкоузорными геометрическими и растительными орнаментами сохранялось еще в 1930-е в вепсских и рус. деревнях Тихвинского р-на. Резьбой и росписью по дереву украшались избы, предметы домашней обстановки и утварь (см. Фасадная резьба). В любом крест. х-ве встречались изделия, плетенные из корней ели или сосны, а также изделия из щепы, прутьев и берестяная «серебр.» посуда, выполненная диагональным или прямым плетением. К пам. нар. иск-ва относятся прялки. Делали их в каждой семье для собственных нужд. Наиболее искусные мастера изготовляли прялки и на заказ. Прялки из Новоладожского у. расходились по неск. уездам. Широко бытовали цельные «корневые» прялки, вырубавшиеся из дерева с корнями. В каждой местности складывались свои формы прялок и приемы их украшений (см. Волховская школа росписи). Изготавливалась разнообразная глиняная утварь. В селениях по ср. течению рр. Оять, Явосьма, Паша находились центры гончарного произ-ва. Занятие гончарным промыслом было зафиксировано в отд. волостях Ямбургского, Лужского, Царскосельского уездов (см. Гончарное дело; Оятская керамика). Одним из старинных центров металлообработки являлся г. Тихвин. Выполненные здесь накладные или врезные замки с фигурно кованными личинами, а также ключи и светцы, украшенные ажурным орнаментом, отличаются разнообразием и изяществом. Кустарное произв-во гармоней было развито в кон. XIX – нач. ХХ вв. в с. Большое Заборовье (ныне Тихвинский р-н), в г. Тихвин и др. С XIX в. на терр. обл. получили развитие кустарные промыслы – мелкотоварное произ-во изделий, ориентированое на рынок. Оно стало дополнительным хоз. занятием крест. нас. и осн. занятием значительной части гор. жит. В большинстве своем кустари сохраняли традиционные инструменты и техн.-технол. приемы обработки природных материалов (дерева, глины, волокнистых веществ, кожи, металла). В осн. эти изделия были рассчитаны на небогатого гор. потребителя. Приспосабливаясь к его вкусу, мастера совершенствовали технику изготовления, форму и отделку изделий. Помимо своего осн. назначения, эти предметы обладали худож. ценностью и отражали эстетические представления и вкусы их создателей. На терр. совр. Лен. обл. кустарные промыслы существовали повсеместно, но в структуре хоз. занятий нас. занимали разл. место. Процесс индустриализации привел к постепенному исчезновению мн. промыслов, в т. ч. направленных на произ-во с.-х. орудий, средств передвижения, столярного промысла и пр. Отд. промыслы сохранялись до наших дней. Наибольший их расцвет связан с образованием в 1968 Лен. обл. производственного объединения нар. худож. промыслов, деятельность к-рого была направлена на возрождение, сохр. и развитие традиционных промыслов. После распада объединения в нач. 1990-х произошло угасание работы его центров. В настоящее время мастеров поддерживает Ассоциация нар. худож. промыслов и ремесел, общественная орг-ция «Палата ремесел» и Ленинградский областной учебно-методический центр культуры и искусства. Лит.: Тихвинский историко-мемориальный и архитектурно-художественный музей: Путеводитель-каталог: Этнографические коллекции и предметы религиозного назначения. СПб., 2001; Киселев В.И. «От добрых рук ничего не уходит» // Область культуры. 2006. № 5. С. 57-60. Д.А. Горб
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Промышленная архитектура
Рубрики
ПРОМЫШЛЕННАЯ АРХИТЕКТУРА. Изучение конструктивных и функциональных особенностей производственных сооружений с точки зрения их эстетической выразительности началось сравнительно недавно. На материале Лен. обл. подобных иссл. пока не предпринималось. Немногочисл. дошедших до нашего времени построек пром. назначения XVIII–XIX вв. объясняется, в первую очередь, необходимостью реконструкции и обновления действующего произ-ва. К старейшим техн. сооружениям на терр. области можно отнести Староладожский (Петровский) кан., стр-во к-рого было начато в 1719. Канал протяженностью 104 версты шел параллельно юж. берегу Ладожского оз. Гл. роль в его устройстве сыграл Б.К. Миних, руководивший стр-вом в 1724-31. В р-не г. Новая Ладога сохр. облицованные гранитом вход (т. н. Екатерининское устье) и три водоспуска (Красношлюзный, Кривоколенный и Белозерский), устроенные при реконструкции канала в 1764-67. В 1861-67 прорыт Новоладожский (Александровский) кан., так же, как и Петровский, соединяющий Новую Ладогу с г. Шлиссельбург. Сохр. мост «на колоннах» и четырехкамерный гранитный шлюз на выходе старого кан. в Неву (1836, арх. П.П. Базен). Логичность и ясность формы отличают сохр. до нашего времени пам. раннего классицизма – здание Бумажной фабрики в пос. Ропша (1788-94, арх. Ю.М. Фельтен). Примечательны два рабочих пос., застраивавшиеся в XIX в. Один из них находится в г. п. Дружная Горка, главную улицу к-рого образуют добротные дерев. дома, строившиеся для мастеров-стеклодувов з-да Ритинга (осн. в 1801). До недавнего времени сохранялось здание заводской конторы (1862; полностью сгорело в 1998). Другой – пос. «Парусинка» в юж. части г. Ивангород – комплекс корпусов льноджутовой ф-ки А.Л. Штиглица и кирпичных жил. домов, построенных им для для рабочих в 1850-е. Выдающимися пам. своего времени являются комплексы первых сов. электростанций, сооруженные по проектам Г.О. Графтио, – Волховская (1926) и Нижнесвирская (1933) ГЭС. Обе они – яркие образцы конструктивизма. К этому же ряду можно отнести и 8-ю ГРЭС – тепловую электростанцию, работавшую на торфе (начата сооружением в 1929). Ее стр-во положило начало совр. г. Кировск. Ее прямоугольные корпуса в четком ритме вертикальных членений соединены в динамичной композиции, силуэт к-рой определяют семь труб, видных издалека в панораме левого берега Невы. Не менее выразителен комплекс мельничного и хлебного комбината на Морской наб. в г. Выборг (1931, арх. Е. Хуттунен) с мощными вертикалями цилиндров элеватора. В 1932 в г. Волхов вошел в строй первый в стране алюминиевый з-д. Электролизный цех, фасад к-рого разбит ячейками прямоугольных оконных проемов, построен в монолитном железобетоне по проекту Н.Е. Лансере. Крупнейшие стройки послевоен. времени в Лен. обл.: комб-т «Фосфорит» в г. Кингисепп (первая очередь – 1963), Киришский нефтеперерабатывающий комплекс (с 1966), Ленинградская атомная электростанция в г. Сосновый Бор (первый блок – 1973). Масштабы этих сооружений, при их принципиальной технологичности и функционализме, поражают своим размахом и придают определенный знаковый характер местам их расположения. Лит.: Достопримечательности Ленинградской области / Сост. И.А. Орлова. Л., 1977; Кепп Е.Е. Архитектурные памятники Выборга. Л., 1977. С. 198-199; Промышленность Ленинградской области. История и современность. СПб., 2000; Бурлаков А. Туристские маршруты Гатчинского района. Гатчина, 2003; Штиглиц М.С., Лелина В.И. и др. Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. СПб., 2003. Ю.М. Пирютко
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
«Путь из варяг в греки»
Рубрики
ПУТЬ «ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ». В IX-XI вв. связывал Русь и Сев. Европу с Византией по маршруту: Балтийское море – р. Нева – Ладожское оз. – р. Волхов – оз. Ильмень – р. Ловать – волоки до р. Западная Двина – волоки до р. Днепр, далее по его течению в Черное море. Воен.-торг. путь соединял древнерус. города (Ладога, Новгород, Смоленск, Киев) с Константинополем и центрами европ. торговли (Дорестад, Хедебю, Бирка и др.). «Повесть временных лет» (нач. XII в.) описывает П. в связи с апокрифическим преданием о путешествии ап. Андрея из Причерноморья до «гор Киевских» и места будущего Новгорода, далее до Рима. Плавания русов сер. X в. описаны Константином Багрянородным. В наши дни парусно-весельные суда экспедиции «Нево» (1985-95) прошли 2720 км от о. Большой Тютерс в Финском зал. до о-ва Березань в днепро-бугском лимане за 90-95 дневных переходов (всего с дневками – 110-115 дней). Преодоление волоков в ловатско-двинском и двинско-днепровском междуречьях заняло ок. двух недель. Вдоль трассы располагались 110 древнерус. опорных пунктов (320 археол. памятников): города, открытые торг.-ремесл. поселения, сторожевые крепости, навигационные ориентиры, сел. поселения. Сквозные контакты между Балтикой и Черным морем прослеживаются с 825-39. С XI в. юж. часть П. у днепровских порогов подвергалась нападениям кочевников. На терр. Лен. обл. отмечены археол. свидетельства прокладки и функционирования П.: у гавани о. Б. Тютерс в Финском заливе; близ устья р. Нева, в Петергофе и Галерной гавани; на р. Волхов, вокруг гавани гор. поселения в Старой Ладоге (с сер. VIII в.); а также в зонах порогов у дер. Новые Дубовики, Вельсы – Гостинополье, Городище – Подсопье. Лит.: Повести Древней Руси / Пер. и ред. Д.С. Лихачева. Л., 1980. С. 126; Константин Багрянородный. Об управлении империей. Текст, перевод, комментарии / Под ред. Г.Г. Литаврина, А.П. Новосильцева. М., 1989. С. 44-51; 291-332 (коммент.); Лебедев Г.С., Жвиташвили Ю.Б. Дракон «Нево»: На Пути из Варяг в Греки: Археолого-навигационные исследования древних водных коммуникаций между Балтикой и Средиземноморьем. 2-е изд. СПб., 2000. К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Рёрих Николай Константинович (1874-1947), художник
Рубрики
РЁРИХ (Рерих) Николай Константинович (1874–1947), художник, археолог, путешественник. В 1893-97 учился одновременно на юрид. ф-те СПб. ун-та и в АХ по классу живописи (у А.И. Куинджи), акад. (с 1909). В 1901-06 – секретарь Об-ва поощрения художеств (с 1906 возглавлял Рисовальную школу при нем). Член объединений «Мир искусства» (в 1910-13 пред. к-та) и Союза рус. художников (1903-13). В 1911-13 оформлял постановки для «Русских сезонов» в Париже, организованных С.П. Дягилевым. Весной 1917 вошел в Особое совещание по делам иск-в при Временном пр-ве. В 1918 уехал за границу. В 1923-28 и 1934-35 участвовал в трансгималайских экспедициях. В 1928 поселился в Индии. Учредитель Гималайского ин-та науч. иссл. «Урусвати» в Наггаре (Индия, 1929-42), инициатор междунар. пакта об охране культурных ценностей («Пакт Рериха», 1929). В своих филос. работах Р. проповедовал идею духовного преображения жизни. Сюжеты картин Р. (более 7000) навеяны древнерус. историей («Гонец», 1897), индийской и тибетской природой и мифологией («Помни», 1945). Автор 27 книг эссеистского и дневникового характера. С 1880-х до 1914 Р. проводил летние месяцы в усадьбе Извара, принадлежавшей его отцу (см.: Извара, усадьба). Здесь Р. начал учиться рисованию у худ. М.О. Микешина, написал первые этюды, работал над картинами «Плач Ярославны», «Святополк окаянный», «Идол» и др. Неоднократно производил археол. раскопки на терр. совр. Волосовского р-на (в т. ч. в Изваре). В 1918 жил нек-рое время в Выборге, где была устроена выставка его картин. В 1984 в Изваре создан Рёриха Н.К. музей-усадьба. Лит.: Беликов П.Ф., Князева В.П. Рёрих. М., 1973; Короткина Л.В. Рерих в Петербурге-Петрограде. Л., 1985; Держава Рериха: [Сб.]. М., 1994; Петербургский Рериховский сборник. Вып. 2-3. Самара, 1999; Николай Рерих и ИРАО. – http://journal.spbu.ru/OLD/Spbum03-97/9.html Ю.Н. Кружнов
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
1 2 3 4 5 6