Тематические группировки
/
справочник "Малочисленные коренные народы Ленинградской области" /
народы
Курганы южного Приладожья | |
Рубрики | |
КУРГАНЫ ЮЖНОГО ПРИЛАДОЖЬЯ (конец IX – начало XIII вв.), принадлежат т. н. приладожской чуди, потомки которой приняли участие в формировании вепсов и карел. Возможно, это были «колбяги», смешанное финно-скандинавское население, поставлявшее воинские отряды для княжеских походов. Изучались со второй половины XIX в. (Д. Европеус, Н.Е. Бранденбург, В.И. Равдоникас, А.М. Линевский, С.И. Кочкуркина, В.А. Назаренко и др.). Раскопано более 600 насыпей в 140 могильниках, расположенных по берегам рек Паша, Сясь, Тихвинка, Оять, Свирь и их притоков. Они отличаются от древнерусских курганов. В основе погребального ритуала лежит идея загробного жилища с очагом в центре, разделенного на мужскую (восточную) и женскую (западную) половины. Первоначально покойников кремировали, в XI в. появляется обряд трупоположения. На очаге устанавливали набор погребальной посуды (котел, горшки, железную сковороду) и лопату для разгребания углей. Обнаружены одновременные захоронения, когда женщину умерщвляли для сопровождения мужчины в загробный мир, и разновременные. Мужские захоронения иногда сопровождались погребениями коней и отсеченных человеческих голов. В погребения укладывали богатый инвентарь (оружие, конская упряжь, орудия труда и охоты, предметы быта, домашняя утварь, украшения). Оружие подвергалось порче. После завершения ритуала в ровике вокруг насыпи разжигали очистительный огонь. Появление курганной обрядности было инициировано влиянием культуры сопок и появлением среди местного прибалтийско-финского населения скандинавов – посредников в меховой торговле в обмен на оружие и украшения. Центр новой общности сформировался близ слияния рек Паша и Сязнига (укрепленное поселение у д. Городище). Большую роль играли связи с соседней Ладогой. В XII – начале XIII вв. повсеместно распространяются одиночные погребения, где покойник помещен в могильную яму и ориентирован головой на запад, что характерно для древнерусского сельского населения. Лит.: Кочкуркина С.И. Юго-Восточное Приладожье в X–XIII вв. Л., 1973; Мачинский Д.А. Колбяги «Русской правды» и приладожская курганная культура // Тихвинский сборник. Вып. 1: Археология Тихвинского края. Тихвин, 1988; Назаренко В.А. Приладожская чудь // Финны в Европе. Вып. 2. М., 1990. С. 82-93 К.М. Плоткин | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Курные избы | |
Рубрики | |
На Сойкинском полуострове и на реке Коваши у ижор даже в 1920-е годы сохранялись курные (т. е. топившиеся по-черному) избы с печами без колпака, подвесным котлом и красиво изогнутой деревянной лежанкой старинной конструкции. Деревянные детали черных печей, украшенные изящной резьбой, черный от копоти, маслянисто блестевший потолок и удивительная чистота в ижорском доме производили на исследователей чарующее, сказочное впечатление. Порой оно усиливалось внешним видом дома: частые в прежние времена в этой местности соломенные крыши сверху прижимались длинными жердями, верхние концы которых, перекрещенные над гребнем крыши, были оформлены в виде птичьих голов и носили название «харакка» (т. е. «сорока»). Вечерами на фоне заката ряды парных птичьих голов четко вырисовывались над каждым домом. До наших дней подобные дома не сохранились. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. С. 89–109. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Кякисалми-Корела (Корельский город) | |
Рубрики | |
Крепость Корела была центром племенного объединения корел. Наиболее масштабные работы здесь были проведены в 1970-х гг. (А. Н. Кирпичников) и в 1989—1990 и 1992—1993 гг. (А. И. Сакса). В результате этих раскопок вскрыты древнейшие горизонты культурного слоя на крепостном острове, выявлена хорошая, сопоставимая с новгородской, сохранность дерева и других органических остатков, а также зафиксированы следы ремесленного производства, собрана богатая коллекция предметов материальной культуры. На этом фоне в новом свете предстают также данные летописных источников, рассказывающие о событиях, связанных с Кякисалми-Корелой. К настоящему времени раскопками исследованы все культурные слои древнего города. Нижний, лежащий на материке (голубая глина), слой датируется первой половиной — серединой XIII в. Расплывчатость в датировке происходит от объективных причин: древесина, которую можно датировать с точностью до года рубки дерева, не всегда имеет такую сохранность, при которой остаются неповрежденными внешние кольца и даже кора. Первые известия о карельском укреплении в устье Вуоксы связаны с попытками шведов взять под свой контроль приладожскую (восточную) часть Корельской земли, центром которой являлась небольшая островная крепость. Попытка эта не удалась: новгородцы, осознав опасность, шведов прогнали и крепость основательно укрепили. По прошествии пятнадцати лет, в 1310 году, как теперь уже документально подтверждено, на этом же месте были построены новые укрепления, ставшие опорой новгородской власти в Карелии. Археологические раскопки прояснили историю городка на Вуоксе. Благодаря исключительной сохранности дерева все периоды его строительной истории, начиная с карельского племенного центра, относящегося ко времени не позднее первой половины XIII в., и продолжая известным по летописи временем его укрепления в 1295 и 1310 гг., хорошо фиксируются в культурных напластованиях крепостного двора. Некоторые вопросы возникают в трактовке слоя крупнозернистого песка мощностью до 0,5 м, перекрывавшего самый ранний строительный горизонт. Его характерной особенностью является большое количество керамики, исключительно круговой, щепы, залегающей также и слоями, оплавленных кусочков бронзы и целых изделий из металла, рыболовных грузил и поплавков. Особо следует отметить, что среди вещей, значительную часть которых составляли украшения (в том числе и карельских типов), имеются формы, бытовавшие задолго до основания поселения и могильника. Для могильников эпохи меровингов и эпохи викингов в Восточной Финляндии и Карелии характерно именно малое количество керамики. Еще одно наблюдение, сделанное в процессе раскопок, свидетельствует о сложной гидрологической ситуации в устье Вуоксы при слиянии её с Ладогой, постоянно изменяющемся уровне воды в реке. Проведенные нами замеры показали, что на момент формирования нижнего строительного горизонта, залегающего на глубине около трех метров от современной дневной поверхности, уровень воды в Вуоксе был всего лишь на 34 см ниже уровня упомянутого горизонта. В дальнейшем тенденция сводилась к повышению уровня, что вынуждало постоянно укреплять берег, существенно также поднимая его, что хорошо видно на планах и разрезах раскопа. По-видимому, в процессе одной из таких подсыпок на край острова была принесена земля (крупнозернистый песок) из центральной части острова либо из какого-то другого расположенного неподалеку места. Такого рода подсыпки делались неоднократно, причем земля бралась из одного места, что видно как по характеру песка, так и по находимым в нем вещам. Библиография САКСА, А. И. Средневековая Корела. Формирование этнической и культурной общности. (Корельская земля новгородских летописей): [Кякисалми-Корела (Корельский город)] // Информ. сайт города Приозерск Ленинградской области [Электр. ресурс] / Е. Кулаков, С. Панченко, С. Войтович. - 2000-2007. – Режим доступа: http://www.priozersk.ru/1/text/0041.shtml САКСА, А. И. Средневековая Корела. Формирование этнической и культурной общности. (Корельская земля новгородских летописей) // Вуокса. Призерский краеведческий альманах. Вып. 2. – СПб.: Б&К, 2001. – Том 1. – С. 95-112, илл. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Ландшафтная археология округа Суотниеми в нижнем течении Вуоксы | |
Рубрики | |
Под округом Суотниеми понимается окрестности современного поселения (турбазы) Яркое с прилегающими островами. Поселок Яркое находится в настоящее время в 6 км к западу от города Приозерска - районного центра Ленинградской области, именовавшегося в прошлом Корела, Кякисалми и Кексгольм. Поселок стоит на мысу Суотниеми, далеко вдающемся в широко разливающуюся здесь реку Вуоксу. В средние века эта территория была географическим центром ареала расселения племенного союза корелы и именовалась "Собственно Карелия" - Варшинайш-Карьяла, в отличие от других земель, видимо заселенных карелами несколько позднее. Впервые открыл для археологии комплекс памятников Суотниеми патриарх исследования этих мест Петер Теодор Швиндт во второй половине XIX века. В сезон 1886 г. он проводил раскопки в окрестностях Суотниеми и обнаружил могильник, в котором вскрыл пять захоронений. П.-Т. Швиндт считал обнаруженный им могильник карельским, однако обращает на себя внимание то обстоятельство, что все пять наугад раскрытых могил содержали следы захоронений фактически по пяти разным обрядам - трупоположение с ориентацией север-юг, трупоположение видимо в колоде, парное трупосожжение, трупоположение в срубе, и пятый - некий трудноидентифицируемый ритуал, возможно тоже трупоположение. При этом, трупоположение мередианальной ориентации со сломанным мечом характерно для викингов и хазар (у последних такие захоронения могли также принадлежать норманнским наемникам), шейная лента у мужчин характерна как имитация шейной гривны для средневековых балтов, а кольчатые фибулы - для готов, трупоположения в колоде характерны для вятичей и, в более ранний период, - для сарматов (что, впрочем, маловероятно), трупоположение в срубе действительно характерно именно для средневековых карел, парные кремации имеют аналоги у летописной води, раннесредневековых русов и, значительно ранее, - у скифов, расчленение костяка представляло собой архаичный ритуал у средневековых армян. Позднее берестяные изделия из могильника А. Н. Кирпичников интерпретировал как типично словенские. В общем, получается полный средневековый "интернационал". На основании результатов этих раскопок П.-Т. Швиндт реконструировал "карельский костюм", однако кажется странным, что он не обратил внимание на такое разнообразие погребальных ритуалов. Гораздо проще было бы предположить, что могильник этот использовался около какого-то крупного торгового поселения, и хоронили в нем своих соплеменников все по своим обрядам. Таким торговым городом как раз и могла быть Корела. Интересно, что в позднесредневековых летописях вполне серьезно упоминалось о том, что легендарный князь Рюрик был похоронен именно в окрестностях Корелы, вполне возможно, что и на могильнике Суотниеми, поскольку других могильников подходящего возраста в этих местах не обнаружено. Библиография Корявцев-Игнатьев П.М. Ландшафтная археология округа Суотниеми в нижнем течении Вуоксы [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://perpettum.narod.ru/vuoksa2.htm Корявцев-Игнатьев П.М. Ландшафтная археология округа Суотниеми в нижнем течении Вуоксы [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://www.antisys.narod.ru/LARS.html | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Ларин Параске | |
Рубрики | |
«Ларин Параске – замечательная сказительница наших дней, достигшая настоящих высот певческого искусства. Для современного поколения она является образцом совершенного мастерства, которое может быть доступно только выдающемуся певцу. Творчество Параске – это лучшее из того, что собрано у народных сказителей из областей издавна славившихся своим музыкальным искусством. Её поэзия включает в себя значительную часть рун Восточной Ингерманландии и Южной Карелии – певческих областей, в которых были обнаружены стихи, составившие сборники «Калевала», «Кантелетар» и «Лйдсуруно» Историк Оскар Реландер, 1894 г. Параске Никитична родилась в начале 1830 г. в Северной Ингерманландии, в Лемболово (Лемпаала). Православная ижорка, она уже в молодом возрасте была известна, как одаренная певица. Позже она вышла замуж в Финляндию в Саккола. С Параске работали несколько собирателей, но лишь настоятель прихода Саккола Ад. Неовиус наиболее основательно записал её песни. Во время продолжительной совместной работы с Параске им было записано от неё более 1300 различных песен. Позже, после переезда Неовиуса из Саккола в Порвоо, Параске жила у него три года. Портреты Параске написаны финским художником А. Эдельфельтом. Ларин Параске, к сожалению, более известна в Финляндии, чем на своей родине. Там ей установлен памятник, о ней написан роман и снят фильм. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Лексика вепсского языка | |
Рубрики | |
Основную часть вепсской лексики составляют слова общефинно-угорского (аhttа - "развешивать", еladа - "жить", jaug - "нога", tа - "земля", kuldа - "слышать" и т.д.), прибалтийско-финского (hul’ - "губа", kоrv - "ухо", janis - "заяц", аsttа - "идти" и т.д.) и собственно вепсского периодов (cigicаinе - "черная смородина", jоnikаinе - "голубика", cарtа - "резать", cibudа - "качаться" и т.д.). Корневых слов вепсского периода не очень много. Заметное место занимают многочисленные древние заимствования: балтийские (lоhi - "лосось", hеin - "сено", hеrnеh - "горох", kirvеz - "топор", hеit - "родня", hаtbаz - "зуб" и т.д.), германские (hutаl - "хмель", tеrd - "мережа", аhj - "очаг", kuld - "золото", rаhа -"деньги" и т.д.) и славянские (gоtin - "гумно", lava - "хлев", sirр - "серп", аzrаg -"острога", ikun - "окно", раgаn - "поганый, язычник", rist - "крест" и т.д.). Немало русских заимствований и более поздних периодов как из севернорусских диалектов, так и из литературного языка. | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Лесной промысел | |
Рубрики | |
Основным доходным промыслом у карел был лесной: рубка и сплав леса, заготовка дров на продажу и работа на лесопильных заводах. Работа в лесу производилась сезонно и основывалась на применении ручного труда. Каждый лесопромышленник имел в волости приказчиков, под началом которых находились десятники, руководившие непосредственно работой в лесу. Лесные рабочие были рубщиками, возчиками и сплавщиками леса, набиравшимися в основном из крестьян-бедняков. Заготовка леса велась в зимнее время. Рубили выборочно, чаще всего вблизи селений и ближе к рекам и озерам. Рубщик срубал деревья, а возчик отвозил их на биржу. Лесозаготовка производилась примитивным способом и проходила в чрезвычайно тяжелых условиях. До начала XX в. лес рубили топором, и только в начале XX в. стали пользоваться поперечными пилами. Бревна вывозили на санях, волоком. Вывезенный лес сваливали на берегу реки или озера, откуда с наступлением навигации сплавляли к лесопильным заводам. Сплав леса организовывал «рядчик». Еще зимой он нанимал артель сплавщиков-гонщиков. Сплав начинался во время появления «форсовой» воды, т.е. половодья, и продолжался до глубокой осени. Лес сплавляли по озёрам «в кошелях» в виду отсутствия течения, а по рекам – «молем» (россыпью). Доставка леса кошелем – самая простая и дешёвая, но она возможна лишь вблизи берегов. «Кошелём» называется замкнутая цепь из плавающих бревен, концы которых крепко связаны гибкими прутьями или корневищами. Внутри кошеля бревна плавают свободно. Впереди кошеля ставился особый плот-головня, на котором располагалась харчевня, состоящая из двух частей – в одной хранился провиант, а в другой жили артельщики. Труд в лесу и на сплаве был очень тяжелым. Однако, несмотря на это, лесной промысел давал крестьянам возможность заработка, чтобы расплачиваться с налогами и покупать самое необходимое для семьи. Каждый сплавщик, кроме хозяйственных харчей, получал от 2,5 до 3 рублей в неделю; на дорогу рядчик выдавал каждому гонщику по 1 рублю. В общей сложности рабочий на сплаве получал около 40 рублей в сезон. С каждым годом росло число крестьян, уходивших на промысел в лес. В начале XX в. количество лесных рабочих достгало 50000 человек, а в предвоенные (до Первой мировой войны) годы равнялось четверти населения Олонецкой губернии. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 46-53. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Лесосплав и транспортировка грузов | |
Рубрики | |
Еще в XX веке в прилужских деревнях занимались лесосплавом. На Курголовском полуострове ижоры строили лодки («лайбы») и другие мелкие суда. Владельцы парусников подрабатывали перевозкой дров, гравия, дикого камня и других грузов в Петербург. Этот промысел был традиционным, ведь еще в ХII–XIII веках ижоры, жившие на берегах Невы, занимались перевозом грузов даже по Волхову. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. : ил. С. 102-104 | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Липповский могильник | |
Рубрики | |
Могильник в деревне Липпово расположен в центре деревни, на крутом склоне глинта, распашка которого привела к исчезновению каменных крестов, когда-то бывших здесь, по сообщениям местных жителей. Выявлено 14 погребений с ориентировкой умерших, приближенной к западной. Обнаружены: бронзовые нательные кресты, две проволочные серьги, русские монеты 1734 и 1735 гг., остатки кожаной обуви типа постол. Из случайных находок происходят железный рабочий топор, бронзовые шведские монеты 1634–1660 гг., половина бронзовой круглой пластинки и подвеска из свинцовистого серебра, два бронзовых нательных креста, бусина желтого стекла, большое количество фрагментов неорнаментированной гончарной керамики. Конькова, О. И. Исследования ижорских средневековых могильников. Итоги и перспективы // Современное финно-угроведение. Опыт и проблемы : сб. науч. тр. / Музей этнографии народов СССР ; под ред. О. М. Фишмана, Е. А. Рябинина, И. В. Дубова. – Л., 1990. – С. 31–35. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Лодки | |
Рубрики | |
Летний лов рыбы обычно проводился на лодках. До войны использовали весельные и парусные лодки с одной или двумя мачтами и парусами двух типов: треугольным кливером и большим парусом прямоугольной или трапециевидной формы. На таких лодках было до восьми весел; они не имели палубы, кубрика и других построек. Грузоподъемность лодок достигала 1,5 тонны, скорость - 10-20 км/ч. С середины 1930-х гг. широко стали использовать моторные лодки. На них ставили моторы мощностью 6 л.с., и скорость достигала 18 км/ч. После войны появились мотоботы с моторами 9 л.с., а позже и до 80 л.с. На мотоботах была палуба и каюта. Сейчас лов осуществляется тральщиками. Толмачева, Е. Б. Рыболовство у ижорского и русского населения Сойкинского полуострова // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 2000 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях). IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. : ил. С. 102-104 | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Лужицкая складчина 2000 г (деревне Лужицы 500 лет) | |
Рубрики | |
Девиз праздника: "Нас мало, но мы есть!" На фото: • На праздник собралось более 300 человек • Староста деревни - Ягодников Ф.В. с праздничным пирогом "500" • Импровизированное выступление кракольских ваддя под руководством Цикало Е.И. • Ижорский ансамбль "Рыбачка" под руководством Костровой Е. Библиография: Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/ | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Лужицкая складчина 2001 г (деревне Лужицы 501 год) | |
Рубрики | |
Девиз праздника: "Наше богатство - наша культура". На празднике демонстрировались водские экспонаты, старые фотографии, видео и ауди- материалы с рассказами и песнями деревенских жителей из первого Водского музея. 52 местных жителя подписали Обращение к депутатам всех уровней с просьбой уберечь от вырубок наш деревенский лес, как историческую реликвию с его Шведским кладбищем, Мызным садом, каменными ансамблями и т.д. На фото: • У первого Водского музея • Лужицкое застолье вскладчину Библиография: Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/ | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Лужицкая складчина 2002 г (деревне Лужицы 502 года) | |
Рубрики | |
Девиз праздника: "Покой нам только снится!" 7 сентября 2001 года первый Водский музей был сожжён. На празднике демонстрировались новые экспонаты второго Водского музея. Знакомились с материалами ЦГИА о самой маленькой помещице Ямбургского уезда, род которой продолжает жить в Лужицах, а так же с материалами эстонской (водской) экспедиции 1942-1943 г.г. На фото: • Первый экспонат нового (второго) музея - свадебный костюм Фуко Маре • "Деревня моя повидала немало печалей и бед..." • "Я в лица уверовал эти..." • Первое вытупление "Линнуд" Библиография: Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/ | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Лужицкая складчина 2003 г (деревне Лужицы 503 года) | |
Рубрики | |
Девиз праздника: "Каждый человек даже самой маленькой национальности должен чувствовать себя в России комфортно, как дома". Из речи В. В. Путина о национальной политике в России. Праздник совпал с Петровым днём. Петров день был престольным праздником в д. Лужицы. Впервые на празднике были представлены водский герб, гимн и флаг, продемонстрирован праздничный обряд поклонения кресту и иконе. К празднику издана первая книга водских сказок на водском языке с русским переводами, восстановлены народные костюмы. На фото: • Деревенская святыня • Водские костюмы конца XVIII века • Водский флаг Библиография: Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/ | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Лужицкая складчина 2004 г (деревне Лужицы 504 года) | |
Рубрики | |
Девиз праздника: "Молодёжь - наше будущее". Каковы традиции воспитания детей в водской культуре? Как они передаются в лужицких родах? Мы гордимся нашими детьми. В культуре каждого коренного народа заложена прекрасная основа для воспитания детей в трудолюбии, уважении к природе и человеку. На фото: • Совместное выступление Линнуд и эстонского ансамбля "Вяйке Хеллеро" • Лужицкие дети Библиография: Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/ | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Лужицкая складчина 2005 г (деревне Лужицы 505 лет) | |
Рубрики | |
Девиз праздника: "Сбережение народа". Поддерживаем предложенную А. И. Солженицыным национальную идею для нашего государства: "Сбережение народа". 26 августа 2005 года была зарегестрирована организация "Общество Водской Культуры". В ОВК вошли энтузиасты, которым дорого водское наследие и знатоки водского языка и культуры. На фото: • Самый веселый момент праздника - приход Чуд • Водская свадьба в исполнении Чуд - невеста, подружка невесты, "красный Зорро" Библиография: Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/ | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Лужицкая складчина 2006 г (деревне Лужицы 506 лет) | |
Рубрики | |
Девиз праздника: "Нас много, а смерть одна - всех не возьмёт". Водская пословица от Огру Нестеровой. Открытие нового Водского музея в д. Лужицы, презентация Водских проектов. На фото: • Оргкомитет праздника • "Среди болот зыбучих И чащ лесных дремучих Скрывалась непонятная, таинственная чудь..." • "Не верьте в эти сказки Стоим мы перед вами, Потомки гордых ваттов..." • Ансамбль Линнуд на празднике • За праздничными столами в новом музее • Филологам и художникам есть что обсудить за праздничным столом • Приход Чуд Библиография: Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/ | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
«Лужицкая складчина» (водь) | |
Рубрики | |
«…Это очень весёлый и жизнерадостный народ, который время от времени устраивает себе весёлые праздники». Пастор Трефурт. 1783 г. Ежегодно, начиная с 2000 года, в июле, в деревне Лужицы проходит водский праздник "Лужицкая складчина". Его часто называют "праздником деревни", т.к. новая традиция связывает его с первым письменным упоминанием деревни Лужицы в Переписных оброчных книгах 1500 года. В программе праздника рассказы о древней и современной истории водского народа, о жизни водской деревни и о судьбе её жителей; выступления фольклорных коллективов и застолье вскладчину. Одним из самых ярких эпизодов праздника является " хождение чудами". Библиография: Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/ | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Луукка Мария | |
Рубрики | |
Марию Луукку считают одной из самых одаренных певиц западной Инкери. Она родилась в 1849 или 1850 г. в деревне Кайболово (Кайпаала) в Куземкино (Нарвуси), ныне Кингисеппский район. В 18 лет она вышла замуж за уроженца Приморска (Койвисто) Туомаса Туули. В своей местности Мария считалась искусной целительницей и очень разносторонней и талантливой певицей. Из финнов-рунопевцев Куземкино она напела больше всех рун. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Люлька | |
Рубрики | |
До момента вставания ребёнка на ноги его главным местом обитания в избе была люлька (katte, kattud, baju). Люлька мастерилась отцом или дедом новорожденного, а затем передавалась по наследству от старших детей к младшим. На территории проживания северных вепсов наибольшее распространение получили колыбели в виде четырехугольного ящика, несколько расширенного к изголовью, у средних и южных вепсов – зыбки, плетеные из бересты. В люльке всегда прятали различные обереги для ребенка: медвежий коготь, хлеб или железный предмет. В некоторых вепсских деревнях в люльку клали сороку с ячменными зернами, чтобы ребёнок рос каждый день, как «росток ячменного семени». | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Масленица (карелы) | |
Рубрики | |
Масленица отмечалась обрядовым печением блинов, готовились по возможности и другие праздничные блюда, кроме мясных, которые согласно установкам православной церкви были исключены уже с масленичной недели. Однако стол должен был быть богатым, чтобы таковым стал и последующий период. Характерный для Масленицы народный обычай - катание с гор с целью обеспечить "долгий лен", т.е. урожай льна, - был распространен среди южных карел. Масленичные катания на лошадях проводились повсеместно. Сани празднично украшали, девушки при катании пели народные протяжные песни. Масленица была завершением зимнего периода. После Масленицы наступали семь недель Великого поста; строго соблюдался пост в Страстную Неделю, и особенно в Страстную Пятницу. Приближение весны, весьма поздней в Карелии, было временем, когда внимательно следили за различными признаками ее наступления. Одной из примет было появление перелетных птиц. Первым, как и положено, появлялся жаворонок, затем кулик, о котором говорили, что он прилетел "толкать льды". Затем прилетали ласточки, лебеди и гуси. Существовало своеобразное поверье, что перелетные птицы в этот период могли причинить вред, сглазить человека, и поэтому следовало принимать меры предосторожности. Оберегом в этом случае служили хлеб и соль. Из дома выходили, обязательно съев хотя бы ломоть хлеба. Следует заметить, что такой обычай был известен и финнам. Библиография: КАЛЕНДАРНАЯ обрядность и праздники карел // Портал Vottovaara [Электр. ресурс]. – Республика Карелия, г. Петрозаводск. - Режим доступа: http://vottovaara.ru/karelia/obrad/kalenveps.html | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Мебель | |
Рубрики | |
Количество подвижной мебели в крестьянской избе было весьма ограничено. В первую очередь следует отметить стол, который обыкновенно ставился торцовой частью к среднему окну или к простенку между окнами. С конца XIX века в жилищах появился диван-кровать, его делали из дерева и красили в красный или бордовый цвет. Кроме дивана-кровати, зажиточные крестьяне и купцы имели железные кровати, городскую мебель, филенчатые двери и карнизы; стены оклеивались обоями, пол и потолок окрашивался краской. В горнице почти всегда было много цветов, висели лубочные картины, зеркала. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 86-119. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Мельников Онтропо | |
Рубрики | |
Онтропо Мельников был современником и земляком Ларин Параски, и в детстве они пели вместе. Он родился в деревне Соффолово (Сохвола) прихода Вуолы в 1834 г. Онтропа считают самым искусным певцом в Северной Ингерманландии. Он был крепостным, и его жизнь была тяжелой. В 1859 г. за пение рун собирателю Саксбеку он понес публичное наказание розгами во дворе мызы. Его отец был великим рунопевцем, от него и сын научился петь свои руны. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Мельницы | |
Рубрики | |
Зерно молотили на водяных мельницах. Мельницы строили на порожистой речке. В плане они имели форму квадрата. Внутри мельницы делалось два этажа. На первом находилось водяное колесо, а второй этаж, разделенный на две половины, был предназначен для жернова и хранения мешков с мукой. На речном пороге стояли две-три мельницы, которые принадлежали отдельеым хозяевам. Рядом с мельницей, если она стояла в стороне от деревни, имелась избушка, где ночевали крестьяне, привезшие зерно на помол. Ветряные мельницы имели место только у карел, живущих на Олонецкой равнине. Библиография Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этонографический очерк / Р.Ф. Тароева; Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т литературы и истории. – М.-Л.: Наука, 1965. – 223 с. Стр. 86-119. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Места проживания | |
Рубрики | |
В XVIII – начале ХХ веков ижора расселялась в пределах современной Ленинградской области (западные районы и южная часть Карельского перешейка) чересполосно с русскими, ингерманландскими финнами, водью. Современная ижора проживает на южном побережье Финского залива в Ломоносовском районе Санкт-Петербурга и Кингисеппском районе Ленинградской области (в основном, в деревнях Сойкинского полуострова и нижнего течения реки Луги). В составе ижоры выделяют пять этнографических групп в соответствии с диалектными различиями: сойкинская (население Сойкинского полуострова), хэвасская (окрестности реки Коваши - по-фински Хеваа), нижнелужская (низовья реки Луги), оредежская (верхнее течение реки Оредеж), ижоры Карельского перешейка (К ХХ веку практически полностью были ассимилированы русскими и ингерманландскими финнами). Библиография: 1. Историко-культурный атлас Республики Коми. - М., 1997. 2. Большая Ижора // www.izora.spb.ru 3. Места проживания ижор // http://www.finnougoria.ru/community/folk/5/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=343&ELEMENT_ID=2185 | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Места расселения | |
Рубрики | |
Местом расселения водского народа за несколько столетий до современной эпохи были территории от Северо-Восточной Эстонии до Ладожского озера, а на юге тянулись до самого Новгорода. Однако в XIX-XX вв. водь жила только в деревнях Западной Ингерманландии, к северо-востоку от Нарвы. Осенью 1990 г. финские учёные получили от официальных советских властей информацию, что в Советском Союзе проживает 67 человек водской национальности. Библиография: 1.Финно-угорский информационный центр // http://www.finugor.ru/ 2. Историко-культурный атлас Республики Коми. – М., 1997. 3. Общественно-политическая и культурно-просветительская газета «Бизнен Юл» : Водь // http://beznen-yul.narod.ru/strana/vod.htm | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Мифология, язычество | |
Рубрики | |
В 1541 г. М. Агрикола, основатель финской книжности и основоположник литературного языка, в стихотворном предисловии к переводу „Псалтыря" впервые перечислил ряд имен языческих божеств у карел и финского племени хяме (емь). В перечне называются божество леса и охоты Тапио, божество воды и рыбной ловли Ахти, "сыны Калевы", которые "косили луга", Вяйнямейнен (Ainemoinen), который "ковал песни", Ильмаринен, который ведал погодой и "приводил к месту путников". Все эти имена встречаются в карело-финской эпической поэзии, о бытовании которой в народе Агрикола, видимо, знал, поскольку слитно с нею бытовала и языческая мифология. В качестве церковного деятеля Агрикола осуждал язычество, боролся с ним. После перечисления языческих божеств следовало восклицание: "Не глупый ли это народ, верующий в них и поклоняющийся им! Дьявол и грех довели их до такой веры. На могилы усопших приносили они пищу, причитали и плакали там". Характерно, что формально Агрикола был склонен описывать языческие обычаи в прошедшем времени - пусть как недавнее прошлое, но все же прошлое. "Еще недавно, во времена папизма, - писал он, - люди открыто либо тайно поклонялись вместо Бога природным стихиям — огню, воде, земле, деревьям... Но теперь пусть каждый почитает только Отца, Сына и Святого духа". Около 1583 г. Я. Финно, тоже церковный деятель, издал первый на финском языке сборник духовных песен со своим предисловием, которое представляло собой первое в истории финской литературы рассуждение о поэзии. Автор проводил грань между "божественной" (церковной) и "безбожной" (фольклорно-языческой) поэзией. О бытовании последней в предисловии давались уже более подробные сведения. В народе "постыдные" языческие песни пелись "на праздниках и в поездках, ради времяпровождения и веселья", люди "состязались друг с другом в песнопении". При всем идеологическом неприятии язычества Финно косвенно признавал высокие эстетические достоинства народных песен. По словам автора предисловия, бес был столь лукав, что выковал для певцов самые лучшие слова; они слагали песни быстро и складно, народ запоминал их быстрее и охотнее, чем церковные тексты. Э.Г. Карху. Карельский и ингерманландский фольклор. СПб., Наука. – 1994. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Мобильный музей «Коренные народы Петербургской земли» | |
Рубрики | |
В середине декабря 2006 г. открылся интерактивный мобильный музей «Коренные народы Петербургской земли», созданный как просветительская передвижная выставка, которую можно развернуть в любом месте – от городских музейных залов до сельских клубов, школ, библиотек. Музей создан Петербургским обществом ингерманландских финнов «Инкерин Лиитто» при поддержке комитета по молодежи и связи с общественными организациями Правительства Санкт-Петербурга. Его создавали представители коренных народов Петербургской земли – финнов, ижор и води. Всего в создании музея приняли участие более ста человек. Автор и руководитель проекта – научный сотрудник музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН Ольга Конькова. 28 февраля 2007 года, в День Калевалы, музей открылся как выставка музея антропологии и этнографии. Музей содержит редкие бытовые вещи рубежа XIX – XX веков. На стендах размещены более тысячи уникальных фотографий и рисунков. Во время создания музея была проделана огромная работа по воссозданию народных костюмов ингерманландских финнов, води и ижор. Многие комплексы народной одежды были буквально воссозданы по отдельным фрагментам, сохранившимся в музеях Финляндии и Эстонии. Ярким дополнением, вызывающим небывалый интерес не только у детей, но и у взрослых служат жанровые кукольные сцены («Иванов день у финнов – эурямейсет», «Рождество у финнов-савакот» и др.). Деревянные куклы выполнены в народной технике, у них настоящие «финские» лица, а их народную одежду со всеми мельчайшими деталями и вышивками, сшили участники группы реконструкции одежды. Восхищение зрителей неизменно вызывает необычная карта расселения коренных народов Петербургской губернии – она выполнена настоящей ингерманландской мастерицей Лильей Шуваловой в старинной технике лоскутного шитья. Надписи на карте заслуживают особого внимания: для них был специально разработан шрифт на основе старинных ингерманландских знаков собственности – «талонмеркит». Понять историю и культуру Ингерманландии помогает и необычное музыкальное сопровождение: известный музыкант Н. Кочетков, работающий и с ингерманландским хором «Пиетрин куоро» и с фолькгруппой «Корпи», создал специальный диск, где шум моря сменяется старинными наигрышами на пастушьей трубе, а стук дождя перекрывается древними финскими и ижорскими песнями. Мобильный музей должен обогатить культуру Петербурга и Ленинградской области, раздвинуть горизонты нашей истории, включив в нее самобытную и пока малоизвестную культуру и историю коренных народов нашей земли. Библиография: 1. Митюрин Д. Наша инициатива // Соседи: Ингерманландия – история, культура, современность: [Сборник].[СПб.], 2002. – С. 9-11. 2. Сакса Л. Музей коренных народов Петербургской земли в Кунсткамере // Инкери. – 2007. - № 1. – С. 2-3. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Могильник Кекомяки-5 | |
Рубрики | |
Для костюма из могилы Кекомяки-5 была характерна такая цветовая гамма: юбка, украшенная двухцветной каймой, наплечная накидка с бахромой и головной платок темно-коричневые. В детском же погребении отмечена длинная юбка, наплечная накидка, но не было головного платка и передника. Видимо, эти детали одежды не носились подростками. Головной платок и покрывало принадлежали замужним женщинам. Из предметов украшения в могиле найдены серебряная круглая нагрудная и две овально-выпуклые фибулы с плетеным узором (тип F), бронзовая подковообразная выпуклая застежка карельского типа, спиралевидные цепедержатели, пять различных бусин, двухголовая коньковая шумящая подвеска, маленький нож со следами кожаных ножен и т. д. Библиография С.И.Кочкуркина. Корела и Русь / С.И. Кочкуркина; Академия Наук СССР. – Л.: Наука, 1986. -141 с. Стр. 64-74. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Могильник Кекомяки-6 | |
Рубрики | |
Костюм из Кекомяки-6 включал серую юбку, окаймленную жгутом, скрепленную овально-выпуклыми фибулами со звериным орнаментом, от которых спускались Ф-образные пронизки, ажурные держатели цепей. Цепочкой с висевшим на ней ножом в ножнах заканчивалась лишь правая сторона гарнитура. Серая наплечная накидка скреплялась подковообразной выпуклой фибулой карельского типа. Синий передник был отделан одинарной каймой из бронзовых спиралек. С правой стороны пояса свисали две орнаментированные круглые пластинчатые подвески. В качестве шейного украшения использовалась обшитая тканью берестяная лента, украшенная серебряными пластинками, у ворота — медальон с изображением Марии Оранты. Синий головной платок скреплялся сюкерё и пластинчатой подковообразной фибулой карельского типа. На левой руке — серебряный перстень. Библиография С.И.Кочкуркина. Корела и Русь / С.И. Кочкуркина; Академия Наук СССР. – Л.: Наука, 1986. -141 с. Стр. 64-74. | |
Тематические группировки | |
подробнее… |