Географический указатель / Топографические ориентиры / Олонка р.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
«Инкерин Лиитто», финская общественная организация
Рубрики
«ИНКЕРИН ЛИИТТО» («Ингерманландский союз»), общество ингерманландских финнов. Организовано в 1988 (учредительное собр. состоялось в пос. Тайцы), зарегистрировано в 1989. В СПб. и Лен. обл. действуют 18 отделений: С.-Петерб., Всеволожское (Колтушское), Тосненское, Колпинское, Выборгское, Сестрорецко-Зеленогорское, Отрадненское, Пушкинское, Стрельнинско-Ломоносовское, Сосновоборское, Токсовское, Гатчинское, Таицкое, Приозерское, Кипеньское, Кингисеппское, Волосовское, Новодевяткинское. Отделения существуют и в ряде других регионов России, где проживают представители ингерманландской фин. диаспоры (Москва, Псков, Иркутск). Высший орган управления «И. Л.» – ежегодный съезд, избирающий Совет и каждые два года председателя (с 1998 г. – А.И. Кирьянен). Объединяет более 3500 чел. Цель об-ва – «сохранение ингерманландских финнов как этнической общности на родной земле». Об-во разрабатывает и осуществляет мероприятия по нац.-культурному возрождению рос. финнов: это фольклорная работа (созданы неск. хоров и нар. муз. коллективов), организация курсов фин. яз. в Ингерманландии (СПб., Гатчина, Колтуши, Сосновый Бор, Тосно, Выборг), с 1989 ежегодно проводится нац. праздник «Юханнус». Вместе с фин. стороной «И.Л.» участвовал в создании Ингерманландской земледельческой школы (1993, г. Пушкин), домов престарелых в Тайцах, Колтушах, Мартышкине), Терволове (Гатчинский р-н), Кикерине. В 2000 в рамках финл. гос. проекта поддержки ингерманландских финнов открыт Гатчинский фин. многофункциональный центр. Об-во занимается проблемой трудоустройства, в т. ч. орг-цией сезонных работ в Финляндии для молодежи. «И. Л.» поддерживает контакты с Ингерманландским Союзом финнов Карелии, организациями ингерманландцев Эстонии, Швеции, Финляндии, Евангелическо-лютеранской церковью Ингрии, фин. общественными орг-циями «Вилла Инкери», «Волунтате»; участвует в деятельности Парламента заруб. финнов (осн. в 1997), представляющем интересы фин. диаспоры. С 1998 издает газ. «Инкери» (6 номеров в год). Лит.: Кокко В. «Инкерин Лиитто»: 15 лет национального строительства // Инкери. 2003. Октябрь-ноябрь. С. 1-2; «Inkerin Liitto». – http://www.inkeri.spb.ru А.Ю.Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Интерьер вепсского крестьянского жилища ХХ века
Рубрики
Интерьер жилых помещений полностью зависел от имущественного положения крестьян. Внутренняя планировка избы определялась местом расположения печи. Печи в довоенных постройках располагались в углу, справа или слева от входа. Русские печи по белому, пришедшие на смену черным печам в 1920-30 гг., клались высоко над полом на брусчатом опечке. Снизу (в подполье) они устанавливались на деревянные столбы. Печи «бились» из глины, «вывод» складывался из самодельного кирпича. Поверхность печи обмазывалась глиной и белилась. Печное устье (su) направлено к фронтонной стене. Наибольшая высота печей достигала 206 см, длина - 220 см, ширина - 163 см. Устья печей, печные зеркала и печурки имели различную форму. Если печи клались одним мастером, то пропорции и форма деталей достаточно устойчивы. Вдоль стены, над лежанкой, находилась полка для хранения припасов (лука, сушеной рыбы, сушеной малины и т.п.). Вдоль длинной стенки печи располагался ящик - рундук karzilad, закрывающийся крышкой (вход в подполье). В д. Шигола зафиксирован печной конек, вытесанный из доски в форме головы коня. В этой же деревне в жилом помещении была обнаружена единственная сохранившаяся печь для дополнительной зимней топки. Она располагалась посередине жилого помещения у фронтонной стены, отделяя часть избы, где стояла кровать. В д. Юбиничи была зафиксирована сохранившаяся печь-лежанка постройки 1914 г. По диагонали к печам находился большой угол, в котором помещалась божница. Часть избы (с окном), прилегающая к печи, отделялась перегородкой (кухня). Здесь, вдоль стены-перегородки ставили одну из кроватей. На стене печного угла вешали посудные полки и шкафчики. Вдоль нее устанавливали кухонные столы с полками, закрывающиеся на дверцы. В этих столах обычно хранились продукты, необходимые во время приготовления пищи. Рядом с печью, у дверного угла, находился рукомойник. На другой стороне дверной стены висели посудные полки. Из неподвижной мебели в настоящее время сохранились лавки, вытесанные из бревна (они обычно стоят вдоль фронтонной стены) и кровати в сенях, на которых спали летом под пологом (д. Мягозеро). Подвижная мебель получила наибольшее распространение в вепсских деревнях в 1930-е годы. Местные мастера изготавливали деревянные кровати, столы, стулья и табуреты, скамьи со спинками, посудные подвесные шкафчики, буфеты и посудные шкафы, комоды, сундуки и лари. Практически вся мебель, изготовленная в то время, находит применение в современном вепсском жилище. Это многочисленные варианты обеденных столов конца XIX - начала XX века. Столы различаются формами подстолий, декоративным оформлением (резьба, роспись). Разнообразны по форме и отделке подвесные посудные шкафчики, посудные полки, деревянные кровати. Нужно отметить, что вся мебель окрашивалась. Преобладали голубые, зеленые, коричневые и темно-красные тона. Из «торговой» мебели в интерьере вепсского жилища чаще всего встречаются рамы для зеркал и фотографий, сундуки, окованные железом. Традиционные предметы интерьера из текстиля представлены накидками на комоды, сшитыми из узорной ткани с кружевной прошвой посередине, кружевными и вышитыми подзорами, одеялами и покрывалами из пестрого лоскута, домоткаными половиками - дорожками, сотканными в различной технике, набивными ковриками и полотенцами на икону.
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Исследователи курганов
Рубрики
Интерес к курганам возник давно. В XVIII в. вскрытие курганов носило хищнический характер, в результате почти все нераскопанные памятники в большей или меньшей степени повреждены. Научные интересы к курганам проявились у Д. Европеуса и Е. В. Барсова. В 70-е гг. XIX в. финляндский ученый Д. Европеус совершил ряд научных поездок по рекам Приладожья и раскопал немало курганов. К сожалению, сам он не обработал материалы раскопок, позднее за него это сделал другой финляндский исследователь (вещи хранятся в Национальном музее в Хельсинки). Е. В. Барсов в период своей службы в Петрозаводске вел активную краеведческую работу по археологии, истории, этнографии и фольклору Олонецкого края. Добытые им археологические материалы хранились в Петрозаводском краеведческом музее, но во время войны были утрачены. В 1878–1884 гг. значительные исследования в Приладожье проводил Н. Е. Бранденбург. Его образованность, точность и тщательность, присущие людям военной науки, самым положительным образом сказались на качестве работ. Раскопки курганов проведены им на высоком для того времени методическом уровне. Большая часть материалов хранится в Государственном Историческом музее в Москве и меньшая – в Эрмитаже. В 20–40-е годы ХХ столетия изучением курганов Приладожского региона занимался известный ленинградский ученый В. И. Равдоникас. Большая заслуга в исследовании оятских памятников принадлежит А. М. Линевскому – археологу, этнографу, историку, известному карельскому писателю. За 1947–1949 гг. под его руководством раскопано 174 кургана. Богатейшие их материалы находятся в фондах Института языка, литературы и истории Карельского филиала РАН. Предметы материальной культуры, добытые при раскопках курганов, являются главным источником при изучении древней истории вепсов X–XIII вв.
Тематические группировки
подробнее…
История вепсского букваря
Рубрики
Вепсский язык происходит из прибалтийско-финской языковой группы. Финские ученые начали изучать его более 130 лет назад. Элиас Леннрот опубликовал в 1853 г. первую статью про вепсский язык. С этого началось настоящее исследование вепсов, вдобавок к языку исследовались и народные традиции. Финны предприняли множество экспедиций, результатом которых стало большое количество записок, дневников и статей. Из них самыми известными стали работы Эмиля Аукисти "Основы исторической фонетики вепсского языка" и Лаури Кеттунена "Исследование вепсских диалектов". В областях проживания вепсов побывали также Август Альквист, Арвид Генец и в нынешнем столетии Лаури Пости, Рейно Пелтола и Аймо Турунен. В прошлом веке в России никто не занимался финно-угроведением именно из-за того, что все финно-угорские народы проживали на территории Российской империи. Однако в начале века в некоторых изданиях начали появляться публикации по этнографии, которые затрагивали в том числе и вепсов. Правда, не всегда эти публикации были объективны. Первый вепсско-русский словарь появился в 1913 г. Он был собран учителем сельской школы Павлом Успенским. Настоящий подъем вепсской культуры начался в 1930-х годах, когда приступили к созданию письменного языка. Как сообщал ленинградский журнал "Революция и письменность" в 1932 г., комитет по терминологии Академии Наук CCCР дал задание создать ижорские и вепсские учебники, а также словари. Газета "Советская этнография" писала в 1931 г., что две группы филологов под руководством академика Николая Марра подготовили ижорский и вепсский алфавит и учебники. Алфавит создавался на основе латинской графики, поскольку по мнению авторов такое решение наиболее соответствовало фонетике языка. В 1932-33 гг. в Ленинградской области в Видле, Оште, Капше, Шоле и Ояти было основано 49 вепсоязычных начальных школ и 5 средних. К 1937 г. опубликовано 19 учебников, вепсско-русский словарь, содержащий 5 тысяч слов, и несколько книг для чтения. В начале 1937 г. обучение на родном языке началось в Прионежье, в Шелтозерском районе, но оно продлилось всего 2 месяца. Несколько ранее вышло постановление о переводе вепсского языка на кириллический алфавит, но оно осталось невыполненным, поскольку обучение на вепсском языке полностью прекратилось в 1937 г. Основной причиной этого был крутой поворот в национальной политике, который нанес серьезный удар по культурам малочисленных народов. Также как и по многолетней работе большого количества ученых. Некоторых даже посадили - например этнографа, вепса по национальности, Степана Макарьева и филолога, доцента Ленинградского университета Матти Хямяляйнена. Вместе с учителем вепсского языка Федором Андреевым Хямяляйнен подготовил вепсский букварь, затем опубликовал грамматику, русско-вепсский словарь и работу по исследованию вепсских диалектов. Другой заметной фигурой в изучении вепсского языка был Николай Богданов, один из первых преподавателей вепсского. Он входил как раз в ту возглавляемую Марром группу филологов, которая разработала вепсский алфавит и выпустила первые учебники. Вепсская письменность была возрождена в 1989 г. К названному периоду были уже известны детально особенности всех вепсских диалектов. В Фонограммархиве Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН в Петрозаводске хранятся многие сотни часов магнитофонных записей. Изданы образцы вепсской речи в России и в Финляндии, а также большой диалектный словарь вепсского языка. Проведенная работа послужила серьезной базой для разработки правил орфографии новописьменного языка.
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
История води
Рубрики
Самые ранние археологические находки, которые можно отнести к предкам водского народа, восходят к IV-V1I вв. и. э. Вместе с ижорцами водь являлась коренным населением территории Ингерманландии. Их земли лежали вдоль важнейших торговых путей с востока на запад на юго-восточном побережье Финского залива. Переселенческий поток восточнославянских племен (кривичей и словен) в VI-VIII вв. достиг земель между озёрами Пейпус (Чудским) и Ильмень, а в Х в. постепенно распространился и на другие области Ингерманландии. В древнерусских летописях название различных прибалтийско-финских народов впервые встречается в связи с рассказом об основании Новгорода (859 г.) в форме "чудь" - этноним, в котором наряду с другими следует видеть, вероятно, и водский народ. Под 1069 г. водский народ первый раз упоминается отдельно под именем "водь", когда водская рать в союзе с полоцким князем напала на Новгород, но потерпела поражение. Начиная с XI в. водь попадает в зону влияния Новгорода, и их зависимость от феодальной Новгородской республики в последующие столетия возрастает всё больше. Населённые водью земли стали северной частью Новгородского княжества. С середины XII в. водь уже сражается вместе с новгородцами с племенем Ямь (Емь по-фински h(me), а в XIII в. - против шведских и немецких рыцарей-крестоносцев причём земли води часто разоряют чужие войска, а сотни и тысячи жизней её жителей уносят различные эпидемии. С 1270 г. водь и ижора несли воинскую повинность в новгородских дружинах. В Новгороде военная и политическая власть находилась в руках восточных славян, хотя, по сведениям одного письменного источника, на новгородском вече говорили главным образом "по-чудски". Таким образом, водь играла достаточно важную роль в жизни новгородского города-государства. В XIII в. населённые водью территории простирались от реки Нарвы до реки Ижоры и от Финского залива до города Гдова. Интерес к водским территориям проснулся и у католической церкви. Папа Александр III в своей булле конца XII в. упоминает язычников Водской земли (pagani Watlandiane). Несмотря на то, что водь приняла православие, папа римский в 1255 г. назначает на карельских и водских землях своего епископа. Водской землей живо интересовался и немецкий рыцарский орден, его войска часто вторгались туда. В 1440-е гг. они увели с собой захваченных водских пленников, которых затем поселили в Курляндии. К середине XIX в. называемые местным латышским населением "кревепсши" (русскими) потомки водских пленников были полностью ассимилированы. В 1478 г. Московское великое княжество присоединило к себе Новгород, разделив его земли на пять административных единиц, одна из которых стала называться "Водской (Вотской) пятиной". В 1484 и 1488 гг. большое количество води было силой вывезено в среднерусские земли, а на их место переселили русских. Вероятной причиной насильственного выселения была необходимость обеспечения безопасности пограничных областей Русского государства. Этой же цели служило также обращение в православие, распространению которого на водских землях уделялось особое внимание, ибо оно служило опорой власти и верным залогом русской гегемонии. Несмотря на это, в середине XVI в. два новгородских епископа жалуются, что водь по-прежнему держится своих языческих верований. Позже на этих территориях усилилась миссионерская деятельность русской церкви. На внедрение православия указывает тот факт, что в среде коренного населения вошли в обиход русские имена, дававшиеся при крещении. С 1617г. на протяжении почти целого столетия Водская земля была частью Швеции. Из-за насильственного обращения в протестантство и налогового бремени многие из водского народа бежали в Россию, а на их место поселили финнов из Юго-Восточной Финляндии, исповедовавших евангелистскую веру. В годы Северной войны (1700-1721 гг.) этот край вновь сменил хозяев, после тяжёлых битв русский царь Пётр Великий основал на его землях город Санкт-Петербург (1703 г.), а большое количество води выслали в Казань. В новую столицу и её окрестности прибыло много русских жителей, что привело к значительному усилению уже начавшейся ранее ассимиляции води. Фавориты царя получили земельные угодья и поместья в Ингерманландии, и повинности сельского населения ещё более возросли. К середине XIX в. стало ещё слабее самосознание води как народа, последним бастионом которого являлся водский язык. К этому времени почти половина води знала русский язык, ибо почти полностью находилась под воздействием русской культуры, его усилению способствовало и православие. Хотя у води имелся свой самобытный фольклор, материальная культура и обычаи, всё больше распространялись русские песни и русский уклад, русский быт. Во второй половине XIX в. численность карел, ижорцев и вепсов существенно выросла, в то время как количество води уменьшилось до одной пятой от прежнего количества. Библиография: 1.Финно-угорский информационный центр // http://www.finugor.ru/ 2. Историко-культурный атлас Республики Коми. – М., 1997. 3. Сородичи по языку. – Будапешт, 2000. 4. Общественно-политическая и культурно-просветительская газета «Бизнен Юл» : Водь // http://beznen-yul.narod.ru/strana/vod.htm
Тематические группировки
подробнее…
История возникновения вепсской письменности
Рубрики
Вепсский язык является новописьменным языком. Но это не значит, что он никогда не фиксировался на письме. Одним из первых письменных памятников являются заговоры старинной рукописи (предположительно вторая половина XVI века), обнаруженной российским языковедом В. И. Срезневским в Заонежье. Его консультировал известный финский языковед Э. А. Сетяля, и они пришли к выводу, что нерусские записи, сделанные кириллицей, являются вепсскими. Позднее специалист по людиковскому диалекту карельского языка А. П. Баранцев после тщательного анализа текстов пришел к выводу, что эти нерусские тексты являются сплавом двух близкородственных языков южной Карелии – вепсского языка и людиковского диалекта карельского языка. Позднее А. П. Баранцев в делах канцелярии олонецкого губернатора обнаружил еще один, более поздний, памятник (середина XIX века). Это был рукописный словарь небольшого объема, составленный вытегорским исправником Ларионовым, который назвал свою работу «Лексиконом корельского языка». Детальный анализ показал, что в нем представлен куштозерский говор вепсского языка. Куштозерского говора теперь нет, поэтому данный материал весьма ценен для исторической диалектологии. Кроме того, он является свидетельством желания чиновников понять вепсскую речь, которая в первой половине XIX века была, очевидно, достаточно распространена и требовала неких знаний в ее области. Эти памятники были, по сути дела, записаны транскрипцией, которая использовала кириллицу, и здесь невозможно говорить о каких-либо зачатках орфографии. Впоследствии появилось достаточно много разного рода образцов речи, как отдельно изданных, так и использованных в научных трудах, которые при передаче вепсской речи транскрипцией использовали латиницу. Прежде всего, это труды финляндских ученых второй половины XIX века, Э. Леннрота (1853), А. Алквиста (1861), Х. Базилиера (1890), а также Й. Синнеи (1881), Х. Уйфальви (1875) и мн. др. Именно в них содержатся первые письменные образцы вепсской речи, записанные транскрипцией, с которой и начинается зарождаться орфография. Сама же письменная традиция уже с использованием некоторых правил орфографии возникла в 1930-е годы – в годы так называемой культурной революции. В основу литературного языка был положен средневепсский диалект, говор с. Пелуши. Группа разработчиков во главе с вепсом Н. И. Богдановым составляла учебные пособия, в основном, с использованием пелушского, а также некоторых других средневепсских говоров (шимозерских, пондальских, войлахотских). В первый период функционирования вепсской письменности было создано определенное количество новых терминов, которых недоставало языку вепсов: kand «падеж», kandluz «склонение, спряжение», openduzkirj «учебник», vajehnik «словарь», uks’lugu «единственное число», ailugu «множественное число», aikerdoita «умножать» и т.д. Наиболее удачные из терминов того периода используются и в настоящее время, в период возрождения вепсской письменности. В 1930-е годы было создано около 30 разного типа учебников. В основном они были переводными, и в них присутствовало много заимствований, поскольку другие говоры вепсского языка слабо принимались во внимание. Однако письменность была вскоре запрещена, некоторые учебники даже подверглись сожжению, а правила правописания в тот короткий период так и не успели закрепиться, так же как и не успела возникнуть вепсская литература. Вепсская письменность была возрождена в 1989 г. К названному периоду были уже детально известны особенности всех вепсских диалектов. В фонограммархиве Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН в Петрозаводске хранятся многие сотни часов магнитофонных записей. Изданы образцы вепсской речи в России и в Финляндии, а также большой диалектный словарь вепсского языка М. Зайцевой и М. Муллонен. Проведенная работа послужила серьезной базой для разработки правил орфографии новописьменного языка.
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
История изучения вепсов
Рубрики
Вепсы, в числе западно-финских народов России, являлись почти единственным народом, совершенно не изученным до второй половины 20-х гг. ХХ в. В виду этого в 1926 г. в план исследовательских работ этнографического отдела Русского Музея и Академии истории материальной культуры была включена работа по изучению вепсов. Для работы были выбраны наиболее глухие районы Лодейнопольского уезда, а в 1927 г. работа была перенесена в верховье р. Ояти. Этнографическая работа, в виду отсутствия лингвиста-этнографа, велась преимущественно в области материальной культуры. Первые упоминания о веси находим у готского историка середины VI в. Иордана, жившего в северной Италии. В своем труде «О происхождении и деяниях гетов» он называет в списке народов, якобы покоренных готским королем Германарихом в середине IV в., северное племя «васинабронки» (Vаsinаbrоnkаs). Комментатор Иордана Е. Ч. Скржинская перевела термин «васинабронки», представив его, как «весь в местности Абронкас» (vаs in Аbrоnkаs). Польский историк X. Ловмяньский и академик Б. А. Рыбаков считали, что в термине «Абронкас» следует видеть искаженное название «Биармия» или «Пермь». Исходя из этого Б. А. Рыбаков полагал, что сочетание «васинабронки» следует переводить как «весь из Биармии». Более подробные сведения о веси дал германский хронист второй половины XI в. Адам Бременский. Его труд «Деяния епископов Гамбургской церкви», написанный в 1073–1076 гг., состоит из четырех книг, последняя из которых посвящена географии Севера. На основе данных, полученных, вероятно, от скандинавских мореплавателей, он пишет о северном племени вицци (Wizzi). Первым исследователем, отождествившим племя вицци или вису арабских источников с населением Белозерья, был академик Х. Д. Френ (1782–1851). Так же и финский этнолог И. Маннинен, считал, что слово «албаны» (аlbаni), означающее в переводе с латыни «белое», указывает на Белое озеро. Еще одному средневековому хронисту Саксону Грамматику принадлежит труд «Деяния датчан» («Gеstа Dаnоrаm»), созданный на рубеже ХII–ХIII вв. Он представляет компиляцию мифологических, фольклорных, поэтических и реальных сведений. В первой книге этого сочинения дан географический обзор Дании, Прибалтики, Скандинавии и сопредельных территорий, причем реальные факты перемежаются с вымыслом. Саксон Грамматик упоминает в нем народ «висины» (visinnus`), который историки идентифицируют с весью. Множество упоминаний о веси содержится в сочинениях восточных авторов. Наибольший интерес представляют сведения о веси в сочинениях Ахмеда ибн Фадлана и Абу Хамида ал-Гарнати, которые сами побывали в Булгаре на Волге. Секретарь посольства багдадского халифа в государстве Булгар Ахмед ибн Фадлан совершил путешествие по Волге в 921—922 гг. В своих записках он трижды упомянул о веси, называя ее со слов царя булгар «вису». Неоднократно упоминает о веси и древнейшая дошедшая до нас русская летопись «Повесть временных лет». Ее первая редакция была составлена около 1110–1113 гг. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Впервые Нестор упомянул весь в самом начале своей летописи, среди народов, живущих «в земле Иафета, сына Ноя»: «В странах же Иафета сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, емь, угра...». В летописи есть и первое датированное упоминание о веси. Под 862 годом значится: «Сказали (варягам) руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». В Воскресенской летописи XVI в., в сообщении о принятии Русью христианства говорится о том, что князь Владимир крестил «и мерьску и кривическу весь, рекше Белозерскую». Здесь, очевидно, имеются в виду группы веси в областях, сопредельных с территорией расселения кривичей и мери. Письменные источники VI – начала XIII в. позволяют сделать вывод, что весь в то время была могучим племенем, хорошо известным во многих странах Западной Европы, мусульманского Востока и, естественно, Руси. В IХ–ХI вв. весь принимала активное участие в политической и военной жизни Руси. В эпоху раннего средневековья весь приняла участие в формировании карельской народности, а также частично растворилась среди славянского населения. Упоминания о ней исчезают из письменных источников. В начале XIX в. существовало даже мнение, что весь вообще уже исчезла из числа народов России. Так, Н. М. Карамзин писал в примечаниях к первому тому своей «Истории Государства Российского»: «Весь, Меря, Мурома, наконец обратились в Славян». Вновь стало известно о вепсах благодаря академику А. Шёгрену.
Тематические группировки
подробнее…
История карельского языка. Алфавит
Рубрики
Карельский язык, вопреки распространенному заблуждению, относится к числу старописьменных (письменность на основе кириллицы), древнейший письменный памятник (XIII век) – Новгородская берестяная грамота № 292 (обнаружена в 1963) – четыре строки заклинания от молнии. Известны также специфические карельские руны, наносившиеся обычно на камни (датируются VII–X веками), а также деревянные постройки и предметы (календари, календарные посохи). Данное руническое письмо не имеет ничего общего с готскими рунами, однако из-за малого объема текстов оно до настоящего времени не дешифровано и говорить о его принадлежности карелам можно только условно. С первой половины XIII века и до 1930-х годов существовала письменность на основе кириллицы, в конце XIX-начале XX века активно стало развиваться книгопечатание на карельском языке с использованием кириллического алфавита. Однако литературной нормы карельского языка не существовало, что приводило к параллельному использованию нескольких вариантов алфавита. В 1931 году был составлен и внедрён латинизированный карельский алфавит. В 1937 карелький алфавит был переведён на кириллицу (схожую с алфавитами, которые использовались до революции). В 1940 году издание литературы на карельском языке прекратилось. C 1940-х годов до конца XX века – язык бытового общения, поскольку в 1940 году директивно был лишен статуса официального языка во всех национально-территориальных образованиях на территории СССР и принудительно вытеснен из всех сфер применения, кроме бытовой. Государственным языком Карело-Финской ССР был объявлен финский. В последнее время активно возрождается. На карельском языке существует теле- и радиопрограммы. Современная письменность на основе латиницы. Единый алфавит карельского языка (редакция утверждена постановлением Правительства Республики Карелия № 37-П от 16.03.2007) Библиография: КАРЕЛЬСКИЙ язык. Письменность // Википедия-свободная энциклопедия [Электр. продукт]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA
Тематические группировки
  •  
подробнее…
История финнов-ингерманландцев
Рубрики
Ижорская земля (по-шведски Ingermanland (Ингерманланд), по-русски Ингерманландия) - это территория площадью примерно в 15 тыс. кв. км, лежавшую по обоим берегам Невы между Ладожским озером и Финским заливом. Она получила свое название от левого притока Невы реки Ижоры (по-фински Inkeri). Ингерманландия уже почти три столетия не является административной единицей. С 1710 г. официальное название этой территории - Санкт-Петербургская губерния, с 1927 г. и до настоящего времени – Ленинградская область. Вследствие ее выгодного стратегического расположения на Ингерманландию претендовали многие большие державы. Почти не было столетия, чтобы ее не разоряли шведские или русские войска, уничтожая живущих там финнов. Часть Ингерманландии разделили между шведской знатью в качестве пленных земель-феодов. Новые феодалы-землевладельцы переселили на свои новые уделы крестьян из прежних поместий, часть из которых была выслана туда в наказание, кроме этого, шёл процесс спонтанного переселения жителей восточных финских провинций Швеции в эту славившуюся своими плодородными землями провинцию. Финские переселенцы в 1656 г. составили 41,1 % населения; в 1671 г. - 56,9 %; а в 1695 - уже 73,8%. Финские колонисты прибывали сначала из прихода Яуряпяя (Эуряпяя), занимавшего северо-западную часть Карельского перешейка, а также из соседних с ним приходов Яэски, Лапес, Рантасальми и Кякисальми (Кексгольм), именовались эвримейсет, т. е. люди из Эуряпяя. Одна часть эвримейсет заняла ближайшие юго-восточные части Карельского перешейка, другая расселилась на южном побережье Финского залива между Стрельной и низовьями р. Коваши. Ещё одна значительная группа эвримейсет жила на левом берегу р. Тосны и ок. Дудергофа. Группа переселенцев из земли Саво (провинции Саволакс) известна под названием савакот. В качестве третьей, обособленной группы финского населения нужно отметить финнов Куземкино (Нарвуси), проживающих между реками Нарва и Луга. Со временем различия между группами стёрлись, и образовалось единое ингерманландско-финское население (инкери), которое постоянно увеличивалось и обновлялось за счёт свежего притока прибывавших из Финляндии переселенцев. В результате Северной войны 1700-1721 гг. Ингерманландия была возвращена России, что решающим образом изменило положение ингерманландских финнов, сделав их подданными государства с чуждой культурой. В период после Октябрьской революции началось физическое истребление ингерманландских финнов. В начале 30-х гг. с первой волной спецпереселенцев, отправленных в ссылку в связи с событиями коллективизации, согласно некоторым оценкам, были насильственно депортированы из мест постоянного проживания около 18 тыс. чел. В 1935-1936 гг. под предлогом расширения пограничной нейтральной полосы из Северной Ингерманландии выселили 27 тыс. чел. К концу 30-х гг. из Ингерманландии было сослано примерно 50 тыс. чел., они рассеялись на территориях от Кольского полуострова до Дальнего Востока и Сахалина. Во время Великой Отечественной войны блокадное кольцо вокруг Ленинграда разделило надвое населённые финнами-ингерманландцами районы. Большинство финнов-ингерманландцев оказалось на оккупированных немцами территориях. В результате немецко-финских переговоров они получили возможность переселяться на жительство в Финляндию. В три потока в Финляндию было эвакуировано в общей сложности 62 848 финнов-ингерманландцев. Параграф 10 подписанного 19 сентября 1944 г. советско-финского соглашения о прекращении военных действий стал для финнов-ингерманландцев окончательным. На основании этого параграфа все ранее эвакуированные в Финляндию ингерманландцы должны были быть выданы финскими властями Советскому Союзу. Финляндия передала Советскому Союзу почти 55 тыс. финнов-ингерманландцев, судьба их трагична. Разбросанным по всему СССР финнам-ингерманландцам только в конце 40-х гг. разрешили переселиться на земли по соседству с их отчим краем - в Карельскую АССР. Разрешение вернуться в Ингерманландию было получено только в 1956. Грядущие годы покажут, какова будет участь этнической группы финнов-ингерманландцев. Окажется ли она способна сохранить свой язык, культуру, обычаи, или окончательно обрусеет, а возможно, изберёт путь массовой эмиграции.
Тематические группировки
подробнее…
Календарные обряды (водь)
Рубрики
Особо почитаемыми праздниками води были Егорьев день 23 апреля (6 мая), Иванов день 24 июня (7 июля), дни святого Ильи 20 июля (2 августа), святых Флора и Лавра 18 августа (31 августа). В день весеннего Егория — в первый день выгона скота на пастбище — молодые парни и девушки разводили на краю деревни костер, играли, танцевали и пели. В 1927 году удалось записать одну из егорьевских песен: Приходите девицы к огню, Старые старухи на бдение. Смольняки в огонь, Лен в поле, Сорную траву на межу! Кто не придет к огню, У того пусть девочка родится… В ночь Купала (Иванов день) жгли старое колесо, танцевали вокруг огня. Девушки обязательно гадали о замужестве: под крышей, куда не проникает солнце, сажали капусту, если она через девять дней не взойдет — замужем в этом году девушке не бывать. В поле из ржаных колосьев заплетали косы, если коса расплетется — быть свадьбе. Древнейший пласт дохристианских верований проявился в праздновании дня святого Ильи, когда устраивали не только «братчины» вблизи старых деревьев и «святых» мест, но и ритуальный лов рыбы. Накануне шли к ближайшему озеру или другому водному источнику, пели и молили о богатой рыбной ловле. На следующий день после молебна начинался лов рыбы, причем первую пойманную рыбу жарили и бросали назад в воду, а остальной угощались в продолжении всего дня святого Ильи. Считалось, что без этого год будет безрыбным. День святых Флора и Лавра — покровителей скота — водь отмечала подобно русским. Во время летних праздников в дом приносили растительные украшения. Особую магическую силу придавали можжевельнику, называя его «крестовым» деревом, так как на верхушке каждой шишечки есть крестообразная складка, а крест защищает от всего плохого. В Юрьев день хозяин дома вырывал можжевельник из земли с корнями и подвешивал его на чердаке (часто над местом расположения стола), что служило защитой от бед и гроз. 1. Конькова О.И. Водь //Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В.Чистов. – СПб.: Лениздат, 1992. – С. 84; 87-88. 2. Народы мира: ист. – этногр. справ. / гл. ред. Ю.В.Бромлей. – М. : Сов. Энциклопедия. – 1988. – С. 125-126. 3. Сайт vod.org.ua/index.php?t=26
Тематические группировки
подробнее…
Календарные обряды (ижора)
Рубрики
В ходе экспедиции 1999 г. в Усть-Лужской волости Кингисеппского района и в Волосовском районе Ленинградской области сотрудниками отряда были обследованы финноязычные этнические общности (водь, ижора, ингерманландские финны) и русские, населяющие Ингерманландию. Следует отметить, что население региона неоднородно по вероисповеданию: финны являются лютеранами, а водь, ижора и русские - православными. В ходе исследования календарной обрядности этих этнических общностей были выявлены следующие праздники, связанные с поминовением усопших (т.е. с посещением кладбища и совершением там определенных действий): Вербное воскресенье, Пасха, Троица, Радуница, Родительские субботы. Вербное воскресенье. У води, ижоры и русских Кингисеппского и Волосовского районов в этот день было принято посещать кладбище и приносить с собой яйца, конфеты и т.д., которые оставляли их на могилах вместе с несколькими веточками вербы. В некоторых деревнях финны также приходили кладбище в этот день (например, д. Кирьямо Кингисеппского района). В то же время в ряде деревень у финнов такой обычай зафиксирован не был (например, д. Везиково Волосовского района). Пасха. У ижоры (например, в д. Лужицы Кингисеппского района) в этот день приходили на кладбище и там поминали: приносили с собой яйца и крупу, которую рассыпали на могиле, а яйца или крошили на могиле или съедали сами прямо на кладбище (спиртное при этом не употребляли). Подобные обряды были характерны и для финнов. У води, а также у русских на Пасху кладбище как правило не посещали (информанты из Волосовского района указывают, что в этот день на кладбище ходили только староверы). На Троицу водское население Кингисеппского района на кладбище ходило и приносило с собой яйца, крашенные березовым листом в желтый цвет. В могилы втыкали веточки березы или, что характерно только для води, ставили их шалашиком вокруг креста. Та же самая информация была получена от финнов как Волосовского, так и Кингисеппского районов. Ижоры же на саму Троицу на кладбище не ходили: было принято посещать могилы накануне, в Родительскую субботу. Сведения, полученные от русского населения более противоречивы: В Кингисеппском районе на кладбище ходили не на саму Троицу, а накануне, в Родительскую субботу; в Волосовском районе в большинстве своем на кладбище русские ходили непосредственно в день Троицы. Радуница и Родительские субботы. Что касается этих праздников, то информация о них представляется более однородной: для води, ижоры и русских Кингисеппского района Лениградской области характерно существование этих праздников, а финнами эти праздники не отмечались. Таким образом, несмотря на многовековое соседство води, финнов, ижоры и русских, культурное своеобразие этих этнических общностей на примере поминальной стороны календарных праздников в значительной мере сохранилось. Были обряды, приуроченные к датам: Егорьев день – 23 апреля (6 мая). В этот день происходил первый выгон скота. Перед выгоном каждый хозяин совершал обход скота в своем дворе, взяв в зубы нож. Вечером жгли костры. К этому дню был приурочен так называемый "бабий праздник", в котором участвовали только замужние женщины. Женщины собирались в одном из домов деревни и в складчину устраивали трапезу, обязательным блюдом на которой была яичница. Иванов день – 24 июня (7 июля). В этот день в каждой деревне разжигали костры. В канун Иванова дня были широко распространены гадания девушек. Петров день – 29 июня (12 июля). В этот день посещали священные рощи, куда приносили еду и питье (это рассматривалось как жертвоприношение предкам). Ильин день – 20 июля (2 августа). В этот день происходили совместные общинные трапезы — "братчины". Для этой трапезы специально забивали быка, либо барана или свинью. Илью считали покровителем земледелия, поскольку, по народным представлениям, он посылал дождь на поля. День Флора и Лавра – 18 августа (31 августа). Этот день считали "конским праздником". В этот день пекли ржаной хлеб в форме креста, в середину которого вставляли яйцо. Яйцо получал тот человек, который ухаживал за лошадьми, а хлеб скармливали лошадям. Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.
Тематические группировки
подробнее…
Календарные обряды (ингерманландские финны)
Рубрики
В ходе экспедиции 1999 г. в Усть-Лужской волости Кингисеппского района и в Волосовском районе Ленинградской области сотрудниками отряда были обследованы финноязычные этнические общности (водь, ижора, ингерманландские финны) и русские, населяющие Ингерманландию. Следует отметить, что население региона неоднородно по вероисповеданию: финны являются лютеранами, а водь, ижора и русские - православными. В ходе исследования календарной обрядности этих этнических общностей были выявлены следующие праздники, связанные с поминовением усопших (т.е. с посещением кладбища и совершением там определенных действий): Вербное воскресенье, Пасха, Троица, Радуница, Родительские субботы. 1.Вербное воскресенье. У води, ижоры и русских Кингисеппского и Волосовского районов в этот день было принято посещать кладбище и приносить с собой яйца, конфеты и т.д., которые оставляли на могилах вместе с несколькими веточками вербы. В некоторых деревнях финны также приходили кладбище в этот день (например, д. Кирьямо Кингисеппского района). В то же время в ряде деревень у финнов такой обычай зафиксирован не был (например, д. Везиково Волосовского района). 2.Пасха. У ижоры (например, в д. Лужицы Кингисеппского района) в этот день приходили на кладбище и там поминали: приносили с собой яйца и крупу, которую рассыпали на могиле, а яйца или крошили на могиле или съедали сами прямо на кладбище (спиртное при этом не употребляли). Подобные обряды были характерны и для финнов. У води, а также у русских на Пасху кладбище как правило не посещали (информанты из Волосовского района указывают, что в этот день на кладбище ходили только староверы). 3.Троица. Водское население Кингисеппского района на кладбище на Троицу ходило и приносило с собой яйца, крашенные березовым листом в желтый цвет. В могилы втыкали веточки березы или, что характерно только для води, ставили их шалашиком вокруг креста. Та же самая информация была получена от финнов как Волосовского, так и Кингисеппского районов. Ижоры же на саму Троицу на кладбище не ходили: было принято посещать могилы накануне, в Родительскую субботу. Сведения, полученные от русского населения более противоречивы: В Кингисеппском районе на кладбище ходили не на саму Троицу, а накануне в Родительскую субботу; в Волосовском районе в большинстве своем на кладбище русские ходили непосредственно в день Троицы. 4.Радуница и Родительские субботы. Что касается этих праздников, то информация о них представляется более однородной: для води, ижоры и русских Кингисеппского района Лениградской области характерно существование этих праздников, а финнами эти праздники не отмечались. Таким образом, несмотря на многовековое соседство води, финнов, ижоры и русских, культурное своеобразие этих этнических общностей на примере поминальной стороны календарных праздников в значительной мере сохранилось. В то же время, в обрядности рассмотренных праздников у этнических общностей Ингерманландии выявлен ряд отличий. Причиной этого, не в последнюю очередь, является конфессиональная принадлежность, так как у лютеран памятных дат, связанных с поминовением усопших, было меньше. Кроме того зафиксированы локальные различия у значительных по численности этнических общностей региона: финнов (относительно обрядности Вербного воскресенья) и русских (обрядность Пасхи, Троицы). Киселев С.Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.
Тематические группировки
подробнее…
Карелы
Рубрики
КАРЕЛЫ (самоназвание – карьялайзет), этническая общность. В составе К. выделяется ряд этнолокальных групп. Карельский яз. относится к прибалт.-фин. подгруппе финно-угорской ветви уральской языковой семьи и включает три диалекта: собственно карельский, ливвиковский и людиковский. Согласно переписи нас. 2002, в РФ зафиксировано 93344 карела, в т. ч. в Лен. обл. – 2057 чел. На терр. Лен. обл. имеются два ареала компактного проживания К. Один из них образовался в XVII в. в верховьях р. Чагода (ныне – Бокситогорского р-н), где сформировалась группа тихвинских карел. Другой ареал расположен севернее р. Свирь в Лодейнопольском р-не (группа деревень Андреевщина, быв. Кондуши). Самоназв. тихвинских К. – карьялазет/кариалазет, ливвиков – ливгиляйне, ливвикёй. У тихвинских К. сформировался особый говор собственно карельского диалекта, лодейнопольские К. говорят в быту на ливвиковском диалекте. Осн. часть тихвинских К. в прошлом – старообрядцы-беспоповцы, ливвики – правосл. христиане. Осн. х-ва тихвинских и лодейнопольских К. в XIX – нач. ХХ вв. – земледелие и животноводство. Подсобную роль играли охота и рыболовство, лесные промыслы, в т. ч. лесозаготовки. Из домашних ремесел получили развитие бондарное, ткацкое произ-ва, вышивка, вязание, плетение из бересты, резьба и роспись по дереву. Преобладают дер. с прибрежно-рядовой и уличной планировками. Традиционное жилище – срубная изба западно- и севернорус. типа. Традиционный костюм близок севернорусскому. Осн. питания – мучные и крупяные изделия, а также овощи, грибы, ягоды, рыба, молочные продукты, реже – мясо. Повседневные напитки – репный квас, чай, праздничный – пиво. У ст. поколения сохр. представления о духах-хозяевах воды, леса, дома, хоз. построек. Сохр. традиция обрядовой причети, сформировались предания, бытуют сказки, малые формы фольклора. Лит.: Макаров Г.Н., Рягоев В.Д. Образцы карельской речи: Говоры ливвиковского диалекта карельского языка. Л., 1969; Рягоев В.Д. Образцы карельской речи (Тихвинский говор собственно карельского диалекта). Л., 1980; Фишман О.М. Жизнь по вере: Тихвинские карелы-старообрядцы. М., 2003. С.Б. Егоров
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Карельский государственный краеведческий музей
Рубрики
Карельский государственный краеведческий музей основан в 1871 г. и является одним из старейших музейных учреждений Северо-Запада России. Музейное собрание (160 тыс. предметов) представляет природу, археологию, историю края и города Петрозаводска, традиционную культуру русских, карел, вепсов. Экспозиции музея: "На пороге древнего мироздания" (экспозиционное исследование первобытной духовной культуры на примере петроглифов - памятников наскального искусства), "Калеватар" (интерпретация всемирно известной поэмы "Калевала", созданной на основе эпических песен карел), "Полет на высоте 300 лет" (выставка-путешествие в историю Петрозаводска), "Животный мир Карелии". Адрес музея: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пл. Ленина, 1 E-mail: kgkm@karelia.ru http://kgkm.karelia.ru Тел.: (8142) 78 27 02 Библиография: КАРЕЛЬСКИЙ государственный краеведческий музей [Электр. ресурс]. – Петрозаводск, 1998-2006. - Режим доступа: http://kgkm.karelia.ru/
Тематические группировки
подробнее…
«Карельский перешеек», национальный парк
Рубрики
«КАРЕЛЬСКИЙ ПЕРЕШЕЕК», гос. природно-национальный парк (ГПНП). Расположен на терр. Всеволожского, Выборгского и Приозерского р-нов Лен. обл. Занимает пл. 25 тыс. га. Образован решением Леноблсовета от 8 апр. 1993. В состав ГПНП входят следующие природоохранные объекты: Колтушские высоты (окрестности дер. Токкари, Орово, Лиголамби), Юкковский лесопарк (к югу и северу от дер. Юкки), болото Харвязи (р. Сестра), Гонтовое болото (между Ладожским оз. и болотом Соколье), Лазаревское болото (между р. Морье и ж.-д. веткой Борисова Грива – Ладожское оз.), Кокоревский (между пос. им. Морозова и дер. Кокорево), Приневский (правый берег Невы и ш. Петербург – Мурманск), долина р. Смородинка. Цель создания заповедника – сохр. природного потенциала уникального региона, своеобразия его ландшафтов, рельефа, вод, растительного и животного мира; улучшение экологической обстановки в сев. части региона, влияющей на экологическую ситуацию всего басс. Балтики; обеспечение рекреационных потребностей жит. Петерб. агломерации; орг-ция многопрофильных науч. иссл., создание междунар. центра экологического контроля (мониторинга природной среды); экологическое воспитание нас. В наст. время продолжаются работы по созданию ГПНП. Лит.: Особо охраняемые природные территории (ООПТ) Ленинградской области. – http://pa.iucn.ru А.А. Трипольская
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Карельский язык
Рубрики
Карельский язык (карел. Karjalan kieli) – язык карел, один из прибалтийско-финских языков. Число говорящих – около 80 тыс. человек, в том числе в России – 53 тыс. человек (по данным переписи 2002 года), в том числе в Карелии – 35 тыс. человек. Имеет три диалекта: • собственно карельский – наиболее близок к финскому языку • ливвиковский – совмещает основные черты собственно карельского диалекта и ряд особенностей вепсского языка • людиковский – имеет сильно выраженные черты вепсского языка Кроме перечисленных, существует тверской (тиверский, карел. tiverin karielan kieli) диалект языка, бытующий среди тверских карел и по своим особенностям наиболее близкий к архаичному собственно карельскому языку еще до того, как он испытал сильное влияние вепсского языка. В целом же особенностью диалектов карельского языка является то, что они значительно разнятся по структуре, лексике, фонетике и морфологии, вплоть до различий в алфавитах. Классификационные различия между перечисленными диалектами более существенны, чем, например, между русским и украинским языками, или между мокшанским и эрзянским языками мордвы. Вероятно целесообразно было бы считать всё-таки диалекты карельского отдельными языками, тем более, что внутри них существуют (или существовали ранее) отдельные субдиалекты (говоры). Собственно именно этой точки зрения придерживаются европейские лингвисты, выделяющие ливвиковский и людиковский диалекты как отдельные прибалтийско-финские языки. Карельский язык относится к прибалтийско-финской ветви финно-угорской семьи уральских языков (Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990). Отечественные языковеды выделяют 3 диалекта (наречия): собственно карельский, ливвиковский, людиковский, имеющие заметные отличия и ряд говоров. Финские исследователи считают эти диалекты самостоятельными языками, при этом в карельском языке выделяют северный и южный диалекты. В 1820 г. выполнен перевод Евангелия от Матвея на карельский язык. В 1887 г. опубликован букварь на одном из говоров тверских карел. Для этих изданий использовался русский алфавит. До 1930-х гг. карельский язык использовался преимущественно в быту. В 1930 г. был утверждён карельский алфавит на латинской основе, использовавшийся тверскими карелами до 1937 г.: велось обучение в начальной школе, издавались газеты, выпускались книги. С конца 1980-х гг. вводится изучение карельского языка в младших классах школ на территории проживания тверских карел и карел на территории Карелии. Изданы учебники, словари. С начала 1990-х гг. в Карелии издаются еженедельные газеты на собственно карельском “Vienan viesti” (“Вестник Беломорья”) и ливвиковском диалектах “Oma mua” (“Родная земля”), публикуются материалы в журнале “Carelia”, ведутся радиовещание и телепередачи. Издаются книги карельских писателей, христианская литература. Богослужение осуществляется на русском языке (см. также раздел Письменность). Библиография: КАРЕЛЬСКИЙ язык // Википедия-свободная энциклопедия [Электр. продукт]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA
Тематические группировки
подробнее…
Керамика
Рубрики
Изготовление глиняной посуды и мелкой пластики имело, судя по археологическим памятникам, многовековую историю. Орнаментированные глиняные сосуды, которые были изготовлены лепным и гончарным способом, а также глиняная зоо- и орнитоморфная пластика, стилистически сходная с поздневепсской игрушкой, были найдены в приладожских и белозерских археологических материалах. В XIX – первой половине XX в. керамическое производство сохраняло у вепсов большое значение. По сравнению с другими видами народного ремесла, рассчитанными на собственные нужды, гончарство имело у вепсов иные формы организации труда. Это были профессиональные крестьянские промыслы, продукция которых шла на сельские и городские рынки северо-западного региона. Гончарное производство было сосредоточено преимущественно в селениях по р. Ояти и в с. Рыбрека, расположенном на побережье Онежского озера. Гончарное производство, известное как «оятские промыслы», в XIX и в первой половине XX в. было сосредоточено в селениях Шапшинской волости Лодейнопольского уезда Олонецкой губернии. О размахе этих промыслов говорят следующие данные: дореволюционные материалы свидетельствуют, что за год мастеровые одного Сотского погоста Шапшинской волости вырабатывали для продажи более 400 тыс. гончарных сосудов. Позже, в 1928 г. в Оятском районе насчитывалось 194 крестьянских «горшечных». Это были двухраздельные бревенчатые постройки, в которых проходили формовка и обжиг керамических изделий. Гончарство у вепсов было семейным делом, в котором мужчины занимались формовкой и обжигом сосудов, а женщины и дети – подготовительными работами, а также лепкой мелкой пластики. Глиняные сосуды иногда орнаментировались несложными узорами. Рисунки наносились на тулово изделий разными способами: при помощи штампа или палочки, готовые изделия расписывались рожком с краской и кистью. Штампованные узоры состояли из простейших геометрических и изобразительных элементов – кружков, звездочек, птичьих лапок и пр. Рожок позволял получать рельефные узоры; кистью на верхней части тулова сосудов наносили многополосные волнистые и прямые линии, а также концентрические круги, схематичные розетки с белыми «тычками» вместо лепестков. Женщины и дети занимались также лепкой детской игрушки и мелкой пластики. Вепсская детская игрушка – это свистульки, представлявшие собой схематические образы птичек, коней, всадников, барашков и пр. Некоторые из этих образов встречались уже среди керамических изделий древнего Белоозера. Известна и камерная керамическая пластика вепсов – это реалистические образы крестьянских женщин и мужчин в народной одежде, а также близкие к натуре скульптурки водоплавающих птиц – уточек. Такая разновидность керамической пластики, в отличие от игрушки, – исторически более позднее явление. В послевоенный период гончарное производство в вепсских селениях постепенно пошло на убыль. В 1950–1960-е годы оно сохранялось еще в отдельных населенных пунктах, в частности – в селах Ефремково и Алеховщина.
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Кингисеппский историко-краеведческий музей
Рубрики
Кингисеппский историко-краеведческий музей находится в здании бывшего Ямбургского коммерческого училища, возведенного в начале ХХ века на городище крепости Ям близ реки Луги. Он располагает этнографической коллекцией, представляющей материальную культуру малой народности «ижора», издавна проживающей на территории Ленинградской области. Музейная экспозиция также рассказывает об истории Кингисеппского края, включая период Великой Отечественной войны. Рядом с музеем находится Екатерининский собор (1764 - 1782 гг.), сооруженный по указу императрицы Екатерины II архитектором А. Ринальди.
Тематические группировки
подробнее…
Колдовство, знахарство, целительство
Рубрики
На территории Сойкинского полуострова была собрана информация по духовной культуре местного ижорского населения, в том числе относящаяся к сфере народной демонологии и колдовства. У ижор сохранились представления о домовом, так называемом "земляном человеке" (maanelaa), которого представляют в образе мужчины или женщины, одетых во всё белое. При этом отмечается, что женщина-домовой строже, чем мужчина. Иногда домового отождествляют с покойником. Домовой следит за порядком и согласием в доме. Например, если люди ругаются, особенно на скот, то домовой может нанести вред скотине, постройкам. До сих пор люди считают, что домовой командует людьми и скотиной. Для того чтобы сохранять с домовым хорошие отношения и получать от него помощь (охрану скота и людей от болезней), хозяева дома ставили во все углы дома чашки с молоком. Появление домового в деревне на людях считают плохим знаком - предвестием войны или бедствий. Реже, чем упоминания о домовом, встречаются описания "пара" (para) - существа в виде огненного шара с длинным хвостом. Считается, что оно появляется в небе с северной стороны в тёмное время суток и влетает в какой-нибудь дом, из которого забирает достаток. Также многие рассказывают о колдунах, лечивших скот и занимавшихся поиском пропавшей скотины. В то же время, по представлениям местных жителей, колдуны могли и причинять вред скоту. Деятельность последнего такого колдуна относится к рубежу 1980-90-х годов. Выделяют и другой тип колдунов - "нойда" (noida), основными функциями которых считали любовную магию, наведение порчи, насылание болезней. Для наведения порчи, например, колдун подбрасывал человеку зерно или белую шерсть. Передача колдовского дара происходила, как считают, в семье колдуна через поколение. Считалось, что колдуны умирали тяжёлой смертью, если не передавали кому-либо свое знание. Теперь функции колдунов перешли к знахаркам, которые встречаются почти в каждой деревне. Они лечат людей заговорами и молитвами от таких болезней как вывихи и переломы, рожа, грудница, укусов змеи, а также занимаются снятием порчи и сглаза. Среди способов лечения - полоскание рубахи больного человека в воде святого источника, чтение заговоров и молитв (наиболее распространена - "Отче наш"). По словам знахарки, практикующей в настоящее время, у каждого знающего человека есть свои определённые заговоры. Сейчас к знахаркам обращаются также по поводу потери скота, с просьбой вылечить скотину, свести или развести людей. Им же в ряде случаев им приписывают порчу скота и людей, что объясняет двойственное к ним отношение: их уважают, стремятся сохранять с ними хорошие отношения, но при этом испытывают и некоторый страх. Семёнов И.В. Традиционные верования сойкинских ижор // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 2000 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. – С. 65.
Тематические группировки
подробнее…
Колдуны (нойды)
Рубрики
Самые непосредственные отношения с "лесной силой" имеют нойды (колдуны). Их бывает несколько на группу деревень. В 1973 г. на шесть деревень Kадвинского куста (Подпорожский район) было три нойды – двое мужчин и одна женщина. К нойдам обращаются, если теряется скот, заблудятся в лесу люди, когда долго болеют и в разных других случаях. И нойды «помогают». Рассказывают, что «метц-ижанд» (лесной хозяин) подчиняется нойдам, выполняет их требования. В д. Ладва Подпорожского района рассказывали, что местная нойда – А. З. Наумова (1887 г. рождения – маленькая старушка) очень строго разговаривает с лесным хозяином, порой кричит на него, ругает. При помощи нойды происходит также договор – «отпуск» – пастуха с «лесной силой». Он делается в строгой тайне в присутствии нойды. Пастух принимает на себя на весь пастуший сезон одно из следующих обязательств: 1) не стричь волос, ногтей, не бриться; 2) не перелезать под изгородью, а перепрыгивать через нее; 3) не ломать в лесу ничего живого, не жечь костров; 4) не резать ничего живого. «Обход» наговаривается на пастуший рожок, на кнут, на ремень и т.д. Затянет пастух на себе ремень вечером – стадо собирается. «Лесные силы» берут на себя обязательство не трогать стадо – помогать пастуху. Если же отпуск нарушается пастухом, то случается беда. П. Д. Морозов (1926 г. рождения, д. Сидорово Бокситогорского р-на) в 1971 г. рассказал, что он в юности, будучи пастухом, нечаянно нарушил «отпуск». И у него на глазах волки порезали часть стада, остальной скот загнали в болото и разогнали по лесу. При том один волк бегал прямо около него и заглядывал в глаза, как будто говорил: «Что же ты наделал?». Только с помощью стариков и нойды удалось собрать оставшееся стадо.
Тематические группировки
подробнее…
Колыбельные песни
Рубрики
Чтобы младенец уснул, его укачивали и пели колыбельные песни. Тексты вепсских колыбельных песен обычно содержали мечту о том, что ребёнок скоро вырастет и станет хорошим человеком, а также представления о сне как особом существе, которое придет к малышу, ласково называемому в песне «птичкой»: Surud, burud kulutas, Lesnikad-ne ajatas Vouktou-grivou heboizou Dubovejou korjeizou, Ilici-se puudoizes, Aleici-se aideizis. Linduizele minun Unuded-ne vedetas. Колокольчики, бубенчики слышны, Лесники-то едут На белогривой лошадке На дубовых санях, По полюшку, Под изгородями. Птичке моей Сон везут. К сожалению, вепсские колыбельные песни не собирались исследователями систематически, а случайно записанные фрагментарные тексты до сих пор не опубликованы. В настоящее время этот жанр вепсского фольклора практически полностью забыт вепсами. Так, во время экспедиции 1997 г. в с. Пяжозеро удалось записать только одну колыбельную песню (в двух вариантах), которую помнили две пожилые женщины.
Тематические группировки
подробнее…
Комплекс одежды с юбкой
Рубрики
На рубеже XIX-XX вв. женский костюм с сарафаном постепенно разрушается под давлением нового комплекса - с юбкой и кофтой. Этот процесс происходит неравномерно на вепсской территории. Первоначально он затрагивает район развитого отходничества - вепсское Прионежье. В 50-60-е годы XX в. здесь уже не было ни одного жителя, помнившего о сарафане на лямках. Это даже дало повод исследователям сделать вывод об отсутствии сарафана у северных вепсов. Среди южных вепсов, напротив, сарафан оставался достаточно долго в обиходе местного населения. Здесь еще в 80-90-е годы XX в. пожилые жители хорошо помнили об этом виде одежды. Началом изменений явилось появление в сарафанном комплексе кофты-казачка (kazack, bask, koft) с широкими рукавами и высоким стоячим воротником, которую вепсские женщины стали носить поверх сарафана. Кофту шили из ситца, коленкора, гаруса и других покупных тканей. Позже вместо сарафана стала одеваться широкая длинная юбка из 5-6 полотен с нашитыми по низу тремя или четырьмя оборками. Процесс замены сарафана юбкой отразился в народной терминологии. Так, прионежские вепсы, наряду с новым названием одежды - dubk, значительно чаще использовали для ее обозначения название предшествующего ей элемента одежды - sarafon. Такое же явление наблюдалось у белозерских вепсов: названием krasik они обозначали как сарафан, так и юбку из набивного полотна. Казачок и юбка, сшитые из материала одного цвета (малинового, ярко-голубого, светло-зеленого и т.д.), составляли пару (para). Сзади казачка по талии завязывалась бантом лента, которая обязательно была не в тон пары. Поверх юбки повязывались передники. Праздничные передники, одеваемые на пару, шились из кашемира, обычно черного цвета, обшитые кружевами. Некоторые виды верхней одежды вепсянок были такими же, как у мужчин, другие - специфически женскими. Женщины тоже носили кафтаны. Но они делались несколько короче мужских и с клиньями, пришитыми по бокам.
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Кондопожский городской краеведческий музей
Рубрики
Экспозиции: История г. Кондопоги. Быт и культура карел. – Кондопога в годы Великой Отечественной войны. – Кондопога на современном этапе. Экспозиция музея познакомит с древней историей региона, историей Кондопоги в годы Великой Отечественной войны, промышленным развитием города, культурой и традициями его народа. Экспозиция "Быт и культура карел" представлена предметами быта, орудиями труда, одеждой карельского народа и вызывает наибольший интерес посетителей музея. Привлекает коллекция утюгов и железных, и угольных, а также рубель и скалка для глажения белья. Коллекция музея насчитывает около 2000 экспонатов, собранных за годы работы музея. Это и геологическая коллекция (предметы археологических раскопок, образцы Белогородского мрамора), предметы карельского быта, фотографии и документы по истории города и района, предметы и документы периода Великой Отечественной войны и другие. В музее также собрана большая коллекция картин (живопись, графика) карельских художников, в том числе кондопожских. Адрес: 186200, Республика Карелия, г. Кондопога, ул. Пролетарская, д.1 Библиография КОНДОПОЖСКИЙ городской краеведческий музей // Сайт «Карелия 2000-Русский север» [Электр. ресурс] / А. Агальцов. – 1999. – Режим доступа: http://www.k2000.ru/museum_15
Тематические группировки
подробнее…
Корела, крепость
Рубрики
КОРЕЛА, крепость (г. Приозерск, на р. Вуокса). Ист. названия: Кякисальми («Кукушкин пролив»; карел.), Корельский город (новг.), Корела (моск.), Кексгольм (швед.). Впервые упоминается в летописи под 1143. Детинец («Старая крепость») находился на о-ве пл. 6 тыс. кв. м. Дерево-земляные укрепления построены новгородцами в 1310, в 1364 дополнены кам. башней, возведенной новгородским посадником Яковом. Раскопками обнаружены два горизонта застройки 1310-60 и 1365-80. Найдены древнерус. вещевые материалы и украшения карельских типов. В 1295, 1314 и 1337 шведы захватывали город, но новгородцы его возвращали. Швед. нападения в 1322 и 1348 были отбиты. Спасский о-в («Новая крепость») заселен в кон. XV в. Раскопки обнаружили горизонты посадской застройки 1481–1500 и 1513-25. В 1570-х посад обнесен дерево-земляными укреплениям, о-в прорезан каналом. Укрепления обоих островов приобрели бастионные очертания, на выступах-больверках появились дерев. башни, обмазанные глиной. В годы Ливонской войны крепость устояла при нападениях шведов в 1573 и 1578. В 1580 взята войсками П. Делагарди. Шведы реконструировали детинец, построив круглую двухъярусную башню над въездом (1582-85) и «Старый арсенал» (1591), на местах прежних башен были устроены рондели, полукруглые выступы стен (1585-90). Дерев. стены по гребню земляных куртин обмазаны глиной и присыпаны землей. На местах сгоревших башен Спасского о-ва устроены бастионы. По Тявзинскому договору 1595 крепость возвращена России в 1597. В 1611 шведы после шестимесячной осады захватили город. По Столбовскому договору 1617 К. к. отошла к Швеции. В XVII в. пушечные батареи были реконструированы, бастионы и куртины облицованы камнем, в детинце построены комендантский дом и комплекс казарм, на Спасском о-ве – лютеранская ц. В ходе Сев. войны в 1710 взята рус. войсками под командованием Р. Брюса. В окт. 1710 Петр I посетил крепость и дал указание о реконструкции укреплений. В память о победах над шведами юж. ворота «Новой крепости» в 1710 облицованы трофейными латами. В XVIII в. появились новые кам. постройки. Сохр. воен. значение до 1810. В 1762 в крепость на короткий срок был помещен быв. имп. Иоанн VI Антонович, с тех пор она использовалась как полит. тюрьма. С 1775 здесь длительное время находилась в заключении семья Е.И. Пугачева, в 1826-27 – декабристы М.К. Кюхельбекер, А.П. Барятинский, Ф.Ф. Вадковский, И.И. Горбачевский, А.В. Поджио, М.М. Спиридов, в 1849 – член кружка петрашевцев Р.А. Черносвитов. Раскопки проводили в 1891 Т. Швиндт, в 1972-73 и 1975-76 А.Н. Кирпичников, в 1989-90 А.И. Сакса. С 1962 работает ист.-краевед. музей. В 1970-80-е велись реставрац. работы. Лит.: Кирпичников А.Н. Башня посадника Якова в средневековой Кореле // Древняя Русь и славяне. М., 1978. С. 352-358; Кирпичников А.Н. Историко-археологические исследования древней Корелы («Корельский город» XIV в.) // Финно-угры и славяне. Л., 1979. С. 52-73; Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли. Л., 1984. С. 119-144 К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Костюм (водь)
Рубрики
До начала XIX в. сохранялся женский костюм с четкой градацией по возрастным группам: нательная безрукавная наплечная одежда, у девушек - льняная белая, у замужних - синяя суконная, поверх - короткая кофта; пожилые женщины носили одежду типа рубахи. Головные уборы включали жесткие и полотенчатые формы. Характерны несколько типов передника, одновременное ношение нескольких поясов, набедренники, нагрудники, украшенные вышивкой, нитью, бисером, раковинами каури. Водь, жившая по р. Луге, носила поверх рубахи несшитую юбку, заимствованную у западной ижоры. Во II половине XIX в. обычным становится русский сарафан. Библиография: Общественно-политическая и культурно-просветительская газета «Бизнен Юл» : Водь // http://beznen-yul.narod.ru/strana/vod.htm
Тематические группировки
подробнее…
Краткий разговорник (ижора)
Рубрики
Huvast! - До свидания! Kaikkia huvvaa!- Всё хорошо! Andagaa antiiks! - Извините! Leiba soola! - Приятного аппетита! Passibo! - Спасибо! Lakkaatta too iroraks? - Вы говорите по-ижорски? Nii -Да. Ei - Нет. Библиография: 1. Uurali keelte sonastik. - Tallinn, 2004. 2. Краткий разговорник ижорского языка // http://www.finnougoria.ru/community/folk/5/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=343&ELEMENT_ID=2191
Тематические группировки
подробнее…
«Крестовый камень» Тиверска
Рубрики
У карел не было больших капищ. Обычно возле каждого маленького селения находился большой камень, который и становился священным для жителей этого селения. О таких камнях пишут и священники и этнографы. Даже в 19 в. финский археолог и этнограф Т. Швиндт пишет: "В Сорола на мысу, в изгибе пролива напротив слободы Лахденпохья, был большой жертвенный камень, на который клали много приношений". Одна группа жертвенных камней выделяется особо. Это жертвенные камни с выдолбленными на их поверхности ямками (чашками). В настоящее время на Карельском перешейке известно 26 таких камней. Большинство из них находятся в Саккола, Ряйсяля и на п-ове Суотниеми в окрестностях Приозерска. Почти все - это валуны оставшиеся после Ледникового периода. Камни с чашечками имеют высоту от 30 до 270 см и большинство из них имеет плоскую или слабо выпуклую верхнюю поверхность. В среднем имеется 7 - 8 чашечек, но есть и камень с 24. Их появление на Карельском перешейке связывают с переселенцами из Западной Финляндии. В 9-11 вв. эти камни появляются и на Карельском перешейке. Появление чашечек на камнях эстонские этнографы объясняют следующим образом. Когда умирал человек, его сжигали, а пепел хоронили неподалеку от большого камня. На камне в память об этом человеке делали небольшое углубление. Раз в год, родственники этого человека собирались у этого камня. Они пили молоко и ели кашу, а в углубление клали зерна и капали молоко. Это была жертва в память их предка. Еще одна интересная группа камней - камни с крестами. Появление крестов на камнях чаще всего относят к периоду борьбы с язычеством в 16 в. В грамоте архиепископа Макария говориться: "И как нам священник Илиа с тою святою водою от нас к вам приедет, и вы б игумены, и священники, и диаконы, с нашим священником с Ильею и с теми нашими детми боярскими, часа того, по всем своим приходом всем православным христианом велели събиратись, купно всем им, единодушно и тщателно, по всем тем чюдцким и ижерским местом, в селех и в деревнях и в лесех, те скверные молбища, камение и древеса, везде разоряти и истребляти в конец и огнем жещи". Известный финский археолог Пирьо Уйно упоминает о трех случаях, когда кресты высечены на камнях с чашечками. Это камень на п-ове Суотниеми неподалеку от Приозерска, камень возле Kaskaala Pienaution в Рауту и камень в Kaskaala Mietoisenaho в Рауту. Известно много случаев, когда кресты высечены на камнях без чашечек. Например это камень находящийся на Тиверском городище, или камень неподалеку от п. Терву в окрестностях п. Куркийоки. В этом случае с большой вероятностью можно говорить о том, что это тоже жертвенный камень. Некоторые жертвенные камни особенно знамениты. Это, например, "конь-камень" на о. Коневец. Это огромный валун, по форме напоминающий голову коня. По преданию окрестные карелы ежегодно приносили на нем в жертву коня. Часто камни причудливой формы использовали в качестве приметы, когда закапывали клад. В народных предания говориться о кладах спрятанных вблизи Алласкиви ("Корыто-камень"), Сатулакиви ("Седло-камень") и Аканкиви ("Бабий камень"). Часто приметные камни использовали для обозначения границы. Каждый карельский род имел свое клеймо. Обычно это была простая геометрическая фигура, которую было легко вырубить топором на дереве. Такой знак служил обозначением границы земельных владений. Но, в особо ответственных случаях, такое клеймо вырубалось на камне, как например в п. Лапинлахти, в окрестностях п. Куркийоки. Приметные камни были использованы и для проведения государственных границ. Это знаменитый "Солнечный камень" неподалеку от п. Лосево. Этот камень упоминается в описании границы 1323 г. между шведским и новгородским государством: "От реки Сестры на мох. Посреди мха гора. Далее до реки Саи. От Саи на Солнечный камень. От Солнечного камня на Красную Щель. От Красной Щели на озеро Лембо. Далее на мох Пехкей. Далее на озеро Кангасярви. Далее на Пуронярви. Далее: Янтоярви. Далее Тожеярви. Далее Сергилакши. Далее Самосало. Далее Жити. Далее Кореломошки. Далее Колемакошки. Далее Патояки. Далее Каяно море". Библиография: ПЕТРОВ И. О камнях Карельского перешейка и Северного Приладожья // Информ. сайт города Приозерск Ленинградской области [Электр. ресурс] / Е. Кулаков, С. Панченко, С. Войтович. - 2000-2007. – Режим доступа: http://www.priozersk.ru/1/text/0202.shtml
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Кузнечное дело
Рубрики
У карел в прошлом были широко распространены добыча руды и кузнечное ремесло. Причем развитию кузнечного дела способствовало наличие так называемой болотной руды, добываемой и обрабатываемой примитивным способом. О наличии металлообрабатывающего производства еще в древности свидетельствует обилие железных поделок местного изготовления, найденных в курганах и могильниках, это подтверждают документы более позднего времени. Не случайно, что один из основных героев «Калевалы» Илмаринен - искусный кузнец. С.Гадзяцкий справедливо отметил, что «техника в этих промыслах со времен Илмаринена не изменилась вплоть до второй половины XIX века». Карельские кузнецы в XIX веке из добытой и выплавленной руды изготовляли различные предметы, необходимые для хозяйства: одни делали земледельческие орудия (сошники, косы, топоры, заступы), коровьи колокола, подковывали лошадей и т.д.; другие оковывали сани, тарантасы, телеги и т.д.; третьи, преимущественно в северной Карелии, - различные вещи для мореходных судов и охотничьи ружья, которыми снабжали своих земляков и поморов. Все ремесленники, а особенно кузнецы-судостроители, пользовались большим уважением у местного населения, находясь как бы на правах деревенских аристократов. Но кузнечное ремесло развивалось неодинаково в разных районах. В пограничных с Финляндией карельских волостях кузнечное дело было развито очень слабо, поэтому карелы вынуждены переплачивать финнам за железные изделия. В Олонецкой Карелии славились своим ремеслом самбатукские и улванские кузнецы. Выделкой коровьих колоколов занимались в основном карельские кузнецы из Коткозерской, Рыпушкальской, Видлицкой и Ведлозерской волостей Олонецкого уезда. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 53-59.
Тематические группировки
подробнее…
Кузнечные изделия
Рубрики
Кузнечные изделия (ножи, огнива, ключи), которыми пользовалось население р. Ояти в X–XIII вв.,разнообразны. Было проведено металлографическое исследование структуры кузнечных изделий и получены интересные результаты. Оказалось, что использовались те же технологические схемы, что и в древнерусском кузнечном ремесле. Наиболее распространена, хотя и чрезвычайно трудоемка, технология трехслойного пакета. В центре изделия с выходом на лезвие располагалась стальная полоса, а по бокам – две железные. Получалось самозатачивающееся лезвие. Однако стремление к рациональному расходованию металла привело к более экономичной технологии: вварка стального лезвия в железную основу, торцовая наварка стального лезвия на железную основу предмета (со временем стальная полоска утончалась). Изготовлялись цельностальные клинки и цельножелезные изделия. Широко применялась термическая обработка. Оятские кузнецы осваивали позаимствованную у ладожских мастеров сложную технологию. В пользу местного изготовления ножей свидетельствует наличие брака. Так, у шести ножей сделанных по схеме трехслойного пакета, лишь на одном кузнец ошибся – вместо центральной стальной полосы вставил железную, в то время как по краям наварил высокоуглеродистую сталь. В местных же традициях выполнены пластинчатые кресала.
Тематические группировки
подробнее…
Курганы
Рубрики
Юго-Восточное Приладожье и район Прионежья (реки Сясь, Тихвинка, Капша, Паша, Воронежка, Оять, Свирь, Олонка, Тулокса, Видлица и северное побережье Онежского озера) в X – XIII вв. были территорией сосредоточения курганов – погребальных памятников, оставленных прибалтийско-финским населением, по мнению большинства исследователей, предками современных вепсов, до сих пор живущих на р. Ояти. Очень важным для доказательства принадлежности оятских курганов летописной веси является исследование гидронимии р. Ояти. Самыми древними оказались саамские названия водных объектов, за ними по времени идут вепсские гидронимы и, наконец, русские, которые появляются примерно в XI–XII вв., но их немного. Курганы р. Ояти X–XIII вв. полнее, чем памятники других районов Юго-Восточного Приладожья и Прионежья, характеризуют культуру древних вепсов. Курганы – небольшие округлые насыпи высотой 0,6–3 м, диаметром 5–12 м (иногда и больше) – содержат захоронения умерших. По представлениям той поры, умирая, люди меняли только жилище и в загробном мире продолжали ту же жизнь, что и на земле, поэтому умершего сопровождали те же вещи, которыми он пользовался при жизни. Женщина погребалась в праздничной одежде, украшенной бронзовыми и серебряными ювелирными изделиями, мужчина – с оружием. Внутреннее устройство кургана с очагом, сопровождавшимся бытовым инвентарем, напоминало жилище. К середине 1980-х на р. Ояти раскопано 247 курганов, содержащих богатый инвентарь.
Тематические группировки
  •  
подробнее…
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14