Персоны энциклопедии
/
Бобринский Алексей Григорьевич, граф
Раннего металла эпоха | |
Рубрики | |
РАННЕГО МЕТАЛЛА ЭПОХА. Во II тыс. до н. э. на терр. Лен. обл. из Верх. Поволжья переселяются предки финно-угорских племен, к-рые включают в свой состав местное неолитическое нас. Они приносят с собой культуру текстильной, или сетчатой керамики и навыки металлургического произ-ва. Поселения эпохи раннего металла были открыты Н.Н. Гуриной по берегам рр. Волхов (Под Сопкой, Юшково, Иссады) и Паша (Усть-Рыбежна II). Впоследствии они были обнаружены в др. районах области. Очаги и печи-каменки с металлическими шлаками, находки глиняных льячек для разлива металла свидетельствуют о выплавке бронзы и железа. Однако металл еще не вытеснил кам. орудия. Широко использовались кремневые наконечники стрел, скребки и сланцевые топоры. Наличие орудий из светлого камня указывает на существование обмена с племенами Юж. Беломорья. Среди керамических изделий преобладают плоскодонные профилированные сосуды сильного обжига с примесью зерен кварца. Часть сосудов имела округлое дно. Поверхность сосудов покрыта отпечатками ткани, поверх к-рых располагаются оттиски гребенки, ямчатые вдавления или нарезки. Изредка встречаются стилизованные изображения уточек. На севере и востоке Лен. обл. известны также находки керамики с примесью асбеста и с органической примесью. На немногочисл. поселениях первых веков н. э. наряду с текстильной встречается штрихованная керамика. В целом исследованные поселения датируются второй пол. II тыс. до н. э. – 1-й пол. I тыс. н. э. Лит.: Гурина Н.Н. Древняя история Северо-Запада Европейской части СССР // Материалы и исследования по археологии СССР. № 87. М.; Л. 1961. С. 450-597; Гурина Н.Н. Некоторые итоги изучения древнейшей истории Ленинградской области // Новое в археологии Северо-Запада СССР. Л., 1985. С. 7-9; Тимофеев В.И. Памятники мезолита и неолита региона Петербурга и их место в системе культур каменного века Балтийского региона // Древности Северо-Запада России (славяно-финно-угорское взаимодействие, русские города Балтики). СПб., 1993. С. 30-32. К.М. Плоткин | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Ранта Сулхо, музыкант | |
Рубрики | |
РАНТА Сулхо Вейко Юхани (Ranta Sulho Veikko Juhani) (1901–1960), фин. композитор, дирижер, педагог, муз. критик, общественный деятель. Учился в Гельсингфорсе (Хельсинки) на матем. ф-те ун-та и в Муз. ин-те (с 1924 – консерватория) в классе комп. Э. Мелартина. В 1921-24 совершенствовался как композитор в Берлине, Вене, Риме. В 1925-32 совмещал посты преподавателя в Хельсинкской консерватории и капельмейстера в Оперном театре в Выборге. В 1933-56 преподавал в Сибелиус-Академии теорию и историю музыки (с 1936 – вице-дир.). В 1935-39 руководил оркестром Хельсинкского политехникума. С 1933 выступал как муз. критик в газ. «Ilta-Sanomat» («Вечерние новости», Хельсинки). Автор четырех симфоний, оркестровых сюит, квартетов, хоровых и камерных произв., песен. В нач. ХХ в. жил и в 1950-х неоднократно отдыхал в дер. Ялкала (ныне пос. Ильичево Выборгского р-на). Лит.: Suomen Sayeltajia. Helsinki, 1945. C. 525-28; Kummo Korhonen. Inveting Finish musik. Iyvaskula, 2005. C. 57, 74; Историко-этнографический музей-заповедник «Ялкала». – http://oblmuseums.spb.ru/rus/museums/06/guide.html Ю.Н. Кружнов | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Репин Илья Ефимович (1844-1930) | |
Рубрики | |
РЕПИН Илья Ефимович (1844–1930), художник, педагог. В СПб. с 1863. Учился у И.Н. Крамского в Рисовальной школе Об-ва поощрения художеств, в 1864-71 – в АХ у П.В. Басина, Ф.А. Бруни, Т.А. Неффа. В 1873-76 пенсионер АХ в Италии и Франции. Акад. живописи (с 1876), д. ч. АХ (с 1893). В 1893–1907 преподавал в АХ (проф.-рук. мастерской, в 1898-99 – ректор). В 1877-82 жил в Москве. С 1878 член Т-ва передвижных худож. выставок. Автор эпических полотен на совр. и ист. темы: «Бурлаки на Волге» (1870-73), «Крестный ход в Курской губернии» (1880-83), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878-91), «Торжественное заседание Гос. Совета 7 мая 1901» (1901-03) и мн. др. Мастер психологического портрета. Летом 1899 Р. купил дачу «Villa Penates» («Вилла Пенаты») в Куоккале (ныне – пос. Репино Приморского р-на СПб.) и с 1903 поселился здесь постоянно. Умер и похоронен в «Пенатах». В 1940 здесь открыт мем. музей. В 1870-80-х Р. часто гостил на даче Крамского в Сиверском. В 1890 провел лето в дер. Каменское (ныне дер. Кобрино, ул. Репина, 23) в доме своего брата В.Е. Репина. В 1894 и 1899 приезжал в Гатчину к поэту К.М. Фофанову. В 1890-х вместе с В.А. Серовым побывал в Выборге и его окрестностях. Соч.: Далекое близкое. 9-е изд. Л., 1986. Лит.: Громов В.И., Файнштейн Л.А. Памятные места Ленинградской области. Л., 1959. С. 87, 165, 167, 396; Грабарь И.Э. Репин. В 2 т. М., 1963–1964; Прибульская Г.И. Репин в Петербурге. Л., 1970; Чуковский К.И. Илья Репин. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1983. Ю.Н. Кружнов | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Реставрация архитектурных памятников | |
Рубрики | |
РЕСТАВРАЦИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ. Первый опыт науч. реставрации пам. рус. Средневековья на терр. совр. Лен. обл. относится к 1846-47, когда в Ивангородской крепости проходили работы под руководством воен. инж. М.Д. Резвого. В кон. XIX в. в Старой Ладоге производилось обследование ц. Георгия Победоносца Великомученика (XII в.) и крепости. Полученные данные были использованы при реставрации, начатой в 1927, когда были расчищены и закреплены уникальные фрески. В годы ВОВ и фаш. оккупации мн. памятники на терр. области были разрушены или сильно пострадали. В связи с этим в послевоен. период был предпринят ряд мер к значительному расширению объемов реставрационных и восстановительных работ. 29 июня 1957 принято постановление Совета Министров РСФСР об организации Лен. обл. спец. науч.-реставрационной мастерской (ЛО СНРПМ), ставшей осн. исполнителем реставрационных работ в Лен. обл. В 1958 образовано три реставрационных участка СНРПМ: № 1 (Петрокрепость, Старая и Новая Ладога, Тихвин); № 2 (Выборг, Приозерск); № 3 (Гатчина). Ведущим заказчиком выступала Обл. инспекция охраны пам. В 1959-65 велась реставрация усадьбы Марьино, с приспособлением под школу-интернат (арх.-реставратор М.А. Сементовская), восстановительные работы по усадебному дому в Котлах. В 1965-67 реставрирована Королевская башня в крепости Орешек. С 1966 мн. реставрационные проекты финансировало Всерос. об-во охраны пам. истории и культуры (в 1970-82 было выделено 2 млн 200 тыс. руб.). Республиканское реставрационное управление Госстроя Эстонской ССР в 1959-74 занималось восстановит. работами пам. оборонного зодчества в г. Выборг и Ивангородской крепости. Значительные работы велись в с. Старая Ладога (проект реконструкции крепости – А.Э. Экк, М.И. Коляда, М.И. Мильчик, О.Г. Гусева), с. Копорье (проект восстановления моста – И.А. Хаустова, М.А. Дементьева), крепости Корела. По пам. культовой архитектуры наиб. значимы были следующие проекты: завершение в 1972 реставрации собора Екатерины Великомученицы в г. Кингисепп (арх.-реставратор М.А. Тихомиров), воссоздание в 1974 звонницы Тихвинского Свято-Успенского мон. (арх.-реставратор К.А. Степанов), реставрация ц. Благовещения Пресвятой Богородицы в г. Шлиссельбург (арх.-реставратор А.Н. Милорадович). Проходили обследование и обмеры дерев. храмов в дер. Согинцы, Щелейки, Гимрека. В г. Выборг в 1965-67 велась реставрация усадебного дома в парке «Монрепо»; в 1974-80 реставрированы костел Св. Гиацинта (с приспособлением под дет. худож. школу), Часовая и Круглая башни, дом купеческой гильдии и др. С 1973 велась реставрация Гостиного двора в г. Новая Ладога (арх. А.А. Драги, А.Э. Экк). С 1 января 1974 СНРПМ находилась в ведении республиканского специализированного науч.-произв. объединения «Росреставрация». Особое место среди реставрационных проектов в Лен. обл. занимали объекты в г. Гатчина, к-рые вело объединение «Реставратор»: с 1976 идет реставрация Большого дворца (арх.-реставратор М.М. Плотников); с 1982 шли работы по Приоратскому дворцу, к-рые завершились в 2005. В результате ремонтно-восстановительных работ, начатых в 1970-е, открыт музей в усадьбе Олениных «Приютино» (арх.-реставратор М.Д. Братчиков), музей «Дом станционного смотрителя» в комплексе Вырской почтовой ст. (арх. В.В. Экк, А.А. Семочкин). В 1978 проектный отдел СНРПМ выделился в филиал моск. ин-та «Спецпроектреставрация», а позже приобрел самостоятельный статус. В мастерских ин-та разрабатываются проекты восстановления отд. пам. архитектуры, а также интерьеров и произв. из музейных коллекций. Разработаны проекты реставрации таких значительных объектов в Лен. обл. как Тихвинский Свято-Успенский мон., Зеленецкий мон., Ивангородская крепость, Александро-Свирский мон., сооружения Замкового о-ва в Выборге. В течение 1980-х СНРПМ проводились работы по Стрелочной и Раскатной башням Староладожской крепости, Архимандричьим и Казенным кельям в Тихвинском Свято-Успенском мон., звоннице и Покровской ц. с трапезной в Александро-Свирском мон., в усадьбе Рерихов Извара, по пам. Демидову Н.Н. в дер. Чирковицы и пр. Наряду с этим ин-т мн. работает над реставрацией пам. федерального значения в СПб., Пскове, в Карелии. Ситуация с науч.-реставрац. работами за последние 10-15 лет осложнена распадом кр. реставрационных орг-ций, резким сокращением финансирования, приватизацией ряда пам. и, в частн., восстановлением имущественных прав церк. орг-ций на пам. культовой архитектуры. Лит.: Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987; Крепость Ивангород. Новые открытия / Сост. М.И. Мильчик. СПб., 1997; Инвестиционно-строительный комплекс Санкт-Петербурга: Юбилейное справочное изд. Т. 1. СПб., 2003. С. 462-463. Ю.М. Пирютко | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Римский-Корсаков Николай Андреевич (1844–1908), музыкант | |
Рубрики | |
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич (1844, Тихвин – 1908, усадьба Любенск С.-Петерб. губ.), композитор, педагог, дирижер, муз.-обществ. деятель. В 1862 окончил Мор. кадетский корпус, до 1865 служил на клипере «Алмаз», затем в 8-м флотском экипаже, в 1873-84 инспектор воен. оркестра Мор. ведомства. В 1861 познакомился с М.А. Балакиревым, вошел в «Могучую кучку». С 1867 симф. соч. Р.-К. регулярно исполнялись в концертах Бесплатной муз. школы и Рус. муз. об-ва. В 1871 – проф. Консерватории по композиции и инструментовке. За 37 лет работы воспитал св. 200 музыкантов и создал композиторскую школу. Его ученики: А.К. Глазунов, А.К. Лядов, А.С. Аренский, И.Ф. Стравинский, Н.Н. Черепнин, С.С. Прокофьев. Автор учебников по гармонии (1885-86) и основам оркестровки (1908). В 1883-94 пом. управляющего Придворной капеллой, реформировал ее структуру (открыл общеобразовательные, инструментальные и регентские классы), преподавал теоретические предметы и оркестровку. Автор огромного муз. наследия, в т. ч. хоровых, камерных, симф. произв., опер «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1878), «Снегурочка» (1881), «Млада» (1890), «Ночь перед Рождеством» (1895), «Садко» (1896), «Царская невеста» (1898), «Сказка о царе Салтане» (1900), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904), «Золотой петушок» (1907) и др. Родился и до 1856 жил в г. Тихвин (ул. Римского-Корсакова, 12; мем. доска; в 1944 здесь открыт Римского-Корсакова Н.А. мемориальный дом-музей). В 1867-72 Р.-К. неоднократно бывал на даче своего брата в Тервайоки (ныне пос. Большое Поле Выборгского р-на). С сер. 1870-х почти каждое лето жил и работал, снимая дачи, в разл. местах С.-Петерб. губ.: в 1875 в быв. усадьбе кн. Г.А. Потемкина-Таврического Островки (ныне дер. Островки Всеволожского р-на); в 1880 и 1882 в имении Стелёво (ныне дер. Стелёво, Лужский р-н), здесь создана опера «Снегурочка»); в 1881 и 1883-86 в имении Демидовых Тайцы (ныне г. п. Тайцы, Гатчинский р-н); в 1887 в имении Никольское на берегу Нелайского оз. (Лужский р-н; ныне терр. дома отдыха «Луга», на гл. здании – мем. доска); в 1888-92 на т. н. «Красной даче» в усадьбе Нежгостицы на берегу Череменецкого оз. (ныне санаторий «Красный Вал», Лужский р-н), здесь комп. работал над оперой «Млада» и третьей ред. «Псковитянки».; в 1896 – в имении бар. Тизенгаузена Смердовицы (ныне дер. Смердовицы, Волосовский р-н), здесь Р.-К. работал над оперой «Садко»; в 1897 – в имении Смычково (ныне ст. Смычково, Лужский р-н), где были написаны цикл из 20 романсов, кантата «Свитезянка» и опера «Моцарт и Сальери». Шесть летних сезонов (1894, 1895, 1898, 1899, 1904, 1905) провел в имении С.М.Огаревой Вечаша, в 12 верстах от ст. Плюсса (ныне Псковская обл.). Летом 1907 комп. приобрел имение А.В. Бухаровой Любенск на берегу оз. Песно (дер. Любенск, Псковская обл.). Здесь он скончался 8 июня 1908. Похоронен на Новодевичьем кладб. в СПб.; в 1937 прах перенесен в Некрополь мастеров иск-в Александро-Невской лавры. В г. Тихвин именем Р.-К. названа улица и установлен пам. (1971; скульп. Н.В. Дыдыкин, Н.С.Болотский, арх. К.М.Митрофанов). Лит.: Орлова А.А., Римский-Корсаков В.Н. Страницы жизни Н.А. Римского-Корсакова: Летопись жизни и творчества: В 4 вып. Л., 1969-73; Кунин И.Ф. Римский-Корсаков: Жизнь и творчество в воспоминаниях, письмах, критических отзывах. М., 1974; Полевая М.И. Римский-Корсаков в Петербурге. Л., 1989; Римская-Корсакова Т. Здесь жил великий композитор // Наше наследие. 1991. № 6. С. 146-155; Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии: Лужский район. СПб., 2001. А.Д. Марголис | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Ропшинский дворцово-парковый ансамбль | |
Рубрики | |
РОПШИНСКИЙ ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ АНСАМБЛЬ (пос. Ропша, Ломоносовский р-н). Пам. архитектуры и садово-паркового иск-ва XVIII в. Входит в число дворцово-парковых ансамблей, созданных при Петре I на юж. побережье Финского зал. Расположен на высоте 80 м над уровнем моря. Земли на Княжей горе первоначально принадлежали Петру I, к-рый устроил здесь небольшую усадьбу для пользования минеральными водами. Подземные ключи, обнаруженные в Р., использовались также в качестве источника воды для фонтанов Ниж. парка Петергофа. В 1714 царь пожаловал Р. кн.-кесарю Ф.Ю. Ромодановскому. Второй усадьбой в Р. владел гос. канцлер Г.И. Головкин. В 1734 сын Г.И. Головкина Михаил женился на внучке Ромодановского и стал владельцем обеих усадеб и нового кам. дворца, выстроенного по проекту арх. П.М. Еропкина. После вступления на престол имп. Елизаветы Петровны Головкин был сослан в Сибирь, имение передано в казну и превращено в царскую резиденцию. В 1748 арх. Ф. Растрелли была поручена перепланировка дворца, осн. работы велись в 1750-56. Одноврем. с дворцом, выполненным в стиле «рус. барокко», создавался пейзажный парк с системой водоемов и каскадов, гранитными причалами и арочными мостиками, с фонтаном-гротом. В 1762 в Ропшинском дворце был заточен и вскоре убит Петр III. В 1764 Екатерина II подарила Ропшу Г.Г. Орлову. Долгое время усадьбой никто не занимался, она приходила в упадок. В 1782 наследники Орлова продали усадьбу придворному ювелиру И.Л. Лазареву, к-рый занялся переустройством имения. Работы велись в течение 25 лет. Регулярный сад был заменен ландшафтными англ. парками с разветвленной водной системой (инж. Г.И. Энгельман, садовый мастер Т. Грей). По проекту арх. Антонио Порта дворец расширен и надстроен, пристроены два павильона. К работам в Р. были привлечены мн. изв. зодчие – Е.Т. Соколов, Л.И. Руска и др. В частности, по проекту Ю.М. Фельтена в 1787-89 возведено здание Бумажной фабрики. В 1801 Р. стала собственностью Павла I и вплоть до февр. 1917 являлась увеселительной, охотничей и рыболовной усадьбой царской фамилии. После рев-ции имение национализировано, во дворце устроен дом отдыха для парт. и хоз. рук. В годы ВОВ Р. была оккупирована, дворец неоднократно горел, парк изрыт траншеями и заминирован. В послевоен. время дворцовые здания занимала воинская часть, на терр. усадьбы в разное время располагались с.-х. политехникум, рыбхоз, животноводческий совхоз «Октябрьский», Центральная эксперим. станция НИИ озерного и речного рыбохозяйства. В 1990-е восстановленный дворец пережил два пожара. В 2004 ансамбль включен в программу «Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России в условиях экономической реформы», реализуемую Пр-вом РФ. Рассматриваются возможности использования Ропши в качестве центра делового туризма, организация во дворце музейных экспозиций, ведутся предпроектные работы. Лит.: Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. С. 296-301; Ропша. – http://www.lenobl.ru/culture/heritage/ropsha О.А. Чеканова | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Рылов Аркадий Александрович (1870-1939), художник | |
Рубрики | |
РЫЛОВ Аркадий Александрович (1870–1939), художник, педагог, акад. живописи (1915), засл. деятель иск-в РСФСР (1935). Учился в Центральном уч-ще техн. рисования бар. А.Л. Штиглица в СПб. (1888-91) и у А.И. Куинджи в АХ (1894-97). Преподавал в Рисовальной школе Об-ва поощрения художеств (1902-18), в АХ (1918-29). Член Союза рус. художников, объединения «Мир искусства», Ассоциации художников рев. России (АХРР); член-учредитель Об-ва им. А.И.Куинджи, в 1925-30 его председатель. Среди наиб. изв. живописных работ – пейзажи «Зеленый шум» (1904), «В голубом просторе», «Свежий ветер» (обе – 1918), «Лесная река» (1929). Автор илл. к книгам В.В. Бианки. Написал книгу очерков о природе, оформив ее собственными акварелями («Когда это бывает», 1936; изд. в 1946). Похоронен в СПб. на Литераторских мостках Волковского кладб. В 1905 Р. жил и писал этюды в усадьбе Марьино близ дер. Андрианово (Тосненский р-н). В 1930-е отдыхал в пос. Шапки (Тосненский р-н), вместе с худ. М.В. Нестеровым неоднократно бывал у акад. И.П. Павлова в науч. городке в Колтушах (ныне с. Павлово Всеволожского р-на). Соч.: Воспоминания. Л., 1960. Лит.: Федоров-Давыдов А.А. Аркадий Александрович Рылов. М., 1959; Громов В.И., Файнштейн Л.А. Памятные места Ленинградской области. Л., 1959. С. 212-214, 333-334. А.Д. Марголис | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Рябушкин Андрей Петрович (1861-1904), художник | |
Рубрики | |
РЯБУШКИН Андрей Петрович (1861–1904), художник. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1875-82) у В.Г. Перова и И.М. Прянишникова, в СПб. АХ (1882-90). Мастер ист.-быт. жанра, постоянно обращался к теме допетровской Руси. В 1887-91 часто гостил в усадьбе Приволье, принадлежавшей худ. И.Ф. Тюменеву (не сохр.; находилась при впадении р. Кородынька в р. Тигода, Тосненский р-н). Вид усадьбы запечатлен Р. в картине «Дача», показанной в 1888 на академической выставке. В 1890-91 Р. в Приволье писал с натуры картину «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии» (тогда эта местность входила в состав Новгородской губ.). Летом 1891 худ. построил мастерскую на высоком берегу р. Кородынька. Здесь им созданы большие ист. полотна: «Потешные Петра I в кружале» (1892), «Сидение молодого Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате», «Русские женщины XVII столетия в церкви» (1899). В 1901 Р. переехал в имение Дивино на берегу Тигоды, где по его чертежам построены жил. дом и мастерская (не сохр.). Вид окрестностей Дивина изображен на картине Р. «Зимнее утро в деревне» (1901), здесь создана одна из наиб. изв. его работ – «Едут» (1902). Умер и был похоронен в Дивино. В 1957 прах художника перенесен на кладб. в г. Любань. Лит.: Громов В.И., Файнштейн Л.А. Памятные места Ленинградской области. Л., 1959. С.219-221. А.Д. Марголис | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
«Саблинский», памятник природы | |
Рубрики | |
«САБЛИНСКИЙ», гос. комплексный памятник природы. Расположен на терр. Тосненского р-на, занимает пл. 220 га. Находится в управлении Пр-ва Лен. обл. Цель создания – сохр. природного комплекса долины рр. Саблинка и Тосна, включающего выходы древних геол. пород (кембрийские и ордовикские песчаники), залежи целебных глин, водопады (Тосненский и Саблинский), искусств. пещеры, образовавшиеся в ходе более 150-летней разработки песчаника камерно-столбовым способом, Саблинский лесопарк, редкие виды флоры и фауны (в пещерах расположена самая крупная в обл. зимовка летучих мышей). Кроме того, на этой терр. находятся курганы, а также предполагаемое место лагеря Александра Невского перед битвой со шведами в 1240. В наст. время здесь расположена Саблинская учебно-науч. база СПбГУ. Лит.: Комплексный памятник природы Саблинский. – http://www.paslo.ru/content.php?12 А.А. Трипольская | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Савицкий Константин Аполлонович (1844-1905), художник | |
Рубрики | |
САВИЦКИЙ Константин Аполлонович (1844–1905), художник. Окончил СПб. АХ (1871). Совершенствовался в Париже до 1874. С 1872 состоял членом и одним из активных деятелей Т-ва передвижных худож. выставок. Лучшие работы С. – жанровые картины с изображением нар. быта: «Ремонтные работы на железной дороге» (1874), «Погорельцы», «Темные люди» (1882), «На войну» (1880-88), «Спор на меже» (1897). Д. ч. АХ (с 1895), акад. живописи (с 1897). В 1891 переехал в Москву, преподавал в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества, зетем – в Пензенском худож. уч-ще (с 1897 – дир.). Среди учеников С. – его сын Г.К. Савицкий, К.Ф. Юон. С 1862 выезжал в пригороды СПб. для отдыха и работы – на Карельский перешеек, в Токсово. Неоднократно бывал в окрестностях Луги: в усадьбе Домкино, принадлежавшей астроному С.П. Глазенапу; в дер. Калагановка, близ ст. Серебрянка. Лето 1872 провел вместе с И.Н. Крамским и И.И. Шишкиным в усадьбе Ильжо. Лит.: Громов В.И., Файнштейн Л.А. Памятные места Ленинградской области. Л., 1959. С. 186; Левенфиш Е. Г. К.А. Савицкий. 1844–1905. Л.; М., 1959. Ю.Н. Кружнов | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Селища | |
Рубрики | |
СЕЛИЩА, остатки неукрепленных поселений, выявляемые по наличию культурного слоя и подъемного материала. Их поиск затруднен отсутствием внешних признаков. На терр. Лен. обл. обнаружено св. 120 С. Большинство С. находится в Лужском (45) и Волховском (38) р-нах, где поиск проводился целенаправленно и систематически. Древнейшие из С. (I тыс. до н. э. – первая пол. I тыс. н. э.) оставлены предками прибалт.-фин. народов; для них характерны находки текстильной и штрихованной керамики. В Верх. Полужье известны отд. С. культуры длинных курганов V–IX вв. (Засобье и др.). С. культуры сопок VIII–X вв. представлены в верховьях р. Луга и низовьях р. Волхов. Они расположены по соседству с погребальными пам. На селище у городища Новые Дубовики на Волховских порогах вскрыты углубленные хоз. постройки IX–X вв. На многослойном поселении Горчаковщина в Волховском р-не исследован слой, датируемый кон. I тыс. н. э. Ведутся раскопки селища Мерево в Лужском р-не. Осн. часть С. относится к древнерус. времени и периоду позднего Средневековья. Пл. С. обычно составляет от 2 до 10 тыс. кв. м, культурный слой незначителен (0,1–0,6 м). Жители этих малодворных поселений похоронены в расположенных по соседству курганных и жальничных могильниках XI–XV вв. В зап. ра-нах области С. немногочисленны. Там известны отд. кр. поселения пл. 2-8 га (дер. Таровицы Гатчинского р-на, пос. Неппово Кингисеппского р-на и др.), исследованы железоделательные центры (дер. Стародворье, Лагуны Ломоносовского р-на). В писцовых книгах кон. XV–XVI вв. в зоне «чудских» погостов также отмечено наличие кр. поселений, центров выплавки и обработки железа. В Приозерском р-не рядом с могильниками карел XII–XIV вв. обнаружены небольшие С. и святилище. Обследования и раскопки С. проводили А.Н. Башенькин, Н.Н. Гурина, С.Л. Кузьмин, В.А. Лапшин, Г.С. Лебедев, Ю.М. Лесман, Е.Н. Носов, В.П. Петренко, Н.И. Платонова, Е.А. Рябинин, А.И. Сакса и др. Лит.: Колчин Б.А. Черная металлургия и металлообработка в Древней Руси // Материалы и исследования по археологии СССР. 1953. № 32. С.28; Носов Е.Н. Поселение у Волховских порогов // Краткие сообщения Института археологии. 1976. № 146. С. 76-81; Петренко В.П., Шитова Т.Б. Любшанское городище и средневековые поселения Северного Поволховья // Средневековая Ладога. Л., 1985. С. 181-191; Лапшин В.А. Археологическая карта Ленинградской области. Ч. 1-2. Л.; СПб., 1990–1995. К.М. Плоткин | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Серая Лошадь, форт | |
Рубрики | |
СЕРАЯ ЛОШАДЬ (с 1919 – Передовой, затем – Красногвардейский), форт. Расположен на одноим. мысу на юж. берегу Финского зал., в 6 км к западу от форта Красная Горка, в р-не Горавалдайского оз. Строился в 1913-16 как арт. батарея, был оснащен 7 орудиями калибром 120 и 155 мм. В мае 1919 вместе с фортом Красная Горка отражал наступление на Петроград войск ген. А.П. Родзянко. 13-16 июня 1919 на фортах С. Л., Красная Горка и Обручев произошел контррев. мятеж, к-рый был подавлен. Форт принял участие в отражении наступления на Петроград армии ген. Н.Н. Юденича, в связи с этим в дек. 1919 награжден Почетным Красным знаменем. В 1920-е в ходе реконструкции сооружена новая бетонная батарея, оснащенная башенными установками и орудиями, снятыми со списанных кораблей. В нач. сентября 1941 сов. войска при поддержке орудий форта остановили наступление вражеских войск на р. Воронка. В дальнейшем форт держал оборону Ораниенбаумского плацдарма, поддерживал наступление 2-й Ударной армии в янв. 1944. Разоружен в связи с ликвидацией Кронштадтской крепости в 1950-е. Лит.: Амирханов Л.И., Тименко В.М. Форты Кронштадта. СПб., 2004; Рутыч Н. «Белый фронт генерала Юденича»: Биографический справочник по чинам Северо-Западной армии. М., 2002. (по указ.) Ю.М. Пирютко | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Серов Валентин Александрович (1865 – 1911), художник | |
Рубрики | |
СЕРОВ Валентин Александрович (1865–1911), художник. В 1874-80 брал уроки живописи у И.Е. Репина. В 1880 поступил в СПб. АХ, в класс П.П. Чистякова. С 1885 изучал иск-во в Италии и Голландии. С 1887 жил в осн. в Москве, где написаны картины, принесшие ему широкую изв.: «Девочка с персиками» (1887), «Девушка, освещенная солнцем» (1889). В 1894 вошел в Т-во передвижных худож. выставок. С 1899 – в объединении «Мир искусства». В 1897–1909 преподавал в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества. Получил признание как мастер портрета («З.Н. Юсупова», 1900-02; «Ида Рубинштейн», 1910 и др.). В 1890–1900-х создал акварельные серии (сцены из времен Петра I, Елизаветы Петровны). После поездки в 1907 в Грецию увлекся греч. мифологией. В период рев-ции 1905-07 создал ряд остро-полит. карикатур. В 1890-е вместе с И.Е. Репиным посетил Выборг и его окрестности. В 1901 С. купил участок с домом в дер. Ино (ныне пос. Приветнинское Выборгского р-на) на берегу Финского зал., где вплоть до 1911 проводил лето (облик дома частично воспроизведен на картине С. «Финляндский дворик», 1902). В Ино написаны «Купание лошади» (1905), «Одиссей и Навзикая» (1910), «Похищение Европы» (1910) и др. Лит.: Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников: В 2 т. Л., 1971; Грабарь И.Э. Валентин Александ-рович Серов. 1865–1911: Жизнь и творчество. 2-е изд. М., 1980; Розенвассер В.Б. Валентин Серов. М., 1990; Чугунов Г.И. Валентин Серов в Петербурге. Л., 1990; Лапшин В.П. Валентин Серов: Последний год жизни. М., 1995. Ю.Н. Кружнов | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Скульптура и памятники | |
Рубрики | |
СКУЛЬПТУРА И ПАМЯТНИКИ. Первые образцы скульптуры в окрестностях СПб. появились во время правления Петра I. На протяжении XVIII в. декорат. скульптура была неотъемлемой частью парковых ансамблей Петергофа, Ораниенбаума, Царского Села, Павловска, Гатчины. Во второй пол. XVIII – нач. XX вв. появляются пам. в честь воен. побед и в память об осн. городов. В XIX в. под патронажем членов имп. фам. происходит установка пам. императорам. Так появились Петру I памятники, пам. Павлу I в Гатчине, Александру II памятник. В городах Выборгской и С.-Петерб. губ. возникает традиция увековечения памяти людей, их прославивших. В Выборге открыты пам. основателю Выборгского замка Торкелю Кнутсону (скульп. В. Вальгрен) и просветителю Микаэлю Агриколе (скульп. Э. Викстрем; утрачена в 1940-е). В ряде имений С.-Петерб. губ. имелось значительное собр. скульптуры, в т. ч. в усадьбах Монрепо, Марьино, Котлы. После рев-ции 1917 скульптура становится важной частью пропаганды новой идеологии. Согласно ленинскому плану «О монументальной пропаганде» (утвержден 12.4.1918 декретом СНК), на месте памятников рус. царям и их приближенным ставились пам. революционерам. Так, в г. Новая Ладога вместо пам. Александру II в 1918 был установлен пам. Карлу Марксу. Особенно популярны были В.И.Ленину памятники и С.М.Кирову памятники. Широкое распространение получило увековечение памяти деятелей науки, культуры. В с. Павлово был создан комплекс пам. ученым (скульп. И.Ф. Безпалов): И.В. Сеченову (1935), И.В. Павлову (1936), Р. Декарту (1936), Ч. Дарвину (1949); в пос. Воейково (Всеволожский р-н) – пам. А.И. Воейкову (1957; скульп. М.К. Аникушин, Ф.А. Гепнер); в г. Тихвине – пам. Н.А. Римскому-Корсакову (1969), скульп. Н.В.Дыдыкин) и др. В послевоен. период было принято решение об установке пам. героям ВОВ. В 1965 началось стр-во комплекса мем. сооружений «Зеленый пояс славы». Одноврем. ведутся реставрац. работы и восстанавливается скульптура пригородов Ленинграда, районных центров Лен. обл., открываются новые пам. В Выборге, известном своими необычными пам. (в т. ч.«Лось»; 1928, скульп. Ю.Мянтюнен), с 1980-х формируется т. н. «парк скульптуры». Декорат. скульптура (1979, скульп. А.Н. Черницкий) украшает парк г. Светогорск. В наши дни в Лен. обл. продолжается сооружение новых пам.: в т. ч. в г. Пикалёво установлена скульпт. композиция «Мать и сын», посвященная воинам, погибшим в Афганистане (1990, скульп. А.Н.Черницкий), в г. Сосновый Бор – пам. акад. А.П. Александрову (1997, скульп. А.С. Чаркин), в пос. Ленинское Выборгского р-на – пам. Александру Невскому (2000; скульп. А.С. Чаркин) и мн. др. Лит.: Калинин Б.Н. Памятники Ленинграда и его окрестностей. М., 1959; Гришина Л. И., Файнштейн Л. А. Памятные места Ленинградской области. Л., 1973; Кепп Е.Е. Выборг. Л., 1988; Сокол К. Г. Монументы империи. СПб., 1999; Скульптура Выборга. – http://www.vyborgcity.ru/text/text_24.htm И.А. Карпенко | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Соллертинский Иван Иванович (1902-1944), музыкальный критик, педагог | |
Рубрики | |
СОЛЛЕРТИНСКИЙ Иван Иванович (1902–1944), искусствовед, критик, педагог. В 1923 окончил Ин-т истории иск-в в Петрограде, в 1924 – романо-германское отделение ф-та общественных наук ЛГУ. С нач. 1920-х читал курс истории музыки и муз. театра в Хореогр. уч-ще, Театральном и Пед. ин-те, Ин-те истории иск-в. В 1930-31 и в 1935-41 – педагог Консерватории, с 1939 – проф. В 1929-44 – ред., лектор, зав. репертуарной частью и изд-вом Ленингр. филармонии, с 1940 – худож. рук. Автор статей по зап.-европ. муз. классике, хореографии, театральному иск-ву, литературе, а также по сов. и совр. заруб. музыке. С 1941 вместе с Филармонией находился в эвакуации в Новосибирске, где и умер. В кон. 1930-х проводил лето на даче в пос. Токсово. Соч.: Исторические этюды. Критические статьи: В 2 т. Л., 1963. Лит.: Памяти И. И. Соллертинского: Воспоминания, материалы, иссл. 2-е изд., доп. Л., 1978; Михеева Л. И.И. Соллертинский. Жизнь и наследие. Л., 1988. Ю.Н. Кружнов | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Сопок культура | |
Рубрики | |
СОПОК КУЛЬТУРА. Сопки – высокие крутобокие насыпи с неск. уплощенной вершиной и кольцом из валунов в основании. Ареал С. к. охватывает бассейны оз. Ильмень, рр. Мста, Волхов и Луга. На терр. Лен. обл. они известны в Лужском, Бокситогорском и Волховском р-нах. Археологи относят эту культуру к словенам новгородским, о к-рых летопись сообщает: «Словени же седоша около езера Илмеря и прозвашася своимъ именемъ». Сопки размещены на участках с плодородными почвами, что свидетельствует о земледельческом укладе жизни нас. Они частично перекрывают ареал более ранней культуры длинных курганов, размещаясь чересполосно с ними (напр., в Верх. Полужье). Позднее нас. этих зон оказалось интегрировано в культуру сопок. Высота сопок более 2-2,5 м. Преобладают насыпи выс. до 5 м. Расположены сопки в одиночку или группируются в небольшие могильники от 2-3 до 12 насыпей. Сопки – коллектив. погребальные сооружения, воздвигнутые в два-три приема. На каждом этапе в насыпь совершали захоронения. В основаниях нек-рых сопок встречаются кам. кладки (помосты и небольшие кучи), иногда связанные с погребениями. В окрестностях с. Старая Ладога раскопаны сопки со сложными кам. обкладками, валунными стенками, выкладками треугольной формы. Такие сооружения характерны для королевских курганов эпохи викингов в Скандинавии. Кремация умерших совершалась на стороне. Остатки сожжения, собранные с погребального костра, помещались в неглубокие ямки или на поверхности (отд. кучкой или разбросанно). Часть костей бросали в насыпь при ее сооружении. Вместе с человеческими костями встречаются кости животных и птиц. Вещественные находки единичны; среди них есть бусы, бронзовые (спиральки, трапециевидные подвески, бубенчики, проволочные колечки, перстни, украшения конской упряжи), жел. (ножи, пряжки, наконечники стрел, удила), костяные изделия, лепная глиняная посуда. Они позволяют датировать сопки VIII–X вв. Поселения представлены селищами и небольшими городищами, расположенными по соседству с погребальными пам. Размеры селищ невелики – от 120 х 30 до 150 х 60 м. Поселение Новые Дубовики у порогов на р. Волхов, состоящее из укрепленного мысового городища и прилегающего селища, было более крупным (300 х 200 м). С С. к. тесно связаны ниж. горизонты раннесредневекового торг.-ремесл. поселения в Старой Ладоге. Раскопки волховских сопок в XIX в. провели З. Доленго-Ходаковский (см. Олегова могила), Н.Е. Бранденбург и др. В 1940–60-х их возобновил С.Н. Орлов, в 1970-х – В.П. Петренко, а также В.А. Назаренко и Е.Н. Носов; в 1989, 1990, 1997 – Д.Л. Яблоник, С.Л. Кузьмин. В Лужском р-не сопки изучали Г.С. Лебедев (у дер. Репьи, 1970-е), С.Л. Кузьмин (у дер. Пристань, 1990-е). А.Н. Башенькин исследовал сопки в Бокситогорском р-не в 1980-е – 90-е. Лит.: Спицын А.А. Сопки и жальники // Записки Русского Археологического Общества. Т. XI. Вып. 1-2. СПб., 1899; Петренко В.П. Погребальный обряд населения Северной Руси VIII–X вв. Сопки Северного Поволховья. СПб., 1994; Седов В.В. Славяне в раннем Средневековье. М., 1995. С. 238-252. К.М. Плоткин | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Староладожская крепость | |
Рубрики | |
СТАРОЛАДОЖСКАЯ КРЕПОСТЬ (с. Старая Ладога, на берегу р. Волхов при впадении р. Ладожка). Прикрывала новгородские земли от нападений с севера, со стороны Швеции. По летописным данным, первые дерев. укрепления появились в 862 при кн. Рюрике. Первая кам. крепость кн. Олега относится приблизительно к 900. Остатки стен и прямоугольной дозорной башни сложены из плит известняка без раствора. Разрушены, предположительно, при нападении викингов в 997. Вторая кам. крепость (1114) заложена ладожским посадником Павлом при кн. Мстиславе Владимировиче. Сохр. основание юж. стены на гребне вала и вост. стена вдоль берега Волхова (под прикладкой XV в.) с площадкой боевого хода и торговым люком для подъема грузов. Во дворе крепости находится ц. Георгия Победоносца Великомученика (XII в.). В доогнестрельный период крепость оставалась неприступной для нападений еми, шведов и немцев. В 1445 при новгородском архиеп. Евфимии проведена ее реконструкция. Третья кам. крепость возведена заново при Иване III в 1490-х, возможно, под рук. иноземных фортификаторов. За два года было уложено ок. 20 тыс. куб. м камня. Стены и башни сложены из кр. валунов на известковом растворе и облицованы кладками из отесанных плит известняка. С юж. стороны строители оставили вал со стеной XII в. и ров. Толщина стен у подошвы 7 м, высота 7,2-12 м. Стены имеют ритмично расставленные бойницы подошвенного боя с пушечными камерами. Пять трехъярусных башен (выс. 16-19 м, шир. основания 16-24,5 м) расставлены по периметру обороны. Ярусы имели систему бойниц для ведения веерного (фронтального и фланкирующего) обстрела местности. Входы в башни находились во вторых ярусах, совпадающих с поверхностью двора. Площадки боевых ходов стен соединялись через третьи ярусы башен. Въезд через первый ярус прямоугольной Воротной башни был Г-образным в плане, наружные ворота прикрыты подъемной решеткой-герсой и рвом с подъемным мостом. В первом ярусе полукруглой Тайничной башни (не сохр.) располагался колодец. Климентовская, Стрелочная и Раскатная башни были круглыми в плане. В стенах и башнях имелось до 70 пушечных и 45 стрелковых амбразур, однако по описям XVII в. вооружение Ладоги составляли только 9 орудий, пищали и «тюфяки», стрелявшие дробью. В XVI в. крепость избегла нападений, но в период Смутного времени была захвачена отрядом швед. наемников. После швед. оккупации 1610-11 и 1612-17 обветшавшие участки кладок при ремонтах заменяли тарасами (рубленые дерев. конструкции, заполненные землей). В XVIII в. утратила воен. значение. Крепость исследовали в 1884-85 Н.Е. Бранденбург, в 1893 В.В. Суслов, в 1938, 1949, 1958 экспедиция В.И. Равдоникаса (С.Н. Орлов, Г.Ф. Корзухина), в 1972-75 А.Н. Кирпичников, в 1979-83 Н.К. Стеценко. В 1970-х проведены реставрац. работы под руководством А.Э. Экка. С 1971 работает Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник. Лит.: Бранденбург Н.Е. Старая Ладога. СПб., 1896; Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли. Л., 1984. С. 20-91; Сайт Староладожского ист.-архит. и археол. музея-заповедника. – htpp://www/oldladoga.spb.ru К.М. Плоткин | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Стрельников Алексей Владимирович (1942-2005), артист | |
Рубрики | |
СТРЕЛЬНИКОВ Алексей Владимирович (1942–2005), режиссер, художник. В 1966 окончил ЛГИТМиК (курс Н.П. Акимова). Преподавал в Худож. уч-ще (Одесса), Ин-те культуры (Ленинград). Осуществил ряд драм. и оперных постановок, массовых зрелищ, фестивалей, спектаклей в ландшафте в России и за границей. Реж. и худ. областных праздников вепсской культуры «Древо жизни» (1988, 1991-92), праздников «Солнцеворот. Тихвинское лето-89», сценарист и реж. представления «Житие Александра Невского» (Староладожская крепость, 1990), Междунар. дет. фольклорного фестиваля «Руна Балтики» (Выборг, 1993). В 1991 вместе с Е.Е. Васильевой создал в СПб. «Вертепный театр», в к-ром поставил спектакли «Рождественская драма», «Артаксерксово действо», «Анюта» и др. Театр участвовал в трех моск. фестивалях (2000-03), выступления проходили в Приоратском дворце, в ц. Всех Святых («Полковая») в г. Тихвин и на др. площадках. Соч.: Стрельников А.В. Сценарий и программа проведения VI традиционного праздника вепсской культуры «Древо жизни»-1992 // Древо жизни: Праздник вепсской культуры: Метод. материалы. СПб., 2003. Лит.: Анохин Н. «Возрадуемся» // Петербург театральный. 2001, март. В.А. Лапин | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Тиверский городок, крепость | |
Рубрики | |
ТИВЕРСКИЙ ГОРОДОК, крепость (Приозерский р-н, в 3,5 км к югу от пос. Васильево). Укрепленное поселение на о-ве посреди р. Вуокса, у порогов Тиури, служившее племенным и ремесленным центром карел. С 1323 у Тиверска проходила граница между Вел. Новгородом и Швецией, установленная Ореховецким мирным договором. В XIV – нач. XV вв. Т. г. наряду с крепостью Корела использовался новгородцами для обороны вост. части Карельского перешейка. Т. г. упомянут в списке «всем градом руским…» 1390-96, в 1404 передан новгородцами в управление смоленскому кн. Юрию Святославичу. В 1411 Т. г. разрушен шведами, обитатели переселились в Беломорье. Размеры крепости 215-300 х 40-56 м. По периметру она защищена валом и в большей части – кам. стеной, сложенной насухо из больших валунов. Циклопическая кладка сохранилась на выс. 1,8-3,5 м, до уровня боевой площадки шир. 4,5 м. По верху стен в древности шел дерев. бруствер. С учетом берегового откоса выс. обороны составляла ок. 6 м. В юж. части выделяется участок вала (шир. 6-7 м, выс. до 2 м), сложенный из камней и земли. Конструктивные особенности укреплений городка архаичны для XIV–XV вв. Раскопки проводили в 1888-91 Я. Аппельгрен, Т. Швиндт, А. Хакман; в 1971 А.Н. Кирпичников, в 1971-74 С.И. Кочкуркина. Найдены украшения карельских типов, крицы, шлаки, орудия труда, связанные с кузнечным и бронзолитейным ремеслом, а также клад серебр. изделий (1890 г.). Большинство находок датируется XIV – нач. XV вв. Найдены отд. вещи X – нач. XII вв. Лит.: Кирпичников А.Н., Петренко В.П. Тиверский городок (К вопросу изучения древностей Русской Карелии) // Краткие сообщения Института археологиии. 1974. № 139. С. 106-113; Кочкуркина С.И. Тиверск // Краткие сообщения Института археологии. 1976. № 146. С. 63-70; Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли. Л., 1984. С. 144-149. К.М. Плоткин | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Толстой Федор Петрович (1783–1873), художник | |
Рубрики | |
ТОЛСТОЙ Федор Петрович, граф (1783–1873), медальер, рисовальщик и живописец, тайный советник (1846). Окончил Мор. кадетский корпус (1802), служил на флоте, с 1804 в отставке. С 1802 в АХ (вольноприходящий, учился у И.П. Прокофьева). С 1806 служил при Эрмитаже. В 1810-25 медальер Монетного двора. С 1825 преподавал в АХ; проф. (с 1842), поч. ч. (с 1809), вице-през. (1828-59), товарищ (зам.) през. (1859-68) АХ. Наибольшую известность получил как автор восковых барельефов: «Душенька» (1808-09, ГЭ), сцены из «Одиссеи» Гомера (1810-15, ГТГ) и медальонов: серии в память воен. событий 1812-15 (1814-26, ГРМ), рус.-персидской войны 1826-28 и рус.-турецкой войны 1828-29 (1826-39, ГРМ). Илл. пером к поэме «Душенька» И.Ф. Богдановича (1820-33, ГТГ, изд. в 1850) оказали заметное влияние на развитие рус. книжной графики. Создавал миниатюрные рис., иллюзионистские натюрморты («Букет цветов, бабочка и птичка», 1820, ГТГ), вырезал силуэты с изображением сцен нар. и армейской жизни, подняв этот жанр на высокий проф. уровень. Сочинил балеты «Эолова флейта» (1838) и «Эхо» (1842), наметил в рис. их сценографию. Особая манера Т., характерная для всех видов его творчества, сочетала формальные принципы классицизма с романтическим восприятием действительности. Масон. Участник движения декабристов. Состоял чл. «Союза спасения» и Коренной управы «Союза благоденствия» (1818-21), отошел от движения в 1821 и по высочайшему повелению к следствию привлечен не был. Поч. ч. Вольного об-ва любителей рос. словесности (1818, пред. с 1820) и Вольного об-ва любителей словесности, наук и художеств (1817). Один из основателей и пред. (1819-20) Об-ва учреждения уч-щ по методе взаимного обучения. Автор мемуаров. В 1788-90 жил в г. Выборг, где служил его отец. В 1850-70-х Т. принадлежала усадьба «Марковилла» в окрестностях Выборга (ныне 4-й км Светогорского ш., не сохр.). Здесь его навещали худ. А.И. Мещерский, Г.Г. Чернецов, историк Н.И. Костомаров и зоолог Н.А. Северцов. Похоронен в СПб. на Лазаревском кладб. Александро-Невской лавры (Некрополь XVIII в.). Соч.: Записки графа Ф. П. Толстого. М., 2001. Лит.: Кузнецова Э. В. Федор Петрович Толстой, 1783–1873. М., 1977; Выборг: Очерк-путеводитель / Сост. Е.Е.Кепп. Л., 1980. С. 86; Новоселова З.А. Выборг в жизни Ф.П.Толстого // Страницы Выборгской истории: Краеведческие записки. Выборг, 2000. С. 325-331. А.Д. Марголис | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Томилов Алексей Романович (1779-1848), домовладелец | |
Рубрики | |
ТОМИЛОВ Алексей Романович (1779–1848, с. Успенское Новоладожского у.), арт. офицер, художник-любитель, меценат. В 1799 командовал фортификационными работами в Кронштадте. В 1808 вышел в отставку. В войну 1812 принял участие в формировании нар. дружин на терр. Новоладожского у., работал в губ. комитете по организации петерб. нар. ополчения, участвовал как ополченец в боях с французами. В 1813 тяжело ранен. По излечении поселился в усадьбе Успенское (на терр. совр. с. Старая Ладога), одном из трех своих имений. В 1815, 1821 и 1827 избирался новоладожским уездным предводителем дворянства. С молодости увлекался живописью, писал маслом, рисовал. Избран д. ч. АХ. В 1820 стал одним из инициаторов основания Об-ва поощрения художников. Тесно общался с художниками. В молодости начал собирать коллекцию рис., офортов, эстампов, живописи и стал одним из первых крупных рус. коллекционеров. Его собрание офортов Рембрандта считалось крупнейшим в России. Осн. увлечением Т. была рус. живопись, прежде всего совр. Т. оказывал помощь нуждавшимся худ., содействовал продаже их картин, сам делал заказы на картины. Свой дом в Успенском Т. превратил в музей. Усадьба стала одним из кр. культурных центров Северо-Запада России, в среде худ. она получила назв. «томиловская Мекка». Здесь часто гостили арх. и худ., нек-рые жили подолгу (О.А. Кипренский, А.О. Орловский, К.А. Тон и др.). Кипренский оставил три портрета Т. в разные годы (1808, 1813 и 1828). Летом 1820 в имении гостил З. Доленго-Ходаковский, вместе с Т. они исследовали сопку Олегова могила в окрестностях с. Успенское. Т. похоронен на кладб. Староладожского Успенского мон. (могила не сохр.). В 1924 коллекция Т. была передана в Эрмитаж и в Русский музей. Лит.: Аронов А.А. Золотой век русского меценатства. М., 1995; Игнатенко В.Ф. Усадьба Успенское. Люди и судьбы. Генеалогия дворянских родов: Томиловы и Шварцы. Старая Ладога; СПб., 2003. С. 20-69; Коробова Е.В. А.Р.Томилов – коллекционер и ценитель прекрасного. – http://oldladoga.ru/708.html Ю.Н. Кружнов | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
"Туутари", парк | |
Рубрики | |
ТУУТАРИ ПАРК, горнолыжный курорт (Ломоносовский р-н). Находится на г. Кирхгоф Дудергофских высот (фин. Tuutari – Дудергоф), пл. – 50 га. На терр. Т. п. имеются четыре освещенные лыжные трассы дл. от 400 до 600 м с перепадом высот от 60 до 80 м. Работают три подъемника (пропускная способность 2500 чел. в час). В Т. п. проводятся соревнования разл. уровня по сноуборду (в 2003 проходил этап кубка Евразии, в 2004 – этап кубка Европы, в 2005 – соревнования по параллельному слалому в рамках этапа Кубка мира). В 2006 на Междунар. конгрессе горнолыжной индустрии (Москва) признан лучшим горнолыжным курортом Северо-Запада России. До 1940-х на горе находилась лютеранская ц. Св. Троицы (известна с первой четв. XVII в., перестроена 1832-36; разрушена во время ВОВ); рядом располагалось фин. лютеранское кладб. Лит.: Сайт «Туутари парк». – http://tyytari.spb.ru/ ; Междунар. конгресс горнолыжной индустрии. – http://active.hi-fi.ru/news/view.php3?id=19658; Перевезенцева Н. По Балтийской железной дороге от Петербурга до Гатчины. – http://history.gatchina.ru/oldtown/railway/dudergof.htm А.А. Трипольская | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Усадьбы | |
Рубрики | |
УСАДЬБЫ. В нач. ХХ в. на терр. совр. Лен. обл. насчитывалось до 2000 усадеб. В осн. они возникли одновременно с СПб. «Родовых гнезд», принадлежавших одной фам. из поколения в поколение, было сравнительно мало. У. часто меняли владельцев, иногда при этом полностью изменяя свой облик. Многие У. служили для представительства и серьезного практического значения для хозяев, располагавших обширными земельными владениями в др. частях страны, не имели. Однако существовали и кр. хоз. комплексы, со скотными дворами, конюшнями, амбарами, оранжереями, с.-х. угодьями. Среди У. в окрестностях СПб. были настоящие шедевры, не уступавшие прославленным царским резиденциям: Ропша Лазаревых; Гостилицы Разумовских и Потемкиных; Тайцы и Сиворицы Демидовых; Рябово Всеволожских; Осиновая роща Лопухиных; Монрепо баронов Николаи; Марьино Строгановых; Дылицы (Елизаветино) Трубецких). В формировании этих У. принимали участие видные мастера рус. архитектуры: А.В. Квасов, С.И. Чевакинский, Ю.М. Фельтен, А. де ла Порто, Ф.И. Волков, И.Е. Старов, Л. Руска, Н.А. Львов, А.Н. Воронихин, В.И. Беретти, А.И. Мельников, А.П. Брюллов, А.И. Штакеншнейдер, Г.А. Боссе, П.С. Садовников, Н.Л. Бенуа, А.И. Кракау; садовые мастера Т. Грей, В. Гульд, Г.И. Энгельман, П.И. Эрлер и др. В архитектуре усадебных домов отразились черты раннего классицизма (Тайцы, Сиворицы), ампира (Марьино, Котлы, Рождествено), эклектики (Лисино-Корпус, Краморская, Торосово). В планировке парков преобладал пейзажный англ. стиль, идеально отвечающий особенностям сев. природы с многочисл. водоемами, просторными лугами, незначительно всхолмленной местностью. В кон. XIX – нач. XX вв. на юге обл. появились впечатляющие усадебные комплексы в стиле модерна и неоклассицизма, принадлежавшие новым финанс. магнатам: Рапти Половцовых, Боровое Львовых в Лужском р-не; Белогорка Фоминых–Елисеевых под Сиверской и др.). Исключительно велико мем. значение усадеб, связанных с именами выдающихся предст. культуры и науки, гос. и воен. деятелей, предпринимателей: М.В. Ломоносова (Усть-Рудица), А.П. Ганнибала (Суйда), А.Н. Оленина (Приютино), А.Р. Томилова (Успенское), К.Ф. Рылеева (Батово), И.И. Пущина (Пущина горка), Ю.Ф. Лисянского (Кобрино), А.К. Толстого (Пустынька), К.И. Бистрома (Романовка), В.Д. Поленова (Имоченицы), М.Н. Муравьева (Сырец), А.Д. Зиновьева (Гревова), А.Л. Штиглица (Краморская), В.В. Набокова (Выра, Рождествено), Н.К. Рериха (Извара); уникальный бальнеологический курорт Лопухинка и т. д. При У., как правило, находились церкви, многие из к-рых представляли значительную худож. ценность (цц. Троицы Пресвятой в Марьино и в дер. Пятая гора, Владимирская ц. в Дылицах, Никольская ц. в Белогорке; ц. Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня в пос. Лисино-Корпус и др.). Систематического изучения У. как культурно-ист. пам. в дорев. годы не велось, хотя отд. публикации появлялись (напр., в 1910 – «История одного дома» Н.Н. Врангеля о Мариенгофе Резвых в Ямбургском у.). В 1920-е было обследовано ок. 50 У. Одновременно начались разорения и деградация усадебных комплексов в результате национализации и конфискации худож. ценностей. Помещичьи У. часто становились центральными усадьбами совхозов и колхозов, дома использовались для размещения разл. учреждений, школ, дет. домов, б-ц, санаториев, домов отдыха, воинских частей. Одним из немногих исключений на нек-рое время оставалась усадьба Марьино, ввиду своего худож. и ист. значения объявленная музеем (расформирован в нач. 1930-х). Замечательные произв. декорат.-прикладного иск-ва, живописи и скульптуры, украшавшие усадебные дома, уникальные б-ки, как правило, расхищались. Их незначительная часть оседала в краевед. музеях или перевозилась в Ленинград. Нем. оккупация обширной части Лен. обл. в 1941-44 привела к разрушению и уничтожению многих У. После ВОВ велось восстановление отд. усадебных домов (см. Реставрация архитектурных памятников), однако комплексного восстановления, приведения в порядок зеленых насаждений, гидросистем не производилось. Остатки усадебных парков стремительно исчезали. В 1960–1970-е серьезная работа по выявлению усадебных комплексов, многие из к-рых вообще были не известны, проводилась специалистами Обл. инспекции по охране пам., ин-та Спецпроектреставрация. Результатом многолетних иссл. стали фундаментальные обзоры Н.В. Мурашовой и Л.П. Мыслиной по усадьбам Лен. обл., частично опубл. в журн. «Ленинградская панорама» и выходившие отд. изданиями (по Лужскому, Ломоносовскому, Кингисеппскому, Всеволожскому р-нам). Книга Мурашовой «Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии» (2005) стала своеобразным реквиемом, констатируя многочисл. факты вандализма. Пережив воен. лихолетье, многие У. гибнут в наше время вследствие равнодушия, бесхозяйственности и безответственности. Сгорели ценнейшие пам. дерев. классицизма в пос. Скреблово и в дер. Кобрино; доведен до полного разрушения уникальный парковый ансамбль усадьбы Рапти; разрушен дворец в пос. Ропша, восстановленный после войны; в аварийном состоянии находится усадебный дом в Белогорке, прекрасно сохранявшийся еще в 1960-е. Система гос. охраны пам. федерального значения обнаружила свою малую эффективность. В 2000-е предпринимаются попытки передачи отд. усадебных комплексов в долгосрочную аренду частным лицам и фирмам с обязательством восстановления и реновации дворцов и парков. Реставрируются У. в с. Рождествено и в дер. Дылицы (Елизаветино). Лит.: Громов В.И., Файнштейн Л.А. Памятные места Ленинградской области. Л., 1959; Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987; Мурашова Н., Мыслина Л. Усадьбы Гатчинского района // Ленинградская панорама. 1989. № 4. С. 33-36; № 5. С. 10-12; Они же. Усадьбы Волосовского района // Ленинградская панорама. 1990. № 9. С. 14-18; Они же. Усадьбы Всеволожского района // Санкт-Петербургская панорама. 1992. № 3. С. 35-37; Они же. Усадьбы Тосненского района // Санкт-Петербургская панорама. 1993. № 9. С. 26-28; Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Ломоносовский район. СПб., 1999; Они же. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Лужский район. СПб., 2001; Они же. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Кингисеппский район. СПб., 2003; Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. Ю.М. Пирютко | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Фасадная резьба | |
Рубрики | |
ФАСАДНАЯ РЕЗЬБА. С развитием дерев. крест. архитектуры развивалась и резьба по дереву. Резной обработке подвергались несущие водоспуски на кровле. Резьбой (первоначально глухой, в кон. XIX в. – пропильной) украшались крыльца, фронтоны домов, балконы, усадебные постройки. Причелины фронтона состояли из 2-3 накладных резных досок: ниж. чаще всего оформлялась геометрическим узором из полукружий или треугольных зубцов с круглыми отверстиями над ними, верх. украшалась рядом круглых отверстий. Доски, спускающиеся с конца фронтона («полотенца»), орнаментировались узором из кругов, розеток, квадратов, ромбов. Распространенными мотивами резьбы наличников были круги и полукруги с лучами, прямоугольники, ромбы, фестоны. Резьба на наличниках часто покрывалась яркими масляными красками. Типичные для сев. архитектуры дома, украшенные резьбой, встречаются в Подпорожском р-не (дер. Гимрека, Шилейка, г. п. Важины). У вепсов орнаменты, украшавшие детали дома, повторяли сюжеты традиционных вышивок. Большинство резных наличников на домах Ладвинского об-ва (совр. Подпорожский р-н; см. Ладва) изготовил в 1920-е вологодский плотник Сергей Прокич с сыновьями Константином и Николаем. Для вепсских домов Корвальского сельсовета Бокситогорского р-на характерны крыльца с резными столбиками. В водских и ижорских дер. Ямбургского у. до 1930-х сохранялись дома с кровлями, опирающимися на корневища елей («курицы»), с резными подзорами под крышей и под оконами, со ставнями, украшенными глухой резьбой и разноцветной росписью. В окрестностях с. Котлы верх. и ниж. части наличника украшали резьбой и раскрашивали в 2-3 цвета. Своими резчиками по дереву славился г. Тихвин. Дерев. дома, богато украшенные резьбой (наличники, фронтоны, балконы) сохр. в дер. Лампово Гатчинского р-на. Лит.: Габе Р.М. Материалы по народному зодчеству западных финнов Ленинградского округа // Западнофинский сборник: Труды КИПС. Вып. 16. Л., 1930; Малиновская З.П. Из материалов по этнографии вепсов // Там же; Динцес Л., Большева К. Народные художественные ремесла Ленинградской области // Советская этнография. 1939. № 2; Архитектурное наследие Ленинградской земли. Л., 1983. И.П. Рыжова | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Форты Кронштадтской крепости | |
Рубрики | |
ФОРТЫ КРОНШТАДТСКОЙ КРЕПОСТИ. На терр. Лен. обл. находятся форты (береговые укрепления) Кронштадтской воен.-мор. крепости: Ино (Выборгский р-н), Красная Горка и Серая Лошадь (Ломоносовский р-н). Стр-во этих мощных оборонительных сооружений завершило формирование крепости, основанной Петром I в 1704 (форт «Кроншлот»). Центральная крепость на о. Котлин строилась в 1723-40, в 1825-50 перестраивалась после наводнения 1824. С 1834 велось стр-во Ф. на свайных основаниях вокруг Котлина: «Император Петр I», «Император Александр I» и др. После Крымской войны в 1860–1880-е под рук. Э.И. Тотлебена построены 7 Ф. на сев. и 3 – на юж. фарватере. К кон. XIX в. насчитывалось 17 мор. Ф. В 1897–1913 на сев. фарватере к западу от Котлина сооружены форты Обручев и Тотлебен и форт Риф на зап. оконечности о-ва. Ф. на берегах Финского зал. строились в 1908-16, на значительном расстоянии друг от друга: Ино на сев. берегу – в 27 км; Красная Горка и Серая Лошадь на юж. – в 15 км от Котлина. Их арт. оснащение позволяло перекрывать огнем вост. часть Финского зал. Форт Ино был взорван в 1918, Ф. на юж. берегу находились в составе Кронштадтской крепости до ее расформирования в 1957. Лит.: Яковлев В.В. Приморские крепости. Л., 1926; Раздолгин А.А., Скориков Ю.А. Кронштадтская крепость. Л., 1988; Амирханов Л.И., Тименко В.М. Форты Кронштадта. СПб., 2004. Ю.М. Пирютко | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Френц Рудольф Рудольфович (1888-1956), художник | |
Рубрики | |
ФРЕНЦ Рудольф Рудольфович (1888–1956), художник. Родился в Мариенгофе под Гатчиной в семье худ.-анималиста Р.Ф. Френца. Учился в 1910-18 (с перерывом) в СПб. АХ в батальной мастерской Н.С. Самокиша. В 1918-26 работал как живописец и педагог в Декоративном ин-те Наркомпроса. Член объединения «Община художников» (1922-25), Ассоциации художников рев. России (АХРР; 1924). С 1929 – доцент, затем проф. АХ. Работал в области театрально-декорационного и прикладного иск-ва, занимался плакатом и офомлением города к праздникам, писал также сюжетные картины, пейзажи, акварели. Автор ист.-рев. и батальных картин. Совм. с группой студентов АХ создал диораму «Героическая оборона Сталинграда» (1946). Похоронен в СПб. на Литераторских мостках Волковского кладб. В родительском доме (г. Гатчина, Крайняя ул., 5) жил в 1888–1929. Лит.: Громов В.И., Файнштейн Л.А. Памятные места Ленинградской области. Л., 1959. С.84; Рудольф Френц. – http://www.rosculture.ru/regions/show/?id=31969&print=Y А.Д. Марголис | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Чайковский Петр Ильич (1840 – 1893), музыкант | |
Рубрики | |
ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич (1840–1893), композитор, дирижер, педагог, муз. публицист. В 1859 окончил Уч-ще правоведения, до 1863 служил в департаменте Мин-ва юстиции. Оставив службу, поступил в СПб. консерваторию, закончил ее в 1865. Инструментовку изучал у А.Г. Рубинштейна. В 1866 приглашен в Моск. консерваторию, проф. С 1868 занялся муз.-критической деятельностью. Жил попеременно в Москве и СПб. С 1870-х неоднократно совершал гастрольные и творческие поездки за границу. В 1885 избран дир. Моск. отд. Рус. муз. об-ва, в 1890-е – член паржской Академии изящных иск-в, поч. доктор Кембриджского ун-та. Последние годы жил в Клину под Москвой. Летом 1851 жил в дер. Надино (совр. Тосненский р-н) в имении П.А. Вакара. В 1860 и 1867 совершил поездки в Выборг и к водопаду Иматра (совр. терр. Финляндии). В 1884 Ч. посетил Гатчину, где был представлен имп. Александру III. Умер в СПб., похоронен на Тихвинском кладб. Александро-Невской лавры (ныне Некрополь мастеров иск-в). Лит.: Громов В.И., Файнштейн Л.А. Памятные места Ленинградской области. Л., 1959. С.210-212; Конисская Л.М. Чайковский в Петербурге. Л., 1974; Берберова Н.Н. Чайковский. История одинокой жизни. СПб., 1993; Будяковский А.Е. Жизнь Петра Ильича Чайковского. СПб., 2003. Ю.М. Кружнов | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Часовая башня (г. Выборг) | |
Рубрики | |
ЧАСОВАЯ БАШНЯ (г. Выборг, Крепостная ул., 5). Построена в 1494 как колокольня Выборгского кафедрального собора (разрушен в 1710). Первоначально представляла собой четверик на восьмерике, сложенный из крупных камней-валунов и увенчанный шпилем с флюгером. В 1753 на башне установили первые гор. часы с колоколом (к этому времени шпиль был утрачен). Внутри между маршами лестницы устроена дерев. шахта, по к-рой спускались тяжелые гири, приводящие в действие механизм часов (сохр. до наших дней часы относятся к 1848). Второй восьмерик (третий ярус) сооружен в 1796 в стиле классицизма (арх. И. Брокман). Колокольню использовали еще и как пожарную каланчу, для этого на третьем ярусе была устроена смотровая площадка. В наст. время планируется восстановление собора, пока башня воспринимается как самостоятельный объем, являясь одной из архит. доминант города. Лит.: Кепп Е.Е. Архитектурные памятники Выборга XIII–XX вв.: Путеводитель. Л., 1977. С. 94-96; Неувонен ПА., Пёюхья Т., Мустонен Т. Выборг: Архит. путеводитель. Выборг, 2006. Ю.М. Пирютко | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Червяков Евгений Вениаминович (1899-1942), артист, литератор | |
Рубрики | |
ЧЕРВЯКОВ Евгений Вениаминович (1899 – 1942, ст. Мга, Кировский р-н), кинорежиссер, актер, сценарист, публицист. В 1918 окончил студию драм. иск-ва в Уфе, в 1927 – Моск. гос. техникум кинематографии (ныне ВГИК) в Москве. С сер. 1920-х начал сниматься в кино, работал ассистентом В.Р. Гардина, вместе с ним поставил ф. «Золотой запас», «Крест и маузер» (1925), «Поэт и царь» (1927, по совм. сценарию с Гардиным, сыграл в фильме роль А.С. Пушкина). В 1926-38 актер и режиссер киностудий «Ленфильм», «Востокфильм» и «Мосфильм». Поставил ок. 20 ф., во мн. из них участвовал в качестве сценариста и актера: «Девушка с далекой реки» (1927), «Города и годы» (1930), «Заключенные» (1936), муз. фильм «Станица Дальняя» (1940). Снимался в ф. «Новый Вавилон», «Заговор мертвых», «Кровь земли», «Три солдата» и мн. др. Родоначальник лирико-поэтического направления в сов. кино. Летом 1941 снял короткометражный антифашистский ф. (вышел в составе «Боевого киносборника» № 2). Автор мн. киносценариев, статей о своей работе в кинематографе. В августе 1941 вступил в ополчение, направлен в партизанский отряд. В октябре 1941 – в особом истребительном батальоне. В февр. 1942 ранен в бою близ ст. Мга, скончался в медсанбате. Похоронен в братской могиле в пос. Новая Малукса Кировского р-на. Лит.: Юренев Р.Н. Кинорежиссер Евгений Червяков. М., 1972. Ю.Н. Кружнов | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Черкасов Николай Константинович (1903-1966), артист | |
Рубрики | |
ЧЕРКАСОВ Николай Константинович (1903–1966), актер театра и кино, общественный деятель. В 1923-26 учился в Ин-те сценических иск-в (ныне Академия театрального иск-ва), в классе С.Э. Радлова. В 1926-29 – артист ТЮЗа, работал в Театре сатиры и гротеска, эстрадном Свободном театре, передвижном театре «Комсоглаз». В 1931-33 – в труппе передвижного театра «Комедия». В 1933-66 – артист Ленингр. театра драмы (с 1937 – Театр драмы им. А.С. Пушкина), здесь сыграл свои лучшие роли: Петр («Петр Первый» А.Н. Толстого), Хлудов («Бег» М.А. Булгакова), Крогстад («Кукольный дом» Г. Ибсена) и др. Участвовал в теле- и радиопостановках. В 1948-66 – пред. ЛО ВТО. Играл в фильмах, ставших классикой сов. кино: «Депутат Балтики» (1936), «Петр Первый» (1935-37), «Дети капитана Гранта» (1936), «Александр Невский» (1938), «Иван Грозный» (1944-45) и мн. др. Лауреат Ленинской премии (1964), пяти Гос. премий. В 1920 – нач. 1930-х бывал на выездных гастролях в городах Лен. обл. В 1930-40-х выезжал на отдых на Карельский перешеек, в Лисино-Корпус, навещал В.В Меркурьева, жившего близ пос. Громово. Похоронен в Некрополе мастеров иск-в Александро-Невской лавры. Лит.: Николай Черкасов. Литературное наследие. Воспоминания. Письма. М., 1976; Герасимов Ю.К., Скверчинская Ж.Г. Черкасов. М., 1976; Черкасова Н. Рядом с Черкасовым, Л., 1978; Николай Черкасов. – http://www.cherkasov.spb.ru Ю.Н. Кружнов | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… |