Колыбельные песни
|
Рубрики
|
|
Чтобы младенец уснул, его укачивали и пели колыбельные песни. Тексты вепсских колыбельных песен обычно содержали мечту о том, что ребёнок скоро вырастет и станет хорошим человеком, а также представления о сне как особом существе, которое придет к малышу, ласково называемому в песне «птичкой»:
Surud, burud kulutas,
Lesnikad-ne ajatas
Vouktou-grivou heboizou
Dubovejou korjeizou,
Ilici-se puudoizes,
Aleici-se aideizis.
Linduizele minun
Unuded-ne vedetas.
Колокольчики, бубенчики слышны,
Лесники-то едут
На белогривой лошадке
На дубовых санях,
По полюшку,
Под изгородями.
Птичке моей
Сон везут.
К сожалению, вепсские колыбельные песни не собирались исследователями систематически, а случайно записанные фрагментарные тексты до сих пор не опубликованы. В настоящее время этот жанр вепсского фольклора практически полностью забыт вепсами. Так, во время экспедиции 1997 г. в с. Пяжозеро удалось записать только одну колыбельную песню (в двух вариантах), которую помнили две пожилые женщины.
|
Тематические группировки
|
|
подробнее…
|
Комплекс одежды с юбкой
|
Рубрики
|
|
На рубеже XIX-XX вв. женский костюм с сарафаном постепенно разрушается под давлением нового комплекса - с юбкой и кофтой. Этот процесс происходит неравномерно на вепсской территории. Первоначально он затрагивает район развитого отходничества - вепсское Прионежье. В 50-60-е годы XX в. здесь уже не было ни одного жителя, помнившего о сарафане на лямках. Это даже дало повод исследователям сделать вывод об отсутствии сарафана у северных вепсов. Среди южных вепсов, напротив, сарафан оставался достаточно долго в обиходе местного населения. Здесь еще в 80-90-е годы XX в. пожилые жители хорошо помнили об этом виде одежды. Началом изменений явилось появление в сарафанном комплексе кофты-казачка (kazack, bask, koft) с широкими рукавами и высоким стоячим воротником, которую вепсские женщины стали носить поверх сарафана. Кофту шили из ситца, коленкора, гаруса и других покупных тканей. Позже вместо сарафана стала одеваться широкая длинная юбка из 5-6 полотен с нашитыми по низу тремя или четырьмя оборками. Процесс замены сарафана юбкой отразился в народной терминологии. Так, прионежские вепсы, наряду с новым названием одежды - dubk, значительно чаще использовали для ее обозначения название предшествующего ей элемента одежды - sarafon. Такое же явление наблюдалось у белозерских вепсов: названием krasik они обозначали как сарафан, так и юбку из набивного полотна. Казачок и юбка, сшитые из материала одного цвета (малинового, ярко-голубого, светло-зеленого и т.д.), составляли пару (para). Сзади казачка по талии завязывалась бантом лента, которая обязательно была не в тон пары. Поверх юбки повязывались передники. Праздничные передники, одеваемые на пару, шились из кашемира, обычно черного цвета, обшитые кружевами.
Некоторые виды верхней одежды вепсянок были такими же, как у мужчин, другие - специфически женскими. Женщины тоже носили кафтаны. Но они делались несколько короче мужских и с клиньями, пришитыми по бокам.
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Кондопожский городской краеведческий музей
|
Рубрики
|
|
Экспозиции:
История г. Кондопоги. Быт и культура карел. – Кондопога в годы Великой Отечественной войны. – Кондопога на современном этапе. Экспозиция музея познакомит с древней историей региона, историей Кондопоги в годы Великой Отечественной войны, промышленным развитием города, культурой и традициями его народа.
Экспозиция "Быт и культура карел" представлена предметами быта, орудиями труда, одеждой карельского народа и вызывает наибольший интерес посетителей музея. Привлекает коллекция утюгов и железных, и угольных, а также рубель и скалка для глажения белья.
Коллекция музея насчитывает около 2000 экспонатов, собранных за годы работы музея. Это и геологическая коллекция (предметы археологических раскопок, образцы Белогородского мрамора), предметы карельского быта, фотографии и документы по истории города и района, предметы и документы периода Великой Отечественной войны и другие. В музее также собрана большая коллекция картин (живопись, графика) карельских художников, в том числе кондопожских.
Адрес: 186200, Республика Карелия, г. Кондопога, ул. Пролетарская, д.1
Библиография
КОНДОПОЖСКИЙ городской краеведческий музей // Сайт «Карелия 2000-Русский север» [Электр. ресурс] / А. Агальцов. – 1999. – Режим доступа: http://www.k2000.ru/museum_15
|
Тематические группировки
|
|
подробнее…
|
Корела, крепость
|
Рубрики
|
|
КОРЕЛА, крепость (г. Приозерск, на р. Вуокса). Ист. названия: Кякисальми («Кукушкин пролив»; карел.), Корельский город (новг.), Корела (моск.), Кексгольм (швед.). Впервые упоминается в летописи под 1143. Детинец («Старая крепость») находился на о-ве пл. 6 тыс. кв. м. Дерево-земляные укрепления построены новгородцами в 1310, в 1364 дополнены кам. башней, возведенной новгородским посадником Яковом. Раскопками обнаружены два горизонта застройки 1310-60 и 1365-80. Найдены древнерус. вещевые материалы и украшения карельских типов. В 1295, 1314 и 1337 шведы захватывали город, но новгородцы его возвращали. Швед. нападения в 1322 и 1348 были отбиты. Спасский о-в («Новая крепость») заселен в кон. XV в. Раскопки обнаружили горизонты посадской застройки 1481–1500 и 1513-25. В 1570-х посад обнесен дерево-земляными укреплениям, о-в прорезан каналом. Укрепления обоих островов приобрели бастионные очертания, на выступах-больверках появились дерев. башни, обмазанные глиной. В годы Ливонской войны крепость устояла при нападениях шведов в 1573 и 1578. В 1580 взята войсками П. Делагарди. Шведы реконструировали детинец, построив круглую двухъярусную башню над въездом (1582-85) и «Старый арсенал» (1591), на местах прежних башен были устроены рондели, полукруглые выступы стен (1585-90). Дерев. стены по гребню земляных куртин обмазаны глиной и присыпаны землей. На местах сгоревших башен Спасского о-ва устроены бастионы. По Тявзинскому договору 1595 крепость возвращена России в 1597. В 1611 шведы после шестимесячной осады захватили город. По Столбовскому договору 1617 К. к. отошла к Швеции. В XVII в. пушечные батареи были реконструированы, бастионы и куртины облицованы камнем, в детинце построены комендантский дом и комплекс казарм, на Спасском о-ве – лютеранская ц. В ходе Сев. войны в 1710 взята рус. войсками под командованием Р. Брюса. В окт. 1710 Петр I посетил крепость и дал указание о реконструкции укреплений. В память о победах над шведами юж. ворота «Новой крепости» в 1710 облицованы трофейными латами. В XVIII в. появились новые кам. постройки. Сохр. воен. значение до 1810. В 1762 в крепость на короткий срок был помещен быв. имп. Иоанн VI Антонович, с тех пор она использовалась как полит. тюрьма. С 1775 здесь длительное время находилась в заключении семья Е.И. Пугачева, в 1826-27 – декабристы М.К. Кюхельбекер, А.П. Барятинский, Ф.Ф. Вадковский, И.И. Горбачевский, А.В. Поджио, М.М. Спиридов, в 1849 – член кружка петрашевцев Р.А. Черносвитов. Раскопки проводили в 1891 Т. Швиндт, в 1972-73 и 1975-76 А.Н. Кирпичников, в 1989-90 А.И. Сакса. С 1962 работает ист.-краевед. музей. В 1970-80-е велись реставрац. работы.
Лит.: Кирпичников А.Н. Башня посадника Якова в средневековой Кореле // Древняя Русь и славяне. М., 1978. С. 352-358; Кирпичников А.Н. Историко-археологические исследования древней Корелы («Корельский город» XIV в.) // Финно-угры и славяне. Л., 1979. С. 52-73; Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли. Л., 1984. С. 119-144
К.М. Плоткин
|
Авторы
|
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
«Корела», музей-крепость
|
Рубрики
|
|
«КОРЕЛА», музей-крепость (г. Приозерск, Ленинградское ш., 3). Первая краевед. экспозиция была открыта в 1894 в Круглой (Пугачевской) башне Кексгольмской цитадели по инициативе фин. археолога и этнографа Т. Швиндта. В 1936-39 на месте Нового Арсенала (XVI в.) по проекту арх. Т. Анттила построено здание Кякисалмского музея. Во время Сов.-финл. войны 1939-40 наиболее ценные из трех тыс. экспонатов были эвакуированы финнами и в наши дни находятся в музеях Хельсинки и Йоэнсуу. Совр. ист.-краевед. музей был открыт в Приозерске 17 июня 1962. Музейные фонды пришлось комплектовать практически заново; ныне они включают свыше 16 тыс. ед. хр. В 1992 в музее, разместившемся в крепости Корела, произведена реэкспозиция. В пяти осн. разделах представлены ист. прошлое и современность края. Особую ценность представлет археол. коллекция из раскопок на терр. Карельского перешейка и самой крепости. В музее проходят выставки местных мастеров и художников, издаются краевед. материалы. Среднее кол-во посетителей в год – ок. 18 тыс. чел.
Лит.: Путеводитель по Приозерскому историко-краеведческому музею и крепости Корела. Л., 1971; Туристический путеводитель по Ленинградской области. М.; СПб., 2003. С. 98; http://www.priozersk.ru
А.Д. Марголис
|
Авторы
|
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Костюм (водь)
|
Рубрики
|
|
До начала XIX в. сохранялся женский костюм с четкой градацией по возрастным группам: нательная безрукавная наплечная одежда, у девушек - льняная белая, у замужних - синяя суконная, поверх - короткая кофта; пожилые женщины носили одежду типа рубахи. Головные уборы включали жесткие и полотенчатые формы. Характерны несколько типов передника, одновременное ношение нескольких поясов, набедренники, нагрудники, украшенные вышивкой, нитью, бисером, раковинами каури. Водь, жившая по р. Луге, носила поверх рубахи несшитую юбку, заимствованную у западной ижоры. Во II половине XIX в. обычным становится русский сарафан.
Библиография:
Общественно-политическая и культурно-просветительская газета «Бизнен Юл» : Водь // http://beznen-yul.narod.ru/strana/vod.htm
|
Тематические группировки
|
|
подробнее…
|
Краткий разговорник (ижора)
|
Рубрики
|
|
Huvast! - До свидания!
Kaikkia huvvaa!- Всё хорошо!
Andagaa antiiks! - Извините!
Leiba soola! - Приятного аппетита!
Passibo! - Спасибо!
Lakkaatta too iroraks? - Вы говорите по-ижорски?
Nii -Да.
Ei - Нет.
Библиография:
1. Uurali keelte sonastik. - Tallinn, 2004.
2. Краткий разговорник ижорского языка // http://www.finnougoria.ru/community/folk/5/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=343&ELEMENT_ID=2191
|
Тематические группировки
|
|
подробнее…
|
«Крестовый камень» Тиверска
|
Рубрики
|
|
У карел не было больших капищ. Обычно возле каждого маленького селения находился большой камень, который и становился священным для жителей этого селения. О таких камнях пишут и священники и этнографы. Даже в 19 в. финский археолог и этнограф Т. Швиндт пишет: "В Сорола на мысу, в изгибе пролива напротив слободы Лахденпохья, был большой жертвенный камень, на который клали много приношений".
Одна группа жертвенных камней выделяется особо. Это жертвенные камни с выдолбленными на их поверхности ямками (чашками). В настоящее время на Карельском перешейке известно 26 таких камней. Большинство из них находятся в Саккола, Ряйсяля и на п-ове Суотниеми в окрестностях Приозерска. Почти все - это валуны оставшиеся после Ледникового периода. Камни с чашечками имеют высоту от 30 до 270 см и большинство из них имеет плоскую или слабо выпуклую верхнюю поверхность. В среднем имеется 7 - 8 чашечек, но есть и камень с 24. Их появление на Карельском перешейке связывают с переселенцами из Западной Финляндии. В 9-11 вв. эти камни появляются и на Карельском перешейке.
Появление чашечек на камнях эстонские этнографы объясняют следующим образом. Когда умирал человек, его сжигали, а пепел хоронили неподалеку от большого камня. На камне в память об этом человеке делали небольшое углубление. Раз в год, родственники этого человека собирались у этого камня. Они пили молоко и ели кашу, а в углубление клали зерна и капали молоко. Это была жертва в память их предка.
Еще одна интересная группа камней - камни с крестами. Появление крестов на камнях чаще всего относят к периоду борьбы с язычеством в 16 в. В грамоте архиепископа Макария говориться: "И как нам священник Илиа с тою святою водою от нас к вам приедет, и вы б игумены, и священники, и диаконы, с нашим священником с Ильею и с теми нашими детми боярскими, часа того, по всем своим приходом всем православным христианом велели събиратись, купно всем им, единодушно и тщателно, по всем тем чюдцким и ижерским местом, в селех и в деревнях и в лесех, те скверные молбища, камение и древеса, везде разоряти и истребляти в конец и огнем жещи".
Известный финский археолог Пирьо Уйно упоминает о трех случаях, когда кресты высечены на камнях с чашечками. Это камень на п-ове Суотниеми неподалеку от Приозерска, камень возле Kaskaala Pienaution в Рауту и камень в Kaskaala Mietoisenaho в Рауту. Известно много случаев, когда кресты высечены на камнях без чашечек. Например это камень находящийся на Тиверском городище, или камень неподалеку от п. Терву в окрестностях п. Куркийоки. В этом случае с большой вероятностью можно говорить о том, что это тоже жертвенный камень.
Некоторые жертвенные камни особенно знамениты. Это, например, "конь-камень" на о. Коневец. Это огромный валун, по форме напоминающий голову коня. По преданию окрестные карелы ежегодно приносили на нем в жертву коня.
Часто камни причудливой формы использовали в качестве приметы, когда закапывали клад. В народных предания говориться о кладах спрятанных вблизи Алласкиви ("Корыто-камень"), Сатулакиви ("Седло-камень") и Аканкиви ("Бабий камень").
Часто приметные камни использовали для обозначения границы. Каждый карельский род имел свое клеймо. Обычно это была простая геометрическая фигура, которую было легко вырубить топором на дереве. Такой знак служил обозначением границы земельных владений. Но, в особо ответственных случаях, такое клеймо вырубалось на камне, как например в п. Лапинлахти, в окрестностях п. Куркийоки.
Приметные камни были использованы и для проведения государственных границ. Это знаменитый "Солнечный камень" неподалеку от п. Лосево. Этот камень упоминается в описании границы 1323 г. между шведским и новгородским государством: "От реки Сестры на мох. Посреди мха гора. Далее до реки Саи. От Саи на Солнечный камень. От Солнечного камня на Красную Щель. От Красной Щели на озеро Лембо. Далее на мох Пехкей. Далее на озеро Кангасярви. Далее на Пуронярви. Далее: Янтоярви. Далее Тожеярви. Далее Сергилакши. Далее Самосало. Далее Жити. Далее Кореломошки. Далее Колемакошки. Далее Патояки. Далее Каяно море".
Библиография:
ПЕТРОВ И. О камнях Карельского перешейка и Северного Приладожья // Информ. сайт города Приозерск Ленинградской области [Электр. ресурс] / Е. Кулаков, С. Панченко, С. Войтович. - 2000-2007. – Режим доступа: http://www.priozersk.ru/1/text/0202.shtml
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Кузнечное дело
|
Рубрики
|
|
У карел в прошлом были широко распространены добыча руды и кузнечное ремесло. Причем развитию кузнечного дела способствовало наличие так называемой болотной руды, добываемой и обрабатываемой примитивным способом. О наличии металлообрабатывающего производства еще в древности свидетельствует обилие железных поделок местного изготовления, найденных в курганах и могильниках, это подтверждают документы более позднего времени.
Не случайно, что один из основных героев «Калевалы» Илмаринен - искусный кузнец. С.Гадзяцкий справедливо отметил, что «техника в этих промыслах со времен Илмаринена не изменилась вплоть до второй половины XIX века».
Карельские кузнецы в XIX веке из добытой и выплавленной руды изготовляли различные предметы, необходимые для хозяйства: одни делали земледельческие орудия (сошники, косы, топоры, заступы), коровьи колокола, подковывали лошадей и т.д.; другие оковывали сани, тарантасы, телеги и т.д.; третьи, преимущественно в северной Карелии, - различные вещи для мореходных судов и охотничьи ружья, которыми снабжали своих земляков и поморов.
Все ремесленники, а особенно кузнецы-судостроители, пользовались большим уважением у местного населения, находясь как бы на правах деревенских аристократов. Но кузнечное ремесло развивалось неодинаково в разных районах. В пограничных с Финляндией карельских волостях кузнечное дело было развито очень слабо, поэтому карелы вынуждены переплачивать финнам за железные изделия.
В Олонецкой Карелии славились своим ремеслом самбатукские и улванские кузнецы. Выделкой коровьих колоколов занимались в основном карельские кузнецы из Коткозерской, Рыпушкальской, Видлицкой и Ведлозерской волостей Олонецкого уезда.
Библиография
Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с.
Стр. 53-59.
|
Тематические группировки
|
|
подробнее…
|
Кузнечные изделия
|
Рубрики
|
|
Кузнечные изделия (ножи, огнива, ключи), которыми пользовалось население р. Ояти в X–XIII вв.,разнообразны. Было проведено металлографическое исследование структуры кузнечных изделий и получены интересные результаты. Оказалось, что использовались те же технологические схемы, что и в древнерусском кузнечном ремесле. Наиболее распространена, хотя и чрезвычайно трудоемка, технология трехслойного пакета. В центре изделия с выходом на лезвие располагалась стальная полоса, а по бокам – две железные. Получалось самозатачивающееся лезвие. Однако стремление к рациональному расходованию металла привело к более экономичной технологии: вварка стального лезвия в железную основу, торцовая наварка стального лезвия на железную основу предмета (со временем стальная полоска утончалась). Изготовлялись цельностальные клинки и цельножелезные изделия. Широко применялась термическая обработка. Оятские кузнецы осваивали позаимствованную у ладожских мастеров сложную технологию. В пользу местного изготовления ножей свидетельствует наличие брака. Так, у шести ножей сделанных по схеме трехслойного пакета, лишь на одном кузнец ошибся – вместо центральной стальной полосы вставил железную, в то время как по краям наварил высокоуглеродистую сталь. В местных же традициях выполнены пластинчатые кресала.
|
Тематические группировки
|
|
подробнее…
|
Курганы
|
Рубрики
|
|
Юго-Восточное Приладожье и район Прионежья (реки Сясь, Тихвинка, Капша, Паша, Воронежка, Оять, Свирь, Олонка, Тулокса, Видлица и северное побережье Онежского озера) в X – XIII вв. были территорией сосредоточения курганов – погребальных памятников, оставленных прибалтийско-финским населением, по мнению большинства исследователей, предками современных вепсов, до сих пор живущих на р. Ояти. Очень важным для доказательства принадлежности оятских курганов летописной веси является исследование гидронимии р. Ояти. Самыми древними оказались саамские названия водных объектов, за ними по времени идут вепсские гидронимы и, наконец, русские, которые появляются примерно в XI–XII вв., но их немного. Курганы р. Ояти X–XIII вв. полнее, чем памятники других районов Юго-Восточного Приладожья и Прионежья, характеризуют культуру древних вепсов.
Курганы – небольшие округлые насыпи высотой 0,6–3 м, диаметром 5–12 м (иногда и больше) – содержат захоронения умерших. По представлениям той поры, умирая, люди меняли только жилище и в загробном мире продолжали ту же жизнь, что и на земле, поэтому умершего сопровождали те же вещи, которыми он пользовался при жизни. Женщина погребалась в праздничной одежде, украшенной бронзовыми и серебряными ювелирными изделиями, мужчина – с оружием. Внутреннее устройство кургана с очагом, сопровождавшимся бытовым инвентарем, напоминало жилище. К середине 1980-х на р. Ояти раскопано 247 курганов, содержащих богатый инвентарь.
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Курганы южного Приладожья
|
Рубрики
|
|
КУРГАНЫ ЮЖНОГО ПРИЛАДОЖЬЯ (конец IX – начало XIII вв.), принадлежат т. н. приладожской чуди, потомки которой приняли участие в формировании вепсов и карел. Возможно, это были «колбяги», смешанное финно-скандинавское население, поставлявшее воинские отряды для княжеских походов. Изучались со второй половины XIX в. (Д. Европеус, Н.Е. Бранденбург, В.И. Равдоникас, А.М. Линевский, С.И. Кочкуркина, В.А. Назаренко и др.). Раскопано более 600 насыпей в 140 могильниках, расположенных по берегам рек Паша, Сясь, Тихвинка, Оять, Свирь и их притоков. Они отличаются от древнерусских курганов. В основе погребального ритуала лежит идея загробного жилища с очагом в центре, разделенного на мужскую (восточную) и женскую (западную) половины. Первоначально покойников кремировали, в XI в. появляется обряд трупоположения. На очаге устанавливали набор погребальной посуды (котел, горшки, железную сковороду) и лопату для разгребания углей. Обнаружены одновременные захоронения, когда женщину умерщвляли для сопровождения мужчины в загробный мир, и разновременные. Мужские
захоронения иногда сопровождались погребениями коней и отсеченных человеческих голов. В погребения укладывали богатый инвентарь (оружие, конская упряжь, орудия труда и охоты, предметы быта, домашняя утварь, украшения). Оружие подвергалось порче. После завершения ритуала в ровике вокруг насыпи разжигали очистительный огонь. Появление курганной обрядности было инициировано влиянием культуры сопок и появлением среди местного прибалтийско-финского населения скандинавов – посредников в меховой торговле в обмен на оружие и украшения. Центр новой общности сформировался близ слияния рек Паша и Сязнига (укрепленное поселение у д. Городище). Большую роль играли связи с соседней Ладогой. В XII – начале XIII вв. повсеместно распространяются одиночные погребения, где покойник помещен в могильную яму и ориентирован головой на запад, что характерно для древнерусского сельского населения.
Лит.: Кочкуркина С.И. Юго-Восточное Приладожье в X–XIII вв. Л., 1973; Мачинский Д.А. Колбяги «Русской правды» и приладожская курганная культура // Тихвинский сборник. Вып. 1: Археология Тихвинского края. Тихвин, 1988; Назаренко В.А. Приладожская чудь // Финны в Европе. Вып. 2. М., 1990. С. 82-93
К.М. Плоткин
|
Авторы
|
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Курные избы
|
Рубрики
|
|
На Сойкинском полуострове и на реке Коваши у ижор даже в 1920-е годы сохранялись курные (т. е. топившиеся по-черному) избы с печами без колпака, подвесным котлом и красиво изогнутой деревянной лежанкой старинной конструкции. Деревянные детали черных печей, украшенные изящной резьбой, черный от копоти, маслянисто блестевший потолок и удивительная чистота в ижорском доме производили на исследователей чарующее, сказочное впечатление. Порой оно усиливалось внешним видом дома: частые в прежние времена в этой местности соломенные крыши сверху прижимались длинными жердями, верхние концы которых, перекрещенные над гребнем крыши, были оформлены в виде птичьих голов и носили название «харакка» (т. е. «сорока»). Вечерами на фоне заката ряды парных птичьих голов четко вырисовывались над каждым домом. До наших дней подобные дома не сохранились.
Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с.
С. 89–109.
|
Тематические группировки
|
|
подробнее…
|
Кякисалми-Корела (Корельский город)
|
Рубрики
|
|
Крепость Корела была центром племенного объединения корел.
Наиболее масштабные работы здесь были проведены в 1970-х гг. (А. Н. Кирпичников) и в 1989—1990 и 1992—1993 гг. (А. И. Сакса). В результате этих раскопок вскрыты древнейшие горизонты культурного слоя на крепостном острове, выявлена хорошая, сопоставимая с новгородской, сохранность дерева и других органических остатков, а также зафиксированы следы ремесленного производства, собрана богатая коллекция предметов материальной культуры. На этом фоне в новом свете предстают также данные летописных источников, рассказывающие о событиях, связанных с Кякисалми-Корелой. К настоящему времени раскопками исследованы все культурные слои древнего города. Нижний, лежащий на материке (голубая глина), слой датируется первой половиной — серединой XIII в. Расплывчатость в датировке происходит от объективных причин: древесина, которую можно датировать с точностью до года рубки дерева, не всегда имеет такую сохранность, при которой остаются неповрежденными внешние кольца и даже кора.
Первые известия о карельском укреплении в устье Вуоксы связаны с попытками шведов взять под свой контроль приладожскую (восточную) часть Корельской земли, центром которой являлась небольшая островная крепость. Попытка эта не удалась: новгородцы, осознав опасность, шведов прогнали и крепость основательно укрепили. По прошествии пятнадцати лет, в 1310 году, как теперь уже документально подтверждено, на этом же месте были построены новые укрепления, ставшие опорой новгородской власти в Карелии.
Археологические раскопки прояснили историю городка на Вуоксе. Благодаря исключительной сохранности дерева все периоды его строительной истории, начиная с карельского племенного центра, относящегося ко времени не позднее первой половины XIII в., и продолжая известным по летописи временем его укрепления в 1295 и 1310 гг., хорошо фиксируются в культурных напластованиях крепостного двора. Некоторые вопросы возникают в трактовке слоя крупнозернистого песка мощностью до 0,5 м, перекрывавшего самый ранний строительный горизонт. Его характерной особенностью является большое количество керамики, исключительно круговой, щепы, залегающей также и слоями, оплавленных кусочков бронзы и целых изделий из металла, рыболовных грузил и поплавков. Особо следует отметить, что среди вещей, значительную часть которых составляли украшения (в том числе и карельских типов), имеются формы, бытовавшие задолго до основания поселения и могильника. Для могильников эпохи меровингов и эпохи викингов в Восточной Финляндии и Карелии характерно именно малое количество керамики.
Еще одно наблюдение, сделанное в процессе раскопок, свидетельствует о сложной гидрологической ситуации в устье Вуоксы при слиянии её с Ладогой, постоянно изменяющемся уровне воды в реке. Проведенные нами замеры показали, что на момент формирования нижнего строительного горизонта, залегающего на глубине около трех метров от современной дневной поверхности, уровень воды в Вуоксе был всего лишь на 34 см ниже уровня упомянутого горизонта. В дальнейшем тенденция сводилась к повышению уровня, что вынуждало постоянно укреплять берег, существенно также поднимая его, что хорошо видно на планах и разрезах раскопа. По-видимому, в процессе одной из таких подсыпок на край острова была принесена земля (крупнозернистый песок) из центральной части острова либо из какого-то другого расположенного неподалеку места. Такого рода подсыпки делались неоднократно, причем земля бралась из одного места, что видно как по характеру песка, так и по находимым в нем вещам.
Библиография
САКСА, А. И. Средневековая Корела. Формирование этнической и культурной общности. (Корельская земля новгородских летописей): [Кякисалми-Корела (Корельский город)] // Информ. сайт города Приозерск Ленинградской области [Электр. ресурс] / Е. Кулаков, С. Панченко, С. Войтович. - 2000-2007. – Режим доступа: http://www.priozersk.ru/1/text/0041.shtml
САКСА, А. И. Средневековая Корела. Формирование этнической и культурной общности. (Корельская земля новгородских летописей) // Вуокса. Призерский краеведческий альманах. Вып. 2. – СПб.: Б&К, 2001. – Том 1. – С. 95-112, илл.
|
Тематические группировки
|
|
подробнее…
|
Ландшафтная археология округа Суотниеми в нижнем течении Вуоксы
|
Рубрики
|
|
Под округом Суотниеми понимается окрестности современного поселения (турбазы) Яркое с прилегающими островами. Поселок Яркое находится в настоящее время в 6 км к западу от города Приозерска - районного центра Ленинградской области, именовавшегося в прошлом Корела, Кякисалми и Кексгольм. Поселок стоит на мысу Суотниеми, далеко вдающемся в широко разливающуюся здесь реку Вуоксу. В средние века эта территория была географическим центром ареала расселения племенного союза корелы и именовалась "Собственно Карелия" - Варшинайш-Карьяла, в отличие от других земель, видимо заселенных карелами несколько позднее.
Впервые открыл для археологии комплекс памятников Суотниеми патриарх исследования этих мест Петер Теодор Швиндт во второй половине XIX века. В сезон 1886 г. он проводил раскопки в окрестностях Суотниеми и обнаружил могильник, в котором вскрыл пять захоронений.
П.-Т. Швиндт считал обнаруженный им могильник карельским, однако обращает на себя внимание то обстоятельство, что все пять наугад раскрытых могил содержали следы захоронений фактически по пяти разным обрядам - трупоположение с ориентацией север-юг, трупоположение видимо в колоде, парное трупосожжение, трупоположение в срубе, и пятый - некий трудноидентифицируемый ритуал, возможно тоже трупоположение. При этом, трупоположение мередианальной ориентации со сломанным мечом характерно для викингов и хазар (у последних такие захоронения могли также принадлежать норманнским наемникам), шейная лента у мужчин характерна как имитация шейной гривны для средневековых балтов, а кольчатые фибулы - для готов, трупоположения в колоде характерны для вятичей и, в более ранний период, - для сарматов (что, впрочем, маловероятно), трупоположение в срубе действительно характерно именно для средневековых карел, парные кремации имеют аналоги у летописной води, раннесредневековых русов и, значительно ранее, - у скифов, расчленение костяка представляло собой архаичный ритуал у средневековых армян. Позднее берестяные изделия из могильника А. Н. Кирпичников интерпретировал как типично словенские. В общем, получается полный средневековый "интернационал". На основании результатов этих раскопок П.-Т. Швиндт реконструировал "карельский костюм", однако кажется странным, что он не обратил внимание на такое разнообразие погребальных ритуалов. Гораздо проще было бы предположить, что могильник этот использовался около какого-то крупного торгового поселения, и хоронили в нем своих соплеменников все по своим обрядам. Таким торговым городом как раз и могла быть Корела.
Интересно, что в позднесредневековых летописях вполне серьезно упоминалось о том, что легендарный князь Рюрик был похоронен именно в окрестностях Корелы, вполне возможно, что и на могильнике Суотниеми, поскольку других могильников подходящего возраста в этих местах не обнаружено.
Библиография
Корявцев-Игнатьев П.М. Ландшафтная археология округа Суотниеми в нижнем течении Вуоксы [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://perpettum.narod.ru/vuoksa2.htm
Корявцев-Игнатьев П.М. Ландшафтная археология округа Суотниеми в нижнем течении Вуоксы [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://www.antisys.narod.ru/LARS.html
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Ларин Параске
|
Рубрики
|
|
«Ларин Параске – замечательная сказительница наших дней, достигшая настоящих высот певческого искусства. Для современного поколения она является образцом совершенного мастерства, которое может быть доступно только выдающемуся певцу. Творчество Параске – это лучшее из того, что собрано у народных сказителей из областей издавна славившихся своим музыкальным искусством. Её поэзия включает в себя значительную часть рун Восточной Ингерманландии и Южной Карелии – певческих областей, в которых были обнаружены стихи, составившие сборники «Калевала», «Кантелетар» и «Лйдсуруно»
Историк Оскар Реландер, 1894 г.
Параске Никитична родилась в начале 1830 г. в Северной Ингерманландии, в Лемболово (Лемпаала). Православная ижорка, она уже в молодом возрасте была известна, как одаренная певица. Позже она вышла замуж в Финляндию в Саккола. С Параске работали несколько собирателей, но лишь настоятель прихода Саккола Ад. Неовиус наиболее основательно записал её песни. Во время продолжительной совместной работы с Параске им было записано от неё более 1300 различных песен. Позже, после переезда Неовиуса из Саккола в Порвоо, Параске жила у него три года. Портреты Параске написаны финским художником А. Эдельфельтом.
Ларин Параске, к сожалению, более известна в Финляндии, чем на своей родине. Там ей установлен памятник, о ней написан роман и снят фильм.
|
Тематические группировки
|
|
подробнее…
|
Ларин Параске (1833/34-1904), сказительница
|
Рубрики
|
|
ЛАРИН ПАРАСКЕ (Ларина-Степанова, урожд. Никитина) Прасковья Никитична (1833/34, С.-Петерб. губ. – 1904, дер. Васкела Выборгской губ.), ижорская рунопевица и сказительница. Родилась. в дер. Мискюля (она же Миискунмяки, в наши дни не существует) близ Лемболово в семье крепостных. В 1853 вышла замуж за финл. уроженца Гаврилу Степанова (он же Ларилан Каурила), выкуплена из крепостной зависимости. Переехала в дер. Васкела (ныне – Луговое Приозерского р-на), где находилось х-во мужа, называвшееся Ларила, или Ларин тупа (изба Лари). Работала на подъеме судов на р. Тайпаленйоки (ныне – р. Бурная). Певческие способности Л. П. проявились уже в молодости. В 1877 первые 24 руны в исполнении Л. П. записал фольклорист А.А. Борениус-Ляхтеенкорва. В 1887 с Л. П. познакомился изв. фин. историограф и фольклорист пастор А. Неовиус. За мн. лет совм. работы Неовиус записал 1200 рун Л. П. (песен калевальского размера), 1750 пословиц и поговорок, 338 загадок, старинные плачи. В 1893 он издал первую книгу этих текстов. В 1891-93 Л. П. жила в семье Неовиуса в Борго (ныне – Порвоо), приезжала в Хельсинки, где с успехом выступала перед широкой аудиторией. Ее портреты писали А. Эдельфельт, Э. Ярнефельт. Общее наследие Л.П. составило более 32 тыс. рунических строк, исполненных по памяти. Ее называли карельской (или финской) Мнемозиной. В 1893 вернулась в Васкела, где жила в крайней бедности. Похоронена на правосл. кладб. между Палкеала и Рийкола (ныне – дер. Замостье Приозерского р-на). В 1911 на могиле Л. П. Молодежное об-во Юж. Карелии установило пам., к-рый был уничтожен в послевоен. годы; в 1992 установлен новый. В 1950 пам. Л. П. (скульп. А. Сайло) также установлен в Хельсинки. В 1983 в Финляндии изд. почтовая марка с портретом Л. П. В кон. 1980-х комп. Б.Д. Напреев посвятил Л. П. оперу «Тростниковая свирель» (автор либретто А.И. Мишин; поставлена в Турку и Йоэнсуу в 1991-92). В 2004 в г. Приозерск прошла науч.-просвет. конференция, посвященная творчеству Л. П.
Соч.: Тростниковая свирель / Сост. О. Мишин. Петрозаводск, 1986; Suomen Kansan Vanhat Runot. Osa V.1. Pohjois-Inkerin runot. Helsinki, 1929.
Лит.: Мутанен П. Народная книга Ларин Параске // Альманах библиофила. Вып. XIX. М., 1985. С.184-192; Карху Э. Ижорская сказительница Ларин Параске: Традиции и индивидуальное творчество в фольклоре // Север. 1992. № 1. С.144-150; «Нет родной сторонки краше…». СПб., 2006.
А.Ю. Чистяков
|
Авторы
|
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Лексика вепсского языка
|
Рубрики
|
|
Основную часть вепсской лексики составляют слова общефинно-угорского (аhttа - "развешивать", еladа - "жить", jaug - "нога", tа - "земля", kuldа - "слышать" и т.д.), прибалтийско-финского (hul’ - "губа", kоrv - "ухо", janis - "заяц", аsttа - "идти" и т.д.) и собственно вепсского периодов (cigicаinе - "черная смородина", jоnikаinе - "голубика", cарtа - "резать", cibudа - "качаться" и т.д.). Корневых слов вепсского периода не очень много. Заметное место занимают многочисленные древние заимствования: балтийские (lоhi - "лосось", hеin - "сено", hеrnеh - "горох", kirvеz - "топор", hеit - "родня", hаtbаz - "зуб" и т.д.), германские (hutаl - "хмель", tеrd - "мережа", аhj - "очаг", kuld - "золото", rаhа -"деньги" и т.д.) и славянские (gоtin - "гумно", lava - "хлев", sirр - "серп", аzrаg -"острога", ikun - "окно", раgаn - "поганый, язычник", rist - "крест" и т.д.). Немало русских заимствований и более поздних периодов как из севернорусских диалектов, так и из литературного языка.
|
Авторы
|
|
Тематические группировки
|
|
подробнее…
|
Лесной промысел
|
Рубрики
|
|
Основным доходным промыслом у карел был лесной: рубка и сплав леса, заготовка дров на продажу и работа на лесопильных заводах. Работа в лесу производилась сезонно и основывалась на применении ручного труда.
Каждый лесопромышленник имел в волости приказчиков, под началом которых находились десятники, руководившие непосредственно работой в лесу. Лесные рабочие были рубщиками, возчиками и сплавщиками леса, набиравшимися в основном из крестьян-бедняков. Заготовка леса велась в зимнее время. Рубили выборочно, чаще всего вблизи селений и ближе к рекам и озерам. Рубщик срубал деревья, а возчик отвозил их на биржу.
Лесозаготовка производилась примитивным способом и проходила в чрезвычайно тяжелых условиях. До начала XX в. лес рубили топором, и только в начале XX в. стали пользоваться поперечными пилами. Бревна вывозили на санях, волоком. Вывезенный лес сваливали на берегу реки или озера, откуда с наступлением навигации сплавляли к лесопильным заводам.
Сплав леса организовывал «рядчик». Еще зимой он нанимал артель сплавщиков-гонщиков. Сплав начинался во время появления «форсовой» воды, т.е. половодья, и продолжался до глубокой осени. Лес сплавляли по озёрам «в кошелях» в виду отсутствия течения, а по рекам – «молем» (россыпью). Доставка леса кошелем – самая простая и дешёвая, но она возможна лишь вблизи берегов. «Кошелём» называется замкнутая цепь из плавающих бревен, концы которых крепко связаны гибкими прутьями или корневищами. Внутри кошеля бревна плавают свободно. Впереди кошеля ставился особый плот-головня, на котором располагалась харчевня, состоящая из двух частей – в одной хранился провиант, а в другой жили артельщики.
Труд в лесу и на сплаве был очень тяжелым. Однако, несмотря на это, лесной промысел давал крестьянам возможность заработка, чтобы расплачиваться с налогами и покупать самое необходимое для семьи. Каждый сплавщик, кроме хозяйственных харчей, получал от 2,5 до 3 рублей в неделю; на дорогу рядчик выдавал каждому гонщику по 1 рублю. В общей сложности рабочий на сплаве получал около 40 рублей в сезон.
С каждым годом росло число крестьян, уходивших на промысел в лес. В начале XX в. количество лесных рабочих достгало 50000 человек, а в предвоенные (до Первой мировой войны) годы равнялось четверти населения Олонецкой губернии.
Библиография
Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с.
Стр. 46-53.
|
Тематические группировки
|
|
подробнее…
|
Лесосплав и транспортировка грузов
|
Рубрики
|
|
Еще в XX веке в прилужских деревнях занимались лесосплавом. На Курголовском полуострове ижоры строили лодки («лайбы») и другие мелкие суда. Владельцы парусников подрабатывали перевозкой дров, гравия, дикого камня и других грузов в Петербург. Этот промысел был традиционным, ведь еще в ХII–XIII веках ижоры, жившие на берегах Невы, занимались перевозом грузов даже по Волхову.
Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. : ил.
С. 102-104
|
Тематические группировки
|
|
подробнее…
|
Липповский могильник
|
Рубрики
|
|
Могильник в деревне Липпово расположен в центре деревни, на крутом склоне глинта, распашка которого привела к исчезновению каменных крестов, когда-то бывших здесь, по сообщениям местных жителей. Выявлено 14 погребений с ориентировкой умерших, приближенной к западной. Обнаружены: бронзовые нательные кресты, две проволочные серьги, русские монеты 1734 и 1735 гг., остатки кожаной обуви типа постол. Из случайных находок происходят железный рабочий топор, бронзовые шведские монеты 1634–1660 гг., половина бронзовой круглой пластинки и подвеска из свинцовистого серебра, два бронзовых нательных креста, бусина желтого стекла, большое количество фрагментов неорнаментированной гончарной керамики.
Конькова, О. И. Исследования ижорских средневековых могильников. Итоги и перспективы // Современное финно-угроведение. Опыт и проблемы : сб. науч. тр. / Музей этнографии народов СССР ; под ред. О. М. Фишмана, Е. А. Рябинина, И. В. Дубова. – Л., 1990. – С. 31–35.
|
Тематические группировки
|
|
подробнее…
|
Лодки
|
Рубрики
|
|
Летний лов рыбы обычно проводился на лодках. До войны использовали весельные и парусные лодки с одной или двумя мачтами и парусами двух типов: треугольным кливером и большим парусом прямоугольной или трапециевидной формы. На таких лодках было до восьми весел; они не имели палубы, кубрика и других построек. Грузоподъемность лодок достигала 1,5 тонны, скорость - 10-20 км/ч.
С середины 1930-х гг. широко стали использовать моторные лодки. На них ставили моторы мощностью 6 л.с., и скорость достигала 18 км/ч. После войны появились мотоботы с моторами 9 л.с., а позже и до 80 л.с. На мотоботах была палуба и каюта. Сейчас лов осуществляется тральщиками.
Толмачева, Е. Б. Рыболовство у ижорского и русского населения Сойкинского полуострова // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 2000 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях). IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.
Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. : ил.
С. 102-104
|
Тематические группировки
|
|
подробнее…
|
Лосево, пос.
|
Рубрики
|
|
ЛОСЕВО (до 1948 – Кивиниеми, фин. – Kiviniemi), поселок в Приозерском р-не. Расположен в местности Кивиниеми («каменный мыс», рус. – Каменка) на левом (северном) берегу протоки, соединяющей р. Вуоксу с оз. Суходольское (быв. – Суванто), при одноименной ж.-д. ст. на ветке СПб. – Приозерск – Сортавала. Нас. – 487 чел. Совр. название было присвоено сев. части дер. Кивиниеми. Юж. часть деревни (на правом берегу протоки) – ныне дер. Варшко (в 1948 – Каменная, в 1948-49 – Варжково). Ряд небольших поселений на Каменке упоминается в новгородских источниках под 1565. В XVII в. в Кивиниеми на сев. берегу Вуоксы находилось швед. укрепление, а в 1930-е – оборонительные сооружения, входившие в «Линию Маннергейма»; на юж. берегу в нач. XVIII в. существовало рус. укрепление (сохр. остатки валов). Л. – центр дачного отдыха и водного туризма. Регулярно проводится водный фестиваль «Вуокса».
Лит.: Шитов Д.И. Карельский перешеек. Земля неизведанная. Ч. 4: Восточный сектор: Рауту – Саккола (Сосново – Громово). СПб., 2000. С. 168-180.
А.Ю. Чистяков
|
Авторы
|
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Лужицкая складчина 2000 г (деревне Лужицы 500 лет)
|
Рубрики
|
|
Девиз праздника: "Нас мало, но мы есть!"
На фото:
• На праздник собралось более 300 человек
• Староста деревни - Ягодников Ф.В. с праздничным пирогом "500"
• Импровизированное выступление кракольских ваддя под руководством Цикало Е.И.
• Ижорский ансамбль "Рыбачка" под руководством Костровой Е.
Библиография:
Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Лужицкая складчина 2001 г (деревне Лужицы 501 год)
|
Рубрики
|
|
Девиз праздника: "Наше богатство - наша культура".
На празднике демонстрировались водские экспонаты, старые фотографии, видео и ауди- материалы с рассказами и песнями деревенских жителей из первого Водского музея. 52 местных жителя подписали Обращение к депутатам всех уровней с просьбой уберечь от вырубок наш деревенский лес, как историческую реликвию с его Шведским кладбищем, Мызным садом, каменными ансамблями и т.д.
На фото:
• У первого Водского музея
• Лужицкое застолье вскладчину
Библиография:
Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Лужицкая складчина 2002 г (деревне Лужицы 502 года)
|
Рубрики
|
|
Девиз праздника: "Покой нам только снится!"
7 сентября 2001 года первый Водский музей был сожжён. На празднике демонстрировались новые экспонаты второго Водского музея. Знакомились с материалами ЦГИА о самой маленькой помещице Ямбургского уезда, род которой продолжает жить в Лужицах, а так же с материалами эстонской (водской) экспедиции 1942-1943 г.г.
На фото:
• Первый экспонат нового (второго) музея - свадебный костюм Фуко Маре
• "Деревня моя повидала немало печалей и бед..."
• "Я в лица уверовал эти..."
• Первое вытупление "Линнуд"
Библиография:
Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Лужицкая складчина 2003 г (деревне Лужицы 503 года)
|
Рубрики
|
|
Девиз праздника: "Каждый человек даже самой маленькой национальности должен чувствовать себя в России комфортно, как дома".
Из речи В. В. Путина о национальной политике в России. Праздник совпал с Петровым днём. Петров день был престольным праздником в д. Лужицы. Впервые на празднике были представлены водский герб, гимн и флаг, продемонстрирован праздничный обряд поклонения кресту и иконе. К празднику издана первая книга водских сказок на водском языке с русским переводами, восстановлены народные костюмы.
На фото:
• Деревенская святыня
• Водские костюмы конца XVIII века
• Водский флаг
Библиография:
Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Лужицкая складчина 2004 г (деревне Лужицы 504 года)
|
Рубрики
|
|
Девиз праздника: "Молодёжь - наше будущее".
Каковы традиции воспитания детей в водской культуре? Как они передаются в лужицких родах? Мы гордимся нашими детьми. В культуре каждого коренного народа заложена прекрасная основа для воспитания детей в трудолюбии, уважении к природе и человеку.
На фото:
• Совместное выступление Линнуд и эстонского ансамбля "Вяйке Хеллеро"
• Лужицкие дети
Библиография:
Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Лужицкая складчина 2005 г (деревне Лужицы 505 лет)
|
Рубрики
|
|
Девиз праздника: "Сбережение народа".
Поддерживаем предложенную А. И. Солженицыным национальную идею для нашего государства: "Сбережение народа". 26 августа 2005 года была зарегестрирована организация "Общество Водской Культуры". В ОВК вошли энтузиасты, которым дорого водское наследие и знатоки водского языка и культуры.
На фото:
• Самый веселый момент праздника - приход Чуд
• Водская свадьба в исполнении Чуд - невеста, подружка невесты, "красный Зорро"
Библиография:
Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|
Лужицкая складчина 2006 г (деревне Лужицы 506 лет)
|
Рубрики
|
|
Девиз праздника: "Нас много, а смерть одна - всех не возьмёт".
Водская пословица от Огру Нестеровой. Открытие нового Водского музея в д. Лужицы, презентация Водских проектов.
На фото:
• Оргкомитет праздника
• "Среди болот зыбучих
И чащ лесных дремучих
Скрывалась непонятная, таинственная чудь..."
• "Не верьте в эти сказки
Стоим мы перед вами,
Потомки гордых ваттов..."
• Ансамбль Линнуд на празднике
• За праздничными столами в новом музее
• Филологам и художникам есть что обсудить за праздничным столом
• Приход Чуд
Библиография:
Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/
|
Тематические группировки
|
|
|
подробнее…
|