1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Оленеводство
Рубрики
Помимо обычного животноводства, в XIX в. у северных карел существовало и оседлое оленеводство. Оно не имело промыслового значения, и оленей использовали по преимуществу как тягловую силу. Оленей держали у домов, и корм для них заготовляли зимой. В марте, поставив лишь клеймо на ухо, выгоняли на лето в леса, где они паслись без всякого присмотра, поэтому осенью многих оленей недосчитывались: часть их дичала,часть убивали охотники, часть крали крестьяне других деревень. С первым снегом карелы-оленеводы шли ловить своих оленей, пользуясь для этого арканами или особыми загородами. По клеймам устанавливали, чьи это олени и передавали их владельцам. Диких оленей, присоединившихся к стаду, продавали или убивали, а шкуры и мясо делили между собой. Много зла оленеводам приносило оленекрадство силками. Над охотниками-ворами оленеводы сначала чинили свою расправу – били, и только потом передавали властям для судебного разбирательства. Оленеводство северных карел, по всей вероятности, лопарского типа. Они практиковали выпас оленей без пастуха, как и лопари, тогда как у коми-зырян , коми-ижемцев и ненцев оленей всегда пас пастух с собакой. Не исключена возможность, что приобщение карел к оленеводству происходило не только тогда, когда они жили на крайнем севере теперешней Карелии, а значительно раньше. Езда на оленях известна уже героям рун «Калевалы». В карельских сказках часто упоминается олень. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 30-35.
Тематические группировки
подробнее…
Олонецкая губерния
Рубрики
ОЛОНЕЦКАЯ ГУБЕРНИЯ, адм.-терр. единица на сев.-зап. России в кон. XVIII – нач. XX вв. В 1773 была создана Олонецкая провинция (область), центром к-рой становится г. Олонец. В 1776 провинция приписывается к вновь созданному Новгородскому наместничеству. В 1782 центр провинции переносится в г. Петрозаводск. В 1784 образовано Олонецкое наместничество на правах губернии. Первоначально оно состояло из шести уездов: Петрозаводского, Олонецкого, Каргопольского, Вытегорского, Повенецкого и Кемского. В 1785 образовалось еще два у.: Лодейнопольский и Пудожский. В 1796 Олонецкое наместничество ликвидировано, а его терр. разделена между Архангельской и Новгородской губ. В 1801 организована О. г. с семью уездами: Петрозаводским, Олонецким, Повенецким, Пудожским, Вытегорским, Каргопольским и Лодейнопольским. На западе губерния граничила с Вел. княжеством Финляндским, на севере и востоке – с Архангельской губ., на юго-востоке – с Вологодской, на юге – с Новгородской, на юго-западе – с С.-Петерб. губ. Ее терр. составляла ок. 127,8 тыс. кв. км, население (по данным переписи 1897) – 364 тыс. чел. В 1920 из О. г. были выделены терр. с карельским населением, на к-рых была создана Карельская трудовая коммуна (в 1923 преобразована в Карельскую АССР). В кон. 1922 О. г. упразднена, часть ее вошла в состав Петроградской (Ленинградской) губ. В XIX – нач. ХХ вв. на терр. совр. Лен. обл. находились земли Лодейнопольского, Олонецкого и Петрозаводского уездов О. г. Лит.: Памятные книжки Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1857–1915; Обзор Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1874–1914; Петров К.М. Краткое описание Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1881. С.Б. Егоров
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Олонецкий национальный музей карелов-ливвиков им. Н. Г. Прилукина
Рубрики
Олонецкий национальный музей карелов-ливвиков открыт как районный краеведческий музей в 1959 году. В 1994 году Олонецкий музей получил статус "национального", а в 1999 году ему присвоено имя основателя и первого директора - Прилукина Н. Г. Сегодня Олонецкий национальный музей является хранителем и собирателем самой большой в Карелии коллекции памятников, характеризующих материальную и духовную культуру карелов-ливвиков и насчитывает более 20 000 единиц хранения. Музей - уникальное учреждение и его миссия не ограничивается сбором, хранением и экспонированием предметов. Адрес музея: 186000, г. Олонец, ул. Урицкого, 9, тел. (8-814-36) 2-13-31, e-mail: olon_mus@onego.ru Библиография: ОЛОНЕЦКИЙ национальный музей карелов-ливвиков им. Н.Г. Прилукина // Официальный информ. портал «Олонец» [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://olonets.onego.ru/index.php?id=68
Тематические группировки
подробнее…
Оплакивание покойника
Рубрики
Вепсы относятся к народам с особенно развитой формой причети. Однако, вепсские причитания, как и в целом фольклор вепсов, изучены пока недостаточно. Хотя первое же их исследование привело к крайне любопытным выводам: вепсская мелострофа (названный так структурно-интонационный феномен, зафиксированный в наиболее выразительной и однозначной форме именно в вепсской причети) не только бытует в фольклоре родственных народов (карел, ижор), но и совпадает по композиции и типу интонирования с напевами заонежских и пудожских былин. В связи с этим было высказано предположение об усвоении русскими сказителями вепсской мелострофы из песенной культуры западнофинских народов (вепсов, карел). Уложив покойника, начинали его оплакивать. Причитывали в основном близкие родственницы. Имеются единичные свидетельства о том, что оплакивали и мужчины. Особенно полагалось плакать дочери по умершей матери – «путь легче». Оплакивать маленьких детей не было принято – «их там задразнят». До погребения все односельчане и родственники из других деревень приходили проститься с покойным. Запрещалось посещать покойников только беременным женщинам, иначе лицо (или губы) у родившегося ребенка будут «бледными, синими или желтыми». В случае, если покойник был близким родственником и на похороны идти нужно было непременно, беременная женщина прятала за пазуху красную тряпку или деревянную ложку, которые якобы предохраняли плод от нежелательных последствий. Есть даже поговорка: «на похороны идут за сто верст, на сорочины - кого позовут». Вновь пришедшие причитывали, обращаясь к покойнику с плачем, содержание которого чаще всего сводилось к сожалению, что умерший уже больше никогда его не встретит. Этикет требовал, чтобы навещающие сперва здоровались с покойником, а затем с остальными. Кроме словесного приветствия принято было махнуть платочком над умершим и поклониться ему. Пришедшие навестить покойника поминали его «белым» киселем (овсяным или из ржаных высевок) из общей чашки. Покойника старались не оставлять одного даже ночью. В темное время суток в комнате умершего обязательно должен был гореть свет.
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Орнамент (карелы)
Рубрики
Орнамент складывается из геометрических фигур (ромбы, кресты с загнутыми концами, S-образные фигуры, четырёх – восьмиконечные звезды, прямые и косые кресты), изображений растительного и животного мира, стилизованных человеческих фигур. В орнаменте либо выделяются геометрические и сюжетные узоры, либо смешанные, сочетающие в себе разные мотивы. Наиболее древней и яркой группой являются геометрические мотивы орнамента. Особо следует отметить орнаментальную композицию с женской фигурой. Узоры с антроморфными (женскими) изображениями обычно представлены в традиционной трёхчастной схеме: в центре помещается женская фигура с ромбовидной головой, опущенными вниз или воздетыми руками, в колоколообразном одеянии. По бокам её симметрично располагаются всадники, кони, деревья, птицы, геометрические фигуры. Среди изображений фантастических птиц-животных особое место занимает мотив двуголовой птицы-коня с туловищем, имеющим сходство с древней ладьёй. А на спине обычно располагается антроморфная фигура либо дерево. Образы коней изображались в статичных, торжественных позах, с горделиво изогнутыми шеями, с кустами и ветками, произрастающими из их туловища. Более поздние мотивы состоят из изображений крестьянских лошадок и реалистичных всадников, которые обуты в сапоги, а вместо символического дерева рядом стоит вазон. Особый круг мотивов составляют образы животных и птиц южного происхождения, овеянные сказочным содержанием, – павлины, львы-барсы, двуглавые орлы. Мотивы самостоятельных геометризованных деревьев очень разнообразны. Это мотивы из хвойных деревьев с многочисленными ветками либо из геометризованных деревьев, имеющих отдалённое сходство с деревом, очевидно, хвойным. Библиография: ОРНАМЕНТ [карел] // Сайт «Финноугория» [Электр. ресурс] / Финно-угорский культурный центр РФ. – Республика Коми, 2007-2008. - Режим доступа: http://www.finnougoria.ru/community/folk/6/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=344&ELEMENT_ID=2218
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Орнитоморфные изображения в вышивках (вепсы)
Рубрики
Исключительно развиты орнитоморфные мотивы, причем преимущественно в вышивках полотенец, у средних и южных вепсов. Исполнялись они старинной техникой - двусторонним швом и строчкой по сетке. У северных вепсов они отмечены реже. Композиции имели несколько основных типов: птицы, повернутые друг к другу, образовывали раппорт с рисунками геометризованных деревьев или вышивались одной крупной фигурой на всю ширину полотенца. Птицы были одной из наиболее распространенных фигур при заполнении орнаментального "поля" между другими изображениями, а также в фризовых окаймлениях узоров. Часто птицы оказывались также атрибутами других мотивов (например, женская фигура с птицами в поднятых руках, дерево с птицами на ветвях и т.д.). Орнитоморфные изображения в вышивках вепсов, как и у соседних народов, выполнены в условно-реалистическом стиле, и поэтому определить в них какие-либо конкретные виды птиц можно лишь с большой долей вероятности. В отдельных случаях можно узнать птиц из семейства водоплавающих, куриных (лесных), хищных, а также, возможно, болотных птиц. Орнитоморфные мотивы в вепсских вышивках можно свести к нескольким иконографическим типам. Первый включал различные варианты профильных, одноглавых птиц с поднятым крылом и веерообразным хвостом. Второй тип изображал птиц без крыла, причем хвост вышивался в виде большого круга, спирали или же Г-образной формы. Третий тип - это также профильные птицы, но с двумя разнонаправленными головами и одним туловищем. Наконец, еще одна разновидность - также двухголовые птицы с корпусом, поставленным в фас, в которых узнается изображение двуглавого геральдического орла. Мотивы двуглавой геральдической птицы, по единодушному мнению исследователей, были усвоены крестьянскими вышивальщицами в позднем средневековье, генетические истоки трех первых типов, видимо, более древние. Некоторые из них обнаруживают сильное стилистическое и иконографическое сходство с орнитоморфными подвесками из металла, которые в период раннего средневековья были характерными украшениями у "чудских" и смешанных славяночудских племен Европейского Севера и средней полосы России. Вместе с тем орнитоморфные мотивы, пройдя многовековую эволюцию, на новых декоративных материалах, т.е. на текстиле получили самостоятельное развитие. В частности, они стали наделяться, как упомянуто, многочисленными знаками, имевшими, видимо, символическое происхождение, которые не встречались еще на раннесредневековых подвесках и других украшениях древнего женского костюма.
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Орудия лова
Рубрики
Орудия лова - сети и невода. Также используют мережи - длинные расширяющиеся по кругу конусы, с крыльями до 25-50 метров и ставники - ящики из сеток с двумя крыльями. Сети прежде вязали специальными иглицами, величина которых зависела от размера ячеи сети. Изготовление сетей считалось женской работой. Толмачева, Е. Б. Рыболовство у ижорского и русского населения Сойкинского полуострова // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 2000 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях). IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. : ил. С. 102-104
Тематические группировки
подробнее…
Освещение
Рубрики
Для освещения избы служила лучина. Избу освещали только в зимние вечера, весной и летом обходились без освещения. Керосиновые лампы появились в конце XIX века и было доступны только зажиточной части населения. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 86-119.
Тематические группировки
подробнее…
Отправление в дом жениха
Рубрики
Если свадьба происходит зимой, то свадебный поезд направляется на лошадях в дом жениха; если летом, то пешком или на лодке, при чем жених поднимает на руках невесту в сани или в лодку. Когда приезжают в дом жениха, мать жениха встречает приехавших с иконой в руке и благословляет их, осыпая рожью. Тут же женщины поют свадебную песню. Вслед за свадебным поездом приезжает родня невесты. Родственники жениха и невесты присаживаются за стол. Здесь за столом открывают лицо невесты. Присутствующие в это время кричат: красивая невеста. Начинается угощение. Невеста в это время сидит, но при подавании новых блюд и при подходе нового гостя она встает и кланяется. После угощения все родственники жениха и невесты поздравляют новобрачных и затем уезжают. Перед тем как молодым идти на подклеть, родители жениха садятся на лавку и прячут ноги; молодые должны их найти и обнять. Патьвашка ведет молодых спать, а кто-нибудь из гостей старается перед приходом молодых занять их постель и уступает им ее только за деньги. Патьвашка оправляет постель и сует в ботинку жениха монету. Невеста раздевает жениха, при чем кланяется при растегивании у него каждой пуговицы, снимает сапоги и вытряхивает оттуда деньги, которые становятся ее собственностью. Когда жених ложится, то невеста подходит к нему и три раза кланяется; он берет ее за руку и укладывает на постель. Невеста ложится спать во всем одеянии. Утром на другой день новобрачных будит патьвашка, а затем мать жениха. В течении трех дней после свадьбы теща посылает блины зятю, за которые последний дарит деньги. Венчание не играет в свадьбе особой роли. Оно может состояться через неделю или через год и даже через несколько лет. Но обычно венчаются сразу после свадьбы. Во время венчания присутствует крестный отец жениха и крестная мать невесты. Библиография Карельский сборник / Академия Наук СССР. – Л.: изд-во Академии наук ССР, 1929. – 106 с. Стр. 36-64.
Тематические группировки
подробнее…
Охота
Рубрики
Охота – древнейшее занятие вепсов, но ее характер и значение в хозяйстве менялись в различные исторические периоды. В раннем средневековье в связи с развитием торговых и даннических отношений существенную роль в жизни древних вепсов играл пушной промысел. В арабских исторических источниках весь запечатлена прежде всего как народ, поставляющий ценные меха на продажу. Главным промысловым животным был речной бобр (78% найденных костей диких животных принадлежало ему). Хищническая добыча бобра в конечном счете привела к его полному истреблению. В XIX – начале ХХ в. для основной массы вепсского населения охота уже имела подсобное значение. Главными объектами добычи были, как и в более ранние периоды истории заяц, белка, лисица, куница, выдра, норка, горностай, волк, медведь, лось, барсук, рысь; промысловой птицей – тетерев, глухарь, рябчик, куропатка, утка и др. Охота была активной и пассивной. Активная форма включала выслеживание, преследование и добычу зверя с помощью активных орудий охоты: рогатин, кремневых и шомпольных ружей. На такую охоту шли с собакой. Так, в южновепсских деревнях собаки ловили норку и горностая, выкапывая их норы, находящиеся под корнями деревьев. При пассивной форме охоты пользовались различными ловушками, куда зверь попадал сам. Наиболее архаичными были ловушки с самострелом, давящим бревном и т.п. При установке капкана на зверя использовали палку длиною около полутора метров с изогнутым верхним концом и особо обработанным нижним, который оставлял отпечаток на снегу в виде следа определенного животного. Одним из пассивных приемов ловли волков были ямы, верх которых покрывали тонкими прутьями и мхом. Для ловли птиц широко применялись петли (plet), силки (rihm), сачки из рыболовных сетей (sak). Способы охоты на тетеревов отличались разнообразием. Известна, например, подманка их с помощью чучел (cucelod), сшитых из тряпок и набитых паклей. В тетеревов стреляли, когда они слетались к чучелам, укрепленным на берёзах. Осенью, когда тетерева кормились на овсяных полях, охотились при помощи ловушки, напоминающей по форме ступу, отсюда и ее название - humbar. В землю по кругу втыкались остроконечные колья (2-3 м высотою) с приманкой из колосьев овса. В центре круга помещалась палка с прибитой к ней горизонтально жердочкой. Клюнув на приманку, птица садилась на жердочку, которая не выдерживала ее и опрокидывала в ловушку. Такая ловушка была известна и карелам, но под другим названием - puzu - «туес». В каждом вепсском поселении проживало в прошлом по 2-3 профессиональных охотника. Особенно выделялись своим умением охотники–медвежатники (kondinik) Шимозера. Очень много преданий дошло до нашего времени о знаменитом шимозерском охотнике М. П. Мартьянове. В Шимозерье в те времена ежегодно приезжали на медвежьи облавы великие князья. Облава чаще всего проводилась в марте с установлением наста, но поиск берлоги охотником начинался уже ранней зимой и требовал высокого профессионального мастерства. Отыскав берлогу, охотник проверял ее 5-10 раз за зиму. На обойденную берлогу охотник ходил сам или продавал ее петербургским гостям. Во время облавы группа охотников окружала медвежью берлогу и на расстоянии 10-15 шагов начинала стрелять в воздух, чтобы разбудить зверя. Когда рассерженный медведь выскакивал из логова, его убивали из ружья. Охота с примитивными ружьями, дающими частые осечки, была связана с постоянным риском. Поэтому, чтобы обезопасить себя, охотники, помимо ружей, брали на облаву и рогатину. В летнее время, когда медведи начинали вредить посевам овса и скоту, применялся лов зверя «с лабаза», а также с помощью капканов и ям.
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Охота
Рубрики
Исследователи Северо-Запада России в XIX в. единодушно отмечают, что охота у карел носила хищнический характер. «Зверя пушного карелы убивали нещадно, убивали больше, чем его успевало народиться». Поэтому в XX в. в Карелии многие звери стали редкостью. Остались для охоты главным образом белка, заяц, лисица и медведь. Охотники-карелы делились как бы на две категории: одни охотились главным образом на мелкую дичь, другие были «зверя» (медведя). Осенняя охота открывалась с конца августа и продолжилась до середины октября или ноября, затем начиналась зимняя охота. Способы добычи зверя были различные. Почти каждый охотник имел ружье «малопульное» или «большепульное», часто кремневое. В XVIII и в первой половине XIX в. такие ружья изготовлялись карельскими мастерами, позднее их стали покупать в городах. Бурый медведь как объект охоты был поставлен в особое положение. Об охоте на него в народе сложено очень много рассказов. Охотники-медвежатники пользовались большим уважением. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 35-46.
Тематические группировки
подробнее…
Охранительные обряды
Рубрики
Перед выносом покойника и сразу после него принимали ряд охранительных мер. Одна из них — «окуривание» покойника. Осмысливался этот обычай как очищение избы от запаха и даже присутствия покойника. Чужой кадил для умершего. Кадили до росстаней, здесь угли и кадильница выбрасывались. Имеется одно сообщение, что в избе при выносе жгли бересту. Во всех группах вепсов «окропляли» порог перед выносом. У северных вепсов это делали водой, стоящей на подоконнике со дня смерти. Вслед покойнику бросали левой рукой curukivi со словами: «чтобы камнем холодным от нас ушел». У средних вепсов избу и пороги кропил водой, хранящейся с момента смерти на печи или на притолоке двери. Южные вепсы для этой цели специально готовили «святую» воду, предварительно обмыв в ней икону. Во всех группах вепсов для окроплення применяли и простую воду, которую разбрызгивали чистым веником вслед выносимому покойнику. Сразу после выноса покойного во все пороги вбивали гвозди. Раньше вбивали не простые, а подковные гвозди. Имеется одно сообщение, что под порог забивали подкову. Объясняют это различным образом: «чтобы не вернулась душа», «чтобы не бояться», «чтобы не было больше покойников». У средних вепсов, как только поднимали гроб, на его место бросали кочергу или осиновое полено. Скамейку, на которой стоял гроб, переворачивали. Сберегательные функции всем этим предметам и действиям приписывали и другие народы. Обычай после выноса покойника вбивать в порог гвозди и переворачивать скамейку известен у сету и карел, русские крестьяне верили, что подкова или скоба у порога предохраняют дом от болезней, кочеpгa являлась одним из основных оберегов на свадьбе. Общеизвестна в поверьях многих народов и роль осины (осиновый кол, плаха) для предупреждения злых действий со стороны покойника.
Тематические группировки
подробнее…
Очистительные послеродовые обряды
Рубрики
С первым криком ребёнка, возвещающим о его появлении на свет, новорожденный и мать (вместе или по отдельности) становились объектами двух групп обрядов: очищения и социализации, – которые совмещались или проводились, попеременно чередуясь. Очистительные обряды основывались на универсальных представлениях о том, что в послеродовой период младенец и роженица являются сакрально нечистыми и в то же время наиболее предрасположенными воздействию враждебных сил. Количество очистительных обрядов у этнолокальных групп вепсов было различным. Особенно был развит этот обрядовый комплекс у северных вепсов. Его открывал ритуал обмывания новорожденного водой. Чаще всего обмывание производила свекровь, сопровождая его заклинанием: «Pezetan mina lapsen rodinsijal, n’imetoman i ristatoman, kulbetihesai, ristahasai, molitvohosai, vincahasai i vincaspei surmahasai. Amin, amin, amin» – «Мою я ребёнка на месте рождения, безымянного и некрещеного, до бани, до крещения, до молитвы, до венчания и от венчания до смерти». Вслед за обливанием ребенка на месте рождения следовало его омовение в избе на шестке у печи. В отличие от северных, у остальных вепсов именно эта процедура была «первой встречей» новорожденного с водой. Совершаемое омовение было призвано защитить ребенка от сглаза, порчи, болезней. С этой целью в воду опускали различные обереги: уголек, соль, ложки, паутину, щепки от половиц; от заболевания щетинкой – свиное рыло, чесалку или хлеб. Следующим очистительным ритуалом было мытье в бане через 2-3 дня после родов. Северные вепсы, видимо под влиянием карел, устраивали баню и для матери и для ребенка. У оятских и шимозерских вепсов ребёнка в баню не носили, боясь сглаза. Эту очистительную процедуру проходила одна роженица.
Тематические группировки
подробнее…
Оятская керамика
Рубрики
ОЯТСКАЯ КЕРАМИКА. В рус. и вепсских деревнях на р. Оять (совр. Лодейнопольский р-н) издавна существовало гончарное дело. Этому способствало наличие залежей высококачественной красной глины. Особое развитие гончарный промысел получил в XVIII в. Оятские гончары в осн. изготавливали разнообразную столовую посуду, а также лепную глиняную игрушку. Длительное совм. проживание вепсов и русских сказалось на формировании стилевого единства оятской керамики – характерны приземистые формы сосудов и штампованный орнамент. Помимо штампов, применяли также рельефную роспись рожком, а также белую и черную ангобную роспись (жидко разведенной глиной). Изредка употреблялась зеленая краска (медный купорос). В нач. XX в. только мастеровыми Сотского погоста Шапшинской вол. Лодейнопольского у. вырабатывалось для продажи более 400 тыс. гончарных сосудов. В 1928 в Оятском р-не насчитывалось 194 крест. «горшечных» (бревенчатые постройки, в к-рых проходили формовка и обжиг керамических изделий). В 1969 в с. Алёховщина Лодейнопольского р-на был создан керамический цех (впоследствии – ООО «Оятская керамика»). К работе были привлечены опытные гончары – А.В. Лукичев, А.З. Бойцов, Г.М. Романов, А.А. Смирнов, к-рые помогли возродить традиции О. к. В 1990-е в селе восстановлена дерев. ц. Михаила Архангела XVII в., ее внутреннее убранство оформлено керамическими изделиями местного произ-ва. Предприятие уничтожено пожаром в 2004, в наст. время идет подготовка к стр-ву новой керамической ф-ки. В селе работает Центр возрождения ремесел, в т. ч. гончарного дела (рук. Л. Иванова). Лит.: Киселев В.И. «От добрых рук ничего не уходит» // Область культуры. 2006. № 5. С.57-60; Косменко А.П. Народное декоративно-прикладное искусство. Керамика. – http://www.vepsia.ru/tr_culture/iskustvo.php#niz; Оятская керамика. – http://oyatskaya.813.ru/; Храмы, соборы, церкви, часовни. –http://www.lenobl.ru/culture/heritage/cultus/temple?notpl=1 В.И. Киселев
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Парнишник
Рубрики
В некоторых деревнях средних и южных вепсов накануне свадьбы в доме жениха устраивали «парнишник», «парневик» («prihveuer») – холостую пирушку для друзей и родственников. Если девичник у невесты посвящался оплакиванию «воли-красоты», уходящего девичества, то вечеринка у жениха проводилась весело, с обильным угощением, плясками и музыкой. Непременным участником этого вечера был дружка. Это был очень важный персонаж в вепсской свадебной обрядности. Дружка был большим знатоком старинных обычаев, и следил за тем, чтобы они не нарушались. Кроме того, у южных вепсов дружка еще выполнял роль знахаря или колдуна, поскольку он оберегал жениха и невесту от «сглаза» и «порчи». Он отличался своим нарядом: красная рубаха с цветным поясом, шапка с кисточками и нашитыми ленточками, длинные вышитые полотенца, повязанные накрест через оба плеча и заправленные под кушак, на плечах яркий разноцветный платок, в руках кнут, которым он пользовался как магическим ритуальным предметом. Зимой все «регалии» надевались поверх пальто, подпоясанного кушаком. Перед началом холостой вечеринки дружка вел жениха в баню, сам мыл его, опоясывал куском старой сети-мережки, в которую была замотана высушенная щучья голова – лучший оберег от «призора». При выходе из бани он ударял кнутом в дверь, чтобы отогнать «нечисть». После вечеринки жених в сопровождении друзей отправлялся кататься на санях с бубенцами, песнями и музыкой, а в летнее время прогуляться по деревне с тем же шумным весельем.
Тематические группировки
подробнее…
Пасха (водь)
Рубрики
У ижоры (например, в д. Лужицы Кингисеппского района) в этот день приходили на кладбище и там поминали: приносили с собой яйца и крупу, которую рассыпали на могиле, а яйца или крошили на могиле или съедали сами прямо на кладбище (спиртное при этом не употребляли). Подобные обряды были характерны и для финнов. У води, а также у русских на Пасху кладбище как правило не посещали (информанты из Волосовского района указывают, что в этот день на кладбище ходили только староверы). Библиография: Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) – IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 1999.
Тематические группировки
подробнее…
Пасха (ижора)
Рубрики
У ижоры (например, в д. Лужицы Кингисеппского района) в этот день приходили на кладбище и там поминали: приносили с собой яйца и крупу, которую рассыпали на могиле, а яйца или крошили на могиле или съедали сами прямо на кладбище (спиртное при этом не употребляли). Подобные обряды были характерны и для финнов. У води, а также у русских на Пасху кладбище как правило не посещали (информанты из Волосовского района указывают, что в этот день на кладбище ходили только староверы). Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.
Тематические группировки
подробнее…
Пасха (карелы)
Рубрики
Период Великого поста заканчивался празднованием Пасхи, которая в традициях православной церкви занимала даже более высокое место, чем Рождество; в народе Пасха часто называлась "Велик день". Пасхальный стол должен был быть обильным не только в честь этого праздника, но и для "гарантии" будущего благополучия. На пасхальном столе обязательно должны были быть крашеные яйца, для этого использовалась традиционная луковая шелуха или цветная креповая бумага. Первый день Пасхи был семейным и тихим праздником: в гости не ездили, не устраивали свадеб, молодежь не собиралась на беседы. В некоторых местностях к началу пасхальных недель ставили качели (это было характерно и для соседних народов). Библиография: КАЛЕНДАРНАЯ обрядность и праздники карел // Портал Vottovaara [Электр. ресурс]. – Республика Карелия, г. Петрозаводск. - Режим доступа: http://vottovaara.ru/karelia/obrad/kalenveps.html
Тематические группировки
подробнее…
Пасхальная ночь (ингерманландские финны)
Рубрики
Пасхальная ночь помогала ведьмам, заговаривающим скот, а Иванова ночь помогает мужчинам – колдунам, которые надеются переместить урожай с одного поля на другое. С этой целью идут на поле, которое хотят лишить изобилия, заключают в охапку колосья, не вырывая их из земли, затем возвращаются на свое поле и сеют на нем невидимое жито.
Тематические группировки
подробнее…
Передники
Рубрики
С юбкой хурстуксет вместо передника носилась ширинка с вышитыми концами. Она складывалась вдвое таким образом, что верхний конец ее был короче нижнего, а узоры располагались один над другим. Особый вид передника представлял собою «рукавникат» (rukavnikat). Это была разрезанная сзади рубаха с рукавами, доходившая до пояса. Стан ее состоял из одного полотнища домашнего холста, перекинутого через плечи. Ворог отделывался тканой тесьмой; разрез на груди делался посредине и также обшивался тесьмой и узкой вышивкой. Покрой рукава совершенно совпадал с покроем, описанным выше для рукава рубахи. Сзади, снизу, приблизительно до середины спины, шел разрез, оканчивавшийся вверху круглым отверстием, обшитым тесьмой, концы которой служили завязками. Подол украшался широкой вышивкой, полосой кумача и кружевом. Sirelius, говоря об этой одежде (в б. Сойкинской вол.), приводит ее название «уммикке» (ummikke). Это название несомненно более старое, ибо современное название, записанное нами, обнаруживает явно русское происхождение. По словам ижор Ораниенбаумского района, у них прежде была в употреблении подобная же одежда, носившая название «хартиа ватике» (hartia vatike). Ближайшие аналогии рукавникат мы можем усматривать в «занавесках» или «запонах с оконцем», встречаемых у южных великорусов, в частности, в Калужской и Рязанской губ. Более распространенным передником, как будничным, так и праздничным, является пестрый домотканый передник. Праздничный домотканый передник отличается от обычного только тем, что нижний конец его украшается домашним кружевом из красной бумаги. Этот передник тесно связан с косоклинным сарафаном. С прямым же сарафаном стали носить ситцевые передники всевозможных цветов, шелковые передники с широким поясом из ленты, завязывающейся сзади бантом, и, наконец, так называемые «финляндские» передники, вышитые тамбуром. Прыткова, Н. Ф. Одежда ижор и води. Из материалов Северо-западной экспедиции 1926–28 годов // Западнофинский сборник / под ред. В. Бартольда. – Л.: Изд-во АН СССР, 1930. – 340 с., 6 л.ил., 5 л.к. – (Тр. / Комис. по изуч. племен. состава населения СССР и сопред. стран ; Т.16). – С. 306-340.
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Период между сватовством и свадьбой (карелы)
Рубрики
Период между сватовством и свадьбой может продолжаться несколько-дней, неделю, а иногда и больше, в зависимости от состояния жениха. В этот период невеста с плачеей и с подругами с распухшими и заплаканными глазами ходит по деревне, посещая своих родственников и близких, и плачет, собирая от них подарки. Кто дает сорочку, кто платок, кто денег и т. д. В субботу накануне свадьбы подруги топят баню, где они моют невесту, чтобы в доме жениха не начали обидными словами ругать и смотреть. Перед свадьбой, в субботу вечером жених, патьвашка, шуая-ниайни и брат жениха ходят дарить подарки невесте и ее родне. Подарки обычно следующие: невесте — зеркало, гребенка, сорочка или повойник, родственникам — рубашки, теще — сарафан. По прибытии жениха, невеста с плачеей и с отцом идут в женский угол, где жених с патьвашкой, кланяясь, предлагают подарки невесте. Библиография Карельский сборник / Академия Наук СССР. – Л.: изд-во Академии наук ССР, 1929. – 106 с. Стр. 36-64.
Тематические группировки
подробнее…
Петров день – 29 июня (12 июля).
Рубрики
Ижоры в XVIII–XIX веках отмечали Петров день приношением к священным деревьям еды и питья духам предков. Культ старых деревьев дожил и до наших дней. Так, еще совсем недавно объектом поклонения пожилых женщин были три старые сосны на краю деревни Вистино (Виистина). Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. С. 89–109. Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.
Тематические группировки
подробнее…
Печь (ингерманландские финны)
Рубрики
В жилищах финнов печи были обычно с плитами и пирамидальным колпаком, подобно печам в финской Карелии. Печи занимали примерно четвертую часть пола, были выбелены известью. Народы Европейской части СССР. Ч. 2. – Стр. 319. Западнофиннский сборник… – стр. 154.
Тематические группировки
подробнее…
Печь (карелы)
Рубрики
Роль печи в жилище общеизвестна: это его центр, важнейшее место. Прежде изба была единственным отапливаемым помещением в доме. Все прочие комнаты, даже жилые, оставались лишенными печей. Очагу карелы придавали большое значение. Ему приписывали функции оберега и целебные свойства. При переходе в новый дом из старой печи в новую всегда переносили огонь, иногда горячие угли в горшке. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 86-119.
Тематические группировки
подробнее…
Письменность (ижора)
Рубрики
До 1930-х годов существовала письменность на основе кириллицы. В начале 1930-х годов в СССР была создана письменность на основе латиницы на ижорском языке. В 1938 году издание книг на ижорском языке и его преподавание в школах прекратилось после административной ликвидации ижорских национально-территориальных образований. http://ru.wikipedia.org/
Тематические группировки
подробнее…
Письменность (карелы)
Рубрики
Первым памятником карельской письменности является берестяная грамота начала XIII в., обнаруженная при археологических исследованиях Новгорода (№ 292). Имеются записи карельских слов, а также заговоров на людиковском диалекте XVII - начала XVIII вв. В XIX в. издано несколько книг религиозного содержания на собственно карельском и ливвиковском диалектах на киррилической основе. В 1930-1937 гг. тверские карелы имели письменность на латинской основе. В конце 1930-х гг. была создана письменность единая для всех карел Карельской АССР с использованием русской графики. Игнорирование диалектных различий привело к трудностям в использовании созданной письменности, а политические причины (создание Карело-Финской ССР) повлекли отказ от неё. В конце 1980-х гг. стала создаваться письменность на всех диалектах карельского языка с использованием латинской графической основы. Библиография КАРЕЛА: основные сведения // Сайт «Хронос» [Электр. ресурс] / Ред. В. Румянцев. – 12.01.2002. – Режим доступа: http://www.hrono.ru/etnosy/karely.html
Тематические группировки
подробнее…
Питание ребенка
Рубрики
Здоровье новорожденного во многом зависело от его питания. Ребёнка кормили молоком матери до рождения у нее следующего младенца. Последний или единственный ребёнок в семье мог получать грудное молоко вплоть до пятилетнего возраста. С кормлением ребёнка материнским молоком были связаны различные обряды. Важным моментом являлось первое кормление, происходившее обязательно на пороге избы и начинавшееся с правого соска. Если ребёнок неохотно сосал материнскую грудь, прибегали к особому обряду: встав у горячей печи, предлагали ребёнку грудь и произносили заклинание: «Как ребенок льнет к теплу, так пусть льнет к материнской груди». Разнообразные магические действия сопровождали и отлучение от груди, которое в народном сознании рассматривалось как разрыв близкой связи между матерью и ребёнком. Один из обрядов представлял собой кормление ребёнка трижды через стол. Считалось, что разрыв с матерью мог вызвать у ребёнка тоску, для избавления от неё существовал специальный ритуал с использованием камня и воды – символов холода. Камнем обводили вокруг головы ребёнка и бросали камень в сосуд с водой. Водой мыли лицо ребёнка и произносили заклинание: «Lahkha kibu kivehe, a tusk vetehe. Amin, amin, amin» – «Уходи боль в камень, а тоска в воду. Аминь, аминь, аминь». После этого камень с водой бросали в ручей, из которого они были взяты. Примерно через месяц после рождения пищевой рацион ребёнка дополнялся разжеванным хлебом, коровьим молоком, разбавленным водой, жидкими кашами. Прикармливание производилось с помощью «рожка» с соскою из коровьего вымени. В северновепсских деревнях в прошлом считалось грехом давать мясо ребёнку, не достигшему трёх лет.
Тематические группировки
подробнее…
Пища (водь)
Рубрики
Значительную часть традиционного рациона питания составлял кислый ржаной хлеб, различные каши (ячменная, ржаная), репа, со второй половины XIX в. – картофель. Из овса готовили толокно. Были широко распространены кисели; молочные продукты (простокваша, творог). В праздничные дни готовили пироги, плоские ячменные лепешки («иивакко»), мясные блюда. Наиболее распространенным напитком являлось пиво. Использованные источники: сайт http://vod.org.ua/index/php?=17&st=1 (03.04.2008)
Тематические группировки
подробнее…
Пища (ижора)
Рубрики
Значительную часть рациона питания в XIX в. составлял кислый ржаной хлеб, различные каши (ячменная, ржаная), репа, со второй половины XIX в. - картофель. Из овса готовили толокно. Были широко распространены кисели; молочные продукты (простокваша, творог). В праздничные дни готовили пироги, мясные блюда. Наиболее распространенным напитком являлось пиво. В период полевых этнографических исследований 2000 г. на Сойкинском полуострове (Кингисеппский р-н Ленинградской обл.) материалы по теме "пища и утварь" были собраны в 17 деревнях. Опрашивались лица 1910-х - 1930-х годов рождения; информация по современности собрана методом непосредственного наблюдения. Основным занятием как ижорского, так и русского населения Сойкинского полуострова является рыболовство, поэтому в рационе преобладают рыбные блюда. Рыбу (корюшку, салаку, плотву, окуня) готовят по-разному: сушат, жарят, пекут. Из-за недостатка растительного масла во время войны предпочитали запекать рыбу на ольховом полене, поливая водой. Пироги с рыбой делали как на праздник, так и в обычные дни. Излюбленными повседневными блюдами были картофельная каша и маканец (яйцо, масло, сливки, иногда сметану помещали в глиняный горшок и томили в печке, затем в эту смесь макали хлеб и ели). Молочные продукты стояли на втором месте после рыбных по частоте употребления. Сейчас домашнее молоко стало редкостью, а магазинное стоит дорого, так что молочные продукты не так популярны как раньше. Из молока делали сметану, масло (существовали специальные деревянные маслобойки), сливки, творог. Что касается обрядовой пищи, то специфических блюд, которые готовили именно на свадьбу, обнаружено не было. Однако информанты упоминали об изготовлении специального хлеба на Егорьев день, хлебных птичек на Троицу, пасхи и кулича на Пасху (причем ижоры предпочитали готовить только пасху; в то время как русские делали как кулич, так и пасху). Для приготовления пасхи сначала использовали деревянные формы; после войны появились железные (именно в это время стали применять также формы из железа для выпечки хлеба). На праздники варили пиво: бедные деревни в складчину, а в богатых каждый двор сам. Любимым детским напитком был солод. Из отходов пивного производства готовили квас. Также пили брагу, самогон, домашнее вино. Повсеместно использовались в пищу дары леса. Бруснику мочили бочками, солили грибы, сушеную чернику добавляли в чай. На зиму также квасили капусту, мочили яблоки, заготавливали творог. Во время войны люди употребляли в пищу мох, травы; заменителем сахара служила патока из свеклы. Большинство из опрошенных регулярно постились. Во время поста питались различными рыбными продуктами, овощами, ягодами. Постные щи стали едва ли не символом поста. Сейчас посты не соблюдают. После войны население стало постепенно переходить на покупные продукты питания. Перестали самостоятельно печь хлеб, делать масло. Однако пироги пекут и по сей день (в основном рыбные), изредка делают маканец; некоторые информанты готовят тушенку, холодец. Пожилые люди с недоверием относятся к современным продуктам питания, считают, что раньше пища была вкуснее, калорийнее и полезнее. Ижорцы // http://letopisi.ru/ Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. : ил. С. 102-104 Оселедько, Ю. В. (СПбГУ) Пища и утварь ижорского населения Сойкинского полуострова (традиции и современность) // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 2000 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях). IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.
Тематические группировки
подробнее…
Пища (ингерманландские финны)
Рубрики
Сведений о многих областях традиционной культуры финнов-ингерманландцев сохранилось мало. Это относится, в частности, к пище. В ранних сведениях говорится только, что питались они скудно - ели черный хлеб и мучные каши. Упоминаются и каши из различных круп, в первую очередь ячменная; похлебки разного рода: щи, уха, гороховый суп. Умели приготовлять овсяный кисель. Хлеб выпекался из кислого ржаного теста, в форме высоких ковриг. Пекли также лепешки из ячменной муки. Мясо на столе было редкостью. При этом ели довольно много рыбы, которую ловили как в море, так и местных реках и озерах. Ее заготавливали впрок в вяленом и соленом виде. Молоко шло в пищу обычно в кислом виде, но вообще употребление молочных продуктов было ограниченным, поскольку они шли на продажу. Видимо, именно рынок повлиял на то, что финны производили для продажи такие молочные продукты, которые не были для них традиционными: наряду с подсоленным "чухонским маслом" готовили и пресное, делали варенец, творог, сметану. Естественно, что эти продукты в какой-то мере входили и в домашний рацион. В некоторых заметках путешественников отмечается, что финны покупали в Петербурге льняное масло и считали его вкусным, в то время как в Финляндии в прошлом растительные масла вообще не употреблялись. Характерно, что в пищу широко шли грибы. В свое время О. Грундстрем отмечал, что в этих местах грибов очень много, и ему казалось странным, что здесь финны едят многие их сорта, которые в других местах считаются ядовитыми, причем "безо всяких плохих последствий". Такое употребление разных сортов грибов развилось у местных финнов явно под влиянием русского населения. Сохранились перечни довольно многочисленных праздничных блюд, содержащиеся в первую очередь в описаниях свадебного стола. Похлебки, которые подавали в этом случае, были те же, что и в будни: уха, щи, гороховый и картофельный супы. Из каш наряду с ячменной упоминаются также гречневая и рисовая. На праздничном столе должно было быть мясо различных сортов как вареное, так и жареное, рыба, в том числе и покупная селедка. Богатые крестьяне привозили из города к праздничному столу колбасы и вина, подавалось и традиционное пиво домашнего приготовления. Из напитков были распространены кофе и чай. Их названия свидетельствуют об их проникновении в среду местных финнов через русский город: здесь говорили "тсай" и "кохв", в то время как в Финляндии обычными наименованиями были "тее" и "кахви". В конце XIX в. в домашний обиход местных финнов вошли самовары. Характерно, что по праздникам в них варили кофе. В целом скудные сведения о местной финской кухне свидетельствуют об определенном воздействии на нее как традиций окружающего иноэтничного населения, так и о городских влияниях. http://www.vottovaara.ru/ Народы Европейской части СССР. Ч. 2. – Стр. 315-316
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14