1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Этногенез и этническая история (карелы)
Рубрики
Предки карел в I тыс. н.э. занимали территорию к северу и северо-западу от Ладожского озера, включая район Сайменских озёр. К началу II тыс. н.э. здесь сформировалось племенное объединение корела с центром в г. Корела (ныне г. Приозерск Ленинградской обл.). С XI в. начинается продвижение части корелы на Олонецкий перешеек, где они вступают во взаимодействие с отдельными группами веси. Складываются южнокарельские этнографические группы ливвиков и людиков. С этого же времени начинается освоение территорий современной средней и северной Карелии, где предки карел встретились с саамами. Часть саамов была ассимилирована, оставшиеся оттеснены к XVIII в. на Кольский полуостров. В XII в. карелы вовлекаются в орбиту влияния Новгородского государства. В XIII в. они принимают православие. В 1478 г., после присоединения к Москве Новгородской земли, карельская территория входит в состав Русского государства. По Столбовскому миру 1617 г. Россия уступила Швеции территории западного и северо-западного Приладожья, населённые карелами. С этого времени до начала XVIII в. из-за политики религиозного, национального и социального угнетения, проводимой Шведским государством на приобретённых землях по отношению к местному православному населению, значительная часть карел переселилось во внутренние области России. Часть оставшихся на территории Приладожья карел перешла в лютеранство и приняла участие в формировании финского этноса. Карелы-переселенцы обосновались на русских землях, опустевших в начале XVII в. В местах компактного поселения образовались локальные группы тверских (верхневолжских), валдайских, тихвинских и медынских карел. В начале XX вв. карелы проживали на территории ряда уездов Архангельской, Олонецкой, Новгородской и Тверской губерний. В Архангельской и Олонецкой губерниях они являлись в основном государственными крестьянами, в Новгородской и Тверской губерниях - помещичьими. К началу XX в. группы валдайских и медынских карел были ассимилированы русским населением. В 1920 г. на территории Карелии создаётся Карельская Трудовая Коммуна, которая в 1923 г. преобразуется в автономную республику в составе РСФСР. В 1940 г. на её основе была образована Карело-Финская ССР. В 1956 она ликвидируется, вместо неё вновь создаётся Карельская АССР, которая в 1991 г. преобразовается в Республику Карелия. В конце 1928 г. в Ленинградской области были созданы карельские национальные сельсоветы, имвшие такой статус до 1937 г. На территории проживания тверских карел в 1937 - 1939 гг. существовал национальный округ. Библиография: 1. КАРЕЛА: основные сведения // Сайт «Хронос» [Электр. ресурс] / Ред. В. Румянцев. – 12.01.2002. – Режим доступа: http://www.hrono.ru/etnosy/karely.html 2. КАРЕЛЫ: историческая справка // Сайт «Финноугория» [Электр. ресурс] // Финно-угорский культурный центр РФ. – Республика Коми, 2007-2008. – Режим доступа: http://www.finnougoria.ru/community/folk/6/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=344&ELEMENT_ID=2207 3. САКСА А.И. Древняя Карелия во второй половине I – первой половине II тыс. н.э. Происхождение, история и культура летописной карельской земли: Автореф. дис. на соискание ученой степ. д-ра ист. наук [Электр. ресурс]. – СПб., 2006. – Режим доступа: www.archeo.ru/rus/download/saksa.pdf
Тематические группировки
подробнее…
Этноним (ингерманландские финны)
Рубрики
Слово "Инкери" имеет несколько значений. Оно в равной мере означает и определенную территорию, и финно-угорское по происхождению население этой территории. Этноним "инкери" - "финны-ингерманландцы" (по-фински inkerin suomalainеn, inkerilainen - "инкеринсуомалайнен", "инкерилайнен") стал относиться после Столбовского мира 1617 г. к переселившейся на территорию Ингерманландии этнической группе, говорившей на финском языке и исповедовавшей евангелистскую веру. Финнов-инкери (ингерманландцев) даже многие из финно-угроведов часто смешивают с ижорцами.
Тематические группировки
подробнее…
Этнонимы вепсов
Рубрики
Особенности формирования вепсов и их расселения отражаются в отсутствии у них единого самоназвания. Этноним вепсы (vерslаizеd, bерslаizеd) известен лишь в части вепсских говоров. Он распространен в основном у южных вепсов (в форме bерslааnе) и у части средних вепсов на верхнем течении Ояти. В прошлом этот этноним имел явно более широкий ареал. Об этом свидетельствует, например, то, что паданские карелы называют вепсами (vерsаd) своих южных соседей – карел-людиков. В пограничной зоне расселения карел-людиков и собственно карел в северо-западном Обонежье сосредоточена и группа топонимов с основой vерs-/вепс-, что отмечает границу былого распространения вепсов в северо-западном Обонежье. Следы этого этнонима обнаруживаются и в топонимии восточного Обонежья, а также в северо-западном Приладожье и в восточной Финляндии, где термин vерsa-вепся хорошо известен также в качестве антропонимной основы, закрепившейся в целом ряде финских фамилий. Финский этнограф Нийло Валонен склонен связывать распространение этнонима в этих местах с вепсской экспансией, что, однако, не находит убедительных лингвистических и археологических подтверждений. В связи с этим интересно предположение о карельском-ливвиковском посредничестве в распространении названий, в которых выступает вариант vерsu-. Прионежские вепсы, а также часть приоятских вепсов (западные говоры) называют себя так же, как и карелы-людики, людиками (ludinik, ludilаinе), а свой язык соответственно людиковским (ср.: раgistа ludiks – «говорить по-вепсски»). Этот этноним с явными русскими истоками распространился, видимо, вдоль Свири и вытеснил здесь самоназвание вепсы (vерslainе), сохранившееся на окраинах прежнего ареала – на территории, удаленной от Свири. Активное функционирование этнонимов характерно для зон межэтнического контактирования. Там же, где контакты были ограничены, этнонимическая система не получила особого развития. Эта закономерность особенно наглядно проявляется в восточновепсском ареале, в глухом углу Онежско-Белозерского водораздела, где у вепсов никакого особого самоназвания нет. Они называют себя и соплеменников просто tahinе, tagаlаinе «здешний», а его язык характеризуют словами tеidе kаrttе раgizеb – «по нашему говорит», tou kеl'uu раgizеb – «на этом языке говорит». На южной границе вепсского ареала в качестве самоназвания бытует этноним чухарь (cuhаr', мн. ч. cuhаrid), воспринятый из смежных русских говоров. Этноним чухарь проник на восток из Новгородской земли, очевидно, по южным окраинам вепсской территории вдоль того пути новгородской колонизации, который шел из Приильменья в Белозерье. Термин чухарь известен и на других вепсских территориях, однако не в качестве самоназвания, а как пренебрежительное прозвище в среде русских соседей. Русские соседи называли вепсов также кайванами и чудью. Последний этноним широко использовался в XIX – начале XX в. в научной и справочной литературе о вепсах. Лишь в 1920–1930-e годы, в период национально-государственного и языкового строительства, в литературе, а также в сознании носителей вепсского языка постепенно утвердилось единое название народности вепсы. Традиционно считается, что в исторических источниках вепсы известны и как чудь, и как весь. Функционирование двух терминов связано, очевидно, с тем, что западная часть вепсской территории тяготела к Приладожью (чудь), в то время как восточная – к Белозерью (весь), и вследствие этого народ различно назывался их соседями с запада и востока. В действительности это, видимо, слишком упрощенное представление, и литература, освещающая проблему древних этнонимов, полна противоречивых, взаимоисключающих представлений. В древнерусских документах весь устойчиво связывается с Белым озером. Видимо, вследствие того, что в период зарождения Древнерусского государства Белозерский ареал играл благодаря волжской торговле более важную роль, чем Приладожье, в документах упоминается именно белозерская весь.
Тематические группировки
подробнее…
Этноопределяющие черты археологических памятников ижор
Рубрики
Топографический признак могильников – расположенность на крутых склонах холмов и берегах рек или небольших возвышенностях. Внешних признаков погребения чаще всего не имеют, лишь в некоторых случаях под дерном обнаружены нерегулярные каменные обкладки, а в могильнике у д. Липпово были и небольшие каменные кресты. Все погребения (за исключением одного частичного трупосожжения в дер. Урмизно) совершены по обряду ингумации в небольших овальных ямах. Ориентировка умерших приближена к западной, в могильнике у дер. Гамалово наблюдается последовательное изменение ориентировки в течение XIV—XVII вв. с северной на юго-западную. Возможным обрядовым этноопределяющим признаком ранних ижорских могил является отмеченное в том же Гамаловском могильнике положение умерших на деревянные плахи и покрытие их берестой (два погребения XV в.). Находки в более поздних могилах кованых гвоздей указывают на наличие гробовищ. Специфическим элементом погребальной обрядности представляются и следы костров – большие круглые зольные пятна почти у каждого погребения могильника в дер. Урмизно, значительные зольные пятна встречены и на Дубовском могильнике. Обнаруженный инвентарь включает вещи русских типов XIV—XVII вв. Вместе с тем, полное отсутствие браслетов, с одной стороны, орудий труда, булавок, цепочек, бляшек и спиралек, с другой, качественно отличает инвентарь ижорских погребений от славянских курганов и жальников и водских могильников Ижорского плато. Типично финскими элементами являются лишь остатки украшения из колечек, нанизанных на шерстяные нити, из погребения 9 в дер. Гамалово и обнаруженная в Урмизно фибула с маковидными головками, связанными шерстяной нитью, что может служить финским атрибутом. Конькова, О. И. Исследования ижорских средневековых могильников. Итоги и перспективы // Современное финно-угроведение. Опыт и проблемы : сб. науч. тр. / Музей этнографии народов СССР ; под ред. О. М. Фишмана, Е. А. Рябинина, И. В. Дубова. – Л., 1990. – С. 31–35.
Тематические группировки
подробнее…
Юбки
Рубрики
В зимнее время поверх рубахи надеваются пестрые шерстяные юбки, «хаме» (hame). Делаются такие юбки из чистой шерсти или же из ткани, основа для которой берется бумажная, а уток шерстяной. Юбки бывают черного, красного, зеленого и синего цвета, со всевозможных цветов узкими или широкими полосами, расположенными у одних юбок в вертикальном, а у других в горизонтальном направлениях. То или иное расположение полос связано с районом: ижоры, жившие по р. Луге имели на юбках исключительно вертикальные полосы, в то время как у ижор Кургаловского полуострова полосы всегда располагались в горизонтальном направлении. Ижоры и водь Сойкинской и Наровской волостей носили еще особую поясную одежду «хурстуксет» (hurstukset), характерную как своим покроем, так и старинной техникой тканья. Эта одежда состояла из трех кусков. Переднее и заднее полотнища в верхней своей части делались из синей полушерстяной материи с пришитыми снизу белыми вышитыми полотняными подолами; боковое полотнище, расширяющееся книзу, шилось из белого домашнего полотна и также вышивалось. Хурстуксет укреплялась на поясе при помощи завязок таким образом, что боковое полотнище приходилось с левой стороны, правый же бок оставался открытым. Юбка подобного типа ближе всего стоит к поневе, – поясной одежде южных великорусов. Узоры хурстуксет состоят из ромбов и свастик. В прежнее время хурстуксет являлся частью девичьего костюма. Замужние женщины носили подобную же одежду, но при этом всегда надевали поверх нее особого вида две подвески «каттарет» (kattaret), спускавшиеся сзади с пояса. Каждая из этих подвесок представляет собою прямоугольный кусок холста, на котором с наружной стороны нашито по пяти горизонтально расположенных друг над другом кусков красного кумача, чередующихся с узкой узорной тесьмой. К верхнему краю красных кусков пришито по желтой бисерной решетке, оканчивающейся рядом круглых медных штампованных бляшек, подвешенных на нитках, пропущенных сквозь спирали из медной проволоки. К самой верхней решетке вместо бляшек прикреплены белые раковины (Cyprea moneta). В нижней части каттарет, со стороны изнанки, пришивается металлический бубенчик. Внизу подвески заканчиваются бахромою из красных шерстяных нитей, а и верхней части к ним, во всю их ширину, прижимаются петли из вышитого холста. Сквозь эти петли продевается узкий плетеный шерстяной поясок, при помощи которого каттарет удерживаются на поясе. Когда хурстуксет и каттарет заменила новая форма одежды, косоклинный сарафан, то они еще некоторое время продолжали существовать в качестве элемента свадебной одежды невесты. Невеста, направляясь к венцу, надевала их под сарафан: старая одежда должна была принести новобрачной счастье. Не менее любопытна «ааннуа» (aannua), юбка употреблявшаяся прежде ижорами Ораниенбаумского района. Ааннуа представляет собой черную шерстяную юбку, имеющую на левом боку разрез. Юбка удерживалась только одной лямкой, соединявшей верхние концы разреза и перекинутой через левое плечо. Ааннуа имела в длину, приблизительно, около одного метра и вверху немного не достигала до плеча. На месте разреза под юбкой носился с левой стороны четырехугольный кусок материи «хурстут» (hurstut). Этот кусок имел такую же, как и ааннуа, лямку, проходившую через правое плечо. Хурстут делался из полушерстяной ткани, с холщевой основой и шерстяным утком; нижняя часть его, шириной около 25 см, сшивалась из разноцветных треугольных лоскутков. Прыткова, Н. Ф. Одежда ижор и води. Из материалов Северо-западной экспедиции 1926–28 годов // Западнофинский сборник / под ред. В. Бартольда. – Л.: Изд-во АН СССР, 1930. – 340 с., 6 л.ил., 5 л.к. – (Тр. / Комис. по изуч. племен. состава населения СССР и сопред. стран ; Т.16). – С. 306-340.
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Язык. Письменность (водь)
Рубрики
Водский язык относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи, наиболее близок к северо-восточному диалекту эстонского. В настоящее время водский язык знают лишь некоторые люди старшего поколения. Язык бесписьменный. Открытие води и водского языка для российского читателя принадлежит нарвскому пастору Фр.-Л. Трефурту, чье сообщение о чуди, т.е. води, с изображением женского костюма появилось в 1783 году. Трефурт описал целый ряд обычаев и верований води в деревне Котлы (Каттила) (Кингисеппский р-н), привел некоторые образцы водского языка. Насколько неизвестен был этот язык в конце XVIII века, свидетельствует одно письмо Екатерины II, где водь копорских деревень названа «варягами». Со статьи Трефурта начинается трехвековая дискуссия о происхождении води и водского языка. Одни исследователи утверждали, что водский язык – диалект эстонского, а водь – недавние эстонцы, другие отстаивали независимое древнее происхождение води. Водский язык основательно исследован лингвистами. Наиболее крупный вклад в его изучение внес эстонский ученый П.А. Аристе (Ariste P.). На протяжении многих столетий водь находилась в постоянном общении с русскими. Уже с давних пор она усваивала русский язык, обряды и обычаи и постепенно забывала свой говор. Общая с русским населением религия облегчала возможность смешанных браков и ускоряла процесс обрусения. С появлением же сельских школ, где преподавание велось на русском языке, обрусение води пошло еще быстрее. Но все же русский язык оказал сравнительно меньше влияния на говор води, чем это можно было бы предположить. Из русского языка водь заимствовала много слов, но фонетически оказалась под влиянием родственных по языку соседей: ижор, эстов, эурэмейсет, савакот. Эти соседи окружают водь с востока. запада и севера. Водская речь не во всех местах одинакова. В основном водский говор можно делить на два: восточный, образовавшийся под влиянием эурэмейсет и савакот. Этот говор лучше всего сохранился в деревне Ице(и)пино (Кингисеппский р-н). Все остальные деревни относятся к западному говору, который подвергся влиянию ижор. Особняком между финскими селениями и обрусевшей водью, стоит деревня Куровицы (Кингисеппский р-н). Она утратила многое из своего говора, значительно сблизилась с говором прилужских финнов и потому приняла тот своеобразный вид, который имеется налицо. Использованные источники: 1. сайт http://vadjamaa/narod.ru (03.04.2008) : карта. 2. сайт http://vod.org.ua/index/php?=17&st=1 (03.04.2008) 3. Водь // Финно–угры и балты в эпоху средневековья / отв. ред. тома В.В. Седов, д–р ист. наук ; под общей ред. акад. Б.А. Рыбакова. – М. : Изд-во «Наука», 1987. – С. 34–42; 34–35. – (Археология СССР). 4. Конькова О.И. Водь // Мы живем на одной земле : Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – С. 71–88; 74–75. 5. Ленсу Я.Я. Материалы по говорам води // Западнофинский сборник. [Вып.] 16. Труды комиссии по изучению племенного состава населения СССР и сопредельных стран / АН СССР. – Л. : Издательство Академии наук СССР, 1930. – С. 201–203.
Тематические группировки
подробнее…
Языкознание (ингерманландские финны)
Рубрики
Современная лингвистическая наука включает финно-угорские языки в уральскую языковую семью на основании их родства с самодийскими языками (ненецким, селькупским и др.). На проблему происхождения и эволюции уральских языков существуют разные взгляды. Наиболее традиционной является генеалогическая „праязыковая" теория-схема, исходящая из следующих постулатов: 1) у уральских языков была общая прародина — территория по обе стороны Уральского хребта; 2) уральский праязык был изначально более или менее единым; 3) последующее „языковое древо" образовалось путем поэтапного отпочковывания от изначального праязыка новых языковых ответвлений, новых праязыков, что сочеталось с миграционными процессами. Предполагается, что сначала из прауральского языка выделился прафинно-угорский язык; не позднее III тысячелетия до н. э. от него отпочковались угорский праязык (от которого потом образовались венгерский, мансийский и хантыйский языки) и финно-пермский праязык, который разделился в дальнейшем на собственно пермскую группу (коми и удмуртский языки) и волжскую группу (марийский и мордовский языки). От волжской общности в I тысячелетии до н. э. отделились прибалтийско-финская и протосаамская языковые ветви. Прибалтийско-финская языковая группа включает финский, эстонский, карельский, вепсский, ижорский, водский и ливский языки. Считается, что формирование этих отдельных языков из общего прибалтийско-финского праязыка началось в первые века н. э. Подобного взгляда на „родословную" финно-угорских языков продолжают придерживаться и некоторые современные лингвисты (например, известный венгерский финно-угровед П. Хайду и его последователи). Однако в последние десятилетия указанная схема стала все чаще вызывать сомнения со стороны ряда лингвистов (работы эстонца П. Аристе, финнов М. Корхонена, Т. Итконена, К. Хяккинен, шведа Л.Г. Ларссона, англичанина М. Бранча). Карху Э.Г. Карельский и ингерманландский фольклор. – СПб., Наука, 1994.
Тематические группировки
подробнее…
Языческие жертвенные камни-чашечники
Рубрики
В 1930-х годах недалеко от могильника Суотниеми было обнаружено несколько языческих жертвенных камней-чашечников с несколькими углублениями - "чашами" каждый. В 1980-х годах А. И. Саксой в непосредственной близости от могильника был обнаружен еще один аналогичный камень с десятью "чашами", а также была обнаружена и описана скала, имеющая углубление явно искусственного происхождения на вершине и выбитую к нему лестницу. По мнению А. И. Саксы и В. Мизина этот комплекс имеет непосредственное отношение к могильнику и, возможно, эксплуатировался как культовый центр окрестными карельскими племенами. Интересно, что ниже и левее "лестницы" находится еще одно углубление, треугольное в плане, причем на одном из краев углубления отчетливо просматривается след некоего инструмента (возможно клина), при помощи которого был отколот кусок гранитной скалы для получения необходимой выемки. С северной стороны скалы, примерно в 4 м от верхнего "жертвенника" при расчистке ото мха было обнаружено некое подобие петроглифа, интерпретируемое как символ рыбы. К югу от скалы примерно в тридцати-сорока метрах находятся две нетипичных группы гранитных глыб, напоминающие по конфигурации рухнувшие дольмены. Группы ориентированы по линии запад-восток. Аналогичные сооружения были описаны в свое время только П.-Т. Швиндтом на островах и более никем не исследовались. Также к югу от скалы с жертвенником имеется несколько крупных мегалитов со сколами и гранями отчетливо правильной формы, однако сделать выводы об их искусственном либо естественном происхождении на основании имеющихся данных не представляется возможным. Характерно, что на одном из упомянутых камней-чашечников в процессе христианизации края после соответствующего ритуала был выбит крест, дабы отвратить местное население от языческих обрядов, однако они практиковались даже еще в конце XIX века. Библиография Корявцев-Игнатьев П.М. Ландшафтная археология округа Суотниеми в нижнем течении Вуоксы [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://perpettum.narod.ru/vuoksa2.htm Корявцев-Игнатьев П.М. Ландшафтная археология округа Суотниеми в нижнем течении Вуоксы [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://www.antisys.narod.ru/LARS.html
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Ямы-хранилища
Рубрики
Известный интерес представляют ямы-хранилища. До конца XIX века в таких ямах в зимнее время хранили репу, позднее, в XX столетии - картофель. Яма выкапывалась на возвышенной сухом месте, изнутри ее обкладывали берестой, а сверху настилали толстыми плахами и засыпали землей. Сбоку делались небольшие дверцы. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этнографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 86-119.
Тематические группировки
подробнее…
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14