Тематические группировки
/
ЦОР
Шевченко Тарас Григорьевич (1814-1861), художник, литератор | |
Рубрики | |
ШЕВЧЕНКО Тарас Григорьевич (1814–1861), украинский поэт и художник. Крепостной П.В. Энгельгардта, в 1831 прибыл с ним в СПб. С 1832 «подручный живописного цеха» у мастера В.Г. Ширяева. В 1838 выкуплен на волю стараниями В.А. Жуковского, К.П. Брюллова и др. Окончил СПб. АХ (1845). В 1840 вышел первый сб. стихотв. Ш. «Кобзарь». В дальнейшем им написаны поэмы «Гайдамаки», «Слепая», «Сон», «Еретик», «Кавказ», «Мария», неск. повестей на рус. яз. и др. В 1847 арестован по делу тайного Кирилло-Мефодиевского об-ва и сослан в солдаты в Оренбургскую губ. с запретом писать и рисовать. Вернулся из ссылки в СПб. в 1858. Продолжил лит. деятельность, сблизился с кругом журн. «Современник» и «Искра». В 1860 избран Советом АХ акад. гравирования. В кон. 1830-х Ш. неоднократно посещал Гатчину. Стих. «Думка» («Тяжко, тяжко жить на свете…») помечено автором: «Гатчина, 28 ноября 1838 года». Сохр. рисунок Ш. (1839) с изображением Приоратского дворца. Поэт бывал в Кобринском поместье сестры С.Т. Аксакова Надежды Тимофеевны Карташевской (ныне дер. Кобрино Гатчинского р-на). В мае 1860 Ш. посетил Н.Г. Чернышевского в Любани, где тот жил с семьей на даче. Умер в СПб., первоначально похоронен на Смоленском кладб. Весной 1861 перезахоронен на кладб. под г. Канев (Украина). Лит.: Т.Г.Шевченко в воспоминаниях современников. М., 1962; Жур П.В. Шевченковский Петербург. Л., 1964; Измайлов А.Ф. Любань. Л., 1979. С.20-21; Нет больше в Суйде Лукоморья… / Сост. А. Бурлаков. Б. м., 2001. С. 9-10. А.Д. Марголис | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Шишкин Иван Иванович (1832 – 1898), художник | |
Рубрики | |
ШИШКИН Иван Иванович (1832–1898), художник. С 1852 в СПб., учился в 1856-60 в АХ у С.М. Воробьева. В 1862-65 в качестве пенсионера АХ находился в Германии, Швейцарии, Франции. Акад. АХ (с 1865). С 1873 – проф. пейзажной мастерской АХ, в 1894-95 – рук. Член-учредитель Т-ва передвижных худож. выставок. Один из крупнейших мастеров рус. пейзажа. Помимо живописных работ, создал сотни гравюр и офортов. Умер в СПб., похоронен на Смоленском правосл. кладб., позднее прах перенесен в Некрополь мастеров иск-в Александро-Невской лавры.С 1850-х неоднократно выезжал в пригороды СПб. на этюды. В 1858-60, 1867, 1878 во время путешествий на о. Валаам писал пейзажи в окрестностях Выборга. С 1870-х часто жил в окрестностях Луги, где много работал на пленэре. Летом 1872 снимал дачу вместе с И.Н. Крамским и К.А. Савицким в усадьбе Ильжо, здесь им написаны картины «Полдень», «Пруд в старом парке», «Лесная глушь». В 1847-92 с небольшими перерывами Ш. снимал дачи в Выре (на кладб. в с. Рождествено похоронена первая жена художника О.А. Лагода-Шишкина) и Сиверском. В этих местах написаны картины «Сосны, освещенные солнцем», «Корабельная роща», «Еловый лес». Летом 1896 и 1897 жил в имении «Дубки» возле ст. Преображенская (ныне пос. Толмачево), где написал картину «Мельница в лесу на станции Преображенская». В 1897 Ш. приобрел здесь участок под дачу, но построить ее не успел. Лит.: Громов В.И., Файнштейн Л.А. Памятные места Ленинградской области. Л, 1959. С.167, 173, 186; Иван Иванович Шишкин. Переписка. Дневник. Современники о художнике. 2-е изд. Л., 1984; Анисов Л.М. Шишкин. М., 1996; Шувалова И.Н. Иван Шишкин. СПб., 2001; Их имена связаны с Лужским краем. Знаменитые люди. – http://museum.shzakl.luga.ru/str_6.html Ю. Н. Кружнов | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Шлиссельбургская крепость | |
Рубрики | |
ШЛИССЕЛЬБУРГСКАЯ КРЕПОСТЬ (до 1612 – Орешек, до 1702 – Нотебург), древнерус. крепость на Ореховом о-ве, в истоке р. Нева из Ладожского оз. В 1323 новгородцы с вел. кн. Юрием Даниловичем срубили дерев. крепость с одной кам. башней. В том же году здесь был подписан Ореховецкий мирный договор со Швецией. В 1348 пограничный форпост был захвачен швед. королем Магнусом Эриксоном, но через 7,5 мес отбит новгородцами. В 1352 под руководством архиеп. Василия в вост. части о-ва построена кам. крепость из валунов и плитняка в виде четырехугольника 100 х 90 м с неск. башнями. Ее план близок европ. крепостям кастельного типа доогнестрельного периода. Внутри стен располагались жил. дома, мощеные улицы. В зап. части о-ва возник посад, в 1410 обнесенный кам. стеной. В XV в. Орешек представлял собой островную крепость из двух линий укреплений, разделенных каналом, приспособленным для стоянки кораблей. Им управляли служилые князья, иногда новгородские бояре. В течение 150 лет город не подвергался нападениям. Новгородские укрепления были снесены в связи со стр-вом новой крепости, к-рое осуществило моск. пр-во в 1514-25. В плане крепость, сооруженная из путиловской плиты, представляет многоугольник 300 х 150 м с семью внешними башнями и внутр. трехбашенной цитаделью. В соответствии с требованиями огнестрельной эпохи, башни расставлены по периметру обороны, прясла стен между ними прямые, в трех местах устроены боевые эркеры на консолях для ведения навесного огня. Первонач. выс. стен – 12 м, трехъярусных башен – 14-16 м (верх. части кладок сломаны в 1815-17), толщина у подошвы – 4,5 м. Стены окружали гор. застройку с мощеными улицами и систему водных протоков (ров вокруг цитадели и канал, служивший внутр. гаванью). По берегам Невы, на Корельской и Лопской сторонах, сформировались неукрепленные посады. Числ. нас. в третьей четв. XVI в. достигла 1200-1500 чел. Крепость считалась неприступной, отразила швед. нападения в 1555 и 1579, но в мае 1612 после длительной осады захвачена шведами. В ходе Сев. войны рус. войска 11 окт. 1702 взяли ее штурмом. В 1703-15 вокруг башен сооружены земляные бастионы, соединенные куртинами, к-рые в 1741-58 были облицованы камнем. К нач. XIX в. крепость утратила воен. значение и в 1812 была разоружена. Посад на левом берегу Невы преобразован в г. Шлиссельбург. С нач. XVIII в. Ш. к. использовалась как «государева тюрьма», в к-рой содержались опальные члены царской семьи (сестра Петра I Мария Алексеевна, его первая жена Евдокия Лопухина, бывший имп. Иоанн VI Антонович, убитый в 1764 в заключении), опальные царедворцы (кн. В.В., В.Л., И.А. Долгорукие, Д.М. Голицын, герцог Э.И. Бирон), в кон. XVIII в. – просветители Н.И. Новиков и Ф.В. Кречетов. Местами заключения служили солдатская («нумерная») казарма и «Секретный дом» в цитадели (построен в 1798). В 1826-34 перед отправкой в Сибирь в крепости находились 17 декабристов (среди них – А.А., М.А., Н.А. Бестужевы, И.И. Горбачевский, В.К. Кюхельбекер, А.В. и И.В. Поджио, И.И. Пущин). Почти 38 лет (1830-68) провел здесь в одиночном заключении деятель польского освободительного движения В. Лукасиньский. В 1854-57 здесь содержался М.А. Бакунин, в 1866-68 – Н.А. Ишутин, в 1863-70 – участник Польского восстания 1863-64 Б. Шварце. В 1884–1906 в спец. построенной одиночной тюрьме («Новая тюрьма»), включавшей 40 камер, содержались народовольцы (М.Ю. Ашенбреннер, Г.А. Лопатин, Н.А. Морозов, М.В. Новорусский, М.Ф. Фроленко, В.Н. Фигнер и др.) и эсеры (Г.А. Гершуни, П.В. Карпович, М.М. Мельников, Е.С. Созонов, С.В. Сикорский и др.), осужденные на каторгу. Всего за этот период через Ш. к. прошли 68 чел., из них 15 казнены, 15 умерли от болезней, 3 покончили с собой, 8 сошли с ума. В 1907-17 в крепости размещался каторжный централ, для к-рого были построены новые тюремные здания. Наряду с уголовниками в «новом Шлиссельбурге» содержались участники рев-ции 1905-07, представители всех рев. партий (социал-демократы, эсеры, максималисты, анархисты и др.). После Февр. рев-ции 1917 узники освобождены восставшими рабочими Шлиссельбургского порохового з-да, тюремные здания сожжены. В 1928-39 в крепости работал музей, филиал Ленингр. музея рев-ции. С нач. сент. 1941 Ш. к. служила форпостом левого фланга Ленингр. фронта, в течение 500 дней подвергалась массированным арт. обстрелам и налетам германской авиации. В янв. 1943 в ходе операции по прорыву блокады Ленинграда гарнизон крепости огнем поддерживал части, штурмовавшие г. Шлиссельбург. С 1960-х крепость является филиалом Музея истории Ленинграда (СПб.), под руководством к-рого ведутся археол. иссл. (в 1968-70 А.Н. Кирпичников, в 1971-75 В.И. Кильдюшевский), реставрационные работы (по проекту В.М. Савкова) и поэтапная музеефикация. Лит.: Томилин А. Шлиссельбург: Историческое обозрение шведских войн, в которых участвовала Шлиссельбургская крепость, с подробным описанием осады ее при Петре Великом. СПб., 1847; На каторжном обществе: Дневники, письма и воспоминания политкаторжан «нового Шлиссельбурга» (1907–1917 гг.). Л., 1967; Узники Шлиссельбургской крепости. Л., 1978; Кирпичников А.Н., Савков В.М. Крепость Орешек: Ист.-архит. очерк. 2-е изд., испр. и доп. Л., 1979; Кирпичников А.Н. Древний Орешек: Ист.-археол. очерки о городе-крепости в истоке Невы. Л., 1980; Шлиссельбургская крепость: Очерк-путеводитель / Г.П. Игнатьева и др. Л., 1986; Игнатьева Г.П. Новая тюрьма Шлиссельбургской крепости // Краеведческие записки: Исслед. и материалы. Вып. 1. СПб., 1993. С. 68-74; Игнатьева Г.П. «Нумерная» казарма Шлиссельбургской крепости и ее именитые узники // Там же. Вып. 3. 1995. С. 7-16; Игнатьева Г.П. «Новый Шлиссельбург» в воспоминаниях, дневниках и письмах узников // Труды Гос. музея истории С.-Петербурга: Исслед. и материалы. Вып. 2. СПб., 1997. С.124-137. А.Д. Марголис, К.М. Плоткин | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Шостакович Дмитрий Дмитриевич (1906-1975), музыкант | |
Рубрики | |
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич (1906–1975), композитор, пианист, педагог, общественный деятель. В 1919 поступил в Петрогр. консерваторию, в 1923 окончил по классу фп. (у Л.В. Николаева), в 1925 – по классу композиции (у М.О. Штейнберга). В 1923-25 работал тапером в сети «Севзапкино». В 1926 состоялась премьера Первой симф., принесшая Ш. мировую изв. В 1937-41 и в 1962-65 – преподаватель Ленингр. консерватории (с 1939 – проф.). В 1943-48 – проф. Моск. консерватории. Среди учеников Ш. – Г.Г. Белов, Б.И. Тищенко, В.А. Успенский, Г.И. Уствольская и др. В 1941-44 – в эвакуации, с 1946 жил в Москве. Автор 15 симф., 15 квартетов, опер, балетов, ораторий, оперетт, музыки к кинофильмам, камерных вокальных и инструментальных произв. Нар. артист СССР (1954), Герой Соц. Труда (1966), лауреат Гос. премий СССР. В 1906-10 родители Ш. снимали дачу в Выборге. В 1910-16 летом попеременно жили в Ириновке, близ Сестрорецка, где работал отец Ш., и в Шереметьевке, близ Шлиссельбурга. В 1933 вместе с В.П. Соловьевым-Седым Ш. ездил в Колтуши (Всеволожский р-н) к акад. И.П. Павлову. В 1933-36 снимал дачу попеременно во Всеволожске и в дер. Даймище (Гатчинский р-н). В 1966 провел два мес. в санатории в пос. Мельничный Ручей (ныне г. Всеволожск). Лит.: Хентова С.М. Молодые годы Шостаковича. М., 1975; Ее же. Шостакович в Петрограде–Ленинграде. Л., 1981; Ее же. Шостакович: Жизнь и творчество. В 2 т. 2-е изд., доп. М., 1996. Ю.Н. Кружнов | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Шубин Федот Иванович (1740-1805), скульптор | |
Рубрики | |
ШУБИН (Шубной) Федот Иванович (1740–1805), скульптор. В СПб. с 1759. В 1761-67 учился в АХ у Н.-Ф. Жилле. Пенсионер АХ в Париже (1767-70) и в Риме (1770-72). С 1772 – член Болонской АХ, с 1774 акад. Рос. АХ. Мастер психологического скульпт. портрета. С 1774 работал в осн. по заказам имп. двора и кр. вельмож (скульпт. портреты Екатерины II, Павла I, П.А. Румянцева, Б.П. Шереметева, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко и др.). Исполнил статуи и рельефы для Мраморного дворца и Троицкого собора Александро-Невской лавры, медальоны-горельефы рус. вел. князей в интерьерах Чесменского дворца. Похоронен на Смоленск. правосл. кладб., позже перезахоронен в Некрополе мастеров иск-в Александро-Невской лавры. Неоднократно бывал в пригородных усадьбах вельмож для этюдов. В 1789-90, предположительно, работал над бюстом Г.А. Потемкина в усадьбе Островки (см. Островки, дворец). В 1800 неоднократно посещал Гатчину, в Гатчинском дворце работал над бюстом Павла I. Лит.: Лазарева О.П. Русский скульптор Федот Шубин. М., 1965; Яковлева Н.А. Федот Иванович Шубин, 1740–1805. Л., 1984. Ю.Н. Кружнов | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Щедрин Семен Федорович (1745-1804), художник | |
Рубрики | |
ЩЕДРИН Семен Федорович (1745–1804), художник. В 1759-67 обучался в СПб. АХ гравированию, орнаментальной скульптуре и «ландшафтному художеству». В 1767-76 – пенсионер АХ в Германии, Голландии, Франции, Италии. С 1776 преподавал в АХ, первый проф. нового пейзажного класса. С 1799 руководил классом ландшафтной гравюры, среди учеников Щ. – С.Ф. Галактионов, А.Г. Ухтомский. С 1779 – акад., с 1798 – адъюнкт-ректор АХ. Один из основоположников рус. пейзажной школы. С 1780-х занимался реставрацией картин в Эрмитаже. Автор пейзажей СПб. и его пригородных дворцов и парков. В 1790-х подолгу жил в Гатчине в усадьбе А.Г. Демидова Тайцы и в усадьбе П.Г. Демидова Сиворицы. Автор пейзажей «Вид на Гатчинский дворец с Длинного острова», «Гатчинский парк», «Каменный мост в Гатчине у площади Коннетабля», «Вид в окрестностях Петербурга» (Таицкий парк), «Вид в усадьбе П. Г. Демидова Сиворицы под Петербургом» (все – 1790-е). Похоронен в СПб. на Смоленском правосл. кладб., позднее прах перенесен в Некрополь мастеров иск-в Александро-Невской лавры. Лит.: История русского искусства. Т. 1. М., 1991. С. 186-187. Ю.Н. Кружнов | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Щербов Павел Егорович (1866 – 1938), художник | |
Рубрики | |
ЩЕРБОВ Павел Егорович (1866 – 1938, Гатчина), график-карикатурист. Учился в АХ (1885-86). В острых сатирических рис. и акварелях запечатлел лит.-худож. жизнь СПб. кон. XIX – нач. XX вв.: карикатуры «Рус.-финл. выставка» (1898; ГРМ), «Базар ХХ в.» (1908; ГТГ), шаржи «Семейство Матэ» (1900), «Шаляпин гримируется», «Торжество Дягилева. Новая Минерва» (1900-е; все – в ГРМ). Сотрудничал в журн. «Шут», «Лукоморье» и др., участвовал в выставках Об-ва рус. акварелистов и объединения «Мир искусства». В 1902-38 жил в г. Гатчина. С 1911 в собств. доме на ул. Чехова, 4 (построен в 1911, арх. С.С. Кричинский; с 1992 – Щербова П.Е. историко-мемориальный музей-усадьба; мем. доска). С 1919 пом. хранителя Гатчинского дворца. Похоронен на Гатчинском кладб. Лит.: Савинов А.Н. П.Е. Щербов. Л., 1969; Достопримечательности Ленинградской области / Сост. И.А.Орлова. Л., 1977. С. 452-454. А.Д. Марголис | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Ямгородская крепость | |
Рубрики | |
ЯМГОРОДСКАЯ КРЕПОСТЬ (г. Кингисепп, на правом берегу р. Луга). Крепость Ям построена в 1384 за 33 дня под рук. новгородских посадников. Контролировала водный и сухопутный пути из Новгорода в портовые города Балтики. Отразила нападения шведов в 1395, ливонских немцев в 1397, устояла в войне с ливонцами в 1443-48. В 1448 расширена пристройкой внеш. линии стен и приспособлена к применению огнестрельного оружия. В кон. XV – нач. XVI вв. реконструирована в связи с широким использованием артиллерии. Новая крепость пл. 2,5 га имела план в виде трапеции. Периметр внеш. обвода достигал 720 м. По нему было расставлено 6 круглых и не менее трех четырехугольных башен. Стены и башни сложены из известняка, окружены рвом, соединенным с прудом. Внутри «большого города» располагался детинец с двумя круглыми и двумя квадратными башнями по углам. Вход в него состоял из двух соединенных между собой башен. В детинце находилась кам. ц. Архистратига Михаила, построенная в кон. XIV в. (существовала до второй пол. XVII в.). В 1581 крепость Ям впервые взята шведами, в 1590 отвоевана русскими. В 1612 вновь захвачена шведами. В 1682 шведы взорвали обветшавшие укрепления, оставив только детинец, и начали насыпать земляные укрепления. В 1703 Ям взят рус. войсками, по проекту Петра I укреплен земляными бастионами. Кам. детинец в 1781 разобран до основания по указанию Екатерины II. В наст. время сохр. два сев. бастиона (1703) с прилегающими куртинами, рвы и пруд, обозначающие контур крепости. Ниж. части кам. укреплений сохр. в земле на значительном протяжении. Раскопки проведены А.Н. Кирпичниковым в 1971. Вскрыты участки стен детинца и «большого города» рубежа XV–XVI вв., основание храма кон. XIV в. На терр. крепости в здании быв. Ямбургского коммерческого уч-ща работает Кингисеппский историко-краеведческий музей. Лит.: Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли. Л., 1984. С. 180-209. К.М. Плоткин | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Ярошенко Николай Александрович (1846–1898), художник | |
Рубрики | |
ЯРОШЕНКО Николай Александрович (1846–1898), живописец. С сер. 1850-х жил в СПб. Окончил 1-й кадетский кор. (1863), Михайловское арт. уч-ще (1865), Михайловскую арт. академию (1870). Служил в Арсенале, с 1892 в отставке в чине ген.-майора. Учился у И.Н. Крамского и в АХ (1867-74, вольнослушатель). С 1876 член Т-ва передвижных худож. выставок, с кон. 1880-х один из его идейных рук. Автор соц.-жанровых картин и портретов-типов, в к-рых отразил демокр. идеалы своего времени: «Кочегар» (1878); «Заключенный» (1878); «Студент» (1881); «Всюду жизнь» (1888; все – в ГТГ); «Старое и молодое» (1881; ГРМ). Написал портреты выдающихся современников: «И.Н. Крамской» (1876), «Н.Н. Ге» (1890), «Л.Н. Толстой» (1894; все – в ГРМ), «Актриса П.А. Стрепетова» (1884; ГТГ) и др. Летом 1874 Я. в течение месяца жил на даче у И.Н. Крамского в р-не ст. Сиверская. Здесь Крамским написан акварельный портрет Я. Лит.: Порудоминский В.И. Николай Ярошенко. М., 1979; Поленова И.В. Ярошенко в Петербурге. Л., 1983. А.Д. Марголис | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… |