1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Рубахи
Рубрики
В прежнее время у ижор и води рубаха была единственной женской одеждой. Пережитки этого мы можем усмотреть в одном старинном описании свадебных обрядов ижор и води. Успенский, описывая обычный костюм ижор, пишет: «После свадьбы молодая ходит в одной сорочке до тех пор, пока свекор не даст ей шубы или кафтана». Далее, при описании свадебного обряда у води, тот же автор отмечает, что все испытания, полагающиеся невесте на другой день после свадьбы, как-то: ношение воды, дров и т. п., молодая совершает в одной сорочке. Правда, в настоящее время среди ижор и води рубаха не имеет значения самостоятельной одежды, и население даже не помнит, чтобы она когда-либо играла подобную роль. Однако, у ижор Кингисеппского района есть один старинный, вышедший уже из употребления, тип рубахи, весьма близкий к тому, который мог быть в старое время самостоятельной одеждой. Эта рубаха имеет форму прямоугольника. Верхняя часть ее состоит из трех полотнищ, перекинутых через плечи, причем среднее полотнище делается из простого холста, а два боковых из узорного холста, тканого с употреблением четырех нитченок. Узор тканья состоит из мелких вытянутых ромбов. Нижняя часть – « станушка» – шьется из трех полотнищ; боковое полотнище делается из более тонкого холста, а два другие из простого грубого. Рукав кроится следующим образом: от полотнища холста с одной стороны, отрезается клин и пришивается к противоположной стороне полотнища, полученный кусок складывается пополам, сшивается и основанием рукава пришивается к боковому полотнищу рубахи. Такие рукава делалются очень длинными и спадают сборами на кисть руки. Разрез на груди делается с левой стороны и застегивается на петлю и пуговицу, сделанные из льняной нити. Центральное полотнище на груди покрыто сплошной вышивкой, состоящей из восьмиконечных розеток, исполненных гладью черной шерстью и красной бумагой. То же полотнище на спине вышито только по краям красной бумажной нитью. На рукава, в верхней их части, нашивается по полосе вышитого холста. Узкая полоска вышивки имеется также на обшлагах. Подол рубахи вышивается только с правой стороны, в том месте, где рубаха открывается разрезом поясной одежды. У ижор Ораниенбаумского района был распространен другой тип рубахи, сведения о которой мы находим у финского исследователя Paulaharju. По его словам, это была длинная белая домотканая полотняная рубаха, носившая название «рятсиня» (ratsina). Верхняя часть рубахи состояла из плотного темного тканья с вышивкой желтыми нитками. На спине средняя часть вставлялась из какой-либо другой материи и называлась «зашейником», ширина ее равнялась 14—15 см. Стан рубахи шился из 4-х полотнищ, перед и зад делались из прямоугольных полотнищ, а бока из скошенных. Рукав доходил до кисти руки и имел квадратную ластовицу. Разрез на груди шел посредине и застегивался медной или серебряной застежкой, которая имела круглую чашкообразную форму. В старину, независимо от времени года, всегда носили по две рубахи. По-видимому, рукава этой рубахи прежде покрывались сплошной вышивкой. Современная ижорская «пайта» (paita), по водски «чйута» (tschiutto), представляет собою рубаху, относящуюся к тому типу, который Куфтин условно называет «восточнославянским покроем». Эта рубаха состоит из двух полос холста, прикрывающих спину и грудь; на плечах вшиваются «полики». Верхняя часть рубахи шьется из более тонкого холста, нижняя же, делается из четырех полотнищ грубого холста и бывает очень тяжелой. Ворот рубахи этого типа пуговиц не имел. Их заменяли две петли из ниток, соединявшихся продернутой сквозь них ленточкой; позднее стали делать из той же льняной нитки как петлю, так и пуговицу. Рукава собирались в сборку около кисти на узенький обшлаг. Этот вид рубахи делается из тонких покупных материй: батиста, кисеи и т. п. Для станушки в данном случае употребляется более грубый материал, большей частью коленкор. Такой же покрой имеет и, так называемая, «кисельная» рубашка, с тою лишь разницею, что станушка у нее отсутствует. К рукавам такой рубахи пришивается широкое кружево, рукав поднимается на локоть и подхватывается бантом из цветной шелковой ленты. На шею, по вороту надевается кружевной воротник с нашитой на него лентой-плиссе, такого же цвета, как ленты на рукавах. Это украшение называется «блойка». Прыткова, Н. Ф. Одежда ижор и води. Из материалов Северо-западной экспедиции 1926–28 годов // Западнофинский сборник / под ред. В. Бартольда. – Л.: Изд-во АН СССР, 1930. – 340 с., 6 л.ил., 5 л.к. – (Тр. / Комис. по изуч. племен. состава населения СССР и сопред. стран ; Т.16). – С. 306-340.
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Рунопевцы
Рубрики
РУНОПЕВЦЫ (фин. – runonlaulajat), исполнители нар. поэтических произв. у прибалт.-фин. народов (карел, ижор, води, вепсов), сказители (фин. runo – стихотв., руна). Репертуар Р. Ингерманландии отличался от карельской фольклорной традиции меньшим кол-вом архаических мотивов (мало мифологических сюжетов, заклинательной поэзии), распространением песен-легенд на библейские сюжеты, баллад, рекрутских, антикрепостнических, ист., лирических песен. Бытовали как тексты калевальской метрики, так и более поздние рифмованные песни. К кон. XIX в. большое распространение получили рифмованные песни-четверостишия (rekilaulu или rontyska/рёнтюшки), похожие на рус. частушки. Исполнение рун у прибалт.-фин. народов могло сопровождаться игрой на кантеле. На терр. Лен. обл. наиб. изв. Р. были ижоры Ларин Параске, Онтропо Мельников (Карельский перешеек), Мария Луукка (Зап. Ингерманландия). Среди фин. исследователей, к-рые собирали фольклор Р. у народов Лен. обл. – А.М. Шёгрен, Э. Лённрот, Д. Европеус, А. Алквист, А. Борениус-Ляхтеенкорва, А. Вяйсянен, Э. Сетяля. Лит.: Народные песни Ингерманландии. Л., 1974; Карху Э.Г. История литературы Карелии. Т. 1: Карельский и ингерманландский фольклор в историческом освещении. СПб., 1994. С. 139-195; Salminen V. Kertovien runojen historiaa: Inkeri. Helsinki, 1929; Salminen V. Runonlaulajat ja tietajat. Helsinki, 1931; Kuusi M. Maria Luukan laulut ja loitsut: Tutkimus lantisimman Inkerin suomalasiperinteesta. Helsinki, 1983. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
подробнее…
Русские
Рубрики
РУССКИЕ, этническая общность, основное население РФ. В составе Р. выделяется ряд субэтносов и этногр. групп (напр., казаки и поморы). Рус. яз. принадлежит к восточнославянской подгруппе славянской группы индоевропейской языковой семьи. В РФ, по данным переписи нас. 2002, 115,9 млн русских (79,8% от общей числ. нас.). В Лен. обл. Р. также являются крупнейшим народом – 1,5 млн чел. (89,6 % нас. обл.). Верующие Р. в осн. правосл., имеются приверженцы старообрядчества. В последние два десятилетия среди части рус. нас. распространились разл. направления протестантизма и религ. сектантство. В Лен. обл. сформировались локальные группы Р., имеющие нек-рые особенности в культуре, быту и верованиях. Предки Р. – вост. славяне – появились на терр. совр. Лен. обл. в середине I тыс. н. э. Постепенно они ассимилировали или вытеснили с прежних территорий прибалт.-фин. население (предков саамов, карел, вепсов, ижоры, води). К нач. II тыс. н. э. осн. р-нами расселения восточнославянского нас. стали терр. Ижорского плато, Верхнее Полужье и Поволховье. Здесь на базе новгородских словен и кривичей сложилась группа древнерус. населения, позднее обособившаяся как обл. группа новгородцев. Она стала составной частью рус. этноса в кон. XV – XVI вв. Наиболее значительный приток рус. населения из др. регионов России на терр., расположенную в окрестностях СПб., происходил в первой пол. XVIII в., а также во второй пол. ХХ в. Хозяйство Р., проживавших на терр. совр. Лен. обл. на рубеже XIX–ХХ вв., основывалось на сочетании неск. отраслей. Важнейшими были земледелие и животноводство. На Ладожском и Онежском оз., на Финском зал. занимались рыболовством. На востоке, где имелись значительные лесные массивы, – охотой, собирательством и заготовкой леса. Среди промыслов наибольшую изв. получили гончарное произ-во с центрами на рр. Оять и Явосьма, киришский (захожский) промысел по изготовлению кружев на коклюшках (см. Захожское кружево). Домашние ремесла (ткачество, вышивка, произ-во изделий из дерева, плетение) обеспечивали внутр. потребности крест. хозяйств. Сел. поселения Р. первоначально формировались под воздействием природно-геогр. факторов: они располагались в осн. по берегам водоемов с учетом ландшафта. В XVIII – нач. XX вв. поселения постепенно приобретают регулярную планировку. Традиционная усадьба включала, кроме разнообразных хоз. построек, срубную избу сев.-среднерус. или западнорус. типа, на западе обл. встречались кирпичные дома. В осн. традиционной жен. одежды был сарафанный комплекс. В нач. ХХ в. появились гор. элементы: кофта, юбка. Муж. костюм состоял из рубахи-косоворотки, пояса и штанов. Обувью служили берестяные лапти, кожаные сапоги, валенки. Пищевой рацион основывался на крупах и мучных изделиях в сочетании с молочными, мясными и рыбными блюдами, продуктами собирательства (грибы, ягоды). Из напитков наиболее распространеными были квас и пиво. Основой соц. орг-ции являлась сел. община, состоящая из домохозяйств одного или неск. населенных пунктов. Среди коренного рус. населения до наст. времени сохр. вера в порчу, в колдовство, в домового и лесного хозяев. Лит.: Русские. М., 1999; Егоров С.Б. Озеряне – этнолокальная группа русских (Исследования 2002 г. в Бокситогорском районе Ленинградской области) // Этнографическое изучение Северо-Запада России: Итоги полевых исследований 2002 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях. Материалы VII Региональной научной конференции молодых ученых. СПб., 2002. С. 7-14; Егоров С.Б. Локальные группы населения востока Ленинградской области // Университетские Петербургские чтения. СПб., 2003. С. 477-483; Гадло А.В., Верняев И.И., Егоров С.Б., Чистяков А.Ю. Этнография Северо-Запада России (Южные окрестности Петербурга – Приладожье – Центральные районы Псковщины). СПб., 2004. С.Б. Егоров
Авторы
Тематические группировки
подробнее…
Рыболовство (вепсы)
Рубрики
Множество озер и рек на территории вепсского края способствовало повсеместному появлению и развитию здесь рыболовства. В случае неурожая или падежа скота оно существенно помогало жителям избежать голода. Подавляющее большинство мужского населения было заядлыми рыбаками и добывало рыбу для собственных нужд в свободное от сельскохозяйственных работ время. Порода вылавливаемых рыб зависела от водоема. В лесных озерах ловили окуня, щуку, плотву. Озера Шимозерского края отличались изобилием щуки. Неслучайно в этих местах были широко распространены поверья и обряды, связанные с этой породой рыбы. Особым изобилием отличалось Онежское озеро: в нем добывали более 25 видов рыбы, в том числе такие ценные, как лосось, палья, форель, сиг, стерлядь. Вепсы Прионежья в огромном количестве вылавливали ряпушку. Лов мальков, используемых населением в пищу и как приманка для добычи хищных пород рыбы, был распространен на Куштозере и Ундозере. У южных вепсов изредка ловили угря, когда он неожиданно появлялся для нереста в р. Лидь. Орудия рыбной ловли отличались разнообразием. Особенно распространенными были сетевые снасти: неводы (not), плавные и ставные сети (verk), мережи (merez), морды (merd). Ряпушку ловили мелкоячейными сетями, имевшими специальные названия: kerikod, rapuskverk. Конусообразные мережи и морды отличались по материалу изготовления. Морда плелась целиком из прутьев, а у мережи из прутьев изготовлялись только обручи каркаса, на которые натягивалась сеть. Крупную рыбу иногда били с помощью остроги (azrag), представляющей собой шест с наконечником в виде вилки с 3-5 зубьями. Это древнее орудие лова встречалось при раскопках древневепсских курганов. Острога издавна известна и другим прибалтийско–финским народам, название ее в прибалтийско-финских языках однотипно: atrain (фин.), astrain (с.к.), azrain ( ливв.), azrag (люд.), aning (эст.). Рыба шла не только для домашнего употребления, но и на продажу. Некоторые вепсские деревни целиком специализировались на ловле рыбы для рынка. Так, д. Огеришта в поселении Вехручей была рыбацкой. Мужчины занимались ловлей лосося, а женщины – вязанием сетей. Лосось, вылавливаемый в большом количестве, засаливался в бочках и вывозился на продажу в Петербург.
Тематические группировки
подробнее…
Рыболовство (ижора)
Рубрики
Главным занятием прибрежных жителей было рыболовство, в том числе подводный лов. Писцовые книги начала XVI века отмечают рыболовство, «положенное в оброки», а в списке податей часто значится рыба – «курва» (возможно, так называли корюшку). Основными способами ловли тогда были тони и заколы. В XX веке промысел корюшки и салаки оставался у ижор главным средством существования. Рыбной ловлей занимались в основном поздней осенью и зимой. Еще в середине ХХ в. ижоры, в том числе и женщины, уходили для зимнего подледного лова на несколько недель в море, где жили на льду в небольших дощатых «будках», привозимых с собой, изредка снимали жилье у финнов на островах Сейскари, Лавансаари и др. Ловили салаку, кильку, корюшку. Орудием лова являлись сети и неводы. Зимний лов носил товарный характер, доход от него имел большое значение для крестьянских хозяйств, несмотря на то, что он был тяжел и опасен, подрывалось здоровье рыбаков, гибли десятки людей. Ижорки пели: «Ой, как посмотрю на море – Как на смерть смотрю большую. Мужа у меня море взяло, Волна – единственного сына, Пахаря – холодное озеро». На реке Луге ловили миногу с помощью особых «морд» из лучины. С появлением колхозов рыбу стали сдавать на приемный пункт. Заработок рыбаки получали деньгами в зависимости от размера улова. В годы "застоя", по утверждениям информантов, зарабатывали до 1000-2000 рублей в месяц. Толмачева, Е. Б. Рыболовство у ижорского и русского населения Сойкинского полуострова // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 2000 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях). IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. : ил. С. 102-104
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Рыболовство (карелы)
Рубрики
В условиях слаборазвитого земледелия и животноводства большим подспорьем карел были охота и рыболовство. О значительной роли рыболовства и охоты в жизни и хозяйстве древних обитателей края говорят многочисленные археологические находки. Рыболовство имело очень большое значение, так как давало населению здоровую пищу и часто спасало его от голода. Об этом говорят исследователи жизни и быта олонецких и архангельских карел. «Даже у самого захудалого крестьянина, - сообщает И.В.Оленев, - рыба имеется за столом почти круглый год…». Ловили рыбу разную, в зависимости от того, где производился лов: в лесных озёрах попадались окунь, язь, подъязик, щука, плотва и иная мелкая рыба. В больших проточных озёрах водились налим, хариус, судак, лосось, форель, сиг, лещ, ряпушка, ёрш, окунь, щука, плотва. Самая распространённая рыба в Карелии – ряпушка. Она вылавливалась повсеместно в огромном количестве почти во всех озерах и составляла у карел одно из главных блюд. Ловили рыбу различными способами. Карелы пользовались острогами, удочкой, дорожкой, переметом, неводом, чапом, саком, мережей. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 35-46.
Тематические группировки
подробнее…
Сарафанный комплекс
Рубрики
В 80-х годах XIX в. основным типом повседневной и праздничной одежды вепсских женщин был сарафанный комплекс, в который, помимо сарафана, входили рубаха, душегрейка, шугай, передник. Основной элемент комплекса - сарафан, как и его название (sarafon), были заимствованы вепсами от русских. Как правило, под таким названием у вепсов фигурировал тип прямого сарафана, сшитого из 4-5 полотнищ, собранных на обшивке, с узкими длинными лямками и небольшим разрезом на груди. К его подолу пришивалась оборка. Праздничный сарафан шился из ярких покупных тканей - ситца, шелка, кашемира, гаруса; будничный - из домотканого холста, обычно окрашенного в синий цвет. О распространении более раннего, косоклинного, типа сарафана среди вепсов сведения отсутствуют. Сарафан одевался на рубаху (ratsin), состоящую из двух частей: станушки (ema) - нижней части, сшитой из четырех полотнищ домотканого грубого белого холста, и рукавов (hijamad), изготовленных из фабричных тканей (ситца, кумача, ластика). Рукава кроились широкими, пришивались непосредственно к вороту, а у локтя собирались в мелкую сборку. Под рукава подшивались ластовицы квадратной или ромбовидной формы. Ворот такой рубахи делался круглым или четырехугольным, со сборками и обшивался бейкой. Спереди он застегивался на одну пуговицу. Подол рубахи украшался орнаментом, размер и красочность которого зависели от возраста женщины и назначения этого вида одежды. Повседневные рубахи пожилых женщин вообще не вышивались или имели невзрачный узор. Женские праздничные рубахи по сравнению с будничными отличались более богатой орнаментацией. Во время праздников каждая женщина стремилась показать нарядный узор на своей рубахе, заткнув за пояс подол сарафана или юбки. В будни, напротив, вышивка скрывалась под одеждой. Вепсянки Прионежья в праздничные дни иногда надевали на себя по две рубахи и более, так, что вышитые края располагались рядами друг над другом, образуя широкое орнаментальное полотно. Обычай ношения праздничных рубах одна на другой имеет аналогии в культуре ижоры, мордвы-мокши, хантов и, скорее всего, является финно-угорским по происхождению. В более позднее время, когда традиционные рубахи, надетые друг на друга, вышли из моды, их стали широко использовать в святочном ряжении. В прошлом веке праздничным элементом южновепсской женской одежды являлись нижние льняные юбки, украшенные вышивкой (poutnasine jupk). Они шились из пяти полотен белого холста на вздержке. Юбки носились под шелковым сарафаном поверх вышитых рубах. При этом рубахи украшались по подолу геометрическим орнаментом, а юбки - растительными, анималистическими и антропоморфными узорами. Душегрейка - еще один элемент сарафанного комплекса, представляющий собой нагрудную одежду типа жилета, надеваемую поверх рубахи и сарафана. В более холодное время душегрейка заменялась шугаем - родом кофты из тонкого сукна, отрезной по талии, со сборками сзади. По середине переда шугай застегивался на металлические пуговицы. Борт верхней полы его украшался мишурным позументом серебристого цвета. Поверх сарафана на талии повязывался передник (fartug). Расцветка передника зависела от возраста женщины. Передники молодух, как правило, были красного цвета, у пожилых женщин - черного. Красный передник нередко служил для смежно живущего с вепсами русского населения своеобразным указателем национальной принадлежности их носителя.
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Сарафаны
Рубрики
Наиболее старинный сарафан «уммикко» (ummikko) сохранился только в Кингисеппском и Котельском районах. По своему покрою он относится к типу косоклинных сарафанов. Лямки уммикко целиком выкраиваются из переднего и заднего полотнища. Спереди делается небольшой разрез, по бокам которого нашиваются узкие полоски вышитого красной бумагой холста. Пуговицы и украшения отсутствуют. Разрез на груди завязывается при помощи двух льняных шнурков. Материал, из которого шились уммикко, был домотканый, так называемый рядной холст, белого цвета, чем и объясняется второе название, присвоенное для уммикко, — «беляки». Уммикко, прежде всего, являлся свадебной одеждой невесты; кроме того, служил праздничной одеждой замужних женщин и, наконец, погребальной одеждой для старух. В других обследованных нами районах уммикко совершенно неизвестен. Другой сарафан, бытующий у ижор и води уже на протяжении последних 50—60 лет, имеет два названия: «синяк» и «красик». Это — типичный косоклинный сарафан, встречаемый у великорусов нашего Севера. Кроить его умеют только немногие старухи. Шьется он из домашнего холста, окрашенного в синий цвет, или из китайки. Носится синяк как в будние, так и в праздничные дни. Будничный сарафан не имеет никаких украшений, за исключением ряда белых фарфоровых пуговиц, нашиваемых спереди вдоль сарафана и указывающих на существование прежде сарафана распашного типа. На подол нашивается в несколько рядов цветная тесьма, шириною в 1 см красного, синего или зеленого цветов. Напротив, праздничный сарафан украшается очень богато: лямки обшиваются тесьмой по верхнему краю и спереди, под пуговицами нашивается покупная тканая или шелковая широкая лента, а на подол – тесьма. Пуговицы спереди нашиваются более крупные. Иногда встречаются небольшие шаровидные металлические пуговицы с ажурным узором. Синяк составлял когда-то одежду девиц, но затем постепенно заменился новою одеждою и, в конце концов, перешел к старухам, этот сарафан в большом распространении у ижор и води Кингисеппского района. В Сойкинском и Котельском районах он встречается только как будничная одежда. Новой модной одеждой, сменившей синяк, явился прямой сарафан. Он шьется не из домашнего холста, а из ситца, коленкора или других бумажных тканей; в праздники надевается шелковый или шерстяной сарафан. Делается он из четырех и более полотнищ. Спереди на груди он собирается в сборку, сзади же закладывается в мелкую складочку; узкие пришивные лямки делаются из той же материи, что и сарафан. В настоящее время во всех районах, за исключением Ораниенбаумского, — прямой сарафан в большом употреблении только у замужних женщин; девицы его не носят. В прежнее время этот сарафан, наряду с замужними женщинами, носили и девицы. Прыткова, Н. Ф. Одежда ижор и води. Из материалов Северо-западной экспедиции 1926–28 годов // Западнофинский сборник / под ред. В. Бартольда. – Л.: Изд-во АН СССР, 1930. – 340 с., 6 л.ил., 5 л.к. – (Тр. / Комис. по изуч. племен. состава населения СССР и сопред. стран ; Т.16). – С. 306-340.
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Свадебная обрядность (ингерманландские финны)
Рубрики
В свадебном обряде ингерманландских финнов выделяется три последовательных этапа: довенчальный (включал в себя сватовство, сговор, различные обрядовые действия на территории невесты), собственно свадьба (состояла из венчания, свадебного пира и брачной ночи жениха и невесты) и послесвадебный (охватывал второй день свадебного пира и обряды, направленные на приобщение молодой к семье и дому мужа). В случае согласия на брак невеста принимала деньги, которые ей привозил жених. Обычной практикой было смотрение дома и хозяйства жениха и невесты. Кроме того, состоятельность жениха финны проверяли следующим образом: в назначенный день вся деревня собиралась в доме невесты, чтобы курить папиросы, купленные женихом, если папирос не хватало, то жених считался несостоятельным. Во время сговора, "запивок" договаривались о дне свадьбы. Отказ от брака был невозможен, он считался большим позором. В доме невесты финны проводили церемонию, называемую tupakat (буквально - "курение", от глагола tupakoida - курить), на которую жених приглашал парней деревни. Сохранились воспоминания об осмотре невестой дома жениха. Есть сведения о традиции двухконечной свадьбы (праздник проходил раздельно в доме жениха и невесты), типичной для восточных районов Финляндии (Карьяла) и Эстонии. На этапе оформления брака у финнов и русских наблюдается ряд различий: во-первых, у финнов в церкви три раза объявляли о венчании; во-вторых, жених-финн со своей родней ехал к невесте, пообедав, в то время как русские жених и невеста до венчания не ели. На свадьбе девушки у русских (д. Малое Заречье) пели величальные песни. Иногда у русских (д. Черное) пожилые женщины исполняли на свадебном пиру старинные свадебные песни. У финнов (д. Вопша) жениха и невесту "хаяли", а не величали, как это делали русские, и пели свадебные частушки. Финны (д. Пулково) праздновали свадьбы в национальной одежде. И русские и финны на второй день свадьбы смотрели характер невесты, испытывали ее. На этом этапе свадьбы молодая начинала приобщаться к семье мужа: у финнов (д. Пулково) невеста одаривала свекра и свекровь; у русских (д. Холоповицы) невеста после свадьбы дарила подарки свекрови, свекру, золовке, деверям. После свадьбы на голову невесте русские надевали повойник, который с того дня ей надо было носить до самой смерти. У финнов (д. Пулково) подружки невесты ("шаферицы") на второй день свадьбы плели молодой "чуб": косу заворачивали вокруг головы и надевали на нее чепец. Свадебная обрядность финнов сложнее свадебной обрядности русских, особенно это прослеживается в довенчальном этапе (о венчании объявлялось три раза, проверка состоятельности жениха с помощью курения папирос и др.), который длился несколько недель. Кроме того, для свадебной обрядности населения Волосовского и Гатчинского районов характерно наличие архаических элементов (сватовство, хождение невесты в баню, проверка "честности" невесты и др.), которые в советское время постепенно исчезают. Красовская Ю.С. Традиционная свадебная обрядность населения Волосовского и Гатчинского районов Ленинградской области в первой половине XX в. (русские и ингерманландские финны) // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - III межведомственная научная конференция аспирантов и студентов - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998.
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Свадебная обрядность (ижора)
Рубрики
Ижорская свадьба, как и у многих народов Восточной Европы, была двухходовой. При этом в свадебном обряде долго сохранялись архаичные элементы символики связанной с ритуальным переходом невесты из рода отца в род жениха. Выбор невесты осуществлялся лишь по желанию жениха. Свадебная обрядность ижоры отличалась сложным сватовством, которое делилось на три этапа: 1) первый приезд свата в дом невесты; 2) получение ответа, когда сват и невеста обменивались залогами; 3) обручение. Обязательным элементом второго и третьего этапов было курение всеми участниками обряда табака. Накануне свадьбы, как невеста, так и жених совершали ритуальное мытьё в бане. Венчание в церкви происходило обычно перед переездом в дом жениха и свадебным пиром. После венчания невеста возвращалась к своему отцу, а жених — в свой дом, где каждый со своими родственниками, дарящими подарки, праздновал свадьбу по отдельности. На следующий день жених с родичами ехал за невестой, а после угощения, пения «отъезжей» песни все ехали в дом жениха. Затем садились за свадебный стол. Невеста за стол не садилась, а стояла и кланялась на обе стороны, приглашая гостей к угощениям. В XIX веке традиция двухходовой свадьбы постепенно исчезла. Теперь после венчания вся процессия отправлялись в дом жениха. Непременным элементом свадебного стола были каравай куппелилейбя (в ходе свадьбы эти караваи не ели). Наутро невеста одаривала родню жениха, взамен её одаривали деньгами. Обряд раздачи подарков, который в прошлом носил ритуальный характер и определял её право войти в новую родню, сохранялся долго. С течением времени этот обряд был совмещён со сбором подарков и денег для молодых. Некоторые исследователи считают, что после свадьбы молодая жена брила волосы на голове и вновь отращивала косы только после рождения первого ребёнка. Характерной чертой ижорской свадьбы были причитания невесты. Во время варки пива для свадьбы и выпечки свадебного каравая исполнялись ритуальные песни. В доме жениха ритуальные песни исполнялись при его мытье в бане в канун свадьбы и при обувании перед отправлением за невестой. В ходе свадебного пира пели особые песни, поучающие молодых, как вести себя в семейной жизни. Библиография: 1. Историко-культурный атлас Республики Коми. - М., 1997. 2. Свадебная обрядность ижор // http://www.finnougoria.ru/community/folk/5/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=343&ELEMENT_ID=2201
Тематические группировки
подробнее…
Свадебные обряды (ижора)
Рубрики
У ижор выбор невесты осуществлялся лишь по желанию жениха. Традиционный ижорский свадебный обряд начинался трехэтапным сватовством, которое порой называлось «тупакат» (от слова «табак»). Сначала родители выбирали свата «кессилюка», который отправлялся в дом невесты и объявлял причину своего приезда и, не дожидаясь ответа, уезжал, чтобы приехать снова через неделю. Затем, в случае согласия девушки, сват, уже называемый «киглама», дарил ей от жениха 20 копеек, а невеста ему – платок; после курения табака и распития вина договаривались о дне обручения. И, наконец, обычно через неделю, сват с женихом и дружкой приезжали к невесте; жених вручал ей деньги и обручальное кольцо, невеста дарила ему вышитый платок, а ее мать приказывала ко дню свадьбы прислать головной белый платок, пояс с оловянными бляшками, нож с ножнами и несколько пар кожаных башмаков. Часто на обручение приглашались многочисленные гости, все пили пиво и курили табак. Перед свадьбой жених и невеста обязательно мылись в банях. Ижорская свадьба, как и у многих народов Восточной Европы, была двухходовой (в XIX веке молодые после венчания сразу ехали в дом жениха, где устраивали общий пир, т. е. свадьба стала одноходовой) – после венчания невеста возвращалась к своему отцу, а жених – в свой дом, где каждый со своими родственниками, дарящими подарки, праздновал свадьбу по отдельности. На следующий день жених с родичами ехал за невестой, а после угощения, пения «отъезжей» песни и благодарения матери за хорошее воспитание дочери все ехали в дом жениха. На пороге свекровь встречала молодых с кружкой пива, из которой все по очереди отпивали. Затем садились за свадебный стол. Правда, есть данные о том, что раньше ижорская невеста за стол не садилась, а стояла и кланялась на обе стороны, приглашая гостей есть и пить. Вечером молодых под пение песен отводили в хлев, где они должны были спать «всю зиму». Наутро их поднимали с песнями, вели в избу, где молодая одаривала новых родственников подарками «лахьят» (рубахами, кофтами, поясами, платками и т. д.), а те давали ей деньги. Гости благодарили хозяев: «У сватов было всего добыто, всего нанесено. Добыты зайцы с рогами, принесены тетерки с ушами...». Некоторые исследователи считают, что после свадьбы молодая жена брила волосы на голове и отращивала вновь косы только после рождения первого ребенка. Фольклорное сопровождение свадьбы было очень разнообразным. Песни и причитания сопровождали все этапы свадебного обряда: пела невеста, ее близкие, родственники жениха и гости, пели весело и печально, сопереживая и радуясь. Данных о каких-либо особых обрядах, связанных с рождением ребенка, не сохранилось. Так же как у води, финнов и многих других народов, роженицу приходили поздравлять замужние женщины, приносившие с собой угощение и деньги. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. С. 89–109.
Тематические группировки
подробнее…
Свадьба (вепсы)
Рубрики
Свадьбы у вепсов проводились преимущественно зимой – с Крещения (6 января) до Масленицы, то есть в межговенье, как и у соседних народов – русских и карел. Играли свадьбы и осенью, когда заканчивались сельскохозяйственные работы, реже – летом. В целом о вепсской свадьбе можно сказать то, что нет какого-то единого свадебного обряда для всех диалектных групп вепсов. Существует множество местных традиций проведения того или иного этапа свадьбы. Тем не менее, выделяется общая схема вепсской свадьбы, которая делится традиционно на три части: предсвадебные обряды - сватовство, «порученье» (рукобитье), «гуляние» жениха и невесты с холостой молодежью, посещение невестой родительской могилы, девичья баня; собственно свадьба – празднование в доме невесты и расставание с девичьей «волей», празднование в доме жениха, послесвадебные обряды, предназначенные для приобщения молодой к семье мужа, гощение молодых у родителей невесты. Вепсская свадебная обрядность испытала сильное влияние великорусских свадебных обычаев. В то же время, у вепсов сохранилось и много своеобразных черт в свадьбе. Некоторые свадебные обычаи являются общими для вепсов и карел, а также и для других прибалтийско-финских народов.
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Свадьба (водь)
Рубрики
Отец невесты сажает за стол свата и свою родню. Сват сидит при этом в Божьем углу за столом, жених напротив, рядом с дверью. Невеста сидит в другой комнате с девушками. Сват наливает вина, дает отцу невесты со словами: «Выпей, теперь будем нового рода». Отец девушки берёт левой рукой из руки свата стакан с вином. Возьмёт в правую руку из левой руки и повернётся в сторону Божьего угла, перекрестится и скажет: "Ну, теперь да поможет Бог, дай Бог счастья и умения друг друга слышать и любить. Потом называет свата "родственником", а жениха "зятем": "Здорово пить, родственник и зять". Потом сват нальёт матери. Мать уже плачет и такие же самые слова говорит: "Дайте, Боже, здоровья, счастья, да доли друг друга любить и слушать, старшим быть хорошими, слушать и любить старших". Потом тоже крестится и пьёт стакан вина. Сват дает жениху стакан вина. Жених возьмёт в руку, пьёт и идёт прочь; домой, если дом близко, а если далеко, то здесь в коридоре или в другой комнате сидит. Как жених возьмёт стакан в руки, тогда девушки возьмут печные заслонки в руки, идут к жениху, бьют по заслонкам палками и начинают петь. Выходят на улицу, стучат палками по заслонкам, поют песни и идут по деревне. В деревне все спят, а как услышат, некоторые придут смотреть и вином угощаться. Сват раздаёт вино родственникам невесты, потом деревенским мужикам и все желающим. Девушки возвращаются. Спросят у свата: "А нам бутыль вина!" Сват даст им бутыль вина. Девушки возьмут вдвоём и отнесут в другую комнату, дадут невесте в руки. Молодая возьмёт рюмку и станет раздавать девушкам, первую рюмку пьет сама. Если девушка не хочет взять вина, тогда невеста говорит: "Возьми, возьми! Или не хочешь шить прийти, как не возьмёшь вина". Тогда девушка немного попробует. Родственники девушки договариваются о свадьбе со сватом и женихом, просят Бога помочь согласием и обычаем. Девушки несут пустую бутыль, завязанную поясом за горлышко, и дают вдвоем свату через стол, говоря: "Вперёд не забывайте нас!" Сват спросит у девушек: " Что за причина есть вам второй раз прийти"? Девушки: "Когда второй раз к нам придёте, тогда будете большего рода, теперь принесите большую бутыль вина, хороший большой пирог, как стол, потом принесите фунт мыла, два фунта печенья, большой пряник, как дверь, носок и кольца, каждой девушке кольцо". Придя к невесте, говорят: "Теперь всё сосчитали, что надо" Потом они на Табакад придут. Затем гонят свата из комнаты: "Идите прочь! Идите прочь! Невеста хочет плакать в голос, да вас стесняется". Сваты говорят: "Идём, идём. Слава Богу, наконец, достали невесту, теперь мы пойдём с хорошим настроением прочь". Кто любит шутить – идет на чердак, возьмёт лошадиный хомут в руки, и когда сват будет уходить, бросит хомут ему на шею. Сват ржёт в хорошем настроении, как лошадь, бежит по коридору на улицу, бросит хомут на землю на улице, идёт домой и сам себе приговаривает: "Слава Богу, наконец, достали, что надо, мы другого и не хотим". Невеста плачет, идёт из комнаты в комнату, плачет в голос тихонько. Сначала ищет отца, плача, среди народа; идёт и всё смотрит, где отец. Когда находит, то садится рядом с отцом, начинает причитать. Отец говорит: "Не плачь, не плачь, моя дочь, что сделаешь, раз надо идти расставаться друг с другом. После девушка ищет мать, плачет матери: "Матушка, белая моя, светлая". Мать плачет дочери голосом в ответ. Потом идёт к старшему брату, плачет для него. Если брат женат, плачет и жене брата, потом плачет сестре, крёстной матери, крёстному отцу, дяде и тёте и всем родственникам, потом плачет всему деревенскому народу. Идёт во двор под окно, стоит и кланяется, - большей частью в сторону церкви. На улице плачет деревенской улице, всему миру плачет. 1. Конькова О.И. Водь //Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В.Чистов. – СПб.: Лениздат, 1992. – С. 85-86. 2. Сайт vod.org.ua/index.php?t=47
Тематические группировки
подробнее…
Свадьба (ижора)
Рубрики
После введения регистрации молодых в сельсовете отношение к традиционной свадьбе не изменилось. Как и венчание в церкви, она происходила обычно через 2 недели после регистрации. Только тогда молодые начинали жить вместе. В день свадьбы в доме невесты родные жениха платили выкуп за невесту, а его друзья должны были снять висевшую под потолком украшенную елочку, которую увозили в дом жениха. Перед отъездом молодых угощали яйцами и молоком для обеспечения потомства. После венчания свадебный поезд отправлялся в дом жениха, где родственники с обеих сторон отмечали свадьбу вместе. Трипольская, А. А. (СПбГУ) Особенности обрядности жизненного цикла ижорского населения Сойкинского полуострова // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 2000 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях). IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.
Тематические группировки
подробнее…
Свадьба (ингерманландские финны)
Рубрики
Свадьба была главным, самым большим праздником в жизни финнов-ингерманландцев. Событием, которое касалось всех. Это ритуал, в котором, пению отводилась главная роль. Уже в XVIII веке на культуру финнов стала оказывать влияние культура окружающего русского населения. Но еще в конце XVIII века исследователи описывали своеобразные обычаи при свадебном обряде. При сватании все (и женщины) курят табак, набивая трубки. Табак привозит сват. А сватанье называется «тчеппа», т.е. «быть с табаком». «Табашниками» назывались поезжане – мужчины на свадьбе, а женщины «кааст» - провожатые. Как у русских, бывали накануне свадьбы бани. Существовал и еще интересный обычай – в чулок «левый» и жениху и невесте, собирая их в кирху, кладут серебряную монету, а в пазухи привязывают девять хлебных зерен из-под жернова. Библиография: 1. http:/www.edu.sbor.net/sbor2005/r3/razd3.html 2. http://vottovaara.ru/karelia/etnos/material.html 3. http:/www/finnougoria.ru/community/folk/section.php?SECTION_ 4. Народы мира : ист.–этногр. справочник / гл. ред. Ю.В. Бромлей. – М.: «Сов. энциклопедия», 1998. – С. 481-482. 5. Прибалтийско–финские народы России / отв. ред. Е.И. Клементьев, Н.В. Шлыгина; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. – М.: Наука, 2003. – 671 с. : ил. – (Народы и культуры). –Из содерж.: Российские финны. Гл.1. Финны-ингерманландцы. Хозяйственные занятия и материальная культура: с. 501-502; 508-513. 6. Сарессало Л. Ингерманландия : рассказ о народах и культуре Ингерманландии / 66 изд. музеев г. Тампере. – Тампере ; СПб., 2003. – С. 24.
Тематические группировки
подробнее…
Сватовство (вепсы)
Рубрики
С Крещения начинали засылать сватов. К этому времени, если в семье принималось решение женить сына, было необходимо выбрать невесту. Немалую роль в этом выборе играли экономические соображения, поэтому девушку чаще всего намечали родители или общий семейный совет с учетом мнения жениха. В редких случаях парень уводил девушку с ее согласия без разрешения родителей, чтобы избежать расходов на свадьбу. Но, как правило, практиковалась свадьба сватовством. Когда решение о женитьбе было принято и намечена невеста, выбирали свата – чаще крестного или старшего дядю жениха. Сват должен был иметь опыт в таких делах, быть бойким на язык и обходительным. В свиту сватов входили также жених, его отец или кто-либо из родственников-мужчин. Сватали обычно в праздничные или воскресные дни, поздно вечером или даже ночью. Чтобы не получить отказа, сват перед выходом прятал за пазуху женский повойник. Войдя в дом невесты, сваты дотрагивались до печи руками, чтобы сватовство было удачным. С той же целью они садились на лавку под матицу. Хозяева накрывали стол, угощали гостей чаем. Девушка в это время уходила в другую половину дома и надевала нарядную одежду. Сваты вели переговоры с отцом, матерью, братьями девушки, спрашивая согласия каждого из них. В это время родители посылали за родственниками, жившими по соседству, чтобы вместе «думать», то есть, решить, выдавать или не выдавать дочь замуж; в этом непременно должны были участвовать и ее крестные родители. Если приходили к согласию, крестная мать выводила девушку к столу. Невеста кланялась и начинала обносить гостей чаем. Это было своего рода испытание, так как сваты следили, насколько умело она это делает. На сватовстве решались вопросы о приданом и обо всем, что связано с организацией предстоящей свадьбы. В прошлом веке у вепсов существовал обычай выкупа невесты, который назывался «verehiine velg» («кровавый долг») – плата «за выдачу из семьи одной из кровных ей женщин», которая передавалась отцу невесты и шла потом в пользу молодых. После сватовства родители невесты ездили смотреть дом и хозяйство жениха.
Тематические группировки
подробнее…
Сватовство (водь)
Рубрики
Для води была характерна полная свобода сговора девушки и парня, родителям объявляли о свадьбе только после взаимного соглашения. Девушки с парнями ходят спать в сарай. Спали парами и спали артелью. Затем парень спрашивает у девушки, согласна ли она выйти за него замуж, заручается её согласием и предупреждает о приходе сватов. Утром они идут из сарая каждый в свой дом. Парень объявляет родителям о своем желании жениться. Девушка дома ничего не говорит о предстоящем сватовстве, а парень, придя домой, сообщает о своем намерении жениться отцу или матери и слушает, что скажут отец с матерью. Мать, если согласна на женитьбу сына, интересуется именем невесты. Выяснив, кого сын хочет взять в жены, определяют дату свадьбы. Затем сын говорит о женитьбе отцу, тот отвечает: «Если хочешь, тогда женись. Однажды надо сделать такой шаг. Иди, спроси у дяди или крестного, который из них хочет идти сватать. Пускай идет с Богом!» Парень просит дядю или крестного сходить за молодкой. Парень с просьбой о сватовстве обращается поочередно к дяде и крестному. Тему, кто согласен или может идти свататься, сообщает имя невесты и день свадьбы и уходит домой. Дядя или крестный идут сватать невесту. Придя в дом отца невесты, сват здоровается, задевает ногой ухватки и вытаскивает их на пол, садится на скамью. Отец невесты интересуется причиной прихода. Сват на это отвечает заковыристыми словами: «У вас есть яблоня на продажу. Мы хотим купить и посадить в своем саду». Отец невесты понимает, что пришли сватать его дочь и отвечает: «Я не хочу отдавать её замуж перед летом, у меня не хватает рабочих рук». Тогда крестный спрашивает девушку: «Как ты теперь думаешь? Будешь выходить замуж?». Та отвечает: «Один раз выходить замуж нужно», тогда крестный спрашивает, можно ли придти завтра еще раз, девушка отвечает согласием. Крестный идет к парню, говорит, что завтра звали обратно. Парень вместе с крестным идет свататься еще раз. Отец девушки сердится и начинает ругаться, что вчера отказал, потому что некому летом работу делать. Крестный просит позвать девушку. Отец зовет дочь и спрашивает у нее, хочет ли она идти замуж. Та опять отвечает: «Один раз надо идти замуж». Отец отвечает: «Ну, пойдешь, так иди. Силком мне тебя не удержать». Крестный отвечает: «Теперь принесут вина, покрестятся богу и дадут платок». Невеста дает платок. Крестный идет за вином. Девушка идет звать своих родственников и некоторых соседей: «Приходите вина пить, я стану давать платок». Когда её спрашивают, идет ли она замуж, она опять отвечает: «Ведь раз надо идти». Приглашенные благодарят за приглашение и выражают желание увидеть жениха. Девушка отвечает: «Приходите! Приходите!». Пришли все родственники. Невеста идет, берет из кирсту платок, дает отцу или матери в руки. Крестятся Богу, отдают платок жениху, тот дает матери рубль. Жених платком вытирает матери невесты рот, затем свой, они целуются. 1. Конькова О.И. Водь //Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В.Чистов. – СПб.: Лениздат, 1992. – С. 85-86. 2. Сайт vod.org.ua/index.php?t=47
Тематические группировки
подробнее…
Сватовство (водь)
Рубрики
В качестве сватов, как правило, выступали крестные родители жениха. Лишь в одном случае информант (д. Краколье) указал на то, что родственников сватами не засылали. Вместе со сватами могла приходить и сватья - "профессиональная" бабка, умеющая хорошо говорить и представить жениха с лучшей стороны. Зафиксирован факт, что период между сватовством и свадьбой мог достигать 2-3 лет. В это время парень и девушка, считающиеся женихом и невестой, могли спать вместе на сеновале или в сарае (д. Лужицы). В случае принятия предложения жених угощал родных и соседей невесты табаком и водкой (парней) и конфетами (девушек). Девушкам также могли дарить бутылку водки, после чего они гуляли, пели песни, били в барабан, оповещая население деревни о том, что их подружка стала невестой. В день сватовства девушку заставляли делать что-либо по хозяйству, а парня колоть дрова, чтобы убедиться в их сноровке. Накануне свадьбы невеста с подружками приезжала в дом жениха "устилать постель", собираемую из постельных принадлежностей, отданных в приданое (остальное приданое: мебель, одежду, иногда - скотину перевозили крестные после свадьбы). Иногда под перину на половину жениха подкладывали дрова. После начиналось прощание с невестой: подружки мыли ее в бане, пели "прощальные" песни, расплетали косу. Женщины со всей деревни приносили к столу различные домашние продукты и кушанья, за что получали для гуляния бочку пива. Библиография: Трипольская, А. А. Традиционная свадебная обрядность ижоры и води (Усть-Лужская волость Кингисеппского района Ленинградской области) // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. История инкери // http://vpoluyahtov.narod.ru/Vod/vod.htm
Тематические группировки
подробнее…
Сватовство (ижора)
Рубрики
В качестве сватов обычно засылали родных жениха или его крестных. Зачастую вместе со сватами приходил и сам жених. Сваты приходили, как правило, вечером после окончания работ и приносили с собой табак, выпивку и закуску. Невеста присутствовала при сватовстве. После получения согласия невесты обсуждали состав приданого, материальные возможности жениха и дату свадьбы, которую назначали обычно через две-три недели. В случае отказа сваты, уходя, закрывали дверь левой ногой, что должно было отвадить других женихов от этого дома. Родители же невесты для противодействия засыпали следы сватов золой. Трипольская, А. А. (СПбГУ) Особенности обрядности жизненного цикла ижорского населения Сойкинского полуострова // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 2000 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях). IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.
Тематические группировки
подробнее…
Сватовство (карелы)
Рубрики
Сватовство сопровождается многочисленными обрядами. Когда сделан выбор невесты, собираются родственники жениха: брат, замужняя сестра, крестный отец, крестная мать и кто-нибудь из богатых родственников; кроме того приглашается сват-колдун, если родственники не знатоки этого дела. Затем жених с родственниками и с отцом направляется сватать. Перед отправлением жених кланяется в ноги отцу и матери, прося благословения. Если жених не из той деревни, где живет невеста, то прямо в дом невесты не идут, а прежде останавливаются у соседа, закусывают и, говоря о цели приезда, спрашивают, не знают ли невест, а между тем распрашивают о той девушке, свататься к которой они намерены. После чая идут в дом невесты. Подходя к дому невесты, патьвашка стреляет в воздух, объявляя этим самым о прибытии сватов. Выстрел повторяется и при уходе. Входят в дом и останавливаются под жердью, идущей от печки к боковой стене, находящейся перед дверями. Начинается обычный разговор между сторонами жениха и невесты, причем со стороны жениха разговор ведет патьвашка-сват и шуаяниайни-сваха, а со стороны невесты отец или мать. Родители жениха говорят о достоинствах его и об его богатстве; родители невесты ссылаются на молодость ея и говорят, что от нее будет зависеть, выйти замуж или нет. Потом сваха уводит невесту на улицу или в другую комнату, где уговаривает ее дать согласие. Невеста дает утвердительный или отрицательный ответ или же отговаривается тем, что она предварительно должна посоветоваться с родственниками. В том случае, если мнение невесты и ее родителей склоняется в пользу брака, созывается семейный совет со всеми родственниками. Если же брак нежелателен, то на совет приглашают лишь ближайших родственников. На семейном совете высказываются за и против, разбирают, что называется, по косточкам жениха: его достоинства, недостатки, имущественное положение и т. д. Спрашивают мнение невесты, а в некоторых случаях приглашают и жениха, спрашивая у него, по собственному ли желанию он женится или по приказаниям других. Во время семейного совета зажигается свечка перед образами. В случае отказа (aparat) невеста гасит свечку, а в случае согласия свечка продолжает гореть. По окончании семейного совета, при согласии невесты, она с женихом идет на улицу, где они разговаривают и обмениваются скрытыми залогами. Жених дает кольцо, а невеста шелковый платок или платье. Затем невеста кланяется в ноги своим родителям, братьям, сестрам и родственникам, говоря при этом отцу, что раз сумел он выкормить, так пусть сумеет и отдать. Этот обряд имеет место и в случае отказа, с той лишь разницей, что невеста говорит: "умел кормить до сих пор, корми и дальше". Отказ невесты нередкое явление, хотя невеста заранее и дает согласие жениху. Библиография Карельский сборник / Академия Наук СССР. – Л.: изд-во Академии наук ССР, 1929. – 106 с. Стр. 36-64.
Тематические группировки
подробнее…
Сельское хозяйство (ингерманландские финны)
Рубрики
Скудные земли Ингерманландии не благоприятствовали сельскому хозяйству и земледелие здесь не в состоянии было полностью обеспечить зерном даже собственные потребности. Из зерновых сеяли в основном рожь, яровой ячмень и овес, из технических культур – лен и коноплю, которая шла на домашние нужды (изготовление сетей, мешков, веревок), основными овощными культурами была капуста и картофель. Хлеб приходилось завозить сюда из более южных краев.
Тематические группировки
подробнее…
Семейные обряды
Рубрики
Грамоты архиепископов Великого Новгорода и Пскова Макарья (1534) и Феодосия (1548) дают возможность предположить существование у ижоры еще в XVI веке пережитков ранних форм брака, когда наряду с первой («предней») женой муж мог иметь других жен, а женщины тоже могли жить «с иными людьми законопреступно». Такие брачные формы вскоре были изжиты. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. С. 89–109.
Тематические группировки
подробнее…
Сени
Рубрики
Связующим звеном между хозяйственной и жилой частью традиционного карельского дома являются сени, которые занимают его среднюю часть. Из сеней крестьянин попадал в избу с горницей, на чердак, в кладовку. В сенях в летнее время стояли кровати под пологом, кадки с чистой водой. Если жилые помещения расположены в двух этажах, то и сени делались двухъярусными. Иногда к сеням пристраивается крыльцо. Хотя, чаще всего вход в жилище карел прямо с улицы, без крыльца. Обычно это бывает в домах с высоким подклетом или в двухэтажных. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 86-119.
Тематические группировки
подробнее…
Смертная одежда (вепсы)
Рубрики
Смертная одежда сходна во всех группах вепсов. В настоящее время покойника обряжают в самую нарядную и нередко новую одежду, которую обычно пожилые готовят себе заранее. В прошлом это обязательно хотя бы раз стиранная домотканая белая или светлая одежда: у женщин – рубаха, юбка (вместо юбки у южных и части средних вепсов – вологодских – сарафан), передник, повойник; у мужчин холщовые брюки, рубаха, балахон с поясом. На ноги надевали лапти или кожаные сапоги, сшитые дратвой или подбитые деревянными гвоздями и не мазанные дегтем. У северных вепсов для покойников шили и специальные остроконечные полотняные сапоги. Сохранились воспоминания, что раньше поверх одежды надевали кукель. У вепсов, так же как и у карел, кукель бытовал в форме длинной холщовой накидки с капюшоном, закрывавшей покойного снизу и с боков. Смертной одеждой женщин было все «старинное», но на ней не должно быть вышивки, иначе «там держат покойника под дождем, пока одежда не вылиняет», или «под палящими лучами солнца, пока не выгорит». Особо оговаривали, что «нельзя ничего класть красного». Если же одежда не была приготовлена заранее, то ее шили наметкой, швом «от себя». На умерших обязательно должен быть пояс. Молодых, не состоявших в браке юношей и девушек хоронили в свадебной одежде. «Обряженного» покойника укладывали в переднем углу, на боковой лавке, головой к иконам. При этом подчеркивалось, что он должен лежать вдоль половиц. Пространство у боковой стены дома принадлежит покойнику: здесь на лавке его укладывают, на боковой стене у изголовья вывешивают полотенце, на окне ставят стакан с водой, стелют «постель» покойному до сорочин и т. п. И отмечают, что лавка вдоль лицевой, фасадной стены предназначена для «свадебщиков». В последнее время в некоторых местах появилась традиция располагать скамейку с умершим по диагонали от угла, что объясняют удобством «общения» с покойным. Если у покойного не было креста, то ему его надевали. К сложенным рукам (правая рука должна закрывать левую) приставляли небольшую иконку.
Тематические группировки
подробнее…
Смотрины
Рубрики
Свадебный поезд состоит из тех же лиц, что и при сватовстве. Являются они в дом невесты летом на лодке, а зимой на лошади. Заходя в дом, они справляются о рукавицах и, получив утвердительный ответ, садятся, как и при сватовстве, в большой (красный) угол. Затем после разговоров начинаются смотрины — самый торжественный момент свадьбы. Тут производятся публичные смотрины невесты. Невеста одевается в лучшее платье. Состоит этот обряд в том, что невеста с крестной матерью и сестрой находятся в женском углу, отделенном занавеской от другой половины избы. У занавески стоит повивальная бабка невесты и подруги. Бабка и девушки требуют денег от входящих туда жениха и патьвашки. Последний дает 1—3 копейки девушкам и 10 копеек бабке. Занавеска открывается, и они входят. Крестная мать и сестра держат невесту за косу и также требуют белую (серебряную) монету. Крестной матери дается гривенник. Жених и невеста встают друг против друга, обмениваются подарками: жених дает сарафан, а невеста рубашку. Во время обряда приготовляется кушанье, накрываются столы и садятся кушать. Затем собирается опять семейный совет, на котором окончательно решается вопрос о выдаче девушки замуж. Библиография Карельский сборник / Академия Наук СССР. – Л.: изд-во Академии наук ССР, 1929. – 106 с. Стр. 36-64.
Тематические группировки
подробнее…
Сооружение кургана
Рубрики
При сооружении кургана сначала сжигали кустарник и траву, разравнивали площадку, затем готовили очаг-костер. Останки умерших – сожженные и несожженные – укладывались по разные стороны от очага: женские – в западной части кургана, мужские – в восточной. Иногда до захоронения возводилась небольшая насыпь до 20–50 см высотой, на которой производили захоронение. На прогоревший костер (очаг) ставили кухонный инвентарь: железный (или бронзовый) котел с цепью для подвешивания, сковороду, сковородник, лопатку, горшки. Но полный набор перечисленных вещей редок в кургане, чаще присутствовал один или несколько предметов. После завершения ритуала курган насыпался до нужной высоты.
Тематические группировки
подробнее…
Сотворение мира. Мировое яйцо
Рубрики
Исследователи отмечают большое количество произведений эпической поэзии. Древние мифологические сюжеты сохранились в рунах ижоры. Наибольшую известность получили руны о Куллерво. В ижорской руне мир из яйца творит ласточка - «птица воздуха». Она находит кочку посреди вод, отливает гнездо из меди и кладёт туда золотое яйцо. Тут налетает большая туча и скатывает гнездо в воду. Тогда ласточка летит к кузнецу и просит сковать ей грабли со стальными зубьями. Этими граблями птичка достаёт лишь половину белка и половину желтка. Разбившаяся скорлупа становится звёздами на небе. Библиография: 1. Историко-культурный атлас Республики Коми. - М., 1997. 2. Мифы и предания // http://www.finnougoria.ru/community/folk/5/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=343&ELEMENT_ID=2203 3. Петрухин В.Я. Мифы финно-угров. - М., 2005.
Тематические группировки
подробнее…
Социальные институты
Рубрики
Сельская община с регулярными переделами земли представляла основной социальный институт ижоры. Основная форма семьи в начале ХХ века - малая семья. Ижоры не сохраняли отцовскую фамилию, а носили фамилию по имени деда. Библиография: 1. Историко-культурный атлас Республики Коми. - М., 1997. 2. Социальный институт Ижоры // http://www.finnougoria.ru/community/folk/5/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=343&ELEMENT_ID=2196
Тематические группировки
подробнее…
Строительство дома
Рубрики
Строительство дома начинали с закладки мощного сруба, в процессе или после подъема которого настилали пол. Пол делали обычно на 8-9-м венце, а иногда и выше. Карельские избы, как и вообще северные хоромы, отличались высокими подклетами. У карел довольно часто встречаются двухэтажные постройки. В плане первый и второй этаж повторяли друг друга. Пол в избе всегда настилали одинарный, чтобы в зимнее время тепло могло проникать в подполье, расположенное под избой, в котором хранили картофель и другие продукты, а в горнице пол делали двойной, так как под ней находился холодный подвал, вход в который иногда делался прямо с улицы. Пол настилали толстыми (8-10 см) гладко выстроганными досками. На том месте, где предполагали поставить печь, вкапывали подпечные столбы. При доведении сруба до нужной высоты настилали потолок. В последний венец врубались два толстых бруса, обтесанных с четырех сторон – матицы, служившие опорой для потолка, который настилали из расколотых пополам бревен. Сверху его утепляли слоем сушеных березовых листьев, отходами от обработки конопли или слоем земли. Обычно потолки настилались строго горизонтально. Но в центральной и северной Карелии в прошлом имели распространение потолки со скатами от средней горизонтальной части. Крыши домов преимущественной двускатные. Односкатные крыши наиболее простые, встречаются теперь только на хозяйственных постройках. Двускатная крыша «на самцах» является наиболее распространенной и типичной для построек карел XIX и начала XX столетия. В пределах Карелии отмечены также построй с трех- и четырехскатными крышами. Трехскатные крыши встречаются в южной Карелии (район Кондопоги). Четырехскатных крыш относительно много на севере Карелии, в районе Кеми и частично Сегежи. На начало XX столетия преобладающим материалом для крыши был тес; дранка имела незначительное распространение. Окна в домах делались небольшие, чаще всего одностворчатые. Для закрепления оконных проемов употребляли шпунты. Чтобы подоконные венцы не гнили, под раму, если окна выходили на север, подкладывали бересту. Постепенно высота и ширина окон в избах увеличивалась. Изба получала лучшую освещенность. По лицевой стороне дома имелось по 3-5 окон (четное число окон по фасаду у карел встречается очень редко). В окна вставлялись одинарные рамы. Вторых рам раньше, по словам информаторов, «не было моды держать даже зимой». Они появились лишь в начале XX века в домах зажиточных карел. Форточек карелы не делали, и в настоящее время они есть не в каждом доме. Дверные проемы заделывались с помощью шпунтов. Входная дверь, ведущая из сеней в избу, делалась очень низкой (120-130 х 100 см), поэтому при входе нужно было нагибаться. Архаичные, приземистые двери старинных изб имели мощные косяки, порог и верхний брус; они сколачивались из необыкновенно широких и толстых досок. Позднее в избах все конструктивные части стали делаться меньше, из тонких, узких досок, но дверь получила большую высоту – выше среднего человеческого роста. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этнографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 86-119.
Тематические группировки
подробнее…
Сундуки
Рубрики
Наиболее старым типом хранилища одежды является круглая, стянутая обручами сосновая кадка на ножках, высотою 67 см. Вся кадка орнаментирована рядами врезанных кружков, диаметром 2см. В такие кадки складывалось прежде приданое невесты. Богатые невесты имели по несколько кадок. Изготовлялись кадки в дер. Валговицы (б. Котельской волости), где население и до сих пор занимается бондарством. Преимуществом кадки-сундука перед громоздким сундуком обычного типа является то, что в случае пожара ее легко может выкатить на улицу один человек. Способ хранения вещей в кадках-сундуках известен и у восточнофинских племен (мари и мордвы). В Белорусии мы находим сходной формы «кубел», в котором наряду с съестными припасами хранится и одежда. Вторым типом сундука, появившимся после кадки и, затем, существовавшем наряду с нею, был «кирсту» (kirstu), деревянный очень глубокий сундук на ножках, прямоугольной формы, с выпуклой крышкой. Филенки сундука окрашивались в разные цвета. Аналогию кирсту мы имеем в типе эстонского сундука, носящем сходное название «кирст» (kirst) и вполне совпадающим с ним по форме. Третьим типом сундука, считавшимся наиболее богатым, является деревянный сундук, окованный железом. Местом хранения сундуков служат обычно сени или амбары. Прыткова, Н. Ф. Одежда ижор и води. Из материалов Северо-западной экспедиции 1926–28 годов // Западнофинский сборник / под ред. В. Бартольда. – Л.: Изд-во АН СССР, 1930. – 340 с., 6 л.ил., 5 л.к. – (Тр. / Комис. по изуч. племен. состава населения СССР и сопред. стран ; Т.16). – С. 306-340.
Тематические группировки
  •  
подробнее…
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14